Иллюстрации к повести “детство” горького (картинки, рисунки, кадры из фильма)

Детство Горького

Б.А. Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького “Детство”. 1948

О бабушкином, дедушкином, зверином и о том, кого из писателей получается вообразить ребенком

21 марта 2017 Игорь Зотов

Не верится, что вы тоже были маленьким, такой вы — странный. Как будто и родились взрослым. В мыслях у вас много детского, незрелого, а — знаете вы о жизни довольно много; больше не надо, – говорил Толстой Горькому во время одной из их встреч в Крыму в 1901 году.

Будущему буревестнику революции было тогда за тридцать, Повесть “Детство” своего великого собеседника он, разумеется, уже читал, а вот своего личного “Детства” еще не написал. Горький начнет его в Италии уже всемирно знаменитым 45-летним писателем. И нет сомнений, что то был, пусть и запоздалый, но ответ Толстому – настолько непохожи две эти повести.

Обратите внимание

На эту книгу мы наткнулись случайно – в нижегородском музее Горького “Домик Каширина”, в котором и начинаются описанные в повести события. Там все осталось по-прежнему, как и полтора века назад, да и пейзаж вокруг дома мало в чем изменился: неприютные и пыльные улицы и дворы. Разве что торчат кое-где современные дома да машины снуют.

Тот же у забора желтый дубовый крест, который насмерть придавил самого первого приятеля маленького Алеши Пешкова – Цыганка. Конюшня, понятно, пустует, а в соседнем, тоже музейном дворе памятник юному Горькому, вдохновенному, “со взором горящим”. Представить себе подобный в Ясной Поляне невозможно.

Да и вообще, отчего-то сложно вообразить маленьким именно Толстого, а не Горького.

Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького “Детство”. 1948

Значит ли это, что Лев Николаевич ошибался в своей оценке Горького? Отнюдь.

Слава Толстого-писателя началась именно с “Детства”, которое он написал молодым – чуть за двадцать – человеком. Не то чтобы его воспоминания о детских годах были свежее горьковских, нет.

Дело в другом: “Детство” Толстого – повесть о том, как человек становится человеком, расписанная если не по дням, то по многим этапам этого сложного процесса. Толстого интересует прежде всего внутреннее состояние души, ее диалектика. У Горького все совершенно иначе.

Его повесть – это предельно реалистичное описание быта одной нижегородской семьи, быта, по жестокой оценке самого автора, “звериного”, быта, которым, по его мнению, живет вся Россия.

Толстой ловит и воспроизводит малейшие шевеления души, мельчайшие свои и чужие поступки. Именно в его “Детстве” появился тот самый поток сознания, на котором построен эпохальный “Улисс” Джеймса Джойса. Горький же сознательно ничего этого не отлавливает, ему события детской жизни интересны в качестве кусочков колоссальной мозаики под названием “русская жизнь”.

Толстой подметив “звериность” в себе самом, всю оставшуюся жизнь будет изживать ее изматывающим самосовершенствованием. Горький предпочтет другой путь: исправление самой жизни, а, следовательно, и жизни других людей.

Важно

И если Толстой упорно будет держаться своего пути, то Горький будет метаться от крайности к крайности, от Данко к Луке, от богоискательства к оправданию ГУЛАГА и газетному воплю если враг не сдается, его уничтожают…

  Других – слишком много, да и хотят они слишком разного.

Савелий Сорин. Портрет М.Горького, 1902.

 США Сан-Франциско Fine Arts Museum

Я не смог отказать себе в удовольствии купить эту книжку, настолько она показалась стильной – вышло это издание “Детства” еще в 1948 году в Детгизе с иллюстрациями Бориса Дехтерева, а в 1998 году к 130-летию Горького в Нижнем ее переиздали. Тем же вечером в гостинце я начал ее читать, покуда не потускнели еще картины домика Каширина и всего города.

Тем же вечером я нашел для себя одно из объяснений горьковской раздвоенности. Разумеется, истоки всего в детстве. У Горького, пусть и описавшего его четыре десятилетия спустя, можно услышать множество отголосков детских впечатлений.

 Через всю книгу проходят признания мальчика в любви к бабушке, а равно настороженно-любопытное отношение к дедушке, который воспитывал по-звериному – бил смертным боем.

Несколько раз Горький прибегает к прямому сравнению своих родственников, а самое любопытное из них это:

Я очень рано понял, что у деда — один бог, а у бабушки — другой. […]

Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской божией матери, она (бабушка – И.З.) широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала:

— Богородица преславная, подай милости твоея на грядущий день, матушка!

Кланялась до земли, разгибала спину медленно и снова шептала все горячей и умиленнее:

— Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..

Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием.

— Сердечушко мое чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое, мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!

Совет

С улыбкой в темных глазах и как будто помолодевшая, она снова крестилась медленными движениями тяжелой руки.

— Исусе Христе, сыне божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери твоея ради…

Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.

Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького “Детство”. 1956. Картинная галерея, Красноармейск

А вот и дедушкин Бог:

Дед, поучая меня, тоже говорил, что бог — существо вездесущее, всеведущее, всевидящее, добрая помощь людям во всех делах, но молился он не так, как бабушка.

Утром, перед тем как встать в угол к образам, он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку за жилет, осторожно, точно крадучись, шел к образам. Становился он всегда на один и тот же сучок половицы, подобный лошадиному глазу, с минуту стоял молча, опустив голову, вытянув руки вдоль тела, как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:

— «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, — даже мухи жужжат осторожнее.

Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно.

— «Напрасно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся…»

И еще:

Рассказывая мне о необоримой силе божией, он всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот согрешили люди и — потоплены, еще согрешили и — сожжены, разрушены города их; вот бог наказал людей голодом и мором, и всегда он — меч над землею, бич грешникам.

— Всяк, нарушающий непослушанием законы божии, наказан будет горем и погибелью! — постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он.

Мне было трудно поверить в жестокость бога. Я подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить мне страх не пред богом, а пред ним.

Обратите внимание

Разве не напоминает  это “несдающегося врага”? Слишком рано и сразу с головой погрузился Алеша Пешков в звериный русский быт, но противоядие, которое выработалось в душе у ребенка, иной раз оборачивалось у взрослого Горького врожденной, вероятно, бабушкиной жалостливостью, но часто и благоприобретенной дедушкиной жестокостью. Сам он называл себя человеком неверующим. Оба эти и многие другие качества Горький, очень большой художник, сумел воплотить на бумаге одинаково убедительно.

Кукрыниксы. М. Горький. Шарж. 1932

Повесть я дочитал, уже вернувшись в Москву. Она многое добавила впечатлениям от путешествия в Нижний, сделало их объемными, что ли, помогла сравнить две эпохи. Звериность жизни ведь никуда не делась, просто приняла за эти полтора века иные обличья.

Потребность человека в изживании собственной “звериности” – тоже. Ощущение от повести получилось, кажется, сильнее, чем в школьные годы. Но все же ощущение это скорее этнографическое, в отличие от толстовского, психологического.

 Споря с Толстым, Горький в одной из статей проницательно отмечал:

Оригинальнейшая черта русского человека, – в каждый данный момент он искренен. Именно эта оригинальность и является, как я думаю, источником моральной сумятицы, среди которой мы привыкли жить. Вы посмотрите: ведь, нигде не занимаются так много и упорно вопросами и спорами, заботами о личном “самосовершенствовании”, как занимаются этим, очевидно бесплодным, делом у нас.

Мне всегда казалось, что именно этот род занятий создает особенно густую и удушливую атмосферу лицемерия, лжи, ханжества. Особенно тяжелой и подавляющей эта атмосфера была в кружках “толстовцев”, людей, которые чрезвычайно яростно занимались “самоугрызением”.

Очерк “Лев Толстой”, написанный десять лет спустя после смерти Льва Николаевича, Горький вдруг завершил неожиданным признанием: 

А я, не верующий в бога, смотрю на него почему-то очень осторожно, немножко боязливо, смотрю и думаю: “Этот человек — богоподобен!”

Но дальше-то будут и “враг”, и ГУЛАГ – и так всю жизнь: между бабушкиным не дай обидеть никого, и дедушкиным наказан будет горем и погибелью…

Источник: http://www.kultpro.ru/item_662/

Презентация по литературе “Тяжёлые картины детства (по произведению М. Горького “Детство”)

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе “Тяжёлые картины детства (по произведению М. Горького “Детство”)

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Максим Горький «Детство». Тяжелые картины детства. 7 класс
2 слайд Описание слайда:

«Свинцовые мерзости русской жизни» Повесть «Детство» (1913 г) Нередко я плакал, читая, – так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они.

И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький Портрет Горького работы В.Серова 1905г.
3 слайд Описание слайда:

Встреча с писателем Портреты художников Бродский И.И. 1937 Борис Григорьев П.Д.

Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.

Горький
4 слайд Описание слайда:

Читайте также:  История создания рассказа "антоновские яблоки" бунина, прототипы героев

Как вы понимаете слово Детство?
5 слайд Описание слайда:

Важно

Повесть – это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, и обычно меньшее по объему. В отличие от рассказа сюжет повести состоит из нескольких цепей событий.

Автобиографический характер повести. Что такое повесть?
6 слайд Описание слайда:

Особенность этой повести в том, что она автобиографическая. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий.

Повесть написана от первого лица, авторское «я» – это Алеша Пешков, он и автор, и повествователь.
7 слайд Описание слайда:

Место действия повести М.

Горького «Детство» Дом деда Каширина Автобиографический характер повести: Нижний Новгород Василий Каширин Акулина Ивановна Варвара Васильевна Максим Савватиевич Пешков
8 слайд Описание слайда:

Повесть «Детство» автобиографическая.

Но почему же мы считаем создание автора не просто автобиографией, а именно художественным произведением? Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни, написанное, как правило, в публицистическом стиле, тогда как в повести есть много доказательств художественности текста: эпитеты, метафоры, сравнения, описания внешности героев, лирические отступления, размышления героев, диалоги и т.д. Задачей Горького было не только рассказать о своем детстве, но и обобщить все негативные стороны жизни целого социального слоя. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху

9 слайд Описание слайда:

Герои повести Алёша Дед Каширин Бабушка Акулина Ивановна Мастер Григорий Иванович Дядья Михаил и Яков Подмастерье Ваня Цыганок Нахлебник Хорошее Дело
10 слайд Описание слайда:

– смерть отца – отчаяние матери – рождение и смерть маленького братика Максима Какой отклик находят эти события в душе Алеши? Основные события 1-ой главы
11 слайд Описание слайда:

Знакомство с бабушкой – какой представляется бабушка Алеши?
12 слайд Описание слайда:

Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом». Жизнь у нее действительно «темная»: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту,
13 слайд Описание слайда:

Образ матери – Что вспоминает Алеша о своей матери? Почему матери не хотелось возвращаться в дом отца? Как мы можем описать ее настроение и состояние, опираясь на текст? Мать редко выходила на палубу, молчала. «Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…». Мать считала Алешу виноватым в смерти ее мужа, отца мальчика, поэтому была так молчалива и грустна. К тому же в семье Кашириных были разногласия из-за раздела наследства.
14 слайд Описание слайда:

Совет

Для матери Алеши дорога – это путь назад , в тяжелое прошлое , а чем является для бабушки путь по Волге? Она была привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего».

15 слайд Описание слайда:

Для Алеши эта дорога – путь к какой-то иной, новой, незнакомой жизни, к будущему, дорога надежды. – оправдались ли эти надежды? – какой увидел семью Кашириных Алеша? – почему бабушка называет свою семью «неумным племенем»? А для Алеши дорога была…
16 слайд Описание слайда:

– Какое первое впечатление производят на Алешу родственники? «Дед с матерью шли впереди всех. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась».
17 слайд Описание слайда:

Каким Алеша увидел дом, двор деда Каширина? Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою…». Вывод: Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, как-то сразу почувствовал холод, одиночество, неприязнь. Ему не понравились все его родственники и только бабушка оставалась единственной надеждой на спасение в это мрачном мире.
18 слайд Описание слайда:

Тяжелые картины детства «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие…» М.Горький «Детство». 2 глава Кадры из к/ф «Детство Горького»
19 слайд Описание слайда:

Дед Каширин и его сыновья – внешность  Есть ли развернутый портрет деда?
20 слайд Описание слайда:

– Какое возникло у Алеши к нему отношение? (Неприязнь. Стр.26) – Когда неприязнь ощутилась особенно остро? После наказания.
21 слайд Описание слайда:

Глава II: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью  темная  жизнь  „неумного  племени“…»)

22 слайд Описание слайда:

-история с праздничной скатертью – наказание детей
23 слайд Описание слайда:

Озаглавьте эту сцену В центре – на скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка мальчика, а над ним неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим.
24 слайд Описание слайда:

– Какое чувство появилось у Алеши после наказания? Алеша повзрослел и стал особенно чуток ко всякой боли и обиде
25 слайд Описание слайда:

какое влияние на формирование характера Алеши оказали Цыганок и постоялец Хорошее Дело?
26 слайд Описание слайда:

Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие.
27 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Выводы – какие важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами? – как автор объясняет, почему надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”?

28 слайд Описание слайда:

Выводы. Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И необходимость оставаться человеком во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации. Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами: – научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение. М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять Чем заканчивается повесть “Детство”?
29 слайд Описание слайда:

Рефлексия – прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе? – что в его характере для этого есть? В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.
30 слайд Описание слайда:

Рефлексия -Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?- В каких произведениях о детстве решается та же проблема? 
31 слайд Описание слайда:

уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых. Именно благодаря мудрости бабушки, герой из рассказа В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” усвоил жизненные уроки: – поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; – очень трудно признаться в содеянном; – душевное раскаяние мучительно и невыносимо; – раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.

32 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Составить синквейн «Детство» Читать стр.85-89 
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-tyazhyolie-kartini-detstva-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-detstvo-1577253.html

Презентация на тему: Детство Максим Горький

Презентация на тему: Детство Максим Горький

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Детство Максим Горький

№ слайда 2

Описание слайда:

Максим Горький Художник В. А. Серов. 1905 г.

№ слайда 3

Описание слайда:

Бабушка Иллюстрация художника Б. А. Дехтерева к повести М. Горького «Детство»

№ слайда 4

Описание слайда:

Бабушка на пожаре

№ слайда 5

Описание слайда:

Алёша и бабушка

№ слайда 6
№ слайда 7

Описание слайда:

Дед Каширин

№ слайда 8

Описание слайда:

Дом Каширина

№ слайда 9

Описание слайда:

На пароходе

№ слайда 10

Описание слайда:

Отъезд хорошего Дела

№ слайда 11

Описание слайда:

Пляска бабушки

№ слайда 12

Читайте также:  История создания "повестей белкина" пушкина: замысел, история написания и публикации

Описание слайда:

Порка детей

№ слайда 13

Описание слайда:

Ссора в доме деда

№ слайда 14
№ слайда 15

Описание слайда:

Обучение грамоте

№ слайда 16

Описание слайда:

Тестовый вопросВ какой город плыл Алеша на пароходе? (По повести М. Горького «Детство»)

№ слайда 17

Описание слайда:

Тестовый вопрос3 Чей это портрет: “Сухонький старичок… с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками…”? (По повести М. Горького «Детств о» А) Мастера Григория ИвановичаБ) Хорошего ДелаВ) Деда

№ слайда 19

Описание слайда:

Тестовый вопрос4 Кого называла бабушка “диким племенем”? (По повести М. Горького “Детство”). А) ЦыганкаБ ) ДядьевВ) Алешу с матерью

№ слайда 20

Описание слайда:

Памятник Горькому Скульптор В. Мухина. 1952 г.

Важно

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/detstvo-maksim-gorkijj.html

Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка

Презентацию на тему Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 33 слайда.

Слайд 1

Из русской литературы 20 века

М. Горький. Повесть «Детство ». Изображение внутреннего мира подростка

Выполнила: Гессель Т.И.

Слайд 2

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”. Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

Слайд 4

Домик Каширина в Н.Новгороде

Слайд 5

Слайд 6

«Детство»

Слайд 7

Слайд 8

Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.

Слайд 10

1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом деда).

2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного племени».

3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича. 4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных (пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с «улицей»… 8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.

Слайд 11

Совет

Иллюстрация “Дед порет Алёшу” В центре – на скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка мальчика, а над ним неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим, слева – окаменевшая от ужаса и страха мать Алёши. И никаких деталей. Светлый рисунок обнажает страшную действительность дома Кашириных.

Слайд 15

«Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. В ней описываются быт и жестокие нравы мещанской среды, в которой вынужден расти мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша сталкивается со многими людьми, и хорошими, и плохими.

Но есть среди них человек, которому принадлежит особая роль. Это бабушка Акулина Ивановна.

Бабушка всегда остается в центре его внимания, являясь посредником между мальчиком и большим миром, от нее Алеша получает самые ценные жизненные уроки.

Слайд 17

Бабушка – «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…». В ее облике Алешу особенно притягивают глаза и улыбка.

Через глаза бабушка «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». А когда она улыбалась, этот свет становился невыразимо приятным. От других людей бабушку отличала и манера разговаривать.

«Она говорила ласково, весело, складно… как-то особенно выпевая слова».

Слайд 19

Алешина бабушка – необычный, одаренный человек. Большое влияние на формирование характера мальчика оказали ее сказки и истории из жизни, «тоже подобные сказке».

«Сказки она сказывает тихо, таинственно…слушать ее невыразимо приятно…, а про деловую жизнь семьи…она говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали».

Эти рассказы помогают Алеше не привыкнуть к серой будничной жизни, которая его окружает, и пробуждают в нем уверенность, что можно жить по-другому.

Слайд 21

Яркий характер бабушки проявляется и в том, как она танцует. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Для нее танец не просто движение тела, а наполненное внутренним смыслом действие. Этот танец интересен всем. Еще Акулина Ивановна искусная кружевница.

Обратите внимание

Плести кружева она научилась в детстве, чтобы помочь матери зарабатывать на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу, и к Акулине стали обращаться все, кому требовалась «хорошая работа». Это искусство пригодилось бабушке в дальнейшем, когда дед отказался ее «кормить».

Слайд 23

Бабушка – самый добрый человек среди Кашириных. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли. Она всем старается помочь, поддержать, ухаживает за больными, лечит детей, разбирает семейные споры и ссоры. Точную характеристику ей дает мастер Григорий: «Она вроде святой, хоть и вино пьет, табак нюхает. Блаженная как бы».

Слайд 27

Слайд 28

«В людях»

Слайд 29

Слайд 30

Человек у Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни”

Слайд 32

— Возлюби ближнего твоего, — сказано нам. — За что? — спрашивают скептики и пессимисты. Следует ответить: — За великий труд, совершенный в веках, за тот труд, который непрерывно совершается изо дня в день, за то неуклонное стремление ко благу, которое живет в каждом из нас и которое однажды сделает потомков наших добрыми, сильными, счастливыми людьми. М. Горький

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/12323-gor-kiy-povest-detstvo-izobrazhenie-vnutrennego-mira-podrostka.html

Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка

Cлайд 1

Из русской литературы 20 века М. Горький. Повесть «Детство ». Изображение внутреннего мира подростка Выполнила: Гессель Т.И.

Cлайд 2

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”. Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

«Детство»

Cлайд 7

«Детство»

Cлайд 8

Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.

Cлайд 9

Cлайд 10

1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом деда). 2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного племени». 3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича. 4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных (пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с «улицей»… 8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.

Cлайд 11

Иллюстрация “Дед порет Алёшу” В центре – на скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка мальчика, а над ним неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим, слева – окаменевшая от ужаса и страха мать Алёши. И никаких деталей. Светлый рисунок обнажает страшную действительность дома Кашириных.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

«Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. В ней описываются быт и жестокие нравы мещанской среды, в которой вынужден расти мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша сталкивается со многими людьми, и хорошими, и плохими. Но есть среди них человек, которому принадлежит особая роль. Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка всегда остается в центре его внимания, являясь посредником между мальчиком и большим миром, от нее Алеша получает самые ценные жизненные уроки.

Cлайд 16

Cлайд 17

Бабушка – «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…». В ее облике Алешу особенно притягивают глаза и улыбка. Через глаза бабушка «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». А когда она улыбалась, этот свет становился невыразимо приятным. От других людей бабушку отличала и манера разговаривать. «Она говорила ласково, весело, складно… как-то особенно выпевая слова».

Cлайд 18

Cлайд 19

Алешина бабушка – необычный, одаренный человек. Большое влияние на формирование характера мальчика оказали ее сказки и истории из жизни, «тоже подобные сказке». «Сказки она сказывает тихо, таинственно…слушать ее невыразимо приятно…, а про деловую жизнь семьи…она говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали». Эти рассказы помогают Алеше не привыкнуть к серой будничной жизни, которая его окружает, и пробуждают в нем уверенность, что можно жить по-другому.

Cлайд 20

Cлайд 21

Яркий характер бабушки проявляется и в том, как она танцует. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Для нее танец не просто движение тела, а наполненное внутренним смыслом действие. Этот танец интересен всем. Еще Акулина Ивановна искусная кружевница. Плести кружева она научилась в детстве, чтобы помочь матери зарабатывать на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу, и к Акулине стали обращаться все, кому требовалась «хорошая работа». Это искусство пригодилось бабушке в дальнейшем, когда дед отказался ее «кормить».

Cлайд 22

Cлайд 23

Бабушка – самый добрый человек среди Кашириных. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли. Она всем старается помочь, поддержать, ухаживает за больными, лечит детей, разбирает семейные споры и ссоры. Точную характеристику ей дает мастер Григорий: «Она вроде святой, хоть и вино пьет, табак нюхает. Блаженная как бы».

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Cлайд 27

«Детство»

Cлайд 28

«В людях»

Cлайд 29

«В людях»

Cлайд 30

Человек у Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни”

Читайте также:  Мораль басни "рыцарь" крылова (анализ, суть, смысл)

Cлайд 31

Cлайд 32

— Возлюби ближнего твоего, — сказано нам. — За что? — спрашивают скептики и пессимисты. Следует ответить: — За великий труд, совершенный в веках, за тот труд, который непрерывно совершается изо дня в день, за то неуклонное стремление ко благу, которое живет в каждом из нас и которое однажды сделает потомков наших добрыми, сильными, счастливыми людьми. М. Горький

Cлайд 33

Источник: http://bigslide.ru/literatura/42918-gorkiy-povest-detstvo-izobrazhenie-vnutrennego-mir.html

«Борис Дехтерёв — художник любимых книг»

Сегодня в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается выставка Бориса Дехтерёва.

Представлено около 300 произведений автора, выполненных в различных техниках: акварели, гуаши, темпере, угле, и др.

Сегодня, 22 мая, в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки (Гороховский пер.

, 17) открывается выставка «Борис Дехтерёв — художник любимых книг». С нее начинается выставочный цикл «Мастера книжных иллюстраций».

В экспозиции представлено около 300 произведений автора, выполненных в различных техниках: акварели, гуаши, темпере, угле, и др. Среди работ — учебные рисунки художника: портреты в карандаше, наброски, зарисовки рук из собрания коллекции Анастасии Архиповой. Большинство произведений широкому зрителю представлено впервые.

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, Борис Дехтерёв (1908–1993) вошел в историю графического искусства как один из лучших мастеров книжной иллюстрации.

На протяжении 32 лет (с 1945 года) Борис Александрович работал главным художником крупнейшего издательства «Детская литература» и одновременно вел отделение книжной графики в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

Можно сказать, «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны. Он всегда говорил учащимся, что художнику необходимо стремиться к равновесию между свободой и дисциплиной.

Студенты вспоминают, что в своей мастерской Борис Дехтерёв ставил потрясающие спектакли, где были декорации, костюмы, бутафория, освещение… Экспозиция раскрывает Б. А.

Важно

 Дехтерёва и в этом совершенно неожиданном свете — художника театральных декораций. Его эскизы костюмов к постановке оперы «Княжна Мэри» по повести М. Ю.

 Лермонтова, эскизы декораций к спектаклю «Весна в Москве» расширяют творческие границы мастера.

Художник иллюстрировал многих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, У. Шекспира, А. П. Гайдара, Ш. Перро. Особенного внимания заслуживают его рисунки к повести «Детство» М. Горького.

Писатель не раз сам хвалил Дехтерёва-иллюстратора. С поразительной точностью и чутким отношением к прочитанному художник передает в своих рисунках замысел автора.

За эту работу Борис Дехтерёв получил Государственную премию.

Книги, проиллюстрированные Б. А. Дехтерёвым, можно долго рассматривать, и, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании.

Рисунки отличают тонкие цветовые сочетания, внимательное отношение к контурной линии, реалистическая передача образов, веселая праздничность и яркая декоративность. Восхищают иллюстрации Бориса Дехтерёва к детским сказкам.

Открывая книгу с его персонажами, юный читатель абсолютно уверен, что Красная Шапочка и Спящая Красавица существовали на самом деле.

Выставка работает до 1 августа 2010 года.

Источник: andriaka.ru

  • 26.03.2019 Врубель и Ларионов в «Литфонде» К аукциону живописи, графики и ДПИ, который состоится 28 марта, «Литфонд» подготовил 165 лотов: от иконы конца XVII века и гравюры с изображением императора Петра II первой трети XVIII века до работ наших современников

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100522_dehteryov.html

Дехтерёв Борис Александрович (1908–1993)

Выдающийся советский художник, живописец, график; один из самых известных детских иллюстраторов, автор театральных декораций, политических плакатов; автор статей и учебных пособий по искусству.

Член Союза художников СССР. Член-корреспондент АХ СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Народный художник РСФСР (1966), Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1972).

Александр Борис Дехтерёв родился в Калуге, вскоре с семьёй переехал в Петербург. Отец его работал инженером, ладший брат будущего художника стал довольно известным композитором, а Борис Александрович увлёкся рисованием, учился в студии Д. Н. Кардовского. Позже, продолжил образование на живописном факультете ВХУТЕИНа, у И. И. Машкова и А. А. Осьмеркина, закончил его в 1930 году.

Совет

Был ассистентом известного художника, профессора А. И. Кравченко в Государственном Музее изобразительных искусств имени Пушкина (1935–1937).

Художник выполнил серию рисунков на темы истории КПСС, рисунки к книгам, посвящённым жизни советских вождей: «Встречи с товарищем Сталиным» Г. Ф. Байдукова (1938), «Детские и школьные годы Ильича» А. И. Ульяновой, «Шалаш» А. Т. Кононова и другие.

В военные годы Борис Дехтерёв занимался агитационным искусством, выполнил несколько плакатов направленных на укрепление боевого духа бойцов Красной Армии и патриотических чувств советских людей: «Свободна!» (1943), «Отомщу фашистам за твои муки!» (1943).

С 1945 года Б. А. Дехтерёв стал главным художником в издательстве «Детская литература». Больше 30 лет был главным художником в этом издательстве.

С 1948 года Дехтерёв стал заведовать кафедрой графики в художественном институте им. В. И. Сурикова (МГХИ). Можно сказать, «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной иллюстрации страны. Он всегда говорил студентам, что художнику необходимо стремиться к равновесию между свободой и дисциплиной.

Учащиеся его мастерской вспоминают, какие он ставил сложные постановки; экспериментировал с освещением, драпировками, мебелью, кубками, шпагами и другими старинными аксессуарами, – эти учебные постановки скорее напоминали театральные декорации.

Как он объяснял им особенности жанра иллюстрации, учил «уважению к линии», требовал исторической точности в деталях.

Борисом Дехтерёвым проиллюстрировано множество детских книг; создал рисунки к произведениям А. П. Гайдара, М. Горького, Ф. В. Гладкова, И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Островского, А. С. Пушкина, У. Шекспира, сказкам Шарля Перро, и многим другим.

Обратите внимание

Особенно удачными оказались его рисунки к повести «Детство» Максима Горького. Писатель не раз сам хвалил Бориса Дехтерёва. С поразительной точностью и чутким отношением к прочитанному художник передает в своих рисунках замысел автора. За эту работу Б. А.

Дехтерёв получил Государственную премию СССР.

Книги, проиллюстрированные Борисом Дехтерёвым, можно долго рассматривать, и, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании.

Его рисунки отличают тонкие цветовые сочетания, изящество линий, реалистическая передача образов, веселая праздничность и яркая декоративность. Восхищают иллюстрации Бориса Дехтерёва к детским сказкам.

Открывая книгу с его персонажами, юный читатель абсолютно уверен, что Красная Шапочка и Спящая Красавица существовали на самом деле.

Некоторые книжки не только оформил и иллюстрировал Дехтерёв, он их ещё и перевел с французского на русский язык – «Волшебной флейты» К. Виланда, «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Синей птицы» М. Метерлинка.

Проявил себя Дехтерёв и как художник театральных декораций. Его эскизы костюмов к постановке оперы «Княжна Мэри» по повести Михаила Лермонтова, эскизы декораций к спектаклю «Весна в Москве» расширили творческие границы мастера.

Прожил насыщенную и долгую творческую жизнь, работал практически до последних дней, оформлял и иллюстрировал книги: Ж. Бедье – «Роман о Тристане и Изольде» («Детская литература», 1985), Ф. Петрарки «Избранная лирика» («Детская литература», 1970), «Сказки русских писателей» («Детская литература», 1991).

Оставил после себя значительное графическое наследие, работ выполненных в различных техниках: акварель, гуашь, карандаш, темпера, уголь.

Важно

Графические работы и плакаты Б. А. Дехтерёва находятся в фондах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ), Музейного комплекса им. И. Я. Словцова, в частных российских коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/446-

Образы Горького в иллюстрациях советских художников

Скачать книгу Образы Горького в иллюстрациях советских художников rtf

Вы всегда можете уточнить на сайте продавца актуальную цену и наличие на товар “Образы Горького в иллюстрациях советских художников”. Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Горького, Государственный Литературный музей. Образы Горького в иллюстрациях советских художников.

Образы Горького в иллюстрациях советских художников. – Москва: ИЗОГИЗ, – с.: И, п. Образы Горького в иллюстрациях советских художников. Образы Горького в иллюстрациях советских художников.

Государственное издательство изобразительного искусства, – Всего страниц: 0 Отзывыligaotsov.ru?hl=ru&id=AYEXAQAAIAAJ. Образы Горького в иллюстрациях советских художников. Москва, год. Государственное издательство Изобразительного искусства.

  Издание альбома `Образы Горького в иллюстрациях советских художников` ставит своей задачей показать наиболее значительные из созданных советскими графиками и живописцами иллюстраций к произведениям великого писателя.

Редакция альбома не преследовала цели показать все иллюстрации к произведениям Горького; ее целью было объединить в альбоме все наиболее ценное, что создано художниками в области иллюстраций, воспроизвести оригиналы, которые хранятся в различных музеях и галереях (Государственная Третьяковская галерея.

Москва, год. Государственное издательство Изобразительного искусства. Издательский переплет. Сохранность хорошая.

Издание альбома “Образы Горького в иллюстрациях советских художников” ставит своей задачей показать наиболее значительные из созданных советскими графиками и живописцами иллюстраций к произведениям великого писателя.

Совет

Редакция альбома не преследовала цели показать все иллюстрации к произведениям Горького; ее целью было объединить в альбоме все наиболее ценное, что создано художниками в области иллюстраций, воспроизвести оригиналы, которые хранятся в различных музеях и.

Издание альбома “Образы Горького в иллюстрациях советских художников”ставит своей задачей показать наиболее значительные из созданных советскими графиками и живописцами иллюстраций к произведениям великого писателя.

Редакция альбома не преследовала цели показать все иллюстрации к произведениям Горького; ее целью было объединить в альбоме все наиболее ценное, что создано.. посмотреть полное описание о Образы Горького в иллюстрациях советских художников.

Характеристики Образы Горького в иллюстрациях советских художников.

Год (year): В этой статье представлены иллюстрации к повести “Детство” Горького (картинки, рисунки, портреты героев). Иллюстрации выполнены известным художником-иллюстратором П. Пинкисевичем. Также в статье представлены кадры из фильма “Детство Горького” ( г.) режиссера Марка Донского.

Смотрите: Все материалы по повести “Детство”. Иллюстрации к повести “Детство” Горького П. Пинкисевича. Мастер Григорий и Цыганок.

Художник П. Пинкисевич. Семья Кашириных (дед Василий, дядья Яков и Михайло и др). Художник П. Пинкисевич. Алексей с матерью и бабушкой на пароходе. Худ. Горький Максим. В людях.

Художник Борис Дехтерёв (). Москва: Советская Россия. Обычный ф-т. стр. Бумага здесь очень высокого качества.  Очень нравится такой стиль в иллюстрациях. Удивительно красиво и лаконично по тону решено.

Спасибо!. Заглавие: Образы Горького в иллюстрациях советских художников. Место издания: Москва.

PDF, rtf, txt, PDF

Источник: http://ligaotsov.ru/klass/obrazi-gorkogo-v-illyustratsiyah-sovetskih-hudozhnikov.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector