Иллюстрации к пьесе “вишневый сад” чехова: картинки, рисунки, сцены из спектаклей

А.П. Чехов в книжных иллюстрациях. Часть 2

Сергей Александрович Алимов

Новым словом в книжной графике в 80-е годы 20 века
стали рисунки к произведениям А.П. Чехова художника Сергея Александровича
Алимова
(1938 г.р.).

В иллюстрациях к рассказам “Человек в
футляре”, “Ионыч”, пьесам “Вишневый сад”,
“Иванов” отсутствуют гиперболы, чрезмерности. Они выполнены без
графических заострений. С.А.

Алимов оформил четырехтомное собрание сочинений
А.П.Чехова, выпущенное издательством “Правда” в 1985 году.

Обратите внимание

Сергей
Александрович Алимов – один из самых известных отечественных художников
анимационного кино, график, иллюстратор.
Родился 25 апреля 1938 года в Москве. Учился в Московской средней
художественной школе, в 1963 году закончил  ВГИК. Учился на
художественно–постановочном факультете у Ю. И. Пименова, Б. Н. Яковлева, И.

Иванова-Вано. Стажировался на студии «Загреб-фильм». В начале 60-х работал на
киностудии «Союзмульфильм» художником-постановщиком, сотрудничал с Ф. Хитруком,
В. Караваемым.

Автор иллюстраций более чем к 100 книгам, среди которых такие
выдающиеся работы, как «Мёртвые души», «Нос» Гоголя, «История одного города»,
«Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Крошка
Цахес» Гофмана, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Приключения барона Мюнхгаузена»
Распе.

Народный художник РФ, действительный член Академии художеств, член
Российской академии кинематографических искусств, лауреат Государственной
премии, главный художник театра кукол им. С.В. Образцова, профессор.

«Можно сказать, что
Алимов «обрел» свой стиль ещё во ВГИКе. Стиль, в котором острый гротеск,
графическая  отточенность переплетаются с
удивительной зоркостью и реалистичностью пластического видения»…

(Кира Кононович)

«Анна на шее»
Иллюстратор: Алимов С.

«…Размышляя над… 
книгами, я пытаюсь честно в чем-то разобраться, что-то понять и в них, и
в нашей жизни, и в себе самом, конечно. Это же очень непростая литература,
порой противоречивая, там есть и горечь, и печаль, и радость, и едкая ирония, и
сатира. А ведь, если вдуматься, только великий народ может позволить себе
смеяться над самим собой…»

(Сергей Александрович
Алимов)

«Вишневый сад. Комедия в
4-х действиях»

Иллюстратор: Алимов С.

«Вишневый сад. Комедия в
4-х действиях»

Иллюстратор: Алимов С.

«Дом с мезонином. (Рассказ
художника)»

Иллюстратор: Алимов С.

«Медведь. Шутка в одном
действии»

Иллюстратор: Алимов С.

Алимов С. “Палата № 6”

«Даже просто непонятно, как из такого простого,
незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа вырастает в конце
такая неотразимая, глубокая и колоссальная идея человечества…Я поражен,
очарован»…
(И.Е. Репин)

«В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие
наши порядки и характеры. Всюду палата № 6. Это – Россия».

(Н.С. Лесков)

«Чайка. Комедия в четырех
действиях»

Иллюстратор: Алимов С.

«Чайка. Комедия в четырех
действиях»

Иллюстратор: Алимов С.

Сергей Петрович Тюнин

В 80-90-е годы выходят чеховские издания, оформленные
московским художником Сергеем Тюниным. В своих рисунках он реализует
метафору, трактует ее подчеркнуто буквально.

Например, если героиня –
попрыгунья, значит она должна прыгать. И она перепрыгивает через бедного
Дымова, не замечая своей жертвы. От ее острого беспощадного каблучка он
раскололся, словно стеклянный.

Сергей
Петрович Тюнин – неожиданный и парадоксальный иллюстратор произведений русских
классиков.

«Анна на шее»

Иллюстратор: Тюнин С.

«Анна на шее»

Иллюстратор: Тюнин С.

«Ванька» 1886
Иллюстратор: Тюнин С.

«Ванька свернул вчетверо исписанный
лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного,
он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:
«Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел
шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…

Важно

Убаюканный
сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи
сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн
и вертит хвостом…»  (А. П.  Чехов. 
«Ванька»)

«Дама с собачкой»

Иллюстратор: Тюнин С.

«Дуэль»

Иллюстратор: Тюнин С.

«Попрыгунья»

Иллюстратор: Тюнин С.

Братья Александр (род. 1931)  и Валерий
Траугот (1936–2009) – мастера (1936–2009) книжной графики,
живописцы. Главным своим учителем считают отца – Георгия Николаевича,
известного ленинградского художника.

Александр Траугот живёт в Париже, Валерий –
в Санкт-Петербурге, Георгий Траугот умер в 1982 году, но братья Траугот решили
сохранить букву Г в своем имени и все произведения подписывают тройным
инициалом, сохраняя его имя: Г.А.В.«Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше
искусство.

Так же, как музыканты, которые оркестр, и так же, как цирковые
акробаты. Цирк и оркестр — в этих сферах нельзя сфальшивить, сработать
вполсилы…».

«Каштанка. (Рассказ)»
Иллюстратор: Траугот Г.А.В.

«Молодая рыжая собака — помесь такса с
дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и
беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача,
приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это
могло случиться, что она заблудилась?» А. П. Чехов. Каштанка

«Каштанка. (Рассказ)»

Иллюстратор: Траугот Г.А.В.

«Каштанка. (Рассказ)»

Иллюстратор: Траугот Г.А.В.

«Каштанка. (Рассказ)»

Иллюстратор: Траугот Г.А.В.

«Каштанка. (Рассказ)»
Иллюстратор: Траугот Г.А.В.

«Они
мечтатели, романтики. Трауготы – петербуржцы, любовь к этому необыкновенному
городу, его архитектуре, особенным краскам неба, воды, домов  ощутима в их иллюстрациях. Они окрашены в
петербургские цвета.

Художников влёчет таинство света, его превращений.

Свет
может быть голубым, синим, фиолетовым, лунным, закатно-розовым, самых разных
оттенков, он может быть небом, пространством комнат, старинных романтических
улиц, может быть линией, мерцающим пятном»…

(Лидия Кудрявцева)

http://redakzia.ru/artists/traugot-gav

Наталья
Анатольевна Муравская 
(17.08.1960)

Заслуженный художник Украины,
лауреат премии имени А.П. Чехова Наталья Муравская окончила Харьковскую
государственную академию дизайна и искусств…  Много лет художница
творит в Ялте в жанрах пейзажа и натюрморта, является автором многочисленных
персональных выставок. 

http://yalta.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/286626.htm

Наталья Муравская. 
Дама с собачкой

Иллюстрации
Натальи выполнены, на первый взгляд, в очень простой технике: на бумаге рисунок
чёрным линером (это такая ручка с пигментными чернилами) с лёгкими заливками
акварелью. Однако такая классическая техника требует тщательной подготовки и
виртуозного мастерства владения пером. 

Наталья Муравская. 
Дама с собачкой

Изящная
и изысканная графика линий, благородный, чуть приглушённый колорит иллюстраций – всё как  будто следует за чеховским восприятием гармонии и красоты.

Наталья Муравская. 
Дама с собачкой

Наталья Муравская. 
Дама с собачкой

Совет

Работа
над этим проектом заняла более года, и, как говорит сама художница, большая
часть времени ушла на изучение стиля эпохи модерн, архитектуры, интерьеров,
костюмов, чтобы быть максимально точной в изображениях.

http://www.allchekhov.ru/illustrations/

Начало здесь: http://obiskusstve.com/552684495815313777/ap-cheho…

Источник: https://obiskusstve.com/552737428756760946/ap-chehov-v-knizhnyh-illyustratsiyah-chast-2/

Изображение Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад»

Изображение Чеховым новой жизни в пьесе “Вишневый сад”

Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Проблематика ее была актуальной для того времени, она отвечала на вопросы, которые волновали русское общество в начале XX века.

Чехов показал в пьесе гибель дворянского класса в результате распада экономических устоев дворянского общества и его духовного кризиса, гибель, которая была исторически закономерна. Остатки феодально-дворянского строя и быта должны были рухнуть и неминуемо рухнули под напором капитализма.

На смену Раневским и Гаевы.м пришла  новая общественная сила — буржуазия, воплощенная в образе предприимчивого купца-промышленника Лопахина.

Лопахин — умный энергичный делец, человек новой формации, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы — все эти черты характерны для него. Человек он вообще добрый, сердечный, что ясно из его отношения к Раневской.

Он предлагает правильный план спасения имения Раневской, но та отвергает этот план, считая его недостойным. Лопахин не лишен эстетического чувства и восторгается картиной цветущего мака, но трезвый практический ум его всегда направлен на деловые операции.

Он тут же говорит, что получил от этого мака сорок тысяч доходу. Трофимов отмечает, что у Лопахина «тонкие, нежные пальцы, как у артиста… тонкая, нежная душа».

Лопахин становится хозяином имения, созданного трудом его предков.

И здесь он торжествует, здесь проявляются черты Лопахина-стяжателя, Ло-пахина-хищника: «Пускай все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»

Чехова волнует вопрос о том, кто способен унаследовать богатство русской жизни, символом которого выступают в пьесе роскошный вишневый сад и усадьба Раневской.

Лопахин не способен возвыситься до понимания общенациональных интересов. Этот покупатель помещичьих усадеб варварски уничтожает вишневый сад, равного которому в России нет.

Обратите внимание

Сам того не подозревая, он выполняет роль «хищного зверя», съедающего «все, что попадается ему на пути».

Думая о будущем России, Чехов пристально всматривается в черты новой демократической молодежи. «Вечный студент», разночинец, сын лекаря Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности приобретателей. Трофимова отличает горячая вера в торжество справедливости жизни в недалеком будущем.

Он говорит Ло-пахину: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах». На вопрос Лопахина, дойдет ли он, Петя отвечает, что дойдет или укажет путь другим. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован предрассудками, лишен приоэбретательских интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества.

Человек бескорыстный и самоотверженный, стойкий перед лицом жестокости и невзгод, твердо уверенный, что он идет по верному пути, Петя в то же время мало знает жизнь: он витает в облаках романтических представлений, несколько чудаковат, а иногда и смешон.

Писатель не идеализирует Трофимова, изображая его обыкновенным, средним интеллигентом, человеком безусловно передовых убеждений, но не лишенного слабости и недостатков.

Сам Чехов признавал, что образ Трофимова у него недоработан в силу цензурных соображений. Полезная общественная функция таких, как Трофимов, заключается в пробуждении общественного самосознания.

Своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывом к свободной жизни он содействует пробуждению сознания Ани, зарождает в ней жажду разумного духовного мира. Эта роль Трофимова находит отражение в языке данного литературного персонажа.

Разоблачая, убеждая, призывая, Трофимов говорит взволнованно, эмоционально. Идеи Трофимова в их яркой, образной форме доверчиво впитывает в себя Аня.

Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом похожа на мать. В начале пьесы Аня беспечна, так как она привыкла жить беззаботно, не~думая о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане-порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом.

Новые взгляды ее еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.

Важно

Обращаясь к матери, Аня говорит: «Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!»

В этом восторженном, полном глубокого чувства и поэзии восклицании Ани речь идет о цветущем, роскошном саде, в который должна превратиться вся Россия.

«Здравствуй, новая жизнь!» — эти слова в конце пьесы еще убедительнее доказывают близость счастья, «шаги которого уже слышны».

Трофимов и Аня — это молодая Россия, Россия будущего, которая идет на смену России раневских и лопахиных.

Так выразились в «Вишневом саду» веяния освободительного движения и страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.

Читайте также:  Сон святослава в "слове о полку игореве" (текст отрывка)

Социальное значение «Вишневого сада» состоит в том, что в этой пьесе Чехов выразил уверенность в близости событий, которые превратят Россию в «новый цветущий сад».

Стоит посмотреть следующий материал:

Источник: http://kartravel.ru/chexov-new.html

110 лет назад была впервые поставлена пьеса Чехова «Вишневый сад»

17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.

Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян.

Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.

Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.

Антон Чехов и Ольга Книппер. Ялта, 1901.
Труппа МХАТ в Ялте. 1901. Максим Горький (стоит третий справа), Антон Чехов (стоит пятый справа), Ольга Книппер, которая вскоре станет женой Чехова (сидит третья слева).

Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ.

Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.

Совет

В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.

А.П. Чехов в своем рабочем кабинете в Ялте. 1903. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне.

Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре.

А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.

Обложка альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова»
Сцена из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Константин Станиславский в роли Гаева в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Леонид Леонидов в роли Лопахина в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Владимир Грибунин в роли Симеонова-Пищика в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Александр Артем в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Василий Качалов. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Леонид Леонидов. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Владимир Немирович-Данченко. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Александр Артем. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Роли и их исполнители в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Маленькие роли и их исполнители в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцены из I действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцены из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцены из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцены из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Сцены из IV действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».
Афиша постановки «Вишневого сада» в Киевском театре. 1904.

Источник: http://eaculture.ru/dates/1781

Летопись роли: Раневская в исполнении семи актрис

© РИА Новости / Рудольф Алфимов / Перейти в фотобанкПервый раз пьеса Чехова “Вишневый сад” была поставлена на сцене Московского художественного театра 17 января 1904 года Станиславским и Немировичем-Данченко.

В роли Раневской выступила жена Антона Павловича, блистательная актриса Ольга Книппер. На фото: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, народная артистка СССР, в роли помещицы Любови Раневской.

Сцена из спектакля “Вишневый сад”. 1932 год.

Московский Художественный театр им. А.П.Чехова.

1 из 13

Первый раз пьеса Чехова “Вишневый сад” была поставлена на сцене Московского художественного театра 17 января 1904 года Станиславским и Немировичем-Данченко.

В роли Раневской выступила жена Антона Павловича, блистательная актриса Ольга Книппер. На фото: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, народная артистка СССР, в роли помещицы Любови Раневской.

Сцена из спектакля “Вишневый сад”. 1932 год.

Московский Художественный театр им. А.П.Чехова.

© РИА Новости / Рудольф Алфимов

© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанкПо воспоминаниям Станиславского, пьеса имела «лишь средний успех, и мы осуждали себя за то, что не сумели, с первого же раза, показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе». Сам Чехов, который, несмотря на болезнь, выбрался на репетиции и премьеру “Вишневого сада” из Ялты в Москву, считал, что Станиславский его пьесу “сгубил”.

2 из 13

По воспоминаниям Станиславского, пьеса имела «лишь средний успех, и мы осуждали себя за то, что не сумели, с первого же раза, показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе». Сам Чехов, который, несмотря на болезнь, выбрался на репетиции и премьеру “Вишневого сада” из Ялты в Москву, считал, что Станиславский его пьесу “сгубил”.

© РИА Новости / РИА Новости

© РИА Новости / А.

Горнштейн / Перейти в фотобанкНа сцене Московского Художественного Академического театра имени М. Горького в роли Раневской блистала Алла Тарасова. По воспоминаниям современников, ее появление на сцене сопровождалось бурными аплодисментами, не утихавшими несколько минут.
На фото: Раневская – народная артистка СССР Алла Тарасова, Аня – Л.Г. Качанова, Трофимов – Леонид Губанов. 1958 год.

3 из 13

На сцене Московского Художественного Академического театра имени М. Горького в роли Раневской блистала Алла Тарасова. По воспоминаниям современников, ее появление на сцене сопровождалось бурными аплодисментами, не утихавшими несколько минут.
На фото: Раневская – народная артистка СССР Алла Тарасова, Аня – Л.Г. Качанова, Трофимов – Леонид Губанов. 1958 год.

© РИА Новости / А. Горнштейн

© РИА Новости / А. Горнштейн / Перейти в фотобанкК поздним ролям “чеховского цикла” Тарасовой относится также роль Аркадиной из “Чайки”.

В разные годы актриса играла Соню и Елену Андреевну из “Дяди Вани”, Аню из “Вишневого сада” и Машу из “Трех сестер”.
На фото: Алла Тарасова в роли Раневской и Л. Г. Качанова в роли Ани в спектакле по пьесе А. П.

Обратите внимание

Чехова “Вишневый сад” в постановке Московского Художественного академического театра им.М.Горького. 1958 год.

4 из 13

К поздним ролям “чеховского цикла” Тарасовой относится также роль Аркадиной из “Чайки”. В разные годы актриса играла Соню и Елену Андреевну из “Дяди Вани”, Аню из “Вишневого сада” и Машу из “Трех сестер”.

На фото: Алла Тарасова в роли Раневской и Л. Г. Качанова в роли Ани в спектакле по пьесе А. П.

Обратите внимание

Чехова “Вишневый сад” в постановке Московского Художественного академического театра им.М.Горького. 1958 год.

© РИА Новости / А. Горнштейн

5 из 13

Сцена из спектакля “Вишневый сад” по пьесе А.П.Чехова в постановке Театра “Современник”. В роли Раневской Татьяна Лаврова, Фирса – Валентин Гафт, Якова – Сергей Сазонтьев.© РИА Новости / Владимир Вяткин

6 из 13

После того, как Лаврова ушла из театра, на роль Раневской режиссер Галина Волчек позвала Алису Фрейндлих. Три года актриса ездила играть эту роль из Петербурга в Москву.

© РИА Новости / Христофоров

© РИА Новости / Петрухин / Перейти в фотобанкДо “Современника” Фрейндлих исполняла роль Раневской на сцене другого театра – Ленсовета, где пьесу для нее поставил муж актрисы – режиссер И.П. Владимиров.

«Когда я впервые начала работу над обра­зом Раневской в “Вишневом саде”, то поначалу пони­мала о ней больше, чем на последующих стадиях.

Важно

Я не набирала, а теряла ощущение образа, потому что в ка­ждом новом чтении обнаруживала новые идеи, кото­рые способны были увести в сторону от уже выстро­енного рисунка.

Я потеряла надежду угнаться за Че­ховым, и во мне зрело желание начать еще раз все сначала, попытаться по-иному понять Чехова — мо­жет быть, через другую актерскую среду и другую атмосферу, что и привело меня в театр “Современник”». На фото: Алиса Фрейндлих на сцене театра “Современник”. 1979 год.

Читайте также:  История создания рассказа "антоновские яблоки" бунина, прототипы героев

7 из 13

До “Современника” Фрейндлих исполняла роль Раневской на сцене другого театра – Ленсовета, где пьесу для нее поставил муж актрисы – режиссер И.П. Владимиров. «Когда я впервые начала работу над обра­зом Раневской в “Вишневом саде”, то поначалу пони­мала о ней больше, чем на последующих стадиях.

Важно

Я не набирала, а теряла ощущение образа, потому что в ка­ждом новом чтении обнаруживала новые идеи, кото­рые способны были увести в сторону от уже выстро­енного рисунка.

Я потеряла надежду угнаться за Че­ховым, и во мне зрело желание начать еще раз все сначала, попытаться по-иному понять Чехова — мо­жет быть, через другую актерскую среду и другую атмосферу, что и привело меня в театр “Современник”». На фото: Алиса Фрейндлих на сцене театра “Современник”. 1979 год.

© РИА Новости / Виталий Арутюнов / Перейти в фотобанкМосковский театр драмы и комедии на Таганке.
Сцена из спектакля по пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”.
Раневская-лауреат Государственной премии СССР 1977г., народная артистка РСФСР А.Демидова, Фирс-артист Г. Ронинсон.

8 из 13

Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Сцена из спектакля по пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”.
Раневская-лауреат Государственной премии СССР 1977г., народная артистка РСФСР А.Демидова, Фирс-артист Г. Ронинсон.

© РИА Новости / Виталий Арутюнов

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкНеоднозначную оценку критиков получила игра Ренаты Литвиновой, которую на роль Раневской во МХАТ пригласил режиссер Адольф Шапиро. По мнению одних, манерность и “нервность” Литвиновой прекрасно вписалась в образ помещицы Раневской, по мнению других, киноактриса Литвинова смотрелась в общем ансамбле спектакля не слишком органично.

9 из 13

Неоднозначную оценку критиков получила игра Ренаты Литвиновой, которую на роль Раневской во МХАТ пригласил режиссер Адольф Шапиро. По мнению одних, манерность и “нервность” Литвиновой прекрасно вписалась в образ помещицы Раневской, по мнению других, киноактриса Литвинова смотрелась в общем ансамбле спектакля не слишком органично.

© РИА Новости / Сергей Пятаков

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк«Я не считаю себя театральной актрисой, но, с другой стороны, мне всегда нравилось, когда люди меняют ракурс. Я никогда не видела на сцене пьесу „Вишневый сад“. Мне больше везло на „Чайку“.

А Раневская — мечта всех актрис, и я думаю, что вызову их гнев, потому что вторглась на чужую территорию. Раневская очень интересная женщина. К ней можно относиться по-разному. Меня привлекает в ней легкая отстраненность от чужих судеб.

Она не возлагает на себя ответственность за других».

10 из 13

«Я не считаю себя театральной актрисой, но, с другой стороны, мне всегда нравилось, когда люди меняют ракурс. Я никогда не видела на сцене пьесу „Вишневый сад“. Мне больше везло на „Чайку“.

А Раневская — мечта всех актрис, и я думаю, что вызову их гнев, потому что вторглась на чужую территорию. Раневская очень интересная женщина. К ней можно относиться по-разному. Меня привлекает в ней легкая отстраненность от чужих судеб.

Она не возлагает на себя ответственность за других».

© РИА Новости / Сергей Пятаков

11 из 13

Рената Литвинова в роли Раневской в спектакле “Вишневый сад” во МХАТе им. А.Чехова © РИА Новости / Сергей Пятаков

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкНа сцене Ленкома Раневскую играет Александра Захарова.

“Обычно считается, что эту роль должна играть актриса за пятьдесят или даже за шестьдесят. Но я думаю иначе. Она – молодая женщина, которая испытала, я бы даже сказал, неоднозначные чувства к Лопатину – молодому, симпатичному человеку.

Раневская похожа на тех женщин, которые мне нравятся, – умных, с юмором и умеющих держать себя с достоинством”, – приводит слова Марка Захарова http://www.gzt.ru.

12 из 13

Совет

На сцене Ленкома Раневскую играет Александра Захарова. “Обычно считается, что эту роль должна играть актриса за пятьдесят или даже за шестьдесят. Но я думаю иначе.

Она – молодая женщина, которая испытала, я бы даже сказал, неоднозначные чувства к Лопатину – молодому, симпатичному человеку.

Раневская похожа на тех женщин, которые мне нравятся, – умных, с юмором и умеющих держать себя с достоинством”, – приводит слова Марка Захарова http://www.gzt.ru.© РИА Новости / Сергей Пятаков

13 из 13

Александра Захарова в роли Раневской во время генеральной репетиции спектакля “Вишневый сад” в театре “Ленком”.

© РИА Новости / Сергей Пятаков

Источник: https://ria.ru/20100312/213544464.html

«Вишнёвый сад» (1903) «Вишнёвый сад» как бы вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведениями. – презентация

1 «Вишнёвый сад» (1903) «Вишнёвый сад» как бы вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведениями Чехова. В.И.Немирович-Данченко

2 План урока 1.«Новая драма» и её особенности. 2.История создания пьесы «Вишнёвый сад». 3.Жанровое своеобразие пьесы. 4.Действующие лица пьесы.

3 «Новая драма» 1.Сближение различных литературных родов – проникновение в драматургию лирической стихии. Важно не событие, а переживание этого события. 2.Характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. 3.Разрушается «сквозное действие», ключевое событие, организующее единство классической драмы. «Люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы, разбиваются сердца» (Б.Шоу).

4 «Новая драма» 4.Нет абсолютно счастливых и абсолютно несчастных людей, нет положительных и отрицательных героев. 5.Конфликт приглушён, действие развивается неторопливо, часто прерывается лирическими излияниями героев, воспоминаниями. Особое значение придаётся паузам. 6.Герои много говорят и не пытаются услышать друг друга. Возникает проблема непонимания, слова утрачивают смысл.

5 «Новая драма» 7.В пьесах много внесценических персонажей. Они расширяют эпическое пространство. 8.Особое значение приобретает неведомый классической драме подтекст: многое скрыто за обычными словами-репликами, за интонацией или жестами. 9.Нет деления актов на явления – появление очередного героя не вносит в конфликт новых перипетий.

6 История создания пьесы «Вишнёвый сад» Замысел пьесы – 1901 – 1902 гг. «…в воображении Чехова стало рисоваться окно старого помещичьего дома, через которое лезли в комнату ветки деревьев. Затем в воображаемом Чеховым доме поселилась какая-то барыня… Около старухи очутился не то её брат, не то дядя безрукий барин, страстный любитель игры на бильярде. Это большое дитя, которое не может жить без лакея. Как-то раз последний уехал, не приготовив барину брюк, и потому он пролежал целый день в постели» (К.Станиславский).

7 История создания пьесы «Вишнёвый сад» её «Вишневый сад» «Вишнёвый сад». «Вишневый сад это деловой коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но Вишнёвый сад дохода не приносит, он хранит в себе и своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов» (К.Станиславский).

Обратите внимание

8 17 января 1904 года 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

9 Жанровое своеобразие пьесы Пьеса Драма ТрагедияКомедия «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» ( А.П.Чехов). На афишах На афишахМХАТа «Вишнёвый сад» – лирическая комедия

10 Действующие лица пьесы Что можно сказать о героях пьесы, прочитав список действующих лиц? Почему, по-вашему, Чехов отмечает возраст только 3 героев? Как уже в афише пьесы проявляются признаки комедии?

11 Первое действие В.Шестаков. Эскиз декораций к I действию пьесы «Вишнёвый сад» В.Левенталь. Эскиз декорации к I действию пьесы «Вишнёвый сад» В.Левенталь. Эскиз декорации к I действию пьесы «Вишнёвый сад» В.Шестаков. Эскиз декорации к I действию пьесы «Вишнёвый сад». 1954

12 I действие «На 22 августа назначены торги» (Лопахин). «В августе будут продавать имение» (Варя). «С Парижем кончено» (Раневская). Возвращение Раневской на родину. Проект Лопахина. Отношение к нему Раневской и Гаева.

13 Первое действие Сцена из спектакля по пьесе «Вишнёвый сад». 1904

14 Домашнее задание 1.Перечитать II действие пьесы, составить кластер «Основные события действия». 2.Нарисовать эскиз декораций ко II действию пьесы.

15

Источник: http://www.myshared.ru/slide/456726/

Эскиз декораций к спектаклю «Вишнёвый сад». Художник И. Я. Гремиславский. MXT

настроение рождается благодаря усилиям режиссёра, художника, актёров — и, конечно же, зрителя.

На протяжении первой половины XX в. режиссёры и сценографы последовательно анализировали все возможности сцены-коробки и экспериментировали со сценой-ареной. Они осваивали объём по вертикали, диагоналям, делая его трёхмерность всё более ощутимой, извлекая из сценического пространства максимум образной выразительности.

Вокруг режиссёров разных школ и направлений объединялись художники-единомышленники, которые приносили в театр новые пластические идеи.

Важно

В качестве примера можно привести творческий союз Александра Яковлевича Таирова (1885—1950), главного режиссёра Московского Камерного театра, с живописцем Александрой Александровной Экстер (1882—1949) и архитектором Александром Александровичем Весниным (1883—1959).

Александра Экстер пришла в Камерный театр из станковой живописи. В поисках новых ритмов она превратила планшет сцены в разновысокие лестницы, выстраивая в таировских спектаклях необычные пластические композиции.

Архитектор Александр Веснин создал для спектакля «Федра» (1922 г.; пьеса Расина) установку из наклонных площадок, на которые выходили персонажи в красочных костюмах и на котурнах, пришедших из античного театра в спектакль XX столетия.

Эскиз декораций к спектаклю «Саломея» (пьеса О. Уайльда). Режиссёр А. Я. Таиров, художница А.А. Экстер. Московский Камерный театр. 1917 г.

Эскиз декораций к спектаклю «Федра» (трагедия Ж. Расина). Режиссёр А. Таиров. Московский Камерный театр. 1922 г.

Актёры носили большие головные уборы, напоминавшие архитектурные завершения храма.

В таком наряде невозможно быстро двигаться по наклонной плоскости, энергично жестикулировать, вертеть головой — словом, привычная бытовая пластика была художником исключена.

Необходимость физического преодоления сценографических сложностей давала актёрам неожиданную силу для предельной эмоциональной и пластической выразительности.

В начале 20-х гг. XX в. в Государственных высших театральных мастерских Вс. Мейерхольда учились и работали вместе актёры, режиссё-

ХУДОЖНИК В ТЕАТРЕ

Понятие индивидуальной творческой манеры художника в сценографии обретает особый смысл. Театральный художник сотрудничает с разными театрами и разными режиссёрами, и в каждой работе он как актёр на сцене — и не похож на себя, и обязательно узнаваем. Режиссёр, в свою очередь, выбирает в соавторы мастера, близкого ему по стилистике.

В русском театре второй половины XX в. одним из самых интересных стал творческий союз режиссёра Ю.П. Любимова и сценографа Давида Львовича Боровского-Бродского (родился в 1934 г.). Лучшие спектакли Боровского на сцене Театра на Таганке — «Гамлет» (трагедия У. Шекспира), «Дом на набережной» (по повести Ю.В. Трифонова) и «Зори здесь тихие» (по повести Б. Л.

Совет

Васильева). Фантазия художника рождает в них сложные метафорические образы при помощи подлинных фактур и вещей. Земля, дерево, железо «сталкиваются» на сцене, и это конфликтное взаимодействие превращается в символ. Кованые клинки в «Гамлете» вонзаются в доски планшета сцены, почти раскалывая их. Могильщики выбрасывают на сцену настоящую землю.

Огромный вязаный занавес перемешается по горизонтали, поворачивается вокруг оси — становится почти одушевлённым партнёром героев пьесы.

В спектакле «Зори здесь тихие» кузов военного грузовика, в котором едут девушки в начале действия, позже «разносится» на доски, становясь то деревьями в лесу, то стенами дома в воспоминаниях героинь, то лагами, переброшенными через болотную топь.

Читайте также:  Характеристика семей в романе "война и мир": краткое описание в таблице (образы дворянских семей)

Уникальность мышления этого художника проявилась в спектаклях МХАТа — в постановках пьес «Эшелон» М.М. Рощина и «Иванов» А.П. Чехова. Решения Боровского сродни математической формуле: спрятанная в две скобки, она может быть развёрнута на несколько страниц — и опять свёрнута в небольшую строчку. Его обра-

Эскиз декораций к трагедии «Владимир Маяковский». Автор

И художник В. В. Маяковский. «Первый в мире футуристов театр»,

Санкт-Петербург. 1913 г.

зы, составленные из точно отобранных деталей, дают необыкновенный простор зрительскому воображению.

В «Эшелоне» рассказывается, как во время Великой Отечественной войны едут в тыл женщины, дети, старики. На сцене стоит конструкция, собранная из железнодорожных рельсов, телеграфных столбов, дверей теплушки.

Стук колёс на стыках рельс, мелькающие за окном столбы, лязганье вагонной двери, монотонный ритм дорожных рассказов рождают сложный и выразительный, при внешней простоте и непритязательности, образ спектакля.

Художник Валерий Яковлевич Левенталь (родился в 1938 г.) много работает в музыкальном театре, и не только в России. Живописное мышление, абсолютный музыкальный слух, тонкое чувство стиля позволяют этому сценографу быть очень разным в спектаклях — и всегда узнаваемым.

Обратите внимание

ры и сценографы. Это было принципиально для его театра. В спектаклях Мейерхольда сценограф-конструктор строил для рабочего-актёра станок-декорацию. Все детали станка, «инструмент» актёра (его тело, голос) должны были работать в безукоризненном согласии.

Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы, роль которых в подготовке спектаклей продолжает возрастать.

Когда зритель сегодня приходит в театр, он отчётливо осознаёт условность театрального действия

и не требует абсолютного жизнеподобия. Публика ждёт впечатлений, которые разбудят чувства, вызовут ассоциации с тем, что было пережито каждым в собственной жизни.

Существуют спектакли, когда места для зрителей размещают прямо на сцене.

Так режиссёру и сценографу удаётся заставить публику пересмотреть привычные представления о том, что «театр показывает, а зритель смотрит». (Подобные приёмы можно найти и в прошлом.) В спектакле 1998 г.

режиссёра Валерия Владимировича Фокина (родился в 1946 г.) и художника Сергея Михайловича Бархина (родился в 1938 г.) «Татьяна Репина»

С режиссёром Б.А. Покровским Левенталь осуществил постановку опер С.С. Прокофьева. «Музыка для глаз» звучит со сцены в живописи, фактурах, пластике сценических форм.

Чтобы передать сложные образы сочинений Прокофьева, художник привлекает все доступные для театра средства. В опере «Игрок» живопись буквально висит над сценой на тюлевых падугах.

Сценический свет наполняет воздухом, заставляет «звучать» эту живопись.

Важно

В современном театре взаимодействуют приёмы и методы разных видов искусства. Новаторским можно назвать опыт замечательного чешского художника Йозефа Свободы. На рубеже 50—60-х гг.

, использовав кино- и телепроекцию (т.е. технологию других искусств), он создал знаменитую Латерну Магику — шоу, в котором актёр взаимодействовал с движущейся проекцией.

Но всякого рода трюки на театральной сцене не новость. Свобода привнёс

в театр понимание того, что необходимо художественно осмыслять любой приём, который применяет сценограф. Простые на первый взгляд сценические установки этого мастера таят в себе возможность неожиданных трансформаций, каждая из которых глубже раскрывает образное решение спектакля.

Стремление Свободы к разнообразию сценографического языка подталкивает к совершенствованию саму театральную технику. Световые и технические эффекты в его спектаклях, не становясь самоцелью, делают богаче и выразительнее «запас слов» художника.

Сценографические приёмы и методы работы современного театрального художника разнообразны. Живопись, свет, подлинные фактуры и веши, новые аудио-, видео-, компьютерные технологии — всё может быть использовано для создания художественного образа спектакля.

Сиены из оперных спектаклей с декорациями Й. Свободы: «Золото Рейна» (музыка Р. Вагнера; слева), «Дон Карлос» (музыка Дж. Верди).

(по малоизвестной пьесе-пародии А.П. Чехова) действие происходит в церкви, во время венчания. Зрители могут сидеть на сцене, оказываясь в роли гостей на свадебном обряде или дне рождения. Восприятие публики обострено тем, что она находится в пространстве, предназначенном для актёрской игры.

Театральное пространство в наши дни может обозначать и Вселенную, и комнату в обыкновенной квартире. Это зависит от того, какие задачи ставят и решают создатели спектакля.

ВОЛШЕБНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

Прозвучал третий звонок Зал медленно погружается в темноту, бесшумно раскрывается занавес, и перед глазами зрителей из мрака постепенно возникает картина: солнечное осеннее утро, старый заросший парк, слева небольшая деревянная беседка, в центре — скамейка; вдаль, на пригорок, уходит тропинка, а за стволами деревьев, сквозь их поредевшие кроны видны лес и чистое голубое небо. Зал смолкает. Начинается Спектакль.

Этот почти реальный мир придумали режиссёр и художник. Средствами театра они сумели правдиво и поэтично передать прелесть осенней природы, настроить зрителя на нужный лад. А помогали им люди, которых зритель не видит, но которым наряду с актёрами, режиссёром и художником адресует аплодисменты.

Театральное закулисье — удивительный мир. Здесь всегда царит дух коллективного творчества. Множество людей самых разных, порой необычных и редких специальностей принимают участие в создании спектакля.

Совет

Сначала художник-постановщик, в течение длительного времени работавший вместе с режиссёром над художественным решением спектакля, приносит в театр эскизы декораций. Но эскизы — плоское, двухмерное изображение, а сцена — пространство трёхмерное.

Поэтому результаты своего труда театральный художник может правильно оценить, только выполнив макет декораций. На этом необходимом и крайне важном этапе на помощь художнику приходит макетчик Уникальность профессии театрального макетчика состоит в том, что он одновременно и художник, и столяр, и слесарь, и драпировщик.

Работает мастер в определённом масштабе — 1:20. В каждом театре есть подмакетник — уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой «коробочке» и «колдует» макетчик. Сначала он обычно делает так называемую прирезку — «прикидывает» декорации из обычной бумаги.

Это как бы черновик, с которого затем можно уже начисто, без ошибок, из дерева, картона, ткани и других материалов изготовить макет.

Макет, а также эскизы декораций, костюмов, мебели и реквизита представляются художественному совету театра. Ведущие актёры, режиссёры и другие авторитетные сотрудники обсуждают и утверждают предложенное решение спектакля. В числе присутствующих на заседании художественного совета всегда бывает и завпост. Так в театре сокращённо именуют заведующего худо-

Макетчик за работой. Макет позволяет увидеть решение художника в объёме, проверить размещение декораций по глубине, продумать, как лучше работать со светом. Режиссёр на макете может наглядно показать артистам мизансцены.

жественно-постановочной частью, т.е. группой художественно-технических работников, которые занимаются оформлением спектакля. Завпост — ответственная должность. Он и руководит процессом изготовления декораций, и следит за их дальнейшей эксплуатацией.

На техническом совещании, которое проводит завпост, составляют монтировочную опись — подробное описание каждой детали декорационного оформления и технологию её изготовления.

Обратите внимание

Используют декорации нескольких видов. Жёсткие, или строенные, изготавливают из дерева (досок, брусков, фанеры) и металла. Они должны быть одновременно и прочными, и лёгкими, быстро устанавливаться на сцене. Жёсткие декорации делают разборными — чтобы было удобно хранить и перевозить во время гастролей.

Мягкие декорации — это половик, которым затягивают планшет сцены (пол), кулисы, перекрывающие сцену по бокам, падуги, закрывающие верх сцены, а также задники, создающие фон. Мебель, осветительная арматура (люстры, настольные лампы, настенные и прочие светильники) и реквизит также тщательно описываются.

Такая же подробная опись составляется и на костюмы.

До начала работы на любом производстве, будь то завод или стройка, нужно определить, сколько денег необходимо потратить, т.е. рассчитать смету. То же и в театре. Этот документ составляет заведующий мастерскими. Он учитывает все предстоящие затраты и заказывает отделу снабжения материалы для декораций и костюмов.

С режиссёром завпост согласовывает график подачи декораций на сцену. Режиссёр указывает, какие детали оформления необходимы ему раньше, и завпост рассчитывает время работы. Чертежи декораций выполняет конструктор. Часто конструктору, а иногда и самому художнику приходится делать шаблоны — чертежи или точные рисунки в натуральную величину.



Источник: https://infopedia.su/1x61b9.html

А.П. Чехов на Литературном Экспрессе

Модуль посвящен пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» и включает в себя:
4 видеолекции об одном из самых известных произведений А. П. Чехова, онлайн-тест на закрепление материалов лекций, а также электронный путеводитель по коллекции А. П. Чехова из собрания музея истории российской литературы имени В. И. Даля от писателя Шамиля Идиатуллина.

Первая лекция «Из истории создания „Вишневого сада“» посвящена основам чеховской драматургии, литературным предшественникам пьесы, истории ее создания и постановки на сцене Московского художественного театра.

Во второй лекции «Исторический контекст пьесы „Вишневый сад“» рассказывается о той эпохе, когда пьеса была написана, а также о последних годах жизни А. П. Чехова.

Третья и четвертая лекции («Анализ содержания пьесы „Вишневый сад“» и «Композиционная структура пьесы „Вишневый сад“») посвящены филологическому анализу содержания и формы пьесы, особое внимание уделяется символике, композиции и характеристике героев.

Лекторы: Эрнест Дмитриевич Орлов, заместитель директора Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля по научной работе; Ирина Михайловна Сухова, научный сотрудник отдела «Дом-музей А. П.

Чехова»

  • Глоссарий
  • Список полезной литературы
  1. Премьера пьесы «Вишнёвый сад» на сцене Московского Художественного театра состоялась 17 (29) января 1904 года — в день рождения А. П. Чехова.
  2. Чехов при распределении ролей планировал, что его супруга О. Л.

    Книппер будет играть Шарлотту, но так как подходящей актрисы на роль Раневской в труппе МХТ не нашлось, Раневскую сыграла Книппер.

  3. Пожалуй, впервые в чеховском творчестве, название пьесы «Вишнёвый сад» появилось до того, как пьеса была написана.
  4. Любимым актером А. П. Чехова был А. Р. Артём, для которого драматург специально написал роль Фирса.

    Артём был сыном крепостного, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, преподавал рисование и чистописание, но с 1880-х участвовал в любительских постановках, а с основанием МХТ был зачислен в его труппу.

  5. В 1903 году для своего театра пьесу просила у Чехова В. Ф. Комиссаржевская. Чехов отказал, так как ещё не окончил «Вишнёвый сад», да и Раневская в его представлении изначально была «старухой».

Проверим, насколько внимательно вы слушали лекции! Пройдите наш интересный тест на знание творчества Антона Павловича Чехова.

Посчитаем, на сколько вопросов из 15 вы сможете ответить правильно!

Фонд А. П. Чехова в собрании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля — один из самых значительных — он составляет около 10 000 единиц хранения. В его состав вошли фотографии, рукописи, личные вещи, переданные родственниками писателя и его знакомыми в разные годы.

В фонде писателя хранятся живопись, акварели, рисунки, выполненные его талантливыми братьями Николаем и Михаилом, сестрой Марией, а также художниками из дружеского окружения: И. И. Левитаном, В. А. Серовым, П. А. Нилусом, И. Э. Бразом, М. Т. Дроздовой, А. А. Хотяинцевой, С. П. Кувшинниковой; прижизненные иллюстрации в оригинальной технике к произведениям А. П.

Чехова, выполненные художниками Н. Богатовым, Я. Турлыгиным, Д. Кардовским, и печатная графика.

Важно

Театры всего мира из Франции, Англии, Японии, Китая, Израиля, Венгрии, Польши, Германии, Чехии и других стран помогают пополнять театральный фонд, присылая в дар музею афиши и фотографии спектаклей чеховских пьес, шедших на их сцене.

Значительную часть коллекции составляют фотографии прижизненных постановок пьес Чехова на сцене МХТ с 1898 года.

© Государственный литературный музей, 2016 – 2019

Источник: https://litexpress.goslitmuz.ru/classic/a_p_chekhov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector