«Евгений Онегин»: история создания романа, образ жизни, балы и дуэли в романе
«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, переведенное почти на два десятка языков. Но в романе найдется немало материала для работы не только филологам, но и историкам, интересующимся бытом и культурой начала XIX века. Попробуем увидеть в «Евгении Онегине» то, что было замечено и понято современниками, но стало недоступным для нас.
Я думал уж о форме планаИ как героя назову;Покамест моего романа
Я кончил первую главу.
Уже сам заголовок — «Евгений Онегин» — должен был сказать современнику о том, что перед ним необычный текст, предполагающий несколько трактовок.
После выхода пушкинского романа подобные названия стали традицией: «Анна Каренина», «Рудин», «Обломов», в XX веке — «Василий Теркин», а вот до появления «Евгения Онегина» существовало примерно три варианта заголовков, включавших имя персонажа, и каждый из них предполагал определенный жанр.
Во-первых, это могла быть бытовая повесть с элементами сатиры и морали: «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» Василия Нарежного, «Памела, или Вознагражденная добродетель» Сэмюэла Ричардсона. Строилось такое название из двух частей, соединенных союзом «или».
Если союз все-таки отсутствовал, читатель понимал, что перед ним психологическое или приключенческое произведение, например «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоренса Стерна. Заголовок, состоящий лишь из имени, настраивал читателя на романтический и, возможно, сентиментальный лад («Бедная Лиза»).
Неслучайно Байрон в «Чайльд-Гарольде» включил рассуждение об отсутствии указаний на фамилию героя («Зачем называть, из какой он был семьи? Достаточно знать, что его предки были славны и прожили свой век, окруженные почестями…»).
Как видите, роман, в названии которого нет ничего, кроме имени и фамилии персонажа, выбивается из этой классификации и путает читателя, не давая ему определить жанр «Евгения Онегина».
Однако само имя главного героя несло для читателя XIX века вполне четкую смысловую окраску. Со времен Антиоха Кантемира им нарекались отрицательные персонажи. Герой по имени Евгений (греч. «благородный») — чаще всего дворянин с богатой родословной, но не достигший ничего самостоятельно. Таким во многом и появляется перед нами пушкинский Евгений.
Интересна и фамилия героя, в корне которой заключено название крупной реки (Онега). Как пишет литературовед Юрий Лотман, Пушкин старался построить фамилию Евгения так, чтобы она была похожа на обычные дворянские фамилии, однако не утратила своей поэтичности.
В России XIX века нередкими были «топонимические» фамилии, включавшие в себя наименования поместий, а вот производные от гидронимов (большие реки никогда и никому не принадлежали) были невозможны. Пушкин отступил от этого правила, дав и Онегину, и Ленскому «гидронимические» фамилии, что, помимо прочего, ассоциировалось еще и с героическими прозвищами полководцев: Донской, Невский.
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.
О том, как жил герой романа в Северной столице, читатель узнает буквально с первых строф. Пушкин дает подробные сведения об образовании и воспитании Онегина, а также о том, как был построен его день.
Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут…
Онегин ведет жизнь человека, свободного и от гражданской, и от военной службы, что могли позволить себе лишь немногие молодые люди. В романе не говорится, с какого часа начинается его день, но есть указания на то, что герой просыпался не слишком рано.
Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца.
Отчасти этим может объясняться странность одной из возлюбленных Пушкина — княгини Голицыной, хозяйки известного петербургского салона, которая не принимала раньше десяти часов пополудни. Онегин менее изощрен в модных привычках и встает с постели в обеденные часы.
Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных франтов приходилась на два-три часа дня, в тексте Пушкина читаем:
Покамест в утреннем уборе,Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
Излюбленным местом гуляний в 10–20-х годах XIX века был Адмиралтейский бульвар — видимо, туда и едет «наш Евгений».
Саму традицию подобного променада задал император Александр I, всегда проходивший по определенному маршруту: «В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста.
Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial («императорский круг»). Какая бы ни была погода, государь шел в одном сюртуке…»
Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, — это то, что обедает он в строго определенное время:
И там гуляет на просторе,Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Едва ли герой заботился о соблюдении режима. Причина такой щепетильности кроется в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко содержали собственного повара и поэтому обедать шли в рестораны. В это время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было хорошо поесть; в Москве, как ни странно, кормили лучше.
Это значит, что петербургские трактиры были на пересчет и обеспеченная публика собиралась в одних и тех же заведениях. Итак, модник Онегин едет в ресторан Талона на Невском, который в ту пору был главным местом встречи светских денди.
Пушкин делает своего героя знакомцем Петра Павловича Каверина, который прославился, помимо прочего, как знаменитый кутила и бретёр, то есть дуэлянт.
Появление в подобном месте в определенное время означало, что гость готов придерживаться правил поведения, диктуемых местным обществом:
Вошел: и пробка в потолок,Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет…
Театр или балет, которым продолжается день Евгения, также неотъемлемая часть светской жизни начала XIX века. Это не только, даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно было убить время, встретиться со знакомыми, завести любовную интригу.
Бал становился кульминацией вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в ямской карете». Лотман пишет, что нанять карету было гораздо дешевле, чем иметь собственный выезд, и герой действует так с точки зрения экономии. Однако есть и другая версия.
Актер Художественного театра Леонид Леонидов приводил слова своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого знатока светского этикета и «великого знатока всяческих «выездов»: «Мы имели великолепные выезды, но за шик считалось проехать «на ваньке»!»
Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, как считал актер, эта своеобразная причуда, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин ухватил ее как последнюю новинку.
Что же касается самого бала, то подобные праздники для жителей Петербурга были нередки и давались по разным поводам.
Отчасти свидетельством этого утверждения может стать воспоминание Анны Федоровны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы фантастический мир, которым окружало ее поклонение ее всемогущего супруга, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и фееричных балов заполнял весь горизонт…»
Онегин принадлежал к этому поколению и в начале романа сам купался в этой роскоши.
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.
Лаврентьева Е. А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М., 2006.
Во дни веселий и желанийЯ был от балов без ума:Верней нет места для признаний
И для вручения письма
.
В организации сюжета «Евгения Онегина» балы играют значимую роль. Достаточно сказать, что именно на балу у Лариных происходит ссора Ленского и Онегина, закончившаяся трагедией. На балу же главный герой второй раз встречает Татьяну.
Подобные праздники были важны и в жизни пушкинских современников. Начиная с петровских ассамблей, балы были одной из немногих форм организации социальной жизни. Они строго регламентировались, и присутствовавшие на них гости должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, сложный набор правил поведения был просто необходим для общества:
«Там, где царит этикет, придворные — вельможи и дамы света, там же, где этикет отсутствует, они спускаются на уровень лакеев и горничных, ибо интимность без близости и без равенства всегда унизительна, равно для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому ее навязывают», — вспоминала младшая современница Пушкина — Анна Федоровна Тютчева, дочь известного поэта Федора Тютчева.
Некоторые вольности и отступления от этих правил диктовались модой и социальным статусом гостя. Так, Онегин приходит на бал, когда «толпа мазуркой занята». Это означает, что герой появился в самый разгар праздника, когда гости уже прошлись в чинном польском (полонезе) и могли танцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.
«Мазурка имела искони особо интересное значение, — писала мемуаристка Екатерина Алексеевна Сабанеева, — она служила руководством для соображений насчет сердечных склонностей — и сколько было сделано признаний под звуки ее живой мелодии».
Онегин, несмотря на идеологию дендизма, предписывавшую кавалерам избегать танцев, а если и танцевать, то с видом скуки и нежелания этого делать, все-таки «легко мазурку танцевал», не умея отказать себе в этом удовольствии.
Что же касается позднего появления героя на балу, то это можно воспринимать как следование столичной моде (на именины Татьяны Онегин с Ленским также являются одними из последних): опоздания были признаком дендизма.
Лишь на праздники, в которых принимал участие император, все приглашенные должны были приходить неизменно вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось именно во времена царствования Александра I и Николая I.
В «Евгении Онегине» не так уж много говорится о женском бальном этикете, но есть одна важная иллюстрация того, как должна была вести себя светская дама:
И что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон, —
Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представительница высшего света никогда, ни при каких условиях не могла показывать собственных чувств. Особой добродетелью считалось присутствие духа и внешнее спокойствие.
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.
Лаврентьева Е. А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М., 2006.
Дуэль Онегина и Ленского. Илья Репин. 1899
Гибель Ленского в шестой главе «Евгения Онегина» стала поворотным моментом для всех героев романа. Герой убит на дуэли лучшим другом; важно, что условия этого поединка вопреки ничтожной причине ссоры и желанию Онегина всего лишь позлить молодого поэта, но не довести эту историю до кровавого конца были довольно жестокими.
Зарецкий тридцать два шагаОтмерил с точностью отменной,Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
Вероятно, расстояние между барьерами было не более десяти шагов, а каждый из стрелявших мог сделать по одиннадцать шагов навстречу друг другу. Более того, в романе нет указания на то, что дуэлянты должны были остановиться после первого выстрела. И это усложнило условия поединка.
Анализ и самой сцены дуэли и приготовлений к ней показывает, что в ее организации был допущен целый ряд ошибок, из-за которых она могла вообще не состояться. Так, Онегин приезжает к назначенному месту с серьезным опозданием, скорее всего — в несколько часов:
Уже редеют ночи тениИ встречен Веспер петухом;Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко…
Лотман замечает, что, согласно дуэльным правилам, соперники могли отступить от условленного времени лишь на четверть часа, после чего дуэль считалась несостоявшейся.
Еще одним нарушением был выбор и поведение секундантов. Во-первых, Зарецкий, сосед и секундант Владимира Ленского, должен был предложить Евгению решить дело миром, однако «встал без объяснений; остаться доле не хотел, имея дома много дел».
Во-вторых, он, дворянин, мог остановить поединок в тот момент, когда узнал, что помощником Онегина будет его слуга, француз Гильо, а ведь секунданты должны быть равными друг другу по статусу. Вместо этого бывший буян и атаман «картежной шайки», каким рисует его Пушкин, хладнокровно развел соперников к барьерам.
Еще одним нарушением было то, что секунданты встретились в день дуэли, хотя должны были обсудить все правила накануне.
Итак, Зарецкий был заинтересован в этом поединке, надеясь, возможно, таким варварским способом разнообразить деревенскую жизнь. Забегая вперед скажем, что герой просчитался. Убийство Ленского оказалась незамеченным, а его могила вне церковной ограды свидетельствует о том, что похоронили молодого поэта как самоубийцу.
Мог ли Евгений самостоятельно отказаться от дуэли, прекрасно понимая, что был не прав? Увы, не мог. Дворянская честь требовала принять этот вызов «иль картель», иначе у героя были все шансы прослыть трусом. Целиться в воздух Онегин тоже не имел права, рискуя оскорбить этим противника.
Что же касается спокойствия, с которым Онегин поднял пистолет и убил друга, то Лотман объясняет поведение героя тем, что тот признает диктат норм поведения, навязанный ему Зарецким, «и тут же, теряя волю, [Онегин] становится куклой в руках безликого ритуала дуэли».
От себя добавим, что поведение Онегина на дуэли сходно с поведением самого Пушкина, для которого подобные поединки не были редкостью.
«Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед».
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.
Пушкин без глянца / сост., авт. вступ. ст. П. Фокин. СПб., 2007.
Источник: https://www.culture.ru/materials/115165/pushkin-i-ego-epokha-v-romane-evgenii-onegin
Сочинение «История создания романа Пушкина «Евгений Онегин»»
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет — с весны 1823 до осени 1831 года.
Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, как упорно и тщательно, заменяя по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности.
Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе. В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах-дьявольская разница».
В самом деле, стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, его волнение.
Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. В известных строчках:
* Гонимы внешними лучами, * С окрестных гор уже снега * Сбежали мутными ручьями
* На потопленные луга…
мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит зимние снега с гор, и снега бегут от нее, превращаясь в мутные ручьи…
Все действие романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, все же благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью. Своеобразный характер придает «Евгению Онегину» и постоянное участие в романе самого поэта.
Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина («его я свято берегу»), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами.
В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души —
* Ума холодных наблюдений
* И сердца горестных замет.
Пушкин создал особую форму лирического романа. Стихи в «Евгении Онегине» не текут непрерывным потоком, как почти во всех пушкинских поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек — строфы, по четырнадцати стихов (строк) в каждой, с определенным, постоянно повторяющимся расположением рифм.
Этой сложной, трудной формой, при которой ход изложения должен был бы постоянно прерываться, Пушкин пользуется с величайшим искусством.
Она помогает ему с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению, а когда ему нужно вести непрерывный рассказ, он делает это так мастерски, что мы вовсе не замечаем перехода от одной строфы к другой.
Сюжет «Евгения Онегина» очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что теперь они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.
И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме.
Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина.
Между этими главными сюжетными эпизодами — ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.
На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. И все это «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» насыщено лирическими излияниями автора, по большей части очень грустными…
В течение восьми лет работы над романом Пушкин несколько раз изменял и содержание его и композицию. Надо сказать несколько слов об этих изменениях.
«Евгений Онегин» начат был Пушкиным в период перелома в его творчестве, когда он уже разочаровался в романтизме, в его «возвышенных» героях и сюжетах, но не пришел еще к новой, реалистической задаче — познания самой жизни, отражения ее в существенных, типических чертах.
В эту переломную эпоху (1823-1824) Пушкин написал много мрачных, злых, раздраженных стихотворений, таких, как «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом» и другие.
Он решительно отошел от своих прежних, столь любимых им самим и читателями романтических героев и героинь, в которых так поэтически и искренне выражались его собственные высокие чувства и думы.
Но этот отход, это разочарование в романтизме он ощущал очень болезненно, так как не дошел еще до того, чтобы увидеть поэтическую прелесть в описании, изображении простой жизни, простых, обыкновенных людей,- он еще по старой романтической привычке относился к этой простой жизни насмешливо, иронически.
Так он и начал в 1823 году свой роман, где хотел полемически, в споре с господствовавшим тогда возвышенным романтизмом показать обыкновенных людей, обыкновенную жизнь во всей ее прозаической наготе, без всякой идеализации, без всякого романтического прикрашивания.
Героем романа он сделал не какого-то таинственного «пленника», или хана Гирея, или изгнанника Алеко, а петербургского молодого франта, героиней — провинциальную барышню, не очень красивую, с деревенским, непоэтичным именем. Весь тон рассказа сначала был насмешливый.
«Я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью»,- сообщал Пушкин друзьям в 1823 году. В письме к брату в 1824 году он называет начатый им роман своим лучшим произведением. «Не верь Н.
Раевскому, который бранит его’, — пишет Пушкин,- он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал». Издавая в 1825 году отдельной книжкой первую главу «Евгения Онегина», Пушкин в предисловии называет себя, как автора этого произведения, «сатирическим писателем».
«Сатира» эта была направлена против романтической теории «возвышенного предмета», «возвышенного героя».
Но вот прошло время, Пушкин понял необычайную важность верного, точного, без прикрас изображения простой, обыденной жизни, окружающей нас, важность познания с помощью искусства реальной действительности, какая она Друг Пушкина Николай Раевский приезжал в конце 1823 года в Одессу, и Пушкин читал ему первые главы «Евгения Онегина» есть, и продолжал писать свои роман уже спокойно, без «желчи», без полемики, без нарочитого, «сатирического», «цинического» выпячивания самых прозаических подробностей жизни.
Источник: https://litsochinenie.ru/istoriya-sozdaniya-romana-pushkina-evgeniy-onegin.html
История создания произведения евгений онегин пушкин
«Евгений Онегин» (1823—1831) — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.
История создания
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.
Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения.
После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.
Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга.
В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан».
Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа.
Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.
Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин.
Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Сюжет
Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего.
Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.
Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.
Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени — Сын такого отца получил типичное же воспитание — сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.
Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо.
Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать. На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль.
Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.
Сюжетные линии
- Онегин и Татьяна:
- Знакомство с Татьяной
- Разговор с няней
- Письмо Татьяны к Онегину
- Объяснение в саду
- Сон Татьяны. Именины
- Посещение дома Онегина
- Отъезд в Москву
- Встреча на балу в Петербурге через 2 года
- Письмо к Татьяне (объяснение)
- Вечер у Татьяны
- Онегин и Ленский:
- Знакомство в деревне
- Разговор после вечера у Лариных
- Визит Ленского к Онегину
- Именины Татьяны
- Дуэль (Смерть Ленского)
Действующие лица
- Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
- Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».
- Ольга Ларина, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
- Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
- няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
- Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
- Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
- Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.
В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л.
Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».
Поэтические особенности
Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.
Произведения:
- Роман в стихах
- Стихотворения
- Сказки
- Поэмы
- Драмы
- Проза
Если Вы заметили опечатку в материалах сайта или же какую-то неточность, убедительно просим сообщить об этом по адресу:
Источник: https://rus-poetry.ru/istoriya-sozdaniya-proizvedeniya-evgen/
Готовые школьные сочинения
Янв
24 2011
Творческая история создания романа «Евгений Онегин»
Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.
Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах.
Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. “Евгений Онегин” – реалистичный роман.
Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:
- И даль свободного романа
- Я сквозь магический кристалл
- Еще неясно различал.
Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.
Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.
Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства – Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”.
Глазами столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”.
Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).
Современная поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным. Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, – романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны.
Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.
Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.” Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.
Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.
Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза – гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.
Хотя Онегин и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему.
Благородство души, “резкий охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…
Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.
Барское воспитание, отсутствие привычки к труду (”труд упорный ему был тошен”) сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет “без цели, без трудов”.
В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.
Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохотни глупцов”.
В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.
В нем вспыхивает любовь к Татьяне – теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.
Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.
Образ Евгения Онегина открывает целую галерею “лишних людей”. Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.
“Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века.
В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта – это произведение, в котором “отразился век и современный человек”.
“Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.
В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов (”бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи”.
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство – то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.
Петербург того времени был местом обитания лучших людей России – декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства – Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни “о соли светской злости”, “ни о необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.
Глазами столичного жителя показана нам Москва – “ярмарка невест”. Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”.
Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось”.
Он гордится Москвой 12-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.
Современная поэту Россия – деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века – поэмой Гоголя “Мертвые души”.
Красавец Ленский, “с душой прямо геттингемской”,- романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.
Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”.
Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мира”, “Вишневого сада”.
Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Творческая история создания романа «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/tvorcheskaya-istoriya-sozdaniya-romana-evgenij-onegin/
«Евгений Онегин». Кратко
Автор романа в стихах «Евгений Онегин»
Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин писал с перерывами около девяти лет. Он — самое известное произведение поэта. Почему? Возможно от того, что был включен в школьную программу, и все дети, что до революции 1917 года, что после, зубрили «Я Вам пишу, чего же боле», а может быть из-за обилия афористичных строк, ставших крылатыми фразами: «любви все возрасты покорны», «мы все учились по немногу»; утверждается так же, что «Евгений Онегин» — «важнейшая часть нашего культурного кода, того, который позволяет нам говорить на одном языке, одинаково понимать одни и те же шутки, намеки и сравнения». Так ли это, иначе, у каждого свое мнение, но факт остается фактом — «Евгений Онегин» — великое сочинение великого поэта.
Сюжет «Евгения Онегина»
«Энциклопедия русской жизни»
Пушкин был барином и аристократом. Его герой Евгений Онегин — типичный представитель того же круга. То есть, описывая повседневность Онегина в Петербурге и в деревне, Пушкин опирался на собственный опыт, руководствовался собственными жизненными наблюдениями. Потому в романе так много бытовых подробностей нравов столичного и провинциального русского дворянства первой трети ХIХ века. Не спроста ведь литературный критик В. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», а основного персонажа романа «страдающим эгоистом… эгоистом поневоле, (холодного) к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»
Всякое литературное произведение немыслимо без любовной истории. В «Евгении Онегине» она — в отношениях Онегина и Татьяны Лариной. Сначала девушка влюбляется в Евгения, но оказывается не нужной ему, затем он ищет взаимности, но Татьяна уже замужем
Ещё одна сюжетная линия романа — конфликт между приятелями Онегиным и Ленским, закончившийся дуэлью.
Описание романа «Евгений Онегин»
Одно из изданий романа
Роман в стихах «Евгений Онегин» состоит из восьми глав, в каждой по 40-60 строф (строфа — 14 строчек). Самая длинная глава первая — 60 строф, самая короткая вторая — 40. В канонический текст романа Пушкин не включил главу о странствии Онегина, она была издана особо с предисловием поэта: «Автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… П. А. Катенин заметил нам, что сие исключение…вредит …плану сочинения; ибо через то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъяснимым. Автор сам чувствовал справедливость оного, но решился выпустить эту главу по причинам, важным для него, а не для публики». Глава о путешествии Онегина по России была по счету восьмой. Часть строф из неё Пушкин перенес в главу, следующую за «Странствием» — девятую, которая стала в итоге восьмой. В 1830 году, до исключения «Странствия», написал Пушкин и десятую главу, но в том же году, острожный, сжег её. От этой главы до нас дошли только записанные особым шрифтом первые четверостишья четырнадцати строф, например:
Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами властвовал тогда
…………………….
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа
Барклай, зима иль русский бог?
…………………….
Россия присмирела снова
И пуще царь пошел кутить
Но искра пламени иного
Уже издавна может быть
…и черновики следующих за ними трех строф (одна из них):
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян
История создания и публикации «Евгения Онегина»
- 1823, 9 мая — начало создания первой главы
- 1823, 22 октября — окончание первой главы
- 1823, 4 ноября — письмо князю Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана» — о печати и думать нечего, пишу спустя рукава» («Дон-Жуан» — поэма Байрона)
- 1823, 16 ноября — письмо Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя…»
- 1823, 1 декабря — письмо А. И. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью. Две песни уже готовы»
- 1824, 8 февраля — письмо А. Бестужеву: «Об моей поэме нечего и думать: если когда-нибудь она и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге»
- 1824, конец октября — начало создания четвертой главы
- 1824, конец декабря — написана строфа XXIII
- 1825, 15 февраля — напечатана первая глава
- 1825, 4 декабря — письмо поэту П. Катенину «Онегин мне надоел и спит; впрочем, я его не бросил»
- 1825 — написаны строфы об Одессе, впоследствии включенные Пушкиным в главу «Странствие»
- 1826, октябрь — опубликована вторая глава
- 1826, начало января — окончена последняя строфа четвертой главы
- 1826, 27 мая — письмо к Вяземскому: «В 4-й песне «Онегина» я изобразил свою жизнь»
- 1826, 4 января — Пушкин начал писать пятую главу
- 1826, 22 ноября — Пушкин закончил и переписал набело пятую главу
- 1826, 1 декабря — Пушкин пишет шестую главу
- 1827 — Пушкин продолжает работать над шестой главой
- 1827, март — в «Московском вестнике» опубликовано описание Одессы, как отрывок из седьмой главы «Евгения Онегина»
- 1827, 10 августа — написаны строфы XLIII—XLV
- 1827, август-сентябрь — Пушкин начал работу над седьмой главой
- 1827, октябрь — опубликована третья глава
- 1828, 31 января — 1—2 февраля — опубликованы четвертая и пятая глава
- 1828, 23 марта — опубликована шестая глава
- 1828, 4 ноября — отделана и переписана набело седьмая глава
- 1829, 24 декабря — начало работы над восьмой главой
- 1829, 2 октября — Пушкин закончил строфы I — V этой главы «Странствие»
- 1830, 1 января — в «Литературной газете» напечатан отрывок из главы «Странствие» — описание Крыма
- 1830, март — опубликована седьмая глава
- 1830, 18 сентября — Пушкин полностью закончил главу «Странствие», которая в роман не вошла
- 1830, 25 сентября — закончена восьмая глава, однако после Пушкин еще работал над ней. Решив исключить первоначальную восьмую главу, он перенес из нее в девятую главу строфы IX — XIII
- 1830, 19 декабря — Дневник Вяземского: «Третьего дня был у нас Пушкин. Он много написал в деревне: привел в порядок и девятую главу «Онегина». Ею и кончает; из десятой, предполагаемой, читал мне строфы о 1812 годе и следующих. Славная хроника»
- 1831, 5 октября — для восьмой главы написано письмо Онегина Татьяне
- 1832, март — издана восьмая глава, На обложке значилось: «Последняя глава «Евгения Онегина»
- 1832, 11 августа- письмо А. И. Тургенева брату Николаю Ивановичу: «Александр Пушкин не мог издать одной части своего Онегина, где он описывает путешествие его по России, возмущение 1825 г. и упоминает, между прочим, и о тебе» (см. выше)
- 1833, март — первое полное издание «Евгения Онегина»
- 1837, январь — второе полное издание романа
Онегин
— Часть первая
- I песнь. – Хандра. – Кишинев. – Одесса. 1823
- II песнь. – Поэт. – Одесса. 1824
- III песнь. – Барышня. Одесса. Михайловское. 1824
— Часть вторая
- IV песнь. – Деревня. – Михайловское. 1825
- V песнь. – Имянины. – Михайловское. 1825
- VI песнь. – Поединок. – Михайловское. 1826
— Часть третья
- VII песнь. – Москва. – Михайловское. СПБ. Малинники. 1827–1828
- VIII песнь. – Странствия. – Москва. 1829
- IX песнь. – Большой свет. Болдино. 1823 г. 9 мая. – 1830 г. 25 сент. Болдино
итог: 7 лет 4 месяца 17 дней.
Ещё статьи
Мировые революции
Революции в России
Основные события русской истории
Источник: https://ChtoOznachaet.ru/evgenij-onegin-kratko.html
История создания Евгения Онегина, анализ произведения
История сотворения «Евгения Онегина» – «плода разума прохладных наблюдений и сердца горестных замет» – выдающимся русским классиком Александром Сергеевичем Пушкиным не припоминает блицкриг.
Произведение создавалось поэтом эволюционно, знаменуя его становление на пути реализма. Роман в стихах как событие в искусстве представлял собой уникальное явление.
Ранее в мировой литературе был написан в этом же жанре только один аналог – романтическое произведение Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан».
Создатель решается на мозговой штурм
Пушкин пошел далее величавого британца – к реализму. Сейчас поэт поставил впереди себя сверхзадачу – показать человека, способного служить катализатором предстоящего развития Рф. Александр Сергеевич, разделяя идеи декабристов, осознавал, что гигантскую страну следует двинуть, как локомотив, с тупикового пути, приведшего все общество к системному кризису.
История сотворения «Евгения Онегина» определяется гиганским поэтическим трудом в период с мая 1823 года по сентябрь 1830 г., творческим переосмыслением русской реальности первой четверти XIX века.
Роман в стихах творился в протяжении 4 шагов творчества Александра Сергеевича: южной ссылки (1820 – 1824 гг.), пребывания «без права самовольного оставления имения Михайловское» (1824 – 1826 гг.
), периода после ссылки (1826 – 1830 гг.), Болдинской озари (1830 г.)
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: история сотворения
Юный Пушкин, выпускник Царскосельского лицея, по словам правителя Александра I, «наводнивший Россию возмутительнейшими стихами», начал писать собственный роман, пребывая в ссылке в Кишиневе (благодаря заступничеству друзей этапирования в Сибирь удалось избежать). К этому времени он был уже кумиром российской образованной молодежи.
Поэт стремился сделать образ героя собственного времени. В произведении он мучительно находил ответ на вопрос о том, каким должен быть носитель новых мыслях, творец новейшей Рф.
Социально-экономическая обстановка в стране
Разглядим общественную среду, в какой создавался роман. Наша родина одолела в войне 1812 года. Это придало осязаемый импульс публичным рвениям к освобождению от феодальных кандалов. Сначала люд жаждал отмены крепостного права. Такое его освобождение неизбежно тянуло за собой ограничение возможностей монарха.
Сформировавшиеся сходу после войны общества гвардейских офицеров в 1816 году в Петербурге создают декабристский «Альянс спасения». В 1818 г в Москве организуется «Альянс процветания». Эти декабристские организации интенсивно содействовали формированию либерального публичного представления и ожидали комфортного момента для муниципального переворота.
Посреди декабристов было много друзей Пушкина. Он делил их взоры.
Наша родина к тому времени уже стала признанной европейской державой с популяцией около 40 миллионов человек, в ней вызревали ростки муниципального капитализма. Но ее хозяйственную жизнь все еще определяли рудименты феодализма, дворянское землевладение и купечество.
Эти социальные группы, равномерно теряющие публичный вес, были все еще сильны и воспользовались воздействием на жизнь страны, продлевая феодальные дела в стране.
Они являлись поборниками общества, построенного по устаревшим екатерининским дворянским принципам, присущим Рф XVIII века.
Налицо были соответствующие признаки общественного и экономического кризиса всего общества. В стране проживало много образованных людей, понимающих, что интересы развития требуют огромных перемен и реформ. История сотворения «Евгения Онегина» началась с личного неприятия поэтом окружающего, говоря словами Александра Николаевича Островского, «темного королевства»
Поднявшаяся после массивного ускорения, данного Петром I, и динамизма во время правления императрицы Екатерины II, Наша родина сначала XIX века сбавила темпы развития.
На время написания Пушкиным известного романа в стране еще не было стальных дорог, еще по ее рекам не плавали пароходы, тыщи и тыщи ее трудолюбивых и профессиональных людей были связаны по рукам и ногам узами крепостного права.
История «Евгения Онегина» неразрывно связана с историей Рф начала XIX века.
Онегинская строфа
С особенным вниманием Александр Сергеевич, «российский Моцарт от поэзии», отнесся к собственному труду. Он разработал новый стихотворный ряд специально для написания романа в стихах.
Слова поэта льются не свободным ручьем, а структурированно. Каждые четырнадцать строк четырехстопного ямба соединяются в специфическую онегинскую строфу. При всем этом рифмование постоянно в протяжении всего романа и имеет последующий вид: CCddEffEgg (где строчные буковкы обозначают дамские окончания, а строчные – мужские).
Непременно, история сотворения романа «Евгений Онегин» – это история сотворения онегинской строфы.
Конкретно при помощи варьирования строф создателю удается в собственном произведении сделать аналог житейских разделов и глав: перебегать с одной темы на другую, поменять стиль изложения от размышления до оживленного развития сюжета. Таким макаром создатель делает воспоминание непосредственной беседы со своим читателем.
Роман – «собрание пестрых глав»
Что принуждает людей писать произведения о собственном поколении и о собственной родной земле? Почему при всем этом они отдаются этому труду стопроцентно, работая, как будто одержимые?
История сотворения романа «Евгений Онегин» вначале подчинялась плану создателя: сделать роман в стихах, состоящий из 9 обособленных глав.
Спецы по творчеству Александра Сергеевича именуют его «разомкнутым во времени» из-за того, что любая его глава – самостоятельна, и может по собственной внутренней логике окончить произведение, хотя и находит свое продолжение в последующей главе.
Его современник – доктор российской словесности Николай Иванович Надеждин – отдал традиционное описание «Евгения Онегина» не как произведения с жесткой логичной структурой, а, быстрее, как некоей поэтической тетради, заполненной конкретными радужными переливами броского таланта.
О главах романа
Главы «Евгения Онегина» издавались с 1825 по 1832 гг. по мере их написания и печатались в литературных альманахах и журнальчиках. Их ожидали, любая из их становилась реальным событием в культурной жизни Рф.
Но одну из их, посвященную путешествию головного героя к военным поселениям в районе одесской пристани, содержащую критичные суждения, опальный создатель предпочел изъять во избежание репрессий против себя, а позже и уничтожил ее единственную рукопись.
Так же, на сто процентов отдаваясь труду, позднее работал над своим «Медиком Живаго» Борис Леонидович Пастернак, так же писал о собственном поколении Миша Александрович Шолохов. Сам же Пушкин именовал свою более чем семилетнюю работу над этим романом в стихах подвигом.
Главный герой
Описание Евгения Онегина, по воззрению литературоведов, припоминает личность Петра Яковлевича Чаадаева – создателя «Философских писем». Это персонаж с сильной энергетикой, вокруг которого разворачивается сюжет романа и проявляют себя другие персонажи. Пушкин писал о нем как о «хорошем товарище».
Евгений получил традиционное дворянское воспитание, совсем лишенное «русскости». И хотя в нем пылает острый, но прохладный мозг, он человек света, последующий определенным воззрениям и предубеждениям. Жизнь Евгения Онегина небогата. С одной стороны, ему чужды характеры света, он их остро критикует; а с другой – он подвержен его воздействию.
Героя нельзя именовать инициативным, быстрее, это умный наблюдающий.
Особенности вида Онегина
Его образ – катастрофический. Во-1-х, он не выдержал тесты любовью. Евгений прислушался к рассудку, но не к собственному сердечку. При всем этом он поступил великодушно, почтительно отнесясь к Татьяне, дав ей осознать, что он не способен полюбить.
Во-2-х, он не выдержал тесты дружбой. Вызвав на дуэль собственного друга, 18-летнего романтичного юношу Ленского, он слепо следует понятиям света. Ему кажется приличнее не спровоцировать злоязычие старенького записного дуэлянта Зарецкого, чем закончить совсем глуповатую ссору с Владимиром. Кстати, ученые-пушкинисты считают молодого Кюхельбекера прототипом Ленского.
Татьяна Ларина
Употребление имени Татьяна в романе Евгений Онегин было ноу-хау от Пушкина. Ведь сначала XIX века это имя числилось простонародным и неактуальным.
Не достаточно того, темноволосая и не румяная, задумчивая, необщительная, она не соответствовала эталонам красы света.
Татьяна (подобно создателю романа) обожала народные сказы, которые ей щедро говорила няня. Но ее особой страстью было чтение книжек.
Герои романа
Не считая вышеупомянутых сюжетообразующих основных героев перед читателем проходят второстепенные. Данные образы романа «Евгений Онегин» не сформировывают сюжет, но дополняют его.
Это сестра Татьяны Ольга, пустая светская дама, в которую был влюблен Владимир Ленский. Образ няни Татьяны, знатока народных сказок, имеет очевидный макет – няню самого Александра Сергеевича, Арину Родионовну.
Еще одним безымянным героем романа является обретенный Татьяной Лариной после размолвки с Евгением Онегиным супруг – «принципиальный генерал».
Сонм помещиков как будто импортирован в роман Пушкина из других российских традиционных произведений. Это и Скотинины («Недоросль» Фонвизина), и Буянов («Страшный сосед» В. Л. Пушкина).
Произведение народное
Высшей похвалой для Александра Сергеевича стала оценка, данная первой главе «Евгения Онегина» человеком, которого поэт считал своим учителем, – Василием Андреевичем Жуковским. Мировоззрение было максимально лаконичным: «Ты – 1-ый на российском Парнасе…»
Роман в стихах энциклопедически правильно показал русскую реальность начала XIX века, показал стиль жизни, соответствующие черты, социальную роль разных слоев общества: петербуржского высшего света, дворянства Москвы, помещиков-землевладельцев, фермеров.
Может быть, потому, также из-за комплексного и узкого отображения Пушкиным в собственном произведении ценностей, характеров, взглядов, моды тех пор литературный критик Виссарион Белинский отдал ему такую исчерпающую характеристику: «произведение в высшей степени народное» и «энциклопедия российской жизни».
Пушкин желал поменять сюжет
История сотворения «Евгения Онегина» – это эволюция юного поэта, взявшегося в 23 года за глобальный труд. При этом если в прозе такие ростки уже были (вспомним инкогнито изданную книжку Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»), то реализм в поэзии на то время был бесспорным новшеством.
Окончательный план произведения был сформирован создателем исключительно в 1830 году. Он был неуклюж и вымучен.
Чтобы придать обычный приличный вид собственному творению, Александр Сергеевич решил либо выслать Евгения Онегина вести войну на Кавказ, либо перевоплотить его в декабриста.
Но Евгений Онегин – герой романа в стихах – сотворен Пушкиным на одном вдохновении, как «собрание пестрых глав», и в этом его красота.
Вывод
Произведение «Евгений Онегин» является первым в русской истории реалистическим романом в стихах. Оно является знаковым для XIX века. Роман был признан обществом как глубоко народный. Энциклопедическое описание русского быта соседствует в нем с высочайшей художественностью.
Вобщем, по воззрению критиков, основным героем этого романа все-же является совсем не Онегин, а создатель произведения. Данный персонаж не имеет определенного вида. Это типичное белоснежное пятно для читателя.
Александр Сергеевич по тексту произведения намекает на свою ссылку, говоря о том, что ему «вредоносен Север», и т.д. Пушкин незримо находится во всех действиях, резюмирует, смешит читателя, воскрешает сюжет. Его цитаты лупят не в бровь, а в глаз.
Волею судьбы Александр Сергеевич Пушкин прорецензировал 2-ое полное издание собственного романа в стихах в 1937 году (1-ое было в 1833 г.), будучи уже смертельно раненым на Темной речке поблизости Комендантской дачи. Тираж в 5000 экземпляров планировали реализовать в протяжении года.
Но читатели раскупили его за неделю. В предстоящем классики российской литературы, каждый для собственного времени, продолжили творческий поиск Александра Сергеевича. Они все пробовали сделать героя собственного времени.
И Миша Лермонтов в виде Григория Александровича Печорина («Герой нашего времени»), и Иван Гончаров в виде Ильи Обломова…
Источник: https://tipsboard.ru/istoriya-sozdaniya-evgeniya-onegina-analiz-proizvedeniya/