Лирические отступления в поэме “мертвые души” по главам (список, таблица с цитатами)

Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души»

Книгу «Мертвые души» Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право дает особая поэтичность, музыкальность, выразительность языка произведения, насыщенного такими образными сравнениями и метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное – постоянное присутствие автора делает это произведение лиро-эпическим.

Лирическими отступлениями пронизано все художественное полотно «Мертвых душ».

Именно лирические отступления обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее поэтическое начало, связанное с образом автора.

По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.

Обратите внимание

Примечательно, что «мертвые души» насыщены лирическими отступлениями неравномерно. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки, и только в конце этой главы автор помещает первое крупное лирическое отступление о «несметном множестве церквей» и о том, как «выражается сильно русский народ».

Это авторское рассуждение наводит на такую мысль: здесь не только прославляется меткое русское слово, но и Божье слово, одухотворяющее его.

Думается, и мотив церкви, который впервые в поэме встречается именно в этой главе, и отмеченная параллель народного языка и Божьего слова, указывают на то, что именно в лирических отступлениях поэмы концентрируется некое духовное наставление писателя.

С другой стороны, в лирических отступлениях выражен широчайший диапазон настроений автора. Восхищение меткостью русского слова и бойкостью русского ума в конце 5 главы сменяется грустно-элегическим размышлением об уходящей юности и зрелости, об «утрате живого движения» (начало шестой главы).

В конце этого отступления Гоголь прямо обращается к читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!».

Сложная гамма чувств выражена в лирическом отступлении в начале следующей седьмой главы.

Сопоставляя судьбы двух писателей, автор с горечью говорит о нравственной и эстетической глухоте «современного суда», который не признает, что «равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых», что «высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем».

Здесь автор провозглашает новую этическую систему, поддержанную потом натуральной школой, – этику любви-ненависти: любовь к светлой стороне национальной жизни, к живым душам, предполагает ненависть к негативным сторонам бытия, к мертвым душам. Автор прекрасно понимает, на что он обрекает себя, встав на путь «обличения толпы, ее страстей и заблуждений», – на гонения и травлю со стороны лжепатриотов, на неприятие соотечественников, – но мужественно избирает именно этот путь.

Важно

Подобная этическая система заставляет художника воспринимать литературу как орудие исправления человеческих пороков в первую очередь очищающей силой смеха, «высокого, восторженного смеха»; современный суд не понимает, что смех этот «достоин стоять рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха».

В финале этого отступления настроение автора резко меняется: он становится возвышенным пророком, его взору открывается «грозная вьюга вдохновенья», которая «подымется из облеченной в святой ужас и в блистанье главы», и тогда его читатели «почуют в смущенном трепете величавый гром других речей».

Автор, болеющий за Россию, видящий в своем литературном труде путь к улучшению нравов, наставлению сограждан, искоренению порока, показывает нам образы живых душ, народа, который и несет в себе живое начало.

В лирическом отступлении в начале седьмой главы на наших глазах оживают крестьяне, купленные Чичиковым у Собакевича, Коробочки, Плюшкина.

Автор, как бы перехватывая внутренний монолог своего героя, говорит о них, как о живых, показывает воистину живую душу умерших или беглых крестьян.

Здесь предстает не обобщенный образ русских мужиков, а конкретные люди с реальными чертами, подробно выписанными. Это и плотник Степан Пробка – «богатырь, что в гвардию годился бы», который, возможно, исходил всю Русь «с топором за поясом и сапогами на плечах».

Это Абакум Фыров, который гуляет на хлебной пристани с бурлаками и купцами, наработавшись под «одну бесконечную, как Русь, песню».

Совет

Образ Абакума указывает на любовь русского народа к свободной, разгульной жизни, гуляньям и веселью, несмотря на подневольную крепостную жизнь, тяжкий труд.

В сюжетной части поэмы мы видим другие примеры народа, закрепощенного, забитого и социально приниженного. Достаточно вспомнить яркие образы дяди Митяя и дяди Миняя с их суетой и неразберихой, девочки Пелагеи, которая не может отличить, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры.

Но в лирических отступлениях мы находим авторскую мечту об идеале человека, каким он может и должен быть. В заключительной 11 главе лирико-философское раздумье о России и призвании писателя, чью «главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями», сменяет панегирик дороге, гимн движению – источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений».

Так две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Образ России, созданный в этом заключительном лирическом отступлении, и риторический вопрос автора, обращенный к ней, перекликается с пушкинским образом России – «гордого коня», – созданным в поэме «Медный всадник», и с риторическим вопросом, звучащим там: «А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?».

И Пушкин, и Гоголь страстно желали понять смысл и цель исторического движения России.

И в «Медном всаднике», и в «Мертвых душах» художественным итогом размышлений каждого из писателей стал образ неудержимо мчащейся страны, устремленной в будущее, не повинующейся своим «седокам»: грозному Петру, который «Россию поднял на дыбы», остановив ее стихийное движение, и «небокоптителям», чья неподвижность резко контрастирует с «наводящим ужас движеньем» страны.

В высоком лирическом пафосе автора, устремленного мыслями в будущее, в его размышлениях о России, ее пути и судьбе, выразилась важнейшая идея всей поэмы. Автор напоминает нам о том, что скрывается за изображенной в 1 томе «тиной мелочей, опутавших нашу жизнь», за «холодными, раздробленными повседневными характерами, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога».

Он недаром в заключении 1тома говорит о «чудном, прекрасном далеке», из которого смотрит на Россию.

Это эпическая даль, притягивающая его своей «тайной силой», даль «могучего пространства» Руси и даль исторического времени: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»

Обратите внимание

Герои, изображенные в повествовании о «похождениях» Чичикова, лишены подобных качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В поэтическом образе России, созданном автором в лирических отступлениях, для них не находится места: они словно умаляются, исчезают, подобно тому, как «точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города».

Только сам автор, наделенный знанием истинной Руси, «страшною силою» и «неестественной властью», полученной им от русской земли, становится единственным подлинным героем 1тома поэмы. Он предстает в лирических отступлениях как пророк, несущий свет знания людям: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?»

Но, как сказано, нет пророков в своем отечестве. Голос автора, прозвучавший со страниц лирических отступлений поэмы «Мертвые души», мало кем из его современников был слышен, и еще меньше кем понят.

Гоголь пытался потом донести свои идеи и в художественно-публицистической книги «Выбранные места из переписки с друзьями», и в «Авторской исповеди», и – главное – в последующих томах поэмы. Но все его попытки достучаться до умов и сердец современников оказались тщетны.

Как знать, может быть, только сейчас настало время открыть настоящее гоголевское слово, и сделать это предстоит уже нам.

Источник: https://school-essay.ru/liricheskie-otstupleniya-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

«Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

  Скачать сочинение

    “Мертвые души” – лиро-эпическое произведение – поэма в прозе, которая объединяет в себе два начала: эпическое и лирическое. Первый принцип воплощается в замысле автора нарисовать “всю Русь”, а второй – в лирических отступлениях автора, связанных с его замыслом, составляющих неотъемлемую часть произведения.

    Эпическое повествование в “Мертвых душах” то и дело прерывается лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве, о России и ее народе, а также затрагивая такие темы, как молодость и старость, назначение писателя, которые помогают больше узнать о духовном мире писателя, о его идеалах.

Читайте также:  "горе от ума" грибоедова - комедия или драма?

    Наибольшее значение имеют лирические отступления о России и русском народе. На протяжении всей поэмы утверждается идея автора о положительном образе русского народа, которая сливается с прославлением и воспеванием родины, в чем выражается гражданско-патриотическая позиция автора.

    Так, в пятой главе писатель славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности, что “если наградит косо словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света”.

Важно

На такие рассуждения Чичикова навел его разговор с крестьянами, которые называли Плюшкина “заплатанным” и знали его только потому, что он плохо кормил своих крестьян.
    Гоголь чувствовал живую душу русского народа, его удаль, смелость, трудолюбие и любовь к свободной жизни.

В этом отношении глубокое значение имеют рассуждения автора, вложенные в уста Чичикова, о крепостных крестьянах в седьмой главе. Здесь предстает не обобщенный образ русских мужиков, а конкретные люди с реальными чертами, подробно выписанными.

Это и плотник Степан Пробка – “богатырь, что в гвардию годился бы”, который, по предположению Чичикова, исходил всю Русь с топором за поясом и сапогами на плечах. Это и сапожник Максим Телятников, учившийся у немца и решивший разбогатеть враз, изготавливая сапоги из гнилушной кожи, которые расползлись через две недели.

На этом он забросил свою работу, запил, свалив все на немцев, не дающих житья русскому человеку.
    Далее Чичиков размышляет о судьбах многих крестьян, купленных у Плюшкина, Собакевича, Манилова и Коробочки.

Но вот представление о “разгуле народной жизни” настолько не совпадало с образом Чичикова, что слово берет сам автор и уже от своего имени продолжает повествование, рассказ о том, как гуляет Абакум Фыров на хлебной пристани с бурлаками и купцами, наработавшись “под одну, как Русь, песню”.

Образ Абакума Фырова указывает на любовь русского народа к свободной, разгульной жизни, гуляньям и веселью, несмотря на тяжелую крепостную жизнь, гнет помещиков и чиновников.

    В лирических отступлениях предстает трагическая судьба закрепощенного народа, забитого и социально приниженного, что нашло отражение в образах дяди Митяя и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая не умела отличить, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры. За этими образами и картинами народной жизни кроется глубокая и широкая душа русского народа.

    Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в созданном Гоголем образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России.

Совет

Здесь автор задумывается о будущем страны: “Русь, куда ж несешься ты?” Он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет маниловых, собакевичей, ноздревых, плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.
    Образ дороги в лирических отступлениях символичен.

Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом.
    Произведение завершается гимном русскому народу: “Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться…

” Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора -России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

    Но, помимо лирических отступлений, воспевающих Россию и ее народ, в поэме есть и размышления лирического героя на философские темы, например, о молодости и старости, призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, которые так или иначе связаны с образом дороги в произведении.

Так, в шестой главе Гоголь восклицает: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..

” Тем самым автор хотел сказать, что все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе помещики, став “мертвыми душами”. Они не живут, а существуют. Гоголь же призывает сохранить живую душу, свежесть и полноту чувств и оставаться такими как можно дольше.

    Иногда, размышляя о скоротечности жизни, об изменении идеалов, автор сам предстает как путешественник: “Прежде, давно, в лета моей юности …мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно… и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!”
    Для воссоздания полноты образа автора необходимо сказать о лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о двух типах писателей. Один из них “не изменил ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, а другой дерзнул вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи”. Удел настоящего писателя, дерзнувшего правдиво воссоздать действительность, скрытую от всенародных очей, таков, что ему, в отличие от писателя-романтика, поглощенного своими неземными и возвышенными образами, не суждено добиться славы и испытать радостных чувств, когда тебя признают и воспевают. Гоголь приходит к выводу, что непризнанный писатель-реалист, писатель-сатирик останется без участия, что “сурово его поприще, и горько чувствует он свое одиночество”.
    Также автор говорит о “ценителях литературы”, у которых свое представление о назначении писателя (“Лучше же представляйте нам прекрасное и увлекательное”), что подтверждает его вывод о судьбах двух типов писателей.
    Все это воссоздает лирический образ автора, который долго будет еще идти рука об руку со “странным героем, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!”

    Итак, лирические отступления занимают значительное место в поэме Гоголя “Мертвые души”. Они примечательны с точки зрения поэтики. В них угадываются начинания нового литературного стиля, который позднее обретет яркую жизнь в прозе Тургенева и особенно в творчестве Чехова.

49893 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00092101184864068234

Лирические отступления в поэме Гоголя “Мертвые души”

      

Реферат

по литературе на тему:

«Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души»»     
      
 

План.

          1. Вступление
          2. Определение лирического отступления
          3. Лирические отступления и их роль в поэме Гоголя «Мертвые души»
          4. Заключение
          5. Используемая литература
          6.  

1. Вступление.

   «Обилие» 
лирических отступлений в столь 
важных, возможно центральных произведениях 
писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого и Шолохова объясняется и многими 
общими чертами, и некоторыми различиями.

   Так, возможность 
лирических отступлений заявлена и 
Пушкиным и Гоголем в жанре. А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное 
авторской индивидуальностью.

     То 
же происходит и в прозаической «поэме» (именно так определяет Гоголь свое творение) «Мертвые души». Ведь на самом 
деле это не только история чичиковской 
авантюры, а песня о России, глубоко личные размышления и переживания Гоголя.

     У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом 
своей жизни, – произведение, в которое 
он вложил самые заветные, сокровенные 
думы, все свое сердце. Таким главным 
делом жизни Гоголя явились «Мертвые души».

Обратите внимание

     Лирические 
отступления служат расширению художественного 
пространства, созданию целостности 
образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским. Лирические отступления не уводят от главной цели, а лишь еще более 
углубляют ее.   
      

     2. Определение лирического отступления.

     Во многих литературоведческих источниках указано, что лирические картины связаны с личностью автора. А с чем же еще? Многолетняя традиция упорствует, что «лирические отступления в поэме» – авторские отступления. Однако никак не объясняется тот факт, что эти отступления уж слишком «далеко отступают».

Как раз разобраться в этом я и попыталась, сравнив статьи различных литературоведческих словарей и источников, сопоставив данные и пытаясь выбрать одно наиболее точное определение.

В конце концов, у меня постепенно создалась общая картина, дающее читателю вполне ясное представление о тех самых лирических (авторских) отступлениях.

     В «Кратком словаре литературоведческих 
понятий и терминов» я нашла 
следующее:

     «Авторские 
отступления (лирические отступления) – высказывания лирического, философского, и т.п. характера, в которых с 
наибольшей ясностью выражается авторская 
позиция, а иногда – личность реального 
автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль.

Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с основным действием. Большое количество авторских отступлений мы находим в «Евгении Онегине» Пушкина, «Мертвых душах» Гоголя и т.п. Есть произведения, в которых авторские отступления практически отсутствуют.

Авторские отступления являются формой создания образа автора…»

     В «Толковом словаре слов и выражений» этот термин трактуется так:

     Лирические 
отступления – 

  1. Прямое значение. Вставка в изложении, сочинении, реферате, докладе, отклоняющаяся от основной темы.
  2. Переносное значение. Вообще отступление, отходы от речи, мысли.
         Определение лирических отступлений можно встретить 
    и в статьях, посвященных частным 
    вопросам – например анализу своеобразия 
    лирических отступлений в определенном произведении. Так И.Лаврова предлагает следующее определение:
         Лирические 
    отступления – внесюжетный элемент, который позволяет автору, обратится к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.
         Говоря 
    о лирических отступлениях непосредственно,  нельзя не упомянуть о лирике как об особом роде литературы, особенности которого обнаруживают себя в лирических отступлениях. Лирическое произведение – произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни. Наряду с лирическими произведениями, существуют драматические и этические.
         В книге А.Н.Горшкова «Русская словесность» лирика определяется как «род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отображенных в душевном состоянии, субъективном переживании поэта как личности, во всем сказывается его индивидуальная оценка, проявляется авторское «я».
         Изображение состояния души, переживания приобретает 
    признаки художественного образа, что 
    позволяет говорить об образе – 
    переживании в лирике. Так называемое «авторское я» в лирике нельзя отождествлять 
    с личностью поэта, с поэтом во плоти и крови. «Я» в лирике – всегда обобщенный и в большей 
    или меньшей степени отделенный от личности поэта, хотя и порожденной поэтом, образ. При всей субъективности лирики героям лирического произведения выступает не поэт, автор в своей жизненной, так сказать, бытовой реальности. А лирический герой – образ, который создается выраженными в произведении переживанием, душевным состоянием. Мыслями, чувствами, оценками».
         Итак, ознакомившись с рядом определений 
    лирических отступлений, обратившись 
    к особенностям лирики как рода литературы, мы уже можем выделить как общие 
    черты определений, так и их отличия. Одним из самых ярких признаков 
    лирических отступлений является то, что лирические отступления существуют обычно параллельно всему произведению, не связаны с ним сюжетно и 
    отражают мир переживаний и мыслей автора, а не героев.
         Лирические 
    отступления поэмы «Мертвые души» 
    абсолютно подходят под основополагающий признак всех лирических отступлений. Как мы уже отметили, основополагающим признаком лирических отступлений является ярко выраженная авторская индивидуальность, основанная на личном опыте автора. Что, как правило, и указывается в большинстве нами прочитанных определений. Сформулируем рабочее определение понятия «лирические отступления». Лирические отступления – высказывания лирического, драматического, этического, любовного, пейзажного, гражданского и т.п. характера, в которых главным образом выражается авторская позиция. Его мнения, точка зрения, а порой – его реальная личность. Носителем переживания выступает «я» писателя, для которого необязательно буквальное совпадение с биографическим опытом автора, вызванное различными явлениями жизни, но и знания, полученные им от других людей, или, к примеру, из книг. Лирическому отступлению свойственна особая взволнованность, напряженность чувств, художественная емкость и выразительность. Это обуславливает его склонность к ритмически организованной, акцентированной форме, порой приуславливая наличие жесткого плана в произведении. Лирические отступления способны передать самые сложные и тонкие оттенки душевного состояния человека и обладают исключительной силой воздействия на читателя, особенно усиливающейся с жизненным опытом.
         Итак, рассматривая своеобразие лирических отступлений, мы должны не только обратиться к традиционному освещению тематики и проблематики собственно отступлений, но и к «лиричности» самой поэмы, которая обусловлена тем, что 
    центральным героем произведения является условный автор, его типизированный образ.      
          
     
  1. Лирические  отступления и  их роль в поэме  Гоголя «Мертвые души».

     На 
первый взгляд кажется, что в поэме 
Гоголя лирические отступления образуют самостоятельный сюжетный план, параллельный повествовательному. На самом же деле они органически связаны с 
повествовательным планом, и их из него исключить невозможно.

     В лирических отступлениях, внутренне 
связанных между собой, выражено то душевное смятение, которое охватывает автора при виде царящего всюду неустройства, прослеживаются изменения этого душевного смятения.

     Первые 
лирические строчки появляются в 
третьей главе.

Перед взором художника 
уже прошли Манилов, Коробочка, понемногу 
начал проясняться Чичиков, обнаружилась духовная нищета правящих слоев России, и именно после этого появляются пронзенные грустью слова о том, как веселое может мигом обратиться в печальное.

В пятой главе, посвященной 
«историческому» человеку Ноздреву, его приятелям Поцелуеву и 
Кувшинникову, прозвучат слова, полные глубокой тоски по светлому явлению, которое хотя бы раз, но мелькнуло 
в жизни человека, обреченного 
существовать в мире пошлости и дикости, моральной неопрятности и распущенности.

     Начиная с пятой главы, лирическая струя 
наполняется огромным содержанием. Это происходит потому, что тема народа переплетается с темой 
России, ее будущего, точнее, сливается 
с нею воедино.

Отчетливо возникает 
противопоставление народной России миру собакевичей, маниловых, плюшкиных, чичиковых.

Как бы своеобразным введением к теме этой народной России и является окончание главы, содержащее рассуждение о народе, полном «творящих способностей души».

Важно

     Но 
мажорная волна лирического отступления 
сменяется вдруг скорбными воспоминаниями о «невозвратимых летах юности». Появление этой проникновенной исповеди в начале шестой главы обусловлено движением сюжета.

После того как многое в жизни обернулось «печальной своей действительностью», а впереди читателя ожидает воистину трагическое и страшное – Плюшкин, автор напоминает о юном и светлом восприятии жизни, делавшем мир прекрасным, а человека пытливым, доброжелательным и общительным.

     «Исповедь», предваряющая рассказ о Плюшкине, по существу заключает в сжатом виде его судьбу: рачительное, деятельное хозяйствование, спокойные, ничем не омраченные дни семейного счастья 
и оставляющий неизгладимое впечатление 
конец.

И после того как рассказана эта судьба, а образ Плюшкина встал 
перед взором Гоголя в своей опустошенности, душа художника не может не содрогнуться.

Испытанное им душевное потрясение вызывает полное гневной горечи и скорби восклицание 
о страшном падении человека.

     Седьмая глава начинается также с лирического 
отступления – раздумья писателя-гражданина, мужественно взявшего на себя горькую миссию сказать соотечественникам правду о неустроенности родной земли.

В этом раздумье вылилось владеющее автором чувство горестного, скорбного негодования против «хозяев» жизни, превративших жизнь в нетерпимый для всякого честного человека ад. Страшно жить в мире коробочек, собакевичей, плюшкиных.

Но, тем не менее, автор поэмы гонит прочь набежавшие на чело морщины, «разом и вдруг» окунается «в жизнь со всей ее беззвучной трескотней».

     Между рассказом о «мертвых душах» помещичьей России и следующим за ним рассказом 
о «мертвых душах» России чиновников идет отступление о купленных 
Чичиковым крестьянах.

Совет

Здесь впервые 
облекаются в плоть и кровь 
творцы и носители меткого русского слова, те, кто является истинными 
хозяевами русской земли, труженики. Создающие богатства, украшающие землю, приумножающие славу родины.

С гордостью говорит Гоголь о ярких талантах людей из народа, о владеющей ими ничем неистребимой жажде воли и счастья.

     Галерея крестьянских образов завершается 
у Гоголя образом Абакума Фырова, широкой свободолюбивой натуры, и 
с ним, с Фыровым, соотносится 
в поэме картина веселья, простора, поэзии труда. Автором найдены точные и емкие слова, организованные интонационно и ритмически так, что это место 
в поэме звучит как вдохновенная песня в прозе.

     Именно 
эта сфера национальной жизни 
дает писателю мужество для свершения 
великого подвига: не только показать зло в полном его объеме, но и 
выйти на борьбу с ним. Эта сфера 
национальной жизни является источником веры Гоголя в светлую судьбу родной земли.

Дворовый Попов, Абакум Фыров, Еремей Карякин, Никита Волокита с сыном Антоном предваряют тех крестьян, которые появятся на страницах «Записок охотника» Тургенева, В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Это они захотят узнать доподлинно, кому же «весело, вольготно» живется на широких просторах родной Руси.

     Нарисованная 
после этого картина мертвенно-бесчувственной жизни чиновников города N столицы вновь перебивается у Гоголя высоким лирическим движением, в котором с большой силой выражены страдания автора, вызванные трагической участью родного народа, чувство страстной и нежной любви к России, ощущение кровной связи с родиной, вера в ее могучие творческие силы, в будущую ее судьбу.

     Правда, «богатырь» еще не родился, но ожиданием 
его прихода живет Гоголь, живут 
все здоровые силы страны. Образ 
«богатыря» еще не ясен автору, как 
ясен весь образ будущей Руси, – и 
тот и другой скорее символичны, – но их видение вызвано глубокой убежденностью в нетерпимой неустроенности настоящего, верой в необходимость 
и неизбежность прихода нового, светлого будущего.

     Лирическое 
одушевление, с которым нарисован 
образ Руси будущего, рождено страстным 
желанием блага родной земле. Оно 
определяет и пафос замечательных 
слов о дороге.

Обратите внимание

     Образ дороги проходит через всю поэму 
Гоголя. Перед автором, все время 
путешествующим вместе с героем, непрестанно 
открываются все новые и новые 
места, что позволяет ввести в 
произведение разнообразные пейзажные 
зарисовки.

Источник: http://stud24.ru/literature/liricheskie-otstupleniya-v-pojeme-gogolya/142777-419329-page1.html

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» – презентация

1 Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

2 Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки “Ревизора”, затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над «Мертвыми душами».

3 Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г. «Мёртвые души» Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома “Мертвых душ”, который был завершен в Риме в

4 В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ». Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г. Встреча с В.А.Жуковским в Риме

5 При издании “Мертвых душ” Гоголь пожелал сам оформить титульный лист На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.

6 Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит через всё творчество Гоголя А. А. Иванов «Явление Христа народу» Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова “Явление Христа народу”.

7 «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.) Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики. Каждая глава как кольцо в цепи. «Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…» Однако в противовес авторскому тяготению к логике в поэме обращает на себя внимание алогизм. Словарь: Алогизм – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический приём.

8 Словарь Жанр и композиция: 1.Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, обратная.

Важно

9 «Мёртвые души» Особенности композиции 1 глава Экспозиция («вступление») в поэму 2 – 6 главы Изображение жизни российских помещиков главы Изображение мира чиновников губернского города 11 глава Повествование о жизненной судьбе Чичикова

10 Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения. Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно- следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое; вставной сюжет – сюжет в сюжете. Внесюжетные элементы: вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием; лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий; художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие; художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.

11 Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах…») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка). Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»

12 Основные темы «Мёртвых душ» Тема России Тема дороги «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?…Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».

13 Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе. Тема России в «Мёртвых душах»

14 Дорога образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; но моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!» Тема дороги в «Мёртвых душах»

15 В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы… Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами, но чего не зрят равнодушные очи… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество». Гоголь о роли писателя в России

16 Символичность образа дороги Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться…» Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

Совет

17 О чём ещё размышлял Гоголь? о молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.

18 Наставление Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..» Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе герои. Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.

19 Памятник Гоголю в Риме работы Церетели. На белом постаменте надпись: “…О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде”. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир…» В. Набоков

Источник: http://www.myshared.ru/slide/447242

Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души»

Появление в поэме «Мертвые души» многочисленных лирических отступлений обусловлено не в последнюю очередь необычным жанровым решением всего этого произведения, в котором присутствуют элементы как реализма, так и романтизма, и которое сам автор назвал «поэмой», невзирая на отсутствие в ней стихотворных строф.

Мы можем найти в поэме не простое повествование по сюжету чичиковской авантюры, а действительную «песню» о стране, в которую Гоголь вложил свои сокровенные чаяния, размышления, переживания.

Такие лирические отступления, прежде всего:

  • открывают читателю образ самого автора «Мертвых душ»
  • расширяют временные рамки поэмы
  • наполняют содержательную часть произведения субъективными рассуждениями автора

Можно  предположить, что подобную традицию «авторского сопровождения» сюжета Гоголь позаимствовал у А.Пушкина, продолжив жанровое смешение, появившееся в поэме «Евгений Онегин». Однако гоголевские  авторские отступления имели и свои собственные черты, отличающие их от пушкинских.

Анализ лирических мест Гоголя в поэме

Образ автора

В «Мертвых душах» автор представляет почти свою философию творчества, когда главным её предназначением определено  именно гражданское служение.

Гоголь, в отличие от иных классиков, откровенно чужд проблем «чистого искусства» и намеренно хочет стать учителем, проповедником для современных ему  и последующих читателей.

Это стремление не только выделяет его в ряду писателей 19 века, но и делает исключительным творцом всей нашей литературы.

Поэтому образ автора в этих отступлениях предстает фигурой человека с огромным и выстраданным лично опытом, который делится с нами своей обдуманной и обоснованной позицией. Его опыт жизни всецело связан со страной, Гоголь даже прямо обращается к России на страницах поэмы:

 «Русь! Какая непостижимая связь таится между нами?»

Темы авторских высказываний

В монологах Гоголя-учителя и морализатора  поднимаются темы:

  • Философских проблем смысла существования
  • Идей патриотизма – настоящего и ложного
  • Образа России
  • Духовных исканий
  • Задач и целей литературы
  • Творческих свобод и проч.

В своих лирических местах Гоголь уверенно поет гимн реализму, который и может всколыхнуть необходимые чувства у его читателей.

Однако, если А.

Пушкин допускал равноправие со своим читателем и мог общаться с ним почти на равных, предоставляя последнему собственное право сделать вывод, то Николай Васильевич, напротив, изначально ориентирован на формирование необходимой реакции и выводов у читателя. Он твердо знает, что именно должно возникнуть в голове читающих и уверенно развивает это, возвращая их к мысли об исправлении, освобождении от пороков, воскресении чистых душ.

Лирические отступления как песнь о России

Гоголь создает крупное полотно действительности, в котором образ его страны России представлен объемно и выразительно.

Русь в гоголевских лирических отступлениях это все – и Петербург, и губернский город, и Москва, и сама дорога, по которой едет и бричка Чичикова, и несется «птица-тройка» будущего.

Можно сказать, что и сама дорога становится философский акцентом «Мертвых душ», его герой – это путешественник. Но сам автор глядит на современную ему Русь будто из прекрасной дали, которую он жаждет для нее, видя ее «чудной и сверкающей».

Обратите внимание

И пусть на нынешнем этапе в его России все «бедно и плохо», Гоголь верит, что потом его «птице-тройке» откроется великая будущность, когда и иные государства и народы будут давать ей дорогу вперед, сторонясь её полета.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/liricheskie-otstupleniya-v-poeme-gogolya-mertvyie-dushi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector