Монолог городничего в комедии “ревизор” гоголя (текст отрывка)

Как вы понимаете текст комедии Ревизор

Тема комедии — жизнь провинциального русского города начала XIX века. Первым сообщил о ревизоре городничий, он получил пись­мо, в котором его знакомый сообщил о том, что в губернию, особенно в их уезд, направляется человек с тайными предписа­ниями о проверке.

Все поверили этому сообщению, потому что за ними водят­ся грешки, внутренне чиновники опасались, потому что пло­хо исполняли свои обязанности. Внутренне они предполага­ли, что проверка может случиться. Приняли ожидаемое за дей­ствительное. Хлестаков, конечно же, мелкий чиновник и ничтожный че­ловек, а его принимают за значительное лицо.

Это происходит потому, что чиновники боялись, именно страх затмил их взо­ры. Даже Городничий, человек опытный в подобных делах, и тот обманывается. В беседах с чиновниками он предстает вруном. Он врет вдох­новенно, при этом не задумывается о последствиях, он заврал­ся, требует денег. Особенно смешно его общение с женой и дочкой городни­чего.

Обратите внимание

Он заигрывает попеременно то с одной, то с другой. Одним словом, «легкость в мыслях» действительно необыкновенная.

Завязка комедии начинается словами городничего: «Я при­гласил вас, господа…» Получено письмо с предупреждением. После этого начинает развиваться действие.

Развязка — немая сцена в конце. Это было проявлением но­ваторства Гоголя, до него в драматургии существовал иной тип развязок: зла наказано, добро торжествует.

Хлестаков не хотел (не мог планировать при его глупости) обманывать чиновников. Но он попал в ситуацию обмана, даже сам не понимая, почему всё так происходит.

Его требование денег — даже не наглость, а своеобразная душевная простота, которая позволяет ему думать, что эти подарки ему полагаются.

Комическое содержание пьесы основывается на том, что чиновники начинают верить Хлестакову. Это очень ярко видно в «сцене вранья». Почему так происходит? Этим изображением Гоголь подчеркивает, насколько «грешны» все чиновники, грешны в том смысле, что все они вопиюще нарушали свои дол­жностные обязанности. В глубине души они очень боятся ра­зоблачения.

Роль ремарок в драматическом произведении очень велика. Поскольку в пьесах отсутствует авторская речь, именно с по­мощью ремарок писатель констатирует свое видение происхо­дящего и свое отношение к нему: он характеризует позы, мане­ру речи, поведение героев, их ощущения. Ремарки помогают актерам и режиссерам понять содержание пьесы.

Известие о прибытии настоящего ревизора. Этот эпизод можно истолковывать по-разному. Мы уже размышляли о том, что сам Гоголь предлагал аллегорическое толкование своего произведения.

Важно

Если воспринимать пьесу так, то можно предполагать, что новый чиновник — это совесть каждого персонажа. Хотя отку­да у них совесть? Наличие её предполагать трудно, иначе они не вели бы такой образ жизни. Интереснее воспринимать пьесу как реалистическое произ­ведение: приехал настоящий чиновник, теперь зло будет нака­зано.

Экспозиции в пьесе нет. Традиционной завязки тоже нет: ожидание ревизора, страх и боязнь разоблачения — вот что ста­новится завязкой. Формально она выражена в получении го­родничим письма.

Кульминация — чтение письма Хлестакова, его разоблаче­ние. Развязка тоже имеет новаторский характер — это знамени­тая «немая сцена», которая позволяет автору заставить зрителя сфокусировать свое внимание на действии, вспомнить его и сде­лать выводы.

Реплика Николая I — очень известный комментарий пье­сы, сделанный им после просмотра. Очевидно, император пра­вильно понял и оценил содержание пьесы. В произведении мы наблюдаем обличение всей чиновно-бюрократической систе­мы русской жизни.

Общественный конфликт выражается в рас­крытии внутренних противоречий, никчемности, несостоятель­ности общественных устройств. Каждый зритель мог увидеть себя в ком-то из героев. А положительных героев нет. Над со­бой смеяться не всегда легко. Это и могло «рассердить» публи­ку, после чего автор и посчитал, что «все против него».

Ремарка — авторское пояснение, сопровождающее диалог или делаемое автором пояснение в тексте драматического про­изведения.

Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему. Ремарка в данной реплике комментирует состояние город­ничего.

Монолог — развернутое высказывание действующего лица. Например, в действии первом монолог городничего: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то необыкновенные крысы…» Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Например, в действии первом явление III диалог Бобчинс- кого и Добчинского.

На этой странице искали :

  • сочинение роль эпизода в драматическом произведении ревизор
  • кто первый сообщил о ревизоре почему все поверили этому сообщению
  • роль эпизода в драматическом произведении ревизор сочинение
  • как вы помните текст комедии ревизор
  • сочинение по тексту ревизор

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kak-vy-ponimaete-tekst-komedii-revizor.html

Гоголь «Ревизор» – краткое содержание по действиям – Русская историческая библиотека

на нашем сайте вы можете также прочитать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ и АНАЛИЗ комедии «Ревизор», статью Герои «Ревизора», а также краткие содержания других пьес Н. В. Гоголя: «Женитьба», «Игроки»

Явление 1. Городничий Антон Сквозник-Дмухановский собирает у себя отцов города и сообщает им пренеприятное известие: «К нам едет ревизор». Чиновники поражены и испуганы. Больше всего волнуется сам городничий: в местном хозяйстве много непорядков.

В передней у судьи Ляпкина-Тяпкина сторожа держат гусей с гусенками, а от заседателя постоянно пахнет так, как будто он только что вышел из винокуренного завода.

Больные в больнице грязны и по виду похожи на кузнецов, а учителя в училищах имеют вольнодумное выражение лица.

Явление 2. К собранию у городничего присоединяется почтмейстер.

Совет

Городничий предполагает, что ревизор мог быть послан вследствие какого-либо доноса, и интересуется, нельзя ли на почте немножко распечатывать письма и «из предосторожности» знакомиться с их содержанием.

Почтмейстер говорит, что давно уже практикует такое распечатывание из любопытства. В некоторых письмах попадаются назидательные, а в других игривые места.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Явление 3. К городничему, запыхавшись, прибегают два местных помещика – Бобчинский и Добчинский. Перебивая друг друга, они рассказывают о подозрительном постояльце городской гостиницы.

Это – молодой человек лет 23-24-х, который уже вторую неделю отказывается платить в трактире, норовит обедать без денег, в последнее время выходит в закусочный зал и заглядывает во все тарелки.

Бобчинский и Добчинский предполагают, что этот странный чужак – и есть ревизор.

Явление 4. Городничий надевает мундир и шпагу, спешно зовёт квартального и приказывает ему с десятскими немедленно вымести улицу, которая ведёт к трактиру.

Явление 5. Городничий собирается ехать в трактир, к ревизору.

Явление 6. Прибегают жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Анна Андреевна сетует, что муж уехал, не рассказав последних новостей, и посылает бабу Авдотью узнать, какие у ревизора усы и глаза.

Полный текст действия 1 комедии «Ревизор».

Гоголь «Ревизор», действие 2 – краткое содержание

Явление 1. Человек, которого Бобчинский и Добчинский приняли за ревизора, – на самом деле Иван Александрович Хлестаков, молодой повеса, чиновник самого низкого ранга, который теперь ещё и дочиста проигрался в карты. Хлестаков оказался в городе случайно, проездом из Петербурга домой в Саратовскую губернию.

Слуга Хлестакова Осип, лёжа в отсутствие барина на его постели, рассуждает о том, как легковесен его господин. (См. Монолог Осипа.) Хлестаков существует только на присылаемые отцом подачки, которые тут же спускает в кутежах. Сейчас они с Осипом сидят голодные: им не на что даже купить обеда.

Явление 2. Вошедший Хлестаков гонит Осипа в трактир – взять обед в долг. Осип говорит, что хозяин уже отказывается кормить без денег. Хлестаков посылает его позвать трактирщика.

Явление 3. Осип уходит, а Хлестаков жалуется сам себе: ужасно хочется есть, но пообедать не на что – в Пензе его дотла обчистил в карточной игре один пехотный капитан.

Явление 4. Осип возвращается с трактирным слугой, который подтверждает: Хлестаков и так уже много задолжал хозяину, поэтому кормить бесплатно его больше не будут. По словам слуги, трактирщик уже собирается доносить на неплатежи Хлестакова городничему. Хлестаков посылает слугу упрашивать хозяина.

Явление 5. Вновь оставшись один, Хлестаков размышляет: не продать ли штаны? Чтобы заглушить муки голода, он начинает мечтать. Хорошо бы взять напрокат карету, обрядить Осипа в ливрею, выдавать себя за богача и ездить по лучшим домам… (См. Монолог Хлестакова.)

Н. В. Гоголь, автор комедии «Ревизор». Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Явление 6. Трактирный слуга приносит обед, но предупреждает, что хозяин дал его без денег в последний раз. Голодный Хлестаков бросается к тарелкам и начинает выговаривать слуге за то, что обед плох: в супе вместо масла плавают какие-то перья, а говядина в жарком так жестка, что от её жевания болят челюсти.

Явление 7. Осип сообщает Хлестакову: его спрашивает приехавший в гостиницу городничий. Хлестаков приходит в страшное волнение. Он полагает, что городничий прибыл по жалобе трактирщика и сейчас потащит его в долговую тюрьму.

Явление 8. Городничий входит к мнимому ревизору. Хлестаков, уверенный, что сейчас его поведут в тюрьму, вначале заикается, но потом кричит: я буду жаловаться министру. Городничий, не разобрав суть дела, полагает: «ревизор» хочет жаловаться на дурное управление городом.

Хлестаков объясняет, что не может уехать из города, так как у него нет ни копейки. Городничий принимает это за вымогание взятки. Он тут же суёт «ревизору» 400 рублей и приглашает его к себе домой.

Донельзя изумлённый Хлестаков не вполне понимает происходящее, но всё больше ободряется и начинает держать себя с городничим немного свысока.

Явление 9. По просьбе Хлестакова Осип приводит трактирного слугу. Имея теперь деньги, Хлестаков собирается расплатиться через него с хозяином. Но городничий приказывает слуге убираться прочь.

Явление 10. Городничий приглашает Хлестакова проехаться вместе по городским учреждениям. Жене он отсылает с Добчинским записку, где приказывает подготовить дома хороший приём «ревизору».

Полный текст действия 2 комедии «Ревизор».

Гоголь «Ревизор», действие 3 – краткое содержание

Явление 1. Жена и дочь городничего, увидев в окно Добчинского, торопят его рассказывать новости про ревизора.

Явление 2. Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от мужа и сообщает, что ревизор, хотя и не генерал, но не уступит генералу образованием и важностью поступков.

Явление 3. Готовясь к приёму ревизора, дочь и жена губернатора спорят о том, какое платье больше всего пойдёт каждой из них.

Явление 4. Слуга Осип приносит в дом городничего чемодан с вещами Хлестакова и требует накормить себя.

Явление 5. Хлестаков и отцы города возвращаются в дом городничего после завтрака и поездки по разным учреждениям. Хлестаков хвалит угощение и осведомляется, негде ли у них поиграть в карты. Городничий, видя в таком вопросе коварный подвох, отвечает, что никогда не играет, ибо не хочет терять время, которое можно потратить на пользу государственную.

Явление 6. Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Хлестаков рисуется перед ними. Он начинает рассказывать про свою петербургскую жизнь и, незаметно для себя самого, привирает всё больше.

Хлестаков уверяет, что он близко знаком с Пушкиным и сам написал немало сочинений, к примеру, «Женитьбу Фигаро» и «Юрий Милославский». Он рассказывает, что его дом – первый в столице, что в приёмной у него толкутся, жужжа, как шмели, князья и графы.

Раз он, якобы, управлял департаментом, рассылая 35 тысяч курьеров, а теперь его скоро произведут в фельдмаршалы.

Явление 7. Хлестаков ложится спать, а гости расходятся от городничего, делясь почтительными впечатлениями о «ревизоре».

Явление 8. Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них Хлестаков обратил больше внимания.

Явление 9. Городничий, уложив Хлестакова, выходит из его комнаты в подобострастном волнении.

Явление 10. Городничий с женой и дочерью обхаживают слугу «ревизора», Осипа. Осип уже понимает, что его хозяина приняли за кого-то другого, но решает воспользоваться случаем. Он рассказывает: его барин очень влиятелен, строг и сильно прислушивается к его, Осипа, советам. Спеша задобрить слугу, городничий суёт ему деньги «на чай и баранки».

Явление 11. Позвав квартальных Свистунова и Держиморду, городничий приказывает им не пускать к «ревизору» никого постороннего, чтобы обыватели, особенно купцы, не принесли ему никаких жалоб.

Полный текст действия 3 комедии «Ревизор».

Гоголь «Ревизор», действие 4 – краткое содержание

Явление 1. Городские чиновники, стоя у комнаты спящего Хлестакова, горячо обсуждают, как дать ему взятку и не вступить при этом в конфликт с законом. Никто не хочет первым идти предлагать деньги «ревизору», каждый подталкивает другого.

Явление 2. Хлестаков просыпается в своей комнате и с удовлетворением вспоминает о прошедшем дне.

Читайте также:  Тест по комедии "ревизор" гоголя в вопросах и ответах на знание текста (викторина)

Явление 3. К Хлестакову входит судья Ляпкин-Тяпкин с деньгами в сжатом кулаке. Не зная, как удобнее их сунуть, судья стушёвывается настолько, что разжимает руку и роняет купюры. Хлестаков, увидев деньги, не теряется и тут же просит их «взаймы». Ляпкин-Тяпкин с радостью соглашается дать и поспешно уходит.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Явление 4. В комнату Хлестакова входит почтмейстер Шпекин. «Ревизор» уже не ждёт, когда тот выронит деньги, а просит взаймы сам. Почтмейстер с радостью «ссужает» триста рублей.

Явление 5. Точно таким же способом Хлестаков «занимает» ещё 300 рублей у смотрителя училищ Хлопова.

Явление 6. Ещё 400 рублей даёт ему попечитель богоугодных заведения Земляника (который при этом ещё и старается ябедничать на почтмейстера и судью).

Явление 7. Бобчинский и Добчинский находят для «ревизора» лишь гораздо меньшую сумму: всего 65 целковых на двоих.

Явление 8. Собрав со всех деньги и оставшись один, Хлестаков дивится, что за дурачьё управляет этим городом. Он решает написать о своих весёлых приключениях знакомому журналисту Тряпичкину в Петербург: пускай тот «общелкает» этот случай в какой-нибудь газете.

Явление 9. Пришедший Осип советует Хлестакову убираться из города, как можно скорее: его явно принимают за другого человека, и ошибка может выявиться с минуты на минуту.

Хлестаков соглашается, но перед отъездом поручает Осипу отнести на почту письмо для Тряпичкина. За окном вдруг слышатся голоса купцов, пришедших к «ревизору» с челобитной.

Квартальный Держиморда пробует задержать их у ворот, но Хлестаков, выглянув в окно, распоряжается впустить.

Явление 10. Купцы с подношениями в руках приносят «ревизору» жалобу на произвол городничего. Хлестаков обещает замолвить за них словечко в столице и с удовольствием берёт у купцов «взаймы» 500 рублей.

Явление 11. Слесарша приходит жаловаться «ревизору» на то, что городничий незаконно сдал в солдаты её мужа, а унтер-офицерская вдова – что он приказал её высечь. В комнату Хлестакова ломятся и другие просители, но торопящийся уезжать Осип выталкивает их.

Явление 12. Столкнувшись с дочерью городничего, Марьей Антоновной, Хлестаков начинает делать ей пылкие, неумеренные комплименты, потом пытается поцеловать в плечо – и наконец, падает перед ней на колени с любовным признанием.

Явление 13. В таком положении их застигает мать Марии Антоновны, Анна Андреевна. Под упрёками матери Марья Антоновна уходит в слезах, а ветреный Хлестаков начинает на коленях объясняться в любви Анне Андреевне.

Явление 14. Эту сцену видит вернувшаяся Марья Антоновна. Хлестаков тут же хватает её руку и просит Анну Андреевну благословить его и Машу на законный брак.

Явление 15. Узнав о визите к «ревизору» купцов, городничий прибегает сказать, что они всё врали. Но жена огорошивает его известием: Хлестаков просит руки их дочери. Оба родителя благословляют молодых.

Явление 16. Сосватав Марью Андреевну, Хлестаков неожиданно заявляет, что сейчас ему надо съездить на день к живущему по соседству дяде. Он берёт у городничего ещё 400 рублей и вместе с Осипом спешно уезжает.

Полный текст действия 4 комедии «Ревизор».

Гоголь «Ревизор», действие 5 – краткое содержание

Явление 1. Городничий и Анна Андреевна рассуждают об удаче, которая помогла им породниться почти с вельможей, и строят планы на будущее. Городничий рассчитывает вскоре получить генеральский чин, а его жена – построить блестящий дом в столице.

Явление 2. Городничий ругает купцов, вздумавших жаловаться на него ревизору, и сообщает им, что этот ревизор теперь будет его зятем. Купцы уговаривают городничего не гневаться и не губить их.

Явление 3. Судья Ляпкин-Тяпкин и уважаемый горожанин Растаковский поздравляют семейство городничего с необыкновенным счастьем.

Явление 4. Городничего поздравляют влиятельные горожане Люлюков и Коробкин.

Явление 5. Бобчинский и Добчинский так спешат засвидетельствовать уважение Анне Андреевне и Марии Антоновне, что, целуя им ручки, даже сталкиваются лбами.

Явление 6. С поздравлениями приходят смотритель училищ Хлопов и его жена.

Явление 7. Поздравления продолжаются теперь уже ото всего городского общества сразу. Анна Андреевна объявляет землякам, что они с мужем намерены переехать в Петербург. Поздравители просят городничего о протекции своим детям.

Явление 8. Посреди всеобщей суматохи вбегает почтмейстер Шпекин и объявляет, что за ревизора был принят человек, который им вовсе и не являлся.

Шпекин распечатал письмо, отправленное Хлестаковым Тряпичкину, и узнал оттуда, кем на самом деле был его автор. Собравшиеся читают это письмо со всеми обидными характеристиками, которые дал им там Хлестаков.

Пришедший в ярость городничий стучит ногами об пол и со словами: «чему смеётесь? над собой смеётесь!» – грозится стереть в муку всех бумагомарак-сочинителей.

Явление последнее. Гоголь завершает «Ревизора» знаменитой немой сценой (см. её полный текст).

Вошедший жандарм сообщает городничему, что прибывший из Петербурга чиновник (настоящий ревизор) требует его к себе в гостиницу.

Все присутствующие от неожиданности лишаются дара речи и застывают в разных позах: кто в сильном изумлении, а кто и сатирически глядя на семейство городничего.

Полный текст действия 5 комедии «Ревизор».

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3125-gogol-revizor-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam

Городничий в комедии Гоголя «Ревизор» | Литерагуру

(345 слов) «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!» — говорил император Николай I о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Действительно, эта книга наполнена критикой существующего строя, здесь высмеиваются глупость и подлость власть имущих. В комедии нет ни одного положительного героя, ни к кому не снисходителен автор, но сразу понятно, что за злым смехом скрывается горечь.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий города N, человек, занимающий свою должность уже на протяжении 30 лет. Н.В. Гоголь в своих произведениях часто использует «говорящие» фамилии, и этот герой не стал исключением.

Сквозник (от «сквозь») – это хитрец, пройдоха, а Дмухановский (от украинского «дмухать») – человек, ставший надменным. То есть перед нами чванливый и напыщенный хитрец.

Однако этот пройдоха не смог разгадать Хлестакова, мнимый ревизор не соответствовал его обычным представлениям, вот почему городничий и растерялся.

Обратите внимание

Антон Антонович за 30 лет прошел значительный путь. Вышел герой из низов, но быстро усвоил поведение высших чинов. Его жизнь и служба были спокойны и приятны: он воровал, считаясь среди других чиновников умным из-за того, что наживался на всем.

Он обирал народ, не следил за порядком в городе, в общем – бездельничал, но умел при случае красиво описать свои «праведные труды». Основные качества героя – ненасытность, жадность, невежественность, пустословие и ханжество. Например, он украл деньги, выделенные на церковь, доложив, что она сгорела, зато посещает службы каждое воскресенье.

Но его гармонию нарушило «пренеприятнейшее известие» — приезд ревизора, который еще не был куплен взятками, а потому был неизвестен и опасен. На самом деле, за ревизора приняли мелкого чиновника Хлестакова.

Этот человек сначала даже не мог понять, что его считают кем-то другим, но вся администрация города, а особенно городничий, объяты страхом, а потому начинают ублажать мнимого ревизора. Сквозник-Дмухановский готов на все: давать деньги «взаймы», кормить и развлекать гостя, даже отдать свою дочь ради тепленького местечка.

Образ городничего, безусловно, комичен, но за юмором скрывается глубокое содержание.

Может ли процветать и развиваться город, которым управляет беспринципный взяточник, где царят произвол и воровство? В России и тогда, и сейчас множество городов, где власти также плевать на свой народ.

Эта позиция никогда не приведет Россию к процветанию, что является огромной проблемой, поставленной еще в начале  XIX века, но решенной ли два века спустя?

Источник: https://LiteraGuru.ru/gorodnichij-v-komedii-gogolya-revizor/

Характеристика и образ городничего в комедии “Ревизор” Н. В. Гоголя :

Образ городничего в комедии “Ревизор” играет одну из ключевых ролей. Чтобы лучше в нем разобраться, можете прочитать эту статью.

Группы действующих лиц

Прежде чем приступить к анализу образа Городничего в комедии “Ревизор”, нужно отметить, что все герои произведения разделены на группы по своему социальному статусу.

Главенствующую роль в этой иерархии занимают чиновники. К ним и относится городничий. За ними идут неслуживые дворяне, которые в последнее время превращаются в обычных сплетников. Яркий пример – Добчинский и Бобчинский. Третью группу составляют мещане, купцы и крепостные слуги, к которым относятся как к людям низшего сорта.

Отдельное место в социальном устройстве общества уездного города Гоголь уделяет полицейским. В результате писателю удается изобразить на примере одного города всю Россию, показать все существующие сословия и группы.

Гоголя особенно интересует изображение общественных нравов и характеров отечественных бюрократов и чиновников.

Образ городничего в комедии “Ревизор”

В городничем Гоголь обобщил самые худшие черты, которые ему удалось выявить в крупных государственных служащих своего времени. Часто от их милости или произвола зависела судьба многих людей, чем они и пользовались. Отсюда лизоблюдство, взятки и чинопочитание.

Комедия начинается с вести о том, что в уездный город должен приехать ревизор. Едва узнав об этом, городничий собирает своих подчиненных, чтобы организовать все в лучшем виде, чтобы у проверяющего не возникло никаких подозрений.

Их беседа носит весьма откровенный характер. Ко всем он требователен и придирчив, он знает, кто и откуда ворует.

Характер городничего

Но, кроме того впечатления, которое проведут остальные чиновники, Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского, так зовут городничего, еще больше волнует его собственная судьба.

Он как никто другой знает, за что его можно привлечь к ответственности.

В образе городничего в комедии “Ревизор” (сочинение по этой теме вы сможете написать, если прочтете эту статью) проявляется его огромное беспокойство.

Героя начинают переполнять страх и тревога. Особенно когда выясняется, что ревизор живет в городе уже несколько дней. В образе городничего в комедии “Ревизор” проявляется один из его главных талантов – умение наладить контакты с вышестоящим начальством.

Забота об окружающих

В комедии Гоголя “Ревизор” образ городничего во втором и третьем актах кардинально меняется. Перед Хлестаковым он предстает человеком, который только и делает, что заботится об общественном благе. Сквозник-Дмухановский создает у столичного гостя впечатление, что приносит большую государственную пользу. Пытается казаться ревизору человеком, радеющим за благо окружающих.

Особенно забавно выглядит то, что городничий все время намекает Хлестакову, что такую добродетель надо ценить, имея в виду то, что заслуживает какой-либо награды.

Акт без городничего

Интересно, что на протяжении практически всего четвертого акта городничий не появляется на сцене, возникая только в самом финале. Но при этом он остается одним из главных действующих лиц, о котором говорят все окружающие.

Оставляя Сквозник-Дмухановского за сценой, Гоголь ярко рисует образ городничего в комедии “Ревизор”. Кратко его можно охарактеризовать как грубого, жадного и циничного человека. Эту оценку автор дает через слова других персонажей, на которых повлияло такое управление.

К Хлестакову с жалобами приходит вереница просителей, которые жалуются на бесчинства, которые творит городничий. Перед лжеревизором появляется большое количество представителей самых разных слоев населения. Это купец, унтер-офицерская вдова.

Важно

Через их истории рисуется реальный образ городничего. В сцене, в которой Хлестаков принимает все эти обращения, зритель может самостоятельно составить картину жизни уездного города, основанную на плутовстве, эгоизме, взяточничестве и корысти.

Принцип переключений

Принцип резких переключений Гоголь использует в пятом акте, чтобы завершить формирование образа городничего. Он переходит от поражения героя к торжеству, а затем сразу к его развенчанию.

Сначала Сквозник-Дмухановский, чувствующий себя на краю гибели, не только понимает, что может выйти сухим из воды, но и считает, что становится родственником высокопоставленного питерского чиновника, за которого принял Хлестакова. Вообще, стоит отметить, что образы городничего и Хлестакова в комедии “Ревизор” во многом схожи. Им обоим свойственно корыстолюбие и неискренность.

Только что бушевавший в чиновнике страх сменяется буйной радостью и счастьем. Он чувствует себя триумфатором, от чего начинает вести себя все наглее. Все это происходит после того, как Хлестаков просит руки у его дочери. Перед ним явно начинает маячить перспектива переезда в столицу. Городничий уже видит себя генералом.

Наибольшее удовольствие ему доставляют фантазии о том, как преклоняются перед ним люди и завидуют ему во всем. В эти мгновения он формулирует свою жизненную философию. Это подавление всех тех, кто стоит ниже тебя на социальной лестнице.

Крах мечтаний

Уже представляя, что породнился с высокопоставленным чиновником, городничий начинает раньше времени чувствовать себя особенно важным человеком. Меняется даже его тон в общении с окружающими. Он превращается в важного, надменного и презрительного человека.

Читайте также:  Именины наташи ростовой в романе "война и мир": читать эпизод именин

Вознеся героя на такую вершину, Гоголь одним махом рушит все его надежды.

Финальный монолог Сквозника-Дмухановского, который он произносит, когда узнает, что в город приехал настоящий ревизор, выражает его состояние.

Совет

Городничий потрясен в первую очередь тем, что его, знатного мошенника, смогли провести. Он сам начинает признаваться, скольких людей он обманул за свою карьеру. Среди них – губернаторы, купцы и другие начальники.

Становится ясна его подлинная сущность и масштабность его деяний. Данный монолог окончательно расставляет все точки, зрители убеждаются, что перед ними – мошенник, причем весьма серьезный.

Пафос комедии

Знаменитые слова городничего, который он произносит в финале комедии, отражают внутренний пафос “Ревизора”. Обращаясь к зрительному залу с вопросом, над чем смеетесь вы, автор подводит итог всех смыслов и образов, которые стремился развить в своем произведении.

Городничий раздавлен тем, что его так нагло обманули, к тому же такой мелкий и ничтожный человек. Но в действительности это ничтожество является лучшей частью его самого. Хлестаков стал своеобразным ревизором общественного строя, порождающего таких самоуверенных и нечистых на руку чиновников.

В финале комедии городничий предстает смешным и жалким человеком, в своем образе он подчеркивает типичность чиновника подобного типа, утверждая, что такой тип государственных служащих широко распространен по всей стране.

Внешность городничего

Завершает образ городничего в комедии “Ревизор” внешность героя. Гоголь описывает его как человека с жесткими и грубыми чертами лица, который прошел тяжелый путь в начальники с самых низших чинов.

За это время он виртуозно освоил мгновенный переход от радости к страху, а от высокомерия – к низости. Все это сформировало его как человека с грубой душой.

Писатель описывает Сквозника-Дмухановского как толстоносого полного человека, который провел на службе уже не менее тридцати лет. Волосы у него седые и стриженые.

Источник: https://www.syl.ru/article/366310/harakteristika-i-obraz-gorodnichego-v-komedii-revizor-n-v-gogolya

Н. Гоголь. Комедия Ревизор» (монолог городничего)

Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идет благополучно.

Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: “Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?..” Наградит ли оно или нет – конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало.

.. то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.

10. Н. Гоголь. Комедия «Ревизор» (монолог Хлестакова)

Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге.

Этак ударит по плечу: “Приходи, братец, обедать!” Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: “Это вот так, это вот так!” А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем.

И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: “Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу”. (Городничему.) Что вы, господа, стоите? Пожалуйста, садитесь! Я не люблю церемонии. Напротив, я даже всегда стараюсь проскользнуть незаметно.

Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: “Вон, говорят, Иван Александрович идет!” А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: “Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего”.

11. А.Блок «Россия»

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле – Одной слезой река шумней А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Обратите внимание

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

М.Исаковский «Катюша»

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поёт, Пусть он землю бережёт родную,

А любовь Катюша сбережёт.

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

12. Б.Окуджава «Здесь птицы не поют…»

Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, над нашей родиною дым, и, значит, нам нужна одна победа,

одна на всех – мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный, и всё ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

десятый наш десантный батальон.

Едва огонь угас – звучит другой приказ, и почтальон сойдет с ума, разыскивая нас. Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим… И, значит, нам нужна одна победа,

одна на всех – мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла война нас довела до самых вражеских ворот – такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это – и не поверится самим… А нынче нам нужна одна победа,

одна на всех – мы за ценой не постоим.

13. В.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (монолог Джульетты, отрывок)

Лишь это имя мне желает зла.

Ты б был собой, не будучи Монтекки.

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Неужто больше нет других имен?

Что значит имя? Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенств, какой он есть.

Зовись иначе как-нибудь, Ромео,

И всю меня бери тогда взамен!

14. В. Шекспир. Сонет

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

15. А. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

16. Ф.Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

17. К.Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

Кто жизни не щадил своей

В разбоях, злато добывая,

Тот думать будет ли о ней,

За Русь святую погибая?..

Нам смерть не может быть страшна;

Свое мы дело совершили:

Сибирь царю покорена,

И мы – не праздно в мире жили!

Важно

18. Владимир Зайцев «Мое отечество Донбасс!» (Билет №23 (3)
Запели над Донбассом соловьи, Дохнули ветры запахом полынным. Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс! Тебя века на крепость испытали! Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот, Но этот край из всех для нас дороже! Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс! Могучий край родной моей державы! В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17270t10.html

Прочитайте наизусть монолог городничего из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Как проявляется характер героя в этом монологе?

Монолог городничего из комедии “Ревизор” Гоголя

 (Городничий бьет себя по лбу) “…Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…

…(в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.

) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит.

Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь?

– Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол.

После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум.

Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте?..”

Характер героя

Антон Антонович Сквозник-Дмухановск­ий – это уже постаревший на службе человек, он опытный, не глупый по-своему, любит вести нравоучительные речи.

Перед низшими по чину показывает себя важной личностью, которую считают значительной даже в Петербурге. Городничий быстро переходит от страха к радости, от низости к высокомерию, что и делает его роль комической.

Он взяточник, но ведет себя при этом солидно, довольно серьезен.

Антон Антонович очень не честный человек, не скрывает даже того факта, что берет взятки.

Он с гордостью объявляет: “Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!” По глубокому убеждению Антона Антоновича, “нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов”, который пропустил бы то, “что плывет в руки”. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Билет № 10

Какова историческая основа басни И.А.Крылова« Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

Совет

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание.

Читайте также:  Князь тугоуховский в комедии "горе от ума": образ, характеристика, описание в цитатах

Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику.

Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону.

Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, –

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйскиегоршки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Обратите внимание

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом – бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

2. В чем смысл эпиграфа к рассказу Лескова « Старый гений»(«Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая. И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н.

С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России. Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович.

Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

При нестандартных ситуациях границы общественно принятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками.

Важно

Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.

Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие.

Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни

3.

Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма».

Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.

«Так есть» Зинаида Гиппиус

Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю.

Если кончена моя Россия — я умираю.

1918

Рифма (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Виды рифмы:

– перекрестная – большинство стихотворений пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая;

– опоясывающая (кольцевая) – при этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая – с третьей;

– парная – при этом способе стихосложения сочетаются первая со второй строкой, а третья – с четвертой.

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:

-мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);
-женскую рифму, где ударение падает на предпоследний слог.

В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО;
-трёхсложную рифму, дактилическую, в которой ударение — на третьем слоге от конца.

После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА).

«Так есть» Зинаида Гиппиусрифма парная, женская;

Если гаснет свет — я ничего не вИжу. Если человек зверь — я его ненавИжу. Если человек хуже зверя — я его убивАю.

Если кончена моя Россия — я умирАю

.

Билет № 11

Совет

1. Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы развития сюжета комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Сюжет – это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательный ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

«Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор».

И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники.

Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях.

Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Из ничего они творят образ ревизора. И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх.

События третьего действия. Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль очень непринужденно. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход.

Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего.

Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу.

В пятом акте – кульминация в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним. Однако торжество его омрачается приходом почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел.

Обратите внимание

Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, от чего оно началось.

«Немая сцена» у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл, наконец, настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

2. Раскройте смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Психологизм рассказа.

Главную проблему рассказа можно сформулировать так: «Что формирует человека: общественные условия или случай?»

Герой рассказа – дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: «…

не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились». Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали.

Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.

Рассказ состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части.

Важно

В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки.

После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.

В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь.

Однако полковник убежден, что «все надо по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил государственный закон.

Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич уважает государственные законы, но живет по законам нравственным, человеческим, поэтому ему очень жаль несчастного солдата.

Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич.

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Источник: https://studopedia.net/1_59042_prochitayte-naizust-monolog-gorodnichego-iz-komedii-nvgogolya-revizor-kak-proyavlyaetsya-harakter-geroya-v-etom-monologe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector