Анализ романа “Дубровский” Пушкина: суть, смысл, идея, темы и проблемы
Художник Б. М. Кустодиев |
Роман “Дубровский” является одним из наиболее известных прозаических произведений А. С. Пушкина.
В этой статье представлен анализ романа “Дубровский” Пушкина: суть, смысл, идея, темы и проблемы произведения.
Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Дубровский”
Анализ романа “Дубровский” Пушкина: суть, смысл, идея, темы и проблемы произведения
С. Шевырев:
“Этот разбойник Дубровский, зачавшийся в человеке честном и благородном, есть плод разбойничества общественного, прикрытого законом.
Всякое нарушение правды под видом суда, всякое насилие власти, призванное к устроению порядка, всякое грабительство общественное, посмеивающееся истине, порождают разбой личный, которым гражданин обиженный мстит за неправды всего тела общественного.
Вот та глубокая нравственная идея, которая хотя не высказана отдельно, но сама собою яснее из повести Пушкина, и придает ей великую значительность.”
(С. Шевырев, статья “Сочинения «А. Пушкина””, журнал “Москвитянин”, 1841 г., ч. 5-я, №9)
Из статьи В. Мануйлова и Е.
Холшевникова “О романе «Дубровский»”:
“Роман “Дубровский” – одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина.
В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа. Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе.
В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера “Разбойники”. Эта трагедия положила начало возникновению множества “разбойничьих” драм, поэм, повестей и романов.
Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков.
Таковы герои романа Вульпиуса “Ринальдо Ринальдини” (1797) – в Германии, романа Шарля Нодье “Жан Сбогар” (1818) – во Франции и поэм Д. Байрона “Лара” и “Корсар” (1814) – в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей.
Судьба мужественных и смелых героев “разбойничьих” повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей. Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками.
В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не “разбойничков”, а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни.
Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях.
Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман “Дубровский”; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.
Пушкин в “Дубровском” внешне продолжает традиции “разбойничьего” романа: главный герой – молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную.
В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).
Любовь молодого разбойника к дочери его врага – тоже характерный мотив для романтического “разбойничьего” романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай. Это было дело “О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском”. Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила – у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели. Тяжба длилась несколько лет (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову.
Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова – на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским.
Осенью 1832 года в Москве приятель Пушкина П. В. Нащокин рассказал ему трагическую историю небогатого белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед отсудил отцовское имение, по праву принадлежащее Островскому.
Выгнанный из своего дома, доведенный до нищеты, Островский вместе со своими крестьянами начал мстить судейским чиновникам, ограбившим его; он, в свою очередь, ограбил их, а затем стал грабить и других. Так он стал разбойником, потом его поймали и предали суду. Нащокин видел Островского, когда тот сидел в остроге. Эта история также нашла свое отражение в фабуле “Дубровского”.
Не случайно и совпадение имени героя романа в первоначальном тексте (Островский) с подлинной фамилией доведенного до отчаяния белорусского дворянина.
Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое – в последние годы царствования Алексанра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.
Следует отметить сходство романа Пушкина “Дубровский” с неоконченным юношеским романом Лермонтова “Вадим”, работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов…
Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.
Крепостная зависимость развращает и помещиков, и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ “старинного русского барина” Кирила Петровича Троекурова.
От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу. Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы.
Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение. С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского.
Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.
С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну.
Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни.
Один из самых живых образов романа – кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле.
Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру.
Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны.
Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками.
Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.
Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель – отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.
Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.
Работая над “Дубровским”, Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: “Капитанскую дочку”. И если в “Дубровском” социальный протест ограничен еще разбоем, то в “Капитанской дочке” Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от “Дубровского”.”
(статья В. Мануйлова и Е.
Холшевникова “О романе “Дубровский”” из книги “Дубровский. Роман”, 1977 г.)
А. Яцимирский:
“Большинство критиков сходятся во мнениях относительно образа Марьи Кирилловны. Они находят его неудачным, недописанным, бледным и т.п. Это справедливо только в том случае, если смотреть на нее действительно, как на “героиню повести”… Но эти именно отрицательные отзывы критики, на наш взгляд, говорят только о том, что рядом с ярким и цельным образом Дубровского Марья Кирилловна должна быть бледной, недописанной, вялой, невыдержанной. Если бы Пушкин нарисовал ее широкими мазками, во весь рост, словом, так, чтобы она пришлась подстать Дубровскому… получилась бы явная фальшь. Троекурова должна только оттенить собой героя: она – фон, аксессуар, не больше. И было бы странно даже, если бы автор задумал изобразить Троекурову иной… Вот в этом и заключается ошибка критиков, желавших видеть в ней “героиню”… …создавая образ Марьи Кирилловны, Пушкин очень долго колебался и не знал, что в конце концов выйдет из нее. Он вводит ее постепенно… Чувство Марьи Кирилловны к Дубровскому также развивается и растет постепенно, проходит сначала чрез простое любопытство… На пространстве пяти глав (XII – XVIII) Марья Кирилловна как будто готовится стать в глазах читателя настоящей героиней, особенно местами, и только глава XVIII в конец разрушает иллюзию… и то обаяние, которым уже окутывался образ Марии Троекуровой, которое уже светилось в ней, сразу же ушло куда-то, навеки стало невозвратимым. Законная жена ненавистного старика, княгиня Мария Верейская сразу же поглотила, вместе с титулом и паспортом, и все то “героическое”, что складывалось или по крайней мере готово было сложиться в воображении читателя. …если говорить о художественном реализме в “Дубровском”, то прежде всего останавливает на себе внимание вполне эпическая, даже скорее скульптурная, чем просто живописная, фигура Троекурова. Генерал-аншеф в отставке, богатый, своенравный, крутой, в сознании своей внешней и внутренней силы, с известной системой в своей безалаберности, не знающий разлада ни с окружающими, ни с самим собой, – какая богатая натура… Тайна изображения Троекурова у Пушкина и заключается прежде всего в том, что он заставляет читателя верить в правдивость каждой мелочи даже в том случае, когда она близка к шаржу. Поражает прежде всего цельность. Цельным человеком проходит пред читателями Троекуров в отношениях к дочери, которую он сильно любит и в то же время в необыкновенной жестокостью выдает за противного ей старого князя. Цельный он и в отношениях к соседям, которых по своему отличает, третирует, наказывает наездами на их усадьбы… Поэтому на вопрос, дурной ли человек Троекуров, нельзя дать никакого ответа. Троекуров – только Троекуров… Он – один из тех помещиков, которым “все дозволено”… В галерее типов повести за Троекуровым следует, бесспорно, старый Дубровский, – такой же цельный человек, несложный, красиво-гордый, с удивительным чувством собственного достоинства, своеобычными повадками, таком, барин с головы до ног. Последняя законченная и живая фигура в повести – князь Верейский, несомненно, целиком списанный с натуры, и оригинал, по-видимому, не трудно будет определить. Старик, поживший, воспитанный, обаятельный в тонком обращении, англоман, с двумя звездами и тремя тысячами душ родового имения – тип новый для эпохи, новый и в жизни, и в литературе. И в нем нет ни тени фальши: в изображении его автор на всем пространстве остается только художником-реалистом. …никто не обратил еще внимания на полное отсутствие идеализации народа у Пушкина в повести. Народ, главным образом, дворовые, обрисован в повести без всяких намеков на идеализацию. Пред читателем проходят такие же живые люди, как и господа, такой же результат социального порядка. …в художественном отношении вся повесть стоит на высоте, всюду – отпечаток свежести, спокойствия, мощи, музыки, красочности. Поразительно красивым спокойствием дышат все описательные части повести, сразу же взятые в верном тоне…”
(А. Яцимирский, статья в книге “Пушкин”, из серии “Библиотека великих писателей” под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/10/analiz-dubrovskij-pushkin-sut-smysl-tema-problemy.html
Анализ романа «Дубровский» Пушкина: суть и смысл, темы и проблемы произведения
Практически все литературоведы, знакомые с творчеством А.С. Пушкина, признают, что роман “Дубровский” стоит особняком в списке творений русского гения.
Всё дело в том, что именно в этом романе автор, не вспоминая традиционные мотивы русского фольклора, поднимает вопросы, колышущие общество середины XIX века.
Здесь проглядываются и опасения, вызванные своеволием и безрассудством помещиков, видно и беспокойство от проходящих в губерниях восстаниях крестьян.
Образ разбойника, действующего по своему “Кодексу чести”, привлекал авторов многих литературных произведений. Достаточно вспомнить, например, бессмертного в веках Робина Гуда из Шервудского леса. Серьёзные поиски в литературе выведут, например, к романам “Лара” и “Корсар”, написанные Д. Байроном, к которому А.С. Пушкин испытывал чрезвычайное уважение.
Сюжет таких романов схож между собой – лирический герой смел, им владеет простая идея, он грабит не для наживы, а во имя великой цели. События же в таких произведениях развиваются динамично, не давая читателям момента, когда можно было бы из-за пространных отступлений, усомниться в дальнейшей целесообразности чтения.
Российская империя дала очень большой толчок к написанию такой литературы. Десятками, а то и сотнями лет, на дорогах появлялись проходимцы, грабившие повозки с их владельцами. Из-за тяжёлого бремени рабства, крестьяне часто уходили в лес целыми деревнями, лишь бы избавиться от власти “ненасытного барина”, помыкавшего ими день ото дня. И А.С. Пушкин об этом очень хорошо знал.
Период 20-х годов XIX века в истории был прозван “холерным”.
Бунты то и дело вспыхивали в окрестностях крупных городов, а позже к восставшим присоединились и части военных поселений, добавившие солидный арсенал бунтовщикам.
В это время, как считают историки, многие писатели и замысливали написать роман о свободолюбивом разбойнике. Среди них находился и А.С. Пушкин, вынашивавший идею народного романа довольно давно.
Внешне роман “Дубровский” очень напоминает классический французский роман того периода.
Есть даже сцены, выстроенные по канонам драмы – например, сцена “Герой в доме обидчика”, когда Дубровский, скрываясь под именем Дефорж, находится в доме своего антагониста – Троекурова.
Есть и мотивация любви, классическая для “будуарного романа”. Однако А.С. Пушкин в романе шагнул немного дальше, чем его коллеги – он писал роман, опираясь на реальные события.
Отмечают, что 1832 год стал основным – осенью был оформлен “костяк” сюжета. Общий друг одного из лицеистов А.С. Пушкина рассказал ему историю, главным героем которой был некий Островский, белорусский молодой помещик дворянской крови.
Богатый и влиятельный сосед Островского, воспользовавшись нерасторопностью юноши, отсудил у него имение и крестьян.
Однако вышло так, что некоторые из крестьянских сёл, придя к Островскому, заявили, что не желают переходить под власть соседа.
Так и вышло, что юноша, выслушав крестьян, предложил им создать банду, чтобы постараться вернуть своё имение силой.
Сначала были ограблены чиновники, способствовавшие скорейшему переходу имения, затем – судейский аппарат, а после под горячую руку начали попадаться все, кто хоть мало-мальски был связан с делом. Это продолжалось недолго – группу крестьян изловили и предали суду.
Именно эти события, рассказанные приятелем А.С. Пушкина, позже и легли в основу сюжета. Нетрудно заметить и сходство фамилий главных героев, что ещё больше подтверждает сказанное выше.
Автор, понимая, что цензура может критически отозваться на такое произведение, решил перенести действия на полвека назад, мотивируя это тем, что “по большому счёту в стране за эти годы ничего не изменилось”.
Персонажи, описанные в романе, описаны в ярких красках. Барин Троекуров, главный отрицательный герой “Дубровкого” – настоящий кладезь человеческого вырождения в комфорте. Раньше он “был неплох, крестьян он слушал”, но из-за постоянного присутствия власти в руках, переродился в настоящего деспота.
Дубровского он знал давно. Испытывая к нему симпатию, он видит, как тот перечит ему, не соглашаясь в принципиальном вопросе, и не может этого стерпеть.
Зная, что Дубровский влюблён в его дочь Машу, он, чтобы насолить тому, выдаёт её насильно замуж за князя Верейского – старого, доживающего свои годы помещика.
Самодурство Троекурова – одна из ярких черт характера всей русской литературы XIX века.
Под стать Троекурову и его крестьяне. Некоторые из них, допущенные ко двору (кучеры, дворники, половые), почувствовав своё положение, стараются выделиться хвастовством и чванливостью среди своих же. В противоположность этому видно крестьян Дубровского – тихих, грамотных и “толковых”, привыкших к своему быту, не испытывающих раболепства перед барином.
Тема крестьян и простых людей – особая в романе. С необычайной теплотой А.С. Пушкин описывает няню Дуброского – Орину Егоровну, в которой, конечно, угадывается образ знакомой с детства Арины Родионовны.
Кузнец Архип, которому автор уделяет серьёзное внимание в произведении, тоже важен для повествования. Именно его тяжёлая рука и берёт топор, чтобы вершить самосуд.
Именно он берёт на себя первую серьёзную кровь в романе – запирая приказных в доме, когда тот уже в огне, он обрекает их на неминуемую смерть.
И именно он через несколько абзацев уже рискует жизнью, спасая кошку, не успевшую скрыться от пожара и сидящую на крыше.
Ушедшие в лес крестьяне не только не разбредаются, но и организовываются, решая, что “лучше они будут в лесу”, чем под властью немилостивого барина. Рядом с ними их предводитель – Владимир Дубровский, человек, кому не нужна нажива.
Ему нужна месть. За разорение, за гибель отца, за своё существование в диких условиях. Не стать кровавым разбойником ему помогает любовь – именно из-за Маши Дубровский в финале романа бежит за границу, не в силах больше мстить Троекурову.
Такая незаконченность романа во многом связана с тем, что на горизонте стал показываться сюжет “Капитанской дочки” – произведения более масштабного восстания.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1910
Анализ произведения Дубровский Пушкина сочинение
Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.
Писатель отражает в романе основные проблемы существующего современного общества в виде своеволия помещиков, бесправного положения крепостного народа, произвол царских судебных органов и, как результат в форме стихийного протеста, разбойничества.
В основе произведения лежат реально произошедшие в России события, которые писатель использует в создании романа, демонстрируя в нем характерные для разбойничьих сказаний традиции в виде проникновения разбойника в дом злодея, любовные отношения романтичного героя-разбойника с дочерью своего обидчика.
Задачей писателя становится достоверное и психологичное описание жизненности происходящих в романе событий и реалистичности изображенных героев.
В образе главного героя романа автор представляет Владимира Дубровского, описанного в качестве бедного молодого дворянина величественного вида с зычным голосом.
Основной персонаж произведения участвует в двух конфликтах, рассматриваемых писателем, первый из которых отражает социальное сословное неравенство, неограниченную власть имущего класса в виде взаимоотношений Дубровского и Кирилы Троекурова. Результатом кульминации данной конфликтной линии становится бунт Дубровского, нежелающего терпеть произвол помещика.
Второй конфликт произведения связан с развитием любовных отношений главного героя, выраженный в форме семейно-бытовых зарисовок, раскрывающий проблему бесправного положения женщин в обществе.
Обе конфликтные сюжетные композиции писатель объединяет образом Кирилы Троекурова, ставшего причиной разбойничьего поведения главного героя Дубровского и возможного инициатора несчастной жизни собственной дочери Маши.
Автор делает акцент на беспринципности, невежественности, порочности и низости Троекурова, не имеющего в душе истинных человеческих чувств, легко уничтожая собственных крепостных и не жалея ради наживы родную дочь, воплощая в образе Кирилы типичного представителя уездного помещичьего общества.
При этом Троекуров не лишен человеческих порывов в виде мук совести, любви к Маше, однако обладание безграничной властью придает данным проявлениям уродливые черты, превращая некогда неплохого человека в деспотичного самодура.
Раскрытие народного стихийного бунта в форме разбойничества передается писателем как проявление единственно возможного способа для простого люда высказать собственное мнение в виде протеста и гнева.
Произведение является незаконченным, оставив развязку финала на усмотрение читателей, при этом в планах писателя согласно его заметках в черновиках окончание сюжетной линии романа должно было стать положительным в виде воссоединения влюбленных Дубровского и Маши Троекуровой, которые обретают долгожданное семейное счастье.
Анализ 2
Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Роман написан в 1833 году, но Пушкин не решался его публиковать, и только после трагической гибели поэта «Дубровский» был напечатан. Пушкин давно хотел написать роман, о благородном разбойнике, он был вдохновлен произведениями В. Скотта. Многие критики ругали «Дубровского» считая его одним из неудачнейших произведений поэта.
Герой Дубровского, это дворянин, который мстит за поруганное имя, помещику Троекурову (косвенно виновному в смерти его отца) и обществу которое это поощрило. Это байроновский герой, привлекательный и в то же время демонический.
Произведение повлияло на творчество Лермонтова, на такие его произведения как «Герой нашего времени» и «Вадим». Пушкин отобразил в произведение николаевскую эпоху, – беззаконие творимое помещиками и продажную бюрократию, которая им помогает это делать. А так же поднял тему «русского бунта, жестокого и беспощадного».
Писатель показал и истоки (причины) народного бунта, показал, что так продолжаться не может. В романе поднимается так же проблема крепостного крестьянства, его бесправия и несправедливости вообще, когда дворянин при деньгах и связях может погубить другого дворянина, не богатого и без связей.
Внимание Пушкина к разбойничеству можно объяснить не только литературными источниками. В течение долгого времени России разбой на «больших дорогах» был распространённой проблемой.
Беглые крепостные и рекруты, разоренные мелкие дворяне, бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, нападали и жгли поместья. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение в народном творчестве.
В романе присутствует и любовная линия, Дубровский влюбляется в дочку своего врага. Но, у их отношений нет будущего, они обречены как и сам Дубровский.
Здесь выступает фатум героя, его выбор сделан, по сути он прав, но он не уживается с обществом и становится разбойником.
В личности Дубровского отображена суть человека не понятого и отвергнутого обществом и он в свою очередь ведёт свою «войну» против них. Самым главным врагом Дубровского выступает помещик Троекуров.
Троекуров из-за прихоти и самолюбия решил погубить отца Дубровского, используя земельную тяжбу. Дубровский отец умирает, не выдержав моральных переживаний. Это и становится отправной точкой для дальнейших действий для Дубровского сына.
Сочинение по роману Дубровский
Главная идейная мысль в произведении “Дубровский” предстает в авторских раздумьях о том, что же способствует зарождению преступного настроенческого поведения в народных массах.
Автор поднимает в своём произведении важные общественные проблемы, социального и политического характера, которые заключались в своевольном поведении помещиков, отсутствии прав и свобод у крестьянства, полный произвол со стороны судей – это все способствовало зарождению протеста со стороны страдающего народа.
Основу романа наполнили реальные события, которые происходили в России. Писатель повествует о проникновении представителя из народа в дом знатного обидчика, а также описывает завязку отношений с родной дочерью богатого человека.
Писатель ставит перед собой задачи с полной достоверностью происходящего суметь изложить в романе те события, свидетелями которых он отчасти являлся.
Главным героем романа автор делает небогатого представителя дворянства, молодого человека Владимира Дубровского. Он является защитником интересов народа и принимает участие в разных конфликтах.
Дубровский, вступая в конфликт с Троекуровым, делает попытки пресечь неравенство и вседозволенность богатого класса, тем самым выражая свое нежелание терпеть подобный произвол.
Далее автор вовлекает своего героя в развитие любовных отношений, с помощью которых поднимается вопрос бесправия женщин.
Все конфликтные ситуации в произведении автор соединяет образом Троекурова, поведение которого стало главной причиной восстания Дубровского. Писатель подчеркивает все самые низменные черты Троекурова, у которого не осталось в душе подлинных человеческих качеств. Он не только не жалеет своих крепостных, но и абсолютно холоден по отношению к родной дочери.
У Троекурова иногда возникают тревожные отголоски совести, всплески любви к дочери, но все же жажда власти берет свое и будучи когда-то хорошим человеком он снова превращается в тирана и деспота.
Писатель преподносит народный бунт, который достигает стихийного проявления, как единственный шанс и возможность дать народу высказаться и быть услышанными.
Роман носит незавершенный характер. Автор даёт возможность читателю размышлять, предполагая то, что могло бы послужить для достойного завершения.
По плану автора, который был найден в черновике, финал сюжета романа представлялся ему полностью положительным. Он хотел, чтобы Дубровский и Маша обрели счастливую семейную жизнь без участия вольнодумцев.
Суть, смысл, идея, темы и проблемы
- Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице
Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами - Твір на тему Моє майбутнє
Моє життя – це низка білих і чорних смуг. Моє майбутнє завжди залишалося для мене загадкою, або принаймні, до певного віку. Що буде в майбутньому? Не завжди хочеться про це думати занадто серйозно, хочеться припускати, мріяти, але зовсім не діяти - Сочинения на тему Весна (более 15 штук)
У нас есть времена года их четыре. Зима, весна, лето и осень. Мне нравятся они все, но больше всего весна. Когда она наступает, на улице становится так свежо. Весной просыпаются звери, прилетают птички из тёплых стран. - Анализ произведения Княгиня Трубецкая Некрасова
Поэма «Русские женщины» Некрасов написана в 1871-1872 г. Первая часть посвящена самоотверженному поступку княгини Трубецкой, первой их жен декабристов, решившей уехать к месту каторги осужденного муж - Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение
Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты – брат и сестра – Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-dubrovskij
Тема и идея романа Пушкина “Дубровский”
Роман «Дубровский» был написан Пушкиным в 1833 году. Сюжет для ее написания подарил автору его друг Павел Нащокин, рассказав о некоем нижегородском помещике Островском, у которого было отнято имение. Несмотря на то, что Россия лесистая страна, лесные разбойники в ней не безобразничали.
Каждый подобный факт жестоко пресекался властями. Но Пушкину, ознакомившемуся с произведениями Вальтера Скотта, захотелось перенести сюжет о благородном разбойнике на русскую почву. Только обыграл Пушкин события по-своему.
В своем многоплановом произведении Александр Сергеевич разработал несколько одновременных тем:
- Уродство крепостнического строя;
- Циничность и продажность чиновничьего аппарата;
- Истоки возникновения народных бунтов;
- Любовь и противостояние отцов и детей.
В романе «Дубровский» красной нитью проходит тема чиновничьего бюрократизма и продажности. Не случайно поговорка «Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло» родилась в России. Троекуров «повернул» закон в свою сторону. Его боялись. Перед ним лебезили и ломали шапку даже те, кто по долгу службы был обязан одернуть его и поставить на место. От него ждали подачки и получали ее.
200 лет прошло. Сменилось несколько общественно-политических формаций, а сознание людей осталось на прежнем уровне. И сейчас можно видеть, как чиновничество, те же прокуратура, суды ломают шапку перед властью денег. Появились новые Троекуровы, завладевшие предприятиями, сельскохозяйственными фермами, и возомнившие себя хозяевами жизни, владельцами целых городов.
Люди не нашли защиты у закона, и потому взялись за топоры и вилы. Достаточно было только одного слова Владимира, и пламя пожара запылало бы в Покровском. Но тут вмешалась любовь.
В этом произведении Пушкин пытается рассмотреть причины появления разбойников, истоки зарождения народных войн. Пушкин в этот период занимался темой Пугачева, и она вскользь отразилась в этом многоплановом произведении. Ведь в Пугачевском бунте тоже участвовали такие же мужики, как кузнец Архип, Степан, кучер Гришка.
Правда, в этом произведении банда разбойников пропала также внезапно, как и появилась, но не стоит забывать, что произведение по некоторым сведениям осталось незавершенным, и какие планы были на своих героев у Пушкина, было только одному автору ведомо.
Идея произведения витала в воздухе – это уничтожения крепостничества. Этого требовала от царя вся прогрессивная общественность. Но царь, считавший себя прогрессистом, колебался. Ведь на крепостничестве держалось дворянское состояние и состоятельность, а дворянство оплотом и надеждой царизма. Нужно было решить вопрос так, чтобы и овцы были целы и волки сыты.
В романе Дубровский показана изнанка крепостничества. Людей, как щенят, могли продавать, сечь за малейшую провинность, за них решали, кому и на ком жениться. Пользуясь своей властью, Троекуров пользовал юных красивых девушек, а потом сам выдавал их замуж за своих крестьян. И попробуй тут не женись. В общем, крепостные крестьяне были не свободны даже в личной жизни.
Но Троекуровские крестьяне гордились и бахвалились влиянием своего барина. Они воровали чужой лес, хозяйничали на соседских полях и огородах, зная, что с их барином никто не захочет тягаться, и что барин заступится за них.
Крестьяне, родившиеся крепостными, воспринимали свое крепостничество как должное, они не видели иной жизни и не представляли себе, что может быть иначе.
Дубровский, как помещик по-человечески относился к своим крестьянам, не драл с них трех шкур, и понятно, что крестьяне встали горой за своих господ.
Тема любви Владимира к Маше в романе играет не последнюю роль. Любит ли Владимира Маша? Не факт. Возможно, она продолжает относиться к нему как к учителю брата.
Она не воспринимает, не может воспринимать Владимира как равного себе, но готова воспользоваться его услугой. Но в ней говорит своенравный характер, стремление доказать всем, что она не ребенок, и не игрушка, а личность.
Маша бравирует тем, что грозный Дубровский приедет и спасет ее.
А когда Дубровский приехал после венчания, она отказалась уезжать вместе с ним. В этом поступке кроется не чувство долга перед новоявленным мужем, а протест, теперь уже Владимиру: раз ты опоздал, я твоей никогда не буду.
Хотя она свои слова облачает в маску благородства и верности. Она не произнесла слов клятвы, священник объявил ее супругой Верейского, не дождавшись ее ответа. Но в нее вселился демон противоречия.
Дубровскому сказала, что она дала клятву.
Критика неоднозначно отнеслась к роману. Анна Ахматова, не разглядев всей многоплановости и объема развитых в произведении социальных проблем, назвала это произведение «неудачей Пушкина», которая могла бы стать великолепным чтивом для своего времени.
Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/dubrovskij/tema-i-ideya-tema-i-ideya-romana-dubrovskij.html
Сочинение Анализ романа Дубровский Пушкина
Противопоставление двух разных миров – крестьянского мира и помещичьего – является главной сутью данного произведения. Идея рассказа – это защита достоинств человека. Ведь изначально, конфликт возникает между двумя семьями.
Причина вражды – нанесенное семьей Троекуровых личное оскорбление дому Дубровских. В результате неравной борьбы, умирает глава семьи Дубровских – Андрей Гаврилович.
На защиту достояния семьи встает его сын Владимир, который только ради того, чтобы родовое поместье не досталось врагу, решает сжечь дом, в котором он родился.
Главной целью жизни Владимира становится – месть. После преждевременной смерти своего отца-помещика Андрея Дубровского, его сын, лишенный своего крова, решает возглавить крестьянский бунт.
Но автор произведения не желает преподносить своего героя читателям в образе обычного и глупого разбойника. Пушкин стремится представить Владимира в образе очень умного, смелого, красивого борца за правду и справедливость.
Особую симпатию и сочувствие у читателя вызывает возникшая любовь в сердце Владимира к дочери своего заклятого врага.
Назвать главного героя заступником крестьян тоже сложно. Все же, первостепенной целью Владимира является месть за когда-то нанесенную обиду своему отцу со стороны Троекурова, а вовсе не защита крестьян от злого помещика. Роман описывает нам проблему беззакония того времени, которая очень отрицательно отражается на судьбе человека и рушит всю его жизнь.
Важно отметить тот факт, что главный герой этого романа превратился в разбойника не по собственному желанию. Судьба вынудила его стать этим бунтарем. Этот бунт все равно не смог улучшить жизнь крестьян и ничего хорошего в итоге не принес. Владимир Дубровский оказался жертвой сложившихся обстоятельств.
Он не в силах исправить ситуацию и решить всю проблему беззакония, он оказался вне закона. Он также, не смог вернуть себе свою прежнюю личную жизнь, улучшить собственную статус.
Несмотря на избранный путь разбойника, возглавившего этот бунт, он все равно предпочитает оставаться человеком честным, справедливым, милосердным.
Надежды читателя на то, что добро в итоге победит зло не оправдаются. Добро проигрывает. Владимир так и не добился своей цели и не смог отомстить.
Его возлюбленная отказалась бросить нелюбимого князя, которого ей нашел отец, так как не смогла пойти против воли своего отца. Она дала клятву перед алтарем и решила исполнить свой долг дочери и новоиспеченной жены.
Вражда двух отцов, двух старших поколений разрушила судьбы следующего молодого поколения.
Произведение, главным образом, рассказывает о проблеме взаимоотношений помещиков и крестьян того времени. А бунт – это результат несправедливости помещиков по отношению к крестьянам.
Вариант 2
Во время написания романа «Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин использовал собственные наблюдения, и рассказы из жизни реальных персонажей. Реальность персонажей описанных в этом произведении, были весьма узнаваемы в те времена. Барин Троекуров, отец и сын Дубровские являются главными персонажами, в основном вокруг которых происходят все интересные события.
Помещик Троекуров несмотря на то что в произведение представлен как отрицательный персонаж, казался очень справедливым и добросовестным хозяином, в его характере заложено множество хороших черт. Но стремление быть главным во всем лишает его здравого мышления.
Не желая иметь сопротивлений его воле, Троекуров, снимает, абсолютно каждого кто не подчиняется его воле, будь то богатый помещик или простой крепостной.
Гордый, но добрый старик Дубровский имея по соседству имение не столь богатое, встав на защиту своего дворянского рода, вступает в конфликт с соседями Троекуровыми, тем самым теряет свое имение.
Желая восстановить справедливость младший Дубровский, не сумев вернуть имущество честным путем, идет на разбойничества.
Крестьяне с надеждой, что их барин защитит от злого Троекурова, без какого либо принуждения отправились за Дубровским, вступив в его шайку.
Хочется верить в то что Владимир Дубровский добьется справедливости, и воссоединиться со своей любимой Машей Троекуровой. От его рук справедливости страдают только чиновники и помещики. То есть те кто нажил свое добро не честными путями. Несмотря на то что Пушкин показывает в реальности жизнь персонажей весьма жестокой и неприятно, надежда на изменения в лучшую сторону все таки есть.
Недописанный роман Пушкина «Дубровский» Имеет некий романтический пред посыл с элементами разбойничьего романа.
Представители разных сословий показаны в этом произведении: и злой барин Троекуров, пытающийся властвовать над каждым, и добрый старик Дубровский не желающий расставаться со своим имением, его сын, борющийся за честь семьи и любовь свей девушки, и крестьяне восставшие в борьбе за правду.
Этот роман был выведен в издательство только после смерти А.С.Пушкина. В нем нет ни какого заглавия просто лист с названием «Том первый», что было очень странно для критиков того времени. Роман был назван в честь главного героя Дубровского. Самим писателем было написано только два тома, этого великого произведения.
Суть, смысл, идея, темы и проблемы произведения
← Композиция романа Капитанская дочка
← Смысл названия романа Капитанская дочка↑ ПушкинЕвгений Онегин. История создания →
Критика о романе Евгений Онегин →
- О чём заставляет задуматься рассказ Лапти Бунина 7 класс
На улице пурга, холод. Ветер кидает снежные комья в окно, стучит ставнями, громко и страшно воет в трубе. В это время хорошо сидеть дома и греться у печки. На улице снега намело столько, что ни пройти, ни проехать - О чем заставляет задуматься роман Мастер и Маргарита сочинение эссе
Роман это, в принципе, заставляет задуматься. Конечно, у каждого найдётся свой «повод», свои ассоциации и примеры. Люди в одном произведении часто видят разное… Но есть кое-какие общие «дорожки» – темы. - Сочинение Анализ повести Детство Горького
В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем. - Критика о романе Евгений Онегин Пушкина и отзывы современников
Мнения современников разделились – одни яро критиковали творчество Пушкина, другие, наоборот, хвалили. Но те и другие отмечали талантливость поэта. - Сочинение Красота человека внешняя и внутренняя
Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-romana-dubrovskij
Анализ «Дубровский» Пушкина
Роман «Дубровский» был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 — начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.
Смысл названия
Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.
Помещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.
Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках «заговорила» дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: «Я не шут, а старинный дворянин».
Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.
Андрей Гаврилович беден, но благороден. Он не боится встретиться с врагом в открытом бою (в романе упомянуто участие Дубровского в войне с Турцией), но судебный «поединок» становится для него ударом в спину.
Случившийся после вынесения решения припадок сумасшествия предвещает Андрею Гавриловича скорую смерть.
Ему нет места в обществе, где честь и справедливость подменены хитростью, подлостью и ложным толкованием законов.
Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.
В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь.
Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона.
Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.
Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.
Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить «карьеру».
Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель — спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников.
Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.
Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.
Проблематика
Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность.
Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества.
Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.
Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.
Композиция
Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица.
Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа.
Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.
Чему учит автор
Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.
Источник: https://spadilo.ru/analiz-dubrovskij/
Сочинение Анализ романа «Дубровский» А.С. Пушкина-Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов
Роман «Дубровский А.С. Пушкин начал писать осенью 1932 года, а закончил работу над ним зимой 1933 года. По словам самого автора. В основу романа легли реальные факты из жизни обедневшего белорусского дворянина.
В романе есть несколько основных персонажей: Троекуров, Дубровский-старший, Дубровский-младший, Маша Троекурова.
Троекуров Кирилла Петрович – барин. Он богат, владеет большим имением, гордится своей псарней. Кирилла Петрович очень своеволен, привык командовать всеми, любит лесть, самодур.
Дубровский-старший отставной поручик. Он честен, не богат, владеет небольшим имением, которое досталось ему от отца.
Маша Троекурова дочь Кирилла Петровича. Отец держит ее в четырех стенах. Девушка любит читать французские романы, скромна и боится отца.
Дубровский-младший – это сын Дубровского-старшего. Он был вызван в имение отца, после того, как Троекуров отсудил у того имение.
В романе прослеживаются две сюжетные линии: вражда между Троекуровым и Дубровским-старшим, борьба Дубровского-младшего с богачами.
В первой половине романа Пушкин описал историю вражды между Троекуровым и Дубровским-старшим. Троекуров обиделся на Дубровского-старшего за то, что тот не примчался к нему в имение по первому зову и требовал извинений за слова псаря Кирилла Петровича. Дубровский-старший был оскорблен словами псаря и отказался идти на поводу у Троекурова.
Тогда Троекуров подкупил судью, чтобы забрать имение у Дубровского-старшего. Дело он выиграл, а Дубровский-старший вскоре заболел и скончался. В день его смерти у Кирилла Петровича проснулась совесть, он хотел извиниться перед соседом, но тот велел прогнать его со двора.
После этого Троекуров разозлился еще больше и выселил Владимира Дубровского из имения.
Крестьяне Дубровских не желали переходить к Троекурову и согласились вместе с Владимиром Дубровским организовать бандитскую шайку. Именно жизни Владимира посвящена вторая часть романа.
Из нее мы узнаем о том, что Владимир стал грабить богатеев, которые проезжали через лес недалеко от имения Троекурова. Потом он проник в дом Троекурова под видом учителя французского, чтобы отомстить за смерть отца. Но Владимир влюбился в Машу и отказался от мести.
Он хотел помочь Маше уйти от отца-тирана, но не успел, и отец выдал девушку за своего богатого друга.
В своем произведении Александр Сергеевич поднял несколько проблем. Во-первых, неравноправие разных слоев населения в России. Именно эту проблему Пушкин проиллюстрировал при помощи взаимоотношений Кириллы Троекурова и Андрея Дубровского.
Троекуров привык всегда получать свое, поэтому пошел наперекор закону и совести и отсудил имени у Андрея Гавриловича. Второй проблемной точкой романа стал конфликт Троекурова и его дочери Маши.
Отец решил насильно выдать дочь замуж за старого князя, потому что тот был богат.
В целом роман мне понравился. Он помогает проследить наиболее острые социальные и моральные проблемы первой половины девятнадцатого века. Произведение учит нас тому, что надо отвечать за свои поступки и думать об их последствиях.
Поделись сочинением с друзьями!
Источник: https://alfasoch.ru/sochineniya-po-literature/analiz-romana-dubrovskij-a.s.-pushkina.html