Анализ комедии “ревизор” гоголя: анализ сюжета и героев произведения

Сочинение по литературе анализ комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”

Премьера пьесы «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя состоялась в 1936 году, но она не теряет свою актуальность и сегодня. До сих пор театры, в которых делают её постановку, собирают полные залы зрителей. А сама комедия вызывает всё такой же интерес у читающих её людей.

Данное произведение стало новаторским для своего времени, так как Н.В. Гоголь смог создать социальную комедию без любовной линии. В ней имеются намеки на чувственные отношения, например, ухаживания Хлестакова за Марией Антоновной и Анной Андреевной, но они являются скорее пародией. Новшеством стало отсутствие в «Ревизоре» положительных героев.

Сам автор объяснял это тем, что единственный положительный персонаж его произведения – смех. Именно он должен был помочь читателям и зрителям понять все недостатки общества и сделать необходимые выводы. Композиция «Ревизора» довольно необычна.

Обратите внимание

Сюжет начинает развиваться с первой же реплики Городничего, а финальная немая сцена ранее не использовалась в драматургии.

Переходя к анализу персонажей, можно сказать, что новаторством также стало то, что Н.В. Гоголь сделал главным героем глупого и ничтожного человека, склонного к паталогической лжи.

Хлестаков настолько увлекается, начиная врать, что уже не может остановиться и выдает одну нелепицу з другой. Он не собирался выдавать себя за приезжего ревизора.

Хлестаков наивно полагал, что все заискивают перед ним из-за того, что он прибыл из столицы и модно одет.

В своей комедии Николай Васильевич высмеял все проблемы российского общества того времени: взяточничество, пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство, зависть, хвастовство и глупость. Он показал, как они проявляются в различных сферах деятельности: в государственной власти, медицине, суде и других.

Путаница с Хлестаковым возникла из-за поголовного чувства страха у чиновников. Все они боятся, что приезжий ревизор узнает об их неприглядных делах. В комедии представлен собирательный образ чиновничества.

Государственные служащие воспринимаются как единый организм, так как они крайне похожи в своем стремлении к стяжательству и уверены в безнаказанности и правильности своих действий.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский во всем пытается найти для себя выгоду, но при этом в городе царит беспорядок. Он привык решать все проблемы с помощью взяток и вначале пугается, что Хлестаков их не берет.

Важно

Когда выясняется, что мнимый ревизор от взяток не отказывается, городничий на время успокаивается. Не менее показателен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, страстно любящего псовую охоту и берущего взятки борзыми щенками. Он считает, что поступает правомерно и ничего не нарушает.

В суде отсутствует какой-либо порядок, а сам судья некомпетентен.

Почтмейстер, любящий читать чужие письма, уверен в том, что поступает нормально. Попечитель богоугодных заведений Земляника содержит больницу в беспорядке и является подхалимом и доносчиком.

Сплетники Добчинский и Бобчинский целыми днями заняты только собиранием слухов и считают себя крайне важными людьми.

Все эти образы Николай Васильевич создал с одной целью – высмеять пороки российского общества и заставить его представителей задуматься над своим поведением.

Можно сделать вывод, что комедия «Ревизор» стала новаторской для своего времени и четко обрисовала все социальные проблемы, имеющиеся на тот момент. Она не теряет своей актуальности и сейчас, так как показанные в ней пороки продолжают отравлять жизнь нашего общества до сих пор.     

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-revizor/analiz-komedii-n-v-gogolya-revizor/

«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

Аудиокнига  здесь

Урок  здесь

Характеристика героев комедии “Ревизор”: таблица

В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.

«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит.

Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо.

Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Совет

Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове»Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья.

Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи.

Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни.

Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику.

Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение.

А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

Обратите внимание

В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по«косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок.

На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков.

Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.

Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело».

В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке.

В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

Важно

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского.

Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди.

Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».

Источник: https://dlrvas.blogspot.com/2016/02/blog-post_20.html

Анализ произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»

По словам самого автора, произведение «Ревизор» стало скоплением всех несправедливостей, которые творились непрестанно по местам, особенно в то время, когда крайне необходимой была справедливость. Гоголь описал все плохое, что видел в обществе, в сфере чиновников и посмеялся над этим. Однако кроме смеха читатель видит явную печаль автора о происходящих беззакониях.

Построение конфликта пьесы основано на забавном совпадении, которое сопровождается паникой чиновников, ведь их аферы могут быть раскрыты. В скором времени город посетит ревизор, так что самым оптимальным вариантом станет его выявление и подкуп. Вокруг столь привычного для чиновников обмана разворачивается действие произведения.

Все герои комедии имеют свои грехи, и каждый из них опасается приезда ревизора из-за обыкновенно недобросовестного выполнения должностных обязанностей.

Совет

От страха чиновники не могут рассуждать здраво и считают, что именно наглый и самоуверенный Хлестаков является тем самым ревизором, потому что только таким он и может быть. Гоголь демонстрирует опасную, прогрессирующую болезнь – ложь. Вопрос взяток автор обличает точно и с иронией.

По его мнению, в коррупции и взяточничестве вина лежит на обеих сторонах. Но это так привычно для общества, что при упоминании мнимым ревизором денег чиновники облегченно вздыхают – он берет деньги, значит, подкупим, и все хорошо уладится.

Это отображает общегосударственное взяточничество, которое воспринимается как естественное и должное. Отсутствие в пьесе положительных чиновников очень близко читателям в любое время, ведь не смотря на годы и перевороты, в России «ревизорщина» не прекратилась до сих пор.

К Хлестакову рвется масса посетителей и все с просьбами. Их настолько много, что они вынуждены пробиваться через окна. Жалобы и просьбы обречены оставаться безответными. В свою очередь чиновников не смущает необходимость унижения.

Они готовы лебезить перед начальством, ведь с его отъездом начнется расплата – они смогут отыграться на своих подчиненных, унижая их подобно себе.

Такая низкая нравственность уничтожает общество, являясь сопровождением каждого, кто добился малейшей власти.

Хлестаков видит – встретившие его чиновники глупы и не образованы, что позволяет ему даже не запоминать свою ложь. При этом чиновники вторят ему, преподнося обман Хлестакова в правдивой форме. Это выгодно всем и ложь никого не смущает. Главное, что чиновники могут перевести дыхание, а Хлестаков – получить деньги.

Пьеса начинается с письма, в котором герои уведомляются о грядущей проверке. Лаконичной становится завершение произведения – письмо Хлестакова открывает правду. Остается ждать настоящего ревизора.

Обратите внимание

При этом нет сомнений, что чиновники не повторят своего льстивого подкупа еще раз. Безнравственность дошла до того, что перемена персонажей не повлияет на исход.

Чиновники так же со временем сменятся подобными себе, так как человек развращается не от власти, а от личной неуправляемости.

Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3637—–lr

Анализ комедии Гоголя «Ревизор» на Сёзнайке.ру

Николай Васильевич Гоголь начал свою работу над пьесой-комедией «Ревизор» в 1835 году, историю с мнимым ревизором ему рассказал А.С. Пушкин.

Читайте также:  Критика о пьесе "чайка" чехова, отзывы современников

Гоголь собрал в своем произведении все пороки, которые он встречал в России, всю несправедливость, имеющая место в жизни людей, что бы все это высмеять в одном произведении.

Главным образом в пьесе высмеиваются чиновники, бюрократы и власть имущие, все стороны их социальной и общественной жизни во лжи, взятках, воровстве и поборах, весь их быт: недалекость ума, узкий кругозор, суеверность, сплетни, зависть и двуличие.

Сам Гоголь выделил в своей пьесе только одного положительного героя – смех. Именно смехом «вечно бьющим родником» драматург мечтал исцелить больное общество.

Герой пьесы «Ревизор» – Хлестаков, по случайному стечению обстоятельств, оказывается втянутым в события сам того не подозревая, не он плетет интриги, а вокруг него закручивается круговорот происшествий и комических недоразумений. Не он обманывает людей, а народ обманывается его простодушием и наивностью.

Одним из главных героев пьесы предстает городничий Антон Антонович Сквозник-Духановский – первая характеристика его автором «очень неглупый по-своему человек», самая важная фигура в городе, он же главный взяточник и казнокрад, и воспринимает это как свое право, данное ему высокой должностью.

Ему помогают послушные полицейские – Свистунов, Пуговицын и Держиморда, которые свою службу используют для получения всевозможных выгод и приносят больше вреда чем пользы.

Важно

У Антон Антоныча есть властная жена – Анна Андреевна, которая держит его «под каблуком», и капризная, своенравная дочь – Марья Антоновна.

Нелепые и смешные персонажи городских сплетников Бобчинский и Добчинский. В их образах присутствует нечто простодушно-щенячье, они стремятся быть в центре всеобщего внимания и покровительства, как собаки выпрашивают хлеб с хозяйского стола. Именно они углядели в мелком коллежском регистраторе «ревизора».

Итак, грядет самое страшное событие, ночной кошмар для любого нечистого на руку чиновника – визит ревизора, да еще и присланного «по повелению из Петербурга». Завязывается драматический конфликт, который перерастает в комедийный сюжет с трагической развязкой.

С появлением Хлестакова в городе разыгрывается настоящий спектакль, где каждый герой показывает свои самые низкие и пошлые качества человека, как говорит городничий – «…нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов…».

И с Хлестаковым у них все идет как должно, выстраиваются очереди из взяточников, которые, чтобы прикрыть свои преступления, одаривают мнимого ревизора кто деньгами, а кто натурой, даже не подозревая, что перед ними мелкая пешка, чиновник, который еще ниже по рангу, чем они сами.

А Хлестакову так нравится его новая роль, что он открывает в себе новые качества, начинает наслаждаться своей властью и влиянием в обществе. А чиновники наоборот пресмыкаются и трепещут перед «ревизором».

В этом заключается главный комизм пьесы, как должность влияет на человека и его характер, как может извратить и изуродовать его до неузнаваемости.

Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10967—-lr

Анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

В 1835 году Н.В. Гоголь просил у Пушкина чисто русский сюжет – анекдот, чтобы написать комедию. Пушкин подсказал идею, и в декабре 1835 года Гоголь набросал «Ревизора». Долго еще он вносил изменения в текст, за восемь лет произведение претерпело 6 редакций, и, наконец, в 1842 году появилось окончательное издание.

Целью своей комедии Гоголь считал изображение российской провинции и сравнение ее со столичной жизнью николаевской России.

Действие охватывает сразу всех действующих лиц пьесы с необычайным динамизмом. Уже с первой фразы – «К нам едет ревизор», — мы видим реакцию на происходящее всего городского чиновничества.

Ревизор

Что такое ревизор для государственных служащих городка N? В первую очередь, это высокий чин. А боязнь высоких чинов автоматически порождала в горожанах всеобщее оцепенение.

Возомнив Хлестакова ревизором, городничий боится его. Иван Александрович же боится городничего не меньше до тех пор, пока не осознает, что он для всех в городе является ревизором.

Совет

Так Гоголь показывает возможность человека подстраиваться под определенные ситуации, которых требует общество: тон речи Хлестакова меняется от заискивающего и приниженного до наглого и развязного.

По сути, Хлестаков дает чиновникам то, чего они хотят – они хотят раболепствовать перед столичным ревизором – безудержное вранье Ивана Александровича дает им такую возможность.

Русские характеры

В «Ревизоре» на главную сцену выводятся типичные «русские характеры». Автор высмеивает пороки общества, созданные крепостным строем: взяточничество, расхищение государственной казны. По своей достоверности комедия приобретает статус документа, обличающего социальный уклад.

Язык героев

Еще одной особенностью произведения является язык героев, которые говорят в соответствии с местом проживания и уровнем образования. Из авторских ремарок становится понятно, как меняется интонация персонажа с изменением его внутреннего состояния.

Ремарки

Вообще ремарки в «Ревизоре» очень многообразны и многозначительны. Ни один драматург до Гоголя не придавал им такого значения. Они указывают на изменение интонаций, на интенсивность действий, описывают место происходящих событий.

Немая сцена

Финал комедии знаменателен еще одной особенностью – немой сценой, аналогов которой нет в мировой литературе. Ремарка подробно описывает местоположение каждого персонажа, позу, в которой он застыл, выражения лиц. Такое положение актеры должны сохранять полторы минуты, чтобы глядя на героев пьесы, зрители смогли узнать в них себя.

Смех

Главным положительным героем своей пьесы автор назвал смех. Гоголь собрал все человеческие пороки, какие только знал воедино, и посмеялся над ними. Но такой смех больше напоминает смех сквозь слезы. На мой взгляд, автор таким образом заставляет нас задуматься над отрицательными моментами в жизни и постараться исправить их.

Сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:

Источник: https://spadilo.ru/analiz-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Сочинение по комедии “Ревизор” и её анализ

Если вы планируете писать сочинение по комедии “Ревизор”, обязательно учтите предысторию этого произведения. Николай Гоголь взялся за перо в 1835 году, положив начало комедии. Однако сюжет “Ревизора” Гоголь почерпнул, общаясь с Александром Пушкиным.

Именно он дал подсказку основной идеи. Хотя премьера “Ревизора” уже прошла в 1836 году – Москва и Петербург рукоплескали новому творению знаменитого русского писателя, Гоголь корректировал текст еще очень долго.

Лишь в 1942 году произведение было полностью закончено.

Сделаем краткий анализ комедии “Ревизор”. Эта пьеса стала абсолютно новаторской, ведь Николай Гоголь первый раз написал комедию, где нет любовного сюжета, но при этом она явилась остро социальной и злободневной.

Конечно, видно что Хлестаков ухаживает за женщинами, коими явились Анна Андреевна и Мария Антоновна, но это отнюдь не любовная линия, а пародия на возвышенные чувства и романтические отношения.

Обязательно учтите это, готовя сочинение по “Ревизору”.

Проблематика комедии “Ревизор”

В любом серьезном произведении есть проблематика, то есть автор обозначает проблемы, на которые он хочет обратить внимание читателя, и побудить задуматься об их решении. Ярко проблематика видна в классических произведениях русской литературы, как например, в комедии “Ревизор”, анализ которой мы сейчас делаем.

Здесь стоит подчеркнуть три главных аспекта:

  • Чинопочитание – чиновники малые и большие хотят признания и почитания. А люди готовы отдавать им эту дань взамен личной выгоды.
  • Взятки чиновникам – и давать взятки, и брать их – это безнравственно.
  • Моральный упадок общества – мораль является мерилом нравственного состояния человека. Что влечет за собой падение морали в обществе?

Эти проблемы Гоголь особенно ярко отражает в своем произведении. Включите проблематику в сочинение по комедии “Ревизор”.

Главный анализ

Темой пьесы “Ревизор” Гоголь решил выбрать такие пороки человечества, как: лицемерие, двуличность, пошлость, зависть, невежество и взяточничество. Весь этот набор качеств можно объединить темой чиновничества.

Действительно, люди, облеченные властью, мало сказать не подают подобающего примера поведения. Они ведут себя порочно и не видят в этом ничего дурного. Получить взятку стало в порядке вещей.

Однако, как только появляется высокопоставленное лицо, они стараются прикрыть свои грехи.

Обратите внимание

Делая анализ комедии “Ревизор”, основную тему мы уяснили, а что стало главной идеей пьесы? Прослеживается мысль о том, что рано или поздно человек волучит возмездие за свои преступления, причём, иногда это возмездие отразится в духовном отношении, но от этого оно не становится более щадящим.

Сочинение по комедии “Ревизор” должно отразить ужасную картину общества – большинству людей интересно лишь собственное благополучие и возможность нажиться за счет других. Смысл жизни потерян, и устоями общества стали пошлость и жадность. Например, городничей. Он считает, что заниматься такими делами можно, ведь потом я пойду в церковь и замолю грехи. Какое нравственное падение!

Видно, что внутри чиновники понимают свою продажность и что это плохо – заниматься подобным. Но легче уговорить свою совесть, прикрыться, чтобы тебя не поймали, и дальше наедать и без того толстые щёки. Рассмотрим Ляпкина-Тяпкина. Он не хочет брать взятки, как обычно. Он их берёт в виде борзых щенков, а себя и других успокаивает словами, что это, дескать, иное дело.

Выводы

Анализ комедии “Ревизор” был бы неполным, если бы мы не подчеркнули мысль дешевой замены истинных человеческих ценностей на представления о чине.

Что имеется ввиду? У смотрителя училищ Хлопова мнение такое: когда я говорю с тем, у кого чин повыше, “души нет, язык вязнет”. Он благоговеет не перед человеком, а перед положением, или “чином”.

И всё это влияет на то, что чиновники верят в лживые слова Хлестакова.

В своем произведении Гоголь сумел отразить жизнь всей страны. Мы читаем и о суде, и о народном образовании, и о больницах, и о почте с полицией. Ваше сочинение по комедии “Ревизор” непременно должно включать конфликты. А конфликта в пьесе два:

  • Конфликт внешний – он виден в отношениях, где с одной стороны Хлестаков, с другой чиновники.
  • Конфликт внутренний – бюрократическая верхушка и народ.

Интересно подметить такой факт о комедии: когда Гоголь приступил к работе над ней, он Пушкину поклялся, что получится “смешнее черта”, так и вышло. Император Николай I также посмотрел поставленную пьесу. Мнение о ней он выразил словами: “Всем досталось. А мне больше всего”. Краткое содержание “Ревизора” также читайте на нашем сайте.

Вы прочитали анализ комедии “Ревизор” Николая Гоголя, будем надеяться, что он поможет вам в подготовке сочинения или просто размышлении после прочтения произведения.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/sochinenie-po-komedii-revizor-i-eyo-analiz

Гоголь «Ревизор» – анализ – Русская историческая библиотека

7 октября 1835 года Гоголь просит Пушкина дать ему сюжет для комедии. «Сделайте милость, дайте сюжет: духом будет комедия из пяти актов и клянусь, – куда смешнее черта».

Пушкин рассказывает ему анекдотец о мелком чиновнике, которого в глухом провинциальном городе принимают за важного ревизора, и 6 декабря Гоголь уже сообщает, что комедия готова. «Ревизор» [см.

его краткое содержание и полный текст] был написан меньше чем в два месяца.

Н. В. Гоголь Петербургские повести. Ревизор. Видеолекция

Интрига комедии очень несложна: она построена на традиционном приеме qui pro quo: одного человека принимают за другого, получается смешная путаница, недоразумение, забавные обманы и ошибки, наконец, все разъясняется появлением настоящего лица.

В провинциальном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», чиновники встревожены слухами о предстоящем приезде важного лица из Петербурга, которому поручено произвести ревизию.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, человек крутого нрава, распоряжающийся городом как своей вотчиной, собирает на совещание чиновников.

Тут и судья Ляпкин-Тяпкин, «вольнодумец», берущий взятки борзыми щенками и никогда не заглядывающий в деловые бумаги, ибо «сам Соломон не разрешит, что в них правда и что неправда».

Тут и попечитель богоугодных заведений Земляника, толстый, неповоротливый, но суетливый и пронырливый; во вверенной его заботам больнице лечение несложное: доктор – немец Христиан Иванович ни одного слова по-русски не понимает и придерживается мудрого правила: чем ближе к натуре, тем лучше.

«Человек простой, если умрет, то и так и умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Тут и смотритель училищ Хлопов, очень опасающийся умных людей: «таков уж неизъяснимый закон судеб, – говорит он, – что если преподаватель умный человек, то он или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси». Тут, наконец и почтмейстер Шпекин, «простодушный до наивности человек», из крайней любознательности читающий чужие письма.

Важно

Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, коротенькие, с небольшими брюшками и чрезвычайно похожие друг на друга, прибегают и, запыхавшись, сообщают, что приехал ревизор: он живет в гостинице инкогнито. Чиновники в полном смятении отправляются к нему на поклон.

Читайте также:  Николай иванович в рассказе "крыжовник" чехова: образ, характеристика

Мнимый ревизор Иван Александрович Хлестаков – мелкий петербургский чиновник, с «замечательной легкостью в мыслях». Он ехал к отцу в деревню, по дороге проигрался, задолжал, и хозяин в гостинице отказывается кормить его в кредит. Появление чиновников сначала пугает его, он думает, что его хотят посадить в тюрьму.

Но, поняв, что его принимают за какое-то важное лицо, он легко осваивается с новым положением, лжет, хвастается, увлекается собственными выдумками; переселившись в дом городничего, разыгрывает светского льва, волочится одновременно за женой и дочкой Дмухановского, у всех чиновников берет деньги «взаймы», вкусно ест, много пьет и вообще наслаждается своим неожиданным приключением.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г.

После его отъезда в руки почтмейстера попадает его письмо к приятелю, и тот читает его вслух всем чиновникам. Хлестаков издевается над одураченными им «отцами города».

Он пишет, что «городничий глуп, как сивый мерин», Земляника – «совершенная свинья в ермолке», судья «в сильнейшей степени моветон», смотритель училищ «протухнул насквозь луком».

Чиновники не успели еще прийти в себя от потрясения, как в дверях появляется жандарм и провозглашает: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сейчас же к себе». Происходит «немая сцена»: все замирают. «Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение».

Комедия Гоголя и в наше время не потеряла своей комической силы. Остроумные характеристики действующих лиц, забавные положения, меткий и выразительный язык, живое и искусно построенное действие, сатирическое изображение убогого провинциального быта не потускнели за почти два века, прошедшие с ее написания. По справедливости ее можно считать лучшей русской комедией.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5260-gogol-revizor-analiz

Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План

Пьеса Ревизор Гоголя, анализ которой мы сегодня представим в нашем сочинении, одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.

Ревизор: анализ

Написал Гоголь свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году.

С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах.

Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет анализ произведения Гоголя Ревизор кратко?

Совет

В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях.

Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.

В город прибывает Хлестаков, которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы.

В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.

Эта комедия и смешная, и одновременно грустная. О Ревизоре Гоголя можно точно сказать, смех сквозь слезы.

В ней мы увидели истинное лицо чиновников, где преступления должностных лиц в порядке вещей, а система провинциальной власти прогнила и требует изменений. Ситуация дошла до того, что стало невозможно закрывать глаза на взяточничество, воровство и подлость.

И Гоголь не закрывает глаза, а говорит об этом всему миру, тем самым нанося жесткий удар по больному месту общественного устройства в России. Все это лишь вызывает лишь брань и ярость у купцов и чиновников, что стали обвинять писателя в клевете. Несмотря ни на что, Гоголь своей цели достиг, создав свой бессмертный литературный шедевр.

План

1. Едет ревизор.
2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города.
3. Хлестаков в городе, визит городничего.
4. Городничий предлагает деньги.
5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории.
6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех.
7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города.
8. Мечты городничего об удачном браке дочери.
9. Письмо от Хлестакова.

10. Настоящий ревизор в городе.

  • план сочинения гоголь ревизор

Источник: https://sochinyshka.ru/gogol-analiz-proizvedeniya-revizor-plan.html

Анализ комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”

В октябре 1835 года Н.В.Гоголь писал А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анек­дот. Рука дрожит писать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта».

И Пушкин дал сюжет.

В начале декабря 1835 года Гоголь окончил «Ревизора». Но это была самая первоначальная редакция комедии. Кропотливая работа над «Ревизором» заняла около восьми лет (последняя, шестая, редакция была опубликована в 1842 году). Гоголь писал: «…

комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех дейст­вующих.

Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины…»

Обратите внимание

Именно такова завязка «Ревизора». Причем вовлечен­ность в действие сразу многих лиц, объединенных общнос­тью реакции на известие о прибытии ревизора, воспроиз­водится с необычным динамизмом.

Для уездных чиновников петербургский ревизор — это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы или фли­гель-адъютанты.

Отсюда двойная власть ревизора: его соб­ственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать. Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмо­сфере формировалась психология провинциального обы­вателя.

«Электричество чина» в таких условиях и рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе.

Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александ­рович в таком же страхе перед уездным градоначальником.

Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянув­шееся заблуждение насчет истинной сановной ценности «елистратишки», а с другой стороны, поразительные мета­морфозы Ивана Александровича — от униженной проси­тельное™ тона до наглого, беззастенчивого фанфаронст­ва — все истинная человеческая и художественная правда. Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щед­рина, «готовности», которые есть или могут быть в челове­ческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, чего требует среда.

А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию.

И чисто хлестаковская бесшабаш­ность, безудержное вранье — все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей «соответствовать» в деталях бытового поведения, а с другой стороны — исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем — вера и мечта маленького уездного человека).

Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. «Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведы­вающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

«Ревизор» был той комедией, где выведены на сиену «русские характеры». Плуты были высмеяны, но, кроме этого, были вскрыты общественные пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем.

Важно

Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди пра­вительственных чиновников, были с такой яркостью и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только времен Гоголя, но и всей дореволюцион­ной эпохи.

К художественным достоинствам комедии должен быть также отнесен «небывалый, неслыханный по естест­венности язык, отроду еще никому не известный юмор».

Язык действующих лиц во многих отношениях приме­чателен.

Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого.

Язык купцов или слесарши Пошлепкиной, речь судьи, «прочитавшего пять или шесть книг», охотника «на догадки», который «каждому слову своему дает вес», скороговорка двух город­ских сплетников Бобчинского и Добчинского, отрывистая речь Хлестакова, слова которого «вылетают из уст его совершенно неожиданно», дают представление об индиви­дуальности каждого.

При этом Гоголь подробно объясняет, как говорит каждое действующее лицо. Например, голос Осипа «всегда почти ровен, в разговоре с барином прини­мает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выра­жение». Или судья: «говорит басом, с продолговатой рас­тяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

Авторскими ремарками Гоголь показывает, как меня­ются интонации человека в зависимости от его внутреннего состояния. Хлестаков, испугавшись приезда городничего, «сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко». Или, посылая Осипа за обедом, сначала «говорит громким и решительным голосом» и, наконец, «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».

Блестяще охарактеризован уездный лекарь, которому «затруднительно» с больными изъясняться: он по-русски ни слова не знает и лишь «издает звук, отчасти похожий на И и несколько на Е».

Если же добавить к этому, что драматург дал ему фамилию Гибнер, которая на немецком языке не может не вызвать ассоциации с глаголом, озна­чающим «губить», «отравлять», станет ясным, как драма­тург с необычайной краткостью обрисовал медицинскую помощь своего времени, существовавшую в уездных горо­дах.

Совет

Городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни мало. Его каждое слово значительно», а каждая фраза Хлестакова характеризует свойственную ему «легкость мыслей».

Говоря о художественных особенностях «Ревизора», нужно обратить внимание на ремарки, ни одним драматур­гом ни до Гоголя, ни после него не применявшиеся в таком многообразии и не имевшие того значения, какое придавал им Гоголь.

Ремарки указывают на смену интонаций. Гоголь поль­зуется техническими ремарками, указывающими на дейст­вия героев. Дает автор и распространенные ремарки.

Финал последнего действия, заканчивающегося при­ходом жандарма, сопровождается подробной ремаркой, сообщающей, что все поражены, как громом: «Звук изум­ления единодушно излетает из дамских уст», и «вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».

Мало того, далее следует знаменитая ремарка «немой сцены», являющаяся единственной в мировой драматур­гии. Дана подробная и точная мизансценировка, указы­вающая, где и как стоит каждое действующее лицо.

Кто превратился «в вопросительный знак», кто наклонил голо­ву «несколько набок», как будто к чему-то прислушиваясь, а «судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движение губами», словно «хотел по­свистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» А городничий «посередине в виде столба с распро­стертыми руками и закинутою назад головою». Отмечены даже разинутые рты и выпученные глаза Добчинского и Бобчинского и выражение лиц «трех дам» и «прочих гос­тей»…

Эта ремарка, заканчивающаяся указанием, что «пол­торы минуты окаменевшая группа сохраняет такое поло­жение», является, конечно, подлинно режиссерским опи­санием финальной сцены.

Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это чест­ное, благородное лицо был — смех».

Обратите внимание

Поясняя «происхож­дение» «Ревизора», Гоголь говорит: «Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всеми посмеяться».

Но смех его был своеобразным: он умел «озирать жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловред­ность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.

Читайте также:  Анализ рассказа "господин из сан-франциско" бунина

Белинский утверждал, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собой особый и замкнутый в самом себе мир».

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/493-komediya-nv-gogolya-revizor.html

Анализ произведения «Ревизор» Гоголя Н.В

Анализ произведения

«Ревизор» Гоголя Н.В

В октябре 1835 года Н.В.Гоголь писал А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анек­дот. Рука дрожит писать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта».

И Пушкин дал сюжет.

В начале декабря 1835 года Гоголь окончил «Ревизора». Но это была самая первоначальная редакция комедии. Кропотливая работа над «Ревизором» заняла около восьми лет (последняя, шестая, редакция была опубликована в 1842 году). Гоголь писал: «…комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех дейст­вующих. Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины…»

Именно такова завязка «Ревизора». Причем вовлечен­ность в действие сразу многих лиц, объединенных общнос­тью реакции на известие о прибытии ревизора, воспроиз­водится с необычным динамизмом.

Для уездных чиновников петербургский ревизор — это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы или фли­гель-адъютанты. Отсюда двойная власть ревизора: его соб­ственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать. Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмо­сфере формировалась психология провинциального обы­вателя. «Электричество чина» в таких условиях и рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе.

Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александ­рович в таком же страхе перед уездным градоначальником. Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянув­шееся заблуждение насчет истинной сановной ценности «елистратишки», а с другой стороны, поразительные мета­морфозы Ивана Александровича — от униженной проси­тельное™ тона до наглого, беззастенчивого фанфаронст­ва — все истинная человеческая и художественная правда. Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щед­рина, «готовности», которые есть или могут быть в челове­ческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, чего требует среда.

А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию. И чисто хлестаковская бесшабаш­ность, безудержное вранье — все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей «соответствовать» в деталях бытового поведения, а с другой стороны — исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем — вера и мечта маленького уездного человека).

Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. «Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведы­вающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

«Ревизор» был той комедией, где выведены на сиену «русские характеры». Плуты были высмеяны, но, кроме этого, были вскрыты общественные пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди пра­вительственных чиновников, были с такой яркостью и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только времен Гоголя, но и всей дореволюцион­ной эпохи.

Важно

К художественным достоинствам комедии должен быть также отнесен «небывалый, неслыханный по естест­венности язык, отроду еще никому не известный юмор».

Язык действующих лиц во многих отношениях приме­чателен.

Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого. Язык купцов или слесарши Пошлепкиной, речь судьи, «прочитавшего пять или шесть книг», охотника «на догадки», который «каждому слову своему дает вес», скороговорка двух город­ских сплетников Бобчинского и Добчинского, отрывистая речь Хлестакова, слова которого «вылетают из уст его совершенно неожиданно», дают представление об индиви­дуальности каждого. При этом Гоголь подробно объясняет, как говорит каждое действующее лицо. Например, голос Осипа «всегда почти ровен, в разговоре с барином прини­мает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выра­жение». Или судья: «говорит басом, с продолговатой рас­тяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

Авторскими ремарками Гоголь показывает, как меня­ются интонации человека в зависимости от его внутреннего состояния. Хлестаков, испугавшись приезда городничего, «сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко». Или, посылая Осипа за обедом, сначала «говорит громким и решительным голосом» и, наконец, «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».

Блестяще охарактеризован уездный лекарь, которому «затруднительно» с больными изъясняться: он по-русски ни слова не знает и лишь «издает звук, отчасти похожий на И и несколько на Е». Если же добавить к этому, что драматург дал ему фамилию Гибнер, которая на немецком языке не может не вызвать ассоциации с глаголом, озна­чающим «губить», «отравлять», станет ясным, как драма­тург с необычайной краткостью обрисовал медицинскую помощь своего времени, существовавшую в уездных горо­дах.

Городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни мало. Его каждое слово значительно», а каждая фраза Хлестакова характеризует свойственную ему «легкость мыслей».

Говоря о художественных особенностях «Ревизора», нужно обратить внимание на ремарки, ни одним драматур­гом ни до Гоголя, ни после него не применявшиеся в таком многообразии и не имевшие того значения, какое придавал им Гоголь.

Ремарки указывают на смену интонаций. Гоголь поль­зуется техническими ремарками, указывающими на дейст­вия героев. Дает автор и распространенные ремарки.

Финал последнего действия, заканчивающегося при­ходом жандарма, сопровождается подробной ремаркой, сообщающей, что все поражены, как громом: «Звук изум­ления единодушно излетает из дамских уст», и «вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».

Совет

Мало того, далее следует знаменитая ремарка «немой сцены», являющаяся единственной в мировой драматур­гии. Дана подробная и точная мизансценировка, указы­вающая, где и как стоит каждое действующее лицо. Кто превратился «в вопросительный знак», кто наклонил голо­ву «несколько набок», как будто к чему-то прислушиваясь, а «судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движение губами», словно «хотел по­свистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» А городничий «посередине в виде столба с распро­стертыми руками и закинутою назад головою». Отмечены даже разинутые рты и выпученные глаза Добчинского и Бобчинского и выражение лиц «трех дам» и «прочих гос­тей»…

Эта ремарка, заканчивающаяся указанием, что «пол­торы минуты окаменевшая группа сохраняет такое поло­жение», является, конечно, подлинно режиссерским опи­санием финальной сцены.

Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это чест­ное, благородное лицо был — смех». Поясняя «происхож­дение» «Ревизора», Гоголь говорит: «Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всеми посмеяться». Но смех его был своеобразным: он умел «озирать жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловред­ность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.

Белинский утверждал, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собой особый и замкнутый в самом себе мир».

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gogol-nikolaj/3266-analiz-proizvedeniya-revizor-gogolya-n-v

Анализ комедии “Ревизор” Гоголя (конспект лекции)

Великая комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” представляет собой важнейшее произведение русской литературы первой половины XIX в. и с художественной, и с социальной точек зрения.

Она имела широкий общественный резонанс, вызвав восторг у литературной и передовой общественности и спровоцировав гнев правительства и околоправительственных кругов. Комедию Гоголя “Ревизор” можно отнести к жанру высокой общественной сатирической комедии характеров и положений.

При этом ее общественность означает ее непосредственное отношение к драме и даже к трагедии.

Литературное новаторство Гоголя в комедии “Ревизор” заключается в следующем:

✓      в глубоко обобщенной форме показана картина современной автору действительности;

✓      своеобразие и новаторство сюжета, которое выражается в следующем:

•        социальный характер сюжета пьесы, в которой традиционные сюжетные линии — интрига и любовные коллизии — приобрели второстепенное и пародийное звучание;

•        акцент и выдвижение на первый план явлений быта, характерных для российской жизни, которые раньше не имели столь серьезного значения и выступали как вспомогательное средство изображения действительности;

•        разрушение прежнего, догоголевского сюжета пьес о мнимом ловкаче, лихо обманывающем окружающих, и это произошло через отказ Гоголя от придания сознательности поступков своему герою Хлестакову, т. е. все его действия по введению в заблуждение провинциальных чиновников не носят целенаправленного характера, а являются как бы случайными — у героя нет цели обмануть чиновников;

✓      новаторство и своеобразие композиции, которая имеет следующие отличительные особенности:

•        отсутствие главного героя в первом и в последнем действии, что обеспечивает перенесение внимания читателя на нравы и порядки, царящие в уездном городе;

•        симметрия, выраженная в начале пьесы сообщением – письмом о приезде ревизора и связанным с этим переполохом в рядах городских чиновников и приездом настоящего ревизора в конце пьесы;

✓      новый характер, роль и функции известных элементов сюжета и композиции, что выражается в следующем:

•        завязка наполнена действием, энергична, при этом рассредоточена в пьесе в нескольких действиях:

–        в самом начале — первая реплика Городничего;

–        в шестом явлении – прибытие Бобчинского и Добчинского;

–        во втором акте — встреча Городничего с Хлестаковым, и он верит в “подлинность” ревизора;

•        экспозиция смещена с первого места на более отдаленное и оказывается, так же как и завязка, рассредоточенной;

•        изменено развитие действия, коллизии и интриги, которые вначале несколько замедленны, что позволяет понять общий настрой и характеры, а затем стремительно развиваются, достигая драматизма в финале;

•        наличие трех кульминаций:

–        сцена вранья и хвастовства Хлестакова;

–        прием Хлестаковым жалующихся дарителей и посетителей;

–        сватовство;

•        проблема в выявлении и определении развязки сюжета, которая имеет следующие варианты:

–        письмо Хлестакова, перехваченное почтмейстером и указывающее на “мнимость” ревизора;

–        монолог Городничего “Чему смеетесь?”;

–        “немая сцена”;

✓      исключительное значение “немой сцены”, которое заключается в следующем:

•        сосредоточивает внимание не на наказании порока, а на самом эффекте потрясения всех без исключения персонажей;

•        в сценическом выражении отступает от принятых канонов “немой сцены” и длится полторы минуты, что является олицетворением вечного окаменения, имеющего множество значений, вплоть до высшего суда над человечеством;

•        демонстрирует резкий контраст между смехом и ехидством первой части (до 5-го акта) и философской гробовой тишиной финала пьесы;

•        является образом авторского суда над персонажами и их пороками.

Комическое в пьесе “Ревизор” является ее эстетической основой. Выделяется комизм:

✓      характеров, который раскрывается в образах героев;

✓      положений, выраженный в следующем:

•        комизм недоразумений, которые возникают из-за страха и ошибки героев;

•        превращение, когда Хлестаков благодаря своим поступкам и лжи преображается в глазах чиновников и в своих собственных глазах в грозного и властвующего обличителя и контролера;

•        совпадение финала в истории комического персонажа с судьбой трагического героя, когда городничий оказывается полностью разбитым и побежденным;

✓      сходства, выраженный в подобных персонажах – Бобчинском и Добчинском, дочери и жене городничего;

✓      глупости, выраженный в абсурдных утверждениях и выводах персонажей.

Также для произведения характерны:

✓      различные художественные виды смешного: шутка, ирония, сарказм, грубый фарс, юмор, острая сатира;

✓      сближение комического с трагическим.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/analiz_komedii_revizor_gogolja_konspekt_lekcii/35-1-0-2241

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]