Шолохов М.А. “Тихий Дон” Цитатная характеристика Григория Мелехова. Видео
В начале романа «Тихий Дон» Григорий – веселый, бойкий, озорной парень:
«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»
В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных. Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:
«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.
Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам. Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:
Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»
Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.
«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»
В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:
«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».
Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:
«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны.
Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым – четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил.
На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».
Отношения с Аксиньей портятся:
«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:
«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица.
С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся.
Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка… их так любил целовать он когда-то…»
Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:
«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь – как в стенке, – а накал ненависти, твердость даст борьба…»
Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:
«Любушка! Незабудняя!»
Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:
«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».
Григорий сам понимает это и говорит жене:
«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»
Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:
«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, – выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, – теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, – поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет…»
В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:
«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу – неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений»
Описание внешности Григория Мелехова: “…горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы…” “…собой с лица красивенький…” “…к черному ласковому парню…” “…
младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…” “…
Что за черт, не особенно высокий… — замурлыкал седой доктор…” “…коричневая кожа скуластого его лица…” “…только и доброго, что черный, как цыган…” “…Григорий ослепил ее белизною своих волчьих зубов…” “…на лбу его черной спутанной челкой прыгали волосы…” “…на запрокинутой голове Григория жесткие, как конский волос, завитки…
” “…неподатливые, черствые на ласку Гришкины руки…” “…глядит на его красивый хрящеватый нос…” “…целует лицо его, шею, руки, жесткую курчавую черную поросль на груди…” “…его сильные ноги, уверенно попиравшие землю…” “…Его смуглое тело отливало цветом томленого дуба.
Он конфузился, глядя на свои ноги, густо поросшие черным волосом…” “…Рожа бандитская… Очень дик…” “…Переродок! С Востока, наверное…” Глаза Григория: “…в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз…” “…черные Гришкины глаза…” “…открывает горячие свои, нерусские глаза…” “…
Вообразите, увидит государь такую рожу, что тогда? У него одни глаза…”
Внешность Григория на службе у пана перед войной 1914 года: “…Легкая, сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет…”
Внешность Григория на войне в 1914 году: “…
Он заметно исхудал, сдал в весе…” “…борозда темнела, стекая наискось через лоб, незнакомая…” (у Григория на лице появляется морщина от душевных страданий) “…Григорий, торопясь, снял шаровары, отошел на гребень плотины, коричневый, сутуло-стройный, на взгляд Петра постаревший за время разлуки…”
Одежда Григория Мелехова (традиционная казачья одежда): “…стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник…” (чирики – туфли) “…след, оставленный остроносым Гришкиным чириком…””…
в мускулистую прижженную солнцегревом шею…” “…Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами. На спине его, возле лопатки, трепыхался клочок свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела…” “…
Григорий в накинутом на плечи зипуне вылез из темноты, подошел к огню…” (зипун – кафтан) “…бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары…” “…на спине Григория трепещет, надуваясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха…” (нарядная одежда Григория, когда он едет свататься к Наталье) “…
дергал его за полу сюртука…” (Григорий надевает сюртук на свадьбу с Натальей) “…Григорий, надевая полушубок, слышал…” (зимняя одежда) “…подхватил упавшую с кровати папаху…”
Вес Григория – около 84,5 кг: “…
Пять пудов, шесть с половиной фунтов, — не опуская вздернутых бровей, ответил седой доктор…”
Личность и характер Григория Мелехова
Григорий Мелехов – своенравный и простой парень: “…похожий на прежнего норовистого и простого парня…”
Григорий Мелехов – упрямый человек. Он не всегда слушается отца: “..«Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок…” (стреноженный – то есть со связанными ногами)
Григорий Мелехов – удалой казак: “…Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль…”
Григорий Мелехов – хозяйственный и работящий мужчина: “…
Гришка нравился за любовь к хозяйству и работе…” “…Работящий паренек…” Григорий Мелехов – совестливый человек: “..«Лежачего вдарил…» — Григорий побагровел. “…Ксюша… сбрехнул словцо, ну, не обижайся…
“
Григорий Мелехов – горячий человек. Он способен на безрассудные, “бешеные” поступки: “…Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину породу выродился, истованный черкесюка!..” “…От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки.
Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок…”
Григорий Мелехов – упорный и настойчивый человек: “…Он упорно преследовал ее своей настойчивой и ждущей любовью. И это-то упорство и было страшно Аксинье.
Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится…”
Григорий – нетрусливый человек: “…Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится…”
Григорий – гордый человек.
Он не позволяет отцу бить себя и не просит помощи у отца, когда есть нужда: “…Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль…” “…надеялся на сколоченные деньги, не кланяясь отцу, купить коня…”
Григорий – ловкий казак. Он отлично выполняет джигитовку на лошади: “…на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз…” (джигитовка – это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади) Григорий – грамотный казак. Он умеет писать: “…Григорий писал домой изредка…
” Григорий любит тихую деревенскую жизнь на хуторе: “…От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?..”
Григорий Мелехов любит родные места и реку Дон: “…Скучаю по хутору, Петро. По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!..
“
Григорий не переносит женских слез: “…Григорий не переносил слез. Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью…” Григорий Мелехов не позволяет к себе плохое обращение в армии (когда другие терпят): “…
вахмистр налетел на него коршуном, занес руку. — Не трожь!.. — глухо кинул Григорий, глядя в рябившую под срубом воду….” “…Вот что, — Григорий оторвал от сруба голову, — ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?..”
Григория мучает совесть на войне за то, что он убивает людей в бою: “..
.Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули…” “…Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?..” “…Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой.
По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?..”
Образ Мелехова в кинематографе
Кадр из фильма «Тихий Дон». 1930
Первым исполнителем роли Григория Мелехова стал Андрей Абрикосов, который снялся в картине, поставленной по двум первым книгам романа.
Как вспоминал впоследствии актёр, в момент кинопроб он ещё не прочитал шолоховского произведения и пришёл на площадку неподготовленным; представление об образе персонажа сложилось позже.
По словам актрисы Эммы Цесарской, сыгравшей Аксинью, Шолохов после выхода фильма писал продолжение «Тихого Дона» с оглядкой на героев, воплощённых в ленте.
В 1958 году эпопея «Тихий Дон» была поставлена режиссёром Сергеем Герасимовым.
Роль Григория Мелехова, исполненная Петром Глебовым, стала, по мнению киноведов, важнейшей в творческой биографии актёра: «Дело даже не в том, что Глебов одушевил образ книжного героя и тем поставил под подозрение любую альтернативу, любого другого исполнителя. Важнее то, что ему удалось невозможное — в одиночку изобразить „народ“».
В последующие годы образ Григория Мелехова воплотили на экране Руперт Эверетт в телесериале Сергея Бондарчука «Тихий Дон» и Евгений Ткачук в телесериале Сергея Урсуляка (2015) .
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=IhZI2Kk9Cpk
https://www.youtube.com/watch?v=lMzRNOqYj04
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_kharakteristika_grigorija_melekhova_2/85-1-0-902
Характеристика Григория Мелехова (Тихий Дон)
Мятущаяся натура, сложная судьба, сильный характер, человек на границе двух эпох – основные эпитеты главного персонажа шолоховского романа.
Образ и характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» – это художественное описание судьбы одного казака.
Но за ним стоит целое поколение донских мужиков, родившихся в смутное и непонятное время, когда рушились семейные связи, менялась судьба всей многоликой страны.
Внешность и семья Григория
Представить Григория Пантелеевича Мелехова несложно. Молодой казак – младший сын Пантелея Прокофьевича. В семье трое детей: Петр, Григорий и Дуняша. Корни фамилии пошли от скрещивания турецкой крови (бабушка) с казачьей (дед). Такое происхождение наложило свой отпечаток и на характер героя. Сколько сейчас научных работ посвящено турецким корням, изменившим русский характер.
Двор Мелеховых расположился на окраине хутора. Семья не богатая, но и не бедная. Средний достаток для одних завидный, значит, есть в селе и беднее семьи. Для отца Натальи, невесты Григория, казак небогатый. В начале романа Гришке примерно 19-20 лет. Высчитывать возраст следует по началу службы. Призывной возраст тех лет – 21 год. Григорий ждет призыва.
Черты внешности персонажа:
- нос: горбоносый, коршунячий;
- взгляд: диковатый;
- скулы: острые;
- кожа: смуглая, коричневая румянеющая;
- черный, как цыган;
- зубы: волчьи, ослепительно белые:
- рост: не особенно высокий, на полголовы выше брата, старше его на 6 лет;
- глаза: подсиненные миндалины, горячие, черные, нерусские;
- улыбка: звероватая.
О красоте парня говорят по-разному: красивый, красивенький. Эпитет красивый сопровождает Григория весь роман, даже, постарев, он сохраняет привлекательность и притягательность. Но в его привлекательности много мужского: жесткие волосы, неподатливые на ласку мужские руки, курчавая поросль на груди, ноги, поросшие густым волосом. Даже для тех, кого он пугает, Григорий выделяется из толпы: переродок, дик, рожа бандитская. Чувствуется, что по взгляду казака можно определить его настроение. Одним кажется, что на лице только глаза, жгучие, четкие и пронизывающие.
Одежда казака
Мелехов одевается в привычную казачью форму.
Традиционный казачий набор:
- будничные шаровары;
- праздничные с яркими лампасами;
- белые шерстяные чулки;
- чирики;
- сатиновые рубахи;
- полушубок;
- папаха.
Из нарядной одежды у казака есть сюртук, в нем он идет свататься к Наталье. Но он не удобен парню. Гриша дергает полы сюртука, стремится быстрее его снять.
Отношение к детям
Григорий любит детей, но осознание полной любви приходит к нему очень поздно. Сын Мишатка – последняя ниточка, которая связывает его с жизнью после потери любимой. Он принимает Танюшку, дочь Аксиньи, но мучается мыслями, что она может быть не его. В письме мужчина признается, что девчушка снится ему в красном платье.
Строк о казаке и детях мало, они скупые и не яркие. Наверное, это правильно. Сложно представить сильного казака за игрой с ребенком. Он увлечен общением с детьми от Натальи, когда возвращается на побывку с войны. Ему хочется забыть все пережитое, погрузившись в домашние дела.
Для Григория дети – это не просто продолжение рода, это святыня, часть родины.
Мужские черты характера
Григорий Мелехов – мужской образ. Он яркий представитель казачества. Черты характера помогают разобраться в сложных проблемах, происходящих вокруг.
Своенравность. Парень не боится своего мнения, не может от него отступить. Он не прислушивается к советам, не терпит насмешек, не боится драк и потасовок.
Физическая сила. Парень нравится за молодецкую удаль, силу и выносливость. Свой первый Георгиевский крест получает за терпение и выдержку. Превозмогая усталость и боль, выносит раненого с поля боя.
Трудолюбие. Работящий казак не боится любого труда. Он готов заниматься чем угодно, чтобы содержать свою семью, помочь родителям.
Честность. Совесть Григория постоянно с ним, он мучается, совершая поступки, не по своей воле, а в силу обстоятельств. Казак не готов к мародерству. Он отказывает даже отцу, когда тот приезжает к нему за награбленным.
Гордость. Сын не позволяет отцу бить себя. Он не просит помощи, когда в ней нуждается.
Образованность. Григорий – грамотный казак. Он умеет писать, причем передает мысли на бумаге четко и понятно. Пишет Мелехов редко, как и положено скрытным натурам. Все у них в душе, на бумаге только скупые, точные фразы.
Григорий любит свой хутор, деревенскую жизнь. Ему нравится природа и Дон. Он может любоваться водой и плещущимися в ней конями.
Григорий, война и родина
Самая сложная сюжетная линия – это казак и власть. Война с разных сторон предстает перед глазами читателя так, как видел ее герой романа. Отличий между белыми и красными, бандитами и простыми солдатами практически нет.
Те и другие убивают, мародерствуют, насилуют, унижают. Мелехов мучается, он не понимает смысла в убийстве людей. Его поражают казаки, которые живут на войне, получая удовольствие от смертей вокруг. Но время меняет.
Григорий становится черствее, хладнокровнее, хотя с ненужными убийствами так и не соглашается. Человечность – основа его души. Нет у Мелехова и категоричности Мишки Коршунова, прообраза активистов революционеров, видящих вокруг себя только врагов.
Мелехов не позволяет начальству разговаривать с ним грубо. Он дает отпор, сразу ставит на место тех, кто хочет им командовать.
Другие материалы по роману «Тихий Дон»:
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1252-harakteristika-grigoriya-melehova-tihiy-don.html
Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»
В начале романа «Тихий Дон» Григорий – веселый, бойкий, озорной парень:
«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»
В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных.
Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:
«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.
Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам.
Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:
Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»
Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.
«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»
В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:
«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».
Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:
«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым – четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».
Отношения с Аксиньей портятся:
«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:
«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица. С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся. Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка… их так любил целовать он когда-то…»
Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:
«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь – как в стенке, – а накал ненависти, твердость даст борьба…»
Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:
«Любушка! Незабудняя!»
Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:
«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».
Григорий сам понимает это и говорит жене:
«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»
Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:
«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, – выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, – теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, – поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет…»
В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:
«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу – неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений»
Образ Аксиньи в «Тихом Доне”
Сочинение на тему «Судьба Григория Мелехова – истоки трагедии»
Сочинение на тему «Тихий Дон» с планом
Сочинение на тему «Женские образы «Тихого Дона»
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=154
Образ и характеристика Григория Мелехова. Главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — война и любовь в жизни Григория Мелехова
Тихий Дон — это уникальная классика, уникальность которой заключается в ее героях. О главном герое и пойдет речь в статье.
Роман «Тихий Дон», написанный Шолоховым М. А., стал великим литературным произведением 20 века. Книга посвящена проблемам русского казачества в революционный и военный период.
В ней раскрываются проблемы человечества в эпоху исторических событий. Описано множество сломленных судеб. На написание романа автор потратил более десятка лет. Часть событий и героев, описанных в книге, взяты из реальной жизни.
«Тихий Дон» принес Шолохову мировую популярность.
Образ Григория Мелехова
Шолохов вырос на берегу Дона. Проблемы казачества тесно переплетались с его жизнью и оставили свой неизгладимый значимый след. В произведении можно подробно познакомиться с казачьим бытом, особенностями их жизни.
Автор очень много пишет о ценностях и принципах Донского казачества. Доносит до читателя, насколько сложно для свободолюбивого казака расстаться с родной землей и привычным укладом жизни.
В романе заложена часть исторических событий, имеющих документальное подтверждение.
Центральным образом в романе выступает казак Григорий Мелехов. В этом человеке автор представил множество разносторонних противоречивых качеств, олицетворяющих силу народного духа.
На протяжении всего романа в главном герое переплетаются воинская отвага казака и тонко чувствующая душа обычного человека. Шолохов не относит образ Григория Мелехова к отрицательным или положительным героям.
На примере казака и жизни его семьи, автор показывает всю сложность бытия Донского казачества.
- Представитель старинного казачьего рода родился в 1982 году на Татарском хуторе на берегу реки Дон в работящей семье с достатком. С рождения ему прививается любовь к земле и тяжелому труду. Ему нравится заниматься рыбалкой, ухаживать за лошадьми, выкашивать траву. Его юность проходит в счастливых и беззаботных буднях. На примере порезанного косой утенка, автор подчеркивает его сострадание ко всему живому.
Образ Мелехова
- В начале романа Григорий предстает перед читателем, как красивый молодой парень с яркими чертами внешности. Бабка Мелехова была турчанкой, поэтому автор указывает на его схожесть с типичными турецкими чертами – смуглая кожа, курчавые черные волосы, темные глаза.
- У казака скуластый тип лица с хрящеватым носом. Его взгляд был подобен взгляду дикого зверя. Неординарная внешность подчеркивает его своеобразный характер и выделяет из толпы.
- Красоту его черт лица Шолохов упоминает на протяжении всего романа. Казацкие корни Григория автор подчеркивает его традиционной одеждой — красные шаровары с лампасами, белые шерстяные чулки, чирики на ногах.
Характеристика Григория Мелехова
Григорий обладал вспыльчивым нравом. В нем кипела кровь, подталкивающая на отчаянные и необдуманные поступки. Мелехов всегда высказывает свое мнение и не прислушивается к советам окружающих. Казак не терпел насмешек над собой и не прощал их даже своим родным.
- Его спутником по жизни становится старший брат Петр. В молодости Григорий с Петром помогают друг другу по хозяйству, а в дальнейшем они вместе отправляются на войну. Идеалы братьев кардинально расходятся. Для Григория на первом месте всегда остаются честь и достоинство. Петр не испытывал никаких душевных страданий, для него война открывала новые перспективы для собственной самореализации.
- Отец Мелехова был ярким представитель коренного казачества. Именно он прививает Григорию доблестные казацкие качества. На протяжении всего романа отец поучает сына, однако Григорий настойчиво идет к своим целям. В конфликтных ситуациях Григорий никогда не позволяет себя ударить. Во время войны отец испытывает гордость за достижения сына.
- Живя в казацком хуторе, Григорий наслаждается красотами родной земли. Он является горячим патриотом своего родного края: «…От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?..». Находится в полном взаимопонимании с окружающими людьми. Сердце молодого и энергичного казака открыто для самозабвенной любви. Идя на поводу у испытываемой страсти, Мелихов не в силах остановится и поступает вопреки родительским наказам.
- Первое значимое событие в жизни Григория – это любовь и страсть к замужней женщине Аксинье. Он упорно и настойчиво ухаживал за ней. Вопреки нравственным устоям, казак не побоялся придать огласке свои чувства. Это ниже его достоинства.
- Взаимоотношения между Аксиньей и Григорием воспринимаются коренными жителями как протест узаконенным традициям и нравам казачества. Люди злорадствуют и избегают их общества.
С любимой женщиной
- Затронутая честь семьи вынуждает отца Григория как можно скорее женить сына. Совестливый казак идет на поводу у своей родни и женится на девушке из зажиточной семьи.
- Жена Григория Наталья бесконечно предана ему и горячо влюблена в мужа, но они так и не приходят к взаимопониманию. Не смотря на замужество, Мелехов не прекращает взаимоотношения с Аксиньей.
- Чувства к этой женщине берут верх и Мелехов уходит от жены, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Григорий всегда открыт и честен со всеми. Он не станет скрывать правду, даже если она причиняет сильную боль. Слезы не вызывают у него сострадания, он способен прямо в лицо сказать о своей нелюбви к женщине.
Гордость казака не дает опустить ему голову и просить чьей либо помощи. Григорий винит отца за насильную женитьбу. Он покидает хутор вместе с Аксиньей и строит свою новую независимую жизнь.
Перед началом военных действий у них рождается дочь, которая еще больше скрепляет из взаимоотношения. Под влиянием исторических событий, их любовь закончилась трагично. Однако на протяжении всей жизни она была наполнена открытостью и искренностью.
- Любовь в Аксинье придавала силы Григорию в сложные времена. Окрыляла надеждой на светлое будущее и возвращала его в родные края. Находясь далеко от дома, он часто вспоминает свою счастливую семейную жизнь в Ягодном.
- Не смотря на предательство Аксиньи с панским сыном, Мелехов пронесет чувство к ней через всю свою жизнь. Воспоминания об этой женщины приносили ему душевные муки. Любое напоминание о ней заставляло сердце казака биться сильнее.
На смену этим событиям приходит новый период жизни Григория. Спустя год с его военной службы начинается первая мировая война. Мелехов отправляется на войну для выполнения своего казацкого долга. В военное время характеристика персонажа Григория Мелехова раскрывается с новой стороны.
По гениальному произведению снят фильм еще в СССР
- На службе казак впервые сталкивается с кровью, насилием и жестокостью. В боях у Мелехова с одной стороны проявляется смелость и отвага. С другой стороны, убийство противника причиняет ему неизлечимую душевную травму: «…Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?..».
- Благородство и великодушие побуждает казака помогать слабым и беззащитным. Он никогда не остается в стороне при проявлении несправедливости и насилия. На первом месте для Григория всегда остается ценность человеческой жизни.
- В начале войны Мелехова переполняет казацкая отвага и упорство. Он уверенно ступает по земле и в своих поступках руководствуется непоколебимыми жизненными принципами. Мелехов не прогибается перед военными и даже начальству всегда дает отпор. Не позволяет грубо с собой разговаривать и командовать собой.
- Его переполняет огромная жизненная сила, подчиняющая окружающих, вне зависимости от их звания. Честь и долг для Григория превыше всего. Он не раз спасает жизни своих боевых товарищей. Пересиливая свои ранения, выносил раненных с поля боя.
- Спасает от смерти своего соперника Степана Астахова. За военные подвиги удостоен офицерского звания и неоднократно награжден медалями. За терпение и выдержку получил Георгиевский крест.
- Первое кровопролитие на войне переворачивает духовный мир Мелехова. Собственноручное убийство врага становится для него трагедией. Приносит ему множество душевных переживаний и мук совести. Сущность его характера стремится к проявлению любви к окружающему миру.
- Ему чуждо причинять боль людям. Обстоятельства заставляют пересматривать свои внутренние убеждения. Анализировать происходящие события и пересматривать свое отношение к окружающим людям.
- Хладнокровное отношение казачества к смертям вокруг приводит Мелехова в недоумение. Человечность, переполнявшая Григория, со временем начинает угасать. Но он так и не смог смириться с убийствами людей, которых можно было бы избежать.
Григорий Мелехов в российской экранизации
Жестокость и непредсказуемость войны зарождает у Григория множество сомнений в происходящем вокруг. С угрызений совести и начинается трагичность судьбы Мелихова. Натыкаясь на постоянный обман, он запутывается в своих стремлениях и желаниях. Новая власть не приводит к обещанному равенству народа.
- В поисках истины Григорий мечется между разными военными сторонами, сталкивается с различными идеологиями. После отстаивания интересов «красных», переходит на позиции буденновцев, следом примыкает к белым соединениям. Происходит полное непонимание на чьей стороне правда и за какие идеалы нужно бороться.
- Григорию претит следовать чужим непонятным указаниям: «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не путай меня, я и без тебя запутанный». Вокруг происходила борьба за материальные ценности, а для Мелехова ценность была прежде всего в человеческой жизни.
- Военные события придают характеру Григория озлобленность и жестокость. В нем притупляется чувство сострадания. Постоянно сталкиваясь со смертью близких ему людей, он заливает свои переживания алкоголем.
- В бою против «белых» Мелехов становится свидетелем жестокой расправы с военнопленными. Это событие становится переломным моментом в его жизни, «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира…».
- Чувство несправедливости подкашивает его военный дух. Он принимает решение больше не воевать и покидает отряд. Вскоре Мелехова возвращают в военные ряды. И его снова настигает новое потрясение. На его глазах убивают безоружных военных.
- Психика Григория не выдерживает, и он в качестве дезертира возвращается в родные края. В результате преследования советской власти, Мелехов вынужденно примыкает к казацкой банде и вскоре возглавляет ее. Однако их военные действия не приводят к успеху.
В боях
Не изменяя свои жизненным позициям, находясь в постоянной борьбе за правду, Григорий вызывает подозрение и недоверие у окружающих. Мелехов не находит поддержки в своей идеологии и это наполняет его сердце бесконечным одиночеством. Его все чаще тянет к спокойной мирной жизни.
На протяжении войны Григория постоянно охватывает желание вернуться на родную землю. Его душа разрывается между военным долгом и тоской за родными краями, семьей.
Родительский дом и трудовые будни на своей земле становятся для него ценнее борьбы за чужие идеалы. Мысли о семье переполняют Григория и греют его изнутри.
Он постоянно представляет, как будет собирать урожай, заботиться о домашней скотине, справляться по хозяйству. На протяжении всего романа жизненные обстоятельства ставят Григория перед выбором.
Любовь между Мелеховым и Аксиньей проходит испытание временем и после войны Григорий предпринимает новые попытки к счастливой и спокойной жизни. Однако его настигает новая сердечная трагедия. При непредвиденных обстоятельствах погибает его любимая женщина Аксинья. Ее смерть превращает храброго и свободолюбивого воина в человека убитого горем. Теряется смысл существования Григория.
В конце романа Мелехов оставляет военный образ жизни. Окутанный одиночеством, он все вокруг видит в черном цвете – черные тучи и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Он возвращается в родной дом с надеждой начать новую жизнь на своей земле. Силы для продолжения своего существования Григорий находит в своем сыне. В Мишутушке он видит воплощение своей любимой.
Григорий с сыном
Характер Григория Мелехова притягивает читателя своей человечностью. Стойкость и непоколебимость народного духа вызывает удивление на протяжении всего романа. Образ Григория вобрал в себя лучшие черты русского национального характера.
Видео: Судьба Григория Мелехова
Источник: https://heaclub.ru/obraz-i-harakteristika-grigoriya-melehova-glavnyj-geroj-romana-mihaila-sholohova-tihij-don-vojna-i-lyubov-v-zhizni-grigoriya-melehova
Характер Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
Вромане «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, истоков ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представителей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.
Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.
В самом начале романа Шолохов описывает историю семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кампании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается характер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «…
в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».
Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.
С первых же страниц Григорий изображается в повседневной крестьянской жизни. Он, как и все на хуторе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах крестьянского труда.
Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию.
Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».
Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.
Григорий — человек сильных страстей, решительных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья.
Жестоко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побоявшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути.
Женитьба на нелюбимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавшего ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой.
Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину породу выродился, истованный черкесюка!» — восклицает до смерти перепуганный Петр.
Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно говорит он жене.
Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невозможность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в отрыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет»,— говорит автор.
В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избиения им Листницкого младшего. Невзирая на положение Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Мелехов не боится наказания за свой поступок.
Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собственного достоинства. В нем его сила, и она способна оказать влияние на других людей, независимо от их чина и положения.
В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.
Герой готов вступиться не только за свое, но и за чужое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».
Первая мировая война подхватила судьбу Григория и закрутила ее в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.
Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, который мечтает его убить. Григорий показан мужественным, умелым воином.
Но все же убийство человека глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -… уморился душой…
Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что проливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталкивают Мелехова со многими людьми, имеющими принципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.
Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внимательно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.
Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомнения. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде ценностях, таких, как царь и казачий воинский долг.
«Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заявляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория.
Эти сомнения положили начало трагическому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.
Характер Григория Мелехова — характер поистине удивительный, поистине народный.
Источник: https://5litra.ru/soch/282-harakter-grigoriya-melehova-po-romanu-m-sholohova-tihiy-don.html
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А.
Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория.
В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность.
Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.
К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы.
Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом.
Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».
На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней.
Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение.
Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа.
А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.
Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.
Источник: https://MirZnanii.com/a/357766/obraz-grigoriya-melekhova