Одиночество чацкого в фамусовском обществе в комедии “горе от ума” грибоедова

Сочинение: Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”)

Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции “века минувшего”, противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Это передовой человек “века нынешнего”, точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.

Обратите внимание

Чацкий в литературе 20-х годов XIX века – это типичный образ “нового” человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого – человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого – крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.

В монологе “А судьи кто?” он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, “века покорности и страха – века лести и спеси”.

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и “охотник поподличать”, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит он.

Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской – “химик и ботаник”.

Важно

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам “искал ума” во время пребывания на Западе, но он против “пустого, рабского, слепого подражанья” иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же мнения чужие только святы?” Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99430

Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия “Горе от ума” была написана автором с 1816 по 1824 год.

Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году.

Молодые дворяне, передовая их часть, стремились изменить действительность, а старшее поколение, напротив, всеми силами старалось удержать общество от всяких времен, делать все так, “как делали отцы”.

Автор комедии, безусловно, принадлежал к обществу молодых реформаторов, он был близок с декабристами, посвящен в дела тайных обществ, критиковал правительство.

Поэтому и главный герой пьесы – Чацкий – вышел из-под его пера очень похожим на самого автора, а общество старых дворян представлено так ярко и многогранно. Московское общество, показанное в комедии, нередко называют “фамусовским обществом”, и это название не лишено смысла. Центральное место здесь занимает Павел Афанасьевич Фамусов, богатый и известный московский барин. В его монологах, репликах и спорах хорошо видны те привычки и законы, по которым живет он и его окружение.

Главная забота этого общества – сохранить все, как оно есть, а их девиз – “учились бы, на старших глядя”.

Состав фамусовского общества весьма разнообразен: тут и чиновники (Фамусов и Молчалив), и военные (Скалозуб), графы и князья (Тугоухов-ские, Хрюмины), а также другие персонажи, объединенвые реакционными взглядами на развитие общества.

Следует отметить и художественный прием, которым пользуется автор, при описании взглядов и пороков московского общества. Он берет по одному представителю из определенного круга и высмеивает недостатки каждого.

Совет

Так, Скалозуб – представитель военщины, Молчалин – мелкий служащий. Но Грибоедов не просто показывает принадлежность героя к какому-либо классу, группе. Автор подчеркивает типичность каждого персонажа комедии.

Так, Павел Афанасьевич Фамусов – “управляющий в казенном месте”, крупный чиновник, крепостник. Казалось бы, у него есть все, но Фамусов мечтает о титуле, добыча которого становится для него смыслом жизни.

Он видит только один путь осуществления своей мечты – выдать дочь замуж за знатного и богатого человека. Поэтому он и приглашает в свой дом на балы и танцевальные вечера графов и князей.

Однако знатный – не значит богатый, и Фамусов старается сочетать и “золотой ме-таок” и “чин”: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених… Ч тут же добавляет: “Ведь только здесь еще и дорожат дворянством”.

Основной претендент на руку Софьи и идеальный вариант для Фамуова — Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, метящий “в генералы”, грубоватый и недалекий человек (“Он слова умного не выговорил сроду”). Всю свою жизнь он подчиняет осуществлению своей мечты — получению генеральского чина. При этом, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”, заявляет Скалозуб, как “истинный философ”.

Все его военные подвиги сводятся к тому, что “засели с братом мы в траншею, ему дан с бантом, мне – на шею”. Софья характеризует его как героя “не ее романа”, а его шансы на получение ее руки оценивает так: “Мне все равно: что за него, что в воду”.

Соперник Скалозуба в борьбе за руку Софьи — Алексей Степанович Молчалин, личный секретарь Фамусова, живущий в доме своего хозяина. Цель его жизни – карьера, и ради нее Молчалин готов терпеть любовь Софьи и “угождать всем людям без изъятья”.

У Молчалина есть две замечательные черты характера: умеренность и аккуратность.

При наличии этих черт, а также умения “угождать” Молчалин, вероятно, “дойдет до степеней известных”. В этом можно не сомневаться, так как автор показывает другого “мастера услужить” – Загорецкого – “мошенника и плута”, которого общество любит за услужливость.

Обратите внимание

Таким образом, картина получается весьма полной, и мы видим, что Чацкому противостоят не отдельные личности, а целый жизненный уклад. Наиболее неприемлемыми для Чацкого и Грибоедова выглядят пути к заветному благополучию. Чацкому более-менее понятно желание заполучить “золотой мешок”, но способы его получения не привлекают героя.

Понять, как можно “прислуживаться”, а тем более “сгибаться вперегиб” и “угождать всем людям без изъятья” для достижения такой цели, как получение чинов и денег, герой не может.

Он “служить бы рад” идее, принципам, свободе, Отчизне, поэтому и высмеивает кумиров Фамусова – Максима Петровича и Кузьму Петровича: “Чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком?” Удивительно единодушны все члены фамусовского общества во взглядах на просвещение, науку, образование. Фамусов высказывает свою точку зрения: Ученье — вот чума, ученость — вот причина Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений… …Нет!

Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь.

И все дружно ему вторят, например, Скалозуб: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.

Княгиня Тугоуховская также высказывает свое мнение: …В Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!

Причины такого единодушия видны достаточно ясно: просвещение грозит новыми идеями, расшатывающими привычный уклад жизни. Поэтому очень удобно признать Чацкого сумасшедшим и жить спокойно.

Мол, это не мы глупые, а он социально безумен. Все с восторгом присоединяются к сплетни о его сумасшествии, понимая, что тот хоть и не разрушит в одиночку устои общества, но расшатать их может основательно.

И потом, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

” Ведь Чацкий уедет, а город еще долго будет переживать этот скандал. На мой взгляд, есть еще одна причина, по которой общество хочет избавиться от Чацкого: у него могут появиться единомышленники, и тогда это будет уже сила.

Таким образом, комедия Грибоедова “Горе от ума” представляет собой одно из наиболее ярких произведений русской литературы, в котором так реалистически изображено московское дворянство первой четверти XIX века.

Важно

Хотя накануне декабристского восстания и начинают появляться такие люди, как Чацкий, но в обществе все еще господствуют алчность, стремление к чинам, пошлость, низкий культурный уровень, преклонение перед иностранным. Любые благородные стремления тонут в море косности, а их инициаторы обречены на поражение. А. С.

Грибоедов написал свою комедию в тот период, когда в русском обществе наиболее обозначилось противостояние приверженцев старых устоев жизни и представителей передового дворянства, выступающих за немедленное переустройство общества.

Это противостояние отражено в комедии на примере столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”, воплощенного в лице Фамусова и его гостей.

Комедия в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников, не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем.

Произведение начинается как обыкновенная любовная комедия, и трудно предположить, что наряду с любовным конфликтом найдет место и общественный. Начало общественному конфликту, выраженному в противостоянии “века нынешнего” и “века минувшего”, положено монологом Фамусова (“Вот то-то, все вы гордецы!

“). Этот монолог – ответ Фамусова на фразу Чацкого: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Старый барин рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, вельможе в случае, который, чтобы продвинуться по служебной лестнице, готов был играть роль шута.

Этот пример вызывает у Чацкого негодование. Он хочет служить “делу, а не лицам”. С этого момента начинает развиваться противостояние двух эпох русской жизни. Представителем “века нынешнего” в комедии является Александр Андреевич Чацкий.

Читайте также:  Елизавет воробей в поэме "мертвые души": описание в цитатах (елизавета воробей)

Он приезжает в дом к Фамусову, чтобы просить руки его дочери Софьи.

Получив отказ и совет “поди-тка послужи”, Чацкий начинает обличать устои и порядки московского общества. Он презирает чинопочитание, преклонение перед чинами, богатством, всем иностранным.

Русский народ он считает “умным и бодрым” и открыто высказывает свое неприятие крепостного права, обличая жестокость крепостников в монологе “А судьи кто?..” Главным же представителем “века минувшего” является Фамусов.

Он типичный для того времени “начальник казенного места”.

Совет

Его нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам: “Подписано, так с плеч долой”. Эта фраза подчеркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям. Он ценит в людях только чин и богатство, поэтому и ищет для своей дочери богатого жениха. На примете у него Скалозуб: “И золотой мешок, и метит в генералы”.

Источник: http://historylib.net/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинение «Почему Чацкий обречен на одиночество»

«Горе от ума» — замечательное произведение, которое назвали комедией, хотя, если разобраться в сути, то комедия больше похожа на трагедию, ведь здесь человек передовых взглядов ведет неравную борьбу с устоявшимися взглядами, осуждая мораль, что легла в основу жизни фамусовского общества. Эта жизнь укоренилась в сознании каждого, но не у Чацкого, которого автор наделил замечательными качествами.

Одиночество Чацкого

Главный герой произведения «Горе от ума» — это собирательный образ, с помощью которого раскрыта тема одиночества.

С помощью образа главного героя, автор хотел нам показать, насколько трудно привносить в мир что-то новое, насколько сложно жить там, где тебя не понимают, не принимают, так как закостенелые взгляды нерушимы.

Такие люди, с новыми идеями и взглядами, как и Чацкий, обречены на одиночество, так как мало кто найдется из тех, кто станет идти рука об руку. Вот только Чацкий не сдается.

Писатель наделил своего героя идеальными чертами человеческой души. Это человек с чувством собственного достоинства, он образован, умен, и главное, не желает жить в несправедливом мире, среди общественного устоя в мире прошедшего века. Он набрался смелости противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах.

Он противник крепостничества, которое угнетает людей. Герой комедии осуждает нравы, тем самым Чацкий становится одиноким в «фамусовском обществе», ведь его новый взгляд на жизнь никому не нужен, они готовы и дальше продолжать жить в своем болоте, которое всех затянуло с головой.

Но это не о Чацком, который обречен на одиночество в этом фамусовском обществе.

Почему Чацкий обречен на одиночество? А все потому, что люди не хотят менять свою жизнь, их все устраивает, а сам же Чацкий для них, что изгой, безумец, которого нужно изгнать из их мира. Он несовместим с существующим обществом ,так как их взгляды другие, совершенно противоположные.

Грибоедов точно передал нам картину того, как тяжело приходится людям, которые решили свергнуть старую систему, это как два мира, которые хотят жить в одно время, но это у них не получается.

Обратите внимание

При этом одиночество Чацкого – это явление современное, ведь до сих пор многие люди боятся перемен, они боятся стать на путь правильный, на ту тропу, которая была бы для них комфортна и существуют по установленным порядкам, даже если они перечат их взглядам, люди молчат и двигаются как стадо баранов», которое направляет «пастух».

А так не должно быть, но пока есть. Возможно, в будущем, все изменится, ну а сегодня, «Горе от ума» — это произведение, что актуально и по сей день.

  • Горе от ума или почему я одинока
  • сочинение на тему почему чацкий обречен на одиночество

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-pochemu-chackij-obrechen-na-odinochestvo.html

Одинок ли Чацкий? (Вариант: Единомышленники Чацкого)

В комедии А. С.

Грибоедова «Горе от ума» лагерь молодой России представляет Александр Андреевич Чацкий, разделяющий взгляды лучших людей своего поколения — декабристов, а лагерь крепостников, защитников старины, образуют Фамусов, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховская и другие многочисленные персонажи пьесы. Значение главного героя комедии состоит в том, что он борется один против многих. Но, тем не менее, нужно говорить не о герое-одиночке, а о лагере единомышленников, к которому принадлежит Чацкий. Тонкими линиями второго плана очерчены его сторонники.

Это двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил», хотя «чин следовал ему», Он «набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать».

Это и князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, который обучался в вольнодумном Петербургском педагогическом институте и поэтому «чинов не хочет знать». К тому же передовому лагерю принадлежат и профессора этого учебного заведения, «где упражняются в расколах и в безверьи». Отнесем сюда и студентов, обучающихся у этих профессоров.

Сторонники Чацкого есть и в пансионах, школах, лицеях, от которых Хлестова и впрямь готова сойти с ума.

По словам Софьи, Чацкий «в друзьях особенно счастлив», очевидно, эти друзья тоже его единомышленники.

Теперь пускай из нас один, 
Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки вперит он ум, алчущий познаний…

— говорит Чацкий во множественном числе о представителях молодого поколения.

Вот то-то, все вы гордецы!  Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя!

— восклицает Фамусов, явно намекая на многочисленных сторонников Чацкого.

«Где, укажите нам, отечества отцы…» — говорит Чацкий от лица своих сподвижников.

Когда Фамусов с возмущением кричит, что «нынче пуще, чем когда, // Безумных развелось людей, и дел, и мнений», он явно говорит о многих, а не об одном Чацком.

Фамусовскую Москву страшит многочисленный лагерь Чацкого. Уже существуют многие люди, готовые осмеять придворных низкопоклонников, карьеристов, глупцов.

«Чацкий сломлен количеством старой силы, неся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — так определил значение Чацкого И. А. Гончаров.

Важно

Да, Чацкий не одинок. К нему на помощь спешат борцы за справедливость, его единомышленики, декабристы.

Источник: http://5litra.ru/soch/984-odinok-li-chackiy-variant-edinomyshlenniki-chackogo.html

Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий.

На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество.

Александр Андреевич Чацкий – личность, которую Грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души.

Он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. Герой буквально пропитан любовью к народу и желанием противостоять жестокой крепостнической системе, угнетающей людей.

Его чувства искренни и непосредственны. Это касается и чистоты его любви в Софье.

В своем произведении драматург создал «нового человека» эпохи. Он не такой как все, «чужак», «отщепенец», а значит, обречен на непонимание и одиночество.

Герой приходит в мир с новыми идеями, мыслями, взглядами. Он осуждает нравы, которые стали основой жизни «фамусовского общества», укоренившись в умах и сердцах.

Чацкий – сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои принципы и идеалы.

Но оказывается, что его новые взгляды никому не просто не нужны, а даже вредны. Ведь они нарушают покой того, что уже устоялось, превратившись в уютное болото. Чацкий пытается что-то изменить, но не тут-то было. Ему предлагается стать таким, как все, отказаться от своих взглядов. Но для него стать серой личность в такой же толпе равносильно нравственной смерти.

Герой комедии, принявший безоговорочное решение идти против системы, остается в полном одиночестве. Мало того, фамусовское общество, не прощает ему независимости и свободолюбия, распространив глупый слух о его сумасшествии. Оно отвергает «безумца», изгоняя его из своего мира.

Совет

Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с окружающим его обществом. Ведь цели, ценности, идеалы для них совершенно разные. Представители мира Фамусовых не могут признать взгляды Чацкого правильными, ведь тогда нужно будет отказаться от своего уютного мирка. А это для них невозможно.

Вот и получается, что, как и для любого человека, решившего пойти против системы, для Чацкого уготован единственный выход – путь изгоя. Два совершенно разных мира не могут находиться рядом.

Источник: http://resoch.ru/pochemu-chackij-obrechen-na-odinochestvo/

Антитеза как основа построения комедии «Горе от ума»

В первую очередь, антитеза в комедии «Горе от ума» видна уже в названии, которым Грибоедов словно спорит с предшествующими традициями.

По идеологии классицизма, разум – это синоним счастья, это именно то, чем должен руководствоваться человек.

 Грибоедов же на примере жизни главного героя, Александра Андреевича Чацкого, показывает, что ум не всегда приносит людям счастье. Чацкому его рассудительности приносит лишь проблемы и одиночество.

Итак, Чацкий – это молодой дворянин. Прежде он занимал довольно высокие посты, но был смещен со службы. Три года он провел за границей и вернулся в Россию, чтобы жениться на Софье Фамусовой, в которую он влюблен с детства.

Однако, приехав в дом Фамусова, он обнаруживает, что невеста к нему охладела, и ее больше интересует Молчалин, секретарь ее отца. Также он обнаруживает, что его просветительские идеалы не находят отклика в доме Фамусова, где все склонны жить по устаревшим традициям.

Осознав свою неуместность там, Чацкий уезжает вон из Москвы!… 

Чацкий – главный герой-идеолог в пьесе, он высказывает множество умных и благородных идей. Самые известные его монологи – А судьи кто?..

(посвященный тому, что поколение отцов закоснело в привязанности к крепостному праву, что связи могли бы помочь любому спастись от неприятностей), В той комнате незначащая встреча…

(патриотический монолог о России, где Чацкий выступает против французских заимствований) – нередко их трактовали как монологи декабристов. Но Чацкий нигде не говорит о революции.

Трагическое одиночество Чацкого – декабрист по поведению

В его поведении можно проследить несколько странностей, называемых антитезами.

Во-первых, неразумно выглядит отношение Чацкого ко всему иностранному: с одной стороны, он ведь сам три года жил за границей, а с другой – он так яро критикует французские заимствования в России.

Во-вторых, недоумение вызывают сложности в его отношения с Софьей: приехав, он сразу же начинает ругать все, чем она живет. А потом, в финальном монологе (Не образумлюсь, виноват…), искренне удивляется, отчего же она перестала его любить.  

Наиболее интересная трактовка образа Чацкого принадлежит советскому филологу Ю. Лотману. В статье Декабрист в повседневной жизни он делает вывод, что Чацкий – декабрист по поведению, но никак не по идеям. Лотман придумывает для Чацкого определение проповедник на балу – т.е. человек, который приходит на бал поделиться умными мыслями, хотя вряд ли их там кто-то слушает.

Обратите внимание

Также в пользу теории о том, что Чацкий станет декабристом, говорит тот факт, что мир для него четко делится на своих и чужих. Это было типично для членов тайных обществ. Следовательно, Фамусова Чацкий априори воспринимает как чужого, а Софью – как единомышленницу, ведь когда-то они вместе смеялись на Фамусовым и вместе играли в детстве.

Чацкий – идеальный декабрист, потому что он одинок. У него нет ни семьи, ни близких друзей, он нигде не служит. В конце комедии выясняется, что и возлюбленной у него больше нет. Общество не способно понять и принять его, поэтому остается единственный жизненный путь – деятельность декабриста.

Читайте также:  Герои повести "прощание с матерой": таблица с краткой характеристикой (список с описанием персонажей)

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Ключевые сцены «Горе от ума»: комическое и сатирическое начала в пьесе
Следующая тема:   Особенности поэтического языка «Горе от ума» и ее сценическая жизнь

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/antiteza-odinochestvo-chackogo

Почему чацкий обречен на одиночество по комедии горе от ума

«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфлик­том «века нынешнего» и «века минувшего». Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий.

Образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея — гражданское служение, служение «делу, а не ли­цам». Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно.

Чацкий выступает как обличитель «века минувшего». В своем программном монологе «А судьи кто?» герой высказывает отношение к московским нравам, к крепостному праву, к военной службе, к ку­мовству и протекции. Он говорит о своих идеалах, о тех молодых людях, которые «не требуя ни мест, ни повышенья в чин /В науки, /вперят ум, алчущий познаний».

В другом кульминационном моноло­ге, который является и развязкой социального конфликта, «В той комнате незначащая встреча», Чацкий говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье» общества всему иностранному.

И, несмотря на то, что здесь, в доме Фамусова, он один, у Чацкого есть сторонники, они представлены внесценическими персонажами (князь Федор, пле­мянник Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба, профессора пе­дагогического института).

Чацкий деятелен, полон надежд, искренне верит в свои силы. Он иронично говорит о консервативной Москве, ее застойном, душном, однообразном быте:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Чацкий и фамусовское общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы.

Если сначала Чацкий для Фа­мусова только «опасный человек», который «вольность хочет пропове­дать», то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по все­му!». Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых.

Важно

Ведь признать его взгляды правиль­ными — значит отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это не­возможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе.

В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически.

Это видно и из первой ремарки (“Лизанька спит, свесившись со стула”, тогда как из комнаты барышни “слышно фортепиано с флейтою”), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и из ее едких замечаний (“Ах! Амур проклятый!”).

Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому.

Делить со всяким можно смех —

И тут. появляется он! “Остер, умен, красноречив”, он “набрасывается9quot; на Софью, а затем не очень лестно “перечисляет9quot; ее родню.

Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий “в противуречии с обществом, окружающим его”.

Но не зря автор использует простонародную форму “противуречие9quot; — ведь Чацкий в конфликте не только со “светом9quot;, но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.

Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: “Ах! к воспитанью перейдем!” Он постоянно восклицает: “Ну, что вам батюшка?”, “А этот, как его?.

“, “А трое из бульварных лиц?”, “А тот чахоточный? .” —как будто это ужасно важно, после трех-то лет отсутствия.

Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает “минутный9quot; перерыв, задумываясь над сло вами собеседника, всего два раза — при первом своем появлении в доме и в последнем монологе.

Совет

И тут же объясняет: “Ум с сердцем не в ладу”, — то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

“Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?” — писал Пушкин.

Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит “Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием Старики разбрелись к карточным столам”. Он остается один. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой “сердца9quot; и “ума9quot;.

Составив в своем уме схему жизни, он пытается “подогнать9quot; под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что “Горе от ума” есть произведение “.

символическое, в истинном смысле этого слова”, то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь “он умен по-иному. умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому”.

Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость — вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества.

Поэтому кульминация всех конфликтов — обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабристской теории, ведь одно/из определений человека-гражданина есть здравый ум; в праве быть уважаемым и любимым.

Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели “низкими9quot; способами Грибоедов и называет всех героев комедии “глупцами9quot;.

Но вот внешне незаметный, “безродный9quot; секретарь Фамусова — Молчалин.

В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Обратите внимание

Вся лакейская “философия жизни” этого чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”, раскрывается в его знаменитом признании:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с первого взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он “враг дерзости”.

Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: “Карету мне, карету!” Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, — и авторская ремарка мелкими буквами: “Те же, кроме Молчалина”. Притаился наш герой, ждет своего часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Сологуба, Андреева, Платонова, Булгакова. Он бессмертен.

4395 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1863/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Конфликт Чацкого и фамусовского общества — художественное воплощение главного конфликта эпохи.

Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим», лагеря феодальной реакции, защитников самодержавно-крепостнического строя с лагерем передовой дворянской молодежи, сторонниками свободомыслия, просвещения, демократических реформ отражено в комедии «Горе от ума» в образах Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлестовой и других персонажей. В произведении  исторически точно воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

Критики отметили достоверность деталей быта и социальной психологии московского дворянства: «Запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Герои не просто озвучивают политические идеи. Это полнокровные, узнаваемые образы, их внутренний мир, характеры раскрываются в процессе развития конфликта с художественной убедительностью.

Современники даже узнавали в действующих лицах комедии реальных людей, настолько психологически верны были портреты героев. Но Грибоедов все же не списывал с натуры своих персонажей, он не журналист, а художник, и однозначных прототипов у героев комедии нет. Автор изобразил не отдельных людей, а типы, а прекрасное знание жизни и талант драматурга сделали их близкими к действительности.

Чацкий — человек умный, образованный, с обостренным чувством собственного достоинства и сознанием общественного долга. Он принадлежит к лучшей части дворянства, поставившей целью жизни демократическое преобразование общества, к тем, кого призывал Пушкин: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы».

В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности» (Герцен). Чацкий проповедует независимость личности («вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»), безупречно честную службу во благо общества, воздавая должное тем, «кто служит делу, а не лицам».

Общественная деятельность, безусловно, увлекает героя, у которого уже была «с министром связь» (правда, закончилась она разрывом). Неукротимая жажда деятельности на пользу отечеству вступает в противоречие с необходимым для службы и карьеры подхалимством: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Высокое понимание чести и долга было свойственно всей передовой дворянской молодежи того времени. Свободный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимое и гордое достоинство вместо лести — эти моральные принципы Чацкого требовали иного служения.

Важно

К тому же понятие патриотизма у героя неразрывно связано с вольнолюбием, демократическими преобразованиями, ненавистью к крепостникам-самодурам, а «отечества отцы», «грабительством богаты», занимали ключевые посты в чиновничьих структурах.

Поэтому служебная карьера Чацкого, несмотря на блестящий ум, безупречную логику, великолепную речь, не состоялась. Даже осуждающий его свободомыслие, неуважительное отношение к авторитетам Фамусов воздает должное деловым качествам Чацкого:

 …Не служит, то есть в том он пользыне находит,Но захоти — был бы деловой.Жаль, очень жаль, он малый с головой.И славно пишет, переводит.Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом… Антинародная политика правительства, семейственность, протекционизм в чиновничьих структурах («Ну как не порадеть родному человечку!..»), карьеризм — все это вызывало резкое неприятие прогрессивной дворянской молодежи и демонстративный отказ от унизительной службы. В частности, один из прототипов Чацкого Чаадаев отказался от блестящей карьеры и занялся философией и историей России. Реакционно-крепостническое дворянство воспринимало негативно отказ от сотрудничества с властью как проявление оппозиционности политике государства: «…не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, поди-тка послужи».

Фамусов восхищается нравами и образом жизни вельмож «века минувшего», добивающихся обманом «степеней известных».

Образец для него — Максим Петрович, который когда нужно, «сгибался вперегиб» и в результате добился значительного служебного положения.

Рабская мораль Фамусова, его философия наслаждения жизнью («на золоте едал; сто человек к услугам») вызвали едкую насмешку и гневный протест Чацкого. Он защищает разум, просвещение, благородство:

 Хоть есть охотники поподличать везде,Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;Недаром жалуют их скупо государи. Чацкий клеймит позором ненавистный ему крепостнический строй, где одни ведут паразитический образ жизни, незаслуженно присваивая себе труд других, а проявляющие благородство, прямодушие являются изгоями. Издевательства над личностью совершенно непереносимы в цивилизованном обществе, тем более что пресловутые «отечества отцы» заслужили свое привилегированное положение не умом и преданностью интересам общества: Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные сооруди палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве… 

С негодованием Чацкий относится и к преклонению перед всем иностранным. «Умный, бодрый наш народ» для героя — это богатые традиции национальной культуры, самобытный, выразительный русский язык.

«Тоска и оханье, и стон» аристократов, выражающих восхищение перёд иностранной культурой и пренебрежение к своему родному, русскому, свидетельствуют о духовной неполноценности, ограниченности фамусовского общества.

Читайте также:  Князь тугоуховский в комедии "горе от ума": образ, характеристика, описание в цитатах

Чацкий мечтает об освобождении дворянства от этой постыдной зависимости:

 Чтоб истребил Господь нечистый этот духПустого, рабского, слепого подражанья;Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,Кто мог бы словом и примеромНас удержать, как крепкою вожжой,От жалкой тошноты по стороне чужой. В равной степени герой борется как за пробуждение чувства личного достоинства в человеке, так и за воспитание чувства национальной гордости в русском народе. Разум, идейное воздействие — вот что, по мысли Чацкого, сможет изменить жизнь. Но он переоценивал силу слова и недооценивал крепость «века минувшего». Консерваторы всеми силами цепляются за тот образ жизни, который позволяет на законных основаниях пользоваться плодами чужого труда. За малейшую провинность Фамусов готов отправить своих крепостных на каторжные работы в Сибирь: «И как недосмотрел? И как ты недослышал? В работу вас, на поселенье вас!». При малейших посягательствах на незыблемость своего положения реакционное дворянское общество консолидируется, давая резкий отпор отщепенцу, подавляя его количественным превосходством.Неотъемлемый «атрибут» фамусовского общества — полковник Скалозуб. Образ его карикатурен, но исторически верен. В начале 20-х годов многие передовые офицеры, отличившиеся в победных походах Отечественной войны, ушли в отставку, выражая недовольство аракчеевским режимом. На смену им пришли ограниченные и рабски преданные самодержавию карьеристы. Именно этот тип воплощен в образе Скалозуба. Цель службы для него не в защите отечества, а в получении звания генерала, в достижении богатства и знатности. Уровень образованности «золотой мешок» с гордостью декларирует сам: Я школы Фридриха, в команде — гренадёры,Фельдфебеля — мои Вольтеры. Собственное невежество его нисколько не смущает. Он искренне убежден, что достоинство человека составляет не ум, а богатство и положение в обществе. Скалозуб считает, что образование приносит только вред: Я вас обрадую: всеобщая молва,Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;А книги сохранят так: для больших оказий. Рядом с Фамусовым и Скалозубом стоит образ Молчалина. У него те же жизненные ценности, но значительно меньше возможностей «достигнуть степеней известных». Однако  беспредельный карьеризм  (Молчалин именно  «прислуживается»)  позволяет считать его кандидатом в процветающие чиновники. Жизненные принципы Молчалина абсолютно адекватны социальной психологии фамусовского общества, где его считают перспективным воспитанным молодым человеком, и, если бы не досадная оплошность, его непременно ждала бы прекрасная карьера. Молчалин стал символом рабского молчания, культивируемого в России в 20-е годы девятнадцатого века,  а его жизненная философия — воплощением приспособленчества: Во-первых, угождать всем людям без изъятъя — Хозяину, где доведется окитъ, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Несмотря на моральное превосходство Чацкого, почувствовавшее опасность своему благополучию фамусовское общество обрекает героя на одиночество.

«Мучителей толпа, в любви предателей, в вражде неутомимых» изгоняет его, но Чацкий считает, что опыт пропаганды передовых взглядов в невосприимчивом ко всему новому обществе не пропал даром.

Несмотря на незыблемость бастионов крепостнического лагеря, Чацкий не одинок: демократические идеи бродят в обществе, внушая страх сторонникам «века минувшего».

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/griboedov-a-s/12247-chatskij-i-famusovskoe-obshchestvo-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Чацкий и фамусовское общество (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»)

Конфликт Чацкого и фамусовского обще-
ства — художественное воплощение главного
конфликта эпохи.

Столкновение «века нынеш-
него» с «веком минувшим», лагеря феодальной
реакции, защитников самодержавно-крепост-
нического строя с лагерем передовой дворян-
ской молодежи, сторонниками свободомыслия,
просвещения, демократических реформ отра-
жено в комедии «Горе от ума» в образах Чац-
кого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлес-
товой и других персонажей.

В произведении < исторически точно воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. Крити- ки отметили достоверность деталей быта и со- циальной психологии московского дворянства: «Запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Герои не просто озвучи- вают политические идеи.

Это полнокровные,
узнаваемые образы, их внутренний мир, харак-
теры раскрываются в процессе развития кон-
фликта с художественной убедительностью.
Современники даже узнавали в действующих
лицах комедии реальных людей, настолько
психологически верны были портреты героев.

Но Грибоедов все же не списывал с натуры

своих персонажей, он не журналист, а худож-
ник, и однозначных прототипов у героев коме-
дии нет. Автор изобразил не отдельных людей,
а типы, а прекрасное знание жизни и талант
драматурга сделали их близкими к действи-
тельности.
Чацкий — человек умный, образованный,
с обостренным чувством собственного досто-
инства и сознанием общественного долга. Он
принадлежит к лучшей части дворянства,
поставившей целью жизни демократическое
преобразование общества, к тем, кого призы-

вал Пушкин: «Мой друг, отчизне посвятим

души прекрасные порывы». В его образе

Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху

тогдашней России, эпоху надежд и возвы-
шенной юности» (Герцен). Чацкий пропове-
дует независимость личности («вольнее вся-
кий дышит и не торопится вписаться в полк
шутов»), безупречно честную службу во благо
общества, воздавая должное тем, «кто слу-
жит делу, а не лицам». Общественная .дея-
тельность, безусловно, увлекает героя, у ко-
торого уже была «с министром связь» (прав-
да, закончилась она разрывом). Неукротимая
жажда деятельности на пользу отечеству
вступает в противоречие с необходимым для
службы и карьеры подхалимством: «Слу-
жить бы рад, прислуживаться тошно». Высо-
кое понимание чести и долга было свойствен-
но всей передовой дворянской молодежи то-
го времени. Свободный образ мыслей вместо
безмолвного преклонения перед «мнениями
чужими», независимое и гордое достоинство
20
вместо лести — эти моральные принципы
Чацкого требовали иного служения. К тому
же понятие патриотизма у героя неразрывно
связано с вольнолюбием, демократическими
преобразованиями, ненавистью к крепостни-
кам-самодурам, а «отечества отцы», «граби-
тельством богаты», занимали ключевые посты
в чиновничьих структурах. Поэтому служеб-
ная карьера Чацкого, несмотря на блестящий
ум, безупречную логику, великолепную речь,
не состоялась. Даже осуждающий его свобо-
домыслие, неуважительное отношение к ав-
торитетам Фамусов воздает должное дело-
вым качествам Чацкого:
…Не служит, то есть в том он пользы
не находит,
Но захоти — был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит..
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Антинародная политика правительства,
семейственность, протекционизм в чиновни-
чьих структурах («Ну как не порадеть родно-
му человечку!..»), карьеризм — все это вызы-
вало резкое неприятие прогрессивной дво-
рянской молодежи и демонстративный отказ
от унизительной службы. В частности, один
из прототипов Чацкого Чаадаев отказался от
блестящей карьеры и занялся философией и
историей России. Реакционно-крепостничес-
кое дворянство воспринимало негативно отказ
от сотрудничества с властью как проявление
оппозиционности политике государства: «…не
блажи, именьем, брат, не управляй оплошно,
а главное, поди-тка послужи».
Фамусов восхищается нравами и образом
жизни вельмож «века минувшего», добиваю-
щихся обманом «степеней известных». Об-
разец для него — Максим Петрович, кото-
рый когда нужно, «сгибался вперегиб» и в
результате добился значительного служеб-
ного положения. Рабская мораль Фамусова,
его философия наслаждения жизнью («на зо-
лоте едал; сто человек к услугам») вызвали
едкую насмешку и гневный протест Чацко-
го. Он защищает разум, просвещение, благо-
родство:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд
в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Чацкий клеймит позором ненавистный
ему крепостнический строй, где одни ведут
паразитический образ жизни, незаслуженно
присваивая себе труд других, а проявляющие
благородство, прямодушие являются изгоя-
ми. Издевательства над личностью совер-
шенно непереносимы в цивилизованном об-
ществе, тем более что пресловутые «отечест-
ва отцы» заслужили свое привилегированное
положение не умом и преданностью интере-
сам общества:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
С негодованием Чацкий относится и к пре-
клонению перед всем иностранным. «Умный,
бодрый наш народ» для героя — это богатые
традиции национальной .культуры, самобыт-
ный, выразительный русский язык. «Тоска
и оханье, и стон» аристократов, выражающих
восхищение перёд иностранной культурой и
пренебрежение к своему родному, русскому,
свидетельствуют о духовной неполноценнос-
ти, ограниченности фамусовского общества.
Чацкий мечтает об освобождении дворянства
от этой постыдной зависимости:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
В равной степени герой борется как за
пробуждение чувства личного достоинства в
человеке, так и за воспитание чувства наци-
ональной гордости в русском народе. Разум,
идейное воздействие — вот что, по мысли
Чацкого, сможет изменить жизнь. Но он пе-
реоценивал силу слова и недооценивал кре-
пость «века минувшего». Консерваторы все-
ми силами цепляются за тот образ жизни,
который позволяет на законных основаниях
пользоваться плодами чужого труда. За ма-
лейшую провинность Фамусов готов отпра-
вить своих крепостных на каторжные работы
в Сибирь: «И как недосмотрел? И как ты не-
дослышал? В работу вас, на поселенье вас!».
При малейших посягательствах на незыбле-
мость своего положения реакционное дворян-
ское общество консолидируется, давая рез-
21
кий отпор отщепенцу, подавляя его количе-
ственным превосходством.
Неотъемлемый «атрибут» фамусовского
общества — полковник Скалозуб. Образ его
карикатурен, но исторически верен. В начале
20-х годов многие передовые офицеры, отли-
чившиеся в победных походах Отечественной
войны, ушли в отставку, выражая недоволь-
ство аракчеевским режимом. На смену им при-
шли ограниченные и рабски преданные само-
державию карьеристы. Именно этот тип вопло-
щен в образе Скалозуба. Цель службы для
него не в защите отечества, а в получении
звания генерала, в достижении богатства и
знатности. Уровень образованности «золотой
мешок» с гордостью декларирует сам:
Я школы Фридриха, в команде — гренадёры,
Фельдфебеля — мои Вольтеры.
Собственное невежество его нисколько не
смущает. Он искренне убежден, что достоин-
ство человека составляет не ум, а богатство и
положение в обществе. Скалозуб считает, что
образование приносит только вред:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ,
гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Рядом с Фамусовым и Скалозубом стоит
образ Молчалина. У него те же жизненные
ценности, но значительно меньше возможно-
стей «достигнуть степеней известных». Од-
нако беспредельный карьеризм (Молчалин
именно «прислуживается») позволяет счи-
тать его кандидатом в процветающие чинов-
ники. Жизненные принципы Молчалина аб-
солютно адекватны социальной психологии
фамусовского общества, где его считают пер-
спективным воспитанным молодым челове-
ком, и, если бы не досадная оплошность, его
непременно ждала бы прекрасная карьера.
Молчалин стал символом рабского молчания,
культивируемого в России в 20-е годы девят-
надцатого века, а его жизненная филосо-
фия — воплощением приспособленчества:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Несмотря на моральное превосходство
Чацкого, почувствовавшее опасность своему
благополучию фамусовское общество обре-
кает героя на одиночество. «Мучителей тол-
па, в любви предателей, в вражде неутоми-
мых» изгоняет его, но Чацкий считает, что
опыт пропаганды передовых взглядов в не-
восприимчивом ко всему новому обществе не
пропал даром. Несмотря на незыблемость ба-
стионов крепостнического лагеря, Чацкий не
одинок: демократические идеи бродят в об-
ществе, внушая страх сторонникам «века ми-

нувшего».

Источник: https://online-urok.ru/chatskiy-i-famusovskoe-obshhestvo-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector