Образ и характеристика савельича в романе “капитанская дочка” пушкина: описание в цитатах, отношения с гриневым

Образ Савельича в повести Пушкина “Капитанская дочка”

С первых строк романа и до самого конца рядом c Петром Андреевичем Гриневым находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.

Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.

Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю.

Обратите внимание

Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством.

И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.

Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича.

В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро».

Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.

Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.

Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить Пугачеву подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки.

Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям.

Важно

И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.

Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.

Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина.

За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать.

Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.

Прочитав «Капитанскую дочку, Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет.

Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства.

Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин Швабрин, который ради спасения собственной жизни повалился в ноги разбойнику.

Так случилось, что у Савельича нет собственной семьи, и он относится к господам, как к своей семье, к младшему Гриневу – как к сыну. Такова природа человеческая – любить.

Совет

Когда читаешь о Савельиче, вспоминаются эти строки Апостола Павла из послания Коринфянам.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/obraz-savelicha.html

«Капитанская дочка» образ Савельича

Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

Описание Савельича в «Капитанской дочке»

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца.

Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин.

Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию.

Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына.

Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге.

Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

Обратите внимание

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью.

Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина.

А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления.

Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником.

Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа.

Важно

Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Читайте также:  Тест по роману "обломов" гончарова на знание текста: вопросы и ответы (викторина)

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных.

Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость.

Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним.

Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное.

Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций.

Совет

Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду.

В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

Источник: http://ktoikak.com/kapitanskaya-dochka-obraz-savelicha/

Образ Савельича в повести

Искусство и развлечения 19 июля 2015

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным неслучайно, он олицетворяет собой национальный русский характер наравне с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, каков был этот верный и преданный слуга семьи Гриневых.

Портрет Савельича

Как вы, наверное, помните, Савельич – это дворовый, слуга Петруши Гринева, которого отец приставил к нему. Нельзя не отметить, что он как минимум неглуп, при этом бесконечно предан своему хозяину. Савельич воспитан, чтобы служить барину, он не умеет жить по-другому.

На этом немолодом человеке лежит серьезная ответственность, ведь он как верный и преданный слуга отвечает за Петра Гринева перед его родителями. Савельич испытывает к своему воспитаннику почти отцовские чувства. Он бесконечно заботится о нем, переживает за молодого барина.

Рассмотрим подробнее образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Сочинение на эту тему не может обойтись без слов о преданности и верности старого слуги господам.

Подробное знакомство

Более подробный рассказ о Савельиче начинается с того момента, как Петруша Гринев покидает отчий дом.

Многое о характере этого человека рассказывает случай, когда Гринев напивается и проигрывает деньги. Савельич не считает нужным платить долг, но молодой барин заставляет его сделать это и, не стесняясь, выговаривает преданному пожилому слуге, что его обязанность – повиноваться и исполнять барскую волю.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» по плану и замыслу Пушкина – типичный для того времени портрет крепостного, преданного господам.

Удивительно, но за все повествование этот верный слуга не слышит от молодого барина и слова благодарности, и, что характерно, у него не возникает ни малейшей обиды.

Савельич и представить себе не может, что к человеку его происхождения возможно какое-то иное отношение.

Видео по теме

Готовность пожертвовать жизнью ради воспитанника

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» раскрывается еще более полно, когда жизни Петра Гринева угрожает опасность. Старый слуга готов был сам умереть от рук Швабрина, заслонив молодого барина грудью.

В благодарность он получает только обвинения в доносе родителям. Отец Петруши, со своей стороны, винит старика в том, что он не сообщил о дуэли.

Молодой Гринев в такой ситуации не считает нужным заступиться за этого преданного ему человека.

Савельич и Пугачев

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка», сочинение об этом персонаже не может обойти вниманием такой яркий эпизод, со всей своей полнотой раскрывается тогда, когда старый слуга кидается в ноги Емельяну Пугачеву.

Он молит самозванца избавить своего молодого барина от виселицы и готов сам занять его место. Собственная жизнь, кажется, совсем не дорога ему. Увы, Петруша Гринев воспринимает как должное даже такой поступок Савельича.

Слуга, в свою очередь, также не удивляется подобной холодности и равнодушию со стороны барина.

Образ народа в «Капитанской дочке»

Образ народа представлен в романе и с отрицательной стороны. Сподвижники Емельяна Пугачева, например, способны украсть, жестоки по отношению к дворянству, готовы предать своего предводителя, в чем тот не сомневается.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» – это олицетворение наиболее привлекательных черт русского характера, который отличается прямотой, верностью, готовностью к самопожертвованию.

Еще три персонажа, олицетворяющие собой народ, – это капитан Миронов, его жена и дочь. Они простодушны, добры, сердечны, гостеприимны. Поведение главы семьи, Ивана Кузьмича, продиктовано чувством долга перед Отечеством.

Обратите внимание

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» воплощает те положительные народные черты, которые присущи лучшим представителям крестьянского сословия. Он безропотно несет службу, его преданность семье Гриневых не знает границ, однако он никогда не слышит и слова благодарности, как правило, ему достаются оскорбления и брань.

Савельич, также как и капитан Миронов, привык беспрекословно выполнять указы. Для пожилого слуги на первом месте приказы барина, для Миронова – распоряжения правительства. Такие люди никогда не окажут сопротивления власти, так жили их деды и прадеды, только такой образ жизни кажется им единственно возможным.

Итак, удивительно ярко представлен образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Краткое содержание произведения вряд ли поможет нам составить полное впечатление об этом преданном слуге, и наверняка мы сможем прочитать о нем лишь несколько пространных фраз.

Образ Савельича, несмотря на его второстепенный характер, запоминается удивительно хорошо. Он умен и смекалист, предан и честен. Это дворовый, который испытывает к молодому барину поистине отеческие чувства и с готовностью отдаст за него собственную жизнь.

Благодаря этому персонажу А.С. Пушкин раскрывает драматичную судьбу простого русского крестьянина в самодержавной России, который готов на все ради господ и не ждет благодарности.

Доброта, ум, покорность, самоотверженность Савельича делают этого героя любимым многими читателями.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127076/

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Повесть «Капитанская дочка» очень серьезное произведение.

И хоть в ней речь идет о важных лицах, но мы, в первую очередь, обратим внимание на героя, который никогда не будет сидеть на равных за богатым столом с боярами, и не будет кататься на собственной колеснице.

Ведь его положения далеко от всей этой роскоши. Да и будучи самим собой, он вряд ли смог бы достичь чего-то подобного. 

       Впервые Савельич появляется перед нами в то время, когда Петру Андреевичу из семьи Гриневых исполняется пять лет. Это был крепостной слуга, который за хорошее поведение был удостоен новой должности дядьки. Теперь он стал воспитателем. И хоть до сих пор оставался слугой и не имел своей свободы, но ему больше не нужно было заниматься лошадью барина и другой тяжелой работой.  

Важно

       Итак, Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы, он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Но идиллия длилась не долго. Отец мальчика нанял нового учителя.

Читайте также:  Краткое содержание романа "обломов" по частям и главам (краткий пересказ)

По словам нашего героя, ему это явно не понравилось: «Слава богу…кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги…».

Савельич очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

       Наш герой по-настоящему стал ревновать мальчика, к которому так привык. Ему никак не хотелось, чтобы новый учитель французского и немецкого языков, стал для Петра Андреевича лучшим наставником, чем он сам. 

       Но скоро Савельич снова остался один с мальчиком. Гринев должен был уехать на службу. Сына взял с собой, а Савельич поехал в качестве няньки. Последний был так рад такому ходу событий, что постоянно читал морали Петру: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется.

Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка  огуречного рассолу с медом…Не прикажешь ли?» В последней фразе не понятен до конца мотив Савельича. Он, то ли признает себя ниже мальчика, как слуга, то ли, наоборот, намекает на дружественные отношения. Наверное, и то и другое.

Савельич настолько прост и открыт, что заставляет читателей умиляться. 

       Также, анализируя образ Савельича стоит отметить, чтот тот был очень набожным человеком: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Но, вместе с этим, в его устах часто появляются не очень красивые выражения: «пьяница оголелый», « проклятый мусье».

       Речь Савельича очень проста. Он часто говорит о самом себе. Но редко осуждает свои поступки. Он очень хороший слуга. В Савельиче никогда не было никаких злых умыслов против своего господина. Больше того, он готов был отдать жизнь ради Гринева. Даже когда пришел момент расстаться с хозяином, тот нашел себе утешение в том, что будет теперь служить невесте своего хозяина. 

Совет

       В образе Савельича Пушкин раскрыл свой талант – показывать в одном человеке так много качеств. Ведь, на самом деле, каждый человек многогранен. У всех есть внешняя оболочка, которую мы видим, и богатый внутренний мир, где спрятаны все мотивы и тайны. Только талантливый писатель может раскрыть на бумаге образ, который оживет во время чтения.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/157-obraz-savelicha-v-povesti-kapitanskaya-dochka.html

Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Герой, о котором пойдет речь далее, формально не является главным персонажем произведения. Уверена, если попросить случайных человек десять перечислить основных двоих-троих, его могут и не назвать. Как, впрочем, почти не сомневаюсь, что если не ограничивать число называемых, его наверняка вспомнят. Казалось бы: маленький человек (из крестьян, не мятежник, не герой-освободитель)…

Образ этот собирательный. Вышло так, что в нем присутствуют основные дорогие самому Пушкину черты русского народа: доброта, преданность, хозяйственность, ответственность за младшего. Кроме этого, Архип Савельев очень неглуп, ворчлив, недоверчив и весьма упрям – руководствуется собственным разумением.

Крепостной дядька искренне привязан к своему юному подопечному, болеет за него всей душой. В его понимании Петр и посейчас – дитя малое, за которым нужен глаз да глаз, а то учудит что-то не то… и тулупчик сгоряча отдал, и в поединок ввязался, прости Господи. Не говоря уже о женитьбе («Жениться! – повторил он. – Дитя хочет жениться! А что скажет батюшка, а матушка-то что подумает?»).

На протяжении всей повести мы единожды сталкиваемся со слезами Савельича – когда Петр Гринев сердито кричит на дядьку, требуя, чтоб тот немедленно принес сто рублей, проигранных Зурину.

Казалось бы, что плакать? Деньги-то барские.

Но огорчен бедный старик прежде всего тем, что поведение доверенного ему барчука идет вразрез с его собственными представлениями о правильном жизнеустройстве, а не подчиниться он не вправе…

Интересный момент: повествование ведется от первого лица, от лица Гринева. И совершенно очевидно, что рассказчик всей душой Савельичу симпатизирует, несмотря на его ворчание и порой досадные проявления заботы («Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь…»).

И при этом совершенно, как кажется, не ценит преданности верного слуги, хотя тот не раз проявляет готовность расстаться с собственной жизнью, лишь бы доверенный его попечению молодой человек оставался жив-здоров. Взять хоть бы эпизод с виселицей в крепости, когда Петр мог быть повешен приспешниками Пугачева с минуты на минуту.

Обратите внимание

Верный дядька кидается к самозванцу: мол, хоть меня, старика, вздерни, только отпусти молоденького барина, не гневайся…

И Гринев, при всей своей положительности, воспринимает такое положение вещей как должное. У меня поначалу это вызывало некоторую досаду.

Но по здравом размышлении становится очевидно, что это дань времени, не более того. Это совершенно нормальные отношения между разными социальными категориями. Как говорится, ничего личного.

Крепостное право отменят только в 1861 году, хотя даже после этого ситуация не изменится мгновенно.

И выходит так, что образ Савельича олицетворяет собой судьбу всего нашего крестьянства с его непростой долей, до известной степени созвучной барской, но, что называется, постольку поскольку. Преданность слуги находит отклик в господской душе, но какого-то реального проявления это не имеет. Да, Гриневу бывает жаль бедного старика.

Нельзя сказать, что имеет место какое-то откровенное помыкательство или нарочитое пренебрежение. Но в целом, безусловно, барин и слуга всегда находятся на разных ступеньках. При этом смысл жизни одного из них сосредоточен на всевозможной неустанной заботе о жизни другого.

А в обратную сторону эта связь не то что не работает – такое и представить себе нельзя.

Мне кажется, завуалированно звучит вопрос о правомерности самого крепостного права в России, о моральном праве одного человека властвовать над другим, раз этот другой в полной мере наделен всеми отличительными человеческими качествами: способностью любить, заботиться, хранить верность, самоотверженно служить… Правомерно ли это в принципе в одностороннем порядке?.. Ответ напрашивается сам собой.

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/kakovo-mesto-i-znachenie-obraza-savelicha-v-romane-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

«Капитанская дочка». Савельич и Пётр Гринёв на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче.

Автор правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, крепостного крестьянина в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз.

А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.

Важно

Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга.

На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства.

“Капитанская дочка” – повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга.

Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя “верный ваш слуга”, “раб”, как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства.

Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему воспитаннику Петруше.

Поначалу Петруша – беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера.

Все эти черты его характера наглядно выступают в эпизоде встречи в Симбирске с гусарским офицером Зуриным и в обращении, в связи с этим, с преданным ему не за страх, а за совесть Савельичем. Подражая взрослым, он грубо и несправедливо ставит Савельича на «подобающее», как это ему кажется, место крепостного слуги, раба.

Читайте также:  Аннушка в романе "мастер и маргарита" булгакова: образ, характеристика

«Я твой господин, а ты мой слуга… советую не умничать и делать то, что тебе приказывают», – говорит он Савельичу. Опека старика порой тяготит Петра: «…я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». Он кричит на Савельича и в то же время сознает, что кругом неправ и ему глубоко «жаль бедного старика».

Петру становится стыдно, что он так грубо обошелся со стариком, искренне к нему привязанным, неустанно пекущемся о нем. В том, что он сам просит прощения у своего слуги, раскрывается его настоящая сущность: умение признать свою вину, его искренность и доброе отношение к Савельичу.

Всем своим поведением позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью, как бы ни было самое понятие чести и долга определено и ограничено его классовыми, дворянскими предрассудками.

Совет

В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/pushkin/1311-14.html

Образ Савельича в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…

» Почему же, в самом деле, когда читаешь киигу, так жаль становится Савельича, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева? Ответ только один: Савельич — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину.

Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию.

Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына.

Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге.

Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью.

Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!

Обратите внимание

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина.

А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления.

Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником.

Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа.

Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных.

Важно

Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость.

Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним.

Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное.

Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.
Похожие сочинения:

Источник: http://sochinenie5ballov.ru/essay_180.htm

Презентация “Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?”

Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Автор: Валюк Екатерина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы 1.Крепостной Савельич в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является второстепенным персонажем. Но он необходим для наиболее полного и точного отражения многообразия общества того времени. 2.

Показывая в образе Савельича простого человека, наделенного высокими моральными качествами, Пушкин поднимает тему крепостничества, говоря, что крепостной – это такая же личность, как и его хозяин. 2.

1 Будучи подневольным, смиренным, преданным своему господину, Савельич умен, исполнен чувства собственного достоинства, чувства долга. Слуга готов пожертвовать жизнью ради своего воспитанника.

Художник

Г. С. Дмитриева

Дуэль Швабрина и Гринева. Художник Г. С. Дмитриева   «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств». С.В. Герасимов. Иллюстрация к «Капитанской дочке»
Вдруг услышал я крик: “Постойте, окаянные! погодите!..” Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева». 2.2. Являясь второстепенным персонажем, Савельич помогает нам полнее раскрыть образ главного героя – Петра Гринева.

  • Поступая наперекор мнению Савельича, как защитника собственности барина, Гринев проявляет благородные чувства, совершает великодушные поступки. Так он отдаёт вожатому заячий тулуп в благодарность за спасение: «Прошу не умничать,- сказал я своему дядьке, – сейчас же неси сюда тулуп».

«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча…».

Художник А. Иткин

Вывод. Сюжетные взаимоотношения барина Гринева со слугой Савельичем помогают А.С. Пушкину акцентировать наше внимание на вопросе глубокой связи дворянства и народа. В проблематике романа этот вопрос занимает одно из центральных мест.  

Гринев, Савельич и Швабрин. “Поединок”.

Художник В. Сысков  Словарь литературных терминов

  • Персонаж – общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах).

  • Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

     

  • Проблематика – совокупность заявленных в художественном произведении проблем, то есть острых жизненных противоречий, стоящих перед 
  • художником и его персонажами и требующих своего разрешения по мере развертывания произведения..

Список используемых источников

http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0869.htm

http://www.literaturus.ru/2015/09/illjustracii-kapitanskaja-dochka-kartinki-risunki.html

http://pedsovet.su/load/387-1-0-43686

http://www.literaturus.ru/2015/09/illjustracii-kapitanskaja-dochka-kartinki-risunki.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79574

https://slovar.cc/lit/term/2145051.html

Источник: http://uchitelya.com/literatura/57351-prezentaciya-kakovo-mesto-i-znachenie-obraza.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector