Образ плюшкина в поэме “мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Образ Плюшкина (поэма Н.В.Гоголя “Мёртвые души”)

Образ Плюшкина в поэме

Образ Плюшкина

Цели урока:

  • Охарактеризовать образ помещика Плюшкина, выявить способы раскрытия характера героя;
  • Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.

Прочитайте описание внешности героя. На какие детали обращает автор в портрете героя ?

Плюшкин предстает бесполым существом , скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…») , Чичиков принимает Плюшкина за ключницу, так как на поясе у Плюшкина ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед , так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» ,спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже»

Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?

В хозяйстве Плюшкина по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели . в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость и опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета.

Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад Плюшкина нарисован как поединок жизни и смерти. Человек убил в себе все живое и, как паук, хотел бы затянуть весь мир своей омертвляющей сетью. И эта попытка страшна, ужасна. Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.

Подберите цитату к иллюстрации .

Как описание дома характеризует Плюшкина?

Дом Плюшкина — аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает Плюшкина забиты. Символ «богатырской» скупости Плюшкина., стяжательства, доведенного до крайнего предела,— замок-исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Это же запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, говоря о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…»

Как описание дома характеризует Плюшкина?

Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро — символизирует полную деградацию всего человеческого в Плюшкине.

Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб , где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

Из рачительного, образцового хозяина , у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин— «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд.

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром — Плюшкин посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с Плюшкиным, перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует.

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается , в комнатах Плюшкина. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину ».

Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности : дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку»

Сцена торга

  • Как ведёт себя Чичиков?
  • Что думает о нём Плюшкин?
  • Есть ли у Чичикова что-то общее с Плюшкиным?

Каково значение фамилии героя?

Фамилия Плюшкина— парадоксальная метафора , в которой заложено самоотрицание : плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкина, тождествен метафорическому смыслу его фамилии.

Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца:

Плюшкина— «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность — «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в камень; сукна и холсты — в пыль).

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-pliushkina-poema-n-v-gogholia-miortvyie-dushi.html

Характеристика образа Плюшкина в романе Гоголя «Мертвые души»

О Плюшкине Чичиков впервые услышал от Собакевича, давшего своему соседу по имению, как обычно он это делал, весьма нелестную аттестацию. Но внимание Чичикова привлекло не то, что Плюшкин мошенник и скряга, какого вообразить трудно, а другое – именно то, что он массу людей переморил голодом и что люди у него мрут как мухи. С этого момента мысль о Плюшкине завладела Чичиковым.

Услышав, что Плюшкин живет всего в пяти верстах от Собакевича, он «даже почувствовал небольшое сердечное биение». Чичиков предвкушает возможность весьма выгодной сделки. И, как известно, он не ошибся. Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Она тоже несколько раз переделывалась, в нее вводились новые детали, усиливавшие впечатление от внешности Плюшкина, его имения, дома.

Образы помещиков раскрыты Гоголем как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение – Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих «мертвых душ». Он несет в себе наиболее зловещие признаки неизлечимой смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй. Вот почему Гоголю казалось важным показать, как Плюшкин стал Плюшкиным.

Обратите внимание

В прошлом слыл он человеком опытным, предприимчивым и трудолюбивым, не лишен был ума и известной житейской зоркости. Иной сосед, бывало, заезжал к нему побеседовать и поучиться «хозяйству и мудрой скупости». А потом все пошло прахом. Развалилась семья его.

Плюшкин остался в доме единственным сторожем, хранителем и «владетелем» своих богатств. Одиночество усиливало его подозрительность и скупость. Все ниже и ниже опускался Плюшкин, пока не превратился в «какую-то прореху на человечестве».

Читайте также:  Образ и характеристика артура грэя в повести-феерии "алые паруса" а. грина: описание детства, внешности, характера (артур грей)

Но почему он потерпел крушение? Несчастные обстоятельства его личной жизни немало содействовали этому процессу. «Все похоже на правду, все может статься с человеком»,- замечает Гоголь. Однако то, что случилось с Плюшкиным,- результат отнюдь не только печальных случайностей в его личной биографии.

Здесь действовала закономерность иная, более глубокая и сложная. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести его к тому положению, в котором застал его Чичиков.

Вот он стоит перед нами – старый, с давно потухшим взором и опустошенной душой скряга, в котором подавлено все человеческое. У этого помещика тысяча с лишним душ крепостных, его амбары завалены хлебом и разным провиантом, но запасы приходят в негодность, гниют, а люди его чахнут от недоедания. Нет теперь у Плюшкина ни близких, ни друзей.

Проклял он собственных детей. Оборваны все его связи с людьми. В каждом человеке, переступающем порог его дома, он видит своего разорителя. Добро, накопленное Плюшкиным, не принесло ему ни счастья, ни даже покоя. Он стал рабом этого добра.

Постоянный страх за свою собственность превращает его жизнь в сущий ад и его самого доводит до грани психического распада.N

После выхода в свет «Мертвых душ» стали появляться сообщения о возможных реальных прототипах Плюшкина. Их оказалось довольно много. Об одном из них, наиболее вероятном, помещике, проживавшем в Полтавском уезде, много лет спустя было рассказано на страницах «Исторического вестника».

Важно

Жизнь этого помещика во многих деталях поразительно напоминает биографию Плюшкина. Владея огромным богатством, помещик прикидывался бедняком. Гноил хлеб в закромах, а дворовых людей держал впроголодь.

Он тяготился податями, которые надо было платить за умерших крепостных, и очень обрадовался, когда Гоголь, приехавший однажды к нему в имение, шутки ради предложил купить у него эти самые мертвые души. «А разве их уже продают?-весь трепеща, тихо спросил он».

Лукаво улыбаясь, Гоголь предложил цену за мертвые души, показавшуюся помещику слишком малой. «Сделка» так и не состоялась. Знакомый Гоголя, присутствовавший при этой сцене, часто вспоминал ему эту шутку:

«Эк вы его высмеяли, Николай Васильевич. Надо же так придумать!» Гоголь в ответ только смеялся одними глазами и всегда при этом воспоминании становился задумчивым и печальным».

Гоголь был наделен острым гражданским самосознанием. Уродливое в жизни всегда вызывало в нем горькое раздумье о человеке с его трагической судьбой в современном мире, о нелепости общественного строя, в котором хозяевами жизни являются Собакевичи и Плюшкины. Впрочем, не только они.

Изображение жизни дореформенной России было бы недостаточно полным, если бы Гоголь ограничился только образами помещиков. В сюжет включена еще одна важная общественная сила – чиновничество.

Правда, оно уже в «Ревизоре» было предметом изоб
ражения.

Но может показаться, что сатира нацелена там на слишком малые величины и что это в известной мере суживало возможности художественного обобщения жизненного материала.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/harakteristika-obraza-plyushkina-v-romane-gogolya-mertvyie-dushi/

Описание персонажей: Образ Плюшкина

 Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь скорее всего намеренно называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью: «замок – исполин». Замок превратился в замок, наглухо заперший все живое.

 Кто же виновник этого страшного опустошения, омертвления? Его трудно отличить от его жертв: он грязен, оборван, сплющен. Эта искаженность, сплющенность так велики, что даже проницательный Чичиков «долго не мог распознать.

Какого пола была фигура, баба или мужик».

 Есть сравнение, которое господствует в этой главе, обнаруживая трагическую сущность судьбы Плюшкина. Говоря о том времени, когда Плюшкин был бережливым хозяином и все в его доме «текло живо и совершалось размеренным ходом», Гоголь пишет: «Во все входил зоркий глаз хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно по всем концам своей хозяйственной паутины».

Совет

 Когда Чичиков пошел в комнату Плюшкина, он заметил «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Паук запутался в своей паутине – и жизнь остановилась вокруг него, умерло время. Владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, становится нищим. Скупость обратилась в расточительство.

 Плюшкин видит приближающуюся угрозу полного разорения и боится пойти «на старости лет по миру», но измениться не может. Скупость выжила из его души не только все человеческие чувства, но и трезвый расчет; действовать он может только автоматически, не меняя ничего по существу, потому что внутренне мертв. Гоголь с гневным недоумением описывает это бессмысленно вертящееся колесо скупости.

 Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти.

Человек убил в себе все живое и, и как паук, хотел бы затянуть весь мир омертвляющей сетью. Эта попытка страшна, ужасна.

Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.

 Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку'Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. “У этого помещика тысяча с лишком душ”, а выглядит он как последний нищий.

Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним – “мужик или баба”. А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином.

Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь.

Обратите внимание

На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.

Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.

Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”.

Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой.

В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

Источник: http://www.rlspace.com/opisanie-personazhej-obraz-plyushkina/

Ответы@Mail.Ru: Характеристика Плюшкина(Мёртвые души)

Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Плюшкину плевать на запустение своего имения, зато он строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о том, как один мужик двух генералов прокормил": краткий пересказ сюжета

Портрет Плюшкина – (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать. Маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши, засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще. Плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию.

До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем, он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа Плюшкина окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им» .

Важно

Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства»…

Он не жадный! Он экономный!

поищи на www.litra.ru

В мертвых душах характеристика героя полностью соответствует его фамилии. Плюшкин – все собирает “под себя”, хочет ухватить кусок побольше и тд.

Рачительный экономный хозяин.

А про Собакевича с Ноздревым мона сразу писать? Или вопроса надо ждать?)))))

Он не жадный! Он экономный!

Пределом «одичалости» показан в поэме Плюшкин.
Если жажда наживы, которая охватила Собакевича, получила свое выявление в характере твердом и практическом, то эта же жажда по-иному проявляется у Плюшкина. Когда-то умный человек, хороший семьянин, он под влиянием страсти к обогащению превращается в страшную «прореху на человечестве».

Он забывает человеческое отношение к людям, безудержно устремляется к накоплению материальных ценностей и, в конце концов, теряет самое представление о действительной ценности вещей. Знаменитая куча, содержащая в себе высохший лимон, отломленную ручку кресла, кусочек где-то поднятой тряпки и т. п.

вещи, красноречиво говорят о характере ее владельца, «нищего богача». «Дотакой ничтожности, мелочности, гадости могснизойти человек!» – горестно восклицает писатель. У Плюшкина «толстой скорлупой» закрыто все человеческое. Плюшкин больной душевно, патологический субъект, но болезнь его черпает свои силы в окружающей среде.

В среде всеобщего мотовства и разорения, чем характеризуется помещичья жизнь времен Гоголя, в обществе Чичиковых и Маниловых, в обществе разоряющихся или хищников, или тех и других вместе, – человека мнительного и неглупого, каким был Плюшкин до развития его роковой страсти, невольно должен был охватить страх за свое благополучие, – страх тем более понятный при сознании, что он сам ничего не знает, ничего не может создать, что приобретают здесь только плутовством или страшной скупостью. Это качество прогрессировало в нем как болезнь. Плюшкин боялся будущего, он беспомощен перед ним как и любой русский человек. Плюшкин больше заботится о том, чтобы не выпустить из рук того, что в них попало, чем о наживе. В Плюшкине процесс распада помещичьего патриархального уклада жизни отражается, быть может, более, чем в каком бы то ни было другом герое «Мертвых душ».

Плюшкин живет в ветхой усадьбе. В деревне, в которой он жил, люди находились в ужасной нищите. Дом его перешол в полное запустение.
Плюшкин очень жадный человек, настолько, что подбирает каждую вещь, или даже ворует, и приносит в дом.

Внешность Плюшкина настолько бедна, что его можно принять за нищего. Чичиков, узнав, что у этого человека восемьсот душ, был крайне удивлен.
Раньше Плюшкин был хорошим и бережливым хозяином, но после смерти жены дети его разъехались и хозяйство пришло в упадок.

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Вещи для него дороже людей.

Плюшкин экономный, но не еврей

Совет

Возраст Плюшкина – за 60 лет:
“… седьмой десяток живу!…”
“… Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины …” “… Ой, баба! ой, нет! […] Конечно, баба! .

.” (Чичиков о внешности Плюшкина)
“… По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница…”
У Плюшкина худое и небритое лицо с маленькими глазами:
“… это был скорее ключник, чем ключница: […

] весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей…”
“… такого он [Чичиков] еще не видывал.

Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши …”
У Плюшкина нет зубов:
“…

Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было “… Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук …” (* юфть – грубая кожа)
“… если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик …”
Имя героя – Степан Плюшкин: “…

На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться…” (прим.: дочь Плюшкина носит отчество “Степановна”, а значит, самого Плюшкина зовут Степаном)
Ниже представлены цитаты с описание личности и характера Плюшкина:
“… восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!…” (Собакевич о Плюшкине)
“… Мошенник […] Такой скряга, какого вообразить трудно.

В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом…” (Собакевич о Плюшкине) “… скрягу Плюшкина […] того, что плохо кормит людей?..” “… у него, точно, люди умирают в большом количестве? ..” (Чичиков)
“… Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему…” “…

Читайте также:  Анализ комедии "недоросль" фонвизина: суть, смысл, идея, анализ героев

не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки…”
“… человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине…”
“… С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два…” “… с каждым годом […

] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате…”
“… неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения…”
“… это бес, а не человек…” (мнение покупателей о Плюшкине)
“… слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»…” (Чичиков о Плюшкине)

Плюшкин Степан
Посещение Чичиковым Плюшкина. После Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Ему в глаза сразу бросается ветхость и бедность усадьбы. Несмотря на то, что деревня была большая и в ней жило 800 крестьян, Ч. отмечает, что все дома были старые и покосившиеся, люди жили в ужасной нищете. Дом тоже не отличался красотой.

Обратите внимание

Возможно, раньше он был прекрасным и богатым строением, но прошли годы, за ним никто не следил, и он пришел в полное запустение. Хозяин пользовался только несколькими комнатами, остальные были заперты. Все окна, кроме двух, были закрыты или залеплены газетой. И дом, и усадьба пришли в полный упадок. В интерьере Ч.

замечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь, и иногда доходит до того, что ворует у своих крестьян предметы, даже совершенно ему не нужные. Вся мебель была старой и ветхой, как и сам дом. На стенах висели неказистые картины. Видно было, что хозяин уже давно не покупал ничего нового.

Внешность Плюшкина была настолько бедна и неопрятна, что Ч. сначала принял его за ключницу. Ожежда его была сильно поношена, лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Ч. говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего. Он удивлен и сначала не может поверить, что у этого человека 800 душ.

Понять личность П-на помогает рассказанная автором история. Гоголь пишет, что раньше П-н был хорошим и бережливым хозяином. Но жена умерла, дети разъехались, и он остался один. Самая характерная черта П-на – это скупость и жадность. Он искренне рад, когда узнает о покупке душ Ч-вым, т. к. понимает, что для него это очень выгодно.

На его лице даже “отражается слабое подобие чувства”.

А почему про Наздрёва так мало написано?

1.Помещик Плюшкин владеет большой усадьбой. У него более 1000 крепостных крестьян. Деревенская мостовая напоминает фортепианные клавиши. «…Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето. … Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Дом «глядел дряхлым инвалидом». Забитые окна, амбары, сараи, клади забиты портящимся товаром.

Все было старым: 2. Господский дом Плюшкина так же стар и дряхл, как и сам Плюшкин. Возможно, раньше он был прекрасным и богатым строением, но прошли годы, за ним никто не следил, и он пришел в полное запустение. Хозяин пользовался несколькими комнатами, остальные были заперты. Все окна, кроме двух, были закрыты или залеплены газетой. И дом, и усадьба пришли в полный упадок. 3.

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Сначала «зеленые облака и неправильные купола разросшихся на свободе дерев». Затем величественные следы разрушения: «белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, подымался, как правильная мраморная колонна».

Хмель своими «тонкими цепкими крючьями» глушит это буйство жизни, зеленой паутиной скрывает живое разнообразие природы. Следы разрушения и дикости, запустения по мере развертывания картины проступают все сильнее: «обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы». И мрачные, с иссохшими листьями осины, поднимавшие вороньи гнезда, завершают описание. 4.

Важно

Внешность Плюшкина была настолько бедна и неопрятна, что Чичиков сначала принял его за ключницу. Сам Плюшкин был худощавого телосложения. Лицо его не представляло ничего особенного, лишь подбородок выступал очень далеко вперёд и привлекали внимание маленькие глазки. Одежда его была сильно поношена, казалось, что лицо никогда не могло выразить никаких чувств.

Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего. 5,9. В интерьере Плюшкина огромные кучи хлама. В еле озаренной светом комнате виден беспорядок, нагромождение мебели. Он настолько жаден, что подбирает каждую вещь, и иногда доходит до того, что ворует у своих крестьян предметы, даже совершенно ему не нужные.

Вещи же в большинстве своем были абсолютно ненужными, сломанными, затхлыми, пожелтевшими от старости. Плюшкин абсолютно безразличен к своему жилищу, все обрастает плесенью, паутиной и пылью. Вся мебель была старой и ветхой, как и сам дом. На стенах висели неказистые картины. 6. Плюшкин вместо вкусного обеда предлагает Чичикову сухарь и старую наливку.

Но Чичиков не стал дожидаться чая с сухарем, а вежливо отказался.
7. Плюшкин, потерявший всякое представление о реальной ценности вещей, торгуется по мелочам, выклянчивая, как милостыню, к назначенным Чичиковым тридцати копейкам «пристегнуть еще хоть по две».

От радости Плюшкин лишается на какую-то минутку дара речи, но уже в следующую мгновение к нему возвращаются привычные страх и забота 8. Своих крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, «как мухи», спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы Плюшкина.

Помещик Плюшкин-антипод богатых бизнесменов

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/35538158

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector