Образ руси и русского народа в поэме “мертвые души” гоголя (цитаты)

Россия и русский народ в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Образ Руси и русского народа в поэме

Интерес к творчеству Н. В. Гоголя не ослабевает и в наши дни. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что писатель сумел наиболее полно показать черты характера русского народа, величие и красоту Рос­сии.

Поэма «Мертвые души» начинается с изображения городской жизни. Пять глав произведения отведены на повествование о жизни чиновников, пять — на описание помещиков и одна — на биографию Чичико­ва.

В результате этого повествования создается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний. Помимо чиновников и помещиков автор изображает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян.

Все это складывается в сложную панораму жизни России, со­временной автору.

Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказыва­ет и о достоинствах русских людей и об их недостат­ках.

В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что мужики стояли возле кабака.

Бестолковыми показаны в поэме также дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, прося­щийся на заработки, а сам идущий пьянствовать; де­вочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево; Прошка и Мавра забиты и запуганы. Автор не обвиня­ет их в невежестве, это не их вина, он просто добро­душно смеется над ними.

Обратите внимание

А вот рассказывая о кучере Селифане и лакее Петрушке -дворовых слугах Чичи­кова, писатель проявляет к ним доброту и понимание.

Потому что Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что написано в кни­ге, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выхо­дит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». А раскрывая образ Селифана, Н. В. Го­голь показывает душу русского мужика и пытается ее понять.

Вспомним, что он говорит о значении почесы­вания в затылке у русского народа: « Что значило это почесывание? И что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная на завтра сходка со своим братом… или уже завязалась в новом месте ка­кая зазнобушка сердечная… Или просто жаль остав­лять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и вся­кую дорожную невзгоду? »

В произведении отражены социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепост­ной России тридцатых- сороковых годов девятнадцатого века. В это время страной правили помещики и чиновники. Н. В. Гоголь изображает также безотрад­ную картину жизни крестьян.

Помещики безжалост­но эксплуатируют их, продают и покупают как вещи, относятся к ним как к рабам. Боясь продешевить при продаже мертвых душ, Коробочка говорит Чичикову: «…никогда еще не случалось мне продавать покойни­ков. Живых-то я уступала, вот и третьего года проток-попу двух девок, по сту рублей каждую…».

Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умер­ших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещи­ки. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чер­тами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром.

Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но-обла­дает живым и бойким умом, это народ, «полный тво­рящих способностей души…».

Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме.

Важно

Максим Телятников, са­пожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Соро-коплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь боль­ше никаких экипажей и не делал, как только рессор­ные» .

А когда Чичиков отвечает ему, что они уж дав­но умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет… А в плечищах у него была такая силища, ка­кой нет у лошади…».

И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?».

Привлекает внима­ние образ плотника Степана Пробки, наделенного бо­гатырской силой, который, вероятно, исходил все гу­бернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плот­ник, трезвости примерной… А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!». Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.

Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его мужество и терпение, вспышки гнева и протеста рисует Н. В. Гоголь во время размышлений Чичикова над перечнем приобретенных им душ. В душе закрепощенного народа живет стремление к сво­боде.

В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков де­лает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые…

по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей.

В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.

Совет

Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу на­рода, придавленную, но не убитую крепостным пра­вом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоя­тельствах. Народ он изображает бодрым, живым, та­лантливым и полным сил.

Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичико­вым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.

По­шли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рука­вицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление настоящей Рос­сии — России будущей, идеальной. В лирических от­ступлениях автор обращается к «необъятному про­стору», «могучему пространству» русской земли.

Рос­сия встает перед нами во всем своем величии. Это вовсе не та страна, где чиновники берут взятки, поме­щики проматывают безжалостно свои имения, кре­стьяне пьянствуют, дороги и гостиницы всегда сквер­ные. Сквозь эту реальную Россию Н. В. Гоголь видит иную Русь, «птицу тройку».

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писа­тель видит страну великой, указывающей путь дру­гим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».

Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать глав­ная роль в мировом развитии. С таким оптимистиче­ским настроем и заканчивается поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Источник: http://5litra.ru/soch/124-rossiya-i-russkiy-narod-v-poeme-n-gogolya-mertvye-dushi.html

Образ Руси и русского народа в поэме Мертвые души

Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»

Автор: Гоголь Н.В.

Даже величайший гений недалеко бы ушел, если бы он захотел производить все из самого себя… Если есть в нас что-либо хорошее, так это сила и способность использовать средства внешнего мира и заставлять их служить нашим высшим целям.

Гете

Поэма “Мертвые души” — вершина творчества Н. В. Гоголя. В ней великий русский писатель правдиво изобразил жизнь России в 30-х годах XIX века. Но почему Гоголь называет свое произведение поэмой? Ведь обычно под поэмой понимается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Но перед нами прозаическое произведение, написанное в жанре романа-путешествия.

Все дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с “Божественной комедией” Данте.

Обратите внимание

Три части “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. В первой части представлены круги российского ада, а других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.

Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет “воскрешению” русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием.

Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в “птицу тройку”, а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее.

После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.

Само движение при этом называется “Божьим чудом”, а мчащаяся Русь именуется как “вдохновенная Богом”. Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: “Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?..

” Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли “любителя быстрой езды”. Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться с душой России.

Вообще замысел “изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров' дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы.

Гоголь показывает все слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.

Важно

Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа мо гут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей.

Коробочка говорит Чичикову: “Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы”. Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе.

Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: “Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства”. В поэме можно встретить дядю Митяя и дядю Миняя, которые не в состоянии развести лошадей на дороге. Дворовая Пелагея не знает, где правая сторона, где левая.

Но чему могла научиться эта несчастная девочка у своей “дубинноголовой” хозяйки?! Ведь для чиновников и помещиков крестьяне — это пьяницы, бестолковые, не способные ни к чему люди. Поэтому некоторые крепостные бегут от своих хозяев, не выдержав такой жизни, предпочитают тюрьму возвращению домой, как крестьянин Попов из имения Плюшкина.

Читайте также:  Краткое содержание "метель" пушкина: пересказ сюжета, повесть в сокращении

Но Гоголь рисует не только ужасные картины народной доли.

Великий писатель показывает, насколько русский человек талантлив и богат душою. Образы замечательных мастеровых, народных умельцев встают перед глазами читателя. С какой гордостью Собакевич говорит о своих умерших крестьянах! Каретник Михеев делал отличные экипажи и работу свою выполнял на совесть.

“А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика”, — убеждает Чичикова Собакевич, рассказывая об этом богатырского сложения человеке. Кирпичник Милушкин “мог поставить печь в каком угодно доме”, Максим Телятников шил прекрасные сапоги, и “хоть бы в рот хмельного”. Не был пьяницей русский мужик, говорит Гоголь.

Эти люди привыкли хорошо работать, знали свое ремесло.

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который “в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей”.

Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: “Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”. Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове.

Совет

Гоголь с огромной нежностью пишет о “расторопном ярославском мужике”, собравшем русскую тройку, о “бойком народе”, “бойком русском уме”.

Замечательно умеет русский человек использовать богатство народного языка. “Выражается сильно российский народ!” — восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, “которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”.

Но все таланты и достоинства простого народа еще сильнее оттеняют его- тяжелое положение. “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” — рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Безрадостное, но правдивое настоящее нарисовал Гоголь в своей поэме.

Однако у великого писателя-реалиста была светлая уверенность в том, что жизнь в России изменится. Н. А. Некрасов писал о Гоголе: “Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.”

Истинный патриот своей страны, страстно желавший увидеть счастливым русский народ, Николай Васильевич Гоголь бичевал уничтожающим смехом современную ему Россию. Отрицая крепостническую Русь с ее “мертвыми душами”, писатель выражал в поэме надежду на то, что будущее Родины не за помещиками или “рыцарями копейки”, а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/359555/obraz-rusi-i-russkogo-naroda-v-poeme-mertvye-dushi

Образ России и народа в поэме Н. Гоголя «Мёртвые души»

Образ России и народа. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Рос­сию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа.

Гоголь писал «Мёртвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России,понимавший свой народ и ненавидевший всё то, что ме­шало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошен­никами и пошляками. Полным контрастом предстаёт в изображе­нии писателя Россия народная, в которой он, по слову Белинско­го, увидел «плодовитое зерно русской жизни».

Обратите внимание

Чем дальше движется сюжет «Мёртвых душ», тем больше рас­ширяется поэтический диапазон поэмы, ярче вырисовывается поэтический облик народа и России. Гоголь чувствует душу рус­ского народа.

В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. Рассуждения Чи­чикова о крепостных и беглых крестьянах имеют глубокое значе­ние. Крестьяне, несмотря на крепостное право, не стали рабами по натуре.

Они бегут из помещичьих усадьб на окраины России. Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бур­лаков.

Писатель не верит в покорность и смирение мужика. «Бог ве­дает, трудно знать, что думает дворовой крепостной человек в то время, когда барин ему даёт наставления», — многозначительно замечает писатель. Непокорные мужики селений Вшивая Спесь и Боровки снесли с лица земли земскую полицию. Гоголь далёк от революционных настроений, но в данном случае он восхища­ется своим народом.

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крес­тьян, «словно бы они все живы и здоровы».

Давно уже нет на свете непревзойдённого умельца — печника Милушкина, или искусней­шего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятни- кова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива.

Чичиков, возвратившись в город, с необыч­ным для него искренним волнением и юмором размышляет о го рестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал своё сер­дце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где пред­стаёт перед нами образ Руси и её народа.

Важно

Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стреми­тельно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колоколь­чик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мёр­твые души» — «удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный».

Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей кни­ги. Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок.

А весь рису­нок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки с зловещими черепами — весь этот рисунок сделан чёрным по светло-жёлтому.

И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по чёрному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Чёр­ной силе «мёртвых душ» противостояло светлое, жизнеутвержда­ющее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-rossii-i-naroda-v-poe-me-n-gogolya-myortvy-e-dushi/

Образ Руси и русского народа в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”

Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма “Мертвые души”, в которой великий русский писатель правдиво изображает жизнь России в 30-х годах XIX века.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Обычно под поэмой подразумевается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Однако перед нами прозаическое произведение в жанре романа-путешествия.

Дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с “Божественной комедией” Данте.

Совет

Три части “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”.

В первой части представлены круги российского ада, а в других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.

Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет “воскрешению” русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием.

Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в “птицу тройку”, а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее.

После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.

Само движение при этом называется “Божьим чудом”, а мчащаяся Русь именуется как “вдохновенная Богом”. Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: “Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?..

” Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли “любителя быстрой езды”. Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться душой с Россией.

Вообще замысел “изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров” дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы.

Обратите внимание

Гоголь показывает все социальные слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.

Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа могут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей.

Коробочка говорит Чичикову: “Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы”. Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе.

Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: “Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства”.

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который “в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей”.

Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: “Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”. Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове.

Совет

Гоголь с огромной нежностью пишет о “расторопном ярославском мужике”, собравшем русскую тройку, о “бойком народе”, “бойком русском уме”.

Важно

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним.

Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси.

Гоголь образно сравнивает Русь “с бойкой и необгонимой тройкой”, несущейся вперед.

Русский человек замечательно умеет использовать богатство народного языка. “Выражается сильно российский народ!” — восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, “которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово”.

Однако, все таланты и достоинства простого русского народа очень сильно оттеняют его тяжелое положение. “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” — рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Правдивое и безрадостное настоящее русских крестьян нарисовал Гоголь в своей незабываемой поэме.

Но великий писатель-реалист был всегда уверен в том, что жизнь в России изменится. Станет светлее и радостнее. Н. А. Некрасов высказывался о Гоголе: “Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья”.

Как истинный патриот своей страны, Николай Васильевич Гоголь страстно желал увидеть счастливым русский народ, уничтожающим смехом бичевал современную ему Россию в своем замечательном произведении.

Читайте также:  Мораль басни "вельможа и поэт" крылова (анализ, суть, смысл)

Он отрицал крепостническую Русь с ее “мертвыми душами” и выражал надежду, что будущее любимой Родины не за помещиками или “рыцарями копейки”, а за хранителем небывалых возможностей — великим русским народом.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/obraz-rusi-i-russkogo-naroda-v-poeme-nikolaya-gogolya-mertvye-dushi.html

Образ народа в поэме Гоголя «Мертвые души»

Образ народа в поэме Гоголя «Мертвые души» 5.00/5 (100.00%) 3 votes

Поэма «Мертвые души» называют вершиной творчества великого русского писателя.

Гоголь правдиво изобразил социальную ситуацию 30-х годов 19 столетия и нравы, царившие в то время.

Свою идею изъездить всю Россию и собрать разнообразные русские характеры, Гоголь собрал воедино в своей поэме, показав народную, чиновничью Россию.

Жизнь простого русского народа была полна страданий. Об этом четко говорит Гоголь, рисуя безрадостную картину крепостнической России.

Совет

Крестьяне находятся в положении рабов, а господам можно делать с ними все, что угодно. Крепостное право – это темное пятно на истории нашей страны, которых было не мало. Увы, но это стоит признать.

Многие дворяне рассматривают крепостных, как часть своего хозяйства, но никак не людей.

Многие представители народа живут «по накатанной», изредка жалуясь на свою долю. Мало кто из них восставал против своей участи. Многие представители народа настолько не образованы, что не знают, где правая, а где левая сторона. Словом, ужас и нищету показывает Гоголь.

Несмотря на то, что степень образованности простого народа была равна нулю, Гоголь показывает, как одарена русская душа.

Какие интересные, уникальные и оригинальные вещи может сделать простая огрубевшая рука русского мужика! С какой гордостью Собакевич вспоминает своих мастеровых, которые умерли? Они были одарены плотницки, умели чинить все, что только можно исправить.

Простая деревенская смекалка проскакивает в образе Еремея Сорокоплехина, который    торговал в Москве и приносил барину неплохой доход. Причем, работоспособность простых крестьян признавали их господа. Но они говорили об этом свысока, не хваля их простодушно или из недр самого сердца.

Гоголь совсем по-другому относится к простому народу. В каждой строчке его бессмертного произведения скользит нежность к умельцам, к невежественным мужикам и забитым крепостным девчонкам. Гоголь поражается, как при таком невежестве, русский народ придумывает замечательные шутки и прибаутки, выражается размашисто и интересно.

А богатство русской души, которое присуще только простому человеку, просто потрясло воображение автора. И здесь отчетливо прослеживается противопоставление простого русского народа той России, в которой живет Гоголь. Она состоит из подлетов и обманщиков, предателей и подхалимов. Именно они составляют сословие дворян, купцов.

Обратите внимание

Немногочисленные передовые умы страны были упрятаны в застенки или сосланы в ссылку.

Источник: https://online-urok.ru/obraz-naroda-v-poeme-gogolya-mertvyie-dushi/

Образ руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинения по литературе: Образ руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

«Мертвые души» – произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни.

В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной.

Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России.

Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».

Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».

Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер.

Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова.

«Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, – вспоминал Гоголь, – что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, – то ухабы, то пыль, то непролазная грязь.

В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств.

Важно

неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков.

Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)

Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны.

«Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора.

Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»

Русь, народ, его судьба… «Души живые» – это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.

Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.

Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, – в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа.

Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).

Совет

Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».

Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» – все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.

Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм.

Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния.

Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ.

На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» – восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.

Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/obraz-rusi-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Образ народа в поэме «Мертвые души»

Образ народа в поэме “Мертвые души”

Поэма “Мертвые души” в творчестве Н.В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя – показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки.

Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их мир описан очень образно. На мой взгляд, он разделяется на несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и характеризующий его мирок крестьян. Сами крестьяне не описаны, но мы можем судить о них по их жилищам.

У Манилова, например, “темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы”. У Коробочки были уже другие избы, “которые хотя были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей”. Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления – мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть – “плохо скроенными, да крепко сшитыми”.

Обратите внимание

Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми, обветшалыми, практически ненужными.

Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый – это сильно отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка. Также на страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного – так называемого “центрального” мира крестьян, представленного в конкретных ситуациях.

Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира “живых”. С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов главных героев.

После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне – собственность помещика, умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с жизненными принципами мещанина.

Следующие напоминания о данном мире показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как “мир живых”, ушедших из “мира мертвых”.

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира.

В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь “с бойкой и необгонимой тройкой”, несущейся вперед.

В продолжение всего повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно униженными помещиками, чиновниками, служащими.

Важно

Описание данного мира начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность.

Читайте также:  Вопросы с ответами по роману "дубровский" пушкина, анализ произведения

Но, с другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы.

Следующие колоритные представители “центрального” мира, показанные в поэме, – два мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию, но их речь все-таки хромает. Самым красочным персонажем среди крестьян, на мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил “претолстое бревно … подобно неутомимому муравью, к себе в избу”. Он выражает собой всю размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его устами “метко сказанное русское слово”.

Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является рассуждение о судьбе Руси. Сравнивая ее “необъятные просторы” с неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду:

“Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! – Русь!”

Источник: http://diplomba.ru/work/98219

«Живая Русь» в поэме «Мертвые души»

Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич. 

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества. 
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться.

Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы.

Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.  

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы “Мертвые души”, несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало.

Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее.

Совет

В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому , к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Мертвые души Гоголя: жанр, сюжет, характеристика героев
Следующая тема:   Гуманистический идеал Гоголя: двойной смысл его произведений

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/zhivaya-rus-v-poehme-mertviye-dushi

Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Коллекция сочинений: Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

“Мертвые души» – вершина в творчестве Н. В.Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа.

Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули “серенькие бревенчатые избы» и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших “изорванный бредень».

В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: “… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…» У того, кто “плохо кормит людей», они и “мрут, как мухи», многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко.

Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила» третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую». Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава.

Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: “… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы».

Помещики, изображенные в поэме, – не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом.

Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого.

Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных.

Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян.

Обратите внимание

Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли.

Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область.

В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах.

Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается в том, что они-то уже закопаны в землю. Мертвые поменялись местами с живыми.

В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, “всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах».

Максим Телятников, сапожник, “учился у немца… был бы чудо, а не сапожник», а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он “попивать да валяться по улицам». Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу.

В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет.

С горьким сожалением звучит авторское обобщение: “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина.

Важно

Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку “под одну бесконечную, как Русь, песню».

Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья.

В лирической части “Мертвых душ» автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, – “меткое русское слово», “чудо-дорога», “Русь моя», “птица-тройка».

Автор восхищается меткостью русского слова: “Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…» Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках.

В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: “Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором». Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается “из-под самого сердца».

Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий “тайной силой». Он не даром говорит о “чудном, прекрасном далёке», из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль “могучего пространства»: “у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..

» Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени.

Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, “как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города».

В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику “чудных замыслов, поэтических грез», “дивных впечатлений». “Русь-тройка» – емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее.

Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: “Русь, куда же несешься ты?» Русь-тройка возносится в другое измерение: “кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг» “и мчится вся вдохновенная Богом».

Совет

Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, “добродетельные» люди, живые души, способные спасти страну.

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-rusi-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector