Куприн Гранатовый браслет
Значительное место в русской литературе занимает писатель Александр Иванович Куприн, который создал много замечательных произведений. Но именно «Гранатовый браслет» привлекал и привлекает читателя своим понятным, но таким глубоким смыслом и содержанием.
До сих пор не умолкают споры вокруг этого рассказа, а его популярность не ослабевает. Куприн решил наделить своих героев самым редким, но самым настоящим даром — любовью, и это ему удалось.Грустная история любви положена в основу повести «Гранатовый браслет».
Настоящая, самоотверженная, верная любовь — это глубокое и искреннее чувство основная тема рассказа великого писателя.
История создания рассказа «Гранатовый браслет»
Свой новый рассказ, который известный писатель Куприн задумывал как повесть, Александр Иванович начал писать осень 1910 года в украинском городе Одессе. Он думал, что сможет написать его за несколько дней, и об этом даже сообщает в одном из писем к другу, литературному критику Клестову.
Он писал ему о том, что совсем скоро отошлет знакомому книгоиздателю свою новую рукопись. Но писатель ошибся.Рассказ вышел из положенного сюжета, поэтому и занял у писателя не несколько дней, как он планировал, а несколько месяцев. Известно также, что в основу произведения положена история, которая произошла в действительности.
Об этом и сообщает Александр Иванович в письме к филологу и другу Фёдору Батюшкову, когда, описывая ему, как проходит работа над рукописью, напоминают тому и о самой истории, которая легла в основу произведения:
«Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П.
Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильне)».
Признавался он в письме к другу Батюшкову, датированного 21 ноября 1910 года, что работа над новым произведением идет тяжело. Он писал:
Известно, что и в декабре рукопись ещё не была готова, но зато усиленно шла работа над ней, и в одном из писем Куприн сам дает оценку своей рукописи, говоря о том, что получается довольно «милая» вещь, которую уже и комкать не хочется.
Рукопись увидела свет в 1911 году, когда ее напечатали в журнале «Земля». На тот момент в ней еще было и посвящение другу Куприна, литератору Клестову, который принимал живое участие в ее создании.
У рассказа «Гранатовый браслет» был и эпиграф – первая нотная строка из одного сонета Бетховена.
Сюжет рассказа
Композиция рассказа состоит из тринадцати глав. В начале рассказа повествуется о том, как трудно пришлось княгине Вере Николаевне Шеин. Ведь в начале осени она жила еще на даче, тогда, как все соседи уже давно переехали в город из-за непогоды. Молодая женщина этого сделать не могла, так как в ее городском доме шел ремонт.
Но вскоре погода успокоилась, и даже выглянуло солнышко. С теплом улучшилось и настроение главной героини.
Во второй главе читатель узнает о том, что день рождение княгине нужно было отметить с пышностью, ведь этого требовало положение мужа. На 17 сентября было назначено торжество, которое явно было не по средствам семьи.
Все дело в том, что ее муж уже давно разорился, но все еще не показывал этого окружающим, хотя на семье это сказывалось: Вера Николаевна не только не могла себе позволить лишнего, она даже экономила на всем. В этот день приехала помогать молодой женщине ее сестра, с которой княгиня была в хороших отношениях.
Анна Николаевна Фриессе совсем не была похожа на свою сестру, но родственницы очень были привязаны друг к другу.
В третьей главе писатель рассказывает о встрече сестер и о прогулке у моря, где Анна и вручила сестре свой ценный подарок – записная книжка, у которой была старинная обложка.
Четвертая глава перенесет читателя в тот вечер, когда на торжество стали съезжаться гости. Среди прочих приглашенных был и генерал Аносов, который являлся приятелем отца девушек и с детства знал сестер. Девушки же его называли дедушкой, но делали это мило и с большим уважением и любовью.
Пятая глава рассказывает о том, как весело проходил вечер в доме Шеиных. Князь Василий Шеин, муж Веры постоянно рассказывал истории, которые произошли с его родственниками и знакомыми, но делал это так ловко, что гости уже даже не понимали, где все-таки правда, а где вымысел.
Вера Николаевна собралась давать распоряжение подавать чай, но, пересчитав гостей, сильно испугалась. Княгиня была женщиной суеверной, а гостей за столом оказалось тринадцать человек.
Выйдя к горничной, она узнала, что посыльный принес подарок и записку. Вера Николаевна начала с записки и сразу же, с первых строк, поняла, что она от ее тайного поклонника. Но ей стало немного не по себе. Посмотрела женщина и на браслет, он был прекрасен! Но перед княгиней стал важный вопрос о том, стоит ли показывать этот подарок мужу.
Шестая глава – это история княгини с телеграфистом. Муж Веры показывал свой альбом с веселыми картинками и одна из них – это история его жены и мелкого чиновника. Но она пока еще не была закончена, поэтому князь Василий начал просто ее рассказывать, не обращая внимания на то, что жена была против этого.
В седьмой главе княгиня прощается с гостями: часть из них отправилась домой, а другая разместилась на летней террасе. Улучив минутку, молодая женщина показывает письмо от своего тайного поклонника мужу.
Генерал Аносов, уезжая в восьмой главе, слушает историю Веры Николаевны о письмах, которые уже давно пишет тайный отправитель, а затем сообщает женщине, что настоящая любовь встречается довольно редко, но вот ей повезло. Ведь этот «безумец» любит ее самоотверженной любовью, о которой может мечтать каждая женщина.
В девятой главе муж княгине и ее брат обсуждают дело с браслетом и приходят к выводу, что эта история не только затянулась, но и может отрицательно сказаться на репутации семьи. Перед сном они решают завтра найти этого тайного поклонника Веры Николаевны, вернуть ему браслет и навсегда покончить с этой историей.
В десятой главе князь Василий и брат девушки Николай находят Желткова и просят навсегда покончить с этой историей. Муж Веры Николаевны почувствовал в этом человеке трагедию его души, поэтому разрешает написать последнее письмо его жене. Прочитав это послание, княгиня сразу поняла, что этот человек обязательно что-то сделает с собой, например, убьется.
В одиннадцатой главе княгиня узнает о смерти Желткова и читает его последнее письмо, где ей запоминаются следующие строки: «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Княгиня решает поехать на его похороны и посмотреть на этого человека. Муж не возражает.
Двенадцатая и тринадцатая главы – это посещение покойника Желткова, чтение его последнего послания и разочарование женщины в том, что настоящая любовь прошла мимо нее.
Характеристика действующих лиц
Действующих лиц в произведении немного. Но стоит остановиться более подробно на главных героях:• Вера Николаевна Шеина.• Господин Желтков.Главная героиня рассказа – это Вера Николаевна Шеина. Она происходит из старинного дворянского рода. Вера нравится всем окружающим, так как она очень красива и мила: нежное лицо, аристократичная фигура. Она уже шесть лет замужем.
Муж занимает важное место в светском обществе, хотя имеет материальные проблемы. У Веры Николаевны хорошее образование. У нее есть еще брат Николай и сестра Анна. Живет она с мужем где-то на берегу Черного моря. Несмотря на то что Вера является суеверной женщиной и совсем не читает газет, азартные игры она любит.
Еще одним главным и важным героем рассказа является господин Желтков.
Худой и высокий мужчина с нервными пальцами был небогатым человеком. На вид ему было лет тридцать пять. Он состоит на службе в контрольной палате, но должность занимает невысокую – мелкий чиновник. Куприн характеризует его, как скромного, воспитанного и благородного человека. Этот образ Куприн срисовал с реального человека.
Прототипом главного героя стал мелкий чиновник телеграфа Желтиков П.П.
Есть и другие персонажи в этом рассказе:✔ Анна.✔ Николай✔ Муж главной героини, Василий Шеин.✔ Генерал Аносов.✔ Другие.Каждый из героев сыграл свою роль в содержании рассказа.
Детали в романе
В рассказе «Гранатовый браслет» много важных деталей, которые позволяют более глубоко раскрыть содержание произведения. Но особенно среди всех этих деталей выделяется гранатовый браслет. По сюжету главная героиня Вера получает его в подарок от тайного поклонника. Но предварительно Желтков, который и является тайным поклонником, кладет его в яркий красный футляр.
Куприн дает подробное описание браслета, заставляя восхищаться его красотой и изысканностью: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами».
Но особое внимание привлекает дальнейшее описание драгоценного браслета: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с горошину». Писатель рассказывает и об истории этого браслета, подчеркивая, таким образом, как важен он был для мелкого чиновника Желткова.
Писатель пишет о том, что это дорогое украшение принадлежало еще прабабке главного героя, а последним, кто носил его, была его покойная мать, которую он очень сильно любил и хранил о ней самые теплые воспоминания. Зеленый гранат посередине браслета, по словам мелкого чиновника, имел свою старинную легенду, которая передавалась в семье Желткова из поколения в поколения.
По этому преданию человек освобождается от тяжелых мыслей, женщина получает в награду еще и дар провидения, а мужчина будет защищен от любой насильственной смерти.
Критика о повести «Гранатовый браслет»
Литераторы высоко оценили мастерство Куприна.Первый отзыв произведению дал Максим Горький в одном из писем в 1911 году. Он был в восхищении от этого рассказа и постоянно повторял о том, что написано чудесно и что начинается наконец-то хорошая литература. Прочтение «Гранатового браслета» для известного революционного писателя Максима Горького стало настоящим праздником. Он писал:
«А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна… Чудесно!».
Источник: https://gfom.ru/kuprin_granatoviy_braslet.php
Характеристика рассказа «Гранатовый браслет» Куприна А.И
Рассказ был опубликован в 1911 г. в альманахе “Земля” и вызвал заинтересованные отклики критиков (М. Горький, А. Горнфельд и др.). Сам Куприн назвал это произведение своей “самой целомудренной вещью” о любви. В экспозиции рассказа запечатлелась объемная перспектива природной жизни.
Картины причерноморского ландшафта предстают здесь в разноплановых психологических оттенках, сопряженных как с тревожным ощущением властной, иррациональной морской стихии (“отвратительные погоды”, “свирепый ураган”, “густой туман”, “огромная сирена на маяке ревела днем и ночью”), так и с зарисовками умиротворенной поры предосенних “тихих безоблачных дней”.
Эти контрасты природного мира предугадывают дальнейшие художественные прозрения стихий человеческой души, сокрытых за будничным течением жизни, а также становятся первоначальным фоном образа центральной героини — “княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства”.
На пропущенную через грустно-элегический настрой повествователя картину мира (“еще печальнее было видеть оставленные дачи… жалкий скарб” перебиравшихся в город курортников) в экспозиции накладывается сквозной, идущий уже от мирочувст-вия Веры мотив увядания, “осени” жизни.
В призме ее восприятия здесь передаются “осенний, травянистый, грустный запах”, “высокомерная красота” садовых цветов, среди которых были “бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся”.
Ho как бы в предвосхищение последующих взволнованных переживаний героини противовесом всеобщему увяданию здесь становится скрытое напоминание о грядущем цветении бытия: цветы осыпали “семена будущей жизни”.
Эти детали психологического пейзажа открывают путь к постижению душевного мира героини, где за увядшими супружескими чувствами, за всепоглощающей повседневной суетой (в день именин Веры муж уехал “по спешным делам в город”), за обытовлением жизни, знаком которого становятся подаренные мужем невыразительные серьги — “грушевидные жемчужины”, — проступает иное, одухотворенное начало внутреннего бытия Веры, овеянное “отдаленными воспоминаниями детства”, а также связанным с днем именин ожиданием “чего-то счастливо-чудесного”. Постижение тайны женской души, столь характерное для литературы Серебряного века, осуществляется у Куприна путем контрастно-сопоставительного изображения психологических портретов двух героинь — сестер Веры и Анны. “Аристократическая красота”, царственное спокойствие “холодного и гордого лица” Веры оттеняются при запечатлении загадочных наследственных сил, “монгольской крови” отца, предопределивших облик Анны. Ее погруженность в поток светской суеты парадоксально сочетается с “непонятной прелестью”, “грациозной некрасивостью”, “глубокой женственностью всех черт”, с ее “веселой безалаберностью”, “милыми противоречиями”, которые исподволь напоминают о гораздо более явной по сравнению с Верой семейной драме.
С появлением Анны в рассказе получают развитие образы таинственных стихий природного бытия. Глубоко символичен эпизод, когда Анна эмоционально реагирует на приближение к обрыву: эта власть стихии над человеческой душой, которая в начале рассказа проявилась в упоминании о гибели рыбаков в море, затем обнаружится во внезапных поворотах судьбы Веры, в истории любви и гибели Желткова, в завораживающем душу героини звучании музыки Бетховена…
Через утонченное эстетическое чувство Анны, распознающей розовые оттенки лунного света, запах резеды, присущий морской воде, в рассказе утверждается величие художественного восприятия бытия, которое со всей силой выразится в финальной части произведения.
По контрасту с поэзией природы, ее великими, щедрыми дарами (“черные обильные гроздья…
тяжело свисали между темной, кое-где озолоченной солнцем зеленью”) в рассказе выведены ироничные зарисовки гостей на именинах Веры, воплощающих собой накипь светской праздности карточных игр, салонного пения, кокетства.
На фоне этой мозаики публичной жизни рельефно выделяется фигура генерала Аносова, воплощающего излюбленный у Куприна тип бывалого человека, чьи внутренние красота и достоинство прорастают из величавой простоты и мужественного взгляда на житейские невзгоды: “Te чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ”.
В изображении этого социально-психологического характера простого русского солдата, с его “бесхитростной, наивной верой”, “ясным, добро-душно-веселым взглядом на жизнь”, значительную роль играют портретные детали (“величественная голова”, лицо, “какое свойственно мужественным и простым людям”), подробности его речевого поведения (“ласковый хриповатый…
решительный бас”, “эпически спокойные, простосердечные рассказы”). Предыстория этого героя воссоздает значительный исторический пласт, связанный и с появлением фигур Радецкого, Скобелева, и с упоминанием о польском мятеже, о переправе через Дунай, об атаке Плевны, переходе через Балканы…
В то же время здесь раскрылись благородство, широта народного характера, проявившиеся и в отказе Аносова расстреливать пленных во время польского мятежа, и в его душевной заботе о младших офицерах, в способности совершать подвиги “без тени вызова и рисовки”.
Особый аристократизм, “скрытая нежность” души Аносова выразились в истории его трогательной дружбы с князем Мирзой-Булат-Тугановским, в сокровенной “потребности сердечной любви”, которую он после смерти князя перенес на его дочерей.
Внутренняя, до конца не высказанная боль Аносова, сопряженная с неудачной женитьбой, где любовь оказалась подмененной дешевой сентиментальностью и растворилась в потоке повседневности, а также с последующей семейной драмой (“Жена сбежала от него с проезжим актером, пленясь его бархатной курткой и кружевными манжетами”), приводит его к пронзительным раздумьям об об-мельчании любовного чувства в современном мире. Этот мотив приоткрывает новое, бытийное измерение в центральной сюжетной линии рассказа и оказывается созвучным авторской героикоромантической концепции любви.
Символическая емкость купринской предметной детализации проявилась в описании подарка Желткова. Обращает на себя внимание разительное несоответствие “низкопробного”, “очень толстого браслета” и украшающих его камней.
Этот контраст “оболочки” и внутреннего содержания проецируется на последующее изображение бедного, социально униженного “маленького” человека, таящего, однако, в себе незаурядное чувство прекрасного. При характеристике камней особенно выделяется помещенный посередине редчайший в своем роде зеленый гранат, окрашенный в цвет жизни и причастный чудесному измерению бытия.
Окружающие его пять гранатов-кабашонов — “пять алых кровавых огней” также наделены таинственной силой (“густо-красные живые огни”), но в тревожных предчувствиях Веры они ассоциируются с кровью, смертью, с роковыми поворотами жизненного пути.
В этой символической зарисовке сведены воедины полюса человеческой судьбы, дается ключ к восприятию драмы Желткова — его любви, воплощающей высший расцвет жизни души и в то же время неизбежно обрекающей на гибель.
Личность Желткова приоткрывается и через его любовное письмо.
В характеристике “великолепно-каллиграфического почерка”, которым оно написано, просматривается ассоциация с гоголевским изображением “маленького” человека в “Шинели”. В содержании и стиле письма, как и при описании браслета, на первый план выдвигается контраст в качестве главного принципа авторского видения внутренней жизни персонажа.
Сквозь униженную робость признаний Желткова в “благоговении, вечном преклонении и рабской преданности”, в словах о “верноподданическом подношении” неожиданно обнаруживается достигнутая в любовном переживании высота духа, избавляющая личность от эгоистических проявлений. В финальной же фразе (“Ваш до смерти и после смерти покорный слуга…”) традиционная формула вежливости, видоизменяясь, наполняется бытийным
смыслом и становится невольным пророчеством о трагедийной перспективе выражаемого чувства.
Особый ритм купринского повествования в центральной части рассказа обусловлен парадоксальным наложением далеких, внутренне полемичных образных рядов.
Так, на сокровенные признания Желткова, на изображение его таинственного дара накладывается калейдоскоп обезличенных светских разговоров — рассказы Анны о благотворительных мероприятиях, насмешливо трактуемые князем Василием Львовичем истории любви.
Кульминацией этих светских бесед выступает направленное на профанацию подлинного чувства повествование князя о “княгине Вере и влюбленном телеграфисте”, где происходит намеренная путаница инициалов Желткова и в сниженно-пародийном виде предвещается трагедия героя, якобы завещавшего “передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами”.
Далее подобное композиционное столкновение интимного, индивидуального и усредненно-публичного наблюдается в резкой смене этих “забавных” светских историй раздумьями Аносова, наполненными глубокими и мудрыми обобщениями о загадках человеческой судьбы.
Композиционное мастерство Куприна проявилось в том, что возникающие в процессе развертывания воспоминаний генерала “вставные” новеллы предваряют драматичную динамику судеб Желткова и Веры в финальной части рассказа, формируют необходимый контекст художественного осмысления любви “маленького” человека.
Уже на стилевом уровне обезличенной болтовне гостей противопоставляется “уютная прелесть”, “несколько книжный характер” причастного к миру высокой культуры “неторопливого и наивного повествования” Аносова.
Различные, подчас парадоксальные лики любви прорисовываются в романтической истории чувства Аносова к болгарке; в рассказе о жене полкового командира и прапорщике, который ради возлюбленной бросился под поезд, искалечил себя и впоследствии “пропал… стал попрошайкой…
замерз где-то на пристани в Петербурге”; в истории, когда капитан — “храбрый солдат” — по одному лишь слову неверной жены берег своего соперника-поручика на поле боя.
Любовное чувство, сопряженное в этих историях как с окрыленностью души, так и с роковым самоиспепелением, увидено здесь во множестве психологических оттенков, иррациональных проявлений и выводит рассказчика и автора к масштабным философским и социопсихологическим обобщениям.
Размышления о глубинах женской души, о доминировании “материнского” начала в интимном переживании побуждают Аносова с тревогой отмечать пренебрежение к этой тайне в современном мире: “Целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью”.
Особой психологической достоверности автор достигает, выражая трагедийно-романтическую концепцию любовного чувства, имеющего бытийные, внесоциальные приоритеты, речами старого боевого генерала, далекого от поверхностной юношеской восторженности: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Затронутая Аносовым проблема семейных отношений, вопрос о степени духовной оправданности брачного союза, подчас не сохраняющего в себе истинного чувства, вписываются в контекст тех общественно-литературных дискуссий о семье и браке, которые активно велись на рубеже XIX—XX вв. Данные споры находили свое отражение в трудах мыслителей этого времени (В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, П.
Флоренский, И. Ильин и др.), семейные отношения получили глубокое осмысление и в литературе — в произведениях М. Горького (“Мещане”, “Детство”, “Дело Артамоновых”), С. Найденова (“Дети Ванюшина”), Е. Чирикова (“Иван Мироныч”) и др.
Созвучный проблематике купринского произведения художественный интерес к материнской ипостаси женской души особенно ярко проявился в ряде рассказов Горького 1910-х гг. из цикла “По Руси” (“Рождение человека”, “Женщина”, “Едут”, “Страсти-мордасти”).
В предварение дальнейшей сюжетной динамики рассказа Аносов делится своими соображениями и об истории Веры, воздерживаясь от однозначной оценки Желткова и допуская здесь как “ненормальность”, так и уникальное проявление “такой любви, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
Сюжетным центром рассказа Куприна становится изображение судьбы “маленького” человека, история его любви. Как и в случае с “Шинелью” Гоголя, сюжет которой начинался, согласно воспоминаниям литератора П. Анненкова, с канцелярского анекдота, событийной основой повествования о Желткове также послужил анекдотический случай еще 1900-х гг. из семейной жизни знакомых Куприна — супругов Д.Н. и Л.
И. Любимовых, когда Л.И. Любимова стала предметом страстной любви телеграфного чиновника П.П. Жолтикова. При изображении Желткова, не названного по имени чиновника, который “где-то служит”, снимает комнату в доме, где “заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой”, возникают ассоциации не только с Гоголем, но и с пушкинским Евгением из “Медного всадника”.
При создании этого психологического портрета Куприн от бытового плана настойчиво устремляется к бытийному измерению личности героя. Первоначальным фоном образа Желткова становится сгущенный быт (“комната была низка… похожа на кают-компанию грузового парохода”), затушевывающий проявления его индивидуальности: “Лица хозяина сначала не было видно”.
Ho постепенно сквозь подробности неловкого, внешне заискивающего поведения Желткова в штрихах к его динамичному портрету проступают признаки душевной утонченности и артистизма: это и общий облик героя (“высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”), и “нежное девичье лицо”, и глубина глаз, и “упрямый детский подбородок с ямочкой посредине”.
Подобное преодоление внешней униженности силой внутренней значительности будет запечатлено и в посмертном портрете Желткова, где лицо прошедшего через великую любовь и испытания “маленького” человека, который даже теперь не избежал некоторой ущемленности (“подсунули маленькую подушку”), сопоставляется, однако, с “масками великих страдальцев — Пушкина и Наполеона”.
Примечательна и речь персонажа: покорное следование сословной субординации (“ваше сиятельство”, “трудно выговорить такую фразу”) уступает место тому величавому достоинству личности, которое проявится в его последней любовной исповеди. Судьба и гибель Желткова постигаются во взаимоотражении различных, подчас внутренне полемичных ракурсов художественного изображения.
Это и “опережающие” характеристики генерала Аносова; и столкновение “прокурорского” взгляда Николая Николаевича, усматривающего в чувствах Желткова лишь “декадентство”, с вдумчивой оценкой со стороны князя Василия Львовича (“присутствую при какой-то громадной трагедии души”).
Это и официальное газетное сообщение о самоубийстве растратившего казенные средства чиновника; и исповедальное письмо самого героя, где узость его кругозора (“меня не интересует в жизни ничего”) искупается силой любви, причастной молитвенным, религиозным устремлениям души (“Да святится имя Твое”); и сочувственное отношение квартирной хозяйки, сохранившей в памяти психологические подробности состояния героя в последние часы его земной жизни (“вернулся такой веселый” после разговора с Верой). Ho итоговый и самый глубокий ракурс художественного постижения судьбы героя возникает в финальной главке, где мощным противовесом обыденному восприятию “мертвеца со смешной фамилией Желтков” становится обозначенный еще в эпиграфе развернутый музыкальный образ из Второй сонаты Бетховена. Устремление к синтезу, взаимопроникновению словесного искусства с искусством музыкальным было заветным в художественном сознании Серебряного века и в разных формах проявилось в творчестве К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, С. Есенина, И. Бунина, М. Цветаевой и др.
Воплощенная в возвышенном художественном слове бетховенская мелодия, сквозным мотивом которой становится молитвенное преклонение перед любимым существом (“Да святится имя Твое”), вбирает в себя исповедь героя, которая доносится уже из иного мира: “я предвижу”, “вспоминаю”, “молюсь”, “расскажу в нежных звуках свою жизнь”… Через музыкальные образы в финальной части рассказа высвечиваются грани разнонаправленных, эмоционально несхожих переживаний как Желткова, так и внимающей этим звукам Веры: радостные, молитвенные состояния души, “сладкая грусть” предвидения неизбежных страданий и смерти, ощущение неизбывной связи человеческого и природного бытия. Именно в сфере великого искусства здесь происходят сокровенная встреча и примирение “не встретившихся” в земной жизни человеческих душ, благодаря чему художественное время и пространство в заключительных картинах рассказа размыкаются в бесконечность, в область вечной красоты.
Таким образом, в рассказе “Гранатовый браслет” через существенное переосмысление классической для русской литературы темы “маленького” человека выразилась целостная авторская концепция любви. Самобытность образных, композиционных решений в произведении Куприна соотносится с характерными для прозы начала XX в. поисками новых выразительных возможностей слова, с творческими экспериментами в плане художественного психологизма, лейтмотивной организации повествования, усложнения структурных принципов изображения мира и человеческой души.
Источник: https://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3590-kharakteristika-rasskaza-granatovyj-braslet-kuprina-a-i
«Гранатовый браслет» А. И. Куприн Кратко
В 1910 году великий русский писатель А.И. Куприн написал повесть «гранатовый браслет». Интересно, что основано произведение на реальных событиях, и в эпиграфе упоминается Вторая соната Бетховена. И неспроста, ибо эта соната – важная деталь сюжета.
Краткий пересказ сюжета повести Куприна «Гранатовый браслет»
Княгиня Вера Шеина принимает гостей на даче. У неё именины. Горничная вручает ей свёрток, в котором записка и подарок от давнего поклонника — гранатовый браслет.
Это украшение не простая безделушка, а семейная реликвия, которая много лет служила оберегом. Вера оставляет презент в тумбочке, чтобы позже рассказать о нём супругу.
Затем именинница провожает одного из гостей почтенного возраста и тот говорит с ней о существовании настоящих чувств. Вера рассказывает ему, что в её жизни есть тайный поклонник.
Муж Веры принимает решение вернуть подарок и разыскивает его отправителя по фамилии Желтков. Тот просит о последнем желании якобы перед отъездом: написать письмо для Веры.
Господин Шеин разрешает ему это и затем передаёт прощальную записку своей жене. Утром из газет становится известно, что воздыхатель Веры покончил с собой.
Вера просит мужа позволить ей проститься с поклонником и спешит на квартиру Желткова.
В гробу Желтков умиротворённо улыбается. Вера кладёт в гроб розу, понимая, что мимо неё прошла любовь, о которой можно только мечтать. А вечером княгиня просит пианистку сыграть «Аппассионату» Бетховина, послушать которую завещал ей её тайный поклонник.
Повесть «Гранатовый браслет» Краткое содержание по главам
Глава 1
Сначала читатель узнаёт о том, как серьёзно портится погода в середине августа на северном побережье Чёрного моря. И портилась погода по-разному. Бывало, что над сушей и морем появлялся густой туман, и только сирена маяка позволяла кораблям худо-бедно находить безопасную пристань.
Порой целые сутки моросил занудный дождь, из-за коего грунтовые дороги и вообще земля превращалась в непроезжую грязь. Время от времени со стороны степи задувал очень сильный ветер, норовивший поломать деревья и сорвать черепицу с крыш.
Многие люди покидали свои дачи и перебирались в город. Однако Вера Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачу: в городском доме всё ещё продолжался ремонт. И княгиня застала начало сентября, когда нежданно-негаданно погода изменилась к лучшему. Начиналась поистине золотая осень.
Глава 2
Настало 17 сентября – особенно радостный день для Веры Николаевны Шеиной. Это был день её именин. В этот раз княгиня отмечала праздник на даче, практически в одиночестве.
Ожидалось прибытие всего нескольких гостей, причём очень близких знакомых.
И это было к лучшему: её муж, предводитель дворянства, жил на такую широкую ногу, что дела в имении шли криво и косо (бывали такие хлебосольные товарищи).
К приходу гостей надо было всё подготовить. И очень кстати приехала на автомобиле Анна Николаевна Фриессе, младшая сестра княгини Шеиной. Встреча сестёр была радостной.
Мы узнаём удивительное противоречие: Анна недолюбливала своего мужа, и в то же время стала матерью семейства. Она любила вовсю кокетничать на балах и приёмах, ехидно отзывалась о муже, однако не изменяла ему.
А княгиня Шеина? У неё получалось иного рода противоречие: было желание стать матерью, но, увы, желание почему-то не сбывалось. Неудивительно, что Вера так нежно, по-матерински, любила племянника и племянницу.
Глава 3
Началась подготовка к приёму гостей. Попутно сёстры разговорились. Во время разговора Анна вдруг спохватилась и дала сестре подарок ко дню именин: удивительно красивую записную книжку. Удивительно, но факт: когда-то это был молитвенник, но неуёмная фантазёрка сумела превратить его в записную книжку.
Глава 4
После пяти часов пополудни на дачу начали съезжаться гости. Среди них оказался крёстный отец Анны, почтенный генерал Аносов, прошедший практически все военные кампании, если не считать русско-японской войны. Во время войны 1877 – 1879 годов вояка получил несколько ранений, а также контузию, от коей слух стал довольно слабым.
Глава 5
Во время этого позднего обеда на террасе один из гостей, а именно князь Василий Львович Шеин, муж Веры, повеселил всех забавными рассказами. Правда переплеталась с вымыслом, и получалось комично. Когда же предводитель дворянства рассказал забавную историю о Густаве Фриессе, муже Анны, повеселились все, не исключая и самого Густава.
Чуть позже началась дружеская партия в покер. Княгиня Вера узнала от горничной о подарке от таинственного поклонника. Подарком оказался необыкновенный браслет: в его центре было пять отлично огранённых красных гранатов, окружающих необычный, зелёный браслет.
Также княгиня прочла письмо, подписанное инициалами Г.С.Ж.
Глава 6
Княгиня возвращается к гостям. Веселье продолжается, и, что удивительно, Василий Шеин умудряется рассказать историю, связанную с женой. И, как ни странно, эта история станет реальностью, о чём никто и не подозревает. История о поклоннике, все письма коего подписаны инициалами.
Глава 7
Сёстры спокойно разговаривают с дедушкой и узнают от него, что на войне нет тех, кому неведом страх. Все боятся, но поведение разное. Кто-то паникует, а кто-то преодолевает страх.
О любовных похождениях боевой генерал вспоминает с удовольствием, особенно об эпизоде в Болгарии.
После разговоров Аносов решил уехать. Анна и Вера решили проводить его.
Глава 8
Позже разговор боевого генерала с крёстной дочерью и её сестрой продолжался. Темой стала любовь, а точнее – отсутствие той самой истинной любви. И виновники сего безобразия – мужчины.
И во время разговора княгиня Вера поведала о таинственном поклоннике, подписывающем свои письма инициалами Г.С.Ж.. Подумал генерал Аносов и сделал вывод, что это либо ненормальный, либо безумно влюблённый молодой человек.
Глава 9
Вера Шеина вернулась домой и заметила, что её брат и муж вовсю спорят о том, что это за затея – дарить возлюбленной какие-то браслеты. Поспорили и решили: подарок нужно отослать обратно.
Глава 10
Помощник прокурора Николай Тугановский и князь Василий Шеин встретились с тем самым человеком, от коего княгиня Вера уже семь лет получала любовные письма. Это был чиновник по имени Георгий Степанович Желтков. В ходе разговора несчастный чиновник рассказал о том, что разлюбить княгиню не сможет. Остаётся только смерть.
После разговора с Верой по телефону Желтков написал прощальное письмо.
Глава 11
Предчувствие не обмануло княгиню: Георгий Желтков застрелился. Получив его последнее письмо, Вера поняла, что этот человек любил её всей душой. Поговорив с мужем, княгиня отправилась в квартиру покойного чиновника.
Глава 12
Вера Шеина прибыла в квартиру. Княгиня зашла в комнату, где на столе лежал мёртвый чиновник. После прощального поцелуя в лоб погибшего Вера встретила хозяйку квартиры и узнала, что перед смертью Георгий Желтков хотел, чтобы его возлюбленная послушала Вторую сонату Бетховена.
Глава 13
По просьбе княгини пианистка сыграла ту самую сонату. Вера вспоминала слова дедушки о настоящей любви, и слышала, о чём говорит музыка. Финальный аккорд говорил о прощении.
Персонажи повести «Гранатовый браслет»
- Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства. Бездетна, а потому по-матерински любит детей своей сестры. Узнаёт о своём таинственном поклоннике, а затем о его самоубийстве. Послушав Вторую сонату Бетховена, княгиня понимает, что Георгий Желтков простил её.
- Василий Львович Шеин – князь, предводитель дворянства, муж Веры. Весёлый и остроумный человек, похожий на Илью Толстого (это дедушка Л.Н. Толстого).
- Николай Николаевич Тугановский (Мирза-Булат-Тугановский) – брат Веры и Анны. Помощник прокурора. Человек с тяжёлым характером, неженатый.
- Анна Николаевна Фриессе – сестра Веры. Кокетка, недолюбливающая мужа, но не изменяет ему. Мать семейства.
- Яков Михайлович Аносов – крёстный отец Анны. Генерал, герой русско-турецкой войны 1877- 1879 годов.
- Георгий Степанович Желтков – чиновник, безнадёжно влюблённый в Веру. Неразделённая любовь стала главной причиной его самоубийства. Перед смертью написал письмо возлюбленной, а также пожелал, чтобы княгиня услышала Вторую сонату Бетховена.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/kuprin/granatovyj-braslet
Образ Желткова в романе «Гранатовый браслет»
Рассказ Александра Куприна «Гранатовый браслет» был создан, чтобы доказать существование настоящей, чистой любви в современном мире. Для этого он создал историю, одни воспринимают её в качестве анекдота о телеграфисте, который влюбился, а другие — как трогательную «Песню о любви» — трогательной, чистой.
Героем рассказа является Желтков Г.С. Он был чиновником контрольной палаты.
Писатель изображает его как молодого человека «около тридцати пяти лет», достаточно приятной внешности: ростом высок, довольно худой, с длинными мягкими волосами.
Постоянно бледноват, лицо столь нежное, как будто девичье, с детским подбородком и голубыми глазами. Желтков наделён чувством прекрасного, а именно музыкальным.
Наш герой влюблен в Веру Николаевну Шеину, женщину «аристократической» внешности. Желтков считает, что она необыкновенная, утонченная. Сначала Желтков писал письма вульгарного и, одновременно, мудрого характера. Но спустя некоторое время, он начал раскрывать чувства уже более сдержанно, деликатно. Каждый миг, который он видит княгиню — него дорого как ничто другое.
Желтков — он избранный. Та бескорыстность, самоотверженность его любви действительно сильна как смерть. Она не ждет награды, ради неё можно отдать жизнь. Все женщины мечтают о такой «вечной, святой» любви.
Веру Николаевну можно считать избранной, так как это сквозь её жизнь прошла настоящая, самоотверженная любовь.
К сожалению, в отличии от женщин, в современном мире мужчины совсем обнищали как духом так и телом; Но Желтков далеко не является таковым. И это доказывает сцена свидания.
Как он хорошо чувствует и разбирается в людях, то обращать внимание на угрозы со стороны Николая Николаевича перестал сразу.
Тогда, когда состоялся этот сложный разговор Желткову вернули его же подарок — изумительный гранатовый браслет, семейную реликвию, герой показал сильную волю.
Он решает, что единственный выход — это уход из жизни, так как не хочет причинять любых неудобств возлюбленной. Это для него было прощанием с жизнью.
Его последние слова благодарности княгине за то, она — его единственная радость, единственное утешение, были пожеланием счастья для любимой.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Все это доказывает то, что Желтков наделён Куприным благородством. Это образ не «маленького» человека, нищего духом, которого победила любовь. Прощаясь с жизнью, он оказывается любящим и сильным самоотверженно.
Таким образом, чиновник, «незаметный» человек довольно смешной фамилии Желтков за-ради счастья любимой отдал свою жизнь Богу. Конечно, тот факт, что он был одержим это правда, но чем? Высоким чувством! Это нельзя считать «болезнью». Эта любовь — великая, та, которая наполняет жизнь смыслом и сохраняет человека от вырождения нравств. Это любовь, которой заслуживают лишь избранные.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/03/obraz-zheltkova.html
Тема любви в повести Куприна «Гранатовый браслет» | Инфошкола
4 Март 2018 админ Главная страница » Характеристика героев Просмотров: 1174
Тема любви – одна из самых главных в мировой и русской литературе с момента ее возникновения.
Это чувство имеет самые разные определения, но, пожалуй, самым всеобъемлющим является определение евангельское: “Тайна сия велика есть”.
К пониманию великой тайны Куприн и ведет читателя всей системой образов новеллы “Гранатовый браслет”.
Тайну Божьего дара любви, чистую и единственную, высокую до самопожертвования, созидающую высокую атмосферу нравственности, автор воплотил в образе “маленького человека” Желткова.
Новелла открывается описанием наступающей осени по принципу контраста. В половине августа погода “отвратительная”. Ей сопутствуют “густой туман, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращающий глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь”, свирепый ураган, “сирена на маяке ревела, точно бешеный бык”…Деревья раскачивались…, “точно волны в бурю”.
К началу сентября погода резко меняется. “Тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья”.
Этот контрастный пейзаж, удручающий и радостный, как бы предваряет естественную перемену в жизни княгини Веры Николаевны Шеиной и чиновника контрольной палаты Желткова, где гармонично сольются воедино Божественная чистота и трагедия, прозрение и вера в любовь вечную, неземную. Душевное состояние Веры Николаевны автор дает через призму отношения к природной красоте, растворенной в необъятном мире бытия.
“Она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанию на телеграфных проволоках ласточек…”.
От природы чуткая, она уже “давно” утратила чувство любви к мужу. Они дружили и заботились друг о друге.
Вера интуитивно ищет ответ на вопрос, есть ли любовь и как она проявляется.
Жажду любви и наивность замужних сестер автор объясняет сложившимся стереотипом во многих поколениях, где любовь подменяется привычкой, удобствами. Автор и поведет свою героиню вместе с читателем к истинной любви, на престол, на алтарь которой возложена жизнь.
На протяжении всего повествования Желтков – тайный влюбленный Веры Николаевны
Шеиной, редко напоминающий о себе письмами. Для родных Веры он представляется смешным, незначительным.
Василий Львович, муж Веры, неглупый, милосердный, много места отводит Желткову в домашнем юмористическом журнале, изображает его карикатурный воображаемый портрет.
То Желтков трубочист, то монах, то деревенская баба, то он присылает Вере флакон от духов, наполненный слезами. В такой сниженной манере Шеин изображал ущербность “маленького человека”, дерзнувшего полюбить женщину не своего круга.
Вероятно, князь Шеин в минуту встречи с Желтковым понял свое паясничанье, поскольку даже Николай Николаевич Тугановский мгновенно увидел благородство Желткова. Он всматривается в необычный облик мужчины, видит в нем внутреннюю работу души: “худые, нервные пальцы, бледный, нежное лицо, детский подбородок”.
Это внешние черты человека, утонченно воспринимающего мир, дополняются штрихами его психологических переживаний перед Василием Львовичем и Николаем Николаевичем. Желтков растерялся, губы помертвели, вскочил, дрожащие руки забегали и т.д.
Все это и характеризует человека одинокого, не привыкшего к такому общению.
В новелле слово “обрыв” имеет прямое значение и обретает смысл образа – символа. Вера живет на обрыве, перед которым бушует море. Она боится смотреть с обрыва. Желтков постоянно мысленно там, на обрыве.
Речь его перед гостями, пришедшими лишить его того, чем он живет, была прыжком в бездну с обрыва. С детской прямотой он скажет то, чем наполнена душа: “Посылка браслета была еще большей глупостью. Но…я не в силах ее разлюбить никогда… Заключить меня в тюрьму? Но я и там найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно – смерть…”
Желтков бросается с “обрыва” в небытие, когда слышит по телефону Веру: “ Ах, если бы Вы знали, как мне надоела эта история”.
Облик Желткова, речь, поведение всколыхнули Шеина. Он вдруг увидел перед собой живого человека “с невыплаканными слезами”, с “громадной трагедией души”. Шеин понял, что это не сумасшедший, а любящий человек, для которого не существовала жизнь без Веры.
Вера слышит от квартирной хозяйки полные материнской любви и скорби слова: “Если бы вы знали, пани, что за чудный человек был”. От нее Вера узнает, что гранатовый браслет он просил повесить на икону Божьей Матери.
И холодная Вера берет из рук квартирной хозяйки написанное для нее последнее письмо Желткова с нежностью, читает строчки, адресованные ей, единственной: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам.
Если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или попросите сыграть сонату D-dur № 2. ор.2 ”.
Итак, любовь Желткова, вечная и единственная, бескорыстная и самоотверженная, дар Творца, за которую он с радость идет на смерть. Любовь Желткова исцеляет Веру и двух мужчин от гордыни, душевной сухости, рождает в душах этих людей милосердие.
В семье у Веры любви между супругами не было, хотя они чувствовали себя удобно и уверенно. На любовь и не было спроса, о чем свидетельствует разговор Веры с Яковом Михайловичем Аносовым.
— Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел.
— Ну как же так, дедушка? Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит все-таки любили?
— Ровно ничего не значит, дорогая Верочка.
— Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым? Аносов долго молчал. Потом протянул неохотно:
— Ну, хорошо… скажем – исключение…
Умный Аносов, любящий и Веру, и Анну, весьма сомнительно соглашается с Верочкиным понятием о счастье. Сестра Анна и вовсе мужа терпеть не могла, хотя родила двух детей.
Автор ведет читателя к пониманию того, что на любовь нет спроса, а есть спрос на удобства, что и утверждается устами доброго Аносова.
Он один среди героев повествования чувствует запах роз в этот осенний вечер: “ Как розы пахнут… Отсюда слышу”. Ему Вера вдела в петлицу генеральского пальто две розы. Первая любовь генерала Аносова связана с девушкой, перебиравшей сухие лепестки роз.
Тонкий запах роз напомнил ему случай из жизни – смешной и грустный. Это вставной рассказ в новелле “Гранатовый браслет” , с началом и концом.
“Вот иду по улице в Бухаресте. Вдруг на меня повеял сильный розовый запах… Между двух солдат стоит прекрасный хрустальный флакон с розовым маслом. Они смазали им сапоги и также оружейные замки.
— Что это у вас такое?
— Какое-то масло, Ваше высокоблагородие, клали в кашу, да не годится, так и рот дерет, а пахнет хорошо”.
Следовательно, тонкий аромат солдатам не нужен, кругозор не тот, необходимости в красоте нет. Путь к вершине духа, красоте, вершине благородства труден и длинен.
Образ розы, символ любви и трагедии, пронизывает ткань новеллы от начала до конца. Они и в виде сухих лепестков, и в виде уже изготовленного масла, несомненно, являются параллелью ко всем тем историям любви, которые рассказывает дедушка, тем, которые наблюдает сам читатель в среде действующих персонажей.
Образ розы живой, красной, как кровь, возникает как невозможное явление осенью в руках у Веры Николаевны. Она ее положила к голове умершего в знак признания его неземной любви. Такой же цвет и в гранатовом браслете, только это другой символ, символ трагедии, “точно кровь”.
Понявши силу любви Желткова, Вера прикована к музыке Бетховена. И шептали ей волшебные звуки слова восторженной любви: “Да светится имя твое”. Осознанная вина растворяется в ее обильных слезах. Душу наполняют звуки равносильные словам:
“Успокойся, дорогая, успокойся. Ты обо мне помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой”.
И она ощутила его прощение. Именно музыка их объединила в этот скорбный день первой встречи и прощания, как объединяла все восемь лет Веру и Желткова, когда он впервые увидел ее на концерте, где звучала музыка Бетховена. Музыка Бетховена и любовь Желткова является художественной параллелью новеллы, что и предваряется эпиграфом к новелле.
L. Von Bethoven. 2 Son. (op.2, № 2)
Largo Appassionato
Таким образом, все художественные средства: живая речь, вставные повествования, психологические портреты, звуки и запахи, детали, символы — делают авторское повествование яркой картиной, где любовь является главным мотивом.
Куприн убеждает, что любовь у каждого своя. То она подобна осенним розам, то это подобие сухих лепестков, то любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения.
Любовь, о которой грезят женщины, Куприн сосредоточил на образе Желткова. Его любовь – Божий дар. Его любовь преобразует мир.
Куприн убеждает читателя, что “маленький человек” может обладать богатейшей душой, способной внести благодатную лепту в совершенствование человеческой нравственности. Как важно понять это до наступления трагедии.
Источник: https://info-shkola.ru/tema-lyubvi-v-povesti-kuprina-granatovyj-braslet/
Гранатовый браслет (повесть), герои, сюжет
Название | Гранатовый браслет |
Жанр | повесть |
Автор | Александр Иванович Куприн |
Язык оригинала | русский |
Гранатовый браслет — Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1911 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией. В 1915 и 1964 году по этому произведению был снят одноименный фильм.
Герои
- Василий Львович Шеин – князь, губернский предводитель дворянства
- Вера Николаевна Шеина — его жена, возлюбленная Желткова
- Георгий Желтков — чиновник контрольной палаты
- Анна Николаевна Фриессе — сестра Веры
- Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — брат Веры, товарищ прокурора
- Генерал Яков Михайлович Аносов — дедушка Веры и Анны
- Людмила Львовна Дурасова — сестра Василия Шеина
- Густав Иванович Фриессе — муж Анны Николаевны
- Женни Рейтер — пианистка
- Васючок — молодой шалопай и кутила
Сюжет
В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего, анонимного поклонника в подарок браслет, украшенный редким зелёным гранатом. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.
Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистой и безответной любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать к ней письма.
Теперь, после разговора с князем, ему стало стыдно за те поступки, которые могли скомпрометировать невинную женщину. Однако, его любовь к ней была настолько глубока и бескорыстна, что он не мог представить вынужденную разлуку, на которой настаивали муж и брат княгини.
После их ухода он написал прощальное письмо к Вере Николаевне, в котором извинялся перед ней за всё и просил послушать L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, No 2).Largo Appassionato.
Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, не видя смысла в дальнейшей своей жизни.
Желтков оставил посмертную записку, в которой объяснил – застрелился по причине растраты казённых денег.
Вера Николаевна, узнав о смерти Г.С.Ж., спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков.
Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вошла к княгине, та стала целовать её со словами: “Нет, нет, – он меня простил теперь.
Всё хорошо.”
Источник: https://www.cultin.ru/books-granatovyjj-braslet-povest