Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика
Меню статьи:
Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев.
Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян. В повести Н.В.
Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.
Внешний вид Собакевича
Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.
«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.
Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.
Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.
Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.
Семья Собакевича
У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.
В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.
Образ и характеристика Собакевича
Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.
Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.
«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.
С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.
Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».
Предлагаем познакомиться с “Образом Чичикова” в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”
Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой.
Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества.
А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.
Отношение Собакевича к крестьянам
Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.
При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.
Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).
Поместье и дом Собакевича
Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.
Убранство внутри дома мало чем отличается от внешнего вида. В доме Собакевича только самые нужные вещи да и те, по внешнему виду, напоминают медведя – они такие же неуклюжие.
У Михаила Семеновича живет дрозд, но Чичикову он тоже по своему внешнему виду напоминает Собакевича. Из всевозможных вариантов украшения интерьера в доме Собакевича есть только картины – в основном это греческие полководцы – тоже похожие по комплекции на хозяина дома.
Из этого следует, что образ Михаила Семеновича Собакевича лишен какой-либо привлекательности – он грубый и неприятный человек. Однако не лишен положительных качеств – он усердно заботится о своих крестьянах, старается быть хорошим хозяином.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-sobakevich.html
Образы Коробочки и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души»
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В.Гоголь ставил перед собой цель показать «хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова.
Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках. Каждому помещику посвящена одна глава-персоналия, причем перед нами, по словам Гоголя, следуют герои « один пошлее другого».
Обратимся к двум таким «героям» — помещице Коробочке и помещику Собакевичу.
Фамилия Коробочки метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной.
Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… В один… целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…» Комод, где лежат, помимо белья, нитяных моточков, распоротого салопа, мешочки с деньгами, — аналог Коробочки (как и шкатулка Чичикова). Мелочность Коробочки, животная ограниченность ее интересов заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг нее: соседи-помещики Бобров, Свиньин; «индейкам и курам не было числа…» Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, отражают ее наивное представление о пышной красоте, с другой — ее скопидомство. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате». Общечеловеческая страсть, изображенная Гоголем в образе Коробочки, — «дубиноголовость». Коробочка боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку». Коробочка поначалу полагает, будто Чичиков намерен выкапывать мертвых из земли. Она собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» пеньку и мед, цены на которые она знает, в отношении же «душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Коробочка решается продать «души» со страху и из суеверия, ибо Чичиков посулил ей черта и чуть не проклял («да пропади и околей со всей вашей деревней!»). В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, омертвевшего в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».
Богатырская мощь (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка»), богатырское здоровье («пятый десяток живу, ни разу не был болен») Собакевича пародируют облик и деяния сказочных богатырей. Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича.
Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов; пузатое ореховое бюро — совершенный медведь; стол, кресло», стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Он хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах».
Ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Губернатор — «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет» . Весь город — «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
О душе Собакевич вспоминает только, торгуясь с Чичиковым, сводя ее сущность к вещественной оболочке: «У вас душа человеческая все равно что пареная репа». Нереализованные героические потенции «омертвелой» души Собакевича пародийно представлены портретами героев. Собакевич — «человек-кулак». Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала, души.
Итак, Коробочка и Собакевич, несмотря на внешние различия имеют много общего; оба недалекие, жадные, аморальные.
Источник: https://school-essay.ru/obrazy-korobochki-i-sobakevicha-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html
Характеристика Собакевича (Мертвые души)
Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.
Помещик города N
Собакевич – мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место. Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве.
У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения. Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:«…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…».
Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.
Внешность героя
С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах…»;
«черты лица «сделаны топором».
Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго, «…не употребляла никаких мелких инструментов». Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора: «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается: «…шеей не ворочал вовсе…». Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.
Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,«…зная привычку … наступать на ноги…». Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство.
Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус.
Как одет барин:
«фрак…медвежьего цвета»;«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;
«панталоны ( штаны или брюки) длинны».
Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.
Характер помещика
Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.
«Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:«…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
Груб в сравнениях людей. По мнению помещика, «…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья».
Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам.
Помещик говорит мало, строго и бесхитростно: «Вам понадобились души, я и продаю вам…». Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия».
Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.
Помещик в общении с женой
Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна «…актрисам, представляющим королев». Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка.
Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, – это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно. «Все ложилось комом в желудке…».
Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается «… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…». Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно.
Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками: «наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде … он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что … от произведенья природы оставался всего один хвост…». Такое отношение к еде – сущность характера персонажа.
Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.
Отношение к крестьянам
Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость: «Ведь какой народ! Просто золото…». Список помещика подробный и точный.
О проданной душе есть все данные: «…ремесло, звание, лета и семейное состояние…». Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина. Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере.
Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.
Другие материалы по поэме «Мертвые души»
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1397-harakteristika-sobakevicha-mertvye-dushi.html
Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Среди вереницы персонажей, изображенных мастерской рукой Гоголя, образ Собакевича в поэме «Мертвые души» отличается особой фактурностью.
Он материально ощутим во всей своей грубой, громоздкой, но прочной и надежной вещественности.
Собакевич – яркая деталь в общем грандиозном полотне помещичьей России первой половины XIX века, созданном великим русским писателем.
Оглавление:
- Портрет Собакевича
- Жизненные цели
- Любимые занятия
- Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству
- Манера поведения и речь помещика
- Отношение Собакевича к предложению Чичикова
- Отношение к окружающим Собакевича
- Заключение
Портрет Собакевича
Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.
Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.
Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его — высокая дама с лицом, похожим на огурец.
Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.
Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.
Жизненные цели
Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.
Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.
Любимые занятия
Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.
Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.
Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.
Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.
Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству
Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».
Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.
Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.
Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.
Манера поведения и речь помещика
Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.
Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.
Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».
Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.
Отношение Собакевича к предложению Чичикова
Предложение о продаже мертвых душ Собакевич воспринял так, словно речь шла об обычной вещи. Прервав осторожные подходы Чичикова, начавшего о «благе государства», он сразу перешел к обсуждению цены. В поэме это производит комический эффект.
Отношение к окружающим Собакевича
Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.
Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.
Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.
Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.
Заключение
Если Плюшкина Гоголь однозначно осуждает, к Собакевичу у него нет четко отрицательного отношения. Где-то, за тоннами юмора, иронии, проглядывает и авторская симпатия. Пожалуй, в образе Собакевича присутствует чистый юмор, без того пронзительного трагизма, который читатель ощущает в таких персонажах, как Плюшкин или Манилов.
Источник: https://1001student.ru/literatura/sobakevich-mertvye-dushi.html
Отношение гоголя к коробочке мертвые души
Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»
Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода !” (или М.
с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота.
Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования.
Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с “мёртвыми душамит”. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва.
Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мёртвые души”.Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом “дубиноголовая”.
)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.
Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые. набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе.
Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников.
В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.
Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.
Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело.
В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху.
Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи.
Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее “дубинноголовость” не такое уж редкое явление.
/ Характеристики героев / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Коробочка
Смотрите также по произведению «Мертвые души»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Источник: https://rus-poetry.ru/otnoshenie-gogolya-k-korobochke-mertvye-dushi/
Образ Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина в поэме “Мертвые души”
Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души
Готовые Домашние Задания
Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.
Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.
“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,— отмечал писатель.
В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.
Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.
В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть…” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”.
А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…
” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.
Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа.
“В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” — и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.
Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе.
Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников.
В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.
Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно.
“Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками… Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).
Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…
” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.
Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева — роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.
Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.
Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке.
“Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво…
все было пригнано плотно и как следует”.
Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.
В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.
других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.
Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он…
был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать… навстречу выходили две миловидные дочки… выбегал сын… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке… Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”.
Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “… Сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения.
Перед нами трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.
В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”, хотя он не беден. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком”.
Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей.
Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика.
Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.
Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.
Сочинения по теме:
- Многосторонний характер Чичикова в поэме “Мертвые души” сочинение
- Анализ образа крестьян в поэме “Мертвые души”. сочинение
- Образ пяти помещиков в поэме “Мертвые души”. сочинение
- Анализ образа помещиков в поэме “Мертвые души”. сочинение
Источник: https://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/obraz-manilova-korobochki-nozdreva-sobakevicha-i-plushkina
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич эти герои
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное.Манилов.Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова.
«Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе СелифанЕ черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару». М.
считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинет. Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й странице М. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей.
Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
М. мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мостЕ» Г.
подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.Коробочка.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки.
Хозяйка, «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… «. Очень долго Павлу Ивановичу пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души.
Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, а потом боялась продешевить. Она хочет дождаться купцов да узнать цены. «Эк ее, дубинноголовая какая! сказал про себя Чичиков… « Помещица Коробочка сама занимается хозяйством, да и крестьянские избы в ее деревеньке «показывали довольство обитателей».Ноздрев.Побывал Павел Иванович и у Ноздрева.
Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Кроме того, этот помещик врет почти на каждом шагу.
Показывая гостю имение, Ноздрев подводит его к границе и говорит: «Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое».
Ноздрев может пообещать, но не сделать. При игре в карты и даже в шашки жульничает.
Только чудо приезд к Ноздреву капитана-исправника спасает Чичикова от физической расправы. Таков оказался Ноздрев бесшабашная натура, игрок, кутила.
Для Ноздрева любая купля-продажа что-то вроде спорта, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Поэтому его не могла удивить чичиковская идея она близка его авантюрной натуре.
Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневался в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.Собакевич.Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя».
Природа недолго мудрила над его лицом: «хватила топором раз вышел нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин.
Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. Хотя тугодум, но своего не упустит. Достаточно вспомнить сцену торговли, когда Михаил Семенович запрашивает за мертвую душу «по сту рублей» и уступает в конце концов «по два с полтиною».
«Кулак, кулак!» подумал Чичиков о Собакевиче перед отъездом.
Можем ли мы найти у такого типа что-нибудь положительное? Трудно, но постараемся. Он хозяин, все у него прочно, даже колодец «обделан в крепкий дуб».
Источник: https://shdo.net/manilov-korobochka-nozdrev-sobakevich-eti-geroi/
Готовые школьные сочинения
Авг
20 2010
Манилов, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин в поэме Гоголя
Работу над поэмой Гоголь начал в 1835 году. «Мертвые души» были порождены социальными явлениями и конфликтами, которыми характеризовалась русская жизнь 30-х – начала 40-х годов XIX века.
В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени.
Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.
После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «”Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…» Сюжет поэмы прост: делец-предприниматель, ловкач и аферист Чичиков приезжает в город, чтобы совершить там сделку – купить «мертвые души» у местных помещиков. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Гоголь несколькими штрихами рисует его образ: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».
О прошлом Манилова известно только то, что он служил в армии, теперь находится в отставке, Манилов – бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичиковым, узнав о которой «государь… пожаловал бы их генералами», мечтает о беседке с колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»… Вся жизнь Манилова заменена иллюзией. «В общении он слащав и обходителен». Даже речь его соответствует характеру: пересыпана сентиментальными выражениями вроде «майский день», «именины сердца», «сердечное влечение», но в целом лишена содержания. «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». От этого человека нет никакой пользы, жизнь его пуста, как, впрочем, пуст и он сам. Единственным занятием, о котором упоминает Гоголь, было чтение… одной книги на протяжении двух лет. Непривычный к мыслительной деятельности, Манилов растерялся, услышав просьбу продать «мертвые души», и не нашел ничего лучшего, как просто их подарить.
Следующий потенциальный продавец «мертвых душ» – Коробочка. Чичиков окрестил ее «дубинноголовой». В этом едком определении заключена вся сущность помещицы. Глупость, полное отсутствие мысли, скопидомство – основные черты характера Коробочки.
Характер помещицы наиболее полно раскрыт в сцене купли-продажи душ.
Помещица совершенно не понимает сути этой сделки, но боится продешевить и оказаться обманутой при продаже «странного, совсем небывалого товара» («ведь я мертвых никогда еще не продавала»), пытается «примениться» к рыночным ценам – все это придает сатирическую окраску образу Коробочки, которая совершенно не видит разницы между мертвыми и живыми душами. Образ Коробочки – образ собирательный. В крепостной России того времени имения часто управлялись женщинами-помещицами.
Совсем другой по характеру помещик Ноздрев. Это человек, которого привлекает буйный разгул, веселье, карточная игра. Основные черты его характера – мотовство, бахвальство, вранье; любимое занятие – псарня.
В отношениях с другими он держится нагло, вызывающе, имеет «страстишку нагадить ближнему». Сам авантюрист по натуре, он по достоинству оценивает затею Чичикова: «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это тебе сказать по дружбе.
Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве».
Собакевич – типичный помещик-кулак. У Собакевича все хозяйство в порядке, отличается добротностью и мебель в доме, а сам хозяин показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Делец по натуре, Собакевич из тех, кто никогда не упустит своего.
Когда Чичиков предложил купить «мертвые души», Собакевич смекнул, что «покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду», что здесь возможно выгодное дельце, и заломил по сто рублей за штуку.
На отказ Чичикова платить намекнул на возможность доноса на «не всегда позволительные» покупки такого рода.
Последним, к кому Чичиков обратился с предложением продать ему «Мертвые души», был Плюшкин. Гоголь настолько ярко нарисовал образ этого помещика, что его имя стало нарицательным. В далеком прошлом Плюшкин был рачительным хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам.
Его поместье было в свое время образцовым, посмотреть на которое и перенять опыт хозяина приезжали соседи. Постепенно «мудрая скупость» превратилась в скаредность. Страсть обогащения, жадность привели к деградации личности. Плюшкин перестал быть человеком, превратился в «прореху на человечестве».
Его абсолютно ничего не интересует: ни крестьяне, которые умирают от голода, ни собственная жизнь, ни жизнь его детей. Внешний вид соответствует характеру героя. Увидев Плюшкина, Чичиков подумал, что, если бы встретил его у церковных дверей, «дал бы ему медный грош». Между тем в амбарах у него хранились огромные запасы.
Вся жизнь этого человека свелась к одному: тащить все к себе и громоздить запасы:
Белинский назвал Гоголя «поэтом жизни действительной». Эту действительную жизнь с ее пороками и показал Гоголь в своей поэме.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Манилов, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин в поэме Гоголя . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/manilov-korobochka-nozdrev-i-plyushkin-v-poeme-gogolya/
Помещики в поэме “Мертвые души”: Плюшкин, Манилов, Ноздрев, Собакевич и Коробочка
Знакомство Павла Ивановича Чичикова с помещиками NN–ской губернии в поэме “Мертвые души” началось на губернаторской вечеринке, куда он получил приглашение лично от самого господина губернатора.
Здесь Чичиков познакомился с весьма учтивым и приторно навязчивым помещиком Маниловым а также неуклюжим Собакевичем, который в первые минуты общения наступил Павлу Ивановичу на ногу.
Попробуем разобраться, что же за личности владели крестьянами NN-ской губернии, тем более, что Чичиков планировал совершить с ними коммерческую сделку.
Манилов в поэме “Мертвые души”
Итак, Манилов. Прежде всего, совершенно бесконфликтный человек. Голубые глаза его были сладкие как сахар, всем своим обращением и поведением он источал лесть и мед, Все окружавшие его люди были в его глазах прелюбезнейшими и предобрейшими.
Сам он производил впечатление милейшей души человека.
Но когда люди узнавали его лучше, они понимали, что Манилов ни рыба, ни мясо, или, как говорит о нем сам автор поэмы Николай Васильевич Гоголь, ни в городе Богдан, ни в селе Селиван, Его беседка с надписью «храм уединенного размышления», крестьянские избы без единого деревца, бабы с полупустой сетью в пруду показывают читателям не хозяина своего поместья, а человека, отрешенного и отрешившегося от своих обязанностей и безразличного ко всему происходящему. Этакий философ-мечтатель губернского масштаба.
Помещица Коробочка
Уезжая от Манилова, Чичиков планировал заехать к Собакевичу, но пьяный кучер завез его совершенно в другую сторону. И лишь по счастливой случайности его бричка выехала к деревне помещицы Коробочки.
В противоположность Манилову коллежская секретарша Коробочка Анастасия Петровна – женщина хозяйственная, практичная и неглупая. Она знает, как и чем живут ее крестьяне, что и по чём можно продать, сама занимается ведением своего небольшого но ладно устроенного хозяйства.
Конечно, просьба Чичикова продать мертвецов ее удивила, но она вполне справедливо смекнула, что раз мертвые души нужны Чичикову, то с таким же успехом на них могут объявиться и другие покупатели.
Практичность и хозяйский подход к делу заставили ее взять с Чичикова обещание, что впоследствии тот купит у нее что-нибудь еще из продукции, имевшейся на ее на подворье.
Образ Ноздрева в поэме “Мертвые души”
Возвращаясь от Коробочки, Чичиков сталкивается с Ноздревым, с которым ранее успел познакомиться на обеде у прокурора.
Игрок, кутила, прожигающий жизнь, человек, полный сил и энергии, зажигающий и заряжающий своей энергетикой окружающих, в придачу, враль такой, каких белый свет не видывал и шулер – вот что такое помещик Ноздрев. Ноздрева тоже можно противопоставить Манилову. Но иначе.
Если Манилов был учтив до приторности, то Ноздрев был напротив груб и неотесан, как простой мужик. Запросто переходил на ты, говорил, не дожидаясь ответа собеседника. Что, пожалуй, так роднило Ноздрева и Манилова, так оба были прескверными хозяевами для своих крестьян.
В разговоре о ревизских душах с Чичиковым, Ноздрев продемонстрировал свой нрав картежника и шулера, драчуна и грубияна. Он не хотел продавать их, хотел разыграть. За отказ от игры готов был применить к Чичикову физическую силу. И только появление капитана-исправника спасло Чичикова от побоев.
Помещик Собакевич
Сбежав от Ноздрева, наш Чичиков добрался наконец до помещика Собакевича. Дом, да и всю деревню этого представителя губернского дворянства можно охарактеризовать в двух словах: неуклюжесть и основательность.
Было видно, что хозяин данного поместья заботился прежде всего о прочности и надежности. Да и сам Собакевич больше походил на медведя. Большого, основательно сильного и… неуклюжего. Такой же была мебель в его кабинете. Прочной, тяжелой и нелепой.
С хозяйской основательностью Собакевич совершил сделку с Чичиковым.
Плюшкин
От Собакевича Павел Иванович узнал про Плюшкина, редкостного скрягу, скупости которого мог позавидовать разве что Мольеровский герой. «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!».
Теперь, на склоне лет, он превратился в патологического сквалыгу, не осознававшего даже, что скупость его вела к обнищанию. Крестьяне умирали и бежали, ткани прели, зерно и продукты загнивало.
Правда, к этому «заплатанному» скупердяю Павел Иванович сумел подобрать нужный ключик и практически без особых проблем заполучить нужные ему ревизские души.
Чичикову удалось избежать физической расправы, у Ноздрева, но на балу у губернатора он не сумел предотвратить встречу с этим бесшабашным вруном и шулером. Ноздрев с мужицкой непосредственностью выставил Чичикова на посмешище перед всеми присутствующими.
И хотя, в пьяный бред Ноздрева никто поверил, но злой демон по имени Сплетня уже был рожден, и полетел гулять по губернскому городу NN.
Правда, продавцы мертвых душ ни под каким предлогом не признались в том, что продали Чичикову только списки. Манилов нахваливал Павла Ивановича, Собакевич, напротив, свой проданный товар, но все они упорно настаивали на том, что продали живых.
Источник: https://rus-liter.ru/publ/gogol_nikolaj_vasilevich/mertvye_dushi/pomeshhiki_v_poehme_quot_mertvye_dushi_quot_pljushkin_manilov_nozdrev_sobakevich_i_korobochka/6-1-0-34
Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
| Печать |
В поэме Гоголя “Мертвые души” очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников.
Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.
После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: “”Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…”
Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: “Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…
” Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной. Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на “медвежий угол”, где она живет. В хозяйстве Коробочки “индейкам и курам не было числа”.
По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня).
Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар.
Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: “Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников”.
Коробочка знает цену “копейке”, поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее “дубиноголовость” и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены.
Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы “как-нибудь не понести убытку”, может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь “товар такой странный, совсем небывалый” (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли).
Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.
В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель.
Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру.
Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне “показывали довольство обитателей”.
Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз.
Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки.
Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.
Похожие сочинения:
Гротеск в повести Н. В. Гоголя “Нос” Русский народ в поэме Н. В.
Гоголя “Мертвые души” Две России в поэме Гоголя “Мертвые души” Еще сочинения:
Поэма “Мертвые души” и ее актуальность в наши дни Своеобразие творчества Гоголя Рекомендуем:
Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Следующая страница
Источник: https://www.school-essays.info/vizit-chichikova-k-pomeshhice-korobochke-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/