Матера, как символ жизни в повести «Прощание с Матерой»
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой.
Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину.
Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца.
Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях.
На материале сибирской деревни написаны такие повести, как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению». Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми.
Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть «Прощание с Матерой».
Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести.
«Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.
Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит…», конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь».
Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.
Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «детей». «Отцы» — это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
«Дети» — это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «отцов» резко отличаются от взглядов «детей», поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен.
И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).
Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой.
Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «…
А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки».
Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно приравнять к жестокому убийству.
Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.
Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.
Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес — больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».
Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта.
Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и необычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в повести «Прощание с Матерой».
Распутинское «Прощание с Матерой» одновременно и идейный гребень и итог целого направления нашей литературы шестидесятых — семидесятых годов.
Повесть «Прощание с Матерой» не случайно начинается со слов: «И опять…» Это не просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд на то, что «бывало много раз», внутри чего всегда находилась Матера: опять ледоход, зелень,' возвращение птиц, первые дожди, начало сева.
Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природного ландшафта. «От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера».
Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой. Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки.
Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары.
Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.
Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним: подступающим затоплением Матеры и скорым переездом.
Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному.
Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова так и говорила: «Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — средь воды… как лягушки».
Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения.
Самая старая в деревне — старушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоящий «философ», со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей.
Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того же нуля формирует жизнь, ты — сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внутреннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Поэтому переселение для нее смерти подобно.
Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с внуком Колей, который «смотрел на старух с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием».
Заходил и Богодул, '«ступая медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда». Старухи Бо-годула любили.
Неизвестно, чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на порог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему встречать, привечать.
Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. «Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто — как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат».
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/matera-kak-simvol-zhizni-v-povesti-proshhanie-s-materoj/
Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар»
Валентин Распутин родом из Сибири. Он родился в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, на полпути между Иркутском и Братском. В тех краях Распутин учился, сначала в школе, затем в Иркутском университете, здесь стал журналистом. Первые очерки и рассказы написаны молодым Распутиным в итоге корреспондентской работы.
Валентин Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца. В произведениях писателя раскрывается таежная романтика, единство людей с природой.
Он изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью. Своих героев писатель нашел в сибирских селениях.
Такие повести как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967) написаны на материале сибирской деревни.
Высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности между людьми волнуют В.Распутина. В 1976 году была написана повесть «Прощание с Матерой». Она интересна тем, что в ней поднимается проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связей.
Повесть эта — своеобразная драма народной жизни. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для размышлений автора о нашей современной жизни.
В результате интенсивного использования природных ресурсов, скопления химических и ядерных отходов, всеобщей механизации и автоматизации, небрежного обращения с землей разрушается все живое на нашей планете.
Одновременно расшатываются и рушатся нравственные устои самого человека, который забывает о своих корнях, о единстве с природой, постепенно лишается чуткости и доброты, перестает сопереживать чужим бедам. Не до них, — лишь бы самому выжить.
А ведь память любого человека навсегда связана с тем местом, где он родился, где прошло его детство, юность, где он научился понимать жизнь.
Но сейчас мало осталось людей, которые с раннего детства до поздней старости живут на одном месте. Появляются новые города и поселки, старые разрушаются.
Частая смена места жительства, отсутствие родины приводят к ощущению зыбкости настоящего, а вместе с ним и будущего. Меняются и характер человека, его привычки, наклонности.
Валентин Распутин не может остаться равнодушным к таким явлениям, как загрязнение рек, озер, вырубка лесов, создание большого количества вредных промышленных предприятий.
На примере одной деревни, которая после ввода в действие ГЭС должна уйти под воду, писатель показывает страшные последствия подобных преобразований: затапливаются плодороднейшие земли, на которых веками сеяли и собирали хлеб, луга, пастбища, леса.
Никогда больше не увидят жители Матеры «раздолья и богатства, и красоты, и дикости» своего острова. Уйдет все под воду, и даже нельзя будет найти места, где стояла их деревня. А ведь здесь всегда была плодородная земля, где каждый год собирали столько зерна, что хватало и самим, и соседям.
Жители целой деревни, родившиеся в Матере, выросшие и состарившиеся, вынуждены уехать в совершенно новое чужое место, а ведь в старости так тяжело что-либо менять.
И все это только из-за какой-то плотины, которая никогда не возместит ущерба, причиненного земле. Молодежи легче.
Она спокойно уезжает в город, в совхоз, чтобы там продолжить свою жизнь, не понимая, что, теряя Матеру, вместе с ней теряет частичку себя; безвозвратно уходит что-то чистое, светлое из души. Так, на пример, Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить за нее деньги и уехать в город.
Он не испытывает чувства жалости, привязанности к родному дому. Только потом, в конце жизни, такие, как Петруха. поймут, чем на самом деле была для них Матера. Старики боятся перемен, «не зная, что ждет впереди.
На Матере им все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто…
». Старуха Дарья — главный идейный персонаж повести. Ее устами произнесены главные слова повести: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Эта женщина является некоей хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писатель наделяет ее положительными чертами, простой и незатейливой речью. Дарья боится уехать в совхоз даже к своему родному сыну. Ее пугает новая жизнь.
Каждый раз, когда Павел приезжает в гости, мать выспрашивает у него о жизни на новом месте. Она не может представить себе баню на несколько человек, воду в подполе. Дарья не знает, что будет делать в совхозе среди чужих людей, и поэтому с радостью проводит последние дни на острове в кругу своих соседок. Все разговоры жителей Матеры сводятся к одному: переезд из деревни неизбежен.
Почему же все это происходит? Развитие цивилизации, ускорение технического прогресса требуют этого? А может, это происходит из-за того, что люди совесть потеряли? Дарья так говорит об этом: «Раньше ее видать было, то ли есть она, то ли нету. Кто с ей — совестливый, кто без ее — бессовестный.
Теперь холера разберет, все сошлось в одну кучу — что то, что другое». Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем символ жизни, саму нашу землю; в Дарье — хранительницу этой жизни, мать. «Прощание с Матерой» — предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, «подобно острову», затерявшемуся «в космическом океане».
В повести много других символических образов: это и образ избы, которую Дарья обряжает как покойника перед сожжением; это и туман, который прячет остров. Читателю совершенно понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой и разделить ее судьбу.
Острая публицистичность, апокалиптичность мировосприятия свойственны повести.
Центральная тема несет в себе поистине библейскую трагичность. Содержание произведения и его финал сложны для воспрития, — есть основания для различных интерпретаций. Не только талант писателя сказался в этой работе, но и глубокая личная я тем конкретным сюжетом, который лег в основу повести.
Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню. Да и как не любить место, где ты родился? Красота родного края, очарование сибирской природы питают Распутина-художника.
Язык Распутина отличается точностью и ясностью высказываний, а самое главное — простотой, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни. Повесть Распутина «Пожар» — это как бы продолжение темы, поднятой в «Прощании с Матерой».
Здесь перед нами как раз тот поселок, куда переехали люди из затопленных деревень, люди, оторвавшиеся от своих корней, лишенные связи с землей. И вот происходит чрезвычайное событие в поселке Сосновка — пожар на складе. Сам поселок «бивачного типа», люди там «остановились переждать непогоду, отдохнуть, да так и застряли».
Но народ все время находился в ожидании, что вот-вот надо будет уезжать, и не обустраивался. Между тем шли годы, а поселок плавал в грязи из-за отсутствия тротуаров и из-за того, что никто не собирался здесь обустраиваться и не посадил даже деревце или кустик около дома. Поселок собрался из жителей нескольких затопленных деревень.
Люди работали на лесоповале. Привыкнув только разрушать природу, уничтожать ее, они перестали заботиться о чем-либо, махнули на все рукой. Главный герой повести Иван Петрович — честный, работящий, неглупый человек.
Он трудится сначала в Егоровке, потом, после затопления, не уезжает в город, к детям, а живет в поселке Сосновка, отдавая все свое время работе. Казалось бы, нормальный гражданин, с таких пример надо брать.
Но он не выступает против подлости, воровства, царящих в поселке. Только иногда он вставал на собраниях и, «западая голосом, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить», считая, что все это напрасно. Иван Петрович пытается убедить себя, что «молчание —это тоже метод действия и убеждения». Он свыкся с окружающей жизнью, ему трудно заставить себя выступать против руководства.
Иван Петрович — смертельно уставший от жизни человек. Он хочет найти какое-то тихое, укромное местечко и там отдохнуть, не видеть этого кошмара вокруг. В Сосновке «правили» архаровцы, и никто не перечил им, хотя, объединившись, жители поселка могли бы им противостоять. Сами люди изменились с тех пор, как пришлось переселиться из зоны затопления.
В них что-то сломалось. Они стремятся лишь зарабатывать деньги. Их не интересует, что будет после того, как они уедут. Архаровцы в повести — явление символическое.
Именно такие, как они, на протяжении 70 лет уничтожали материальные и духовные ценности народа, терявшего представления о добре и зле, о справедливости и беззаконии.
Труд для архаровцев — только средство наживы для веселой, легкой жизни.
Эти люди берут у природы все, что можно, безжалостно уничтожая ее. «А мы еще считаем века, которые миновали от первобытности, века-то миновали, а в душе она совсем рядом», — замечает писатель.
Но первобытный человек все же уважал природу, а в наше время этого чувства не осталось. Жизнь, которую ведут люди в Сосновке, калечит их нравственно. Распутин пишет, что раньше большинство стремились к добру, а теперь все как бы развернулось и пошло назад, ко злу.
В повести хорошо прослеживаются два взаимосвязанных процесса: уничтожение природы и разложение личности. Но, может быть, это обратимые процессы, и если мы восстановим природу, то, возможно, восстановится нравственность. От этого зависит и жизнь человечества вообще.
Только вот разрушать гораздо легче и быстрее, чем восстанавливать.
Писатель верит в наш народ и надеется на то, что еще не все потеряно: не полностью разложились души людей, и земля не погибла, не перестала родить. «Разогреется солнышко — и опять… вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету и представит для уговорных трудов». Земля пока прощает человека. Но все-таки не стоит испытывать ее терпения…
В конце повести перед нами символическая картина: «… Идет по весенней земле маленький, заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда».
Человек, потерявший свою родину, свой дом, не сможет долго жить. Земля кормит нас, одевает, спасает от холода, дарит радость. Ее силу, поддержку чувствует каждый.
Она сама — уникальное явление во Вселенной, редкое чудо.
«Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?» Если все оставить по прежнему, она стряхнет с себя человечество. Ни в коем случае нельзя допустить этого. Распутин призывает одуматься, осмотреться кругом, решить, что важнее: личное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты.
А решив, начинать действовать разумно. К этому же призывают ученые всего мира. Об этом пишут не только экологи, но и специалисты самых разных областей знаний: происходит сдвиг магнитного поля Земли, общий перегрев планеты, ежегодно природные катаклизмы уносят жизни многих людей и животных.
- … ни птица, ни ива слезы не прольет,
- Если сгинет с земли человеческий род.
Произведениям Валентина Распутина сопутствует огромный успех. Он лауреат Государственной премии, писатель, всеми замеченный и прочитанный, переведенный на десятки языков мира. И в этом залог перемен к лучшему в сознании людей. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человек есть свет, и погасить его трудно!
Источник: https://www.nitpa.org/drama-narodnoj-zhizni-v-povesti-proshhanie-s-materoj-i-pozhar/
Способы раскрытия характеров в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Способы раскрытия характеров. В повести перед читателем предстают, традиционно для Распутина, «старинные старухи»: Дарья Пинегина, Катерина Зотова, Наталья, Сима, а также герой-мужчина Богодул. У каждого из них в прошлом — тяжелая трудовая жизнь.
Сейчас же они живут как бы для продолжения семейного (человеческого) рода, считая это своей главной целью. Распутин делает их носителями народных нравственных ценностей и противопоставляет им «обсевков» — тех, кому не дорога Матера, кто без сожаления покидает родные стены.
Таков Андрей, внук Дарьи: земля предков и ее судьба не волнует его, его цель — большая стройка, и он спорит с отцом и бабушкой, отрицая их ценности.
Но, тем не менее, его Распутин не лишает полностью возможности «реабилитироваться» в глазах читателей (Андрей испытывает не понятное ему чувство, которое роднит его с Дарьей), тогда как, например, Клавка Стригунова, Петруха показаны автором иронично и зло.
Отказывает в уважении писатель и «туристу» Воронцову, цыгану Жуку, которые также лишены чувства родины. Они без зазрения совести способны разорить кладбище — святое место памяти жителей Матеры.
Разорение кладбища — лишь один из этапов уничтожения всей Матеры, чему и посвящено произведение.
Вообще композиция повести довольно расплывчата, она представлена как цепь событий, связанных, если так можно выразиться, лишь внутренним смыслом, хронологией.
Все происходящее непосредственно касается Матеры, факта ее неизбежного (как подчеркивает автор) исчезновения, отсюда и все переживания ее жителей.
Таким образом, композицию повести можно назвать внутренней, или смысловой: напряжение действительно нарастает, но проявляется это в постепенном осознании жителями того, что потеря Матеры неизбежна. Кульминацией является неожиданный финал, к тому же — открытый.
Такое построение повествования нужно было автору, чтобы максимально приблизить в сознании читателей сюжет и персонажей к реальной жизни. То есть Распутин добавлял этим еще один штрих к общей картине своих героев, подчеркивая их «невыдуманность».
Все персонажи со значительной долей уверенности подчиняются системе противопоставления истинно деревенских жителей, с их кругом ценностей, и так называемых «обсевков».
На этой основе можно рассматривать и средства, используемые автором для того, чтобы читатель понял, как он относится к тем или иным героям. Своим любимым героиням Распутин дает исконно русские, навевающие что-то деревенское, имена: Дарья Пинегина, Наталья Карпова, Катерина.
Такого колоритного персонажа, как Богодул, он наделяет чертами, схожими с героем русских сказок лешим.
В противовес им Распутин награждает уничижительными именами неприятных для него героев — Клавка Стригунова, Петруха (в прошлом — Никита Зотов, впоследствии же переименованный для пущей схожести с балаганным Петрушкой).
Прибавляет отрицательных черт таким персонажам и их речь — литературно бедная, с безграмотно построенными фразами, а если и правильно, то насыщенная штампами («Понимать будем или что будем?»).
Та же резкость, что звучит в речи «обсевков», видна и в их действиях, причем с известной долей жестокости: Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с материнцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища.
Примечательно, что в повести положительные герои — старухи и дети (маленький Коля). И те, и другие беспомощны, по сути, и вытесняет «молодое племя».
С другой стороны, это может говорить о том, что современное поколение принадлежит к разряду «лишних людей», оно потеряно, но в лице Коли мы уже сейчас видим надежду на возрождения нравственности. Тем не менее, даже среди молодых есть те, кого судьба Матеры волнует (пусть и неосознанно). Таков, как мы уже говорили, Андрей.
Распутин изображает его смутные чувства при разговоре с бабушкой, то, как он не находит нужных слов. По-видимому, писатель считал его не окончательно «потерянным».
Но в то же время, характерная деталь — Андрей не обошел в последний раз Матеру, не простился с ней, тогда как прощание со своими домами Настасьи и Дарьи Распутин изобразил подробно. Кроме того, «старинные старухи», в отличие от всех «официальных лиц» и молодого поколения, показаны как рефлектирующие герои, они нередко задумываются о смысле и цели своих жизней.
В подобных сценах важную роль играют пейзажные зарисовки. Природа располагает к таким размышлениям.
Но та же природа может выявлять и отрицательные черты, подчеркивать непривлекательность таких героев, как Воронцов и Жук (картина разоренного кладбища в значительной мере принижает их образы), работники, пытавшиеся спилить «листвень» (беспомощность зародившегося прогресса перед вековым, народным); Павел и Петруха, вместе с Воронцовым заблудившиеся в тумане и безнадежно зовущие Матеру.
Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир — единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее — в основном, жительниц) Матсры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.
Симпатия автора, безусловно, на стороне того древнего, исконно русского, что безвозвратно уходит из жизни. Сюжет повести связан с испытаниями, выбором, смертью. Остров затапливается для нужд ГЭС, старики и старухи проводят свои последние дни на родном месте.
В этих условиях перед ними отчетливо встает вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о нравственности. Герои осознают свою слитность с миром, свой долг не только перед родом, но и перед всем человечеством. И этому Распутин противопоставляет тех, кто бессмысленно бежит за прогрессом, слепо верит в советскую действительность.
И все-таки он видит духовные силы русского народа, потому, наверное, и некоторые из лишенных духовности людей нравственно «воскресают».
Источник: https://www.prepodka.net/sposoby-raskrytiya-xarakterov-v-povesti-v-g-rasputina-proshhanie-s-materoj/
Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»
Валентин Распутин является одним из самых ярких представителей так называемой деревенской прозы в советской литературе. За своё творчество он получил множество наград, а его книги были неоднократно экранизированы. Одним из самых известных произведений писателя является повесть «Прощание с Матёрой».
Сюжет книги «Прощание с Матёрой»
Старая деревня Матёра, расположенная на острове посреди реки Ангары, вместе с ещё несколькими соседними сёлами подлежит расселению, потому что она окажется на дне нового водохранилища. Крестьяне вынуждены покидать родные места, где жили многие поколения их предков, и начинать жизнь заново в другом месте.
Матёра за триста лет своего существования видела очень многое:
- казацкие отряды, плывущие на освоение Сибири;
- вереницы ссыльных, отправляемые в таёжные лагеря;
- бои между белогвардейцами и красными партизанами;
- разбойничьи нападения;
- пожары;
- голод;
- наводнения.
Но всё это крестьяне пережили, всё проходило, утекало как вода, а Матёра, остававшаяся неизменной всё это время казалась вечно и незыблемой. Однако ничто не вечно под луной, окончился длинный отрезок в истории и теперь начинается новая её страница.
В центре повествования находится деревенская старуха Дарья, которая до последнего защищает могилы родственников и односельчан. Она, как и многие старики в Матёре, не может смириться с мыслью, что придётся покинуть родную землю.
Когда Дарья понимает, что остаться в деревне нет никакой возможности, то просто хочет как можно дольше побыть здесь, а также перевезти останки родственников на новое место.
Хотя старуха и считает грехом тревожить мёртвых, но оставить их на произвол судьбы для неё ещё больший грех.
Молодые матёрцы легче воспринимали это переселение и часто вступали в перепалки со стариками, которые не хотели как можно быстрее переехать и сжечь деревню. Тем самым они задерживали получения компенсации за переезд тем, кто хотел этого.
Разозлённый упорством совей матери Катерины, свой родной дом поджог Петруха. На пожар пришли посмотреть оставшиеся в деревне крестьяне. Они просто наблюдали и ничего не делали. Они смотрели на Петруху и пытались понять, что он чувствует в этот момент, а сам поджигатель злился на равнодушие односельчан и собственной матери, которая ничего ему не сказала по поводу случившегося.
К Дарье приезжает младший внук. Андрей будет работать на строительстве плотины, и он уговаривает бабушку поскорее покинуть Матёры, чтобы строители могли начать работу. А старуха убеждает его, что человеку неподвластна природа, и что он не имеет права вмешиваться в дела бога.
Проблематика повести
Данная книга была написана в средине 1970-х годов, когда советская деревня переживала упадок и глубокий кризис. В этот период власть развернула интенсивную кампанию по ликвидации «неперспективных деревень». Это вызвало у писателей из деревни глубокую обеспокоенность судьбой традиционного сельского уклада, который быстро исчезал под натиском городской культуры.
Повесть основана на истории реальной деревни на Ангаре, которая подлежала затоплению в следствии строительства ГЭС. Жители этого села помимо своей воли должны были переселится в соседний город, что стало очень тяжёлым моральным и эмоциональным ударом для большинства крестьян.
Кроме этого вопроса, в «Прощании с Матёрой» затронут целый ряд других чрезвычайно важных проблем, таких как поиск своей идентичности, взаимоотношения поколений, забвение и память.
Автор через своё произведение пытается показать тесную связь нравственного облика народа с его историей и родной землёй, малой родиной. Именно малая родина дала человеку первые уроки жизни, без неё никто не может жить по-настоящему. Можно сказать, что отрыв от корней, традиций является равносильным утрате совести, предательству, забвению.
На нашем сайте вы можете без проблем читать в свободном доступе повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», а также другие знаковые произведения советской прозы.
Источник: https://booksonline.com.ua/blog/povest-valentina-rasputina-proshhanie-s-matyoroj/
Анализ повести Распутина “Прощание с Матерой”
В повести Валентин Распутин в центр художественного осмысления поставил не судьбу отдельно взятого человека или же семьи, а судьбу целой сибирской деревни, при этом связав ее с важными проблемами времени, такими как человек и природа, экология и культура, цель и истоки человеческого существования.
Матере отведен определенный срок: осенью остров и одноименная деревня на нем должны быть затоплены после завершения строительства плотины. Распутин предается тяжелому раздумью по поводу происходящего на сибирской земле, глубоко скорбит вместе со своими героями, которые привязаны к родному благодатному краю, природе Матеры, ее лугам и лесам.
А порой писатель активно протестует против бесхозяйственности, равнодушного и бездумного, а иногда и преступного отношения к людям и богатствам страны. Писатель связывает сегодняшнюю жизнь Матеры с прошлым, отстаивает святость крестьянских патриархальных традиций, уходящих в прошлое.
С одной стороны, Распутин понимает неизбежность научно-технического прогресса, но его сочувствие вызывают доживающие свой век старухи, не желающие свыкнуться с мыслью о гибели своей земли, домов на ней, огородов, кладбища, где покоятся предки.
Распутин выступает за сохранение культурно-этического наследия прошлого, духовности, против “расчеловечивания человека”, которое приносит с собой бездумный и бездушный прогресс.
Иллюстрируя обратную сторону прогресса, писатель вводит в ткань повести картину уничтожаемого кладбища, в которой работники санэпидемстанции спиливают оградки и кресты для того, чтобы “сжечь их одним огнем”. Драматизм происходящего усугубляется тем, что люди новых поколений с легкостью разрывают свои связи с прошлым, “теряют память”.
Внук Дарьи Андрей намерен работать на той самой плотине, которая должна затопить Матеру, а Петруха своими руками поджигает свой дом для того, чтобы получить за это обещанные деньги. Распутин, обращаясь к языческой мифологии, создает образ Хозяина, доброго духа земли, по ночам обходящего погибающий остров. Это полусказочное создание призвано подчеркнуть авторскую мысль о том, что сам человек утратил на собственной земле чувство хозяина.
Но твердая вера в неискоренимость устоявшихся основ народного бытия живет в сознании персонажей повести и Распутина, верящего в то, что духовные ценности, которые народ накопил за время существования на земле, являются непреходящими.
Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М: АСТ: Астрель, 2009.
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/rasputin_v_g/analiz_povesti_rasputina_proshhanie_s_materoj/20-1-0-25