Герои повести “бедная лиза” карамзина: главные и второстепенные персонажи (список)

«Бедная Лиза» главные герои

Герои повести

В повести Карамзина повествуется о любви главных героев «Бедной Лизы». Молодая девушка, крестьянка, влюбилась в богатого дворянина. Описание несчастной любви разных по социальному статусу людей, по жанру является новеллой.

В сюжет произведения легла сентиментальная история, и уже первая публикация этого нового произведения, принесла неслыханную популярность молодому писателю, которому едва исполнилось 25 лет.

Основные мотивы для создания рассказа о любви пробудили у писателя стены Симонова монастыря, рядом с которым он гостил у приятеля на даче.

Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.
В «Бедной Лизе» герои не только вызывают симпатию, но и заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой – яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим, он слабохарактерный и безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства впервые столкнувшись с нравственной чистотой. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв состояние, женится на богатой даме своего круга.
Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.
Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.
Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.
При жизни был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.
Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже пожилая женщина, давно влюблена в молодого офицера. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

История трогательной и несчастной любви крестьянской девушки к человеку другого круга, стала образцом нового направления в литературе, получившего название «сентиментализм». Список персонажей из повести Карамзина «Бедная Лиза» и характеристику героев можно использовать для читательского дневника.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/bednaya-liza/glavnye-geroi-harakteristika.html

Герои повести «Бедная Лиза» Карамзина: главные и второстепенные персонажи (список)

Повесть «Бедная Лиза» Карамзиным была написана в 1792 году и была первым проявлением сентиментализма в российской литературе. Любовная история молодого выходца дворянского рода и простой, бедной молодой девушки покорили сердца читателей и сделали Николая Михайловича Карамзина достаточно знаменитым.

Особенностью повести является то, что она не насыщенна большим количеством разносторонних персонажей, которые в некоторых случаях лишь мешают понять смысл произведения.

Главных героев всего двое: крестьянка по имени Лиза и обеспеченный дворянин Эраст.

Лиза. Это была красивая, молодая девушка из крестьянской семьи. Красива она была не только внешне, но и душа ее была так же достаточно прекрасна.

Лиза была очень добра и чиста в своих помыслах по отношению к другим людям, а также она очень тяжело работает для того, чтоб лечить больную мать. Когда Лиза встретила Эраста, она не смогла противостоять его природному обаянию и влюбляется в него с первого взгляда.

Обратите внимание

Девушка прекрасно понимает, что они из совершенно разных социальных слоев и она Эрасту абсолютно не пара, но ее любовь намного сильнее, чем голос разума. Полюбив Эраста, Лиза готова пожертвовать ради своей любви всем и пройти любые испытания, лишь бы ее любимый был рядом.

Эраст «богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным». Эраста покорила естественность, женственность и красота Лизы, а также ее искренность и доброта.

Ранее никогда не встречал Эраст таких открытых и милых девушек. В своих мечтах Эраст рисует идеалистические картины их любви и представляет то, как счастливы они будут. Однако, через небольшой промежуток времени пыл молодого дворянина остывает и ему просто становится скучно.

Решив хоть как-то разнообразить свою жизнь, Эраст отправляется в военный поход. Проиграв в походе все деньги, Эраст решает жениться на богатой вдове. Встретив Лизу, он объявляет ей о своем желании расстаться.

Лиза не выдержала такого горя и утопилась в пруду, а Эраста до конца жизни донимало чувство вины и он никогда и ни с кем не мог быть счастлив.

Второстепенными персонажами в повести являются:

Автор в данном произведении выступает как связующее звено меду читателем и героями. Описывая события, их переживания и тревоги, он как бы создает особенную лирическую и эмоциональную атмосферу у читателей. Также автор постоянно обращается к читателю, чем устанавливает определенную связь, между читателем и произведением.

Добрая больная старушка-крестьянка, которая самостоятельно воспитывает дочку после смерти мужа.

Девушка-соседка Лизы. С ней Лиза делится всеми своими переживаниями и просит совета по поводу определенных событий.

Трудолюбивый крестьянин, который умер за 2 года до вех событий.

Женщина, которая уже давно любит Эраста. Становится его женой после того, как дворянин проиграл в карты свое имение.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1833

Персонажи повести Карамзина «Бедная Лиза»

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные – совсем наоборот.

Книги Персонажи повести Карамзина “Бедная Лиза”

Виды персонажей

Лиза – главный женский персонаж повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза”. Молодая девушка, которая живёт со старушкой-матерью в деревне и работает не покладая рук. Это деревенская цветочница, которую соблазняет и бросает городской дворянин Эраст, после чего девушка топится в пруду.

Эраст – главный мужской персонаж сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза”.

Это молодой дворянин, который под впечатлением от идиллических романов увлёкся крестьянкой, которая ответила ему взаимностью.

Но буколическое счастье молодых было недолгим и, когда Эраст возвращается из армии, где скорее проигрывал в карты, чем в сражениях, он решает поправить своё пошатнувшееся материальное положение удачной женитьбой на богатой вдове в возрасте.

Анюта – пятнадцатилетняя соседка Лизы, её подружка.

Старушка-мать – мать Лизы, крестьянка.

Пожилая богатая вдова – женщина, на которой женится Эраст, чтобы поправить своё материальное состояние

1801,

Уильям Белл – персонаж сериала “Грань”

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай…

Дубровский Андрей Гаврилович – второстепенный герой романа Пушкина “Дубровский”

Дубровский Андрей Гаврилович – отец главного героя романа, Владимира А…

Троекуров Кирила Петрович – герой романа Пушкина “Дубровский”

Троекуров Кирила Петрович – один из основных героев романа Пушкина Ду…

Евгений Базаров – герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло…

Евгений Онегин – характеристика героя

Евгений Онегин — герой романа в стихах А. С.Пушки…

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей – колоритный, манерный пиратс…

Важно

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме… Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Персонажи повести Карамзина «Бедная Лиза». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/personazhi-povesti-karamzina-bednaya-liza/

Бедная Лиза Карамзина – читаем краткое содержание: кто написал, главные герои – Лиза и Эраст

Многие помнят Н.М. Карамзина по его историческим работам. Но и для литературы он сделал немало. Именно его стараниями получил развитие сентиментальный роман, в котором описываются не просто обычные люди, но их чувства, страдания, переживания.

Сентиментализм сблизил простых людей и богачей как чувствующих, думающих и испытывающих одинаковые эмоции и потребности. В то время, в каком году была написана «Бедная Лиза», а именно в 1792, до освобождения крестьян было еще далеко, и их существование казалось чем-то непонятным и диким.

Сентиментализм же вывел их в полноправные чувствующие герои.

История создания

Сам автор называл повесть «сказкой весьма незамысловатой», используя не традиционную ранее историю любви бедной сироты крестьянки и разорившегося, но светского юноши.

Важно! Он же ввел моду на малоизвестные имена – Эраст и Елизавета. Практически не используемые имена быстро стали нарицательными, определяющими характер человека.

Именно эта простая внешне и незамысловатая полностью выдуманная история любви и смерти породила целый ряд подражателей. А пруд даже был местом паломничества для несчастных влюбленных.

Краткое содержание

Несложно запомнить, о чем повесть. Ведь ее сюжет не отличается насыщенностью или перипетиями. Аннотация к повести позволяет узнать главные события. Сам Карамзин краткое содержание передал бы так:

  1. Оставшись без отца, Лиза начала помогать обедневшей матери, продавая цветы и ягоды.
  2. Эраст, покоренный ее красотою и свежестью, предлагает ей продавать товар только ему и потом вообще просит не выходить на улицу, а отдавать ему товар из дома. Этот богатый, но ветреный дворянин влюбляется в Лизу. Они начинают проводить вечера наедине.
  3. Вскоре к Лизавете сватается зажиточный сосед, но Эраст утешает ее, обещая сам жениться. Происходит близость, и Эраст теряет интерес к погубленной им девушке. Вскоре юноша уезжает на службу. Лизавета ждет и боится. Но случайно они встречаются на улице, и Лизавета бросается ему на шею.
  4. Эраст сообщает, что помолвлен с другой, и приказывает слуге дать ей денег и вывести со двора. Лизавета, передав деньги матушке, бросается в пруд. Мать ее умирает от удара.
  5. Эраст разорен проигрышем в карты и принужден жениться на богатой вдове. Он не находит счастья в жизни и винит себя.
Читайте также:  Анализ сказки "орел-меценат" салтыкова-щедрина (тема, идея, суть, главная мысль, вывод)

Главные герои

Понятно, что характеристика одного из героев повести «Бедная Лиза» будет недостаточной. Их надо оценивать вместе, во влиянии друг на друга.

Несмотря на новизну и оригинальность сюжета, образ Эраста в повести «Бедная Лиза» не нов, не спасает и малоизвестное имя. Богатый и скучающий дворянин, уставший от доступных и жеманных красавиц.

Он ищет ярких ощущений и находит невинную и чистую девушку. Ее образ удивляет его, манит и даже пробуждает любовь. Но первая же близость превращает ангела в обычную земную девушку. Он сразу вспоминает, что она бедна, необразованна, и уже ее репутация погублена.

Он бежит от ответственности, от преступления.

Бежит он в привычные увлечения – карты и гулянья, что приводит к разорению. Но он не желает терять свои привычки и жить с любимой трудовой жизнью. Эраст продает свою молодость и свободу за богатство вдовы. Хотя пару месяцев назад он отговаривал любимую от удачного брака.

Встреча с любимой после разлуки лишь утомляет его, мешает. Он цинично бросает ей деньги и заставляет слугу вывести несчастную. Этот жест показывает глубину падения и всю его жестокость.

А вот образ главной героини повести Карамзина отличается свежестью и новизной. Она бедна, работает для выживания матери и при этом нежна и красива. Отличительные ее черты – чувствительность и народность. В повести Карамзина бедная Лиза – типичная героиня из деревни, поэтичная и с нежным сердцем. Именно ее чувства и эмоции заменяют ей воспитание, нравственность и нормы общества.

Автор, щедро наделяя бедную девушку добротой и любовью, словно подчеркивает, что таким женщинам присуща естественная нравственность, не требующая ограничений и поучений. Она готова жить ради любимых, трудиться и сохранять радость.

Важно! Жизнь уже испытывала ее на прочность, и она достойно выдержала испытание. За ее образом, честным, красивым, нежным, забывается, что она бедная, необразованная крестьянка. Что она работает руками и торгует, чем Бог послал. Это следует помнить, когда становится известна новость о разорении Эраста. Лиза не боится бедности.

Совет

Сцена, описывающая, как умерла бедная девушка, полна отчаяния и трагизма. Верующей и любящей девушке несомненно понятно, что самоубийство – страшный грех. Понимает она и то, что мать не проживет без ее помощи.

Но боль от предательства и осознание, что она опозорена, слишком тяжело ею переживается. Лиза трезво смотрела на жизнь и честно говорила Эрасту, что бедна, что не пара ему и что мать нашла ей достойного жениха, пусть и нелюбимого.

Но юноша убедил в своей любви и совершил непоправимое преступление – забрал ее честь. То, что для него стало рядовым скучным событием, оказалось для бедной Лизы концом света и началом новой жизни одновременно. Ее нежнейшая и чистая душа окунулась в грязь, а новая встреча показала, что любимый оценил ее поступок как распущенность.

Важно! Тот, кто написал повесть «Бедная Лиза», осознавал, что поднимает целый пласт проблем и в частности тему ответственности богатых скучающих дворянчиков перед несчастными бедными девушками, чьи судьбы и жизни разбиваются от скуки, которая позже нашла свой отклик в творчестве Толстого, Бунина и прочих.

Реакция читателей

Публика встретила повесть неоднозначно. Женщины сострадали и совершали паломничество к пруду, ставшему последним пристанищем несчастной девушки. Некоторые критики-мужчины стыдили автора и обвиняли в излишней чувствительности, в обильных слезах, которые льются постоянно, в картинности персонажей.

На самом деле за внешней приторностью и слезливостью, упреками в которых полна каждая критическая статья, кроется истинный смысл, понятый внимательными читателями. Автор сталкивает не только два характера, но два мира:

  • Искреннее, чувствительное, до боли наивное крестьянство с его трогательными и глупенькими, но настоящими девушками.
  • Добродушное, увлекающееся, щедрое дворянство с изнеженными и капризными мужчинами.

Одну закаляют трудности жизни, другого эти же трудности ломают и пугают.

Источник: https://uchim.guru/literatura/bednaya-liza-karamzina-kratko.html

Пересказ краткого содержания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и выявление восприятия произведения

Поиск Лекций

Слайд

1. Сегодня мы с вами преходим к изучению нового литературного направления, такого как сентиментализм. Рассказ учителя «Сентиментализм в России».

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества.

Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Само название «сентиментализм» (от анг.

sentimental – чувство) указывает на то, что эстетическое чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Слайд

Основная идея– мирная, идеалистическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни) городу (символу зла, неестественной жизни и суеты).

Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимании е уделяется пейзажу.

Пейзаж тоже идеалистический, сентиментальный: речка журчит, говорливые ручейки, лужок – всё это созвучно личным переживаниям героев.

Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя.

Слайд

2. Давайте теперь определим, чем отличается сентиментализм от классицизма и составим таблицу. Работа с таблицей (учащиеся заносят её в тетради).

Произведения классицизма Произведения сентиментализма (Н.М.Карамзин « Бедная Лиза»)
Культ разума, долга. Культ чувства
Сфера интереса: общественная жизнь человека. Частная жизнь, эмоциональная сфера.
Литературные нормы и правила Нарушения литературных норм и правил в изображении героев, речи персонажей, Роль пейзажей. Элементы психологизма (автор исследует внутренний мир своих героев).

3.

4.

5. Просмотр презентации посвященной личности Н. М Карамзина и конспектирование.

Слайд

Николай Михайлович Карамзин – знаменитый русский литератор, историк, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, издатель. С его подачи словарный состав обогатился большим количеством новых слов-калек(.

заимствование иноязычных слов, выражений, фраз буквальным переводом соответствующей языковой единицы) такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный».

Обратите внимание

Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность»

Слайд

Известный литератор появился на свет 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1766 г. в усадьбе, находящейся в Симбирском уезде. Отец-дворянин позаботился о домашнем образовании сына, после чего Николай продолжил учиться сначала в симбирском дворянском пансионе, затем с 1778 г. – в пансионе профессора Шадена (г. Москва). На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

Слайд

Отец хотел, чтобы после пансиона Николай поступил на военную службу, – сын исполнил его желание, в 1781 г. оказавшись в петербургском гвардейском полку.

Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще, в 1783 г. сделав перевод с немецкого. В 1784 г.

после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Живя в Симбирске, вступил в масонскую ложу.

С 1785 г. биография Карамзина связана с Москвой. В этом городе он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», поселяется в принадлежащем ему доме, в дальнейшем сотрудничает с членами кружка в различных изданиях, в частности, принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

Слайд

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем.

Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезду на родину, и принесла автору огромную известность.

Важно

Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».

Слайд

Повесть «Бедная Лиза» (1792) упрочила литературный авторитет Карамзина.

Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма, и именно Н.М.

Карамзин находился во главе течения; под влиянием его произведений писали В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

Слайд

Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства.

О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.).

Слайд

В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе.

Первые восемь томов увидели свет в феврале 1818 г. За месяц было продано три тысячи экземпляров – такие активные продажи не имели прецедента.

Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-ый, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора.

Слайд

Совет

Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом, лишившим писателя-историка последних жизненных сил. Третьего июня (22 мая по ст. ст.) 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге; похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

Пересказ краткого содержания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и выявление восприятия произведения.

Сюжет: после смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать.

Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё, и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, однако с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность.

Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход, и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и, узнаёт, что он помолвлен (на войне он проиграл в карты своё имение и теперь вернувшись вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд, около которого они гуляли.

· Кто главные герои повести? (Лиза – главная героиня, бедная крестьянская девушка, добрая, робкая и трудолюбивая. Крестьяна Лиза влюбляется в дворянина Эраста и после его предательства кончает жизнь самоубийством.

Эраст – богатый дворянин, добрый, милый, но легкомысленный молодой человек. Он влюбляется в Лизу, но, в конце концов женится ради денег на другой женщине. Мать Лизы – добрая больная старушка-крестьянка. Анюта – девушка-соседка Лизы.

Читайте также:  Анализ комедии "ревизор" гоголя: анализ сюжета и героев произведения

Автор – знакомый Эраста).

· Кто второстепенные герои? (отец Лизы – трудолюбивый крестьянин, умерший за 2 года до событий, описанных в повести; старая вдова – богатая дворянка, которая давно любит Эраста. Эраст женится на ней из-за денег, когда проигрывает свое имение в карты.)

· Где происходит действие повести? (в Москве и её окрестностях).

· По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом[1], тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ»[7].

Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа.

Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие.

Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причём характерное для романа чёткое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.

Дома вы должны были прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.

– Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести)

– Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»?(бедная, несчастная)

– Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)

Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s46627t7.html

Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”. Основные герои произведения

Лиза — главная героиня повести Карамзина. Писатель впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчерк­нуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить уме­ют» стали крылатыми. Чувствительность является центральной чер­той характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горяч­ность приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана.

Лиза на крестьянку не похожа. «Прекрасная телом и душой по­селенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих роди­телей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботится она о своей матери, дос­тает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь ста­рушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом она мечтает о том, как хо­рошо было бы, если бы возлюбленный «рожден был простым кре­стьянином пастухом…» — эти слова совсем в духе Лизы.

По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта под­робно и в естественной последовательности. Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как мог­ла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в си­лах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини — идеализированный, но внутренне цельный. ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Обратите внимание

Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, кото­рый вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, ис­кал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст пред­ставлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые наме­чен тип разочарованного русского аристократа.

Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга. Однако герой не выдерживает испытания лю­бовью.

До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературно­го типа, к которому принадлежит герой.

Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клят­вах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «..Л познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…».

Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/analiz-stikhotvoreniya-proizvedeniya/7767-n-m-karamzin-bednaya-liza-osnovnye-geroi-proizvedeniya

Характеристика Лизы и Эраста сравнительная по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

Главные герои повести Карамзина «Бедная Лиза» олицетворяют собой противостояние городского и деревенского укладов жизни. Лиза – обычная крестьянская девушка, которая находясь в бедности из-за смерти отца, трудилась не покладая рук, чтобы они с матерью не умерли с голоду.

Лиза обладает прекрасными душевными качествами. Во-первых, она способна преданно и самозабвенно любить. Во-вторых, доброта девушки не знает границ.

В людях она видит только хорошее, ценит в них добрые порывы, намерения и поступки. Ее жизнь полна чувств и эмоций.

Важно

В конце концов, безмерная доброта главной героини стала причиной трагических событий, повлекших смерть ее матери и собственную гибель Лизы.

Имя Лизы читатель видит уже в самом названии произведения, и это название говорит о том, что Лиза – это главная героиня повести и что судьба у нее непростая. Автор жалеет свою героиню, а также всячески демонстрирует свою симпатию и любовь к ней как к прекрасному человеку.

Карамзин постепенно открывает перед нами чистую и глубокую душу Лизы. Она была очень застенчивой и робкой. При первой встрече с Эрастом девушка очень смущалась и краснела. Лиза – очень честный, открытый человек. Помимо того, Лиза очень искренняя, но в то же время по-детски наивная девушка.

Образ Лизы стал первым в отечественной литературе образом простой женщины. Представив именно такую девушку – простую, из народа – в роли героини типичного любовного романа того времени, Карамзин смог разрушить невидимые границы между разными сословиями, показав равенство людей перед Богом, судьбой и любовью.

Эраст – молодой человек из высшего общества, обладающий добрым и мягким характером, однако слабый духом и легкомысленный. Ему наскучила светская жизнь, и он ищет возможность ее изменить. Своеобразной отдушиной для Эраста становится его недолгое увлечение Лизой. Вначале он всерьез убежден, что любит ее, но в скором времени любовный интерес его к девушке остывает.  

Чтобы избавиться от ненужных ему отношений, Эраст поступает крайне малодушно. Он сбегает от Лизы на войну, где вовсе не участвует в сражениях, а проводит время, играя в карты на деньги. Проиграв все свое состояние, он женится на богатой вдове.

Таким образом, главный герой повести олицетворяет собой пример доброго, в общем-то, совсем не плохого человека, который под воздействием губительной городской обстановки превратился в труса и предателя. Его поступок непростителен, поскольку повлек за собой смерть ближнего, а после загубил и свою собственную судьбу.

История отношений главных героев произведения представляет собой некий переход простой крестьянской девушки Лизы из ее родного естественного для нее мира в мир Эраста. Она словно теряет себя, утрачивает целостность своей личности, которую автор всячески подчеркивает, чтобы ярче продемонстрировать психологическое противопоставление этих двух персонажей.

Совет

В свою очередь, Эраст также совершает переход в сторону Лизу. Он становится сентиментальнее, чувствительнее, а после вынужден всю жизнь расплачиваться за свой ужасный поступок. Судьба его наказала бедностью, болезнью, но самое страшное, герой был вынужден до конца своих дней страдать муками раскаяния, считая себя убийцей.

Вопреки стереотипным представлениям Эраст не является типичным «коварным соблазнителем». Когда он клянется в любви, его слова искренни, однако в своем предательстве он также искренен. Автор сочувствует Эрасту, не считая себя вправе его осуждать. Он ставит себя на один уровень со своим героем, потому как их взгляды совпадают в «чувствительности», в сочувствии к бедной Лизе.

← Что такое история?
← Образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве↑ ДругиеОбраз Русской земли в Слове о полку Игореве →
А зори здесь тихие… по повести Васильева рассуждение →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/harakteristika-lizy-i-ehrasta-sravnitelnaya-po-povesti-bednaya-liza-karamzina

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести

Литература – 9 классН. М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост — слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу.

Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду. Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе.

Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям.

Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему».
Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике.

Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре.

Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных — в этом главная нравственная задача художников слова.

«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе.

Обратите внимание

Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.

Читайте также:  Образ жизни ильи обломова в романе "обломов": привычки, режим и распорядок дня

Заказ изготовление брошюр дизайн буклетов.

Рекомендуем почитать ►

Действующие лица сцены в салоне Анны Павловны Шерер

Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Источник: http://www.getsoch.net/n-m-karamzin-bednaya-liza-xaraktery-glavnyx-geroev-osnovnaya-mysl-povesti/

Бедная Лиза

В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели.

Вдова день ото дня становилась слабее и не могла работать.

Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом ягоды и продавала их в Москве.

Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице.

Узнав, что она продаёт цветы, он предложил ей рубль вместо пяти копеек, сказав, что «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Но Лиза отказалась от предложенной суммы.

Он не стал настаивать, однако сказал, что впредь всегда будет покупать у неё цветы и хотел бы, чтобы она рвала их только для него.

Продолжение после рекламы:

Придя домой, Лиза все рассказала матушке, а на другой день нарвала самых лучших ландышей и снова пришла в город, но молодого человека на этот раз не встретила. Бросив цветы в реку, она с грустью в душе вернулась домой. На следующий день вечером незнакомец сам пришёл к ее дому.

Едва завидев его, Лиза кинулась к матушке и с волнением сообщила, кто к ним идёт. Старушка встретила гостя, и он показался ей очень любезным и приятным человеком.

Важно

Эраст — так звали молодого человека — подтвердил, что собирается и в будущем покупать цветы у Лизы, и ей не обязательно ходить в город: он сам может заезжать к ним.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, а не находя, скучал и жаловался на судьбу. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал.

Так было положено начало их долгим свиданиям. Каждый вечер они виделись или на берегу реки, или в берёзовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обнимались, но объятия их были чисты и невинны.

Так прошло несколько недель. Казалось, ничто не могло помешать их счастью. Но однажды вечером Лиза пришла на свидание печальная. Оказалось, что за неё сватается жених, сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она за него вышла.

Эраст, утешая Лизу, говорил, что по смерти матери он возьмёт её к себе и будет жить с ней неразлучно. Но Лиза напомнила юноше, что он никогда не сможет быть ее мужем: она крестьянка, а он дворянского рода.

Ты обижаешь меня, говорил Эраст, для твоего друга важнее всего твоя душа, чувствительная, невинная душа, ты будешь всегда ближайшая к моему сердцу. Лиза бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Заблуждение прошло в одну минуту, уступив место удивлению и страху. Лиза плакала, прощаясь с Эрастом.

Свидания их продолжались, но как все переменилось! Лиза не была уже для Эраста ангелом непорочности; платоническая любовь уступила место чувствам, которыми он не мог «гордиться» и которые были для него не новы. Лиза заметила в нем перемену, и это ее печалило.

Совет

Однажды во время свидания Эраст сообщил Лизе, что его призывают на службу в армию; им придётся ненадолго расстаться, однако он обещает ее любить и надеется по возвращении никогда с нею не расставаться. Нетрудно вообразить себе, как тяжело переживала Лиза разлуку с любимым. Однако надежда не покидала ее, и каждое утро она просыпалась с мыслью об Эрасте и об их счастье по его возвращении.

Так прошло около двух месяцев. Однажды Лиза пошла в Москву и на одной из больших улиц увидела Эраста, проезжающего мимо в великолепной карете, которая остановилась около огромного дома.

Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях. Он побледнел, потом, не говоря ни слова, провёл ее в кабинет и запер дверь.

Обстоятельства переменились, объявил он девушке, он помолвлен.

Прежде чем Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге, чтобы тот проводил ее со двора.

Очутившись на улице, Лиза пошла куда глаза глядят, не в силах поверить услышанному. Она вышла из города и долго брела, пока вдруг не очутилась на берегу глубокого пруда, под сенью древних дубов, которые за несколько недель перед этим были безмолвными свидетелями ее восторгов.

Это воспоминание потрясло Лизу, но через несколько минут она погрузилась в глубокую задумчивость. Увидев соседскую девочку, идущую по дороге, она кликнула ее, вынула из кармана все деньги и отдала той, попросив передать матушке, поцеловать ее и попросить простить бедную дочь.

Тут она бросилась в воду, и спасти ее уже не смогли.

Лизина мать, узнав о страшной смерти дочери, не выдержала удара и скончалась на месте. Эраст был до конца жизни несчастлив.

Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние. Жениться ему пришлось на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена.

Обратите внимание

Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже примирились.

Источник: https://briefly.ru/karamzin/bednaja_liza/

«Бедная Лиза»: анализ повести. Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»

Искусство и развлечения 13 марта 2015

Повесть «Бедная Лиза», принадлежащая перу Николая Михайловича Карамзина, стала одним из первых произведений сентиментализма в России.

История любви бедной девушки и молодого дворянина покорила сердца многих современников писателя и была принята с большим восторгом. Произведение принесло невиданную популярность тогда еще совсем неизвестному 25-летнему писателю.

Однако какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»?

История создания

Н. М. Карамзин отличался любовью к западной культуре и активно проповедовал ее принципы. Его роль в жизни России была огромна и неоценима. Этот прогрессивный и деятельный человек много путешествовал по Европе в 1789-1790 гг., а по возвращении опубликовал в «Московском журнале» повесть «Бедная Лиза».

Анализ повести свидетельствует о том, что произведение имеет сентиментальную эстетическую направленность, которая выражается в интересе к чувствам людей вне зависимости от их общественного положения.

Во время написания повести Карамзин жил на даче у своих друзей, неподалеку от которой располагался Симонов монастырь. Считается, что он послужил основой для начала произведения. Благодаря этому история любви и сами герои были восприняты читателями как совершенно реальные. А пруд неподалеку от монастыря стали называть «Лизиным прудом».

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть

Видео по теме

«Бедная Лиза» – это, по сути, новелла, в жанре которой в России до Карамзина никто не писал. Но новаторство писателя не только в выборе жанра, но и в направлении. Именно за этой повестью закрепилось звание первого произведения русского сентиментализма.

Сентиментализм возник в Европе еще в XVII веке и ориентировался на чувственную сторону человеческой жизни. Вопросы разума и социума уходили для этого направления на второй план, а вот эмоции, взаимоотношения людей стали приоритетными.

Сентиментализм всегда стремился к идеализации происходящего, приукрашиванию. Отвечая на вопрос о том, какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза», можно говорить об идиллическом пейзаже, который читателям рисует Карамзин.

Тема и идея

Одна из главных тем повести – социальная, и связана она с проблемой отношения дворянского сословия к крестьянам. Не зря Карамзин избирает на роль носительницы невинности и нравственности крестьянскую девушку.

Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель одним из первых поднимает проблему противоречий города и деревни.

Если обратиться к тому, какими описаниями начинается повесть “Бедная Лиза”, то мы увидим тихий уютный и естественный мир, существующий в гармонии с природой.

Город же пугает, ужасает своей «громадой домов», «золотом куполов». Лиза становится отражением природы, она естественна и наивна, в ней нет фальши и притворства.

Автор выступает в повести с позиции гуманиста. Карамзин изображает всю прелесть любви, ее красоту и силу. Но разум и прагматизм способны с легкостью уничтожить это прекрасное чувство.

Своим успехом повесть обязана невероятным вниманием к личности человека, его переживаниям.

«Бедная Лиза» вызвала сочувствие у своих читателей благодаря удивительной способности Карамзина изобразить все душевные тонкости, переживания, стремления и мысли героини.

Герои

Полный анализ повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы.

Лиза – обычная крестьянская девушка, главной чертой которой является способность чувствовать. Она поступает согласно велению своего сердца и чувств, которые в итоге и привели ее к гибели, хотя нравственность ее осталась нетронутой.

Однако в образе Лизы мало крестьянского: ее речь и мысли ближе к книжному языку, однако чувства впервые влюбившейся девушки переданы с невероятной правдивостью. Так что, несмотря на внешнюю идеализацию героини, ее внутренние переживания передаются очень реально.

В этом отношении не утрачивает своего новаторства повесть «Бедная Лиза».

Важно

Какими описаниями начинается произведение? Прежде всего созвучными характеру героини, помогающими читателю узнать ее. Это естественный идиллический мир.

Совершенно другим предстает перед читателями Эраст. Он офицер, который озадачен лишь поиском новых развлечений, жизнь в свете его утомляет и навевает скуку. Он неглуп, добр, но слаб характером и переменчив в своих привязанностях. Эраст по-настоящему влюбляется, но совершенно не задумывается о будущем, ведь Лиза не его круга, и взять ее в жены он никогда не сможет.

Карамзин усложнил образ Эраста. Обычно подобный герой в русской литературе был проще и наделен определенными характеристиками.

Но писатель делает него не коварным соблазнителем, а искренне влюбившимся человеком, который по слабости характера не смог пройти испытания и сохранить свою любовь.

Такой тип героя был новым для русской литературы, но сразу прижился и позднее получил название «лишнего человека».

Сюжет и своеобразие

Сюжет произведения довольно незамысловат. Это история трагической любви крестьянки и дворянина, итогом которой стала гибель Лизы.

Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Карамзин рисует природную панораму, громаду монастыря, пруд – именно здесь, в окружении природы и живет главная героиня. Но главное в повести – не сюжет и не описания, главное – чувства.

И эти чувства рассказчик должен пробудить у публики. Впервые в русской литературе, где образ повествователя всегда оставался вне произведения, появляется герой-автор.

Совет

Этот сентиментальный повествователь узнает историю любви от Эраста и с грустью и сочувствием пересказывает читателю.

Таким образом, в повести три основных героя: Лиза, Эраст и автор-рассказчик. Также Карамзин вводит прием пейзажных описаний и несколько облегчает тяжеловесный стиль русского литературного языка.

Значение для русской литературы повести «Бедная Лиза»

Анализ повести, таким образом, показывает невероятный вклад Карамзина в развитие русской литературы.

Кроме описания отношения города и деревни, появления «лишнего человека», многие исследователи отмечают зарождение «маленького человека» – в образе Лизы. Это произведение повлияло на творчество А. С.

Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, которые развивали темы, идеи и образы Карамзина.

Невероятный психологизм, который принес русской литературе мировую славу, также породила повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается это произведение! Сколько в них красоты, самобытности и невероятной стилистической легкости! Нельзя переоценить вклад Карамзина в развитие русской литературы.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/128660/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector