Презентация по рассказу “васюткино озеро” астафьева в цитатах и иллюстрациях

Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: В.Астафьев “Васюткино озеро”

Слайд 1

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Слайд 2

Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему “не верится, что мамы нет и никогда не будет”.

Мальчик попадает в детдом-интернат . “Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки”, – напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.

Слайд 3

Обратите внимание

Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу, он работает составителем поездов. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт . Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале .

По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов – “До будущей весны”, а в 1955 году вторая – “Огоньки”. Это рассказы для детей.

В 1955-1957 годах он пишет роман “Тают снега”, издает еще две книги для детей: “Васюткино озеро” (1956) и “Дядя Кузя, куры, лиса и кот” (1957) В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия , а в 1998 году он удостоен премии “За честь и достоинство таланта” Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

Слайд 4

Васюткино озеро Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой. Астафьев Природа и человек— эта тема многих произведений Астафьева

Слайд 5

В основе сюжета… Однажды, еще учась в пятом классе, в сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”)

Слайд 6

Герои рассказа Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна ; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий ; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

Слайд 7

1.Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) 2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? (Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

“Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”) 3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях). 4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”.

Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).

Слайд 8

Важно

5.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт? (Увидел глухаря) 6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться.

Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход). 7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? ( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”). Итак, надо “взять себя в руки”.

развести огонь; собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки; запастись на ночь дровами; хоть хочется плакать, но надо приготовить еду; поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали. 8.

Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? пробираться через сухой валежник; “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… – корень – выворотень”; ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

Слайд 9

9. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? (Чувство радости, восторга. Докажите словами текста). 10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.) 11.

Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; умение ориентироваться.

Слайд 10

О чем говорится? неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая небольшое, унылое, подёрнутое ряской молочный, клейкий, неподвижный далёкие, таинственные, мерцающие раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая лес тайга озеро туман звезды река

Слайд 11

Найдите сравнения “ в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”; “ густая, как смоль, темень начала редеть”; “ с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”; “ голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”; “ на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”; “ показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; “ будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”; “ середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.

Слайд 12

Совет

Почему же так назван рассказ? Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться.

Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя? Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.

Слайд 13

Какой Васютка? Знаток тайги заботливый разумный славный пытливый ловкий разговорчивый смышленый внимательный терпеливый откровенный выносливый добрый смелый рассудительный

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/02/11/v-astafev-vasyutkino-ozero

Презентация к уроку “Васюткино озеро”

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Виктор Петрович Астафьев

“Землю люблю свою

и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте.

И жизнь предоставляла мне постоянную возможность

быть на природе и с природой».

ТЕМА УРОКА:

«Человек

и

природа»

История создания рассказа

«Васюткино озеро»

В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть…»

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ?»

Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»

Экспозиция.

1.Рассуждение об озерах и их названиях.

2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

Завязка.

Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

Развитие действия.

1.Страх и отчаяние Васютки.

2.Решительные действия по своему спасению.

3.Просвет в пути.

Кульминация. Появление бота и возвращение героя.

Развязка.

1.Васютка дома.

2.Путь к озеру и его освоение.

Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Мы поднимем руки по команде «раз»!

А над нами весело шелестит трава.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки – ягоды, грибы,

Дружно мы наклонимся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» станем дружно мы скакать.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о том, как один мужик двух генералов прокормил": краткий пересказ сюжета

Ну, а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть! 

«Глухарина проклятый…»

На берегу озера.

Василий – от греч. «базилеус» – царь; этимологически означает: царь, царский, царственный.

ВЫВОД: Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ.

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!

Памятка для тех, кто идет в лес.

  • Продумай тщательно маршрут.
  • Не забудь взять компас.
  • Возьми спички для костра.
  • Возьми теплые вещи.
  • Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды.
  • Предупреди близких о твоем путешествии.

Памятка для тех, кто заблудился.

  • Не паникуй!
  • Остановись, прекрати бесполезное движение.
  • Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.
  • В ожидании помощи осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост для костра.
  • Разведи огонь, приготовь пищу.
  • Приготовь место для ночлега.

Домашнее задание (по выбору учащихся).

  • 1. Написать в тетради по литературе: «Чему я научился у Васютки?»
  • 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.

Спасибо за внимание.

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-vasiutkino-oziero.html

Презентация по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Презентация по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Учитель русского языка и литературы МОУ «Айбечская СОШ» Ибресинского района Егорова М.В.Слайд 2
Описание слайда:

Деревья, деревья, деревья… Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, а над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»Слайд 3
Описание слайда:

Тема: «Один на один с тайгой».
(По рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)Слайд 4
Описание слайда:

Глухарь –таежная птица Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы.Слайд 5
Описание слайда:

Заметив беспомощную муху в тенетах паука, Васютка понял, что он заблудился Заметив беспомощную муху в тенетах паука, Васютка понял, что он заблудился

Слайд 6
Описание слайда:

Первая ночь в тайге Мох вспыхнул – вокруг посветлело. Темнота отступила подальше. На огонь налетело несколько комаров – веселее с ними.Слайд 7
Слайд 8
Описание слайда:

Разговор Васютки с белкой – А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет… Не понимаешь ты ничего. А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!Слайд 9
Описание слайда:

Впереди берег… Вода! Неужели впереди Енисей? Нет, это не Енисей.Слайд 10
Описание слайда:

Васюткино озеро -Вот это да! – ахнул Васютка.- Вот где рыбище-то, наверно… Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы. – И, подбадривая себя, он прибавил: – А что? И выйду! Вот пойду, пойду и…Слайд 11
Описание слайда:

Енисеюшко! Славный, хороший…Слайд 12
Описание слайда:

Обратите внимание

Почему Васютка попал в беду? Увлекся охотой за глухарем Нарушил наказ матери и потерял затеси

Слайд 13
Описание слайда:

Что помогло Васютке выжить в тайге? Знание; Умение разводить костер; Наблюдательность,смекалка; Внимание и сосредоточенность; Желание вернуться домой;Слайд 14
Описание слайда:

Памятка
«Если ты заблудился в лесу» Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезное движение. Осмотри место, где находишься. Собери хворост, дрова для костра (на ночь) Разожги костер, приготовь пищу Подготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников.Слайд 15
Описание слайда:

Тайга…Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще.

Источник: https://presentacii.ru/presentation/prezentaciya-po-rasskazu-vpastafeva-vasyutkino-ozero

Презентация по литературе к урокам по рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро

Автор публикации: Михайлова Г.В.

Дата публикации: 17.03.2016

Краткое описание:


1

Виктор Петрович Астафьев 1924 – 2001

2

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (недалеко от Красноярска)Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Его воспитывали бабушка и дедушка, поскольку отец был осуждён «за вредительство».

4

1931 год- осиротел (мать утонула) 1939 год- попал в детский дом 1942 год- ушёл добровольцем на фронт 1950-е годы- начинает заниматься литературной деятельностью 1956 год- был написан рассказ Васюткино озеро

5

Жанр рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Жанр этого рассказа – автобиографическая проза Читаем статью в учебнике «Судьба рассказа «Васюткино озеро»

6

Домашнее задание Прочитать рассказ до конца Подготовить сообщения для работы в группах: 1-ый ряд – Васютка в начале рассказа. Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Составить «Памятку идущему в лес»

7

Домашнее задание 2-ой ряд – Поведение Васютки в лесу. Почему Васютка заблудился? Как искал дорогу? Что нам помогло разобраться в чувствах и эмоциях героя? Составить памятку «Что нужно делать, если ты заблудился в лесу» 3-ий ряд – Открытие Васютки. Встреча с Енисеем. Как озеро спасло мальчика? Что помогло Васютке выжить?

8

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро» «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой» В.П.Астафьев

9

«Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек…» В. Астафьев

10

Работа в группах Группа 1 Васютка в начале рассказа Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу? Составить «Памятку идущему в лес»

11

12

13

Памятка идущему в лес 1.Продумай тщательно маршрут 2.Не забудь взять компас 3.Возьми спички для костра 4.Захвати с собой теплые вещи 5.Возьми запас еды и питья

14

Важно

Работа в группах Группа 2 Поведение Васютки в лесу С какого события начались приключения Васютки?Найдите описание тайги, как рисует её автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?

15

Я заблудился… Глухарь!- догадался Васютка Муха- пленница паука, Васютка- пленник леса…

16

Если ты заблудился 1.Не паникуй, успокойся 3.Вспомни приметы,которые помогут тебе определить стороны горизонта 2.Осмотри место, где находишься 4.Собери хворост, разожги костер 5.Приготовь пищу 6.Подготовь место из травы и веток для ночлега 7.Спокойно ожидай спасателей или родственников

17

Работа в группах Группа 3 Открытие Васютки, встреча с Енисеем На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем. Почему Васютка не погиб в тайге? Что ему помогло?

18

И озеро в тихом вечернем огне Лежит в глубине, неподвижно сияя, И сосны, как свечи, стоят в вышине, Смыкаясь рядами от края до края…

19

20

Картины природы помогают отобразить чувства и состояния героя Бережное отношение к природе дает возможность человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло) Знание законов природы помогает человеку выжить Человек и природа неразрывно связаны между собой

21

Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки,  И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья  Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!

Читайте также:  Настя в повести "барышня-крестьянка" пушкина (служанка лизы муромской)

22

Домашнее задание Написать Васютке письмо о том, чему вы у него научились.

Источник: https://botana.biz/prezentaciya/russkii_yazyk_literatura/pehyn3cv.html

Мальчик и тайга Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Мальчик и тайга Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»Слайд 2
Описание слайда:

Цели урока: Обучающие: Формировать умение анализа художественного произведения, внимания к тексту; Развивающие: Развивать навыки групповой работы; Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; Воспитательные: Воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:

Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем. Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем. Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»… Это первый детский рассказ Астафьева.Слайд 5
Описание слайда:

«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.» «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.»Слайд 6
Описание слайда:

1)Можно ли понять, прочитав название рассказа, как автор относится к главному герою? 2) Каким было занятие Васютки у рыбаков? 3) Как он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами? 4) А каким чувством веет от наказа матери? 5) Почему был заведен такой строгий порядок: «идешь в лес – бери еду, бери спички»?Слайд 7
Описание слайда:

Совет

Что такое «затеси»? Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.

Слайд 8
Описание слайда:

А как вы думаете, какой яркий литературный прием применяет автор, когда пишет: «лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»? А у человека отчего бывают морщинки?Слайд 9
Описание слайда:

Только ли в тайге нужны затеси? Где ещё? Только ли в тайге нужны затеси? Где ещё? Когда он окончательно понял, что заблудился? До каких пор длилось его оцепенение? Что он вспомнил, что заставило его действовать?Слайд 10
Описание слайда:

Почему сбился с тропинки Васютка? Когда он окончательно понял, что заблудился?Слайд 11
Описание слайда:

Что значит «хлипких»? Каких хлипких? Подберите синонимы.Слайд 12
Описание слайда:

Слабых Слабых Слабохарактерных Слабосильных Немощных Бессильных Расслабленных Маломощных Болезненных Растерянных ОтчаявшихсяСлайд 13
Описание слайда:

О ком он вспомнил, укладываясь на ночлег?Слайд 14
Описание слайда:

Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел?Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Описание слайда:

Как описана пробудившаяся тайга? Кедровки кричали Желна заплакала Синички потрошили, попискивая Белка пронеслась, вполошённо цокая Уставилась на Васютку Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?

Слайд 19
Слайд 20
Описание слайда:

Какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево? Эпитеты – красочные определения: Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем; Облака редкие; Проемы голубые; Ватой спрессованной ложились на тайгу.Слайд 21
Описание слайда:

Найдите среди этих красочных определений то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки. Равнодушная Эпитеты-синонимы: Безразличная Безучастная Спокойная Бесчувственная Холодная Неотзывчивая НечувственнаяСлайд 22
Описание слайда:

Как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? А вы так сможете ли почувствовать красоту природы? Прочитайте, как он нашел озеро. Какая деталь в тексте говорит о том, что он знал все приметы?Слайд 23
Слайд 24
Описание слайда:

Обратите внимание

Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной? Как вы нашли выход из ситуации?

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/malchik_i_tajga_urokissledovanie_po_rasskazu_vpastafeva_vasyutkino_ozero

Человек и природа (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»). 5 класс. Конспект интегрированного урока

УМК по литературе для 5-11 классов Т. Ф. Курдюмовой и др.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • образовательные: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.
  • воспитательные: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.
  • развивающие: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

В качестве системы обучения используется технология критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок.

Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.

Тема данного урока выбрана не случайно. В 5 классе много времени и на уроках литературы, и на уроках природоведения уделяется проблемам взаимоотношения человека и природы.

Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственный фундамент отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П.

Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока-раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитательное значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приемы и методы, используемые учителем
Вызов (5-10 минут) Обращается внимание учащихся на пословицы и поговорки, размещенные в кабинете: Осина и без ветра шумит Сосна кормит, липа обувает По опушке леса не узнаешь В лесу не без зверья Не будет хлеба, не будет и обедаРыба – вода, ягода – трава, а хлеб всему голова и т.д. Учащимся предлагается выбрать по одной пословице и объяснить ее значение. Учащиеся делают попытку объяснить смысл понравившихся им пословиц и поговорок Рассказ-предположение ученика
Осмысление содержания 1) Беседа, которая должна выявить осознанное восприятие ребятами произведения: Кто главный герой? В какую ситуацию он попал?Благодаря чему спасся? Работа с текстом Поиск ответов на вопросы
2) Класс разделен на четыре группы, которые получают общее задание: подобрать ассоциации понятиям «человек» и «природа». Учитель записывает на доске слова, которые предлагают ребята. Работа в группах: на отдельных больших листах ребята должны записать слова-ассоциации понятиям «Человек» и «Природа». Представитель каждой группы диктует слова, которые учитель записывает на доске. Ведутся записи на листах
Учитель предлагает найти общие понятия, которые подчеркиваются. Учащиеся делают вывод, почему много общего между понятиями. Делают выводы
3) Учитель природоведения напоминает о понятии «экология». Ребята дают определение, вспоминают, что такое экологические факторы, слушают, дополняют ответы друг друга. Работают с тетрадями по природоведению
4) Фронтальная беседа, в которой принимают участие все группы.

  1. Всегда ли позитивно взаимодействие Человека и Природы?
  2. Показано ли в тексте негативное влияние Человека на Природу?
  3. Как Васю дома воспитывают по отношению к Природе?
  4. Кому принадлежат слова «Тайга наша кормилица, хлипких не любит»?
  5. Почему Вася заблудился?
  1. Что его спасло? Какие черты характера ему помогли, знания каких примет?
Ребята отвечают на вопросы, используя текст рассказа, дополняют ответы друг друга. Работа с текстом и записями в тетрадях
Рефлексия Учитель возвращает ребят к первоначальным записям и просит сначала сделать вывод, ответив на вопрос: «Какой урок мы должны вынести из сегодняшнего разговора?» Возвращает ребят к пословицам и поговоркам и просит еще раз дать им объяснение. С учетом знаний, полученных на стадии осмысления, ребята делают выводы и по-новому объясняют смысл пословиц и поговорок. Устанавливаются причинно-следственные связи между блоками информации, возвращаются к ключевым словам.
Читайте также:  Критика о триголии "детство. отрочество. юность" толстого: отзывы о повестях, анализ

Домашнее задание: написатьэссе «Человек и природа».

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/chelovek-i-priroda-po-rasskazu-v-p-astafeva-vasyutkino-ozero-5-klass/

Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

Классный час «Спешите делать добро!»

Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

Задачи:

²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

Важно

Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

Учитель: Приведите однокоренные слова.

Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю “благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них”; и еще “благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим”.

Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря,

О смысле жизни, радости и горе,

О том, зачем нам жить и умирать.

Однажды ночью был большой прилив –

На пляже он хозяйничал без меры –

Но наступил отлив, и вдруг весь берег

Усыпан стал плеядой звёзд морских.

И звёзды, оказавшись без воды,

Под солнцем обречённо высыхали,

Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

И ждали неминуемой беды.

Философ думал: так и наша жизнь

В одно мгновенье может оборваться.

Наверное, не стоит и пытаться

Разгадывать по звёздам высший смысл.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган

Бросает в море гибнущие звёзды,

И на глазах у мальчугана слёзы…

Вот так придумал – звёздам помогать!

– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

Тут высказал своё философ мненье, –

Твои попытки – что они изменят?

Здесь миллионы этих звёзд морских!

Спасатель обернулся на ходу,

Задумавшись лишь на одно мгновенье:

– Для этой – очень многое изменят, –

И бросил в море новую звезду.

– Вот для чего наверно стоит жить, –

Подумал вдруг растроганный философ.

Быть может, создал Бог морские звёзды,

В ребёнке чтобы жалость пробудить.

Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

Ученики: высказывают мнения.

Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

Ученики:

·–  – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

· – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

· – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

Совет

Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

Ученики:

· – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

·  – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

· – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

Ученики:

· – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

· – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

· – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

– Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

  – Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

  Страшно стало путнику.

  – Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

  – Она и есть, – ответил тигр.

  – Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

  – Давай спросим кого-нибудь – на­града это или нет?

  Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

  – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 – Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадо­вался тигр.

– Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

  – Эй, корова! – окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

  – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

  – Добром! – ответила птица. – Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

  Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

  В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

Источник: https://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=12973%3A2015-09-10-17-07-42&catid=54%3Aliterature&Itemid=68

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]