Идеалы и взгляды Чацкого (Грибоедов)
Идеалы и взгляды Чацкого (Грибоедов)
Действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в те годы, когда становится все более явным раскол в дворянской среде. Это было начало 20-х годов XIX века.
Влияние идей французских просветителей, рост русского национального самосознания после войны 1812 года и заграничных походов объединили многих молодых дворян в стремлении изменить общество.
Но большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении.
Главный конфликт комедии — это конфликт двух мировоззрений, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
В комедии присутствует и второй конфликт — любовный (есть даже классический любовный треугольник: Чацкий — Софья — Молча-лин), но он не является основным, хотя оба конфликта тесно переплетены и дополняют друг друга, оба они находят свое разрешение в конце пьесы.
Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не могли совпасть со взглядами и идеалами Фамусова.
Прежде всего у них разные взгляды на службу. Если для Фамусова служба лишь источник чинов, богатства, то для Чацкого — это гражданский долг всякого молодого дворянина. Чацкий готов служить, но «делу, а не лицам», Отечеству, а не вышестоящему чиновнику.
Он пытался служить, даже был знаком с министрами, но затем вышел в отставку и порвал прежние знакомства, так как убедился, что служить честно, не прислуживаясь, в это время было невозможно. Чацкий отвечает на совет Фамусова «пойти послужить»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
В монологе «И точно, начал свет глупеть» он с негодованием говорит о тех чиновниках, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!». Прошедший век Чацкий называет очень точно: «Прямой был век покорности и страха».
Но для Фамусова это был «золотой» век; недаром он ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, оступившись на приеме, сумел рассмешить царицу и добиться ее благосклонности.
Для Скалозуба и Молчалина карьера — главное в жизни, и они готовы добиваться чинов любыми способами, даже унижением и лестью. Мечта Скалозуба — «мне только бы досталось в генералы».
Александр Андреевич выступает в комедии как яростный противник крепостного права. И это понятно: он выражает взгляды на общественное устройство России не только самого автора, но и многих его друзей-декабристов, которые считали, что образованный, просвещенный человек не должен владеть другими людьми.
Чацкий с гневом говорит о неком крепостнике, «Несторе негодяев знатных», который променял верных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на «борзые три собаки».
Чацкий в монологе «А судьи кто?» обличает тех «отечества отцов», которые, «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соору-дя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве», обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Сам
Чацкий относится к народу с большим уважением, он называет его «умный, бодрый наш народ».
Чацкого невозможно представить в роли крепостника, недаром Фамусов советует ему не управлять «имением оплошно» . Чацкий ценит человека по его уму, образо-, ванности, а не по количеству крепостных душ или чину. Поэтому для него некий Фома Фомич, известный и важный чиновник,— всего лишь «пустейший человек, из самых бестолковых».
Чацкий ратует за свободу личности, за право человека самому распоряжаться своей судьбой: служить или не служить, заниматься наукой или искусством, жить в деревне или в городе. Чацкий — сторонник просвещения, образования, и все эти Взгляды Чацкого вызывают ужас неприятия у его идейных противников.
Идеалы и взгляды Чацкого — это Идеалы и взгляды истинного патриота; он саркастически говорит о неком французике из Бордо, который на вечере в доме Фамусова рассказывал собравшимся гостям, «как снаряжался в путь, в Россию, к варварам, со страхом и слезами», но когда приехал, «нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил…». Этот французик чувствовал себя «маленьким царьком», и Чацкий жаждет всей душой,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…
В комедии Чацкий трагически одинок, у него нет сторонников среди главных действующих лиц, но есть два внесценических персонажа, которых мы можем отнести к сторонникам главного героя.
Это прежде всего двоюродный брат Скалозуба, который неожиданно вышел в отставку и «в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с возмущением говорит: «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник».
В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение. Это поражение было неизбежно, так как Чацких было еще слишком мало в обществе. Как написал в критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Но таких, как Чацкий, Гончаров назвал «передовыми воинами, застрельщиками», которые первыми вступают в бой и почти всегда погибают.
Но мысли, идеи, Идеалы и взгляды Чацкого не пропали даром, такие Чацкие выйдут на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, где и произойдет их столкновение с миром Фамусовых, молча-линых и скалозубов.
Источник: https://historylib.net/idealy-i-vzglyady-chackogo-griboedov/
Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Горе от ума — знаменитая работа Грибоедова, которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря.
Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество.
Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в сочинении, рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.
Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.
Жизненные идеалы фамусовского общества
Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.
Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек.
Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок.
Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства.
Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.
Нравственные идеалы фамусовского общества
Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг.
Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше.
По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.
Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.
Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.
Так что же характеризует фамусовское общество? И здесь можно подытожить. Для фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить.
Источник: https://sochinyshka.ru/griboedov-gore-ot-uma-kakovy-nravstvennye-i-zhiznennye-idealy-famusovskogo-obshhestva.html
Идеалы Чацкого (по комедии “Горе от ума”)
Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума
Готовые Домашние Задания
В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим его никто не понимает никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
А. С.Грибоедов
А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь – молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых — двадцатых годов XIX века.
В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры — сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед.
Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу.
Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь.
Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий — оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире.
Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».
Чацкий стоит за истинное просвещение, обличает стремление заменить серьезное образование внешним лоском, при котором стремятся «набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле». Главный герой комедии страстно провозглашает;
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний
Самое острое обличение направляет Чацким против крепостничества. Крепостное право, по его мнению, источник всех зол. С негодованием клеймит он помещиков-крепостников, «негодяев знатных». Один из них променял своих верных слуг на борзых собак, а другой — помещик-театрал:
На крепостной балет согнал во многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Ум Чацкого – это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума — это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим..
Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».
Сочинения по теме:
- Дамы света (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) сочинение
- Галерея женских портретов А. С. Грибоедова (по комедии “Горе от ума”) сочинение
- Судьба комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” сочинение
- Историческое значение комедии А. Грибоедова “Горе от ума” сочинение
Источник: https://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/idealy-chackogo-po-komedii-gore-ot-uma
Общественные и нравственные идеалы Чацкого
Коллекция сочинений: Общественные и нравственные идеалы Чацкого
Комедия Грибоедова “Горе от ума» была написана в 1820-1824 годах, когда в России уже сформировались и активно действовали тайные общества декабристов, ставившие своей задачей преобразование социально-экономической и политической жизни страны.
Будучи писателем-реалистом, Грибоедов в своей комедии точно отразил процессы, происходившие в обществе. К этому времени некогда единый класс дворян раскололся на два противоположных, конфликтующих между собой лагеря.
Одним из них был консервативный лагерь феодалов-крепостников, представленный в комедии фамусовским обществом и “всей братией» “отцов и старших». Они были заинтересованы в сохранении существующих устоев и своих привилегий.
Другой же – лагерь передовой дворянской интеллигенции, представленный Чацким – “пылким и отважным бойцом», стремившимся к изменению изжившего себя строя.
По своим общественным взглядам, жизненным принципам, идеалам и убеждениям Чацкий был близок к декабристам, хотя о полном совпадении их взглядов говорить нельзя. Комедия также не дает основания считать Чацкого членом тайного общества. Однако Герцен позднее писал, что если в литературе сколько-нибудь и отразился тип декабриста, то это в Чацком.
Формирование идеалов передовой русской интеллигенции происходило под влиянием философии французских просветителей XVIII века, в частности Руссо, и трудов таких английских экономистов, как Адам Смит.
Идейные убеждения свободолюбивой молодежи также во многом определялись эпохой наполеоновских войн и победой России в Отечественной войне 1812 года. Для передовых людей того времени было свойственно отстаивать право свободного выбора жизненного пути вопреки традиции дворянской жизни.
Пренебрегая карьерой и чинами, они превыше всего ценили личную независимость.
Эти убеждения разделяет главный герой комедии Чацкий. Он оставляет военную службу и путешествует.
Именно такой образ жизни воспринимается консервативным обществом как опасное вольнодумство: “Они тотчас: разбой! пожар! и прослывет у них мечтателем опасным!!!» В разговоре с Фамусовым Чацкий формулирует жизненные принципы молодежи, стремившейся, как и он, вести независимый образ жизни: по своему усмотрению заниматься наукой или искусством, жить в деревне или путешествовать. Для людей круга Фамусова такое отношение к жизни неприемлемо. Недаром он даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, чьи слова кажутся ему крамольными: “Да он властей не признает!» В отказе двоюродного брата Скалозуба служить и добиваться чинов общество также усматривало не только чудачество, но и оппозиционные настроения.
Необычно смелым и даже шокирующим казалось консервативному обществу желание дворянской молодежи сделать науку предметом своего серьезного увлечения. Интерес к естественным наукам в среде дворян начал распространяться уже во времена Пушкина и Грибоедова.
До этого времени научные занятия были уделом исключительно иностранцев или разночинцев, вынужденных зарабатывать себе на жизнь. Дворянин же учился только до получения первого чина, а после этого он уже не занимался своим образованием, полностью отдавая себя службе. Поступая вопреки традиции, молодые дворяне вызывали возмущение окружающих.
“Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник», – говорит княгиня Тугоуховская, не понимая, зачем дворянину нужно изучать то, что необходимо подмастерью. Чацкий принадлежит к числу тех молодых людей, которые, подобно князю Федору или двоюродному брату Скалозуба, были готовы всецело посвятить себя занятиям наукой или искусством.
Пренебрегая карьерой, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин», они стремились читать все, что выходило нового и были, по словам Герцена, прекрасно осведомлены “об умственном движении в Европе».
Как человек, разделявший убеждения декабристов, Чацкий хотел посвятить свою жизнь высокой идее служения отечеству, и он с презрением относился к системе фаворитизма, сложившейся во времена Екатерины II. Свое отношение к службе он выразил в словах “служить бы рад, прислуживаться тошно».
Его возмутил восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, который преуспел в карьере, угождая императрице, потакая ее прихотям. Получение очередного чина или награды никогда не было целью для Чацкого. Ему чужда философия Скалозуба, цинично рассуждавшего о возможных каналах для добывания чинов.
Не имея возможности служить отечеству в соответствии со своими высокими идеалами, люди типа Чацкого отказывались служить вообще.
Суровой критике со стороны декабристов подвергались протекция и кумовство, то есть служебное покровительство друзьям и родственникам, распространенные в дворянском обществе и наносившие ущерб делу.
Чацкий с негодованием вспоминает случай, когда Фамусов еще ребенком возил его на поклон к “Нестору негодяев знатных».
Также для него немыслимо предложение Молчалина съездить к Татьяне Юрьевне, чтобы найти покровительство у этой богатой и влиятельной дамы: “Я езжу к женщинам, да только не за этим!»
В тексте комедии Чацкий нигде не высказывается о необходимости отмены крепостного права, тогда как это требование было главным для всех программных документов декабристов.
Он критикует лишь такие злоупотребления крепостным правом, с которыми не мирилось и правительство: продажу крепостных поодиночке, обмен их на борзых собак. Однако Фамусов упрекает Чацкого в “оплошном» управлении имением, а в обществе он “отъявлен мотом».
В глазах крепостников хорошим, “превосходным» хозяином считался тот помещик, который, притесняя своих крестьян, умел выколачивать из них максимальный доход, часто разоряя их до нищеты. Чацкий, по-видимому, отказался от подобной общепринятой практики.
Возможно, он поступил как многие передовые люди того времени: чтобы облегчить жизнь своим крестьянам, он перевел их с тяжелой барщины на более легкий оброк, тем самым вызвав недовольство Фамусова и ему подобных.
Чацкий, как все передовые дворяне, был горячим патриотом своей родины. Ему не было свойственно преклонение перед чужой страной и пренебрежение к своему отечеству.
Однако иностранные учителя и гувернеры, воспитывавшие молодых дворян, часто культивировали в своих подопечных презрение к России, считая ее страной дикой и варварской.
Поэтому Чацкого возмущает преклонение перед Францией княжон Тугоуховских, которые вздыхают: “Ах! Франция! Нет в мире лучше края!» – “повторяя урок, который им издетства натвержен».
Отстаивая национальную самобытность, передовая дворянская интеллигенция с уважением относилась к русскому народу, русской культуре и языку. На протяжении всей комедии Чацкий неоднократно подвергает критике “пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному.
Русское дворянское общество, сформировавшееся в результате петровских реформ, в культурном отношении было ориентировано на Европу, стремясь во всем подражать ей. Однако часто заимствовались не серьезные и глубокие вещи, идеи и понятия, а что-то незначительное и внешнее, например, моды, манеры, речевые обороты. Такое подражание, действительно, было “рабским» и “пустым».
Оно характеризовало низкий уровень самосознания русского общества, его неспособность вступить в равноправный диалог с другой культурой.
Возмущение Чацкого вызывает неразборчивость дворян в отношении иностранных учителей, которая доходила до того, что в качестве педагогов для своих детей они нанимали людей малообразованных и неспособных выполнять свои обязанности.
“В России под, великим штрафом, нам каждого велят признать историком и географом!» Чацкий вспоминает того учителя-иностранца, который преподавал ему и Софье в детстве. Судя по всему, этот учитель не отличался большой ученостью.
Он входил в число тех, кто был “ценою подешевле».
Главный герой комедии Чацкий – это не только человек, имеющий высокие общественные идеалы. Он также безупречен и в отношении личных нравственных принципов.
В частности, его пылкая способность любить, бескорыстие и готовность забыть все ради своей возлюбленной противоположны расчетливости Молчалина.
Чацкий не пытается использовать свое чувство к Софье, чтобы угодить Фамусову, от которого зависит его личное счастье.
Чацкий терпит поражение в доме Фамусова: его идеалы не приняты обществом, его любовь отвергнута, и он вынужден бежать из Москвы. Однако, по словам Гончарова, будучи “сломлен количеством старой силы, он нанес ей поражение качеством новой».
Такие люди, как Чацкий, “неизбежны при смене одного века другим». Несмотря на “мильон терзаний», выпавший на его долю, он оказался победителем, потому что остался верным своим идеалам и ни в чем не изменил своим убеждениям.
Он не пошел на компромисс с фамусовским обществом, предпочтя быть отвергнутым
Источник: https://www.rlspace.com/obshhestvennye-i-nravstvennye-idealy-chackogo/
Сочинение на тему: Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов
Жизненные идеалы фамусовского общества
А. С. Грибоедов написал свою известную комедию “Горе от ума” в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому восстанию. В обществе уже преобладали революционные настроения.
Оно как бы незримо разделилось на сложившееся к тому моменту дворянство и новых людей, несущих в массы передовые идеи. Сам Грибоедов принадлежал ко второму лагерю, поэтому главным героем произведения стал А. А. Чацкий.
Читатель, так или иначе, чувствует, что автор поддерживает идеи именно этого героя и осуждает устоявшееся мировоззрение богатых чиновников.
Одним из таких московских дворян-помещиков был Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме собирался весь бомонд города. Благодаря этому герою, вот уже более двух столетий существует выражение “фамусовское общество”.
Кто же такие люди из круга Фамусова? Все они, без исключения, являются выходцами из знатных семей, а потому к людям, которые беднее относятся с презрением. К крепостным у них и вовсе очень предвзятое отношение. Они для них “петрушки”, “чурбаны”, “фомки”
и т. д.
Сам Фамусов, обращаясь к своим работникам, говорит: “В работу вас! На поселенье вас!”
Эти так называемые московские дворяне кичатся своим патриотизмом, при этом ничего не делая ради страны. Даже свои чины они заслужили не бравым воинским долгом.
Они коверкают русские имена на французский манер, носят платья по образцам заграничных модниц, читают французские книги, поют французские романсы. Именно это осуждает в них Чацкий, которому неприятно видеть в своем окружении такой лже-патриотизм.
К жизненным идеалам фамусовского общества можно также отнести безразличие к службе и негативное отношение к учению. Для них люди, занимающиеся наукой или творчеством, бесполезные для общества субъекты.
Как говорит Фамусов в отношении “сумасшествия” Чацкого: “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. И все с ним охотно соглашаются.
Если быть точным, то век “минувший” в произведении Грибоедова представлен семействами Тугоуховских, Горичей, Хрюминых, престарелой мадам Хлестовой, Скалозубом, Загорецким и Репетиловым. Тугоуховские приезжают на бал к Фамусовым, чтобы найти “достойных” мужей своим дочерям.
Горичи – давние приятели Чацкого, но он эту чету воспринимает с легкой иронией, оттого, что Наталья Дмитриевна умело подчинила себе мужа и сделала из него безвольного человека. Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Последняя в особенности не нравится Чацкому за едкую манеру замечаний и подражание французским модисткам.
Мадам Хлестова – властная и своенравная старуха, прихватившая с собой собачку и девку-арапку.
Особое место в комедии занимают Скалозуб, Репетилов и Загорецкий. Первый избран Фамусовым в качестве мужа для дочери Софьи, так как он груб, необразован, неотесан, зато имеет хорошее материальное состояние и занимает “важный” пост.
Загорецкий – бывший картежник, мошенник и вор, а Репетилов – бездумный болтун, которому, однако, повезло жениться на дочери богатого чиновника. С молчаливого согласия этих героев решаются судьбы других людей в комедии.
Таким образом, всех представителей фамусовского общества объединяет общность идеалов, к которым можно отнести косность, необразованность, боязнь прогресса, страх перед всем, что ново.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-zhiznennye-idealy-famusovskogo-obshhestva-v-komedii-gore-ot-uma-griboedov/
Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий)
Меню статьи:
Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.
Семья, детство и юношество героя
Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.
Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.
Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам.
Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба.
По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.
За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.
Характеристика личности
Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии.
На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории.
Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.
Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.
Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья.
Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.
Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.
Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.
Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.
Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.
Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом
Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова.
Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества.
А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.
На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.
В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом.
Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека.
К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.
Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы.
Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства.
Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.
Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику.
Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником.
Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.
Чацкий и Соня Фамусова
Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер.
По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность.
Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.
В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену.
Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой.
Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.
Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы.
Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца.
Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.
Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.
Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему.
Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение.
По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-obraz-chackogo.html
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Скачать сочинение |
“Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Главным героем этой комедии является Чацкий, который испытывает ненависть к крепостничеству, горячий патриотизм и гордость за все русское, любовь к просвещению, наукам и искусству. После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве.
Но, приехав в Москву, видит, что мало чего изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…”. Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софию, что все отношения построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, у всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он так отвечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком.
Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого за то, что он “с эдаким умом…”, а Чацкий отвечает: “А судьи кто?”. Смысл этих слов подразумевает: как они могут осуждать его, когда сами:
…
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма… Поют всё песнь одну и ту же… Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
..Где, укажите нам, отечества отцы?.. …Не эти ли грабительством богаты?..
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему противно находиться в их обществе.
Чацкий — это человек не только умный, но и с чувством, как говорит служанка Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”, также он человек, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось. Чацкий — это идеал свободы и свободной жизни, и сейчас нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00022901184864063239/woid/00054601184773069846/
Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?
Молчалин циничен и откровенен с Чацким относительно своих жизненных воззрений.
Он разговаривает, с его точки зрения, с неудачником («Вам не дались чины, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья».
Его снисходительный, даже поучительный тон, а также рассказ о завещании отца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих талантах не пользуется поддержкой фамусовского общества, потому что их взгляды резко отличаются.
И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Принципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «умеренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная дилемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молчалин заговорил и высказал свои взгляды.
Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некоторые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал.
Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», достал в подарок ей арапку-девку.
Жены подчиняют своей воле мужей (Наталья Дмитриевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту категорию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатными.
Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворянской Москвы стала галломания.
Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?
Возникновение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого — очень интересная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на первый взгляд случайно. Г. Н., уловив настроение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме».
Что имела в виду Софья, находясь под впечатлением только что закончившегося разговора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчалина, возникает коварный замысел.
Большое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него пристально, в сторону». Ее дальнейшие реплики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников.
Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрастет подробностями.
Готов он верить!
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каждый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение.
Кто-то говорит с неприязнью о Чацком, кто-то сочувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекватны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще раскрываются характеры персонажей, составляющих фамусовский круг.
Загорецкий дополняет новость на ходу придуманным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безумными.
Смешон диалог о Чацком графини-бабушки и князя Тугоуховского, которые из-за глухоты своей многое прибавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массовой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.
Объясните смысл и определите значение монолога Чацкого о французике из Бордо.
Монолог «Французик из Бордо» — важная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом.
После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произносит монолог перед всем обществом, собравшимся на балу в зале.
Все уже поверили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и странных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением космополитизма дворянского общества.
Парадоксально, что герой высказывает здравые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружатся в вальсе, старики разбредаются по карточным столикам.
На этой странице искали :
- каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества
- анализ монолога чацкого о французике из бордо
- каким обнаруживает себя молчалин во время диалога с чацким
- жизненные идеалы фамусовского общества
- сочинение на тему жизненные идеалы фамусовского общества
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/griboedov-gore-ot-uma-kakovy-nravstvennye-i-zhiznennye-idealy-famusovskogo-obshhestva.html
Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Действие комедии «Горе от ума» происходит в годы, когда становится очевидным раскол в дворянской среде. Это время с 1816 по 1824 год.
Главным достижением комедии является отражение основного конфликта эпохи – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».
Мировоззрение представителей «века минувшего» сложилось в «золотой» екатерининский век. «Век минувший» – это люди разного возраста и положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, Загорецкий, гости на балу. Основная черта, их объединяющая, – консерватизм, сохранить все «как делали отцы», «сужденья черпают из забытых газет». «Новизна» неприемлема для Фамусова.
Жизненный идеал – «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», «угождать всем людям без изъятья», «с ключом, и сыну ключ умел доставить», «богат и на богатой был женат».
«Век нынешний» представлен в пьесе Чацким. Взгляды Чацкого на жизнь противоположны мировоззрению «фамусовского общества». Конфликт между Чацким и его противниками – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.
Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России 19 века.
Для нас Чацкий – это художественный образ бессмертной комедии, в которой «отразился век и современный человек». Каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. У И.А.
Гончарова в «Мильоне терзаний» есть такие слова: «Чацкий неизбежен при каждой смене века другим…Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…»
История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами.
Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей, затем служба с Горичем в полку «назад тому лет пять», Петербург – «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу – и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества.
Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. Драма Ч.
В том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние.
Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть.
Чацкий появляется в комедии как герой-любовник, однако характер его начинает раскрываться в двух аспектах: личном и общественном.
Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в 4 действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения. Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Борьба на время утихла, но дальнейшее столкновение неизбежно.
Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова.
И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы.
Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете.
Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии.
Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! «Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства.
Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо.
«Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе.
Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же.
А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.
Источник: https://cyberpedia.su/17xd06f.html