Анализ рассказа “ионыч” чехова: тема, идея, суть, смысл произведения

Глубокий смысл рассказа А. П. Чехова “Ионыч”

Сочинения › Чехов А.П. › Ионыч

Готовые Домашние Задания

В рассказе «Ионыч» (1898 г.) А.П.Чехов изобразил «обыкновенную» историю одного человека, постепенно утратившего духовное начало. Почему герой, который вначале произведения подавал большие надежды, в итоге превратился в толстого, мрачного, равнодушного обывателя? Почему он так бездарно потратил свою жизнь? Были ли предпосылки превращения раннего Старцева в Ионыча?

До Чехова эта проблема решалась однозначно. Во всем была виновата среда. М.Горький впервые почувствовал, что чеховские рассказы бесполезно разбирать по устоявшимся схемам. Он сравнивал произведения писателя с «дорогими, тонкими кружевами, требующими особого обращения». Писатель подошел к этому вопросу с другой стороны. Он показал, что сам человек виновен во всем, что происходит в его жизни.

Сюжет рассказа прост. Но в нем заключен глубокий подтекст. В небольшом рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава является определенным этапом его биографии. Действие происходит в обыкновенном провинциальном городке, вобравшем всю скуку и однообразие провинциальной жизни.

Обратите внимание

Молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев приехал в маленький уездный городок Дележ. Все жители советовали ему познакомиться с самой образованной семьей в городе – семьей Туркиных.

Глава семейства Иван Петрович был душой компании, знал много анекдотов, постоянно повторял одно и то же слово «недурственно».

Его жена Вера Иосифовна читала гостям свои заурядные романы, которые ничего общего не имели с жизнью.

Их дочь Катерина Ивановна, Котик, как называли ее родные, готовилась к поступлению в московскую консерваторию. Она долго, по четыре часа в день, упражнялась в игре на фортепиано. Причем ее игра напоминала падение с горы камней.

Старцеву было хорошо в их доме. Рядом рос тенистый сад, из соседних комнат доходил запах жареного лука. И эта семья считалась самой образованной в городе! Но наш герой как будто не замечает этого. Все полагали Дмитрия Ионыча истинным интеллигентом, называли его «паном» за то, что он чуждался обывателей.

Герой стал бывать у Туркиных чаще. Ходил пешком в город и напевал строчки из классического стихотворения Дельвига: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия» или романс на слова А.С.Пушкина «Твой голос для меня и ласковый и томный».

Но уже здесь Чехов показывает, что его «интеллигентный» герой внутренне готов слиться с обывательской средой. Писатель “бросает” отдельные замечания: «своих лошадей у него еще не было», но они обязательно будут.

Или, возвращаясь от Туркиных, Старцев повторил любимое слово Ивана Петровича «недурственно» и улыбнулся.

Важно

Катерина Ивановна привлекала героя своей грацией, свежестью, уверенностью. Он мог говорить с ней о литературе и искусстве. Старцев влюбился в Котика. Встречи героя с ней проходили в осеннем саду. В такой контрастности умирающей природы и зародившейся любви Дмитрия Ионыча мы чувствуем начало конца этой любви.

Герой долго готовился к тому, чтобы сделать Котику предложение. У него не было даже фрака. Поэтому он обегал весь город в поисках костюма. Но Котик решила пошутить. Она назначила герою свидание ночью на кладбище.

В душе героя нарастали сомнения: стоит ли ему солидному земскому доктору «таскаться по кладбищам»? Что скажут товарищи, когда узнают? В этих словах весь Старцев, целиком зависящий от общественного мнения.

Эпизод несостоявшегося свидания с Котиком играет ключевую роль в раскрытии образа Ионыча. Это кульминация рассказа. Старцев входит в эпизод с надеждой. «У всякого свои странности»,- подумал он. Далее следуют слова рассказчика: «и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его». Герой импульсивно принял решение остаться на кладбище. Он показан наедине с вечностью.

Старцев оценивает будущее предприятие с точки зрения обывателей. Чеховский герой не дотягивает до Героя. Автор дает ему шанс остаться наедине с самим собой, шанс сделать какие-то важные выводы.

Особое настроение здесь создает пейзаж: «Старцева поразило то, что он видел теперь в первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случиться видеть: мир, не похожий ни на что другое, – мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель».

Кладбище кажется не самым веселым местом на земле, но именно здесь Старцев был живым. Он провел на кладбище четыре часа, но всего за эти четыре часа он окончательно превратился в «Ионыча».

Бывают в жизни человека минуты, когда он внутренне выбирает свою дорогу. По идее герой должен выйти из этого пространства обновленным.

Но Старцев не послушал свое сердце, а доверился обывательскому «благоразумию».

Совет

Мотив сада играет важную роль в рассказе. Сад символизирует выход из парадоксального мира в мир ограниченных возможностей, будничных дел. Весь эпизод – романтическая картина со сниженным финалом. Садясь с наслаждением в коляску, Старцев подумал: «Ох, не надо бы толстеть!»

Это эпизод несостоявшегося свидания героя с самим собой. Котик неожиданно отказывает ему в предложении выйти замуж. Проходит четыре года.

Катерина Ивановна осознала, что ошибкой были и отказ Старцеву, и поездка в Москву. Она утратила былую молодость, уверенность. Но больше всего за эти годы изменился Старцев.

Он по-прежнему убежден в своей исключительности, в резком отличии от мещанской среды города.

Герой рассуждал о прогрессе человечества, об отмене смертной казни. Но образ жизни и внешность героя уже не соответствуют его высоким речам. Он спешно принимает больных, кричит на них, едет не на паре, а на тройке с бубенцами.

Старцев пополнел, раздобрел. Его раздражает безделье обывателей, а сам он играет в карты по три-четыре часа с наслаждением. Каждый день Ионыч считает разноцветные бумажки, «добытые практикой», от которых пахло «духами, уксусом, ладаном, ворванью».

Все деньги он отвозил в «Общество взаимного кредита». Эта деталь говорит о равнодушии героя к тому, откуда именно стекаются деньги в его карман (из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты) и о невнимательности Старцева как врача.

Ионыч не замечает течения времени, изменений, происшедших в нем самом. Во время последнего свидания с ним Котик произносит слова, почти повторяющие речь героя несколько лет назад. Теперь Катерина Ивановна говорит с «увлечением», поэтизирует Старцева. Теперь уже ее чувство встречает сухость и эгоизм Ионыча.

Обратите внимание

В этой ситуации заложен драматический смысл. Произошло обеднение, обкрадывание себя человеком, не принявшим любовь, произошла утрата радости человеческого общения. Слабый огонек в душе героя затеплился и погас.

Теперь Ионыч равнодушен ко всему, кроме денег. Он не замечает страданий людей.

Покупая очередной дом, проходит через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые «глядят на него с изумлением и страхом».

От жадности герой занимает сразу две должности. Автор подчеркивает физическое и духовное ожирение героя: «голос у него изменился, стал тонким и резким», так как «горло заплыло жиром». Характер же закономерно превратился в тяжелый, раздражительный. Весь он напоминает языческого бога. Про Туркиных Старцев и не вспоминает.

Причина оскудения души Старцева в нем самом. В нем изначально были отрицательные качества, которые он позволил себе развить. Человек сам творит свою жизнь. Но как, в сущности, мала и незаметна черта, отделяющая человека от чудовища!

Сочинения по теме:

  • Общение Старцева и Екатерины в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” сочинение
  • Скука и серость жизни описанная в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” сочинение
  • Образ главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение
  • Окружение главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/ionych/glubokiy-smysl-rasskaza-a-p-chehova-ionych-1

Анализ рассказа Чехова «Ионыч»

Главной тематикой произведения А. П. Чехова «Ионыч» является особенности взаимодействия человеческого индивидуума и среды его обитания, а также сила влияния общественных норм на отдельно взятую личность.

Такая тема довольно часто встречалась в русской литературе, она поднимается в «Герои нашего времени» Лермонтова, «Обломове» Гончарова, «Горе от ума» Грибоедова.

Однако, в отличие от своих предшественников, А. П. Чехов видит эту тематику несколько под другим углом зрения,  и разрабатывает собственный вариант  выхода из сложившегося кризиса отношений между социумом и человеком.

Образ Ионыча

Главный герой произведения Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, которого по распределению направляют работать в городок Дялиже. Старцев полностью отвечает всем канонам образованности и интеллигентности: он практичен,  совсем немногословен, учтив в обществе, обладает хорошим багажом знаний по литературе и истории.

Наш герой представляет собой резкий контраст из той средой, в которую он попал. Жители городка в своем большинстве были малообразованные. Самой культурной семьей, по мнению горожан, были Туркины. Вера Туркина писала романы, ее муж Иван Петрович превосходно шутил, а дочь Екатерина профессионально играла на фортепиано.

Однако, при первом же знакомстве с семейством, Старцев обнаруживает, что никто из них по-настоящему не владеет ни талантами, ни должной образованностью. У Дмитрия Ионовича появляется симпатия к Екатерине, позже переросшая в настоящую любовь.

Именно страх оскорбить чувства возлюбленной, не позволяет главному герою смело высказать свое мнение о недалекости, глупости и заносчивости ее родителей. Дмитрий Ионович осмеливается предложить Кате выйти за него замуж, но неожиданно  получает, ни чем не обоснованный отказ.

Это стало огромной душевной травмой для молодого врача, ведь он считал себя куда более умным и образованным, чем все вместе взятое семейство. Затаивши глубокую обиду, в знак протеста Старцев полностью прекращает близкое общение, как с Туркиными, так и с остальными жителями городка.

Деградация Ионыча

Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное  и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Важно

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Лесков «Левша»: патриотизм в рассказе, тема русской души
Следующая тема:   Горький «На дне»: образы и главные герои, трагедия общества

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/chekhov-ionych

Анализ рассказа Ионыч Чехова 10, 11 класс

В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов, которые не могут противостоять трудностям этого мира или просто проводят свою повседневность в праздности и бездеятельности.

Таких образов огромное количество и в пьесах («Вишневый сад», «Дядя Ваня» и другие) где герои часто прямым текстом обращаются к себе и другим с призывами раскаяться и поразмыслить над своим пустым бытием, и в рассказах, где герои как бы иллюстрируют собой возможность для человека не прийти ни к чему.

Тут тоже масса примеров, когда герои в итоги приходят в точку разочарования или полного цинизма по отношению к миру. Стоит вспомнить рассказ «О любви» и множество других, где герои в итоге понимают нелепость и пустоту своих действий и потребность проявлять активность или следовать более настойчивому пути.

«Ионыч» дополняет ряд таких рассказов и само название указывает на ту самую итоговую точку, к которой придет главный герой.

По отчеству, одним только отчеством часто называют сторожа или подобного человека, но главный герой этого рассказа – интеллигент, доктор, который приезжает в земство для того чтобы служить людям.

Изначально он совсем не Ионыч, а Дмитрий Старцев – молодой и красивый доктор, который полон надежд и энтузиазма.

Читайте также:  Крестьяне плюшкина в поэме "мертвые души": описание жизни крестьян и отношения плюшкина к ним

Мне кажется, описание сути этого рассказа возможно сделать через образ жира.

Жира, которым постепенно заплывает Старцев, становясь все менее восприимчивым и к миру, и к собственным чувствам (ведь сердце его тоже «жиреет» со временем), «жира», которым является светское общество, где иногда предстоит существовать Старцеву. Поначалу его даже тошнит от обыденности и пустоты общества, он отвергает эти наплывы бездушного жира, которые стремятся его поглотить.

Тем не менее, в итоге он поддается и подчиняется этому обществу. Во многом из-за отсутствия надежд. Ведь даже Туркины, которым следовало бы являть собой «луч света», на самом деле оказываются банальными и, наверное, даже безнравственными людьми и Старцев погружается во мрак, из молодого доктора он становится жирным и бесчувственным Ионычем.

Анализ 2

На моё мнение, данное произведение слегка сложновато для восприятия по причине скоротечности и неопределённости, хоть и сюжет выстраивался на протяжении нескольких лет, при этом опуская сущие мелочи, в которых нет необходимости и смысловой подоплёки.

Но всё по порядку. В самом начале автор повествует о губернском городке С., который вызывал у приезжих чувство скуки и томящегося однообразия. Местные жители с негодованием отвечали, что ,мол, это на самом деле таковым не является, и с надеждой указывали на оправдывающий фактор в лице семьи Туркиных – самых образованных и талантливых представителей городка С.

Однажды в городок приезжает некий земский врач по имени Дмитрий Ионыч Старцев – типичный представитель чеховских рассказов, обладающий интеллектом, верой в возвышенное и сакральное, испытывающий антипатию к высшей знати как к людям пустоутробным и совершенно перечащим его мировоззрению. Тем не менее, он сближается с семьёй Туркиных и становится частым гостем, посещая и их дом и постепенно падает в пропасть любви. Его «богоизбранная» – дочь Ивана Петровича и Веры Иосифовны Туркиных. Молодая барышня в скорости отвергает предложение выйти замуж за «Ионыча», как бы намекая, что связывать свою судьбу с жалким городком и с таким же обыкновенным человеком – не её мечта. Она заслуживает большего. Спустя пару дней она уезжает в Москву поступать в обсерваторию. На этом динамика изложения затухает.

Совет

Через четыре года она всё же возвращается обратно, и, словно пересмотрев своё отношение к миру, уже сама признаётся в любви Дмитрию Старцеву. Но, позабыв прелесть любовного периода, избегает какого-либо контакта с ней. Он окончательно окостенел, потерял краски жизни, сдвинулся на край, сделался, по сути, тем самым обычным человеком, коего презирал.

С одной стороны – типичный сюжет о несбыточных мечтах и несостоявшейся женитьбы, как по команде наталкивающий нас на размышления эстетического характера, о смысле бытия и степени его тщетности при выборе не того пути.

Поглощая опыт, передаваемый нам буквами из книги, мы трезво можем оценивать риск и весомость принятых нами решений на фоне происходящих событий.

Заявление из серьёзных, и ответственность за донесение посыла возложил на себя великий русский писатель – Антон Павлович Чехов.

← Беликов в рассказе Человек в футляре
← Анализ рассказа Смерть чиновника↑ ЧеховАнализ произведения Злоумышленник →
Анализ рассказа Крыжовник →

  • Я хочу стать журналистом. Сочинение Журналист – моя будущая профессия
    Данной профессией я мечтал заниматься с раннего возраста, ведь каждый день происходит множество событий, которые необходимо осветить. Каждый день миллионы людей включают телевизор
  • Сочинение Сила слова
    Как известно, слово – основная единица языка. Только людям свойственно общаться с помощью слов. Это уникальная возможность, позволяющая вести диалог, высказывать свою точку зрения
  • Сочинение Уездный город и его обитатели в комедии Ревизор Гоголя
    В 1836 году Н. В. Гоголь написал одну из самых известных комедий 19 века, что не утратила своей актуальности и по сей день. «Ревизор» именно так называлась пьеса написанная автором, вобрало
  • Судьба человека – История создания рассказа Шолохова
    В основу произведения положены реальные события о трагической судьбе русского человека, пережившего тяготы военного времени.
  • О чём заставляет задуматься рассказ Лапти Бунина 7 класс
    На улице пурга, холод. Ветер кидает снежные комья в окно, стучит ставнями, громко и страшно воет в трубе. В это время хорошо сидеть дома и греться у печки. На улице снега намело столько, что ни пройти, ни проехать

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-ionych

В чем смысл финала рассказа а.п. чехова «ионыч»?

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Вариант 1

В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из самых любимых жанров писателя.

Характерной чертой рассказа как литературного жанра является сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работа­ющего е этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помо­щью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мело­чей, несущих огромную смысловую нагрузку.

Творчество А. П. Чехова приходится на так называемую эпоху «безвременья». В истории русского освободительного движения это периоды правительственной реакции – арестов, казней, ссылок, пре­следований, подавления общественной мысли, кризиса освободитель­ных идей. «Безвременье» еще и потому называется так, что давит на личность, заставляет ее все больше и больше дорожить и трудно об­ретенной профессией, и материальным благополучием, и положени­ем в обществе. «Безвременье» изо всех сил нашептывает человеку: «Высокие идеалы? – Чепуха! Гниль! Плюнь на это и живи, как все сытно, покойно, сегодняшним днем. Цени свое неповторимое суще­ствование!» Такую жизненную позиция А. П. Чехов называл «по­шлостью, мещанством». Средствами художественного слова он пы­тался сказать своим читателям: в любых условиях человек должен оставаться человеком! Более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам.

Остановимся более подробно на рассказе «Ионыч». И ответим на вопрос, в чем смысл финала этого рассказа.

Тема произведения – изображение обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет внутреннего протеста и идейного «противоядия».

Чехов рассказывает печальную историю образованного дельно­го врача Дмитрия Ионыча Старцева, превращающегося в провинци­альной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста.

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого же­лания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь го­рожан, найти отклик на те мысли и чувства, которыми он живет. Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем игра­ешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-ни­будь несъедобном, например, о политике или науке, как он становит­ся в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остает­ся только рукой махнуть и отойти».

Обратите внимание

Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарова­ние жизни, власть поэтической мечты. Это было тогда, когда он влю­бился в дочь Туркиных. Но чувство Старцева не нашло отклика. Ко­тик уехала в столицу – и Старцев снова остался одиноким в кругу серых, провинциальных обывателей.

Через несколько лет после неудачного сватовства Старцев вновь встречается с когда-то любимой девушкой. На минуту в душе его «затеплился огонек». Ему показалось, что прежнее чувство, такое «нежное, радостное и мучительное», которое даже нельзя «передать на словах», появится вновь и девушка теперь может ответить на него. Но Старцев теперь уже другой человек: он сам уже не способен к глубокому чувству.

Девушка говорит Дмитрию Ионычу о том, что завидует ему. Ведь у него «работа, благородная цель в жизни… Какое это счастье быть… врачом, помогать страдальцам, служить народу…» Новый Старцев, ожиревший и безвольный Ионыч, тот, который теперь разъезжает на тройке и жадно пересчитывает и прячет деньги, уже ничего не может ответить на это. Он только чувствует беспокойство, встречая эти ис­пытующие, чистые глаза девушки, и думает: « А хорошо, что я тогда не женился». Теперь это – нелюдим-эгоист, больше всего думающий о своем спокойствии.                             

Старцев безнадежно опускается. Его интересуют только деньги, карты да сытный ужин. Отсутствие высоких, облагораживающих порывов и идейных стремлений, прозаичность настроений и душев­ная сухость превращают его в обывателя, грубого и жадного.

Изменение психологии Старцева последовательно отражается в его языке. Когда Старцев был ещё полон свежих, неистраченных ду­шевных сил, в речах его слышатся чувство и искренность. В пору влюбленности в Котика с языка его срываются такие фразы: «умо­ляю вас», «страстно хочу», «заклинаю вас», « я жажду вашего голо­са». Под влиянием вечера, проведение! о у Туркиных, и впечатления, произведенного на него Котиком, он идет и напевает: «Твой голос для меня и ласковый и томный…».

Прошло два года. У Старцева была уже пара лошадей и кучер, но проза жизни ещё не захлестнула его. Он жаждет любви «во что бы то ни стало». По дороге в клуб он страстно просит Котика быть его женой.

Прошло ещё четыре года. У Старцева появилась уже усталость от жизни. Встретившись с Екатериной Ивановной, он уже не испы­тывает к ней никаких чувств, даже никакие воспоминания не трево­жат его душу. Романтика исчезла. Но он ещё не растерял взглядов и настроений молодости. Он заговаривает со знакомыми о том, что жизнь идет вперед, что без труда жить нельзя, и когда встречает не­понимание, раздражается и волнуется.

Однако жизнь «без впечатлений, без мыслей» брала свое. И вот идеалом Старцева становится обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он грубо бурчит: «Извольте отвечать только на вопро­сы. Не разговаривать!»

Важно

И вот уже Старцев, подавляя презрение к обывателям, онемел, и вот он, отметая брезгливость, складывает добытые практикой бумаж­ки, «от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью», чтобы отвезти в банк.

Чехов показывает, как происходит отчуждение человека от себя, от своей души, от своих чувств, от своего прошлого.

Вариант 2

    В коротких рассказах А. П. Чехова зачастую вмещаются целые человеческие судьбы. Всего несколько страничек текста, а читателю кажется, что он прочитал целый роман,- столько он получил впечатлений и столько перед ним встало вопросов, требующих глубоких размышлений.

    Таков рассказ Чехова “Ионыч”. Прочитав его, невольно задаешься вопросом: кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни?

    Если говорить о противостоянии главного героя окружающей среде, то его можно сравнить с главным героем другого произведения – Чацким из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Так же, как и Старцев, Чацкий оказался в чуждом ему окружении. Но, в отличие от чеховского героя, Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях.

    У Старцева же нет изначального неприятия этой среды. Наоборот, когда он впервые появляется в “самом талантливом” доме города С., все там кажется ему приятным или, по крайней мере, занятным. Конечно, в какой-то момент он почувствовал раздражение против людей, с которыми ему приходилось общаться. Он понял, что с ними не о чем говорить и что их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Им чуждо все новое, а проблемы, которые волнуют все человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

    Поначалу Старцев пытался протестовать и проповедовать свои идеи (“…в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя”). Однако в обществе монологи Старцева отклика не встретили. Все остались равнодушны к его мировоззрению и лишь наградили странным прозвищем “поляк надутый” (но, в отличие от Чацкого, сумасшедшим не объявили).

Читайте также:  Литературное направление рассказа "старуха изергиль" горького

    Грибоедов показывает в своей комедии только один день главного героя, а в рассказе Чехова умещается вся жизнь Старцева.

Совет

    В первых трех главах Дмитрий Старцев молод, у него вполне определенные намерения и устремления. Он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы пройти девять верст пешком (а потом девять верст обратно). Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья. Поначалу он и не догадывается, в какое общество попал. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно оригинальными. Правда, наблюдательность подсказывает ему, что остроты эти выработаны “долгими упражнениями в остроумии”, что в романе говорится “о том, чего никогда не бывает в жизни”, что игра Котика однообразна, а идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

    Идет время, а в семье Туркиных ничего не меняется. В первой главе Туркины показывают гостям “свои таланты весело, с сердечной простотой”, и в пятой главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы “по-прежнему охотно, с сердечной простотой”. Не меняет своих шуток Иван Петрович, а бесконечно повторяемая реплика Павы кажется уже совершенно нелепой. Постепенно все эти “таланты” начинают вызывать у Старцева раздражение.

    При этом нельзя забывать о том, что семья Туркиных действительно самая талантливая в городе. Возникает вопрос: каковы же все остальные? А остальные тоже живут по установленной программе: “День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов…”

    И вот к концу рассказа сам Старцев превращается в нечто окаменевшее (“…не человек, а языческий бог”), действующее по строго определенной программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют именно так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то испарилось все живое, что в нем было. Вместо поисков счастья его теперь волнуют покупка недвижимости, почтение окружающих. Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а Старцев опустился еще ниже, на уровень обывателя “тупого и злого”, о котором он прежде говорил с таким презрением. Таков итог его существования: “Вот и все, что можно сказать про него”. Так что же было началом такого превращения? В какой момент началось это движение по наклонной плоскости? Можно ли было его предотвратить?

    Первой ступенькой стала неудача в любви. Действительно, за всю жизнь “любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Старцев не очень складно делает предложение и получает отказ. А может быть, откликнись Котик на его любовь, их жизнь сложилась бы иначе. Однако Котик отвергает Старцева, потому что сама стремится к более высокой цели, чем жизнь с обыкновенным, невыдающимся человеком.

    Прошло время, и Котик поняла, что жила не по той программе: “Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница”.

    Получается, что герои снова говорят на разных языках. Теперь Котик склонна идеализировать Старцева, но она напрасно ждет от него ответного чувства. Превращение Старцева в Ионыча почти завершилось, его уже безнадежно “засосала” жизнь обывателя.

    Да, окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Ведь ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Однако он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству, и во что же он превратился? Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живется ему скучно, радостей в жизни нет и больше не будет.

Обратите внимание

    Чехов как будто призывает всех читателей верить в свои силы и бороться с превращением в ионычей, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://www.soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3759-v-chem-smysl-finala-rasskaza-a-p-chekhova-ionych

Учительський журнал ~online



             Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

                                                           Материалы к уроку внеклассного чтения

                                                           преподавателя зарубежной литературы

                                                           специлиста высшей категории

                                                          учителя-методиста  гимназии №7 г. Одессы

                                                                ФОКИНОЙ  ИРИНЫ  ПАВЛОВНЫ

     «Краткость – сестра таланта». Этот принцип поэтики А. Чехова хорошо известен. Читателя поражают концентрация глубокого философского содержания в рамках чеховского рассказа или повести. Свои взгляды на мир писатель воплощал во всей образной системе произведений – сюжете и композиции, характеристике действующих лиц, изображении их мыслей и чувств.

     В 1898г. Чехов создаёт рассказ «Ионыч». Автор сознательно пренебрегает внешне увлекательным сюжетом, избирая предметом изображения обыденные события. Но именно они раскрывает глубинные процессы психологии героев.

     Тема это явление жизни, которые отражены в произведении.

Тема рассказа – история превращения неглупого, трудолюбивого человека в пошлого, равнодушного обывателя.

     Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении: решенный или оставшийся неразрешенным.

Важно

Автор пытается исследовать причины, которые способствуют разрушению личности Дмитрия Старцева.

     Идея – главная мысль, выраженная в художественных образах.

Чехов протестует против пошлости,  обывательщины, духовного мещанства. Главная идея заключена в призыве: «Берегите в себе человека!».

     Протестует и призывает писатель, как всегда, не громогласно и открыто, а тонко, делая акцент не на событийный ряд, а на психологию героев. Ведь особенность чеховского стиля и заключается в том, что основную смысловую нагрузку несёт не текст, а подтекст; внешний «быт» раскрывается через внутреннее «бытие». Чехов не подсказывает нам готовых ответов, а, доверяя читателю, учит его мыслить.

     Глубина содержания находится в гармонии с совершенной формой чеховского рассказа.

     Сюжет – ход событий, складывающихся из поступков героев, т.е. пространственно-временная  динамика изображённого.

     Сюжет рассказа прост. Главный герой – Дмитрий Старцев, молодой талантливый врач, который живёт и практикует в губернском городке С. Он энергичен и трудолюбив, интересуется литературой, чувствует себя одиноким среди обывателей, они раздражают его своей пошлостью и ограниченностью.

Познакомившись с семьёй Туркиных, увлекается Екатериной Ивановной, даже делает ей предложение и собирается жениться. Но Котик не принимает его чувства, они расстаются. Через несколько лет перед нами – преуспевающий врач: у него есть большая практика, шикарный выезд, несколько домов, счёт в банке… ожирение, отдышка, одиночество.

Он, как и все, жаден, скучен, равнодушен.

    В данном рассказе сюжет и фабула совпадают. Нет ни экскурсов в прошлое, ни забеганий вперёд, т.к.

     Фабула – это хронологически последовательное изображение событий,  изображенных в произведении.

     Композиция проста на первый взгляд.

     Композиция – это определённая организация, построение и соотношение частей произведения. Она состоит из сюжетных элементов:

     Мы помним, что основная динамика у Чехова – внутренняя. События и происшествия – это, прежде всего устремления, мысли и чувства Старцева.

Совет

     Если взять за точку отсчёта чувства героя к Екатерине Ивановне, то в экспозиции мы знакомимся с семьёй Туркиных; завязкой является зарождение любви Дмитрия; развивается чувство – развивается действие; кульминационная сцена объяснения и отказа почему –то  не является для нас неожиданностью; на самом деле, перестрадав 3(!) дня, герой остывает; и в эпилоге мы узнаём, что о предмете своей увлечённости он вспоминает с трудом. Внесюжетных элементов (вводных эпизодов и лирических отступлений) в прозе Чехова немного, краткость и объективизм – принципы его художественной эстетики.

     В основе сюжета лежит художественный конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

     В «Ионыче» конфликт – в сознании героя. У Старцева внутреннее неприятие мещанской среды быстро угасает, и он сам всё больше подчиняется инерции обывательщины.

     Для проникновения в сущность конфликта нужно тщательно анализировать приёмы создания художественного образа персонажа: портрет, психологический анализ, характер героя (поступки, речь), сопоставление с другими лицами, изображение окружающей среды. Но особое внимание следует обратить на чеховскую  художественную деталь – мельчайшие изобразительные или выразительные подробности.

     Первые предложения рассказа знакомят нас со «скукой и однообразием» жизни губернского города С. и указывают на самую «умную, интересную и приятную» семью Туркиных. Мы уже чувствуем иронию в подтексте. Ирония и в «говорящей» фамилии – Туркины (от «турки»?); первоначальная версия в черновиках Чехова – Филимоновы. Каждый из них обладает доморощенным «талантом».

     Но в картину описания семейной идиллии и просторного гостеприимного дома диссонансом врезается деталь – запах жареного лука. Он становится символом пошлого мещанского мирка.

     Именно тогда и появляется главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. Он молод, однако фамилия подсказывает, что процесс душевного старения у него не зависит от возраста. Интересно и отчество – Ионыч, ведь именно оно вынесено в название рассказа.

 Поэтику названия объясняет библейская легенда, согласно которой кит проглотил Иону, но подавился и выплюнул. Так и Ионыч в конце повествования становится одиноким, никому не нужным, «выплюнутым» из «полноценной» жизни.

Обратите внимание

А пока он полон желания работать, наслаждаться жизнью и даже верить в любовь. Портрет героя в начале рассказа не нарисован.

     Портрет – изображение внешности человека, его лица, одежды, жестов.

     Но мы видим Старцева, который идёт пешком, т.к. «своих лошадей у него ещё не было».

Несколькими штрихами обрисованы члены «приятного» семейства. «Большинский роман», «здравствуйте  пожалуйста» – и перед нами бездарный домашний остряк Иван Петрович. Роман о том, «чего никогда не бывает в жизни», – детище глупой и жеманной Веры Иосифовны. Нежное прозвище «Котик» никак не гармонирует с тяжёлой, грубой игрой Екатерины Ивановны.

     И вообще в рассказе «Ионыч» общую смысловую атмосферу низости и пошлости ограниченной, тупой мещанской жизни помогают воссоздать и понять запахи (жареного лука, осенних листьев) и звуки (песня «Лучинушка», вой собак).

     А так же передать душевное состояние героев помогают лаконичные пейзажные зарисовки.

      Пейзаж – описание природы в литературном произведении, которое противопоставляет или уподобляется внутреннему состоянию человека.

     Первое знакомство героев – весной, красота Екатерины Ивановны говорит «о весне, настоящей весне»   чувств; разговор в саду – «приближалась осень»; в день объяснения «накрапывал дождь», а в момент последней встречи просто «было темно»!

     Между событиями I и II части  прошло более года. Время здесь – важная художественная деталь. Старцев пребывает в трудах и одиночестве. Будучи приглашенным вторично в дом Туркиных, влюбляется в Екатерину Ивановну. Выбор предмета страсти – лучшая характеристика героя. Какова же героиня?

     Умна и начитана? Из знакомства с книгой Писемского запомнила только его странное отчество. Увлечена искусством? Но игра её напоминает камнепад (в её пользу свидетельствует пусть позднее, но всё-таки понимание своей бездарности).Остроумна и весела? Но хохочет невпопад она во время серьёзного разговора, а шутка о свидании на кладбище была пошлой и жестокой. Такова Котик.

Важно

             Но влюблённый Старцев, интуитивно чувствуя, ещё всего не видит. И на странное свидание приезжает (благо, уже есть пара лошадей), и даже начинает размышлять о вечных ценностях. И тут опять врывается нота «глухой тоски небытия, подавленного отчаяния» Это голос грядущего, пока ещё очень тихий, но именно в этот момент  герой и ощущает, что любви нет.            

                 Однако вязкое болото обыденности начинает засасывать. Практика, дом, лошади, жена – это минимальный «джентельменский набор ». И он идёт делать предложение. Если бы не глупая улыбка Котика, мы бы поверили в слова  её высокомерного монолога, когда она отказывала Старцеву. Но мы не верим, не верит и он – вздыхает облегчённо,  развязывает галстук.

     В дальнейшем действии рассказа не происходит, можно сказать, качественных скачков. Только количественные изменения. Художественные детали повторяются, видоизменяясь.

     Прошёл не гол, а четыре.

     У Старцева не пара лошадей, а тройка.

     О деньгах он не думает не только в связи с приданным, а всегда.

     Раздражают его не только обыватели, но уже и пациенты.

Читайте также:  Краткое содержание повести "поединок" куприна: краткий пересказ сюжета (повесть в сокращении)

     Образы Туркиных статичны. Екатерина Ивановна, возвратясь, была всё так же красива, худа и шумна в игре.

     А Ионыч толст и стар, одинок и скучен, хотя ему едва за 30.

     Личность, по Чехову, начинает  разрушаться, когда идеалы, счастье, смысл жизни начинают принимать материальные формы. Но страшно не только стремление к наживе.

На примере счастливой семьи Туркиных особенно ясно становится, что опасны не внезапные перемены, не резкие повороты в человеческой судьбе,  страшно только одно: человеческая жизнь, которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит, в которой человек равен самому себе.

     Это и есть, по Чехову, безвыходно страшная жизненная ситуация. Изображая её, писатель напоминает нам, что надо беречь в себе лучшее, святое, чистое; ставить цели и добиваться их; верить в любовь и быть искренним; всегда оставаться Человеком.

Источник: http://test.teacherjournal.in.ua/index.php/shkilni-predmeti/mirovaya-literatura/2665-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-ionych

Сочинение «В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»»

Во многих своих рассказах А. П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души.

Четыре главы обращены к минувшему: описываются первые шаги Старцева в городе, его чувство к Катерине Ивановне Туркиной, начало стяжательской деятельности. Временные отрезки разные: «Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет».

Каждый из этих периодов «орнаментирован» показательными способами передвижения Старцева: «…шел пешком, не спеша», «…

Совет

у него уже была своя пара лошадей», «… уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Последняя, пятая глава посвящена настоящему. Теперь, «когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, кажется, что едет не человек, а языческий бог».

Но во всех этих главах подчеркивается однотонный быт обывателей города. «Самая талантливая семья» Туркиных изменяется лишь внешне.

Вера Иосифовна, к концу повествования «сильно постаревшая, с белыми волосами», лакей Пава, которого не устает демонстрировать гостям хозяйка, из 14-летнего мальчика превращается в усатого мужчину.

Котик сначала потеряла «прежнюю свежесть и выражение детской наивности», а затем «заметно постарела». Но в течение долгих лет все они продолжают жить по-прежнему. Символом этой общей неподвижности воспринимается неизменно бравый вид главы семьи, Ивана Петровича, произносящего одни и те же плоские шутки.

Однотипные ситуации рассказа позволяют оттенить душевные метаморфозы Старцева. В начале рассказа доктор Старцев – молодой, думающий, образованный человек, не потерявший свою индивидуальность среди скучных и пустых жителей провинциального городка. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, хрипунов» – обывателей города С.

Долгое время они раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом».

Но вот сделано предложение, и получен отказ от Туркиной. Огонек в его душе погас. К 35-36 годам он уже превращается в Ионыча – ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого божка. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно.

Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается постепенно и моральное «ожирение»: закусывая с «обывателем», постепенно привык к такой жизни и втянулся в нее. Его перестали звать «надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».

Обратите внимание

В конце рассказа мы уже не видим прежнего молодого человека, который мог бы прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Огонек в душе Ионыча погас окончательно. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Он променял живые мысли на сытое, самодовольное существование, он не смог сберечь в себе человека.

Ужасна мещанская среда, но человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против ее влияния.

Изображая падение Старцева под влиянием пошлости и мещанства, Чехов призывает не попадать под их власть, сопротивляться губительному влиянию среды и постараться сохранить в себе все хорошее и благородное.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-v-chem-smysl-finala-rasskaza-a-p-chexova-ionych/

Анализ произведения Чехова “Ионыч”

Проблема нравственной деградации личности остро встает в рассказе “Ионыч” (1898).

Чехов в присущей ему манере художественного укрупнения и убедительной детализации пытается отыскать причины духовных перерождений личности.

Значимость проблемы возрастает, если обнаружить общее в образах “Ионыча” и “Евгения Онегина”. В образе Владимира Ленского Пушкиным очерчен возможный путь от романтика до обывателя, довольствующегося домашним бытом.

Подобно Пушкину, Чехов включает в повествование мотив времени. Оно помогает увидеть, как быстро и неузнаваемо меняется герой, превращаясь из Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча – “поляка надутого”, подобного языческому богу. Контраст, сравнение, гипербола укрупняют ужасное перерождение полного благих намерений, умного, мыслящего человека, прекрасного врача в человека, главным мотивом жизни которого стала “нажива”. Как и почему это произошло?

Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев по-настоящему увлечен делом, способен жить “в труде и одиночестве”, помогая больным, служа “благородной цели жизни”. Он уверен, что “постоянно надо трудиться, нельзя жить без труда”.

С первых абзацев повествования параллельно следуют мотивы стремления к неординарному, возвышенному и скуки, однообразия провинциальной жизни, которая отталкивает Дмитрия Ионыча; как мыслящий человек, он убежден, что разговаривать с обывателями не о чем. Да и отношения с Туркиными приводят к разочарованию: “…

если одни из самых талантливых жителей во всем городе настолько бездарны, то какой тогда город”.

Писатель утверждает, что к духовной деградации Дмитрия Старцева привело не только влияние среды. Чехов, проницательно вглядываясь в личность, даже на пространстве рассказа раскрывает множество внутренних, зависящих от самого Ионыча причин духовного оскудения. Первые симптомы духовного разрушения он ощущает через телесные недостатки. Мысль “Ох, не надо бы полнеть!” звучит как понимание того, что безобразное в физиологии сигнализирует об опасности духовной.

Старцев, наблюдая за собой, подмечая собственные недостатки, как образованный человек предвидит их последствия.

Действительно, низменные азартные страсти – игра в вист, стяжательство – постепенно вытеснят высокую жизненную цель, породив бездушие и черствость в профессиональной деятельности. Недавнее юношеское стремление быть выше обывателей вытесняется страстью к покупке домов.

Ионыч еще молод, но время уже ощущает, как старик, который боится всего нового. Ему уже уютно в “футлярном” пространстве, которым он закрылся от многообразия жизни.

Важно

Огромная дистанция, образовавшаяся между Дмитрием Старцевым и Ионычем, объясняется расстоянием, которое отделяет идеальное от нормы. Середину, норму трудно найти и выдержать.

Размышление над тем, почему от высших помыслов человек нисходит до безобразного, приводит к сравнению Ионыча с Туркиными. Ведь в духовном опустошении он превзошел их.

Значит, есть нечто, что удерживает Туркиных на плаву жизни, не позволяет опуститься ниже нормы.

Сюжет заканчивается многозначительным эпизодом. При каждом наступление осени жена вместе с дочерью уезжает в Крым. “Провожавший их на перроне, Иван Петрович, когда поезд трогается, вытирает наступившие слезы…” Не подсказка ли это автора, видящего в семье, сердечной привязанности людей основу для нормального существования?

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-proizvedeniya-chekhova-ionych.html

А.П. Чехов. “Ионыч”: краткое содержание и анализ рассказа :

Губернский город С. На службу в этот город назначен доктор Дмитрий Ионович Старцев. Здесь же живет семья Туркиных, слывущая культурной и образованной. У каждого из членов семьи свои таланты: хозяин семьи устраивает домашние спектакли, сам принимает в них участие, считается большим шутником и острословом.

Жена его, Вера Иосифовна, романистка, а дочь, Екатерина Ивановна, пианистка. Туркины, приглашая в дом гостей, “подчуют” их своими талантами. Доктор Старцев посещает их. Хозяйка дома читает свой невероятнейший роман о придуманной жизни. Старцев осознает, что роман плохой, но думает, что слушать его приятно. Затем Котик, дочь Туркиных, играет на рояле виртуозные произведения.

Плохо или хорошо, но она очень старается. Вера Иосифовна рассказывает: чтобы избежать дурного влияния общества, их дочь получила домашнее образование. Во время вечерней трапезы своими талантами блещет хозяин дома. Он придумывет какой-то свой язык, исковерканный русский, и постоянно говорит на нем. Прием окончивается коронным номером.

Лакей Павлуша в специально придуманной позе, голосом, который, вероятно, кажется уместным для фразы: «Умри, несчастная!», – произносит это.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Неудачное сватовство Старцева

Туркина-старшая страдает мигренью. Врачи из города бессильны. Вера Иосифовна обращается к Старцеву, чтобы тот помог ей вылечиться. Теперь доктор посещает Туркиных часто, уделяет много внимания Екатерине Ивановне. Но она «вся в музыке».

Старцев пытается выяснить отношения с Котиком, и она предлагает встретиться на кладбище ночью. Доктор ждет на кладбище, а возлюбленная не приходит на свидание. Дмитрий Ионович решает сделать предложение Екатерине Ивановне и едет на следующий день в дом Туркиных.

Доктор думает, что у невесты будет неплохое приданое. Возможно, будущие тесть и теща настоят на том, чтобы он оставил службу. Но все эти мысли Старцева были напрасны, Котик ему отказывает. Она любит не его, а искусство, и вся жизнь ее теперь посвящена искусству.

Совет

В течение трех дней Дмитрий Ионович не находит себе места от душевных терзаний. Затем жизнь его возвращается в обычное русло.

А.П. Чехов. “Ионыч”. Краткое содержание. Проходит четыре года…

Через четыре года доктор Старцев предстает перед читателем толстым с одышкой человеком. Он ни с кем не общается, ему не интересно. Старцев много работает, т.к. считает, что человеку нельзя жить без труда. У Веры Иосифовны день рождения, и она приглашает Старцева на прием. Приезжает и Катерина Ивановна.

Но доктор считает, что она очень подурнела, и его все в ней раздражает. Вечер проходит как всегда. Вера Иосифовна читает свой бредовый роман, Котик нудно и громко играет на рояле. Старцев очень рад, что свадьба не состоялась. Он и Котик беседуют в саду наедине.

Она уже осознает, что бездарная пианистка, а мама такая же романистка. Доктор жалуется на серую однообразную жизнь. В его мыслях уже нет больше стремления к благородным поступкам, как раньше. Котик считает, что это здорово – помогать людям.

Поначалу что-то происходит в душе доктора от мыслей о прежней жизни, но вспомнив о количестве денег, которые он зарабатывает, гонит прочь нелепые мысли. Старцев не желает ужинать, собирается домой. Напоследок лакей показывает все тот же номер.

Старцев едет домой и размышляет о том, насколько безнравственен город, если лучшие его обитатели такие недалекие, бездарные, пошлые. Доктор не принимает больше приглашений в дом Туркиных, хотя Котик забрасывает его записками.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Проходит еще несколько лет…

Проходит несколько лет: Старцев становится очень толстым, много работает, имеет практику в городе и большое состояние. Ионыч – так теперь его называют. Он по-прежнему один. Главное в его жизни – деньги. В доме Туркиных все, как всегда: Иван Петрович шутит, Вера Иосифовна мучает гостей романами, а Котик самозабвенно музицирует.

Чехов “Ионыч”. Анализ рассказа

Какую основную мысль хочет донести до нас Чехов этим рассказом? В начале произведения перед нами предстает главный герой, молодой доктор Старцев, в голове которого зреют благородные мысли о труде, сочувствии к людям, наконец, любви.

Обратите внимание

Но, читая рассказ далее, мы видим – все толще становится наш герой и его кошелек, все меркантильнее его мысли. Чехов показывает, как среда может «засосать» человека. Он превращается в бездушную амебу, которую уже ничего, кроме денег, не интересует.

Ионыч не может, а скорее всего, и не хочет бороться с серой действительностью. Деньги сделали свое дело: в конце рассказа доктора интересуют только они.

“Ионыч”. Чехов. Анализ

Серая безнравственная среда в рассказе представлена семьей Туркиных. Автор очень иронично описывает всех ее членов. Все их действия, повторяющиеся на протяжении рассказа, смешны и пошлы. И это лучшие люди в городе. Герои Чехова, как всегда, очень колоритны. Они заставляют нас задуматься: не я ли один из них?

Источник: https://www.syl.ru/article/81481/a-p-chehov-ionyich-kratkoe-soderjanie-i-analiz-rasskaza

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector