«Обнажившееся сердце» в рассказе А.П. Платонова «Возвращение» – презентация
1 «Обнажившееся сердце» в рассказе А.П. Платонова «Возвращение»
2 Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) С октября 1942 г. Платонов – военный корреспондент в действующей армии. За годы войны выпустил 6 книг прозы.
3 Рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») – один из шедевров малой русской прозы. Написан в конце лета 1945 г., опубликован в 1946 в журнале «Новый мир». В. Пузырьков. «Впереди мир»
4 Смысл заглавия ВОЗВРАЩЕНИЕ с войны к миру домой в семью к жене и детям к себе прежнему доброму и человечному
5 Название «Семья Иванова» подчёркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения.
6 Композиция рассказа Экспозиция Демобилизация капитана Иванова из армии. Встреча с Машей. Завязка действия Возвращение Алексея Иванова домой.
7 Развитие действия Встреча Иванова с женой и детьми. Решение скорее приняться за дело. Обед в кругу семьи. Откровенный разговор с женой Любой. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.
8 Кульминация Нравственное прозрение Иванова. «Обнажившееся сердце». Развязка действия Окончательное возвращение Иванова. Вставные эпизоды: рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче и инструкторе, рассказ Петруши о Харитоне.
9 Почему Иванов оттягивает возвращение домой? «Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле». «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии…»
10 Характеристика героев Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе, сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, – у пресса. Работала и день и ночь. Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости. Она прибрала кухню и комнату, в доме должно быть чисто и ничего постороннего. Любовь Васильевна сохранила любовь.
11 Алексей – «защитник» «Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было запаха родного дома».
12 «Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму». «Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним».
13 Ссора – Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей- фашистов. – И я не стерпела жизни и тоски по тебе, – говорила мать. – А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети… Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое, Алеша, какую-нибудь радость, чтоб я отдохнула.
14 Почему произошла измена? «Я чувствовала, что пропадаю без тебя, мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной, я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить, а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»
15 «Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» «Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».
16 Дети в рассказе Настя (древнегреч.) – «воскресение», «возвращение к жизни». Маленькая Настя не помнит отца. Петруша (древнегреч.) – “скала”, “утёс”, “каменная глыба”. Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: “У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие”.
17 Финал рассказа «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
18 Тема – разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.
19 Идея рассказа В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу. Нужно быть выше губительных страстей: ревности, эгоизма, жестокости, мести и т.п. Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей.
20 Дети также ответственны за судьбы взрослых. По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чём неповинные, несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир. «Гений детства в соединении с опытом зрелости обеспечивает успех и безопасность человеческой жизни». (А.Платонов)
21 «Прежде он [Иванов] чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем». А.Платонов. «Возвращение»
22 Благодарим А.П.Платонова за то, что у него хватило смелости затронуть такую тему; за то, что помог избавиться от эгоизма; за то, что обратил внимание на значение и значимость семьи, которую нельзя предавать. А. и С. Ткачевы «Снова жизнь»
Источник: https://www.myshared.ru/slide/559042/
Напишите пожалуйста характеристику Петруши в рассказе “Возвращение” А. П. Платонова
Голосование за лучший ответ Надежда Кайнова Мудрец (13624) 3 года назад “Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста.
Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок.
Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка.
” – портрет.
“более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как надо делать правильно. ” “…Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть”.
и далее везде он говорит и действует как маленький старичок – ворчит, “каркает” ибезмерно озабочен хозяйством, человек с украденным войной детством.
Комментарий удален Мистер Инкогнито Ученик (137) 1 год назад “Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста.
Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок.
Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка.
” – портрет.
“более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как надо делать правильно. ” “…Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть”.
и далее везде он говорит и действует как маленький старичок – ворчит, “каркает” ибезмерно озабочен хозяйством, человек с украденным войной детством.
Dенис Панов Ученик (204) 1 год назад “Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок.
Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка.
” – портрет.
“более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как надо делать правильно. ” “…Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть”.
и далее везде он говорит и действует как маленький старичок – ворчит, “каркает” ибезмерно озабочен хозяйством, человек с украденным войной детством.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/177401838
«Возвращение» к себе
“Возвращение” к себе (Рецензия на рассказ А. Платонова “Возвращение”) “Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом”.
Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа “Возвращение”, написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить “от силы растущего сердца”. Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.
Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе.
По словам В. Астафьева, “переболеть” этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, роман Г. Владимова.
Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан.
Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне “мирному” материалу – возвращению домой после войны.
Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие “раны” нанесены семье и душе человека войной. Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался “Семья Иванова”.
Сюжет рассказа – возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько “возвращение к себе”, утраченному четыре года назад.
В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: “наступала уже холодная осенняя ночь”, “в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час”… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата.
В “Возвращении” довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: “Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона”, “чувствовал себя осиротевшим без армии”, “хотел погулять еще немного на воле”… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне.
Доказательством этому служит встреча Иванова с “Машей – дочерью пространщика”, волосы которой “пахнут, как осенние павшие листья в лесу”.
Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что “выезжает домой без промедления”, а он “выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток”.
В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”.
Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей. У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока.
С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время “безответственного”, “вольного”, “бездумного” своего существования.
Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей.
В противовес своему мужу, желавшему “погулять еще немного на воле”, жена Иванова “три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада”, “отпрашивалась с работы”, “не спала от радости”… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному.
Для нее оно наполнено тревогой, для него – развлечениями. В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется “отпечаток” войны: “башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды”.
Но самый главный укор войне – образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки.
Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в “мужичка”: “отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста”, “лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам”, “Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка”. Он был лишен детства.
Иванов чувствует, что не может его полюбить. Может уважать, но не любить.
И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина. Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него.
И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его “мужской” характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его).
Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре.
Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?”, – содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом.
Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога “Семену-Евсею”. Этому их научила жизнь.
Они, в отличие от Иванова, наделены “житейской мудростью”. Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе.
Долгое отсутствие дома обособило его от семьи. Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили “нормальной” жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа: – Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни? Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…
Эти слова мужа Любови Васильевны выдают его уверенность в собственной непогрешимости. В этом эпизоде “по касательной” в рассказ входит еще одна “душа” – “Семен-Евсей”, человек, который помогал семье Иванова абсолютно безвозмездно. А неблагодарный отец семейства начинает допытываться у своей жены, “была ли она с ним женщиной”.
Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: “У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…”. Что же происходит в рассказе?
Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи.
Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности.
Петрушка и его отец находятся в состоянии “нравственного спора”, потому что, как оказывается, дело сына – сохранить семью, а отца – лишь оценить, как его ждали дома.
Заканчивается рассказ значимым эпизодом – отец решает из гордости порвать с семьей. Эта сцена выстроена писателем мастерски. На смену острым диалогам Иванова с близкими в середине произведения приходит авторский монолог (как и в начале рассказа), но называет своего героя автор не как в начале повествования – “Ивановым”, а “их отцом”.
Думается, автор дает этим понять, что все-таки отцовские чувства, вина перед семьей затронули героя больше, чем сам он ощущал. Вся сцена кажется нарочито замедленной, “загруженной” думами капитана.
И уже, казалось бы, окончательно решена судьба семьи Иванова, но последний эпизод переворачивает все.
Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: “Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду.
Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю”, и вдруг Иванов “сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием”.
Мотивы прозрения, “возвращения” к себе – главные в платоновском рассказе.Не случайно я начал свою работу цитатой о сердце, ибо от него, “согревающего тело своим теплом”, действительно должно “происходить счастье”. И именно такое сердце “просыпается” в груди Иванова.
Когда-то Платонов сделал такую запись: “Писать надо не талантом, а “человечностью” – простым чувством жизни”. Мне кажется, что именно “человечностью” и написан рассказ Платонова “Возвращение”. Никитин А. 11 кл., 227 педагогическая гимназия, С.-Петербург 2000 г. Учащимся 9 – 11 классов школы адресован раздел .
Здесь вы найдете тексты произведений школьного курса литературы, критические статьи и материалы, включенные в программу Готовимся к Новому Году? к воскресению
Источник: https://ruslit.biz/vozvrashhenie-k-sebe/
Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
План:
1. Введение
а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения»
2. Основная часть
а)«Странен и непонятен был родной дом»
3. Вывод
а) «Уразуметь сердцем»
Уразуметь «сердцем», значит понять
П. Флоренский
В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением».
Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны.
Причем речь идет не о конкретной семье или человеке, а обо всей России, обо всем мире, который силится после нескольких лет разрухи, страха и убийств обрести былую гармонию.
Рассказ начинается сообщением — гвардии капитан Алексей Иванов убывал из армии по демобилизации. Читатель сразу окунается в атмосферу одиночества, которая окружает главного героя. Это подчеркивается грустным ожиданием главным героем поезда.
Подобные чувства испытывает и находящаяся рядом Маша, которая во время войны служила помощником повара. Как замечает Платонов, ее сердце было вмещало любовь ко всем и ни к кому в отдельности.
На ум в связи с этим сразу приходят слова Чехова: «Все человечество любить намного проще, чем одного человека».
И Маша, и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии. «Дочери пространщика» тяжело ехать к своей семье, от которой она отвыкла, в город, ставшим для нее чужбиной. То же самое касается Алексея, который после поездки в Машин город все равно не чувствует всем сердцем радости от возвращения.
Любовь Васильевна, при встрече застеснялась: уж слишком отвыкла она от мужа. Она сохранила прежнее милое лицо, которое теперь несло на себе печать утомления: женщина была вынуждена работать на кирпичном заводе.
«Я стала на лицо худая», — с горечью говорит она, — «страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет».
Еще более разительными выглядят перемены, произошедшие с детьми главного героя, — Петрушей и Настей. Младшая дочь была совсем маленькой, когда Алексей должен был уйти на фронт, и теперь ей трудно привыкнуть к отцу. Образ же Петруши — пример того, как война может заставить ребенка повзрослеть.
Когда Иванов впервые встречает старшего сына, на ум приходит сравнение с исправным мужичком. Вместо теплого приветствия от сына Алексей получает отстраненно-холодное: «Ты отец, что ль?». Перед морально повзрослевшим (и даже постаревшим) сыном Алексей чувствует робость.
Вместо детских игра и обучение грамоте, вполне естественных для мальчика, — забота о пальто для матери и бесконечные нотации родным. Словно боясь, что последние остатки тепла семейных отношений, и так подорванных войной, окончательно рассеются, Петруша следит, чтобы на ночь закрывалась вьюшка в печной трубе.
«Рассуждает, как дед», — невольно обронил Алексей, разговаривая с женой.
По таким мелочам можно понять, насколько разрушительной оказалась война для человеческих отношений. Желая подчеркнуть мысль, что судьбу Ивановых можно перенести на любую советскую семью тех лет, Платонов дает своим героям самую распространенную фамилию в России.
Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к самому себе, чистому и праведному. Как оказалось, за годы войны поменялась не только семья Алексея, но и сам главный герой.
Зачерствев морально за время войны, он не может понять чувства своей жены, которая, по сути, испытывала все эти годы то же, что и сам Алексей Иванов, – ужасное одиночество. В попытке бегства от него она изменяет мужу с инструктором райкома профсоюза. Признание влечет за собой ссору.
Не нравится Иванову и то, что в его отсутствие ходил к нему домой некий Семен Евсеич, у которого погибла вся семья. Забыв о собственных прегрешениях, Алексей обвиняет жену в неверности и собирается эгоистично оставить свою семью.
Завершается рассказ сценой в вагоне, в котором отъезжает главный герой. Казалось бы, его стена самолюбия и эгоизма останется нерушимой, но все меняют дети, бросившиеся вслед за поездом.
Это приводит героя к озарению: как будто сердце, которое напрасно билось всю жизнь, вырвалось на свободу и заполнило теплом всю его сущность. Так поэтически охарактеризует состояние Алексея Платонов.
Главный герой сходит с поезда – возвращение состоялось.
«Вернулись» и некоторые другие персонажи – например, Петруша.
Став свидетелям ссоры родителей, он некоторое время не изменяет «хозяйственному» поведению («Он стекло раздавил», – догадался Петруша, – «а стекол нигде нет»).
Но несправедливые упреки отца в сторону матери вызвали у настоящие чувства: не страх за поврежденное имущество, а горечь и негодование, которые вылились «нечаянно» в слезы.
Рассказ Платонова обрисовывает тяжелые для России послевоенные годы. Но даже в этом мире, замученном человеческой жестокостью, всегда есть место живым чувствам и вечным ценностям – это автор убедительно доказывает. Главное, открыть свое сердце – в такие моменты оно окажется лучшим советчиком.
Персонажи рассказа
Персонажи, запечатленные в рассказах Платонова, нельзя назвать легкими для понимания. Путь героев часто противоречив, они пребывают в неустанном самосовершенствовании и поисках собственного «я». Это можно применить и к Алексею Иванову, главному герою рассказа «Возвращения».
Он действительно возвращается домой после фронта – ситуация типична для советской литературы тех времен. Но в отличие от ее многочисленных героев, Алексея Иванова нельзя назвать идеалом моральных качеств. Он достаточно жесток по отношению к жене, не желая простить ей измену (хотя сам до конца не был честен с ней).
Почему автор изображает персонажа именно таким?
«Я всю войну провоевал, я видел смерть…» – очень мрачно и без пафоса говорит о себе герой. Лишения и постоянный страх перед смертью превращают героя в эгоиста. Возможно ли вернуться в состояние былой гармонии? Ответ Платонова: да.
Спасителями главного героя оказались его же дети. Когда он отъезжал на поезде, вид Петруши и Насти, бегущих вслед за ним, растопил сердце главного героя.
Автор пишет, что Алексей словно почувствовал другую жизнь, коснувшись ее прямо сердцем.
В «Возвращении» Платонов обрисовывает эволюцию главного героя.. На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор.
Если Алексей переводится как «защитник», то значение имени его жены, Любови, расшифровывать не нужно. Ее образ — яркий пример самоотверженности, которую могла продемонстрировать женщина в нелегкое время.
Ради семьи и Родины, которую нужно было защищать от неприятелей-фашистов, Любовь Васильевна устроилась на непосильную работу на кирпичном заводе.
Ее самоотверженность и бескорыстие во многом являются противоположностью эгоизму ее мужа.
Привлекает внимание и образ старшего сына Петруши. Во многом гиперболизированный, он дает ясное представление, как война могла отразиться на детской психике. Петруша рано повзрослел и стал даже походить на старика.
К таким проявления хозяйственности сына Иванова, как забота о пальто для матери (ради этого он хочет поступить кочегаром), можно относиться по-разному: восхититься самоотверженности мальчика либо пожалеть его за то, что судьба заставлять его пережить подобный опыт.
В «Возвращении» есть несколько второстепенных персонажей — Маша, Семен Евсеич. Они дополняют историю семьи Ивановых, делая ее типичной.
Несмотря на то, что судьбы у этих героев непохожие, их объединяет одно — чувство полного одиночества и стремление его унять посредством общения с другим человеком.
«Вся любовь происходит из нужды и тоски”, —прозорливо замечает Алексей, — “если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека”. Силу непобедимости любви и демонстрируют на своем примере герои Платонова.
Мини-сочинение: Детство и дети
Русская литература знает немало примеров в творчестве писателей 19 и 20 веков изображения детей и детства. Короленко, Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн и др.
— все эти писатели в разные периоды творчества обращались к данной теме. Зачастую именно ребенок, с его особенным из-за возраста восприятием, позволяет дать точную оценку изображаемому миру.
Да, эта оценка может казаться взрослому наивной, но от этого менее правильной она не становится.
Дети как действующие лица появляются в рассказе Платонова «Возвращение». Автор не сосредоточивается на внутреннем состоянии Петруши и Насти, детей главного героя. Но понять, что чувствуют они, пережившие войну, можно и без этого благодаря многочисленным деталям.
Так, старшего сына Петрушу война лишила детства. За время отсутствия своего отца он должен был взять на себя роль хозяина, и это объясняет его преждевременное повзросление. У главного героя сын ассоциируется с исправным мужичком и даже стариком.
Вместо обучения грамоте и веселых игр со сверстниками — неестественная для мальчика серьезность, которая вытесняет подлинные чувства. Яркий тому пример — сцена, когда Алексей, ссорясь с женой, случайно раздавливает стекло.
Однако вместо горечи из-за ссоры родителей Петруша опасается: а ведь стекол уже нет.
Алексей Иванов со стыдом обнаруживает, что не испытывает должных чувств к сыну, который на самом деле больше всего заслужил жалости. Куда ближе ему оказывается маленькая Настя, но и она, будучи совсем еще маленькой, когда отец ушел на фронт, совсем его не помнит. И ей, и старшему брату, и самому Алексею Иванову еще предстоит возвращение — к самому себе, к утраченной из-за войны гармонии.
Источник: https://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-proizvedeniyu-platonova-vozvrashhenie/