Гриша Добросклонов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание
Гриша Добросклонов. Иллюстрация В. Нагаева |
Григорий Добросклонов является одним из самых ярких и запоминающихся персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.
В этой статье представлен образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание героя в цитатах. История Гриши описана в конце поэмы в разделе под названием “Эпилог”.
Смотрите:
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Гриша Добросклонов является сыном дьячка Трифона:
“…
за ними слышится / Дьячково слово; сын его / Григорий, крестник старосты, / Подходит к землякам…” (дьячок – низший разряд церковнослужителей)
Семья Гриши живет очень бедно:
“…Беднее захудалого / Последнего крестьянина / Жил Трифон. Две каморочки: / Одна с дымящей печкою, / Другая в сажень – летняя, / И вся тут недолга; / Коровы нет, лошадки нет, / Была собака Зудушка, / Был кот – и те ушли…”
Возраст Гриши, вероятно, более 15 лет. Он является юношей, мальчиком:
“…Как сжалось сердце мальчика…”
“…Взгрустнулось крепко юноше…” “…и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою…”
О внешности Гриши Добросклонова известно мало:
“…У Гриши – кость широкая, / Но сильно исхудалое / Лицо – их недокармливал / Хапуга-эконом…”
Гриша учится в духовной семинарии:
“…Григорий в семинарии…”
Гриша – умный и образованный юноша. Он хочет поступать в университет в Москве:
“…Дьячок рыдал над Гришею: / «Создаст же Бог головушку! / Недаром порывается / В Москву, в новорситет!»..”
В семинарии Гриша живет в суровых условиях, голодает и мерзнет:
“…в семинарии, / Где было темно, холодно, / Угрюмо, строго, голодно…”
“…Григорий в семинарии / В час ночи просыпается / И уж потом до солнышка / Не спит – ждет жадно ситника, / Который выдавался им / Со сбитнем по утрам…”
“…их недокармливал / Хапуга-эконом…”
Мать Гриши умерла рано. Она очень любила сына:
“…Его хозяйка Домнушка / Была куда заботлива, / Зато и долговечности / Бог не дал ей. Покойница / Всю жизнь о соли думала…”
“…Баюкала ли Гришеньку, / Любимого сынка…”
Отец гордится Гришей и его братом Саввой. Однако сыновья, как и сам отец, все время голодают:
“…Дьячок хвалился детками, / А чем они питаются — / И думать позабыл. / Он сам был вечно голоден…”
Крестьяне дают Грише и его брату еду. Взамен юноши помогают крестьянам в их делах:
“…Спасибо Власу-крестному / И прочим мужикам! / Платили им молодчики, / По мере сил, работою, / По их делишкам хлопоты / Справляли в городу…”
Гриша рассказывает крестьянам умные вещи. Крестьяне передают друг другу умные мысли Гриши:
“…Прослушал Гришу Пров Сказал победным голосом: / «Мотайте-ка на ус!»..”
“…Пошло, толпой подхвачено, / О крепи слово верное / Трепаться…”
Гриша – особенный человек. У него есть дар вести за собой людей:
“…Сынов своих, отмеченных / Печатью дара Божьего…”
“…Как ни темна вахлачина, / Как ни забита барщиной / И рабством – и она, / Благословясь, поставила / В Григорье Добросклонове / Такого посланца…”
Гриша – искренний человек. Он говорит то, что у него на сердце:
“…Зардевшись, словно девушка, / Сказал из сердца самого / Григорий – и ушел…”
Гриша много думает о жизни крестьян на Руси:
“…И долго Гриша берегом / Бродил, волнуясь, думая, / Покуда песней новою / Не утолил натруженной, / Горящей головы…”
Гриша мечтает о том, чтобы крестьяне жили хорошо:
“…Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!..”
Гриша готов отдать свою жизнь за счастливую жизнь крестьян:
“…Певал – тужил о матушке / И обо всей вахлачине, / Кормилице своей. / И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, – и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет…”
Гриша сочиняет новую песню для крестьян. Он хочет, чтобы новая, оптимистичная песня заменила крестьянам их грустные песни вроде “Голодной”:
“..«Удалась мне песенка! – молвил Гриша, прыгая. — / Горячо сказалася правда в ней великая! / Вахлачков я выучу петь ее – не всё же им / Петь свою «Голодную»…Помогай, о Боже, им!..”
Смотрите: Песня Гриши Добросклонова “Русь”
Гриша надеется, что новая песня поднимет дух крестьян и поможет им изменить свою жизнь:
“…Как с игры да с беганья щеки разгораются, / Так с хорошей песенки духом поднимаются / Бедные, забитые…» Прочитав торжественно / Брату песню новую (брат сказал: / «Божественно!»)..”
Песня “Русь” Гриши Добросклонова – это гимн о народном счастье:
“…Слышал он в груди своей силы необъятные, / Услаждали слух его звуки благодатные, / Звуки лучезарные гимна благородного — / Пел он воплощение счастия народного!..” Это был цитатный образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах.
Смотрите: Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Источник: https://literaturus.ru/2015/11/Grisha-Dobrosklonov-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html
Характеристика Гриши Добросклонова
Один из центральных персонажей поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Гриша Добросклонов, характеристика которого имеет решающее значение для понимания произведения.
Григорий – молодой юноша, “отмеченный божьим талантом”: он имеет дар вести за собой людей, его слова несут правду, которой так не хватает простому русскому мужику.
Цитаты, характеризующие образ героя, вы найдёте в нашей статье.
Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни. Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее.
Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив. Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести крестьянского труда и быта, славящие свою Родину. Образ матери и родины для Гриши стал единым.
Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”.
Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.
Отец Григория – сельский дьячок Трифон – любитель беззаботной жизни. Он мало заботится о сыновьях, выпивает, хвастается талантливыми детьми. Его жена Домна была заботливой хозяйкой, старалась изо всех сил накормить детей, работала на износ. Из-за этого она умерла молодой, её жизнь была тяжела и горька. Гриша и его брат Савва помогают односельчанам по хозяйству, за что те кормят детей. “У Гриши — кость широкая,
но сильно исхудалое лицо…” – мальчик мог бы быть крепким здоровым юношей, подобно русским богатырям, если бы не условия его тяжелейшей жизни. Заботами крёстного и соседей дети выживали, несмотря на бедность, пьянство отца и отсутствие материнской любви. Учёба в семинарии даётся мальчику нелегко, также, как и вся его жизнь. Учение для Гриши – в удовольствие, но постоянное недоедание, отсутствие уюта, нормальных условий, строгость и безразличие окружающих делают учёбу тяжёлым периодом жизни мальчика.
Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкое
народного заступника, чахотку и Сибирь”. Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому. Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).
Характеристика Гриши “Кому на Руси жить хорошо” содержится в нашей статье. Здесь раскрыт образ и дана полная характеристика героя.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/grisha-dobrosklonov-harakteristika-citaty.html
Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение
Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.
Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.
В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой. Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.
Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.
Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.
По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права. Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.
Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.
Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники. Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.
Образ Гриши Добросклонова
Можно ли сказать, что классические произведения ушли в прошлое и нет в них проблем, которые волнуют нас сейчас? Конечно,нет. Время идет, а актуальность проблем не стареет. Пока человек жив ему нужны деньги, пока человек растет ему нужно образование.
А на вопрос что необходимо для счастья искали и до сих пор ищут люди всех поколений. Пытается дать ответ на этот вопрос и Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Обычные деревенские мужики в поисках правды на ответ «кому живется вольготно на Руси?» знакомятся с представителями разных слоев населения (поп, помещик, простой крестьянин). И никто из них не может сказать, что они живут счастливо.
На фоне всех героев выделяется Гриша Добросклонов. Его мужики встречают последним. Сын дьякона Тимофея Гриша рано потерял маму, которая очень любила своих сыновей и была заботливой хозяйкой.
Несмотря на тяжелое финансовое положение, семья Добросклоновых стремилась дать образование своим детям. Мама не боялась труда и хотела изменить материальное положение семьи.
Здоровье ее подвело и Гриша остался без нее.
Жизнь стала еще беднее, кушать практически было нечего. Односельчане кормили мальчиков. А те в благодарность за заботу старались взяться за любую работу и помочь крестьянам. Он с самого раннего возраста полюбил простых людей за их тяжкий труд доброту.
Поступив на обучение в семинарию, Гриша несмотря на голод и холод, твердо поставил перед собой цель окончить ее, а далее поступить в университете. И читатель не сомневается, что так и будет.
Как и других своих героев в поэме Н.А.Некрасов не найдешь описания Григоря Добросклонова. Лишь по отдельным строчкам вырисовывается портрет мужчины с худым лицом, но при этом с широкой костью, за которой и скрывается огромное человеческое сердце. Сама фамилия героя говорит, об отношении автора к нему.
Он любит Григория и считает его человеком, который сможет помочь своему народу в борьбе за счастье. Для него не существует личного благосостояния, он будет счастлив лишь когда будут богатыми и сытыми все люди Руси. В его стремлении просматриваются революционные идеи, он полон решимости любыми путями добиться счастья для всех людей.
Именно такие люди живут хорошо, несмотря на отсутствие денег и материальных благ.
Образ Гриши Добросклонова интересен и в наше время. Его пример показывает, что только целеустремленные личности могут добиться почета и уважения в обществе.
← Анализ Мороз, Красный нос поэма Некрасова
← Образ и характеристика Павлуши Веретенникова в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовОбраз и характеристика Дарьи в рассказе Мороз, красный нос →
Образ и характеристика Прокла Мороз, красный нос →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/harakteristika-grishi-dobrosklonova
Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах
Меню статьи:
Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом.
Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка.
Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.
Значение имени и прототипы
В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности.
Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа.
Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.
Проанализируем соответствие этих категорий с личностными качествами персонажа. Имя «Григорий» имеет греческое происхождение в переводе и обозначает «бодрствую». Достоверно не известно использовал ли эти знания автор при номинации своего персонажа, но определенное сходство найти возможно.
Первый вариант заключается в прозаичном, бытовом варианте. В семинарии Григорий обычно просыпался в первом часу ночи и уже не мог уснуть – он ждал завтрака.
Второй вариант сходства представляется в социальной позиции Гриши – он пытается поделиться своими знаниями с простыми людьми, «бодрствует» на поприще их необразованности и сложностей жизнедеятельности.
Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи.
Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго.
Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.
Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества.
В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний.
Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,
Григорий – это тот, кто пытается склонить других на добро, пытается поделиться этим качеством с другими людьми.
Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова
С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.
О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».
Мать Григория звали Домной, она рано умерла:
Домнушка Была куда заботлива, Зато и долговечности
Бог не дал ей.
Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она
Батрачка безответная На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.
Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.
Жизнь после смерти матери
После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:
Коровы нет, лошадки нет, Была собака Зудушка,
Был кот — и те ушли.
Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:
Платили им молодчики. По мере сил, работою, По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.
Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.
Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».
Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.
Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:
Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного
Родного уголка.
Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.
И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.
Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.
Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:
Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/obraz-grishi-dobrosklonova.html
Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» (Н. Некрасов) | Литерагуру
(341 слово) К закату собственной жизни Некрасов по-своему ответил на волнующий многих вопрос, кому же на самом деле хорошо живётся на Руси? Перед читательским взором на протяжении всего повествования проплывают людские судьбы – из них всё чётче вырисовывается целостный образ окончательно обнищавшей и морально опустившейся русской земли. Появляющийся в эпилоге Гриша Добросклонов – контрастно выделяющийся на общем фоне герой. Именно юный ученик-семинарист, слагающий добрые, воодушевляющие песни, – самый счастливый человек на Руси.
Счастье Гриши заключено не в физических вещах или материальных благах – в его душе вовсе не отведено место честолюбивому желанию единоличного спокойствия и довольства. Он предан своему народу и живёт ради его благополучия.
Юноша вырос в семье священнослужителя, но из-за неспособности отца обеспечить безбедное существование двум своим сыновьям и отсутствия матери он оказался среди обездоленных и растерянных крестьян.
Дьяк Трифон не был плохим человеком, наоборот, бедные люди с состраданием относились к несчастному, который из-за слабости духа пристрастился к пагубному пьянству – неискоренимому пороку русских людей. Но из-за его порока сын был вынужден жить наравне с представителями самых низших слоёв.
Там Гриша научился прекрасно понимать народную действительность и тонко чувствовать мрачные настроения, блуждающие в ней. Он располагал к себе крестьян и открыто делился с ними всем, что удавалось постичь самому. Они же, в свою очередь, всегда внимательно выслушивали его, чтобы после, уже в пересудах между собой, разносить услышанные речи всё дальше и дальше.
Его сердце с нескрываемой болью отзывалось на все людские страдания. Он всеми силами старался облегчить жизнь людей и не позволял им поддаваться тягостным раздумьям, способным окончательно омрачить умы, позабывшие из-за обрушившихся невзгод о заложенной внутри них нерушимой национальной силе.
В образе Добросклонова Некрасов воспевает народных поэтов, отдавших весь свой духовный запас на благо общества.
Он также упоминает о том, что выделяющихся личностей, задумывающихся не только о собственной судьбе и готовых пожертвовать всем ради кого-то другого, ждёт немало сложностей. Будущее готовит для Гриши Сибирь и ссылку.
Ну а пока в поэме слышны три его песни, последняя из которых обращена прямо к народу и может восприниматься, как настоящий призыв к вере во всеобщие силы во имя укрепления надежды в светлое и достойное будущее Руси.
Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-grishi-dobrosklonova-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-n-nekrasov/
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами.
Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество — возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу.
Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан…
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» — главном произведении его жизни — центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил — помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.
Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины.
Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси».
Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними», и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.
Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький», «убогонький», много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси — он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.
Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения — главе «Пир на весь мир» — появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.
Гриша — выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть.
Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже», за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.
В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего».
В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии — Николая Добролюбова.
Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов — борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.
Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным.
Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника», но при этом — «чахотку и Сибирь». Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.
Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку.
Только «души сильные, любвеобильные», по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа.
Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
-
«Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»
По писателю: Некрасов Николай
Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/939-obraz-grishi-dobrosklonova
Образ Гриши Добросклонова
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Образ Гриши Добросклонова
Скачать сочинение |
Гриша Добросклонов – ключевая фигура в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Давайте я немножко расскажу вам о нем. Гриша родился в семье бедного дьяка, человека ленивого и бездарного. Мать же являла собой тип того самого женского образа, нарисованного автором в главе “Крестьянка”. Свое место в жизни Гриша определил уже в 15лет.
Неудивительно, ведь голодное детство, тяжелая трудовая закалка, подаренные отцом; сильный характер, широкая душа, унаследованные от матери; чувство коллективизма, жизнестойкость, невероятное упорство, воспитанные в семье и семинарии, в конечном итоге вылились в чувство глубокого патриотизма, более того, ответственности за судьбу целого народа! Надеюсь, я доступно объяснил истоки характера Гриши?
А сейчас давайте посмотрим на реально-биографический фактор появления Гриши. Возможно, вы уже знаете – прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. Он не испытывал тяги к удовлетворению престижных потребностей (если кто помнит лекции по обществознанию), т.е. на первом плане у него заботы не о личном благополучии.
Теперь мы кое-что знаем о Добросклонове. Давайте выявим некоторые его личностные качества, с тем, что бы узнать степень значимости Гриши как ключевой фигуры. Для этого нам надо просто выделить из вышесказанного слова, характеризующие его. Вот они: способность к состраданию, твердые убеждения, железная воля, неприхотливость, высокая работоспособность, образованность, великолепный ум. Здесь мы с вами, незаметно для себя, подошли к значению образа Гриши Добросклонова. Посмотрите: этих качеств вполне достаточно, что бы отразить главенствующую идею поэмы. Отсюда вывод настолько же прозаичный, сколь же и лаконичный: Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Объяснить, почему мне вряд ли удастся – вопрос философский и требуются знания психологии. Все же я попытаюсь привести пример: когда спасаешь кому-нибудь жизнь, то появляется чувство, будто ты сильный и добрый, слуга царю, отец солдатам,…да? А тут целый народ спасаешь…
Но это только следствия, а с чего начиналось нам по-прежнему предстоит выяснить. Давайте порассуждаем мы знаем, что с детства Гриша жил среди несчастных, беспомощных, презираемых людей. Что выдвинуло его на такую высоту, что заставляло его жертвовать собой ради простого народа, ведь перед, грамотным и образованным, талантливым молодым человеком открывались, прямо скажем, безграничные возможности. Между прочем, это чувство, качество или ощущение, называйте как хотите, питало творчество Некрасова, с его подачи была определена главная идея поэмы, от него берут истоки патриотизм, чувство ответственности. Это – способность к состраданию. Качество, которым обладал сам Некрасов и наделил им ключевую фигуру своей поэмы. Совершенно естественно, что за этим следуют патриотизм, присущий человеку из народа, ну и чувство ответственности перед народом. Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. Посмотрите: «…Рать поднимается неисчислимая – сила в ней несокрушимая…»
В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции?– революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Отсюда вытекает вторая идея поэмы или, вернее, она уже вытекла, нам осталось только выделить ее из общего потока размышлений. Народ, вследствие направления реформ Aлександра II, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:
«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином!…»
Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все то, о чем я говорил. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Образ Гриши Добросклонова
Смотрите также по произведению “Кому на Руси жить хорошо”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00018101184864173968
Сочинение: Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов) | Литрекон
(365 слов) Как известно, герои поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1877 год) искали по всей стране счастливца, но, так и не поняв, что такое счастье, прошли мимо того, за кем так долго шли. Почему же именно его, бедного поэта из глубинки, автор сделал счастливым? Для того чтобы понять это, необходимо проанализировать образ Григория Добросклонова.
Герой является типичным представителем революционно настроенной интеллигенции, вышедшей из духовного сословия. Он имеет семинарское образование, так как отец его был дьяком. Детство юноши было сложным: голод, лишения, муки матери, которой нечем было посолить еду для детей.
Его жизненный путь от полуголодного исхудалого ребенка к активному борцу за счастье очень тяжелый, ведь в доме, состоящим из одной тесной комнатки, не было даже скотины, и существовала семья за счет добрый соседей.
В семинарии юноша совсем отощал от голода, и в деревне крестьяне пытались хоть немного подкормить его, будучи благодарными за помощь (грамотный Гриша хлопотал по их делам в городе). Однако несмотря на плохие условия жизни, Григорий имел добрую душу, способность к сочувствию и благотворительности.
Его не страшат трудности, лишения и даже смерть. К несправедливости он относится резко негативно, и готов отстаивать свои убеждения. Годы рабства не убили в нем стремление к лучшей жизни, которым он хочет вдохновить всех крестьян на честный труд и борьбу за свои права.
Свет и свобода – вот, чего действительно хочет герой, это те необходимые условия для благоденствия Руси. Любовь к родине соединилась в его сердце с любовью к матери, и свою радость он видит теперь только в ее радости.
Гриша Добросклонов является героем-резонером, ведь Некрасов его устами провозглашает идеал всенародного счастья.
Его жизнь во многом напоминает нам судьбы великих критиков и литераторов, а именно Добролюбова, Белинского, Чернышевского.
Они тоже вышли из бедных семей и всю энергию посвятили не обогащению, а службе во благо народа. Именно эти выдающиеся деятели стали прототипами Добросклонова.
Многие слова Гриши являются пророческими. Он надеется, что душа народа – это благодатная почва, для которой нужен добрый сеятель.
И хотя Родина пока молчалива «как убитая», но скоро заговорит в ней сокрытая искра и поднимется на борьбу за свободу неисчислимая рать.
Гриша выражает веру в свой народ, ведь он – это и есть сеятель, который уже вышел в поле и готов сменить заунывную «Голодную песню» Вахлачины на патриотические куплеты «Руси».
Многомудрый Литрекон тоже будет счастлив, если его краткое сочинение-рассуждение Вам подойдет, но если же его желание не сбылось, он смиренно просит Вас сообщить причину Вашего недовольства.
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-grishi-dobrosklonova-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho/
Некрасов кому на руси жить хорошо цитаты. Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах
Произведения Н.А.Некрасова – кладезь народной русской мудрости. «Кому на Руси жить хорошо» – цитаты (с кратким пояснением) помогут представить жизнь разных сословий. Нелегкие судьбы и тяжелый труд крестьян более понятен через пословицы, поговорки, песни и загадки.
О пьянстве
Жизнь простого народа наполнена горем, вином и бедностью. Их быт нерадостен, а веселья для души хочется. Как найти счастье? Есть простой способ – напиться. Автор показывает хмельных мужиков и объясняет, почему на Руси так много пьют.
«… Нет меры хмелю русскому…»
Но никто не пытался измерить горе и работу. По канавам валяются, лежат измученные крестьяне не только от вина, но и от горя и работы.
«…Он до смерти работает, До полусмерти пьет!…»
Мужик не всегда пьет, он выбирает время: в период страды редкий крестьянин будет заливать усталость хмельным напитком. Если взять ведро с водкой и пройтись по селам и деревням в «жаркое» время, найдется мало охотников до предложенного. Трезвый период проходит и тогда бедные люди
«…пьют до одурения, Во рвы, в канавы валятся –
Обидно поглядеть!»
Страдают от пьянства семьи, быстро стареют матери, нищает дом:
Тут плачут дети малые.Тоскуют жены, матери:Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?…
Продаются и исчезают целые усадьбы.
«…Взамен их… размножаются…питейные дома!»
Народные приметы и загадки
Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат, помогающих проникнуть в суть характера простого народа.
Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.
«…Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!»
Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С помощью пословицы:
«…нашей-то сторонушки, Три года черт искал».
В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:
«Живет, а без тела, кричит, а без языка».
«Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет»
Часть – уже с отгадками:
«Замок – собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»
Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:
«..Погнул один – не нравится, Погнул другой, потужился. А обод как распрямится – Щелк по лбу мужика! Мужик ревет над ободом, «Вязовою дубиною» Ругает драчуна»
Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.
О россии
«В минуты унынья, о Родина-мать!»
Эти слова становятся обращением к России уже много веков. Люди пытаются обрести надежду на будущее, изучая историю великой страны, умеющей подниматься из руин, восстанавливаться после войн и катастроф. Некрасову обидно современное состояние родины, но за словами прячется надежда: «Селенье незавидное»: избы с подпорками напоминают странствующих по дорогам нищих.
«А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома»
У мужиков небольшой выбор, три дороги:
«…кабак, острог и каторга»
Мужик
«…беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди»
Работает народ, не заглядывая в будущее, не рассчитывая свои силы. Он надрывается и гибнет, оставляя сирот и вдов. Интересно, что, по мнению автора, вера в будущее и свободолюбие не умирают. Они живут в душе самого обездоленного старика:
«Клейменный, да не раб!»
Народ терпит, но насколько еще его хватит, ответ не известен:
«У каждого крестьянина Душа что туча черная – Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…»
Жизнь бедных меняет барский быт:
«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»
Появляются еще самодуры:
«Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню»
Но в большинстве они начинают понимать, на ком держится страна.
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»
О женской доле
У женщин судьба не лучше – шелковая петля на шею. Только цвет материала для петли может быть разным: белый, красный, черный. Значение цветов несложно понять, смысл один: потеря свободы и запрет на желания и душевные порывы. Где спрятано женское счастье простой русской крестьянки? Неизвестно:
«Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшкиЗаброшены, потеряны
У Бога самого!»
С какой любовью описывает автор поэмы женщин:
«Чисто серебро – Чистота твоя, Красно золото -Красота твоя, Бел-крупен жемчуг -Из очей твоих Слезы катятся…»
Горечь в словах, когда звучат судьбы матерей: им запрещают кормить детей грудью в «постные» дни, отдают замуж без любви и согласия.
Играют хозяева жизни женскими судьбами: находят им женихов для издевательства и насмешки:
«А той вдове – под семьдесят, А жениху – шесть лет!»
Некрасов радуется, что получили наконец-то вольность:
«…Еще ты в семействе раба, но мать уже вольного сына»
Женщины украшают любое общество:
«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»
Меню статьи:
Литература 50-60 годов обозначилась активным интересом к фольклорным мотивам «народной тематики». Исключением не стали и произведения Некрасова, который часто «бывал в русских избах» и знал много о жизни крестьян не понаслышке.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед читателем открывается широкая панорама крестьянской жизни со всеми ее хлопотами и сложностями.
Все герои этого произведения отличаются непростой судьбой и необычными жизненными ситуациями. Одним из таких персонажей является Ермила Гирин.
История жизни Ермилы
Семеро мужиков продолжают свои поиски счастливого человека на Руси. Будучи на празднике, они расспрашивают людей, и вскоре крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово подсказывает им, что нужно спросить Ермилу Гирина, если этот человек не сможет себя назвать счастливым, то больше на празднике им можно никого уж и не спрашивать.
Гирин был простым мужиком, но довольно странным – в нем было слишком много честности и бескорыстия, и это всегда удивляло. В молодости он был писарем при конторе. Ермила хорошо исполнял свои обязанности, всегда по возможности помогал крестьянам и при этом не брал за свою помощь ничего:
Однако для крестьянина И писарь человек. К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведет; Где хватит силы – выручит.
Отношение простых людей к Ермиле
За пять лет крестьяне привязались к молодому человеку. Однако вскоре такое милостивое отношение к простым людям со стороны писаря не понравилось главному управляющему, и он взял вместо Гирина другого человека.
Источник: https://bestgeneric.ru/nekrasov-komu-na-rusi-zhit-horosho-citaty-obraz-i-harakteristika/
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Образ Гриши Добросклонова»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Центральное место в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает Гриша Добросклонов. Он родился в простой семье. Его отец был бедным дьяком. Возможно, такое положение он занимал именно из-за своей лени. Детство Гриши было очень тяжелым. Доходило до того, что он чуть не умер с голоду.
Но народ пришел ему на помощь. Именно трудности и коллективный дух сделали из него защитника. С ранних лет в нем росли такие черты характера как жизнестойкость и упорство. Чувство патриотизма только дополняло весь этот набор. Гриша был одним из тех людей, которые видят свою роль в истории.
Он был простым человеком, но это не помешало ему взять на себя тяжелую ношу.
Еще одной особенностью Гриши можно назвать его желание бороться за народ. Он не искал собственного удовольствия. Его не интересовали собственное благополучие или свобода. В нем не было ни капли эгоизма. Он готов был пострадать за людей и при этом остаться в полной неизвестности.
Также, говоря о герое, мы можем упомянуть такие важные качества как твердые приоритеты, железная воля, трудолюбие, умение приспосабливаться к любым обстоятельствам. Счастье для Гриши – это счастье его народа. Только, делая что-то ценное, он мог чувствовать себя на своем месте.
Вся поэма говорит нам о трудностях, которые переживает народ. И отсюда постоянно всплывает вопрос – почему автор в названии говорит о хорошей жизни? Ответ прост – народ только тогда может быть счастлив, когда идет вперед за своей свободой.
Именно поэтому тема заступников народа так ярко выражена в произведении. Только революция способна внести изменения. Но для того чтобы ее начать, необходимо, чтобы был человек, который так сильно горел бы этой идеей, что не побоялся бы стать вперед и повести народ.
Именно таким человеком и был Гриша Добросклонов. Его сердце горело. Он был готов на все. Он не видел смысла прогибаться под гнетом помещиков. Разве может такая жизнь принести счастье? Конечно, нет.
Из этого можно сделать вывод, что наша жизнь – это постоянная борьба и только от нас зависит, чем она закончиться.
Некрасов хотел показать людям, как важно иметь в себе силу духа. Ведь сдаться очень просто. Для этого не нужно особо напрягаться. Но вложить в сердце ту мысль, что лучше пострадать и отдать жизнь, чтобы следующее поколение смогло наслаждаться жизнью, стоит больших усилий и жертв.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/148-sochinenie-na-temu-obraz-grishi-dobrosklonova.html
Сочинение «НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК — ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ» (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова)
Перед вами сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сочинение посвящено анализу образа Гриши Добросклонова.
Народный заступник — Гриша Добросклонов
Созданная в середине 70-х годов поэма «Кому на Руси жить хорошо» отразила период демократического подъема России, оказавшейся на пороге революции. Началось массовое движение интеллигенции в народ с целью революционной пропаганды.
Все надежды возлагались на “революционное” крестьянство, однако крестьянские массы остались “глухи” к проповеди народников и их «хождение в народ» не увенчалось успехом.
Споры о формах и методах пропаганды в деревне, о внедрении революционного сознания в народные массы, о том, как направить их на путь активной борьбы, то и дело возникали в народнической среде в то время. Автор, в образе Гриши Добросклонова, включается в этот спор.
Некрасов верил в необходимость “живой” пропаганды среди крестьян, в единение интеллигенции и народа, в ее действенность, даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу.
Борцом- агитатором, ушедшим в народ, в крестьянство — является Гриша Добросклонов — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб.
Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь.
… лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Чертами характера Гриша напоминает Добролюбова, даже фамилии их созвучны. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных.
Он хочет быть там, «…где трудно дышится, где горе слышится».
Ему не нужно ни богатство, ни личное благополучие, он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Григория не пугают испытания, он верит в торжество дела, которому посвятил жизнь, ощущая, как многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Мысль об этом наполняет его душу радостью и уверенностью. Сильное действие оказывают на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, они заражают верой в будущее счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, тяжел его путь, но и славен, «лишь души сильные, любвеобильные» вступают на него потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос, в котором заключается смысл поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор отвечает: борцам за счастье народа.
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.
Поэт связывает соединение крестьянства и интеллигенции с судьбой всего народа, предлагая свое решение вопроса — как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести Россию на широкую дорогу свободы и счастья.
Надеюсь, данное сочинение помогло вам лучше понять образ Гриши Добросклонова.
Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-narodnyiy-zastupnik-grisha-dobrosklonov-po-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-nekrasova/