Берг в романе “война и мир” толстого: образ и характеристика (берг и вера, семья бергов)

Характеристика образа полковника Берга в романе Толстого «Война и мир»

Зачем он взял шпагу в левую руку, когда его ранили в правую, и пошел вперед? Берг напоминает Молчалина: у того два качества – умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства».

Действительно, Молчалив и Берг – одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, – Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…

» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера – красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, – уже одно это настораживает. Но вот и он сам – «свежий, розовый…

безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» – сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».

Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.

  • «Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».

Все его рассказы – это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает.

Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести. Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и…

с приятной улыбкой вышел из комнаты».  Его патриотизм – в подражании и преданности царю. У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх.

Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…

Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.

Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.

Обратите внимание

Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп – он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб – тупой полуграмотный солдафон, а Берг – милый, учтивый, аккуратный…

Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», – не торопился делать предложение.

Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она – девушка из богатой и знатной семьи. Но Берг терпелив – он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены…

а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».

Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить».

Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот.

Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, – но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе. Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле…

Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее  одна  забота   –  о  себе.    

Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете href=”https://www.school-essays.info/”>графа Ростова

в 1805 году.

«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой.

Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, – и Берг получил за Аустерлиц две награды».

Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок».

Важно

Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».

И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил. Вера – та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка…

Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?.. Неприятно…

» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.

Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ – то есть каждый человек! – будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой – и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.

Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете».

Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно – добиться его идеала счастья.

Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой…

К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».

Этот идеал жизни враждебен href=”https://www.school-essays.info/about/”>Толстому

прежде всего потоку, что люди не должны б ыть одинаковыми. Стремление быть, как все, рождает мещанина, а мещанство, можег быть, самая тяжкая болезнь общества.

Там, где граждане превратились в мещан, останавливается духовное развитие людей и страны, там невозможен прогресс. Аккуратная и безобидная на первый взгляд психология Берга несет с собой гибель нравственности. Не спешите смеяться над Бергом – он не смешон, а страшен.

И в особенности потому, что его идеал счастья не умер, он есть и сегодня; красивая жена, новенькая с иголочки одежда, квартира – все, как у других, как у всех…

Посмотрите вокруг себя – разве вы не видите людей, замолкающих, как только разговор не касается лично их, истово убежденных, что главное в жизни – их благополучие и продвижение по службе. Загляните в свою душу – вы уверены, что там не притаился Берг?

Источник: https://www.school-essays.info/xarakteristika-obraza-polkovnika-berga-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Вера и Берг – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе.

Вершиной его творчества является романэпопея «Война и мир». В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья.

Толстой почти не представляет своих героев одинокими.

Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире. В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей.

Одной из таких линий является пара Берга и Веры Ростовой.

Совет

Берг – не очень знатного происхождения офицер, служащий, в основном, в штабе, который, оказываясь в нужное время в нужном месте и заводя нужные, выгодные ему знакомства, далеко продвинулся по службе…

Берг так долго и с такой значительностью рассказывает всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что в конце концов получает две награды за одно ранение.

А на финляндской войне он также «отличается»: поднимает осколок гранаты, которым, был убит адъютант подле главнокомандующего, и подносит этот осколок начальнику. Он тоже настойчиво пересказывает всем этот случай, пока и за финляндскую войну не получает две награды.

Берг, согласно классификации Толстого, принадлежит к «маленьким наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников. Толстой отказывает ему в какомлибо почете, в каком либо поощрении.

У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», даже во время Отечественной Войны 1812 года Берг не вместе с народом – он, скорее, против народа.

Берг пытается выжать из войны максимум: когда все покидали Москву перед пожаром, и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненных, Берг скупает мебель по дешевым ценам.

Вера старшая дочь в семействе Ростовых. Единственный ребенок, которого Ростовы решили воспитывать по существующим тогда канонам: у французских учителей.

В результате Вера получилась совершенно выпадающей из дружной, теплой семьи Ростовых, где главенствовала любовь. Даже от одного ее появления в комнате, не говоря уж о том, когда она вступала в разговор, всем становилось неловко.

Обратите внимание

Не удивительно: хоть она была и красивой девушкой, регулярно посещавшей светские балы, первое предложение ей сделал Берг, когда Вере было уже 24 года. Ростовы смутились, так как Берг не имел знатного происхождения.

Однако был риск, что новых предложений выйти замуж Вере не поступит, и согласие на брак было дано.

Однако и тут нужно отметить Берговскую меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданного 20 тысяч рублей наличных и еще вексель на 80 тысяч. Вообще, Берга можно сравнить с Грибоедовским Молчалиным. Мещанство Берга не знало границ.

Брак Берга и Веры получился под стать характеру Берга: во всем было постоянное заимствование: Берг был очень обрадован, увидев на жене платье точьвточь как у княгини Юсуповой. Молодожены давали приемы, каждый из которых ничем не отличался от предыдущего.

Несмотря на внешнюю любовь друг к другу, Вера и Берг оставались эгоистичными: любой визит очередного высокопоставленного гостя каждый из них считал своей личной заслугой.

Каждый из них считал свою половинку слабой, глупой беспомощной и упивался своим иллюзорным превосходством.

У Берга и Веры не было никакой естественности. Когда Толстой, считающий брак Наташи и Пьера идеальным, называл Наташу самкой, он подчеркивал ее естественность, близость к природе. У Веры этого ни в малейшей степени не было. Даже к такой вещи, как детям они относились противоестественно. «Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей».

Дети считались Бергом обузой, они противоречили его эгоистическим взглядам – Вера его полностью поддерживала, добавляя «Да, я совсем этого не желаю. Надо жить для общества». Итак, у Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности, ни доброты, ни каких либо прочих добродетелей, так важных для гуманиста Льва Николаевича Толстого. Поэтому они никак не могут быть названы идеальной парой.

Автор сочинения: Антон [email protected] ru

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/vera-i-berg-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Два карьериста в романе Льва Толстого “Война и мир”

Среди героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» есть два карьериста – фон Берг и князь Борис Друбецкой. Оба они преуспели и, начав практически с нуля, быстро вошли в большие чины. Так что читатель может их видеть на разных этапах карьеры. Но если сравнить этих двух карьеристов, то можно заметить глубокие различия между ними.

Фон Берг отличался
необычной для карьеристов откровенностью,
которая ему во многом вредила. Он совершенно не
скрывал, в частности, своего стремления к
материальной выгоде и даже того, что для него
командование ротой в первую очередь должно было
обеспечить денежный доход. Это вызывало к нему
как минимум ироническое отношение. Которого он,
впрочем, не замечал.

Но из-за этой иронии, к которой
примешивалось раздражение, трудно осознать, что
Берг был вполне исправный офицер и что свои
служебные обязанности он успешно выполнял и в
мирное время, и в походе, и в бою.

Не следует забывать, что в то
время для офицеров это было вполне обычным
явлением – иметь доход от вверенных им воинских
формирований.

И если у кавалерийского офицера в
части лошади содержались в полном порядке, были
ухожены и, главное, накормлены, то считалось
вполне нормальным, что остаток фуражных денег он
забирал себе. Просто Берг был последователен и
старался получить доход с фуражных денег, даже
служа в пехоте. И Л.Н.

Важно

 Толстой пишет с какими-то
гоголевскими интонациями, что Берг, заговорив с
адъютантом главнокомандующего (князем Андреем),
“…воспользовался случаем спросить с особой
учтивостью, будут ли выдавать теперь, как слышно
было, удвоенное фуражное армейским ротным
командирам”.

Читайте также:  Словарь незнакомых слов из повести "детство" л. н. толстого: охотничьи термины, иностранные слова и т.д.

Но можно не сомневаться, что у
Берга, благодаря его старательности и
предусмотрительности, и лошади были в полном
порядке и доход от фуражных денег был выше, чем у
большинства ротных командиров.

В данном случае поучительно
сравнить поведение Берга с поведением другого
карьериста – Друбецкого, который присутствовал
при этом разговоре, но сам сначала задал вполне
уместный вопрос об общем ходе военных действий и
лишь потом заговорил о том, что его всерьёз
интересовало, – о возможности перехода на
должность адъютанта. То есть он соблюдал
приличия.

А Берг говорил о деньгах в
обществе, где говорить о деньгах было не принято.
Поэтому он у многих вызывал насмешку и
раздражение. Друбецкой этой ошибки не допускал,
но это отнюдь не означало, что он был
бессребреник.

Характерная деталь: Друбецким, и
матери, и сыну, неоднократно помогала деньгами
подруга матери – графиня Ростова. Потом ситуация
изменилась. Друбецкие разбогатели, а Ростовы
обеднели. Но в романе и речи нет о том, чтобы
Друбецкие думали о помощи Ростовым. Впрочем, дело
даже не в денежной помощи.

Гордые Ростовы от неё
бы отказались. Но у графини Ростовой был вексель
Анны Михайловны на две тысячи рублей, то есть на
большую для обедневших Ростовых сумму. Так что
разбогатевшие Друбецкие не побеспокоились
отдать своим обедневшим друзьям долг.

Трудно
сказать, мог ли Берг не беспокоиться о возврате
долга своим обедневшим друзьям, но ввиду его
пунктуальности и обязательности это было бы на
него не похоже.

Князь Друбецкой о деньгах не
говорил потому, что карьера для него была важнее.
А желая преуспеть в карьере, он не пренебрегал
никакими мелочами, чтобы создать выгодное о себе
представление. Говоря современным языком, он об
имидже беспокоился больше, чем о деньгах.

Совет

И в то время как Берг не
упускал ни малейшей возможности, чтобы получить
лишнюю копейку, Друбецкой точно так же не упускал
ни малейшей возможности, чтобы показать себя
более значительным, чем он был на самом деле.
Обратим внимание на два характерных эпизода.

Слушая происходивший при нём разговор
Ростопчина с главнокомандующим, он понял, что
быть принятым у старого князя Болконского весьма
лестно. После чего он пожелал быть ему
представленным и даже каким-то образом снискал
его расположение.

Не исключено, что старый
фельдмаршал приглашал его лишь потому, что
присматривался к потенциальным женихам для
своей дочери, но так или иначе про Друбецкого
стало известно, что его принимает сам князь
Николай Андреевич.

Итак, Друбецкой получал
информацию, прислушиваясь к разговорам вельмож.
В этом он также отличался от Берга, который не
только устав, но и все приказы по полку наизусть
знал. Понятно, какой источник информации для
офицера важней с точки зрения службы.

Но
Друбецкой не просто прислушивался. Он активно
искал информацию. В частности, в июне 1812 года, как
раз в начале войны, на балу заметил министра
полиции Балашова и понял, что Балашов привёз
какое-то важное сообщение.

После этого Борис как
бы случайно оказался вблизи царя в тот момент,
когда Балашов подошёл к нему с докладом.

В
результате “Борис первым узнал о переходе
французскими войсками Немана и, благодаря этому,
имел случай показать некоторым важным лицам, что
многое, скрытое от других, бывает ему известно, и
через то имел случай подняться выше во мнении
этих особ”.

Заметим, что здесь
Л.Н. Толстой опять употребил длинную,
ироничную, по-гоголевски звучащую фразу. И
действительно, здесь Друбецкой ярко проявил своё
желание показать себя более значительным, чем он
был на самом деле. Желание не менее сильное, чем
желание Берга воспользоваться фуражными
деньгами.

Таким образом, можно понять
отличие в отношении к деньгам Берга и Друбецкого.
Берг исправно нёс службу, но при этом не упускал
ни малейшей возможности пополнить свой карман.
Для Друбецкого же деньги были чем-то
второстепенным.

Обратите внимание

Он понимал, что чины и социальный
статус важнее денег. Тем более что со временем у
него появились и деньги. Остаётся только
догадываться, каким образом он их приобрёл.

Но
как бы то ни было, заняв высшее по сравнению с
Бергом положение в служебной иерархии, он и в
денежных делах далеко обошёл Берга.

Но когда речь зашла о
женитьбе, то Берг и Друбецкой как бы поменялись
ролями. Берг женился на девушке, которая
нравилась ему и которой нравился он. Главное же,
они подходили друг другу по характеру и по
отношению к жизни.

Любопытно, что столь жадный до
денег Берг согласился на весьма сомнительное
приданое. Граф Ростов, отец его невесты Веры,
обещал ему двадцать тысяч наличными и
восемьдесят тысяч по векселю. Сколько Берг
фактически получил от разорившегося графа –
вопрос тёмный.

Но тем не менее он своим браком был
вполне доволен. Для него приданое было только
дополнением к невесте, а отнюдь не самоцелью.

У Друбецкого же было
совершенно противоположное отношение к браку.
Одновременно со сватовством Берга у князя Бориса
стали складываться весьма нежные отношения с
Наташей Ростовой, сестрой Веры, невесты Берга. И в
случае брака Друбецкой мог рассчитывать на такое
же приданое, как и Берг.

Но Друбецкого это никак
не устраивало. И он в течение долгого времени
присматривался к действительно богатым
невестам. Но зато, присмотрев себе богатую
наследницу Жюли Карагину, он стал вести себя в
полном соответствии с теми нормами поведения,
которые в то время были приняты в светском
обществе.

Так что внешне его отношения с будущей
женой были весьма романтичны. А в решительный
момент объяснения он сказал все те нежные слова,
которые обычно говорят в таких случаях.

Важно

Но если
быть объективным, то трудно не признать, что в
конце концов Вера Берг скорее всего была
счастлива в браке, а Жюли Друбецкая скорее всего
была несчастной женщиной.

Итак, отличие Берга от
Друбецкого заключается в том, что Берг не
подстраивал свои разговоры и своё поведение под
нравы общества, в котором он находился. Поэтому
он вызывал насмешку и раздражение у таких людей,
как Николай Ростов. Это вполне естественно.

Но
создаётся впечатление, что он вызывал такие же
чувства и у самого Л.Н. Толстого. Иначе трудно
объяснить, почему в конце романа Берг
изображается совсем карикатурно.

Характерно
название должности, которую он занимал летом 1812
года: “помощник начальника штаба помощника
первого отделения начальника штаба второго
корпуса”. Название нелепо даже с точки зрения
грамматики: что это за “помощник первого
отделения” и “первое отделение начальника
штаба”.

Так что это название воспринимается как
насмешка над штабными офицерами вообще и над фон
Бергом в частности. Не менее карикатурна поездка
Берга в Москву после Бородинского сражения,
когда москвичи спешно паковались, готовясь
покинуть столицу. И в такой момент Берг пожелал
по дешёвке приобрести шифоньерочку и туалет.

Неужто он забыл старую пословицу: “За морем
телушка – полушка, да рубль перевоз”? Неужели он
мог надеяться перевезти эту мебель в столь
неспокойное время из Москвы к себе на квартиру в
Петербург без повреждений? Всё это выглядит
сверхкарикатурно.

Но почему Л.Н. Толстой не
нашёл столь ядовитых красок для Друбецкого? Хотя
князь Борис был несомненно более опасен для
общества. С Бергом всё ясно. Он никого не
обманывал.

В то время как Друбецкой всегда мог
ввести в заблуждение людей, готовых воспринимать
его таким, каким он казался, а не таким, каким он
был на самом деле.

Совет

Главная же опасность,
исходившая от Друбецкого, заключалась в том, что
он мог занять высокий государственный пост и
нанести большой ущерб государству.

Тем не менее создаётся
впечатление, что не Друбецкой, а Берг вызывает
раздражение у самого Л.Н. Толстого. Почему? На
этот вопрос точного ответа не может дать никто.
Но Берг явно олицетворяет мещанскую идеологию. И
сарказм, с которым он описан, вполне возможно,
указывает на антимещанские настроения самого
Л.Н. Толстого.

Сравнение фон Берга и Бориса
Друбецкого помогает лучше понять их обоих. В
частности, полезно найти причину откровенных
разговоров Берга, которые ему во многих
отношениях вредили. Похоже, он не сомневался, что
другие так же стремятся к наживе, как и он. Просто,
по его мнению, у него всё лучше получалось.

По-видимому, такое мнение сложилось у него под
влиянием бедного детства. Вполне возможно, что
если бы Николай Ростов с детства знал нужду, то
его Берг раздражал бы меньше. Вспомним, в начале
романа Берг при своём скромном жаловании в 230
рублей посылал деньги родителям. А у молодого
князя Бориса мать умела просить деньги.

У одних
Ростовых она не раз брала крупные суммы, под
вексель и без оного. И, судя по её поведению с
князем Василием и по её участию в борьбе за
наследство старого графа Безухова, вполне
естественно предположить, что она брала деньги
не только у Ростовых.

Так что благодаря
материнской заботе Друбецкой мог не думать о
деньгах и целиком сосредоточиться на карьере.

Но в любом случае Берг своим
примитивным эгоизмом и нескрываемой любовью к
деньгам привлекал к себе внимание, вызывал у
многих раздражение и тем самым мешал людям
присмотреться к неизмеримо более опасному
Борису Друбецкому.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/dva_karerista_v_romane_lva_tolstogo_vojna_i_mir/54-1-0-5557

Образ Берга в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Категория: Сочинения по роману “Война и мир” Actionteaser.ru – тизерная реклама

Кроме исключительных людей с исключительными качествами и поступками, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» рисует совершенно иные портреты. Это и портреты-маски, и портреты-контрасты, и так далее.

Портреты-маски Толстой создает в сатирических целях, например, при характеристике отрицательных персонажей: Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга. Дважды срывается маска обольстителя с Василия Курагина, и обнажаются черты придворного льстеца-карьериста и корыстолюбца.     Красивая внешность Берга также обманчива.

Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека. Хотя, вряд ли они у него когда-то вообще были.

Обратите внимание

    Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Мне кажется то, что Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я».     Самый обычный карьерист….

Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»? И хвалился Берг этими страшными вещами с такой наивностью, что, наверное, очень удивился бы, открой ему кто-нибудь глаза на его безнравственность. Толстой называет такое свойство характера этого героя «наивным эгоизмом». Мне кажется, очень точное определение.     «Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. При этом больше ничего вокруг этого героя не интересует. Толстой показывает, что это было нормально для светского общества того времени.     Толстой иронизирует над Бергом в рассказе о том, как «в Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Мне кажется, для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды.     Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе. И это по-настоящему страшно. Поражает ситуация, когда герой делал Вере Ростовой. «Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно!» – говорит Берг, а сам через некоторое время заявляет графу, что если «не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то принужден будет отказаться». Но в скором времени он опять же утверждает, что искренне любит Веру за удивительный характер. На самом деле, не говорить же невесте, что лучшей партии в финансовом плане ему и не найти! Ведь этот герой реально беден, а Вера, помимо финансовых достоинств, оказалась еще и красавицей.     Конечно, и Ростовы в какой-то степени были рады отдать Веру замуж. Они опасались, что их старшая дочь больше ни от кого не получит предложения, а ведь ей уже двадцать четыре года. Отец и мать Ростовы решили: пусть Вера будет женой этого бедного юноши. К тому же, и воспитаны они в одном духе.     К сожалению, надежды на счастье Веры не оправдались. Вскоре стал явно виден финансовый расчет со стороны Берга, ибо даже детей он считал обузой, а свою жену – глупой и слабой.     Но Толстой так описывает Берга, что этот герой не вызывает у нас особого раздражения. Он вообще не вызывает никаких эмоций, его не замечаешь. Такую реакцию вызывают только мертвецы, каковым, по сути, Берг и является.     Берг – человек аккуратный, но в нем и это не завидная черта. Она сводится к тому, что у него на приеме «все было, как у всех»: «старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзиночке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других». И это для Берга самое важное – «улыбка радости не сходила долго с его лица».     По классификации Толстого, Берг принадлежит к «маленьким наполеончикам». Во время бегства из Москвы в войну 1812 года он не проявляет ни капли патриотизма – покупает за бесценок мебель, а потом едет к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы. Неужели он думал, что сможет все это потом продать?     Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно.     Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу.

    Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди. 

Каждый мастер художественного слова, отображая современную ему действительность, показывает своё видение общества: пороки, болезни его представителей, способы решения злободневных проблем и пути дальнейшего развития.     Критики называют роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина первым русским реалистическим романом. То есть события в произведении исторически достоверны, а характеры героев и их поступки во многом зависят от жизненных обстоятельств, а не просто от фантазии автора.     «Герой нашего

Родители – это самые главные люди в нашей жизни!Любить родителей и уважать не нужно за что-то, а просто так потому, что они нас родили и мы благодарны что они подарили нам жизнь.

Мои родители самые лучшие люди которые делают все для того чтобы моя жизнь была идеальной, и мы должны ценить их усилия.

Родители могут заменить всех, а родителей заменить никто не сможет, поэтому цените и уважайте наших родителей, ведь когда-то мы также будем родителями и захотим чтобы нас ценили и любили! Цените их, в

Читайте также:  Андрей штольц как антипод ильи обломова в романе "обломов": сравнение и противопоставление героев

Береза — белоствольная красавицаБерёза — прекрасное дерево, неслучайно её в народе называют белоствольной красавицей. Мы любуемся ею в любое время года, весной получаем берёзовый сок, а летом спасаемся от зноя под раскидистой кроной.

В рассказе Н.Лескова “Загон” перед нами предстает символическая картина обособившейся от остального мира России: “…

Важно

темный загон, окруженный стеною, в которой кое-где пробивались трещинки, и через них в сплошную тьму сквозили к нам слабые лучи света”. Пролог к рассказу открыто оценочен и определяет основной тон повествования в целом.

Несмотря на кажущуюся фрагментарность рассказа-обозрения, все части его крепко сцементированы этой заявленной в прологе “руководящей идеей”: Россия, отчужде

Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.

Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища), институтка. Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий,

Писатели, поэты, художники рисуют осень первоначальную, когда все вокруг одевается в пышные наряды.

Они называют это время по-разному. Чаще всего эту великолепную пору называют золотой осенью. Но есть и другое время – поздняя осень. Деревья уже облетели. Птицы улетели на юг. Трава на лугах и полях пожелтела и пожухла. Все чаще срывается холодный дождь. Ночью заморозки. Такая осень не вызывает восторга умиления своей красотой.

Да и что может быть красивого в холодный дождливый день, когда вокру

ИБРАГИМ — герой неоконченного романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого» (1827; название редакторское). Исторический прототип: Абрам Петрович, до крещения Ибрагим, Ганнибал (ок.

1697-1781), прадед Пушкина, сын абиссинского князька, крестник и денщик Петра I, учился и служил во Франции; в отставку вышел в чине генерал-аншефа русской армии.

«Романическая» судьба Ганнибала волновала Пушкина в связи с постоянным, на протяжении всей жизни, интересом к эпохе Петра I и к своей родословной, причем в образ

Совет

Много героев и действующих лиц в веселой фантастической повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Но мне больше всех нравится молодой кузнец Вакула — веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок.

Он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану. Ради нее кузнецу даже сам черт — не враг.

Ухватив нечистого за хвост и п

Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы.

На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С.

Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми… Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общест

“Народный поэт”, “певец страданий”, “поэт-демократ” – по-разному называют Н. А. Некрасова. “То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…” – эту мысль поэт повторяет в своих стихах, критических статьях, письмах. Он любил родину, желал ей счастья и ненавидел все, что ее позорило.     Умение проникать в мир других людей определило новое изображение характера простого человека – такого в лирике до Некрасова не было.     В некрасовской поэзии большое место занимает город. Поэт “мести и
Сейчас смотрят:{module Толстой:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-tolstogo-l-n/sochineniya-po-romanu-vojna-i-mir/13883-obraz-berga-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html

JI. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Цель:

  • на материале романа JI. Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;
  • через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;
  • совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

– умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

  • формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный этап
  2.  Актуализация опорных знаний

Беседа

  •  Как группируется система образов в романе-эпопее?
  •  Как посредством портретной характеристики JI. Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

  1.  Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души.

Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.

Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI. Н.

Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,— это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

  1. Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа. Семья Бергов — идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

  • Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа. Семья Курагиных — стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

  • Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
  • Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа. Семья Ростовых — стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье — залог счастья всех её членов.

  • Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI. Н. Тол­стого?
  • К какому типу семьи примыкают Ростовы?
  • Что значит для них родительский дом?
  • В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
  • Каковы взаимоотношения родителей и детей?
  • Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа. Семья Болконских — идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
  • Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?
  • Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
  • Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?
  • Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
  • Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

 Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность).

По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г.

, выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,— точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.

Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Обратите внимание

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,— материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

 Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены.

И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами.

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера.

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли- в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.

Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,— расплата за его деспотизм.

Важно

Бол­конский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам.

Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — лю­бят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость.

Мо­жет быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых. На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам.

Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г.

, решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом.

Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

– «Эпилог» — это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию — интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины — только мужу.

Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Совет

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных.

Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого.

Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования — это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди.

Судьба героев романа — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы.

И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё — не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,— считает А. Яшин.

Наше время — особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья — это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья — это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети — эхо своих родителей.

Обратите внимание

Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

  1.  Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

  •  Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?
  •  Какая же семья для Толстого — идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?
  1.  Домашнее задание
  2. Перечитать главы, посвящённые Шенграбенскому сражению (т. 1, ч. 2, гл. 16, 17, 20, 21). Кратко пересказать главы, посвящённые Аустерлицкому сражению, переправе через Энс.
  3. Опережающие задания
  1.  Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой…» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше…».
  2.  Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.
Читайте также:  Краткое содержание повести "шинель" гоголя: пересказ сюжета, повесть в сокращении, план

Источник: https://inzach.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie/literatura_10_klass/ji_n_tolstoj_vojna_i_mir_mysl_semejnaja_v_romane_semi_rostovykh_i_bolkonskikh_bergov_i_kuraginykh/81-1-0-705

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». на Сёзнайке.ру

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир».

В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими.

Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.

В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере Ростовых и Болконских.

В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич- московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый.

Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши.

Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь его детей для него превыше всего.

Важно

Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтобы он попал в штаб, а не в действующий полк.

Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам.

Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду- а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить.

Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – также как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность.

Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины.

Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Еще один член семьи – Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

Совет

В образе Ростовых Толстой воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Но не все молодое поколение этой семьи пошло по стопам родителей. В результате женитьбы Веры на Берге образовалась семья, не похожая ни на Ростовых, ни на Болконских, ни на Курагиных.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявления нормальных чувств- эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).

Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приятные в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.

В результате влияния мужа, Вера, еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры, привитые ей, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые, скорее, опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему.

Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества.

Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.

Обратите внимание

Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается не легким для Андрея.

Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви.

Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить.

Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней.

Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.

Болконским не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит.

Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый.

Важно

Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.

Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство.

Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия.

Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.

Перейдем теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души.

Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.

Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных  играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».

Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.

Совет

Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается.

И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут.

Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.

——————————————————————————————————————————-

От обычного семейного романа роман толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям.

Н. Берковский

Наверное, именно этим можно объяснить такой глубокий интерес к миру семей главных героев романа. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, – по  мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Попробуем расположить семьи, представленные в романе по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.

Берги

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность).

Обратите внимание

По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации  берет верх, заглушая проявление нормальных чувств – эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).

Берг «эксплуатирует» войну 1812года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги -= точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.

Вера (хотя и принадлежит по рождению к ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры им «правильность суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Курагины – князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирила Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера.

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен достойно завершает семейную галерею – это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Важно

Отсутствие связей, душевной близости делает данную семью формальной, то есть в ней живут люди  родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно заключить свои наблюдения, такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

Болконские

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах, осмысленную жизнь. Он весь в прошлом – он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя – его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, – расплата за его деспотизм.

Болконский живет «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость.

Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских – безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи и друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного),

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Ростовы

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам.

Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Совет

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненных, что фактически явилось разорением Ростовых.

Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье ростовых наследуют от родителей лучшие качества – искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рассказывает о двух молодых семьях.

Николай Ростов и Марья Болконская

Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Этот союз, в котором муж и жена духовно взаимнообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Цель их любви – супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию – интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины – только мужу.

Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь – смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины – в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее назначение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных.

Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.

Обратите внимание

В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого.

Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/2187——–%7C–r

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]