Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: специфика сюжетостроения, образная система
Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр – роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой – как бы образуют единое целое.
Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата.
В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.
Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь – вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви.
Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты.
Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.
В романе присутствуют три сюжетные линии: философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.
Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.
Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты – его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.
Образы Мастера и Маргариты
С данными образами связаны такие темы как роль и призвание художника в обществе, его взаимодействие с властью, тема морального выбора и ответственности за него, тема силы любви.
Мастер – один из главных героев романа. Он остаётся безымянным, поскольку ни его имени, ни его фамилии Булгаков не упоминает. Мастер – это тот человек, который потерял своё имя. Но он называет себя мастером с точки зрения высокопрофессионального специалиста (с оттенком особенной миссии – дописать роман о Понтии Пилате).
Историк по специальности, мастер работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерее 100 тыс. рублей, он покинул службу и, поселивши в двухкомнатной квартире, начал писать роман. В этот период он встретил Маргариту, в которую влюбился сразу же, с первого взгляда. Мастер пытается опубликовать свой роман, но ему это не удаётся. Его преследуют критики Латунский и Лавров.
Тем временем Мастер знакомится с журналистом, который наывает себя Алозием Могаричем, который выдаёт себя за ценителя его творчества, но на самом деле, хочет получить квартиру Мастера. Он пишет клевету на М. в следственные органы, поле чего М.
попадает под арест. После освобождения, морально сломан, на грани безумия, он сам приходит в психиатрическую больницу доктора Стравинского, где от Ивана Бездомного и узнаёт о появлении в Москве дьявола. Там и находится М.
к моменту, пока его не освободила Маргарита.
С образом Мастера связаны темы справедливости и ответственности, взаимодействие личности и власти, призвание художника. Роман, который пишет М. не типичный для тогдашней литературы, а именно нежелание подчинятся канонам и правилам социалистического реализма.
Именно по этим причинам он и вызывает такое неприятие критиков. Свой роман Мастер считал своеобразной священной миссией, метаисторическим заданием.
Решением этого задания является устранить историческую несправедливость к судьбе Пилата, с другой стороны символично возобновить и те ценности морального и духовного порядка, которые служат указателем на пути человеческой цивилизации, залогом осмысленности и умственной целенаправленности его исторического развития. Главные ценности, которыми руководствуется Мастер в своём романе – это законы истины, справедливости и добра.
Образ Маргариты.Главная героиня романа. Она замужем. Её муж занимает высокопоставленную должность, по этому, в жизни Маргарита всем обеспечена. Но она не любит своего мужа. Чувства одиночества и пустоты толкают её на самоубийство.
Спасением для неё является встреча с Мастером. Они встретились совершенно случайно на улице и полюбили друг друга.
Маргарита в восторге от романа, который пишет Мастер, она заботится о его судьбе, переживает его депрессию и пытается уберечь от судьбы, но ей не удаётся.
После внезапного исчезновения Мастера, жизнь для Маргариты утратила всякий смысл. Но всё меняется, после того, как Маргарита встречается с нечистой силой. По приказу Воланда, Азазалло передаёт ей крем, который делает её невидимой и способной летать. Маргарита становится главной участницей ведьмовского шабаша, а потом – главной персоной бала, который устраивает Воланд.
Любовь Маргариты становится спасением для Мастера. Она выводит его из состояния глубокого духовного унынья, возвращает его к жизни. Правда, ради этого Маргарита вынуждена была пожертвовать моральными принципами, которые запрещают человеку выполнять волю дьявола, и стать хоть на некоторое время ведьмой. Из за этого, как и Мастер, она лишена в финале романа «святости».
Образ Воланда.Наиболее распространённой в булгаковедении является мысль о Воланде как носителе добра и зла. Это мнение закрепилось сразу же после публикации «М.и М.». Эпиграф: «…так кто же ты наконец? – Я часть той силы, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Появляется «дух зла» именно тогда, когда концентрация людского зла на земле достигла наивысшего предела, когда попрана истина, справедливость, свобода творчества, а царствуют «наитягчайшие», с точки зрения Булгакова, человеческие пороки: ложь (Берлиоз, Бенгальский, Лиходеев, Варенуха), предательство (барон Майгель, Алоизель Могарыч, Римский), алчность (сцена в московском Варьете), трусость (почти все персонажи Москвы 30-х голов испытывают страх).
Среди ученых распространено мнение, что Воланд – вершитель справедливости: наказывая пороки, он тем самым восстанавливает справедливость.
Образ Иешуавоспринимается в соотношении с образом евангельского Христа, хоть и Булгаков не ставит между ними прямого знака равенства, и это справедливо, поскольку Булгаковский Иешуа изображён не как Бог, а как человек, хотя, возможно не совсем обычный.
Подобно ко Христу, Иешуа – молодой странствующий философ, который пришел к Ерусалиму з целью проповедовать своё учение. Как и реального Христа, его арестует иудейская полиция, и отдают в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, который выносит ему смертный приговор.
После этого Иешуа мучительно убивают, и он воскресает.
Образ Понтия Пилатаболее детализирован и психологически развёрнут, чем образ Иешуа. Его биографические реалии практически полностью совпадают с библейными. Он предспавитель власти императорского Рима.
Кот Бегемот
Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота.
Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных.
В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.
Гелла Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей (из числа людей) привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.
Михаил Александрович Берлиоз
Председатель МАССОЛИТа — литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё.
На балу Сатаны его дальнейшая судьба была определена Воландом по теории, согласно которой каждому будет дано по вере его…. Берлиоз предстает перед нами на балу в образе собственной отрезанной головы. В дальнейшем голова была превращена в чашу в виде черепа на золотой ноге, с изумрудными глазами и жемчужными зубами….крышка черепа была откинута на шарнире.
В этой-то чаше дух Берлиоза и обрел небытие.
Иван Николаевич Бездомный
Поэт, член МАССОЛИТа. Настоящая фамилия — Понырев. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Коровьевым и Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.
Степан Богданович Лиходеев
Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.
Иван Савельевич Варенуха
Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком.
Источник: https://infopedia.su/16×11028.html
Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу.
Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.
Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя.
Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером.
Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.
Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других.
Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.
Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.
Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов.
Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.
Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь.
Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – вспоминал Мастер в клинике.
Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики.
Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.
Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате.
Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.
История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним.
Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.
В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.
Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо. Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/harakteristika-mastera-v-romane.html
Доктор Стравинский в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика профессора
Профессор Стравинский. Художник А. Григорений |
Доктор (профессор) Стравинский является одним из второстепенных персонажей романа “Мастер и Маргарита” Булгакова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика доктора Стравинского в романе “Мастер и Маргарита”: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”
Полное имя доктора – Александр Николаевич Стравинский:
“…Вот, Александр Николаевич, – негромко сказал кто‑то в опрятной бородке и подал главному кругом исписанный Иванов лист…
”
Доктор Стравинский является главным врачом психиатрической клиники где-то под Москвой:
“…в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки…”
“…Он узнал сразу в пелене дождя здание клиники Стравинского…”
“…– И вы – здесь главный? – продолжал Иван.
Стравинский и на это поклонился…”
Господин Стравинский носит звание профессора:
“…повторенное здесь профессором Стравинским…”
“…– Вы – профессор?
На это Стравинский предупредительно‑вежливо наклонил голову…”
Доктор Стравинский является гениальным психиатром, знаменитым специалистом:
“…Стравинский умница и знаменитость и что иметь с ним дело чрезвычайно приятно…”
“…даже Стравинский, гениальный психиатр, вам, конечно, не поверил…”
Возраст доктора Стравинского – около 45 лет:
“…человек лет сорока пяти…”
О внешности доктора Стравинского известно следующее:
“…вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат…”
“…привычным, ловким жестом снял очки, приподняв полу халата, спрятал их в задний карман брюк…”
“…Впереди всех шел тщательно, по‑актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами…”
“…тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана…”
Доктор Стравинский является вежливым человеком:
“… с вежливыми манерами…”
Стравинский – дружелюбный, милый мужчина:
“…Доктор Стравинский, – представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно…”
“…Главный, по‑видимому, поставил себе за правило соглашаться со всем и радоваться всему, что бы ни говорили ему окружающие, и выражать это словами «Славно, славно…»..”
Доктор Стравинский – умный, понятливый человек:
“…Знакомый Понтия Пилата? – спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью…”
“..«Он умен, – подумал Иван, – надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные…”
“…Иван еще раз подумал: «Положительно умен»..”
Господин Стравинский – гуманный, отзывчивый человек:
“…когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю. Он гуманен и просто хочет утешить меня…”
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/04/doktor-stravinskij-master-i-margarita.html
Доктор Стравинский в романе Мастер и Маргарита (профессор) Булгакова
Один из второстепенных персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» профессор Стравинский является не просто доктором в психиатрической клинике, он наделяется чертами справедливого третейского судьи, спасители и защитника несправедливо обиженных и вполне разумного рассудительного человека в одном лице.
Если искать прототипов доктора, то одним из них был как раз выдуманный персонаж из фантастического романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», хотя, исследователи творчества Булгакова до сих пор спорят, как из современников стал реальным прототипом Александра Николаевича Стравинского.
Профессор психиатрии, скорее всего, и должен быть похож на Стравинского. Чрезвычайно умный, вежливый, уравновешенный человек и аккуратной острой бородкой, в очках, меняющих весь мир перед его взором.
Наверное, он и говорить должен точно так же, как Стравинский. Легко и тихо. Совершенно уверенно и дружелюбно. Он должен располагать к себе с первого взгляда, с первого слова, с первой минуты общения.
Только тогда пациент будет, как в коконе, находиться в осознании того, что ему исключительно повезло встретить такого умного и доброго доктора. И только теперь всё и встанет на свои места. Несмотря на то, что все эти врачи ничего не понимают и не знают. Ведь есть же доктор Стравинский, от одного взгляда которого, всё в этой больнице становится правильно и надёжно.
Вот так, тонкими, лёгкими, изящными, как ни странно бы это прозвучало, мазками рисует Булгаков образ доктора, в руки которому и отдаёт сначала Мастера, а потом ещё и поэта Ивана Бездомного. И это не просто доктор – это светило. В его клинике всё не так, как в остальных. У него все пациенты, словно родные люди.
В действительности, профессионализм профессора восходит куда-то к легендарным или фантастическим врачевателям, не иначе. Или к вершителям судеб. Разве не он стал неким спасителем Мастера, когда у того не осталось ничего, даже желания жить и писать?
И, если видеть в профессоре такую глобальную роль, проводя параллель между ним, Воландом и Понтием Пилатом, появляется ощущение, что он постепенно выходит из массы персонажей второго плана куда-то в тень, где собрались куда более важные фигуры, способные изменять течение жизни главных героев.
Но так или иначе, клиника доктора Стравинского является одним из основных мест действия произведения. Мимо неё невозможно было ни пройти, ни проехать, ни проскакать верхом.
Сочинение Доктор Стравинский
Булгаков написал интересное произведение «Мастер и Маргарита», которое в будущем стали изучать в школе. Одним из второстепенных героев является Стравинский, который был доктором. В нем сочетаются сразу несколько прототипов, которые он несет в себе. Его практически ни с кем нельзя сравнивать, ну если только с героем Беляева профессором Доуэлем.
Это человек примерно сорока лет, выглядит он всегда красиво и чисто. На глазах у него имеются небольшие очки и через них прекрасно видны глаза. Говорит он всегда тихо и медленно.
С первого момента он располагает всех людей к себе, именно поэтому каждому пациенту хочется ему во всем признаться и попросить у него помощи. И каждый пациент будет радоваться, и мечтать попасть только лишь к нашему герою, а не к какому-либо другому врачу.
Вот только не все врачи все понимают и соображают, что им нужно делать с этим пациентов, хотя и показывать свой умный вид.
У него имеется своя личная клиническая клиника, в которую постоянно попадают все новые и новые люди. Конечно, у каждого из пациентов имеется свой диагноз, который сотрудники больницы стараются излечить или хотя бы чем-нибудь помочь пациенту, чтобы он так сильно не мучился.
Кроме этого по разговорам многих пациентов они здесь впервые встретились с Воландом. Когда с этим же Воландом встретился Иван, то его практически сразу же увозят в эту самую клинику. Он не проводил со своими пациентами никаких трудных сеансов.
Он всего лишь добивался от пациента того, чтобы он сам в себе видел нормального и обычного человека и смог доказать врачу, что вполне нормальный и обычный человек, и совсем не ненормальный, как это считают другие люди.
И если они смогли переубедить Стравинского, то он отпускал своего пациента и не имел к ним никаких претензий. Вот только это доказать мог не каждый человек.
Вот при помощи таких изящных манер автор нарисовал читателям образ Стравинского.
Он старается с каждым пациентом не только подружиться, но и стать его близким родственником на время лечения. И уже потом он сам будет приходить к врачу, и рассказывать не только свои ощущения от лечения, но и все изменения, которые происходят внутри него.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/doktor-stravinskij-v-romane-master-i-margarita
Сочинение на тему: ОБРАЗЫ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Еще у него засаленная шапочка с вышитой буквой «М», которой он очень гордится. Вот таков он — Мастер, главный герой романа.
С Мастером мы знакомимся в психиатрической клинике профессора Стравинского, куда этот невероятный человек попал фактически по собственной воле. Быть может, чтобы убежать от любви, которая, по мнению Мастера, могла сделать несчастной его возлюбленную Маргариту, но, скорее всего — от самого себя.
Мастер необычен — это надо признать, и это наблюдается почти во всем. Вначале работал в музее и занимался переводами с разных языков, а потом взял и выиграл по облигации сто тысяч. Тут же бросил службу и принялся сочинять роман о Понтии Пилате. Смелый шаг в то время, когда всю страну пронизывал дух воинствующего атеизма и любое упоминание библейских сюжетов категорически порицалось.
Знал ли Мастер, что, взявшись за подобную работу, он может вызвать нападки литературных критиков, газетную травлю и непонимание. Наверняка знал. Но разве был бы он Мастером, если бы его это напугало? И могло ли что-то вообще напугать человека, рядом с которым находилась возлюбленная, та, которую он любил еще до того, как встретил на Тверской с отвратительными желтыми цветами в руках.
Кстати о Маргарите. И здесь мы видим необычайность Мастера: он обращает внимание прежде всего на цветы, потом на одиночество в глазах женщины. Красота отмечена вскользь. Она не так важна для него в этот момент. Куда важнее желтые цветы и «никем не виданное одиночество в глазах».
И Мастер видит в этом знак для себя, и он идет на этот знак, на призыв, на почти что крик отчаяния, который замаскирован под желтизну лепестков.
Разве способен обыкновенный человек поддаться такому мимолетному, пускай и сильному, порыву? Нет, это удел незаурядных личностей вроде Мастера.
Он идет за желтыми цветами и находит свою любовь. Пусть Маргарита замужем и семья ее благоустроена до такой степени, что лучшего пожелать нельзя. Какая разница, что у него всего лишь две комнатушки в подвале да гениальный роман, который едва ли будет напечатан и признан.
Зато две половинки соединяются, и Мастер уже не видит своей жизни без визитов Маргариты, без стука калитки, возвещающего начало их долгих счастливых часов.
Мастер не задумывается о возможном мнении других людей — как могут волновать досужие сплетни того, кто по-настоящему любит?
А роман о Понтии Пилате между тем пишется. И Мастер увлеченно творит его, продвигается к последней фразе — венцу работы. Он давным-давно придумал ее, но впереди еще много страниц. Мастер принимает в своей квартире Маргариту, и они вместе творят нехитрое счастье, которого так мало вокруг. Они пекут картошку, они веселы, им хорошо…
Но роман закончен и отпечатан в пяти экземплярах. Мастер выносит свое детище в люди. И ответ людей не замедляет появиться, и он не может быть иным по отношению к роману о Понтии Пилате: начиная от смущения редактора и заканчивая газетными разносами критика Латунского.
Для Мастера это чревато самым настоящим нервным срывом. Конечно, он ведь тоже человек, его можно обидеть, оскорбить, напугать. Он даже темноты начинает бояться и неспроста.
Он, сочиняя свой роман, ступил на очень скользкую дорожку.
Не будем забывать, кем был Понтий Пилат, что произошло в Ершалаиме в весенний месяц нисан и главное — кто присутствовал незримо на веранде дворца Ирода в момент допроса прокуратором арестованного Иешуа.
То, что своим романом Мастер не только не угодил людям, но и заинтересовал самого дьявола, показывает, что не зря Маргарита назвала его именно так. И засаленная шапочка, предназначенная для украшения неопрятной головы писателя, ничуть не менее значительна, чем шапка Мономаха на челе самодержца.
У Булгакова Мастер — это очень усталый человек. Настолько, что он уже слегка побаивается окружающего мира.
В придачу еще нахождение в психиатрической лечебнице наложило свой отпечаток на истерзанного человека, хотя из всех пациентов профессора Стравинского Мастер был наиболее самостоятельным и в некотором смысле свободным — помогли ключи, украденные у Прасковьи Федоровны. Конечно, свобода его очень относительна, но по сравнению с пациентами, запертыми ночью по палатам, Мастер просто вольная птица.
Усталость Мастера не только от конфликтов вокруг романа и не от того, что детище всей жизни в конечном итоге пришлось сжечь. В первую очередь он удручен разлукой с Маргаритой, к присутствию которой рядом с ним Мастер относится как к чему-то незыблемому.
Но здесь, пожалуй, стоит скорее не сочувствовать Мастеру, а напротив — порицать его.
Думая о том, как плохо Маргарите будет рядом с ним, пытался ли он хоть ненадолго представить, насколько хуже будет ей без него? Любимый человек, если он любим по-настоящему, значительно важнее любых неприятностей.
К тому же он — еще и опора, крохотный, но очень надежный оазис покоя. Не говоря уж о привязанности, разорвав которую, человек создает в своей душе бездонную, сияющую пустоту.
Но, совершая побег в психиатрическую больницу, Мастер закрывает глаза на все. Он упрямо твердит, что Маргарита погибнет рядом с ним. И ни о чем больше не думая, бежит. Фактически, как уже говорилось выше, — от самого себя.
Естественно, побег не удается, так как Мастер — не сумасшедший, а только сумасшедшим дано безвыходно блуждать в лабиринтах собственного сознания.
И взамен он занимается малодушным самоедством: «Бедная женщина! Надеюсь, она позабыла меня!» Нет, это не жалость к Маргарите, это именно жалость к самому себе. Любой мало-мальски сведущий в психологии человек подтвердит это.
Малодушие и почти нытье Мастера отнюдь не отменяют его экстраординарности в целом. Тем более, что он фактически следует за одним из героев собственного романа: бродягой-проповедником Иешуа Га-Ноцри. Иешуа также оказался не к месту и не ко времени.
Тогда, в жестокие древние времена, дико и странно выглядел тот, кто всех без исключения объявлял добрыми людьми, кто был готов отвечать улыбкой на плевок, кто мог уговорить стать своим преданным последователем даже мытаря.
Жестокий прокуратор Понтий Пилат на рассказ Иешуа про обращение Левия Матвея восклицает: «О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!» Все правильно. Га-Ноцри страшен этому миру своей несвойственной времени добротой.
И его слова, не имея возможности найти правильный отклик в разумах и сердцах людских, порождают эхо. Его отзвук подхватывается первосвященниками Ершалаима и доносится ими до ушей судилища искаженным таким образом, чтобы Иешуа не избежал смертельного приговора.
Даже для Понтия Пилата, не желающего отправлять бродягу на позорную смерть, они, служители старого бога, находят речи, которых римлянин простить не может. А вторую интерпретацию эха порождает записывающий речи Иешуа Левий Матвей. Он тоже ищет способ подгонки правды под людские умы. Способ будет найден и появится на свет то, что мы знаем как Новый Завет.
Даже благое эхо окажется не в состоянии донести истину. Намек на нее мы получим из полухозяйственных записей Матвея, превращенных в Священное Писание.
В отличие от ударившегося в бега Мастера, Иешуа проявил твердость характера, которой вполне мог бы гордиться центурион Марк. За свои убеждения Иешуа принял распятие на кресте. Мастер смалодушничал. Он отказался от самого себя, предав роман огненному погребению. В этом отличие Мастера от Иешуа, барьер, не дающий легко и просто соединить двух героев, разделенных годами и расстоянием.
Подверженный слабостям Мастер, кстати, очень гармонирует с почти идеальной Маргаритой. Если бы не она, сидеть бы ему у Стравинского до конца своих дней, но зато он автор гениального романа, ставящего его, Мастера, на одну планку с Фаустом, пытающимся по-своему представить Новый Завет.
Мастер, как персонаж, производит впечатление временами очень суетливого человека. Это проскакивает в нервозности фраз, в резкости решений, в порывистости. Но буквально совсем рядом с этой суетливостью живет мудрость и осведомленность не только историка, но и человека, ступившего за грань.
Мастер, ни разу не видев Воланда, тем не менее рассказывает о нем Бездомному и тут становится почти грозным, хотя и не идет вестнику мрачных событий больничная пижама. Из этого делаем вывод, что Мастер может быть действительно сильным.
Во всяком случае, когда он оправляется от первого шока, оказавшись вместо лечебницы в квартире покойного Берлиоза, то своих слабостей никоим образом не демонстрирует. Не совсем понятно, правда, почему он, в отличие от Маргариты, так болезненно реагирует на воскрешенную рукопись.
Быть может, потому что Мастер, по меньшей мере отчасти, считает именно свой роман виной всему. Так или иначе, все, что он хочет — это быть с Маргаритой. И Воланд предоставит ему эту возможность надолго. Дьявол в свое появление в Москве оказался нежданно щедрым на добро.
А роман написан действительно сильно. Недаром истекали злобой литературные шакалы — им было не дотянуться до Мастера, даже встав на цыпочки. Главами из романа Мастер характеризуется гораздо ярче, чем собственным образом.
В голосе этого произведения слышен гул копыт кавалерийской алы и страдальческий шепот больного гемикранией Понтия Пилата, пасхальные славословия и стоны умирающих на столбах смертников. Роман обжигает Ершалаимской жарой и сбивает с ног сумасшедшим ливнем, пахнет розовым маслом и затхлой водой.
Вот истинное лицо Мастера. Истинное — и тайное настолько, насколько может не показывать своего истинного характера человек. А может быть, Мастер вовсе не знает, что есть в нем сила, позволяющая созидать словом письменным то же, что когда-то Творец рождал изустно.
Вот и еще одна причина, по которой исстрадавшийся Мастер боится своего романа: писатель стал слабее написанного.
Но все будет хорошо, потому что жива любовь, а значит, будет Мастер полностью освобожден от гнета неприятностей и, возможно, напишет что-нибудь еще на радость прекрасной Маргарите, любившей Мастера настолько сильно, что даже страницы его романа она тоже целовала. Ведь шапочка с буквой «М» дается не просто так. Ее обладатель — Мастер, а значит, рано или поздно он снова возьмет в руки перо…
Еще один прототип Мастера, но уже отнюдь не книжный — это сам Михаил Афанасьевич Булгаков. Так всегда бывает, в творчестве каждого автора есть герой, которого писатель или читатели отождествляют с тем, кто его выдумал. У Булгакова это — Мастер.
Не понятый почти никем, загнавший сам себя в психбольницу. А между тем в большом мире — настоящем, невыдуманном — воистину сатана правит бал. И не нужны там королевы, нет там шикарных гостей.
Потому что уныло пляшут на этом балу жители всей страны от мала до велика.
На этой странице искали :
- образ мастера в романе мастер и маргарита
- образ мастера и маргариты
- Сочинение на тему образ мастера в романе мастер и маргарита
- образы мастера и маргариты
- образы мастера и маргариты в романе булгакова
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-mastera-i-margarity-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita.html
Роман Булгакова М. А. «Мастер и Маргарита»: образ Мастера :
Не каждое произведение способно не просто стать классикой, но и надолго запоминаться людям, ознакомившимся с ним. Особо стоит выделить роман «Мастер и Маргарита», образ Мастера в котором особо интересен. Автором произведения является Михаил Булгаков.
Разумеется, в романе множество оригинальных персонажей, например кот Бегемот или же Воланд. Однако тема любви в романе «Мастер и Маргарита» – это особая история. Поэтому о главных героях стоит говорить отдельно.
Характеристика Мастера заслуживает, чтобы ее описали подробно.
Вхождение в историю
Характеристика Мастера берет свое начало с главы, в которой он появился перед читателем в первый раз. Это произошло под звучным названием «Явление героя». Таким образом Булгаков подчеркнул значимость этого персонажа.
Кто же такой Мастер? В первую очередь это тот, кто что-то творит. Его назвала так Маргарита, его возлюбленная и безумно обожающая его женщина. Поэтому становится ясно отношение Маргариты к работе ее Мастера.
Герой не очень активен. Он не часто фигурирует в романе, хотя и является основным персонажем. Однако он теряется среди шумных и обстоятельных персонажей. Хотя бы рядом с деятельной Маргаритой. Он потерян. Мастер смирился со своей судьбой. Выиграв крупную сумму, он оказывается способен написать эпохальное произведение.
Но он не готов продвигать его, дарить людям. Мастер просто не выдержал давления и сломался. Однако благодаря Воланду и его свите он и его любимая смогли обрести покой. А ведь именно его так искал Мастер.
В поисках покоя он и пришел в психиатрическую лечебницу, стараясь избавиться от гонений и злых людей, но главное – стараясь найти себя.
Герой без имени
Интересен тот факт, что Мастер не имеет своего имени. Разумеется, оно у него есть, однако читатель остается в неведении.
Причем цитаты Мастера говорят о том, что он отказывался от своего первоначального имени два раза. Один произошел тогда, когда Маргарита дала ему свое прозвище. А другой – в психиатрической больнице.
Тогда он просто стал откликаться на порядковый номер. Именно так, без имени, он пытался укрыться от остальных.
Почему же это произошло? В чем индивидуальность романа «Мастер и Маргарита?» Образ Мастера говорит о многом. Это и страдание человека, который идет на пути к своему произведению, которое живет своей жизнью. И любовь, которая покинула его, не сумев понять до конца. Здесь и гонения, которым он подвергался за свою жизнь.
Кто такой Мастер? Это создатель чего-то. Причем такое имя может получить только профессионал. Герой книги таким себя не считал, но глаза любимой видели его именно Мастером, талантливым, но непонятым. Однако написавшим великое произведение.
А где же любовь?
Тема любви в романе «Мастер и Маргарита» отделена от остального сюжета. Но она достаточно странная. Можно назвать ее болезненной и усталой. Кто такая Маргарита? Это женщина, которая хочет найти простое счастье, которая отказывается от всего, что ее окружает.
И ради кого? Ради своего Мастера. Она готова ради него на многое. Для большинства читателей осталась запоминающейся сцена, когда Маргарита присутствует на балу у Воланда.
Ведьма, настоящая ведьма! Но ради кого робкая и спокойная в принципе женщина готова на такие изменения? Только ради любимого.
А как же дуэт, в котором Мастер и Маргарита? Образ Мастера остается слегка туманным. Он отвечает на любовь женщины как-то робко и неуверенно. Он готов принимать ее чувства, но его поглощает нечто иное. Его творение, которое просто заняло его ум, его мысли. Но он не отталкивает свою Маргариту. Хотя иногда и понимает, что может погубить ее. Тем более что взамен он не может подарить ей ничего.
Но, может быть, именно Мастер стал спасением для этой женщины? Булгаков поздно вводит в повествование линию Маргариты. Вероятно, это сделано специально. Героиня немедленно оказывается в центре сюжета, причем гармонично соединяя все то, что уже было описано в романе.
Великое произведение
Разумеется, роман «Мастер и Маргарита», образ Мастера в котором на первый взгляд не является центральным, нельзя представить без великого произведения. Оно поднимает темы, которые сложно принять. Речь идет о Понтии Пилате и Иешуа. Это своего рода диалоги между людьми и посланником Божьим. В них вложено столько смысловых зацепок, что сразу и не понять, как они переплетены между собой.
Что основное? Боль судьи, когда он понимает, кого встретил? Непринятие людьми чуда? Жестокость друзей и преданность врагов? На эти вопросы можно долго искать ответ, в итоге каждый найдет свою основную идею, заключенную в этот роман.
В чем суть произведения в романе?
Как же Мастер смог сотворить это произведение? Именно после этого он остается один, покинут всеми, но только для того, чтобы навсегда остаться с Маргаритой. Он просто шел на поводу у сущего, у судьбы.
Он стал проводником, через который роман вышел в свет, открылся людям. Именно поэтому он стал Мастером, тем, кто сотворил что-то большое, не всегда понятное окружающим.
Он подвергся давлению, к которому не был готов.
«Мастер и Маргарита» и другие произведения
Роман «Мастер и Маргарита», образ Мастера в нем являются отсылками ко многим произведениям. Так, номер Мастера в психиатрической лечебнице – это отсылка к роману Замятина «Мы». Кроме этого, герои обоих произведений чем-то похожи в своей судьбе.
Также существует мнение, что, создавая роман «Мастер и Маргарита», личность Мастера автор писал с самого себя. Булгакова называли прототипом своего персонажа. Он также сжег первый вариант романа, когда понял, что он получился слишком неординарным. Его произведение в конечном итоге стало символом писателей, вынужденных идти на поводу у общества, отказываясь от своих идей.
Также проводятся параллели с произведением «Записки покойника». В этом романе герой также является автором неожиданного произведения, которое стало одновременно и счастьем, и горем. Однако, в отличие от Мастера, он смог опубликовать его и даже вывести на театральную сцену. Он оказался сильнее морально.
Роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, является неординарным и емким произведением. Оно цепляет читателей, знакомит их с миром обмана, где улыбчивый сосед может оказаться вором и мошенником, а дьявол со своей свитой устраивают судьбы влюбленных.
Источник: https://www.syl.ru/article/295386/roman-bulgakova-m-a-master-i-margarita-obraz-mastera