Жанр произведения “евгений онегин” пушкина: определение жанра

Жанровые особенности романа Евгений Онегин

В 1823 году Александр Сергеевич начал написание своего знаменитого романа «Евгений Онегин», находясь в южной ссылке. В то время поэт увлекался творчеством Байрона, и романтические мотивы поэзии английского поэта отложили отпечаток на творчество Пушкина в тот период. Но все же произведение «Евгений Онегин» нельзя назвать романтическим.

Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа. 

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя.

Обратите внимание

Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

Переход от романтизма к реализму 

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Цельность характера Татьяны: образ женщины
Следующая тема:   Развитие понятия о реализме: Золотой век, социальный, критический

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/zhanrovye-osobennosti-romana-v-stikhakh

Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова.

В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж.

В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом.

Важно

По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Чайльд-Гарольд». Первая половина XIX века была эпохой романтизма, а Байрон – любимым поэтом для многих русских художников слова.

Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах – это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим.

В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману.

Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах – это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман – лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет.

В нем Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе.

К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России – Петербурга и Москвы, русской деревни с ее поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны.

Лирическим является «внешний» план повествования, который состоит из авторских отступлений. Они очень широки по охвату тем и проблем. Лирическими являются пейзажные отступления. Красота и величие природы даются через восприятие автора и его героев.

Совет

В первой главе Пушкин в романтическом ключе изображает море. Много в романе и пейзажей-воспоминаний, например, о юности, деревенских пейзажей. Автор уделяет внимание всем временам года, описывая состояние природы в каждом из них.

Замечательная картина русской зимы показана глазами Татьяны.

Отступления критико-публицистические – это разговор автора с читателем о литературных стилях, приемах, жанрах. Пушкин пишет о намерении объективно изображать действительность, рассуждает о книгах, которые читает Татьяна, о том, почему любовное письмо она пишет на французском языке.

Много в романе отступлений, в которых речь идет о семье, браке, любви, о моде, дружбе, образовании. В каждом из них Пушкин выступает в каком-то новом обличье, выражает свою точку зрения.

В своем замечательном произведении Пушкин использовал черты всех известных на то время в литературе жанровых разновидностей романа: роман-воспитание, роман-биография, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман.

В «Евгении Онегине» есть описание жизни героя, его детства и ранней юности. Герой путешествует по стране, затем за границу и обратно, ярко показаны любовная история, дуэль, исторические картины жизни России. Пушкин остро ставит проблему воспитания и образования дворянской молодежи.

В центре внимания автора – процесс взросления человека, развитие его личности.

При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.

Источник: http://resoch.ru/zhanr-i-kompoziciya-romana-v-stixax-evgenij-onegin/

Жанровая особенность романа Евгений Онегин

“Евгений Онегин” – это сочинение новаторское, ведь для русской литературы новым был его жанр – роман в стихах. В то время существовало два главных пути написания художественных произведений, но Пушкин нашел третий.

Первый из упомянутых путей – написание традиционного, то есть прозаического романа (и впоследствии к прозе Пушкин таки обратится). Тем более что он прекрасно знал традиции европейского романа 18 ст., этой хорошо “отшлифованной” прозы. Однако этим путем писатель не пошел.

Второй путь – создан на романтической лироэпической поэме, особенно обращая внимание на то, что он уже имел успешный опыт ее написания (“Кавказский пленник” (1821), “Бахчисарайский фонтан” (1821-1823)), поэтому мог бы соблазниться этим широко любимым публикой жанром. Однако и этот путь его не устроил. Поэтому отказавшись от обоих упомянутых путей, Пушкин выбрал третий – написание произведения в мало кому в то время известном жанре – роман в стихах.

Как-то он заметил, что между обычным романом и романом в стихах есть огромное различие (по его собственному выражению – “дьявольская разница”).

Обратите внимание

С жанром романа мы уже знакомы, поэтому знаем, это сложное по строению и большое за объемом эпическое произведение, широко охватывающее события определенной эпохи и многогранно и в процессе развития изображенных персонажей. А чем же на него похож и чем отличается роман в стихах?

Роман в стихах – это дин из разновидностей смешанного жанра, который объединяет, с одной стороны, многоплановость и эпические принципы рассказа и, с другой стороны, субъективность, присущую лирическим произведениям. Следовательно, роман в стихах имеет, так сказать, “два крыла” эпическое и лирическое.

Эпичность произведения А. С. Пушкина заключается, прежде всего, в широте охваченной жизни: это и столичный мир, и провинциальное дворянство, и селянство с его обычаями и фольклором, и ежедневный быт россиян в начале XIX столетия.

Иначе говоря, в произведении описана жизнь различных слоев тогдашнего российского общества, социума, поэтому можно смело утверждать, что “Евгений Онегин” это социальный роман.

Недаром уже современники назвали его “энциклопедией русской жизни”.

Пушкин продолжает давнюю традицию мировой литературы, которая в лучших своих образцах тянется к энциклопедичности. Также энциклопедией знаний средневекового человека встает перед нами и поэма Данте “Божественная комедия”, а роман М. Сервантеса о хитроумном идальго Дон Кихоте является иронично-комической энциклопедией тех времен.

Лиризм произведения заключается, прежде всего, в описании духовной жизни персонажей, в частности их психологии. Поэтому произведение Пушкина определяют еще и как психологический роман.

Одним из признаков лирики является также наличие лиричного героя.

И Пушкин постоянно подчеркивает, что Онегин – персонаж самостоятельный и самодостаточный, а не его, Пушкина, “лирический двойник”, который был привычным для Европы со времен поэзии Байрона.

Стоит заметить, что во времена написания “Евгения Онегина” с легкой руки Дж. Байрона в моде был любимый романтиками жанр лиро-эпической поэмы.

Как мы уже знаем, романтики часто не шлифовали композицию своих поэм, а намеренно придавали им вид фрагментарности, “гениальной хаотичности”, такого себе “творческого беспорядка” (ярким примером может быть фрагментарность “Дзяды” Мицкевича).

Важно

Работая в жанре романа в стихах, Пушкин решает еще одну новаторскую задачу – изменяет упомянутую фрагментарность, непринужденность развертывания событий романтической поэмы созданием иллюзии непринужденного разговора, болтовни с читателем.

Отсюда становится понятным огромное количество прямых обращений рассказчика к читателю, которыми буквально пронизано все произведение от начала:

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Однако эта якобы “простота” достигается целой системой очень сложных поэтических средств, которые требовали от читателя не только блестящего образования, но и незаурядного литературного дарования.

Ведь, как отметила известная поэтесса Анна Ахматова, “настоящим читателем не есть тот, кто читал строки, настоящим читателем есть тот, кто читает между строками”. Иначе говоря, настоящий читатель должен видеть подтекст, скрытый смысл написанных строк.

Так и здесь: если читатель хотя бы на элементарном уровне не владел английским языком, к тому же никогда ничего не слышал ни о выдающемся английском поэте Дж. Байроне.

Читайте также:  Сравнительная характеристика печорина и базарова: сравнение, сходство и различия (таблица)

Ни о его знаменитой поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”, да еще и не знал, кто такой “байронический герой”, то этот читатель не сможет “расшифровать”, например строки из произведения А. Пушкина, где Евгения Онегина охарактеризованы так:

Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;

Роман в стихах “Евгений Онегин” – один из произведений А. Пушкина. Известно, что писатель умел работать очень быстро.

Так, поэму “Полтава” он создал буквально за несколько недель! По воспоминаниям современников, чтобы не терять времени на тогдашние церемонии во время еды, Пушкин обедал в трактире, где прямо за столом записывал целые разделы этого произведения, которые “шлифовал” вечером дома.

Поэтому на фоне способности поэта такой молниеносной работы время написания романа “Евгений Онегин” издается невероятно большим – более семи лет (из тридцати семи, отмеренных ему долей). Произведение печаталось главами, начиная с 18-25 г. Чем же обусловлена такая затрата времени и сил, которой требовал от автора “Евгений Онегин”?

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/zhanrovaya-osobennost-romana-evgeniy-onegin.html

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие

    Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом  стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен  Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в 1833 году.

    По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века «Евгений Онегин» — явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени. Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

    В «Евгении Онегине» с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому «свету», а Татьяна — к патриархальному дворянству.

Совет

Ленский занимает промежуточное положение между «светским денди» и «уездной барышней»: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды.

Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни мишурой», — свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье:

                 …француз убогой,

                 Чтоб не измучилось дитя,

                 Учил его всему шутя,

                 Не докучал моралью строгой,

                 Слегка за шалости бранил,

                 И в Летний сад гулять водил…

о моде в высшем свете для молодых людей:

                 Острижен по последней моде;

                 Как dandy лондонский одет…

о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

                 Смычку волшебному послушна,

                 Толпою нимф окружена,

                 Стоит Истомина…

    Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и с кем торговала Россия той эпохи.

Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми» глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает «о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах высшего света.

Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных «бессвязный пошлый вздор», «ярмарку невест», Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России:

                 Москва… как много в этом звуке

                 Для сердца русского слилось!

                 Как много в нем отозвалось!

    Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам.

Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой – «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой».

Широкое и правдивое изображен»? этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод:

    «Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе.

Обратите внимание

    Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

    Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

    Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований (Болдинская осень). В романе-дневнике отражено пережитое, в нем «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе.

В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями.

В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета.

Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.

    «Роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина».

В  романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

Важно

В них автор, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию.

В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании — «придет ли час моей свободы?»

    Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна.

                     Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие.

Источник: https://students-library.com/library/read/46913-evgenij-onegin-as-puskina-avtor-i-geroi-fabula-suzet-zanrovoe-svoeobrazie

Роман «Евгений Онегин»: жанр произведения, композиция и особенности

Александр Сергеевич Пушкин чрезвычайно внимательно относился к определению жанра каждого из своих произведений. Не исключением стал и всемирно известный «Евгений Онеги». Жанр пушкинского сочинения – роман в стихах.

И в этом прежде всего и заключается новаторство Пушкина. Ведь в девятнадцатом веке существовало лишь два пути написания художественного произведения. Русский поэт изобрел третий.

История написания, структура и жанр романа «Евгений Онегин» – тема статьи.

Работу над созданием романа Пушкин назвал подвигом. Такую высокую оценкую собственному творению, помимо «Евгения Онегина», автор дал лишь «Борису Годунову».

История написания

На создание романа в стихах у Пушкина ушло восемь лет. Начал работу над «Евгением Онегиным» Пушкин в 1923 году. Тогда писатель находился в Кишиневе.

Изначально автор отказался от романтизма и решил рассказать читателям о своем новом герое в реалистическом духе. Также стоит сказать, что Пушкин планировал разбить произведение на девять глав.

Но в процессе работы изменил структуру, создав восемь.

Рассказ о путешествии Онегина, по первоначальному замыслу, должен было стать частью основного текста. Но позже этот фрагмент сюжета поэт включил в одно из лирических отступлений.

В первом варианте романа автор поднимал довольно острые политические вопросы. Но поскольку создание «Евгения Онегина» пришлось на годы ссылки, поэт решил не усугублять свое и без того непростое положение.

А потому изъял из рукописи опасные страницы и сжег их.

Композиция романа

Произведение издавалось в течение нескольких лет отдельными главами. Пушкин признавался, что писал его без какого-либо четкого плана. Тем не менее композиция «Евгения Онегина» отличается четкостью. Каждая из глав логически завершена.

Главный литературный прием, который использовал поэт при создании своего нетленного сочинения, – зеркальная симметрия. По ходу сюжета герои словно меняются местами. Сперва Татьяна влюбляется в Евгения. Онегину же безразлична любовь девушки. На ее письмо он отвечает холодно.

Совет

Но позже, после дуэли главного героя с Ленским, – события, которое прерывает любовную линию, – Онегин и Ларина меняются местами. Он пишет ей письмо с признанием. Она же отвергает его. Особенность композиции произведения – кольцевое построение.

Именно благодаря этому приему «Евгений Онегин» воспринимается как законченный роман.

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этого приема Пушкин раскрыл изменения в характере героев. Вначале произведения Онегин покидает высший свет. Не без иронии говорит о своем герое поэт, подчеркивая, что образование Евгения носило поверхностный характер, чего было достаточно, дабы слыть умным среди представителей столичной аристократии.

В первых главах Онегин – светский бездельник, не способный заполнить свой досуг ни творчеством, ни даже чтением. Но позже он предстает в роли мыслящей, глубокой личности.

Читайте также:  Гриша добросклонов в поэме "кому на руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

Еще одна черта, утраченная Евгением, – насыщенность жизнью. Герой Пушкина вначале равнодушен к окружающим.

Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна – девушка умная, выгодно отличающаяся от прочих представителей провинциального общества.

В конце романа Онегин – пылкий влюбленный. Татьяна же, напротив, сдержанна и холодна. Однако стоит сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе все те же. Он – высокомерный аристократ.

Она – бесхитростная и искренняя деревенская девушка. После разочарования, которое постигло героиню, она вынуждена скрывать свои чувства.

Что же касается Евгения, то его влюбленность скорее объясняется внешним блеском Татьяны, теперь уже светской дамы.

Эпичность

В «Евгении Онегине» присутствует немало героев. Произведения охватывает существенный отрезок времени. Как о столичной жизни, так и о быте деревенского дворянства повествует «Евгений Онегин».

Жанр, который обладает такими чертами, – роман. Он является сегодня самым распространенным видом эпической литературы.

В чем специфика классического романа? Какие из его особенностей присутствуют в произведении «Евгений Онегин»?

Обратите внимание

Жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах разных героев, в литературоведении называют романом. Другие его особенности – значительный временной отрезок, гладко выстроенный ряд событий, немалое количество персонажей, задействованных в сюжете.

Каким изображен автором Евгений Онегин? Жанр этого произведения, по определению Пушкина, – роман. Вспомнив характерные черты этого вида эпоса, можно сказать, что Онегин не является лирическим героем.

Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В создании его портрета предельно объективен поэт. Довольно противоречив и сложен Евгений Онегин.

Особенности жанра произведения Пушкина заключаются все же в наличии не только эпического начала.

Лиризм

Произведение, о котором идет речь в этой статье, не имеет аналогов в мировой литературе. Структура и жанр романа «Евгений Онегин» уникальны. В нем есть и реалистичность, и историчность.

Также чертами, типичными для общественно-бытового романа, наделил свое произведение Пушкин.

«Евгений Онегин», жанр которого находится на стыке двух видов литературы, содержит и объективные характеристики героев, и множество лирических отступлений. Но и это еще не все.

Жанр и композиция «Евгения Онегина» стали темой многочисленных трудов по литературоведению. С легкой руки Байрона в девятнадцатом веке в моду вошла эпическая поэма, представляющая собой отдельные главы в стихах. В произведении Пушкина описание лирического героя и его переживаний гармонично сочетается с объективным, реалистичным изображением событий.

Отступления

Голос автора звучит в многочисленных лирических вставках. В каждой из них поэт рассказывает о себе и делится с читателем своими взглядами на литературу, культуру. При этом Пушкин не отвлекается от основного действия.

В одной из глав поэт вспоминает о днях, на которые пришелся расцвет его творчества, о вынужденном изгнании.

Определить структуру и жанр произведения «Евгений Онегин» можно следующим образом: роман в стихах, представляющий собой «собрание пестрых глав».

Темы лирических отступлений в произведении Пушкина весьма разнообразны. Вначале читатель узнает о нравах светской молодежи. Затем на первый план выходят любовные мотивы.

И наконец, важными в развитии сюжета являются пейзажные зарисовки. В романе в стихах отображены все времена года: печальное лето, золотая осень, зима с трескучими морозами. Весну поэт назвал «утром года».

Пейзаж в «Евгении Онегине» иногда изображен через восприятие героев.

Еще одной темой лирических отступлений в романе являются исторические события. Так, в произведении «Евгений Онегин» Пушкин вспомнил об Отечественной войне 1812 года.

Роман в стихах охватывает немало событий. В нем присутствует множество героев. Тем не менее «Евгений Онегин» представляет собой глубоко лирическое произведение. Читатель, прочитав его, узнает об авторе не меньше, нежели о его героях. В одном произведении Пушкину удивительным образом удалось связать эпическое и лирическое в единое целое.

Отражение пушкинской эпохи

Из этого произведения читатель имеет возможность узнать практически все о времени, в котором жил поэт.

Как одевались люди? Что было в моде? Что современники Пушкина ценили прежде всего? На все эти вопросы читатель получает ответы после прочтения романа в стихах.

Поэт правдиво изобразил среду, в которой живут Онегин и Ларина. Он воспроизвел атмосферу как дворянских салонов, так и скромных провинциальных вечеров.

В искусстве

Онегин – яркий пример так называемого «лишнего человека», персонажа, появившегося в литературе в первой трети восемнадцатого века. Этот герой не способен на подвиг, который совершили декабристы. Но его нельзя отнести к типичным представителям высшего света.

Душевная неудовлетворенность и неспособность изменить что-либо в своей жизни – характерные черты Онегина.

А если добавить к этому еще и эпичность, многообразие образов, необыкновенную поэтичность произведения Пушкина, становится понятным, отчего оно так часто находило отражение в искусстве.

«Евгений Онегин» был несколько раз экранизирован отечественными и зарубежными кинематографистами. По мотивам пушкинского романа создано четыре оперы, музыку к которой написали такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Щедрин, Прокофьев.

Источник: http://rus-poetry.ru/roman-evgenij-onegin-zhanr-proizved/

Особенности жанра и композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин начинает писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году. В то время поэт находится в южной ссылке. Этот период исследователи называют романтическим: Пушкин увлекается творчеством Байрона, что находит отражение и в его собственной поэзии.

Но «Евгений Онегин» – произведение далеко не романтическое. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами.

Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение многих его черт было вполне понятно для Пушкина.

Важно

Но своеобразие романа обусловлено не только этим: сам автор развивался и совершенствовался, и многие свои литературные открытия он использовал при создании этого произведения.

Роман «Евгений Онегин» получился сложным и неоднозначным, так как новым стал не только образ главного героя; новаторство автора проявилось и в жанре, и в композиции произведения.

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя.

И действительно: в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. Их тематика весьма разнообразна и включает в себя воспоминания поэта, его оценку героев романа, полемику с литературными оппонентами.

Так, в одном из отступлений Пушкин пишет о женских ножках («…Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милый друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня…»), в другом – о романтических литературных героях («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм…»), в третьем – о светских условностях, которые иногда при всей своей нелепости могут стать причиной убийства человека («Враги!../ Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно… / Не засмеяться ль им, пока / Не обагрилась их рука, / Не разойтись ли полюбовно?.. / Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».). В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной жизни, расширяя границы художественного произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления.

Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще.

«Евгений Онегин» – это и социально-бытовой роман с любовной сюжетной линией, обычной для произведений того времени: «высокий» герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него, и герой либо не может ее любить по таинственным причинам – все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, но обстоятельства им мешают быть вместе – но все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает историю романтического оттенка: Онегин едет в деревню, потому что должен получить наследство, а любовь Татьяны он не просто не разделяет, но и не видит в чувстве девушки глубины и серьезности. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но такая «бытовая» история была бы неинтересна, если бы не психологическое мастерство Пушкина.

Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков.

Совет

Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства.

И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает – вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа – Татьяны, Ленского, Ольги, – настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

Но типичность проявилась не только в выборе персонажей: Пушкин ставит своих героев в обычные, можно даже сказать, банальные обстоятельства. Ведь девушки того времени часто влюблялись в хоть сколько-нибудь странных молодых людей, надеясь найти в них героев сентиментальных романов, а светские люди редко женились на дочерях небогатых помещиков.

Причиной этого был, естественно, сам склад русского общества: браки по любви были большой редкостью. А, как известно, типичные герои в типичных обстоятельствах, страдающие от социально обусловленных проблем, – это главный предмет изображения писателей реалистического направления.

Таким образом, «Евгений Онегин» – это реалистический социально-психологический роман.

Для создания подобного произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа.

Так, Пушкин отказывается от некоторых традиционных элементов, таких как вступление с обращением к музе (в конце седьмой главы есть пародия на него: «Да, кстати, здесь о том два слова: / Пою приятеля младого / И множество его причуд.

/ Благослови мой долгий труд,/ О ты, эпическая муза! / И, верный посох мне вручив, / Не дай блуждать мне вкось и вкривь…»), развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения.

Читайте также:  Краткий пересказ повести "очарованный странник" лескова по главам (краткое содержание)

Тем не менее нельзя отрицать, что у каждого литературного произведения есть своя структура, свое особое построение. Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны.

Обратите внимание

В первой части произведения Онегин едет в деревню из города и Татьяна влюбляется в него, пишет письмо с признанием, а он лишь читает наставления «смиренной девочке»; во второй части – Татьяна приезжает из деревни в столицу, где встречает Онегина будучи замужней дамой, и уже Евгений влюбляется в нее, в свою очередь, пишет ей письмо, а она ему отказывает и тоже укоряет его: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?». Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах и последующими событиями, связанными с дуэлью. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза.

Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям помещикам).

Татьяна же противопоставляется и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни – «задумчивость ее подруга», любит чтение, прогулки на природе, а моды ее вовсе не интересуют). Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый – злой, порочный – добродетельный, банальный – оригинальный и т.д. Примером могут служить сестры Ларины: и Ольга, и Татьяна – естественные, милые девушки, влюбившиеся в блестящих молодых людей. Но Ольга легко меняет одну любовь на другую, хотя совсем недавно была невестой Ленского, а Татьяна любит одного Онегина всю жизнь, даже выйдя замуж и оказавшись в высшем свете.

Достоверность происходящего в романе подчеркивается и с помощью вставок текста, инородного по отношению к авторскому: писем Татьяны и Онегина, песни девушек, стихов Ленского. Часть из них отличается иной строфикой (написана не «онегинской строфой»), имеет отдельное название, чем не только выделяется из общего текста романа, но и придает ему «документальность».

Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Во-первых, он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток.

Например, в Ш строфе третьей главы точки заменяют пространное описание обычного угощения гостей в помещичьем доме (оно сохранилось в рукописи).

Пушкин лишь кратко отмечает «тяжелые услуги / Гостеприимной старины», и уже в 1У строфе мы видим, как Ленский и Онегин едут обратно домой.

Важно

Также Пушкин очень умело прерывает главы, покидая героев неожиданно и не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме, как, например, четвертая глава – отказу Онегина, несчастью Татьяны и взаимной любви ее сестры, а пятая – именинам.

Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой – заинтересовать читателей (ведь роман публиковался сначала отдельными главами по мере их написания), а с третьей – бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», – говорит Пушкин, прерывая Ш главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Как видим, отказ от старых методов и поиски новых способов отображения действительности (романтики тоже рисовали действительность, только «экзотическую», почти невозможную в обычной жизни) отразились практически во всем: и композиция сюжета, и сама любовная история, и герои, и их описание – все было иным, новаторским. Художественные открытия Пушкина указали направление всей последующей русской литературе, и роман «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением в ее истории.

Источник: http://vip-gdz.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozitsii-romana-pushkina-evgenij-onegin/

13 Особенности стиха Евгения Онегина Онегинская строфа Жанровое своеобразие романа

Роман “Евгений
Онегин” — самое значительное по объему,
по охвату жизненных событий, по
многообразию тем и идей произведение Пушкина.

Он чрезвычайно ревностно
защищал свой труд от нападок критиков,
нетерпеливо ждал выхода в свет каждой
очередной главы романа, болезненно
реагировал на то, что самые близкие из
его друзей — Бестужев и Рылеев —
недооценили замысла автора и ставили
“Евгения Онегина” ниже “Бахчисарайского
фонтана”. Пушкин отразил в романе свой
путь от романтизма
к реализму

Автор ведет
на протяжении всего романа непрестанную
борьбу с побежденным классицизмом и
победившим романтизмом. Он пародирует
ложноклассический эпос и уверенно
декламирует свой отказ от отжившей
эстетики:

Столь же
иронически, но гораздо тоньше, пародирует
Пушкин опошленную
романтическую элегию:

современники не могли без улыбки читать
предсмертные стихи Ленского, затасканные
эпитеты, искусственно преувеличенные
чувства, набор высокопарных выражений
и интонаций очень напоминали им кочующие
из произведения в произведение
литературные штампы:

Пушкин в
“Евгении Онегине” борется за народность
литературы, за демократизацию русской
культуры, за создание языка русского
общества, свободного от устаревшей
лексики и от иностранных слов, бездумно
вовлекаемых в литературный оборот. Все
это он воплощает не только в авторских
отступлениях, лозунгах, призывах. Этой
мыслью пронизано все произведение.

Пушкин вводит
в сюжет образ
автора
,
он чувствует назревшую необходимость
самому раскрыться в произведении. Автор
проникновенно делится с читателями
деталями своей биографии, своими
жизненными наблюдениями, идеями.

Стилевой
диапазон

повествования предельно широк — от
высокого, пронзительно лирического до
предельно реалистического и по-настоящему
сатирического Поэт рисует реалистическую
картину жизни своего времени и создает
образ яркого, обаятельного собеседника.

Постоянно
держать читателя в напряжении на
протяжении всего стихотворного
произведения такого размера А. С. Пушкину
удалось благодаря изобретению им новой,
самой длинной
строфы

в русской поэзии — четырнадцатистрочной
“онегинской строфы”.


В ней использованы все классические
виды рифмовки: первое
четверостишие

— рифма перекрестная,
второе

— рифма парная, третья
— охватывающая и, в заключение,
двустишие, связанное парным созвучием.

Совет

Практически весь роман написан этими
строфами со строгой системой рифмовки
четырехстопным
ямбом
.

Пушкин не зря выбрал этот размер: им
очень удобно вести повествование, он
энергичен, упруг, вмещает в себя оттенки
различных чувств от нежно-лирического,
от мечтательного и философского раздумья
до порывов гнева, негодования, до
выражения иронии, сатирического
восприятия.

Столь же умело Пушкин меняет
ритм, интонацию, лексику, что позволяет
отражать мир во всем его разнообразии.
К тому же каждая строфа представляет
собой как бы отдельную
главку.

И это дает возможность поэту свободно
развивать отдельные эпизоды повествования,
если нужно, то и отвлекаться в сторону,
вставлять свои размышления о том или
ином явлении жизни, не прерывая основной
нити рассказа.

Пушкину, с
его совершенной поэтической техникой,
богатым воображением и волшебным
владением русским языком удалось
выдержать избранную строфу на протяжении
всего романа, нисколько не ослабляя
напряженности восприятия событий романа
читателем. Только в
письмах

главных героев друг к другу автор
размывает границы строф, подчеркивая
этим самым душевный порыв, глубину и
силу страсти.

Песня
крепостных девушек,

так перекликающаяся со смятенным
душевным состоянием Татьяны, также
выпадает из рисунка романа. Ритм здесь
медлительный, напевный…

В остальном
же с первой строфы (“Мой дядя самых
честных правил, когда не в шутку
занемог…”) до последней Пушкин блестяще
выдержал стиль
и размер
повествования.

Последние строки романа написаны все
тем же энергичным ямбом:

Блажен, кто
праздник жизни рано

Оставил, не
допив до дна

Бокала
полного вина,

Кто не дочел
ее романа

И вдруг умел
расстаться с ним,

Как я с
Онегиным моим.

Роман
«Евгений Онегин» писался Пушкиным в
течение 8 лет. В нем описываются события
первой четверти XIX века, то есть время
создания и время действия романа примерно
совпадают. Читая его мы понимаем, что
роман является уникальным, ведь ранее
в мировой литературе не существовало
ни одного романа в стихах.

Лиро-эпический жанр произведения
предполагает переплетение двух сюжетов
– эпического, главные герои которого
Онегин и Татьяна, и лирического,
где главный герой – персонаж, называемый
Автором, то есть лирический герой романа.
«Евгений Онегин» – реалистичный роман.

Метод реализма предполагает отсутствие
заданности, изначального четкого плана
развития действия: образы героев
развиваются не просто по воле автора,
развитие обусловлено теми психологическими
и историческими чертами, которые заложены
в образах.

Обратите внимание

Определив
роман как
«собранье пестрых глав»
,
Пушкин подчеркивает еще одну сущностную
черту реалистичного произведения: роман
как бы «разомкнут» во времени, каждая
глава могла бы стать последней, но может
иметь и продолжение. Тем самым акцентируется
внимание читателя на самостоятельной
ценности каждой главы.

Роман
«Евгений Онегин» получился сложным и
неоднозначным, так как новым стал не
только образ главного героя; новаторство
автора проявилось и в жанре, и в композиции
произведения. «Я
пишу теперь не роман, а роман в стихах:
дьявольская разница» , – так определил
жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме
Вяземскому.

Роман как эпическое
произведение, предполагает отстраненность
автора от описываемых событий и
объективность в их оценке; стихотворная
же форма усиливает лирическое начало,
связанное с личностью создателя.

«Евгений
Онегин» — роман в стихах. Впервые в
литературе Пушкин изобрел новый жанр
— роман в стихах.
Роман — эпический жанр (объективность
с разных точек зрения, соотношение между
другими людьми, историческими
событиями).
В
стихах — лирика (субъективная точка
зрения на действительность).

Автор
делает себя одним из героев романа,
дает лирическое отступление, оценку
своим героям. 
Субъективное
заключается в том, что автор впервые в
литературе делает себя героем романа.
Автор выступает
как объективный повествователь.

Нейтральный, он плавно «перетекает» из
одного состояния в 
другое. 

Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:13/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector