Готовые школьные сочинения
мая
03 2010
Характеристика образа Михаила Кошевого в романе Шолохова «Тихий Дон»
Писатель прослеживает постепенный рост классового сознания Михаила Кошевого. Находясь на фронте империалистической войны, он понял, что правда на стороне народа. У него впервые пробуждается ненависть к старому строю.
Он развертывает в казачьих частях агитационную работу, выступает против войны, навязанной народу. Далеко, не сразу к Михаилу пришло понимание бурного разворота борьбы, революционная энергия и выдержка рождались в схватках, со старым, миром.
Стремление добиться правды, «равноправия всем» никогда не покидало Кошевого.
Во время первого же восстания казаков Кошевой решительно предлагает старым друзьям уйти из хутора и пробиться к Красной Армии. Он так и поступил, несмотря на горячие возражения Григория Мелехова, но был пойман и оказался вне борьбы Находясь в отарщиках, он тяготится одиночеством, боится, что умиротворяющая степная тишина засосет его.
Кошевого угнетает даже временная отрешенность от той суровой борьбы, которая идет в стране. В отличие от Григория Мелехова, Кошевой не испытывает сомнений и колебаний, у него нет желания выйти из борьбы.
Напротив, сознательно избрав верную дорогу борьбы за революционное изменение жизни, он преодолевает чувство жалости к Григорию, сурово осуждает мятущегося школьного товарища («Расходятся, видно, наши тропки», «ить мы с ним – корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали, он мне – как брат… а вот начал городить, и до того я озлел, ажник сердце распухло… Кубыть отнимает он у меня что-то, самое жалкое. Кубыть грабит он меня!»). С установлением Советской власти на хуторе Татарском Кошевого избирают товарищем председателя Совета, и он уже тогда, не доверяя Григорию, настаивает на его аресте.
Политическая принципиальность и последовательность, чувство революционного долга, непримиримое отношение к врагам Советской власти – таковы основные черты характера Кошевого.
Раскрывая его жгучую ненависть к восставшим казакам, Шолохов пишет: «Непримиримую, беспощадную войну вел он с казачьей сытостью, с казачьим вероломством, со всем тем нерушимым и косным укладом жизни, который столетиями покоился под крышами осанистых куреней».
Кошевой безжалостно выжигает купеческие и поповские дома, курени зажиточных казаков, убивает деда Гришаку, видя в нем воплощение самых закоснелых казачьих традиций. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая», – убежденно заявляет Кошевой и остается верен этому своему слову.
Перемены, происходящие в Кошевом, Шолохов подчеркивает и с помощью портретных характеристик: при встрече с врагами голубые глаза его холодели, как лед, упорство выражалось и в «сутуловатой Мишкиной фигуре, в наклоне головы, в твердо сжатых губах»; и с помощью юмористических ситуаций (тщательная подготовка к въезду в родной хутор, согласие на венчание в церкви и разговор с гундосым попом Виссарионом).
Писатель глубоко раскрывает богатый душевный мир Кошевого, его непосредственность и мечтательность, трогательную любовь к родному краю и тягу к мирному труду, сердечную заботу о детях и светлое чувство к Дуняшке, которое он прокосит через все годы войны. С большим тактом показывает Шолохов, как «душегуб» Кошевой завоевывает доверие Ильиничны, которая утрачивает чувство обиды и злобы к нему.
Женившись на Дуняшке, Кошевой, несмотря на тяжелую болезнь, «работал не покладая рук», оказался «ретивым хозяином».
Вскоре он осуждает себя за преждевременный уход в хозяйство и весь отдается борьбе за полное торжество новой жизни на Дону, прилагает все силы, чтобы отвести недовольство казаков «от родной Советской власти».
Его никогда не покидает вера в то, что «мирная Советская власть по всему свету установится».
Выдвигая Кошевого на первый план, Шолохов сталкивает его с Григорием Мелеховым, противопоставляет их взгляды и поведение.
Писатель подчеркивает, с одной стороны, неустойчивость тех социальных сил, которые воплощает «ненадежный человек» Григорий, с другой стороны, – бдительность принципиальность, политический рост коммуниста Кошевого.
Встреча старых друзей происходит в тревожное время: на Дону, в соседних областях появляются банды, вспыхивает восстание против Советской власти. В этих условиях особенно понятна настороженность Кошевого, его недоверчивое отношение к Григорию Мелехову, который совсем недавно «закручивал всем восстанием».
С душевной прямотой высказывает Кошевой свое отношение к Григорию, не без оснований настаивает на его аресте. В столкновении ранее близких людей Шолохов раскрыл всю сложность обстановки тех лет, историческую неизбежность революционной беспощадности Кошевого в борьбе за новую жизнь.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика образа Михаила Кошевого в романе Шолохова «Тихий Дон» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-mixaila-koshevogo-v-romane-sholoxova-tixij-don/
Михаил Кошевой в романе Тихий Дон сочинение
В этом романе, который очень хорошо отражает жизнь казачества в различные временные рамки, очень большое количество колоритных персонажей, которые вызывают у читателя искреннее удивление и неподдельную любовь, так как не любить этих людей, просто невозможно.
Одной из центральных фигур этого романа занимает парень, который сыграл очень важную роль в жизни семьи Мелиховых, так как он стал их зятем, но при очень неприятных моментах.
Вся эта история началась за долго до раздора, который произошел из-за отношения Григория и Михаила к советской власти, но прежде нужно отметить, что эти парни были самыми закадычными друзьями, так как всю свою молодость прошли плечо к плечу, а потом их дорожки просто расходятся.
Григорий поддерживает белое движение, а Михаил красных, но это еще не все, что происходит между нашими героями, так как самое страшное впереди: Михаил убивает брата Григория, и именно с этого момента они становятся заклятыми врагами.
Григорий, пытается запретить своей сестре выходить замуж за этого убийцу, так как считает, что ему не место в этой семье.
Однако, жизнь складывается следующим образом: проходит время, и сестра Григория выходит замуж за Михаила, так как Григорий ему все прощает и списывает былые грехи на жуткое военное время, а последний в свою очередь затаивает на него обиду и желает его арестовать, так как обладает огромной властью на хуторе.
Все прошло, и он уже не помнит доброты Григория, который его неоднократно спасал от смерти. Михаил, начинает зверствовать, так как он считает, что на вверенном ему месте, он и царь, и бог.
Судьба обошлась с ним очень жестока, так как он был убит.
Все, что было в молодости, прошло и осталась только жажда любви и чувство великой утраты, так как он не сумел оправдать надежды своей жены, которая его очень сильно любила.
Читатель может его осуждать, но нужно всегда учитывать, какое было время и как бы могли поступить мы на его месте, а время очень жестокое.
Одним словом, этот герой может вызывать у нас и восхищение и отвращение, так как вся его судьба соткана из противоречий и ошибок, которые он допустил за всю свою жизнь, а она, как известно жестокая барышня, которая не любит, да и не умеет прощать нам ошибок.
Михаил, стал жертвой времени, которое требовало от него особых мер, которые он с огромным удовольствием применял по отношению к своим родным и знакомым, так как считал, что его дело правое, и он всегда победит, но все вышло наоборот, история все разложила на свои полки и всех успокоила.
Михаил Кошевой в романе Тихий Дон
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Как я провел весенние каникулы для 3, 4, 5, 6 класса
Я всегда думал, что весенние каникулы не могут доставить столько радости, как летние. Ну что такое неделя? Семь дней пролетят, и нет их. Но в этом году я изменил свое мнение. Весенняя неделя отдыха была лучшей - Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад сочинение
Помещик Гаев является одним из центральных персонажей произведения, однако воспринимается лишь как брат главной героини. Его образ необходим для понимания и всестороннего рассмотрения - Сочинения 4 класс
- Смерть Остапа в повести Тарас Бульба сочинение
В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого, - Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов)
Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я берусь за чтение его книг - Сочинение по картине Васнецова Баян 9 класс
Этот русский живописец, является настоящим патриотом своей Родины, так как большинство его работ написаны в историческом плане, что и обуславливает его бешеную популярность и в наши дни. Все картины мастера, пропитаны любовью к своей отчизне.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/mihail-koshevoj-v-romane-tihij-don
Кошевой в доме Мелеховых (анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон»)
Роман-эпопея «Тихий дон» М. А. Шолохова — грандиозное произведение о жизни и быте донских казаков. Катаклизмы жестокого двадцатого века нарушили мирное течение народной жизни, жизнь на Дону разладилась.
Одним из ярких эпизодов, подтверждающих трагичность происходящего на Дону, является эпизод визита Михаила Кошевого в дом Мелеховых.
Измучилась Ильинична в ожидании сына. Она стала уже слаба и стара. Многочисленные потери и утраты сломили ее, да и возраст давал о себе знать. Ежедневно она вспоминала о Григории, ждала его каждую минуту, не давала никому ни на.миг усомниться в его возвращении, держала теплой пищу для него, как приятное воспоминание вывесила в передний угол его одежду.
И вот вместо Григория в ее доме появляется первейший враг, Мишка Кошевой, убийца ее сына Петра. Ильинична не находит себе места от негодования. Мишка ей ненавистен. Кошевой же пришел к Мелеховым сразу наутро после возвращения. Он соскучился по Дуняшке, и жесткий прием Ильиничны его не смутил нисколько. Ильинична принялась стыдить его и гнать из своего дома.
Мишка же не обращал никакого внимания на ее слова. Он прекрасно понимал хозяйку мелеховского дома, но и отступать от своего тоже не собирался. Тяжелее всего пришлось в этой ситуации Дуняшке, которая, только услышав голос Михаила, не находила себе места.
На ее лице « то вспыхивал густой румянец, то бледность покрывала щеки так, что на тонкой горбинке носа выступали
продольные белые полоски». При виде Дуняшки, все же не выдержавшей и вышедшей из комнаты, мутные глаза Кошевого оживились. Любовь к ней — единственное, что осталось у него в жизни, и с этим Ильиничне надо было смириться.
Нелегкий разговор заводит она с Михаилом. Но он этого разговора ждал. Знал, что назовет его Мелехова душегубом, знал, что придется ему посмотреть в глаза матери, сына которой он собственноручно лишил жизни. Свой поступок Кошевой объясняет войной. «А ежели б Петро меня поймал, что бы он сделал?» — гневно восклицает он, споря со старухой.
Война бесчеловечна. Гражданская — вдвойне. Брат шел на брата, сосед на соседа, и это пришлось разъяснять Мишке Ильиничне. Кошевой говорит старухе о своей душевной чуткости, о том, что у него на животное никогда не поднималась рука, что война заставила его быть таким же жестоким, каким были на ней все.
Непредсказуемая судьба распорядилась так, что сердце Михаила загорелось любовью именно к Дуне Мелеховой, что родной ее брат оказался во вражеском ему стане, что сватья Мелеховых Коршуновы были тоже по другую сторону баррикад. Трагична их судьба, но нисколько не счастливее их Кошевой, оставшийся совершенно одиноким.
Война, по мнению Шолохова, разлагает души людей, убивает в них человеческое.
Долго споря с Мишкой, Ильинична начинает понимать, что не так-то легко его отвадить от их дома. Кошевому было свойственно бычье упорство, оскорбительные выходки «взбесившейся старухи» его не трогали и, главное — он знал, что Дуняшка его тоже любит, следовательно, смысл добиваться ее был.
В определенный момент и Дуняшка не выдерживает и восстает против материнских запретов. Ее любовь сильнее страха перед матерью, сильнее уважения к ней. Несмотря на всю жестокость войны, все такими же сильными оставались естественные человеческие чувства, измученные люди все же продолжали любить, потому что жизнь продолжалась.
Недолго сопротивлялась Ильинична. Старуха, жившая всегда общечеловеческой идеей дома, материнского долга, не смогла зажить по-новому, зажить идеей ненависти. Михаил вскоре взялся помогать им по хозяйству.
Противоречить ему было сложно: без мужской руки все у Мелеховых давно пришло в упадок. Увидев, как исхудал «душегуб», Ильинична жалеет его, подчиняясь извечному непрошеному чувству — «щемящей материнской жалости».
В итоге не выдержав, Ильинична зовет Михаила ужинать, фактически признав его членом семьи. За ужином она пристально наблюдает за ним и именно в этот миг неожиданно для себя проникается к нему иным чувством.
Это парадоксальное явление — жалость к убийце сына — писатель объясняет силой характера простой русской женщины. Много утрат понес народ, понесли Мелеховы, но жизнь продолжалась, и как-то нужно было мириться с ее новыми обстоятельствами.
Роман «Тихий Дон» — страстный призыв писателя к людям сохранить общечеловеческие ценности и отказаться от войн и насилия.
Источник: https://5litra.ru/soch/280-koshevoy-v-dome-melehovyh-analiz-epizoda-iz-romana-m-sholohova-tihiy-don.html
«Тихий Дон» – Кошевой в доме Мелеховых
В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывается о многих трагических моментах истории России начала ХХ века.
Как самое страшное зло, изображается здесь гражданская война – жестокая бойня, в которой брат сражается против брата, сосед – против соседа. Но люди должны оставаться человечными, несмотря ни на что.
Такую мысль писатель утверждает, например, в эпизоде «Кошевой в доме Мелеховых». Рассмотрим этот фрагмент, прослеживая гуманистические идеи автора.
Михаил Кошевой возвращается с фронта и приходит к любимой девушке, Дуне Мелеховой. Но мать возлюбленной, Ильинична, встречает его совсем неприветливо: «А ты кто такой мне, чтобы я тебя ждала? Нашему забору двоюродный плетень? – грубо ответила Ильинична, негодующе глянув в ненавистное ей лицо Кошевого».
Михаил знает, в чем он виноват, но не подает вида.
Конечно, ему хочется забыть о совершенном несколько лет назад злодеянии. Кошевой пытается перевести разговор в другое русло, расспрашивает Ильиничну о домочадцах, в том числе – с явной тревогой – о Дуне. Так мы понимаем, насколько сильно он любит ее. И девушка отвечает Михаилу взаимностью: « Дуняшка прибирала в горнице и, заслышав Мишкин голос, побледнела, безмолвно всплеснула руками.
Она вслушивалась в происходивший на кухне разговор, присев на лавку, не шевелясь. На лице Дуняшки то вспыхивал густой румянец, то бледность покрывала щеки так, что на тонкой горбинке носа выступали продольные белые полоски». Девушка волнуется не только потому, что ей предстоит долгожданная встреча с любимым. Кошевой – враг семьи Мелеховых.
Он убил брата Дуни – Петра и свата Натальи – «деда Гришаку».
И теперь Дуняшке очень трудно. Она не знает, как себя вести с Михаилом, ненавидеть которого не может, но и любовь показывать не должна. Ведь нельзя любить убийцу своего брата, нехорошо. Поэтому, обычно веселая и гостеприимная, девушка «чуть слышно» отвечает на приветствие Кошевого, хотя и рада ему.
Рассерженная Ильинична тоже не дает молодым людям пообщаться, посылает Дуняшку за водой. Михаил понимает, что его пытаются прогнать, но не уходит. Герой очень упрям, он настойчиво добивается расположения к себе. В ответ на оскорбления Ильиничны Кошевой объясняет ей, что не он один виноват в гибели Петра и «деда Гришаки».
Гораздо большая ответственность лежит на самой войне, где либо убиваешь ты, либо – тебя: «А ежели б Петро меня поймал, что бы он сделал? Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил. Не для того мы на энтих буграх сходились, чтобы нянькаться один с другим! На то она и война». Конечно, герой прав, но это не умаляет горя Ильиничны, потерявшей сына.
Кошевой ей отвратителен: « Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить я тебя не могу! – настойчиво твердила Ильинична».
Однако герой продолжает доказывать свою правоту:»А Митрий Коршунов – сват ваш – не душегуб? А Григорий кто? Про сынка-то ты молчишь, а уж он-то душегуб настоящий, без подмесу!…
Сколько он наших загубил, об этом ты знаешь? То-то и оно! Коли такое прозвище ты, тетушка, даешь всем, кто на войне был, тогда все мы душегубы».
Михаил, безусловно, убедил Ильиничну, возразить ей было нечем, поэтому она решила закончить разговор: « Хватит! Некогда мне с тобой гутарить, шел бы ты домой».
Мы сочувствуем героине, но к Кошевому все больше проникаемся симпатией. Да, плохо, что он не просит прощения у Ильиничны. Ему бы следовало стать на колени перед страдающей матерью. Но герой выбирает даже более сложный путь: он сам пытается заменить Ильиничне сына.
Михаил искупает свой грех трудом. Работа не ждет, все надо делать вовремя, а кроме него мужчин в семье нет. Поэтому Кошевой сам начинает налаживать мирный быт Мелеховых. Герой работает, не жалея сил, а ведь он серьезно болен.
Михаила одолевают приступы лихорадки: «Крупная дрожь сотрясала Мишкино тело. Стуча зубами, он прилег на принесенную Мишаткой дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо… После приступа он заметно ослабел.
Движения его стали вялы и неуверенны»…
Болезнь Кошевого меняет отношение к нему Ильиничны.
Если прежде она видела в Мишке лишь ненавистного убийцу своего сына, то теперь с удивлением замечает в нем совершенно иные, положительные качества: «потухшие глаза «душегуба» теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли, а в углах рта еще долго таилась чуть приметная улыбка»…Здесь, я думаю, Шолохов показывает нам, как важно постараться понять человека. Да, Ильиничне очень трудно было это сделать. Она, как многие из нас, пошла по пути наименьшего сопротивления: поставила Михаилу клеймо «душегуба» и слушать больше ничего не хотела. А ведь говорил ей Кошевой: «Тоже, нашла душегуба? Я, бывало, ягнока или поросенка не могу зарезать и зараз – знаю, что не зарежу. У меня на эту живность рука не налегает. Другие, бывало, режут – и то я уши заткну и ухожу куда-нибудь подальше, чтобы и не слыхать и не видать».
Разве не человечность это? Хорошо, что Ильинична пусть поздно, но осознала свою неправоту и начала присматриваться к Кошевому: она «увидела, как страшно исхудал он за время болезни.
Под серой от пыли гимнастеркой резко и выпукло очерчивались полудужья ключиц, выступами горбились острые от худобы углы широких плеч, и странно выглядел заросший рыжеватой щетиной кадык на ребячески тонкой шее…
Чем больше всматривалась Ильинична в сутулую фигуру «душегуба», в восковое лицо его, тем сильнее испытывала чувство какого-то внутреннего неудобства, раздвоенности. И вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку – та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, – проснулась в сердце Ильиничны».
В этом эпизоде Шолохов еще раз показал нам, что не бывает людей без недостатков. Каждый из нас противоречив, порой сильно. Но надо верить в человека, видеть в нем хорошее, доброе, уметь прощать. Это и есть любовь к ближнему, основа жизни на земле.
Источник: https://www.school-essays.info/tixij-don-koshevoj-v-dome-melexovyx/
Григорий и Кошевой в романе «Тихий Дон»
Григорий, возвращаясь домой, начисто отрицал всякую возможность своего участия в каком-либо движении, направленном против Советской власти. Его позиция сводилась к нейтралитету смертельно уставшего человека, его стремления не шли дальше семьи и хозяйства.
Кошевой, наоборот, начисто отрицал возможность его неучастия в движении, направленном против Советской власти, если такое движение возникнет. Но состоявшийся разговор повлиял ли на них, поколебал ли их позицию? Кошевой еще сильнее укрепился в неприязни и недоверии.
Опрометчивая реплика Григория: «Против власти не пойду до тех пор, пока она меня за хрип не возьмет», – только обострила его подозрения. Григорий же понял, что ему предстоят серьезные испытания. Его надежды на жизнь мирного труженика и семьянина оказались поколеблены.
Таковы уроки, вынесенные действующими лицами романа. Объективный же смысл приведенного диалога значительно шире и серьезнее. Здесь подведены итоги определенного этапа пути Григория и созданы сюжетные предпосылки дальнейшего развития действия.
Реальная обстановка в стране была такова, что еще рано было говорить об окончательном разрешении проблем, связанных с людьми типа Григория Мелехова, а следовательно, о сюжетном завершении судьбы героя.
Седьмая глава восьмой части «Тихого Дона», непосредственно следующая за сценой разговора Григория с Кошевым, – по существу, развивает мотивы, связанные с этой сценой. Спор между ними продолжается
Михаил Кошевой такого права за ним не признает. В Григории он видит побежденного врага и требует, чтобы он безоговорочно капитулировал перед революционным правосудием, которому и дано определять степень вины и меру наказания.
«Что ж, все произошло так, как и должно было произойти. А почему его, Григория, должны были встречать по-иному? Почему, собственно, он думал, что кратковременная честная служба в Красной Армии покроет все его прошлые грехи? И, может быть, Михаил прав, когда говорит, что не все прощается и что надо платить за старые долги сполна?
«Одно хочу тебе напоследок сказать: против власти я не пойду до тех пор, пока она меня за хрип не возьмет. А возьмет, буду обороняться!».
Рекомендуем почитать ►
Внутреннее единство «Повестей Белкина»
– Крепкая у тебя память!» – Диалог коснулся одной из самых острых проблем эпохи, проблемы революционного гуманизма, права на революционное возмездие и ответственности перед законами человечности.
…Григорий видел во сне широкую степь, развернутый, приготовившийся к атаке полк. Уже, откуда-то издалека, неслось протяжное: «Эскадро-о-он…» – когда он вспомнил, что у седла отпущены подпруги.
С силой ступил на левое стремя, – седло поползло под ним…Охваченный стыдом и ужасом, он спрыгнул с коня, чтобы затянуть подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно удалявшийся грохот конских копыт
Ненависть становится взаимной, хотя ясно, что чувство Григория – это ответная реакция на резкость тона и даже глумливые нотки, проскользнувшие в речи Кошевого.
Хотя Кошевой и возмутился, услышав от Григория: «До чего же ты сволочной стал, Михаил!» – и напомнил ему: «Эти, знаешь, офицерские повадки бросать надо», – объективно складывается впечатление, что осужденные им «повадки» проявились у него самого.
«Не думал он в этот предрассветный час, что еще не раз придется ему ходить в атаку и во сне и наяву».
Григорий, напротив, стремится предать забвению прошлое. Примечательно, сто аргументы Кошевого не разрушают полностью суждений Григория. Доводы Мелехова тоже не опрокидывают аргументов Михаила.
Как будто бы и прав Кошевой, напоминая: «Они рядовые, а ты закручивал веем восстаниям». Но это не вся правда, ибо мы знаем, что Григорию принадлежала несколько иная роль в мятеже.
Далеко не вся правда содержится и в словах Григория о причинах, толкнувших его на восстание.
«Этого из памяти не выкинешь.
Так закончился диалог-поединок, и Кошевой в этом столкновении нравственной победы не одержал… А кто же победитель? Ведь Григорий тоже вынужден был временами отступать перед доводами Михаила.
Он убежден, что честная служба в Красной армии, ранения дают ему возможность отстаивать свое право перед Советской властью: он свои преступления искупил кровью.
Рекомендуем почитать ►
Жанр молитвы в поэзии И.А.Бунина
В глазах Кошевого Григорий по-прежнему враг, ибо ему памятны дни восстания. Он судит Григория по его действиям, не вникая в их мотивы и обстоятельства. Поэтому, как ни оскорбительно это было для Григория. Кошевой все же напомнил ему о мародере и бандите Кирюшке Громове, который тоже вернулся в хутор из Красной армии, а теперь бежал в банду.
Между тем диалог вновь приблизился к черте, за которой, казалось, уже невозможно было его продолжение. Григорий резонно замечает, что старого не переменишь, что поганую и длинную песню пережитого перепевать поздно. Но кошевой иного мнения, груз былого давит, слишком тяжкими были преступления Григория, чтобы их предавать забвению:
Практически выбывает из романа Михаил Кошевой. Григорий остается наедине со своими мыслями. Однако Шолохов не воспроизводит их непосредственно. Следует размышление в форме несобственно-прямой речи, в которой нелегко уловить грань, отделяющую мысли автора и персонажа:
«Ежли все помнить – волками надо жить».
Картина сна увенчивает всю сцену с Кошевым, предвещая трагическое будущее Григория. Мотив одиночества вновь вторгается в повествование о Григории.
Шолохов не дает прямой оценки происходящему, а воспроизводит действительность во всей ее полноте, в сложной и противоречивой игре сил, полагая в ней найти ответы на вопросы, которые так мучительно и даже грозно вставали перед героем романа. А пока только лишь намек на то, что Григория ожидают тяжкие испытания:
Нетрудно заметить, что кошевой фактически повторил слова Штокмана о Григории, сказанные еще накануне Вешенского восстания.
Штокман тогда укорял коммунистов Татарского за то, что они не взяли Мелехова «в дело».
Теперь Кошевой видит в Григории только одного из главарей мятежа и не желает замечать перемен, происшедших в нем, не хочет вникать в те индивидуальные мотивы и причины, которые обусловили его судьбу.
На Дону возникла угроза восстания. Михаил ведет разговор и оценивает Мелехова только с точки зрения складывающейся обстановки: в его представлении нет разницы между Григорием и Митькой Коршуновым:
Рекомендуем почитать ►
Личность и общество в романе “Анна каренина
На душе у него было тяжко и смутно, и он решил отправиться к Зыкову, чтобы в дружеском разговоре излить душу, попросить совета: «с кем же, как не с Прохором, мог поделиться Григорий своими самыми сокровенными думами?».
Ни Григорий, ни Кошевой не способны охватить всей полноты мотивов и объективно взвесить все обстоятельства, ибо первый на все смотрел с точки зрения настроений человека, признавшего непреложность Советской власти и вернувшегося домой с желанием мирной жизни, другой – с точки зрения той роли, которая принадлежала Григорию в восстании, и напряженной обстановки на хуторе, на Дону.
«Я уже тебе сказал, Григорий, и обижаться тут нечего: ты не лучше их, ты непременно хуже, опасней».
Кошевой не может забыть кровь, пролитую Григорием во время восстания: «Много ты наших бойцов загубил, через это и не могу легко на тебя глядеть».
Григорий придерживается иного взгляда: «Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю…» Столкнулись два характера, два разных взгляда: кто же прав? Содержание диалога расширяется.
Григорий роняет слова, придающие особую идеологическую и нравственную остроту всему разговору:
Григорий усмехнулся:
Григорий рано утром вышел на улицу: «Надо на могилки сходить, проведать мать и Наталью».
Но следует заметить, что реплики Григория начинают приобретать большую весомость, речь его звучит более уверенно и энергично, как только дело коснулось проблем нравственных. Теперь он мог опереться на свою субъективную честность, моральную непричастность к преступлениям, которые связывались с белогвардейцами.
Высказывания кошевого, наоборот, несколько утратили энергичность, в них все явственнее и явственнее стало проскальзывать раздражение. Пора подводить черту. Резко меняется тон реплик Григория. Все его попытки пробудить в Кошевом хотя бы простую заинтересованность в своей судьбе ни к чему не привели.
Григорий говорит резко и прямо:
Полк пошел в атаку без него…».
Источник: https://www.getsoch.net/grigorij-i-koshevoj-v-romane-tixij-don/