Сценарий постановки по мотивам повести В. Распутина “Прощание с Матёрой”
Прощай! Матёра!
I действие
Сидят за столом бабушка Настасья и дед Егор. Внучок Иван спит.
Дед включает радио, слушает рассказ Гагарина о полете.
Бабушка Настасья: Дед, не спится?
Дед Егор: Последнее лето живем в Матёре. Э-эх! Осенью поднимут воду. Вода по реке разольётся, затопит Матёру… Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой. Места потом не показать, где там селились люди…. Э-эх!
Бабушка Настасья: Придётся переезжать. Досвиту свой скарб нужно переправить…
Ванюшка:(сонный, поднимает голову) Деда!? А кто такой этот таинственный досвит?
Дед Егор:(смеется)Это, Ванюшка, означает встать до рассвета.
Ванюшка: А что такое рассвет? Покажи!
Бабушка Настасья: Не морочь голову малому! Пусть спит!
Раздается крик петуха, мычание коровы.
Б. Настасья уходит доить корову.
Дед Егор: Вставай, коли хочешь увидеть, как просыпается жизнь. Запомни, внучок, рассвет на Матёре – особенный…. Э-эх!
II действие
Дед с внуком сели на пороге дома. Дед Егор укрыл фуфайкой Ванюшку.
Презентация рассвета.
Ванюшка: Ух ты! Деда, это солнце встает? (заворожено) Оно живое?
(Бабушка Настасья вернулась. Налила парного молока, дает внуку).
Бабушка Настасья: Пей… На Земле – все живое: и солнце, и молоко…
Ванюшка: Не люблю парного…
Дед Егор: Сейчас мы с тобой землянички наберем… да с парным молочком… «Мунитет» поднимать будем…
Отошли от сцены. Ванюша находит птичье гнездо.
Ванюшка: Дедушка!? Если нашу Матёру затопят, птенчики успеют вырасти, улететь успеют, а деда? А зайчики? А зверюшки? Они точно живые…
Дед Егор: (молчит… чешет затылок, задумался, махнул рукой) Успеют улететь… На что хозяин Матёры? Поможет, успокойся.
III действие
Приехал Воронцов. С нимпредставитель из района, отвечающий за «очистку» Матёры.
Собрали народ (колотили по рельсам (звук). Люди слушали стоя.
Воронцов: Здравствуйте, товарищи! (снял шляпу) До конца августа закончить сенокос! По- ударному!
(На улице пошел дождь. (звук дождя). Люди жмутся, переминаются с ноги на ногу.)
К половине сентября Матёру полностью очистить от всего, что на ней стоит и растет. Двадцатого сентября государственная комиссия приедет принимать ложе водохранилища… Сюда в Матёру!
Не ждать последнего дня – постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности… Картошку свою можно не копать, а колхозную – выкопать!!! Детей до 1 сентября отправить в район, в интернат.
IV действие
Дети в школьной форме выбегают на сцену, машут руками, прощаются с Матёрой.
Все: Прощай, Матёра! Мы тебя никогда не забудем….
1 Девочка: Мне тебя жалко, ты нам родная…
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/teatr/258794-scenarij-postanovki-po-motivam-povesti-v-rasp.html
«Прощание с Матерой» 75 лет. Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской. – презентация
1 «Прощание с Матерой» 75 лет
2 Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Родился в 1937 году
3 Несколько лучших повестей Распутина объединяются в своеобразный цикл. Основания для такого объединения – духовно-социальные проблемы, которые ставит автор, его тревога за судьбу страны, судьбу народа.
4 «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой», – так определяет своеобразный закон герой повести «Пожар» (1985). У людей- «архаровцев» нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит.
5
6
7 Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями – ведущая в повести «Прощание с Матерой» (1976)
8 « Трудно понять Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары…А Дарья, хотя у нее есть и дети и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для героев В. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается… Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые; безнравственные… истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а ее имитацией». Согласны ли вы с мнением критика? В чем он, по-вашему, прав, а с чем вы готовы поспорить? Обоснуйте свой ответ.
9 « К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом…»
10 «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть на камне и зыбкой трясине…» Человеку «озлиться нельзя», «он на острие многовекового клина»,, которому нет конца».
11 1. «Я не мог не написать «Матеру»,как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матерой») 1. «Я не мог не написать «Матеру»,как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матерой»)
Источник: https://www.myshared.ru/slide/267228
Презентация на тему ” “Прощание с Матерой” В. Распутина”
- Скачать презентацию (0.57 Мб)
- 56 загрузок
- 4.0 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему ” “Прощание с Матерой” В. Распутина” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Формат pptx (powerpoint)
- Количество слайдов 16
- Аудитория
- Слова литература теория литературы уроки литературы распутин прощание с матерой
- Конспект Отсутствует
- Слайд 1 Урок по литературе в 10 классе по повести В. Распутина«Прощание с Матерой».
- Слайд 2 обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения.
привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях.
развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся. - Слайд 3 текст повести В. Распутина «Прощание с Матерой»;
художественный фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»;
музыкальное сопровождение в исполнении Н. Гнатюка «Малиновый звон»;
газетные статьи «А тут плавают ваши кресты…» (подтвердить вымысел правдой памяти);
документальный фильм «Городские – деревенские». - Слайд 4 -Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление.».
И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской области под руководством областной партийной организации проделали большую работу по переносу строений, переселению из зоны затоплений 17 137 хозяйств и 493 населённых пункта,
по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817 км.кв.…». - Слайд 5 Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть.
- Слайд 6 Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.
«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» – читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.
Должно уйти под воду всё:
дома ОГОРОДЫ
КЛАДБИЩЕ
луга, леса, цветы…
ВСЁ… - Слайд 7 Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам.
Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял? Это главные вопросы нашего урока. - Слайд 8 Вопросы для обсуждения:
1. Смысл названия текста? (Матера – матерь)
2.Прошлое Матеры. С какой целью так подробно автор рассказывает о деревне? (Чем больше знаешь, тем дороже и роднее.)
3. Как ведут себя жители, с лёгкой ли душёй расстаются с корнями своими? (Тяжкое испытание, обнажается душа)
4. Анализ диалога между Дарьей, представителем старшего поколения, и Андреем, представителем молодых. (класс делится на две группы: первая группа отстаивает позицию Дарьи, вторая группа – позицию Андрея.). - Слайд 11 Выступление учителя географии о Пермской ГЭС. (Построив Пермскую ГЭС, человек потерял редкие породы деревьев, трав, цветов, пастбища, частично нарушилась экология, увеличилась влажность, исчезли некоторые виды рыб, птиц. Но при этом, область имеет электричество. Цифры, факты.)
- Слайд 12 Показ видеозаписи отрывка из документального фильма «Городские – деревенские» с комментариями учителя (Затопили деревни, раскидали людей по миру. Потерялся хозяин, а с ним и ответственность за землю, за её будущее.Так решались судьбы людей. »).
- Слайд 13 Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски, чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…
- Слайд 14 «Дед Егор не вытерпел: -Ты не тяни кота за хвост, ты скажи, кресты по какой надобности срубил? -Я и отвечаю, – дёрнул Жук, и от обиды заговорил быстрее, – вы знаете, на этом месте море разольётся, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы. А тут плавают ваши кресты. Их вымоет и понесёт, они же под водой не будут, как положено, на могилах стоять. Вот приходится думать и об этом…»
- Слайд 15 Закончиваем урок высказыванием В. Распутина: «Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.»
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/povest-rasputina-proschanie-s-materoy
Прощание с матерым
Фото: Эдгар Брюханенко / Фотохроника ТАСС
Он родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье. Все детство будущий писатель провел в деревне Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления Братской ГЭС.
Окончив местную начальную школу, был вынужден один уехать за пятьдесят километров от дома — туда, где находилась средняя школа.
Об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» (1973), по которому режиссер Евгений Ташков снял одноименный фильм в 1978 году.
После школы Валентин Григорьевич поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета и тогда же стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
Первый очерк «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отметили талант начинающего литератора, и он был рекомендован в Союз писателей СССР.
Первая книга рассказов и очерков «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966-м.
Большой успех у читателей получила повесть писателя «Деньги для Марии». Критика того времени отмечала переход Распутина от «таежной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству автора.
Распутин начинает испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке деньгами, верностью дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всесоюзную известность.
С начала 1970-х его повести и рассказы выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик, выходят во многих европейских странах, в Японии и США.
В 1977 за повесть «Живи и помни» писателю присуждается Государственная премия СССР, спустя 10 лет та же премия присуждена еще раз за повесть «Пожар». С 1985 года он член правления Союза писателей СССР, с 1994-го — сопредседатель правления Союза писателей России.
Сам Распутин считал одной из главных своих книг «Последний срок». Ее перевели на многие языки мира, поставили в театре. И это, безусловно, одно из лучших произведений писателя. Но настоящим прорывом в биографии автора стал выход повести «Прощание с Матерой» (1976). Валентин Распутин поднял одну из самых актуальных экологических проблем на планете.
История крошечной деревеньки Матеры бросает зарвавшемуся от мнимого величия человечеству вызов, сигналя об опасности — писатель предупреждает, что цивилизация может потерять себя в борьбе за технический прогресс.
Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете «Прощания с Матерой» в миф о гибели крестьянского мира. На поверхности сюжета — история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря».
В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, — символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с природой.
Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни — крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.
В 1980 — 1990-е Распутин много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь…» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Бориса Дмитриева, стала библиографической редкостью.
В этот период Распутин ведет активную общественную деятельность — он избирается депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, становится советником в Президентском совете при М.С. Горбачеве.
Писатель — член редколлегий многих газет и журналов, входит в руководящие органы разного рода общественных движений, инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры «Сияние России».
Вот что пишет знаменитый «деревенщик» в очерке «О подлинном патриотизме»:
«Напомню сейчас, что патриотизм — не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями. (…
) Без Родины он духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. (…
) От речей на политическом митинге, даже самых правильных, это чувство не может быть прочным, а вот от народной песни, от Пушкина и Тютчева, Достоевского и Шмелёва и в засушенной душе способны появиться благодатно-благодарные ростки.
Родина прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа…».
В повести «Пожар» (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира — на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни.
Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро.
Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, — уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира.
Отсюда — эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками быта леспромхоза.
Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х — 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное и почти агрессивное обличение происходящих в России перемен.
Вместе с тем в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.
Из доклада писателя «О будущем России»:
«Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать, их становится все больше. А если бы и загнали — гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого ещё не бывало, но может быть.
Я верю — мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства — слишком лакомый кусок…».
В век телевидения творчество писателя часто узнают по экранизациям, и Валентину Григорьевичу в этом смысле повезло.
Помимо замечательных «Уроков французского» Ташкова, еще раньше, в 1969-м, по рассказу Распутина и в соавторстве с ним, Динара Асанова сняла свою дипломную короткометражку «Рудольфио» с Юрием Визбором, а спустя тридцать лет после выхода «Живи и помни», в 1978-м, Александр Прошкин создал по книге фильм с Анной Михалковой и Сергеем Маковецким.
Правда, экранизации одной из главных повестей Распутина — «Прощанию с Матерой» сопутствовала трагедия, мистически перекликающаяся с сюжетом произведения. Выдающийся режиссер Лариса Шепитько готовит сценарий фильма «Матера».
Съемки должны были проходить на озере Селигер, но в начале июня в 1979-го Шепитько и ее съемочная группа погибли в автокатастрофе по пути следования на место.
Работу над фильмом завершил муж Ларисы, режиссер Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981).
В жизни самого Распутина в последние года также случилось немало трагедий, подточивших его здоровье.
Дочь Мария Распутина — музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории — погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, а три года назад скончалась супруга. Утраты тяжело сказались на его состоянии.
В ночь на воскресенье Валентин Распутин скончался в московской больнице после четырех дней комы. Сегодня ему бы исполнилось 78 лет.
Игорь Игрицкий (Lenta.ru)
«Всё впереди»
То, во что верил, что любил Валентин Распутин разделялось далеко не всеми и в советском обществе, что уж говорить об обществе российском.
Его вестернезированной части ценности, которые отстаивал Распутин, кажутся малопонятными, если не несуществующими (как не существует больше, на взгляд представителей креативного класса, прежняя России), а поступки писателя представляются и вовсе дикими — нельзя же, полагают наши западники приличному и цивилизованному человеку («не мракобесу») всерьёз подписывать письма против Pussy Riot. Даже самые вменяемые из них, те, кто, как журналист Олег Кашин, не может отказать Валентину Григорьевичу в человеческой честности и писательском таланте, опасаются: как бы он не остался «для нас» таким вот «подписантом».
Зря опасаются. Без наветов имя Распутина, конечно, не обойдётся. Но они осыплются, как шелуха, открыв любому пытливому и, скорее, молодому уму подлинного Распутина — позабытого в последние двадцать лет и очень современного писателя, и человека. В середине 80-х прошлого века он напишет пророческую повесть «Пожар», а в ней — пожар, в котором в леспромхозовском пожаре дотла сгорает жизнь людей, которые никому не дороги и не нужны. Такое страшное предчувствие сегодняшнего нашего очередного расчеловечивания, отлитого уже в современный чеканный мем: «Господь, жги!», потому что ничего не исправить, и ничего здесь никогда уже не будет, перестраивать нечего.
Удивительным образом на другой день после кончины Валентина Распутина в Москве сгорела колокольня Новодевичьевого монастыря. Как говорят специалисты, загорелась не снизу, с земли, а сверху, словно её коснулся какой-то огненный перст с неба. Всем нам во вразумление?
Для вящего напоминания о том, что все мы: левые и правые, консерваторы и либералы, — суть русские люди. И пытаться строить Россию так, чтобы кого-то из нее вычеркнуть — дело не только преступное, но и бесперспективное, ведущее всё дело в тупик.
Судьба Распутина — лишнее и грустное тому подтверждение. Значит, надо начинать всё сызнова — пытаться строить Россию и жить в ней так, чтобы места хватало всем.
«Всё впереди» — так назвали новый литературный конкурс в Вологодской области, посвятив его имени и памяти другого писателя-«деревенщика» — Василия Белова. На конкурс может быть представлена ранее не публиковавшаяся проза современных авторов.
Для обеспечения единого концептуального решения обязательным условием участия являются темы добра, любви к Родине, русской деревне, народной жизни. Одним словом, всего того, что любить сегодня трудно и не модно…
Источник: https://samolet.media/posts/1415
Презентация к уроку (литература, 11 класс) по теме: Презентация “Прощание с Матерой”
Слайд 1
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Слайд 2
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. … На них основана от века по воле Бога самого Самостоянье человека – залог величия его. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Без них наш целый мир – пустыня, Душа – алтарь без божества. А. С. Пушкин
Слайд 3
словарная работа Прощание – Проститься – Матёра – Матёрый –
Слайд 4
Какой вы видите Матёру ?
Слайд 5
Какие приметы времени видны в повести?
Слайд 6
Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда “есть и пошла” Матёра?
Слайд 7
Следы истории Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?
Слайд 8
Дарья Молодежь Отношение к «малой родине» Отношение к предкам Отношение к природе
Слайд 9
Анализ отрывков из повести: – сцена пейзажного описания Матёры (гл. 1); – история Матёры (гл.1); – сцена разорения кладбища (гл. 2 -3); – сцена горящей избы (гл. 8); – сцена сенокоса (гл. 10); – сцена прощания с домом Настасьи (гл. 7); – сцена прощания с избой Дарьи (гл. 20).
Слайд 10
Дарья Андрей Вам что Матера, что холера. Тут не приросли, нигде не прирастете, ничего вам не жалко. Такие уж вы и есть – обсевки. Сейчас время такое – нельзя на одном месте сидеть.
Мне охота, где всё по – другому, по – новому. А посёлок построен не по – людски : не для себя строили, смотрели только, как легче построить, меньше всего думали, удобно ли будет жить.
ГЭС отгрохают, она тысячу лет будет стоять.
Слайд 11
Дарья Андрей А то она христовенькая на вред тут стояла… земли плодородные, веками ухоженные, вскормившие не одно поколение. А в поселке на гектар новой пашни тысяча рублей брошено. На этот золотой гектар посеяли пшеницу, а она даже не взошла.
Любому мужику было видно, что земля неплодородная. Один красный кирпич. Чтоб землю добыть – трудов – то много надо.
Найти бы ту комиссию, что место выбирала и для поселка, и для затопления, и носом её, носом… Наша Матера, бабушка, будет людям пользу приносить, электричество пойдет.
Слайд 12
Дарья Андрей Дарья считает, что могилы надо обязательно перевезти.
Андрей удивился предложению бабушки перевезти могилы, смолчал, но подумал: «Как это интересно увидеть то, что осталось от человека за 30-40 лет». Пуп вы свой не надорвете? Везде машины.
Они в работу душу –то не вкладывают… В ком душа, в том и Бог. Он не в небе, а в тебе Человека сторожит. Данная жалость – это палка на пути цивилизации.
Слайд 13
Образ Дарьи – Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека? -Как показана нравственная красота Дарьи? – Через что раскрывается образ Дарьи? -Что такое дом, изба для Дарьи?
Слайд 14
– Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?
Слайд 15
– В чём смысл конфликта повести?
Слайд 16
– Какие проблемы ставит Распутин в повести?
Слайд 17
Какие символы помогают понять авторский замысел?
Слайд 18
Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в “Прощании с Матерой”? Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. “Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви.”
Слайд 19
“Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. “…патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход”. “Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к её святыням”.
Слайд 20
Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос «Какие нравственные уроки дает нам повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»?
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/05/prezentatsiya-proshchanie-s-materoy
Валентин Григорьевич Распутин «Прощание с Матерой»: Живая память. Это прошлое или настоящее?
Cлайд 1
Валентин григорьевич Распутин. «Прощание с Матерой»: Живая память. Это прошлое или настоящее? Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г.о. Железнодорожный Куненкова Елена Михайловна
Cлайд 2
«Прости нам, Господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится»
Cлайд 3
. В.Г.Распутин – сибиряк. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве – совесть и память. В. Распутин с женой Светланой Ивановной и дочерью Марией, 1985 год
Cлайд 4
Родина писателя, Аталанка, – небольшое село на берегу реки Ангары. В. Распутин говорил: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины».
Cлайд 5
В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о судьбе деревни Распутина – Аталанке. Повесть «Прощание с Матёрой» впервые появилась в журнале «Современник» №10,11 за 1976 год
Cлайд 6
«Я не мог не написать «Матёру» Эта повесть для меня – рубеж в писательской работе». Лариса Шепитько и Элем Климов сняли по ней фильм «Прощание», вышедший на экраны в 1983 году. Это фильм о деревенской Атлантиде. После гибели Шепитько съёмки завершил кинорежиссёр Э.Климов. Он же изменил и название «Прощание».
Cлайд 7
Матёра… это и остров, и деревня с таким же названием. Мать-земля, мать-родина, материк…
Cлайд 8
Триста лет обживали этот уголок земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матера
Cлайд 9
Кругом такая благодать, такой покой и мир…, С таким чистым перезвоном на камнях катилась Ангара. И всё казалось прочным…
Cлайд 10
Но уходит Матёра, уходит душа этого мира. Многое повидала на своём веку. Знала и наводнения. Но такое впервые… Пошли слухи, будто остров затопят, а жителей перевезут в строящийся за Ангарой новый посёлок.
Cлайд 11
Страна принимала грандиозные планы: строить заводы, реки поворачивать вспять, стране нужна была электроэнергия…
Cлайд 12
Рушится Матёра со всех сторон. «Ох, нелюди мы, боле никто»,- произносит свой приговор Дарья. …Первой вспыхнула мельница, верой и правдой служившая людям немало лет.
Cлайд 13
Дарья белит избу, моет пол, подоконники, окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала… Этот поступок вызвал уважение даже у пожёгщиков (дом собирались сжечь завтра). Сама же Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда, до вечера старухи не могли найти её.
Cлайд 14
А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега вышел Хозяин острова. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин…
Cлайд 15
Петруха сжёг свой дом. и сердце не дрогнуло. единственное. что взял, – гармошку.
Cлайд 16
Богодул приносит весть старухам: «Мёр – ртвых грабют»! «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» А.С. Пушкин.
Cлайд 17
Без него нельзя было представить Матёру, с ним связана была вся жизнь Матёры. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал, пытались пилить – не брала пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, только мазал его сажей.
Cлайд 18
Туман стоял сплошной стеной… Серые лохмотья тумана становились всё больше…они кричали, но Матёры не было.
Cлайд 19
«Прощание с Матёрой» – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев. «Прощание с Матёрой» – это повествование о разрушенном и затопленном доме. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – и не заметили, как потеряли… Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей.
Cлайд 20
Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матёры: «Я ж тут была, на мне лежит доглядливость. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая». Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. В. Распутин
Cлайд 21
«Чувство умирания в «Матере» сильнее всех других» О. Салынский
Cлайд 22
Так ли это? Или речь идет именно об обратном – ……… …о чувстве сохранения – памяти, корней, родословной, традиций?(!) Живая память. Это прошлое или настоящее?
Cлайд 23
Курбатов В. Валентин Распутин (личность и творчество). М., Советский писатель, 1992 Распутин В. Повести, изд-во “Молодая гвардия”, Москва, 1980. Шахерова О. Распутин в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2004. Ганичев Валерий, «Советская России», №33-34 Ресурсы интернета: Фото В.Г. Распутина, слайд №2 – https://www.altairegion22.ru/upload/import_images/gallery/general/640.DSC03891.jpg Фото В.Г. Распутина с женой и дочерью, слайд № 3 – https://gutsgak.karchiv.gov.spb.ru/getImage.do?object=2572080139&compatible=1&original=1
Cлайд 24
Фото В.Г. Распутина, слайд №4 – https://selomoty.ru/uploads/posts/2012-02/1330397009_rasputin4.jpg Обложка журнала «Современник», слайд №5 – https://www.libex.ru/dimg/2917d.jpg Фото Ларисы Шепитько и Элема Климова, слайд №6 – https://chtoby-pomnili.com/gallery/cache/162_06.jpg_max.jpg Слайд № 7 – https://nature.baikal.ru/phs/norm/37/37127.jpg Фото. Сибирь, Ангарская деревня, слайд № 8 – https://b.vimeocdn.com/ts/748/021/74802177_640.jpg Фото Ангары, слайд №9 – https://i4.otzovik.com/2011/05/04/74451/img/73715160.jpg Слайд № 10 – https://kinofilms.tv/images/films/12/11078/pict/2.jpg
Cлайд 25
Фото АЭС, слайд № 11 – https://lvtm.narod.ru/BrGes.jpg Фото сожженной деревни, слайд 12 – https://www.marpravda.ru/content/marpravda/pics/news/4_1.jpg Фото избы, слайд №13 – https://img15.nnm.me/d/4/4/a/4/f318dd6955295302fb919f57ab2.jpg Фото интерьера избы, слайд № 13 – https://www.dkd.ru/i/book/1332/1332-1.jpg Картинка «Необитаемый остров», слайд № 14 – https://img.wallpaperstock.net:81/blue-island-wallpapers_1067_1440x900.jpg Снимки кадров из фильма Э. Климова «Прощание», слайд № 15 – https://www.kino-teatr.ru/acter/album/6348/164513.jpg Снимки кадров из фильма Э. Климова «Прощание», слайд № 16 – https://s1.okino.ua/films/i/1/2/6/okino.ua-proschanie-270126-a.jpg
Cлайд 26
Источник: https://bigslide.ru/literatura/12426-valentin-grigorevich-rasputin-proschanie-s-materoy.html
Заговор старухи Дарьи из кинофильма «Прощание» (Прощание с Матёрой, 1981 г.)
Кинофильм «Прощание», по мотивам одноименной повести Валентина Григорьевича Распутина (1976 г.
), снимавшийся великим режиссёром Ларисой Ефимовной Шепитько (1938 – 1979), и, после смерти режиссера доснятый её мужем, режиссером Элемом Климовым (1933 – 2003) и выпущенным в прокат в 1981 году, является не только одним из превосходных образцов настоящего, вдумчивого, глубокого советского кинематографа, но и, в особом смысле, фильмом-очищением, имеющим катарсический финал.
Фильм посвящён последним дням существования Матёры – островной деревни, расположенной посередине реки Ангары, которая должна быть затоплена при строительстве ГЭС.
Одним из наиболее переломных моментов кинофильма является сцена заговора старухи Дарьи в исполнении народного артиста СССР Стефании Михайловны Станюты (1905 – 2000). Сцены заговора и его текста нет в оригинальной повести.
Он присутствует только в кинофильме. Заинтересовавшись источником текста заговора, нам удалось выяснить, что в своих основных частях он восходит к сборнику публикаций «Великорусские заклинания», подготовленному известным исследователем русской литературы Леонидом Николаевичем Майковым (1839-1900), изданному в 1869 году.
Любопытно, что текст заклинания старухи Дарьи не однороден и составлен частично из отрывков различных заклинаний разного времени и места фиксаций, приводимых в книге. Все вместе они представляют весьма интересный материал для анализа того, что же, всё-таки
заклинает бабка Дарья… Да и к чему же привело это заклинание.
«…ты благословенна, ты освящена, ты…
…ты… ты благословенна…
Ты освящена…
Всеми ты царями царь, всеми ты царями царь.
Будь ты кроток, будь ты милостив, будь ты кроток, будь ты
милостив…
_____
Мать сыра земля, ты благословенна, ты освящена, ты всякими
травами и всякими цветами украшена [в ориг.: «ты украшена всякими травами и
всякими цветами!»]. [С]украсило тебе красное солнце, [пропуск: светлый месяц] ясныя звезды и вечерния зори [1].
Батюшка ты, царь огонь, всемя ты царями царь, всеми ты
огнями огонь, будь ты кроток, будь ты милостив, [пропуск: будь ты кроток, будь ты милостив; как ты жарок и пылок, как ты
жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чашши и трушшобы, у сырого дуба
подземельныя коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь оторослей, такоже
]
я молюся и корюся тебе-ка батюшко, царь огонь, жги и спали [пропуск: с раба Божия (имя)] все наши [в ориг. – всяки] скорби и [пропущено: болезни, уроки и] призоры,
страхи и переполохи… [2] самих нас не тронь.
Я спрошу у тебя батюшка, я спрошу у тебя красно солнышко,
[10*] еще что же стоят за люди, еще что же пришли за гости. Пришли люди
незнакомые, стоят гости небывалые [В
ориг. – «Еще кто же стоя за люди, Еще что же пришли за гости? Пришли люди
] [9*]..
Как на небе месяц светел, снеги мертвы, так бы и дела их были
мертвы [в ориг. – так бы и твое тело было
мертвое]. Вы [в ориг. – ты] предо
мной есть лютый огонь, а я перед вами [в
ориг. – пред тобой есть] сильная вода [пропуск:
когда загорится твое лютое сердце, то я твое лютое сердце залью своею сильною
водою
]. [3].
Быстра речка перенослива, сыра мать-земля терпеливая [8*].
_____
Молния палит, лес ломит, травою шумит, водою замывает,
песком засыпает [4].
Ключ и замок моим словам [5].
Лежит утка да камень; нет у камня яиц, нет у утки молока [7].
Ключ и замок моим словам [5].
Будьте, мои слова, крепки и сердиты на то мое дело,
крепче ножа булатнаго, вострее сабли вострой [в ориг. – булатной] [4].
Ключ и замок моим словам [5].
Аминь. И трём аминям аминь [6]».
Для начала приведём ссылки:
1. Заговор из раздела «На подход к властям и на умилостивление судей». Заговор из волшебного дела 1766 – 1767 гг из архива Воронежской духовной консистории // Опубл.: Майков Л.Н. Великорусские заклинания. – СПб., 1869, С. 150-151, № 343.
2. Заговор из раздела «О разных болезнях действительных и мнимых». Заговор говорится в бане на угли. Записан В. Адриановым в Курганской округе Тобольской губернии. Майков Л.Н. Великорусские заклинания. – СПб., 1869, с. 98. № 239.
3. Заговор из раздела «На подход к властям и на умилостивление судей». Извлечение Н.Аристова из раскольничьей рукописи XVIII века, впервые опубл в 1863 г. // Майков Л.Н. Великорусские заклинания. – СПб., 1869, с. 151. № 344.
4. Заговор из раздела «От порчи свадьбы». Записан Н. Чернышевым в Череповецком уезде
Новгородской губернии. // Майков Л.Н. Великорусские заклинания. – СПб., 1869, с. 28. № 44.
5. Не исключено, что тут послужили оригиналом слова заговора также из раздела «На подход к властям и на умилостивление судей»: «а тем моим крепким своим словом ключь и замок и во веки веков аминь». Из раскольничьей рукописи Н.Аристова, впервые опубл. В Журнале народного просвещения 1863 г. // Майков Л.Н. Великорусские заклинания. – СПб., 1869, с. 152. № 345.
6. Заговор из раздела «На подход к властям и на умилостивление судей». Заговор записан А. Леопольдовым от старухи раскольницы в 1846 году. Саратовская губерния. // Майков Л.Н. Великорусские заклинания. – СПб., 1869, с. 149. № 341. Вариант: «Аминь, над аминем аминь» при прикладывании подорожника к ране // Майков Л.Н. Великорусские заклинания. –СПб., 1869, с. 72.
7. Заговор из раздела «От руды или крови (от поруба, пореза, кровавой раны)». Заговор зафиксирован Дмитрием Беренисовым в Юрьевском уезде Владимирской губернии до 1869 г. // Майков Л.Н. Великорусские заклинания. –СПб., 1869, с. 62, № 142.
8*. Фраза заговора «Быстра речка перенослива, сыра мать-земля терпеливая» отсутствует в публикации Л.Н. Майкова. Она опубликована в собрании песен «Гой еси вы, добры молодцы»: русское народно-поэтическое творчество. П.
С. Выходцева и Е.П. Холодцова. – М., Молодая гвардия, 1979 г., с. 113. Песня относится к кругу ритуальных песен свадьбы и обращается к невесте, оговаривая тему тяжелой жизни в кругу чужой семьи. Приводим песню целиком.
Уж ты, сестрица моя родная,
Уж на чужой-то сторонушке
Не нагреешь ретиво сердце
Ни при печке, ни при огончике,
Ни при красненьком солнышке.
На чужой-то сторонушке
Не держи, моя родная.
Ни дружков, да ни подруженек.
Только знай ты, моя родная,
Свою миленькую ладушку.
На чужой-то на сторонушке,
Если горюшко накопится –
Лучше выйди, моя родная,
Ты на чистенькое полюшко,
Ты ко быстренькой ко реченьке,
Сядь на серенький на камушек,
Где печет да красно солнышко.
Никто не скажет про твое горюшко:
Серый камень-то молчажливый,
Бережка-то вот спесивые,
Быстра речка
перенослива,
Сыра мать-земля
терпеливая, –
Не расскажут твово горюшка!
9*. Из серии свадебных песен из «Причитаний» по поводу «Просватанья». // Лирика русской свадьбы. –Л., 1973 г., с. 208, № 428.
10*. У отрывка «Я спрошу у тебя батюшка, я спрошу у тебя красно солнышко» прямых аналогий не найдено. Возможно, первая часть восходит так же к кругу песен свадебного обряда, к примеру:
Я спрошу тебя, родной батюшка,
Что у вас были за гости за гостители?
А нас, родной батюшка, навек с тобой разлучители?
См.: Кошкина В. Русская свадьба. 1997, с.
213. Правда Л.Шепитько и Э.Климов должны были быть знакомы с ранней публикацией
этого текста, которой я не знаю, к сожалению [буду рад подсказкам]. А вторая, «я спрошу у тебя красно солнышко», – к былинному эпосу [?].
ВЫВОД (Для тех, кто смотрел фильм)
Вначале Дарья не может определиться на что именно читать заговор, «на умилостивление судей» или «на угли», читавшийся, как говорят, от болезней детей; нужно помнить, что Матёра должна была быть сожжена перед затоплением. «На угли», – это второе, что приходит ей в голову после «властей».
И она «цепляется» за этот заговор, поскольку он ей кажется более действенным, как для женщины, когда-либо лечившей своих детей вне медицинского обслуживания, «более излечивающим», в отличие от первого заклинания, целиком произнося первые две «строфы».
Но далее следует перерыв с глубоким внутренним противоборством: кого же я спасти хочу, своего «ребёнка» – остров, к живой ткани земли которого она прикасается, или, всё-же, всех, кто на острове живёт. И начало заклинания прямо говорит о её выборе.
«На подход к властям и на умилостивление судей» 1766-1767 годов перетекает в заговор «О разных болезнях действительных и мнимых», что, в свою очередь, как бы оправдывает власть, жгущую своих граждан огнём и мечом во избавление их от грехов.
Это сочетание различных заговоров нужно признать довольно изысканным и отсылающим ко временам всенародного пастыря Иоанна IV-го. Фраза, однако же, заключается словами «самих нас не тронь», – среди заговоров книги Л.Н. Майкова не замеченными.
«Если надо жечь, – выжги наши грехи, а не нас самих», – вот о чём, на наш взгляд, просит старуха Дарья.
Сразу после этих слов, кажется, уже наступает отсылка к свадебному обряду, который традиционно считался во многом тождественным обряду похоронному. С той лишь разницей, что произносимые Дарьей слова относятся к свадебным «причитаниям», а не «хвалам».
Продолжение этой темы в «…незнакомых людях» ещё более усиливает эффект и имеет прямое отношение к основной теме: почти свадебные «гости небывалые», сваты, хотят отвезти жителей острова в «иной мир» берега и большой земли.
Так сказать, «сваты иного мира» напрямую отождествляются с посланниками смерти, к тому же несущими с собой огонь государства… Но сразу после свадебного причитания вступает заклятие на власть («дела мертвы» – вместо ориг. «тела») и противопоставление огню власти – воды смирения, обладающей возможностью потушить любой огонь, сколь силён бы он ни был.
Символический
круг огонь/вода, государство/люди, – завершается, что, выражается в некотором «итоге» этих повторных циркуляций: «Быстра речка перенослива, сыра мать-земля терпеливая», – глубокой по смысле фразе, обращённой к девушке, вышедшей замуж. И речка и земля, согласно продолжению этого отрывка, молчат о горе невесты на чужой сторонушке.
И вот тут-то, старуха Дарья, без перерыва, начинает произносить совершенно, казалось бы, неуместный кусок заговора из серии… «От порчи свадьбы»: «Молния палит, лес ломит, травою шумит, водою замывает, песком засыпает».
Казалось бы, до сих пор увоз людей на берега, конец Матёры должен оцениваться в заклинании совсем не так, но тут, в своём речитативе без пауз, Дарья полностью меняет весь смысл своего заклинания, сразу же замыкая свои уста ключом «на судей», т.е.
переходя к новому, замыкая старый заговор. Мол, всё пройдёт само-собой.
Сразу после этого старуха «замыкает руду», – произносит отрывок заговора, как бы препятствующего внезапному кровопролитию, но, толком, использовавшийся для унятия течения крови от уже полученной раны. …Снова-таки замыкая «на судей», что, может, вообще-то показаться заговором на самих судей от их напасти, чтобы их не убили… И слова идёт тема «От порчи свадьбы»: «Будьте, мои слова, крепки и сердиты…», что опять говорит об осознанной решимости старухи. И завершается всё заклинание аж двумя раскольническими «формулами»…
А. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Источник: https://trojza.blogspot.com/2014/10/1981.html