План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Басни И.Крылова. “Чиж и Голубь”
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
- проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен,
- умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басни;
- развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
- – фотомонтаж писателей;
- – выставка книг;
Ход урока:
Работать будем по правилам (СЛАЙД № 1)
- Работай дружно, по плану.
- Умей выслушать другого.
- Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
- Упражнения для подготовки речевого аппарата
А) Дыхательная гимнастика (СЛАЙД №2)вдох – нос, выдох – ротвдох – рот, выдох – носвдох – рот, выдох – рот
вдох – нос, выдох – нос
Б) Работа над скороговоркой. (СЛАЙД №3)
Чижиха говорит чижу:
“Слетай с чижатами к врачу,Прививки делать им пора
Для укрепления пера.”
– Какие литературные жанры знаете? (СЛАЙД №4)
Литературные жанры:
- Знакомство с новым материалом
А) повторение о басне
Это басня.
– Что такое БАСНЯ? (СЛАЙД №5)
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
– Что необычного в басне?
-Что такое ИРОНИЯ? (СЛАЙД№6)
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
– Зачем пишут басни?
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (СЛАЙД №7)
Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.
Б )закрепление знаний о баснописцах
– Каких русских баснописцев знаете?
– Все они жили в разное время, нов своих баснях высмеивали человеческие пороки.
Таблица
Рассказ учителя
Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры. (СЛАЙД №8)
УПервым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.
У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.
Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”
Вся толпа двинулась к морю.
– Ну что же пей.
– Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.
Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.
Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.
– Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.
-Кто подготовил басни Эзопа? (дом.задание)
– Ещё одним баснописцем являлся С.В.Михалков. Какие басни написал он? (СЛАЙД№9)
– Кто подготовил басни С.Михалкова? (дом. задание)
В) Знакомство с биографией И.А.Крылова
(На доске висит портрет И.А. Крылова) (СЛАЙД №10)
– Какие басни Крылова читали раньше?
Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро – Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.
-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня – подруга жизни.
Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.
Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.
– О величии этого баснописца говорит то, что в память о нём были возведены памятники.
(СЛАЙД№11)
Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю слайды “Летнего сада”)
В процессе создания памятника Крылову у скульптора Клодта в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен.
У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла.
Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой.. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе.
По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама. (СЛАЙД№12) Рассказ ребенка о памятнике
Г) Закрепление знаний о баснях
– Многие выражения из басен стали «крылатыми выражениями», превратились в пословицы и поговорки. Помогите мне их досказать (СЛАЙД №13)
“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
Кто виноват из них, кто прав, судить не нам
Да только воз и ныне там (“Лебедь, Щука и Рак”).
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку! («Кукушка и Петух»
– Кто подготовил басни И.Крылова? (дом.задание)
Физкультминутка для мышц.
- Знакомство с басней “Чиж и Голубь”
А)подготовка к первичному восприятию текста
Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.
Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.
(СЛАЙД №14)
Прослушать запись басни
-Кого жаль?
– Как оцениваете поведение молодого голубя?
Б)Подготовка к вторичному восприятию.
– Что означают слова? (СЛАЙД № 15)
- Западня
- Силок
- Злодейка
- Издевался
- Запутался
В). Чтение басни про себя.
– Найдите в тексте фразы с этими словами
Г)Анализ произведения
– Кому сочувствует автор? Докажи словами текста. А ты?
– Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?
– Давайте дадим характеристику голубю? (СЛАЙД № 16)
- Самоуверенный
- Бесчувственный
- Добрый
- Равнодушный
- Эгоист
- Злорадствовал
Д) Выборочное чтение
– В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)
– Как должен бы поступить голубь?
– Какова мораль этой басни?
-Приведите примеры из жизни, когда можно было бы сказать: «Вперёд чужой беде не смейся ,голубок»
Физминутка для глаз
– А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Вы читаете басню “Чиж и Голубь”, исправляя ошибки в ней (листы на парте)
(Ученики поднимают руки и исправляют ошибки.) ( СЛАЙД № 17)
Голубя (Чижа) захлопнула злодейка-западня;Довольный (Бедняжка) в ней и рвался и метался,А Голубь старый (молодой) над ним же издевался.“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела ночи (дня)Попался!Не провели бы так меня?За это я ручаюсь скучно (смело)”.Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.И урок (дело)!
Назад (Вперёд) чужой беде не смейся, Голубок.
Е) Чтение по ролям
– Чьи слова мы озвучим?
– Каким голосом должны читать слова Голубя? Автора?
-Потренируйтесь читать басню по ролям (работа в парах)
6. Знакомство с басней Л.Толстого «Белка и волк» (СЛАЙД № 18)
А) первичное восприятие
Работа в группах (СЛАЙД № 19)
Определите:
- Сказка это или басня
- Если басня, то найдите мораль
- Найдите сходства и различия с басней И.Крылова
- Кто герои произведения
- Дайте им характеристику
- Найдите их слова в тексте
- Потренируйтесь читать басню по ролям
Б) Чтение по ролям
В) Работа с пословицами: (СЛАЙД № 20)
– Выберите пословицу подходящую к этим басням:
- Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не тот боец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
– Понравился урок?
– Справлялись со всеми заданиями?
– Кто узнал новое для себя?
– Кому испытывал затруднения?
– О каком жанре литературы говорили на уроке?
– Чем басня отличается от других произведений?
– Каких баснописцев запомнили?
– Что о них узнали?
– Чему учат их басни?
(СЛАЙД № 21)
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.Сокровищница мудрости народнойВ них людям открывалась до конца,И голос их, прямой и благородный,К добру и правде призывал сердца.Все знал и видел ум певца пытливый,Всего сильней желая одного,Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/25/basni-ikrylova-chizh-i-golub
Басня Крылова Чиж и голубь
Чиж и голубь рисунок
Чижа захлопнула злодейка-западня:Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дняПопался!Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело”.
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
Мораль басни Ивана Крылова Чиж и голубь
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Чиж и голубь
Над чужой бедой смеяться нельзя, и не надо быть самонадеянным. А если видишь, что кому-то нужна помощь, то по возможности нужно протянуть руку помощию
Анализ басни Чиж и голубь, герои басни
Совершенно верно мнение, что произведения Крылова несут в себе много смыла и ни одно из них не написано просто так, для развлечения. «Чиж и голубь» тоже является басней с глубоким смыслом, а каким, давайте разбираться.
Мораль тут тоже не очень сложна. Ни один человек не должен смеяться над неудачами другого человека. Никто не застрахован от такого же стечения событий. Данное произведение не самое сложное для анализа. Так сделано специально, чтобы даже ребенок понял его смысл.
Но у людей возникают в мыслях и другие смыслы этой басни, которая была создана Крыловым. Люди по природе своей всегда себя с кем-то сравнивают.
Восточные мудрецы постоянно говорят о том, что действенно только соревнование с самим собой, но никто не слышит их речей, потому что человек слишком занят соревнованиями со своими ближними. Выходит, зависть у человека в крови, а с завистью всегда рядом идет и злорадство.
Поэтому и голубь из произведения Крылова, увидев, что другая птица в опасности, начинает примерять ситуацию на себя, думает, что он аккуратен и с ним такого не может произойти, да потом еще и всячески задевает чижа колкими словами.
Если человеку не удается победить в себе такие чувства, то он должен хотя бы не распыляться о них, держать их в себе. А уж несчастным людям, которые попали в плохую ситуацию, совсем не надо ничего говорить, что может их еще больше расстроить. Это просто правила элементарной вежливости. А глупому голубю просто не хватило ума и воспитания, чтобы не выглядеть невеждой.
Краткое содержание
Сюжет произведения в том, что чиж угодил в силки, не может из них выбраться. Это видит голубь, который смеётся над несчастной птицей и говорит, что с ним такого бы не произошло. И что же все таки случается с самоуверенным голубем? Он не видит ловушки перед собой, и его ловят и сажают в клетку. В принципе, по сюжету это очень незамысловатое произведение.
Слушать Басню Ивана Крылова Чиж и голубь
Смотреть презентацию для урока литературы
Другие Басни этого автора
← Кукушка и петух↑ Басни КрыловаДве Бочки →
Несколько интересных Басен
Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-chizh-i-golub
Басня Крылова
Искусство и развлечения 19 июля 2015
Каждое сочинение Крылова несет в себе определенную житейскую мудрость и учит «доброму и светлому» или, по крайней мере, показывает, как вести себя не следует. Басня Крылова «Чиж и голубь» – не исключение, а вот что именно она изобличает, мы разберем ниже.
Сюжет
Чиж угодил в западню, и, видя это, голубь над ним всячески потешается и говорит, что он-то никогда бы не попался так глупо в силки. И знаете, что случилось через некоторое время? Он сам не заметил ловушки и оказался в клетке. Вот такая вот незатейливая басня Крылова «Чиж и голубь».
Мораль
Человек не должен злорадствовать над горем или серьезными неприятностями другого. Возможно, уже завтра зубоскал может попасть в такую же ситуацию. Басня Крылова «Чиж и голубь» не слишком-то сложна для анализа. С этим, кажется, справится и школьник. Далее еще несколько соображений, которые были спровоцированы произведением Ивана Андреевича.
Сравнивать себя с другими – в природе человека.
И сколько бы восточные духовные практики ни говорили нам, что мы должны соревноваться только с собой, люди все равно упрямо смотрят в сторону соседа, коллеги по работе или просто прохожего.
А если неискоренима зависть, то и злорадство тоже не победить просто так. Вот и наш голубь (о нем повествует басня Крылова «Чиж и голубь») только увидел чижа в затруднении, и сразу же начал примерять его ситуацию на себя.
Можно ли человека сделать лучше?
Отвечая на этот важный вопрос, мы возьмем в союзники Мишеля Монтеня и Дона Корлеоне. Первый говорил: «Давайте рассуждать здраво». Сначала посмотрим на человека непредвзято, а затем обратимся к авторитету дона Вито Корлеоне.
Конечно, нам бы хотелось верить в лучшее – это тоже часть природы человека, но практика показывает, что человек не слишком-то изменился за последние две тысячи лет.
Об этом хорошо говорит булгаковский Воланд, а также не стихающая популярность греческих трагедий. Если бы человек изменился очень круто, то Софокл и Еврипид остались бы за бортом культуры, но этого не произошло.
Нас также волнуют трагедии и комедии Шекспира, а там вероломства, злорадства и коварства хватает, однако они нам не надоедают. Каждое новое поколение припадает к этому источнику не только вдохновения, но и философской мудрости.
Другими словами, как бы там ни было, а человек все еще находится при своих добродетелях и пороках. Единственное, что изменилось, так это их изображение: искусство (и литература в том числе) стало более изощренным и детальным в этом смысле. «Чиж и голубь» – басня Крылова, выполненная еще в старом стиле: характеры простые и понятные, а их цель ясна как божий день.
Теперь пора прийти за советом к Дону Корлеоне. Он говорил своим детям следующее: «Никогда не говорите никому, кроме членов семьи, о чем вы думаете». От себя добавим: если вам не повезло с родственниками, то и им не сообщайте своих мыслей.
Если нельзя победить злорадство в человеке окончательно и бесповоротно, а мы пришли к выводу, что это невозможно, то следует хотя бы скрывать его от посторонних, а уж тем более от жертвы превратностей судьбы. К несчастью, голубю из рассматриваемого нами произведения (в фокусе внимания – «Чиж и голубь», басня Крылова) для этого просто не хватило ума и сообразительности.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/127072/
Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И
В басне «Чиж и Еж» (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой.
Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, в чем дело. Басня, как сказано, называется «Чиж и Еж». Произнесите несколько раз вслух это название — и вы убедитесь, что оно неудобопроизносимо. Особенно если иметь в виду высокий повод ее написания и высокое лицо, названное в ней — персону самого государя.
И вдруг это бормотанье — «Тише, Еж», «Чиж и Еж», «Ты жуешь». Какое-то косноязычие, бормотание, жвачка. Вспоминается одно полемическое выражение: человек не говорит, а во сне мочалку жует. Так Крылов и начал «воспевать» государя. Скромный бедный Чиж ему удался.
Чиж робкий на заре чирикал про себя,
Не для того, чтобы похвал ему хотелось,
И не за что; так как-то пелось!
Это, конечно, не автохарактеристика.
Крылова называли «площадным» поэтом. Вяземский так, по существу, его и называл. Но «так как-то пелось» хорошо воссоздает представление о чистом искусстве. Пелось. Впоследствии русский поэт скажет:
. Не знаю сам, что буду
Петь,— но только песня зреет.
Здесь даже и без этого: пелось — и все.
Этот образ «свободного певца», певца для себя, певшего без принуждений и понуканий, поэту нужен был, естественно, не как декларация чистого искусства, а как утверждение своей свободы творчества.
В высшей степени характерен парадокс: образ непринужденно поющего, свободного поэта, поэта для себя, с явной симпатией к нему вывел поэт социальный, обнаженно политический, написавший на знамени своем: «Довлеет миру злоба его».
С этим парадоксом мы встретимся и у Пушкина. Он тоже выступил (не совсем по-крыловски, правда) в защиту чистого искусства.
На практике это означало не отказ от социальности и злободневности, а провозглашение свободы выбора темы, в том числе (и особенно!) социальной темы.
Под знаменем чистого искусства защищала себя социальность как свобода творчества. Как право отказа от чуждых духу поэта требований и навязываний.
Отметим, что в определенной ситуации Крылов вынужден был сочувственно изображать поэта-Чижа, которому просто «пелось». Факт знаменательный. Далее «по ходу пьесы» следует некий басенный штамп — восхождение Феба. Я говорю штамп, ибо в нем — ни одного живого, теплого слова. «Тошней идиллии и холодней, чем ода»,— сказал бы Пушкин.
Вот, в блеске и во славе всей,
Феб лучезарный из морей
Но есть оправдание этому штампу. Это не Крылов отштамповал сию картину — он передал холод и пенье «громких соловьев». Чтобы потом сказать:
Ему уже «не пелось». А далее поэт вводит некое остроносое, покрытое иголками ехидство. Удивительное лицо, вскрывающее все подтексты басенного рассказа.
Спросил его с насмешкой Еж,—
Приятель, не поешь?»
Стих зашипел насмешкой ядовитой. Здесь и конец басни: вопрос Ежа содержит в себе ответ.
Еж смеется, издевается, ехидничает, ибо ему известна истина, он знает, почему Чиж замолк при лучах Феба, который «жизнь принес всему». Замолкнуть при этом — значит вести себя явно неестественно.
Вспомним, как в басне Крылова ожил Василек под лучами солнышка, и нам покажется несколько странным ответ Чижа на вопрос Ежа.
«Затем, что голоса такого не имею,
Чтоб Феба я достойно величал».
Так вот и отговорился Иван Андреевич:
Не стал «петь» Александра. Басня хитрая. Определенную «сверхзадачу» выполняет в ней и стих — «Не для того, чтобы похвал ему хотелось. » То есть ему, Чижу, не хотелось похвал. А «громким соловьям»? Тем как? Видимо, хотелось. Но это — предположение. Правда, строго в пределах текста. Иначе этот «коварный» стих читать нельзя:
Крылов очень хорошо знал Пиндаров своего времени, «громких соловьев» нашей поэзии, певших Александра. Как знал он цену и золотым табакеркам, усыпанным бриллиантами и наполненным червонцами.
Воспеть, чтобы получить. Хвалить, чтобы тебя хвалили. Этому «золотому правилу механики» получения золотых табакерок и перстней Крылов и противопоставляет «пелось» своего Чижа. Это — логика образов басни.
Что же касается ответа Чижа «сквозь слез», то это явное притворство, «ложь во спасение», как учило Евангелие.
Ложь тем более явная, что Чижу не надо было свою хвалу исполнять соло, а к «хору громких соловьев» можно было примкнуть и подчирикивая.
Как видно, Крылов, воспевая Кутузова, отказался «петь» Александра. Ученые давно отметили последнее обстоятельство. Мы стремились лишь проследить логику басни, как художественного целого. Она полностью подтвердила существующее общее толкование басни.
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Источник: https://rus-poetry.ru/moral-basni-chizh-i-ezh-i-ee-analiz-krylov-i/
Урок чтения Басни И.А. Крылова. Чиж и голубь
27.04.2017
- Конашенкова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования
Цель урока:
Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о
человеческих пороках и достоинствах.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
- – фотомонтаж писателей;
- – выставка книг;
- – иллюстрации;
- – таблицы (2шт);
- – слова на плакате;
- – литературный календарь.
Ход урока:
- Работа с литературным календарем
( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)
– Кто любит сказки?
Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2
чел.)
– Кто любит стихи?
Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2
чел.)
– Какие знаете литературные произведения?
Таблица
Произведения слова
(Произведение)
Будем таблицу дополнять.
– Послушайте в грамзаписи литературное
произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.
– На сказку похоже? Почему?
– На стихотворение похоже? Почему?
Это басня (отметить в таблице)
– Что необычного заметили в басне?
– Зачем пишут басни?
– А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты,
прозаики, баснописцы)?
Раздаю перфокарты.
Задание:
– определить русских поэтов-классиков
– определить русских баснописцев
Проверка: – Кто русские поэты-классики?
– Кто русские баснописцы?
Таблица
Рассказ учителя
Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости.
Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.
Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в
уста.
Эзоп – мудр и умен.
Был случай – спор.
У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин
сказал, что человек не может выпить море.
Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если
ты это сделаешь.”
Вся толпа двинулась к морю.
– Ну что же пей.
– Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все
источники, которые впадают в него.
Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.
Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её,
потому что свобода была добыта хитростью.
Рассказывать об Эзопе можно много удивительных
историй.
Физкультминутка для глаз.
Вот басня. “Растолстевшая мышь”.
Читает учитель.
– Что за мудрость таится в этой басне? (жадность,
обжорство)
Эти истории или басни с греческого
переводились на русский язык
– И.А. Крыловым (стихи)
– Л.Н. Толстым (проза)
Современник – баснописец – С. Михалков.
Это тот писатель, который написал “Дядю
Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.
А сегодня – об И.А. Крылове.
(На доске висит портрет И.А. Крылова)
– Какие басни Крылова читали раньше?
И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на
доске)
Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает
мудрость русского.
Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами –
достойными, благородными и отрицательными.
Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь,
Рак и Щука”
– В какой фразе заключается мудрость? (главный
смысл)
Мудр и умен И.А. Крылов.
– Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.
Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки
“Летнего сада”)
– Почему?
– За что помнят его люди? (Басни Крылова учат
правильно жить)
Физкультминутка для мышц.
Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала
в такую петлю лапкой, то силок затягивался.
Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух
птицах – Чиже и Голубе.
– Кто видел чижа?
– Кто видел голубя? (читаю басню)
– Ваше мнение? Кого жаль?
– Как оцениваете поведение молодого голубя?
Подготовка к вторичному восприятию.
– Что означают слова?
а).
– Найдите в тексте фразы с этими словами.
б). Читаем – губами
1 | 2 | 3 |
на доске |
медленно и тихо | быстро и тихо | быстро и громко | |
на
про |
вел
вели вели вели |
путать
путаться путать путаться бедняжка |
в). Работа с оглавлением книги (Найти басню – в учебнике дети ищут нужную
страницу по оглавлению).
г). Чтение басни про себя.
– Перед глазами карточка с заданиями для
самостоятельной работы. Задания 1 и 3.
Задание по вариантам
1-вариант Почему чиж оказался в беде?
Как он чувствовал в западне?
2-вариант Что случилось с голубем? Как
вел себя молодой голубь?
Задание всем
Прочитайте 8 стр.
– Что изменилось в положении героев басни?
– Кому сочувствует автор? А Ты?
Западня – Злодейка – Бедняжка
– Если бы человек поступил подобным образом, что
вы о нем скажите?
– Давайте дадим характеристику голубя?
Вырисовывается табличка на доске
А какие черты хотели бы видеть вы?
Осознание идеи.
– В каких строчках заключается главная мысль?
(добро и зло)
Это мораль – краткий, четкий вывод, где
называется порок и последствия.
Разберем схему добра и зла.
Физкультминутка для глаз.
Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”
Слушаем грамзапись. Сравните две басни.
Заключение.
Басня осталась в памяти людей и часто слова из
нее стали произноситься, как будто так и надо.
Работа над афоризмами.
Я произношу:
– Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.
– Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа
с учебником)
Работа над выразительностью.
а) Расставляем логические ударения карандашом.
б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)
Задание:
Слова автора (показать отношение к героям).
Слова героев (передать их характер).
6. Домашнее задание
Выучить наизусть. Привести примеры из жизни,
которые можно соотнести с этой басней.
ЗАДАНИЕ
- Прочитай внимательно текст. Определи главную
мысль. - Попытайся представить прочитанное.
- Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
- Приготовься безошибочно выразительно читать,
соблюдая паузы и ударения.
Урок чтения Басни И.А. Крылова. Чиж и голубь Ссылка на основную публикацию
Источник: https://8.orange3.ru/1217/