История создания “Гранатовый браслет” Куприн
Роман “Гранатовый браслет” А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события.
Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя – Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине.
Ведь для автора “гранат” является символом страстной, но весьма опасной любви.
История создания романа
Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман “Гранатовый браслет” наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.
Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем.
При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник – простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны.
В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.
Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.
История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г. впервые напечатана в журнале “Земля”.
Анализ произведения
Описание произведения
В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями – “гранатами”.
К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами “Г. С. Ж.”.
Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.
Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину.
Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке.
С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.
На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему.
Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена.
Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.
Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному.
Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что “он” простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина.
Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: “Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”.
Главные герои
Вера Николаевна Шеина
Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой.
Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника “Г. С. Ж.”. Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю.
В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.
Чиновник Георгий Желтков
Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.
Василий Львович Шеин
Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.
Анна Николаевна Фриессе
Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.
Генерал Аносов
Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют “дедушкой” в доме Шеиных.
Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.
Сегодня роман “Гранатовый браслет” очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.
Источник: https://schoolessay.ru/istoriya-sozdaniya-granatovyj-braslet-kuprin/
История создания повести «Гранатовый браслет»
Опубликовано пользователем сайта
Много ли рассказов вы читали о любви? О настоящей любви. Никакой-то там жалкой любовенке, когда он так её любил, но обстоятельства оказались непреодолимыми и он предал её в угоду собственным желаниям. А именно о той самой любви, которая должна быть величайшей тайной и трагедией.
Той самой любви, которой и нет уже сейчас, о которой пытливый слушатель может узнать только из старых романов, когда честь, отвага и любовь шли рука об руку, и ничто не могло сломить эти чувства.
Да, эти чувства можно встретить сейчас лишь на бумаге, и может быть поэтому мы так любим Куприна?
Не знаю, представлял ли Александр Иванович осенью 1910 году, что пишет рассказ, сделавший его воистину певцом любви? Думаю, что нет.
Сам он в письме Ф. Батюшкову называл «Гранатовый браслет» очень милой для него вещью и жаловался на своё музыкальное невежество.
«…Сегодня занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильне).
Пока только придумал эпиграф: «Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Appasionato». Лицо у него застрелившегося (она ему велела даже не пробовать её видеть) – важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мёртвые….
Но трудно и почему-то в охотку не пишется…»
История этой больной любви, как многие, наверное, знают, имеет реальные прототипы. В частности Вера Николаевна Шеина являлась зеркальным отражением Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета Д.Н. Любимова. Сам Куприн был дружен с этой семьей и часто гостил у них в Санкт-Петербурге.
В своей книге «На чужбине» Лев Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника П.П. Желтикова к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери.
В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть своё имя объяснялось низким социальным положением воздыхателя. Мать, по словам Любимова, вскоре перестала читать эти послания, возложив данную миссию на бабушку.
Неизвестно сколько бы это всё продолжалось, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. По другой версии это была золотая цепочка с кулоном в форме пасхального яйца. Так или иначе, создалась щекотливая ситуация, которая могла скомпрометировать женщину.
Тогда брат и жених Людмилы Ивановны отправились домой к Желтикову для выяснения отношений, и вернули ему гранатовый браслет. Больше в семье Любимовых о влюбленном телеграфисте никто не слышал.
Такова была реальная история, которая так бы и осталась анекдотом в стенах губернского дома, если бы её не услышал Куприн.
Переосмыслив и изменив концовку, великий писатель создал произведение поистине трогательное, драматичное и печальное.
Уверена, что до сих пор среди преданных читателей Куприна не утихают споры на тему «Действительно ли это была любовь? Или всё-таки это было нездоровое помешательство?», но тут пусть каждый решит для себя сам. Единого мнения в данном случае быть не должно, да и не может, хотя сам Александр Иванович словами генерала Аносова нас как бы подводит к своей точке зрения:
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «Сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»
В 1964 году на экраны вышла экранизация «Гранатового браслета», одна из лучших на мой взгляд. Режиссером картины стал Абрам Роом, а главную роль исполнила невероятная красавица Ариадна Шенгелая.
Трудно представить себе более подходящую актрису на роль утонченной и изящной Веры Николаевны Шеиной. На мой взгляд, это просто идеальное попадание. И хотя режиссер несколько изменил концовку, добавив, скажем так, своё видение финала, это нисколько не испортило фильм.
Источник: https://www.spletnik.ru/blogs/chto_chitaem/146287_istoriya-sozdaniya-povesti-granatovyy-braslet
Гранатовый браслет. История создания К работе над рассказом Гранатовый браслет А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой. – презентация
1 Гранатовый браслет
2 История создания К работе над рассказом Гранатовый браслет А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.
3 В Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине – простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви.
4 Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе Земля, зимой 1911 года.
5 Тема: любовь. Идея: Изображение судьбы «маленького» человека, история его любви. Композиция: 13 частей, вставные новеллы, полемичность образных рядов. Стиль: безличной болтовне противопоставляется «книжный характер» речи.
6 Символы Гранатовый браслет «Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» – так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».
7 Обращает на себя внимание разительное несоответствие «низкопробного, очень толстого» браслета и украшающих его камней. Этот контраст проецируется на изображение социально униженного «маленького человека» Желткова, который, однако, таит в себе чувство прекрасного.
8 Жемчужные серьги Героиня получает и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной ч и стоты, с другой – недоброго предзнаменования.
9 Также в изображении Желткова Куприн проводит аналогию с Башмачкиным Гоголя. Достигает этого автор с помощью характеристики каллиграфического почерка героя.
10 Герои: княгиня Вера Николаевна Шеина Георгий Степанович Желтков князь Василий Львович Шеин Николай Николаевич Мирза- Булат-Тугановский Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры пани Заржицкая генерал Аносов Женни Рейтер
11 Презентацию подготовила ученица 11«Б» класса ГОУ ЦО 1748 «Вертикаль» Борисяк Дарья
Источник: https://www.myshared.ru/slide/45196
«Литературный калейдоскоп». Выпуск #13. Прототипы литературных героев. «Гранатовый браслет» | СОЮБ
Друзья!
В рубрике «Литературный калейдоскоп» – один из самых популярных рассказов Александра КУПРИНА.
Итак, в основу рассказа «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов, Людмилу Ивановну Любимову, был безнадёжно влюблён телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине – простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам её сына, это был «курьёзный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьёзный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка – в гранатовый браслет.
Любимовы были не заурядные помещики-крепостники, а представители интеллектуальной элиты российского общества. Отец Дмитрия Николаевича – профессор физики в Московском университете и автор ряда научных трудов. Он общался с Львом Толстым и Достоевским.
Любимов Дмитрий Николаевич (князь Шеин) пошёл по другой стезе. Дослужился до губернатора, стал сенатором.
Был изображён Репиным на картине «Заседание Государственного совета», состоял почётным мировым судьёй Виленского городского округа и Виленского уезда.
Собрал коллекцию автографов и портретов писателей, ученых и государственных деятелей, которая хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.
Не менее колоритной фигурой была и его жена Людмила Ивановна. Урождённая Туган-Барановская. Но, в отличие от тихой и замкнутой княгини Веры, Любовь Ивановна была необычайно деятельной, жизнерадостной, подвижной.
Во время первой мировой войны женщины, которые имели деньги, создавали лазареты, санитарные поезда, закупали медикаменты и необходимые вещи.
Людмила Ивановна отправилась на фронт в качестве сестры милосердия, организовала и возглавила санитарный поезд и два отряда Красного Креста, работала в окопах и была награждена (что было большой редкостью для женщины) Георгиевскими крестами всех четырёх степеней.
После октябрьской революции семья Любимовых эмигрировала. С 1919 года – проживали Польше. Вскоре переехали в Берлин, а затем обосновались в Париже.
На чужбине Любимовы не испытали жестокой эмигрантской нужды. Более того, жили в особняке на престижной авеню. Да и сыну не пришлось добывать хлеб насущный таксистом. Он сделал успешную карьеру журналиста.
В 1934 году эта достойная женщина посвятила себя служению людям – стала учредителем и председателем Русского комитета помощи, содержавшего бесплатную и дешёвую столовые для эмигрантов, а также общежитие для стариков.
В 1943 году, при поддержке Управления по делам русской эмиграции, способствовала открытию Дома для престарелых в парижском пригороде Гаренн-Коломб.
Входила в Координационный комитет Объединения благотворительных и гуманитарных организаций, состояла почётным председателем Союза для защиты чистоты русского языка (1956).
Это была настолько любящая и преданная России семья, что даже находясь в эмиграции, их сын Лев, который сознательные годы провёл во Франции и писал: «Всю жизнь, – я верил твёрдо, упрямо, безоговорочно в величие своего народа, своей страны, и эта вера – утверждаю это – была всегда неотделима от моего существа».
СОСТАВИТЕЛЬ Екатерина Сизехина, справочно-информационный сектор
Тел.: (846) 334-45-80
Источники: krasrab.com, goldlit.ru, litra.ru, dommuseum.ru, magazines.russ.ru, 628.shkola.spb.ru
На фото: Александр Куприн и Фёдор Шаляпин, 1911
Источник: https://www.soub.ru/node/3462
История создания повести «Гранатовый браслет»
Работа над повестью
Изначально Куприн задумывал «Гранатовый браслет» как рассказ, а не повесть. Куприн работал над рассказом осенью 1910 года в Одессе. 26 сентября 1910 года он сообшал В. С. Клёстову: «…На днях я пошлю Блюму* небольшой, в лист с небольшим, рассказ под названием „Гранатовый браслет“…
» (*Блюм — Блюменфельд, сотрудник «Московского книгоиздательства») Однако рассказ разрастался, и работа над ним заняла около трех месяцев. 15 октября 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову: «…Сегодня занят тем, что полирую рассказ „Гранатовый браслет“. Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П.
Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильне). Пока только придумал эпиграф: „Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Apassionato“.
Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать ее видеть) — важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мертвые… Но трудно… и почему-то в охотку не пишется…» О трудностях работы над рассказом Куприн писал Батюшкову в ноябре 1910 года: «…Теперь я пишу „Браслет“, но плохо дается.
Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года) В начале декабря рассказ еще не был закончен. 3 декабря 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову о том, что не хотел бы “комкать «Браслет», эту «очень милую» для него вещь.
Прототипы героев
Из переписки Куприна и мемуаров известны прототипы героев повести «Гранатовый браслет»: Желтков — мелкий телеграфный чиновник П. П. Желтиков князь Василий Шеин — член Государственного совета Д. Н.
Любимов княгиня Вера Шеина — его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган-Барановская Анна Николаевна Фриессе (сестра Веры) — Елена Ивановна Нитте, сестра Людмилы Любимовой Николай (брат Веры Шеиной) – чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган-Барановский
Первая публикация
Повесть «Гранатовый браслет» впервые была опубликована в альманахе «Земля» в 1911 году. Повесть была напечатана с посвящением литератору В. С. Клёстову. В эпиграфе была воспроизведена первая нотная строка из Largo Apassionato второй сонаты Бетховена (соч.2).
О сонате Бетховена
Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет», сделанной весной 1911 года, Куприн благодарил его жену за то, что она «растолковала ему шесть тактов Бетховена» (Н. Л. Инсарова. А. И. Куприн. Рукопись).
Критика о повести
Прочитав рассказ, А. М. Горький с похвалой отозвался о нем в письме Е. К. Малиновской в марте 1911 года: «…А какая превосходная вещь „Гранатовый браслет“ Куприна и „Дерябин“ Ценского! Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература!..
» (из архива A.M. Горького) Это была история создания повести «Гранатовый браслет» Куприна: история написания произведения, прототипы героев, интересные факты о повести и т.д. Материалы статьи взяты из издания: “Куприн А. И.
Собрание сочинений в 6 томах”, том 4 (1958 г.).
Источник: https://rulit.online/articles/istoriya-sozdaniya-povesti-granatovyj-braslet/
Урок литературы по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-беседа.
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.
Задачи:
Обучающие:
- углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
- познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
- на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Развивающие:
- совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
- формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.
Ход занятия
I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.
II. Вступительное слово преподавателя.
“Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”
“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.
Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский “Гранатовый браслет”
“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)
Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.
III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.
Преподаватель:
В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.
1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).
Преподаватель:
2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата”, одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)
3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.
Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать , сочувствовать, что она не делала ранее.)
Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?
Почему автор закончил рассказ трагической развязкой? Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?
4. Викторина по произведению.
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:1.
В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)8.
Его должность ? (Предводитель дворянства.)9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)14.
С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)18.
О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)20.
Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)21.
О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)23.
Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?
Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.
Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!
Задание 1.
Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.
Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)
Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)
Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.
(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)
Четвертая группа: Работа со словарями
Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.
Любовь – это:Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.
)Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.
)Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)
Преподаватель:
Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.
Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.
Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить
Задание 2.
Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)
Вторая группа:Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)
Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”.
В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”.
Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – “исключительное, единственное по глубине произведение”.)
Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?
Задание 3.
Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.
Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина.
У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история.
Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)
Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)
Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)
Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?
Задание 4.
Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)
Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?
Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?
Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. “Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел”. Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – “желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной.
.. К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо”. У мужчин другие мотивы – “усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах… от долгов, от бесцеремонных товарищей… Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее…
думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете… бывают иногда и мысли о приданом”. Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников…
Устами своего героя Куприн восклицает: “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви “единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Таков идеал любви по Куприну.
Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.
Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?
Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов.
Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.
Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)
6. Работа с высказываниями героев повести.
Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”
Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”
IV. Подведение итога занятия.
Сверток маленький хранил в себе футляр.Для княгини Веры Николаевны,В нем браслет гранатовый лежал,К дню рождения подарок каменный…В окаеме золотых оправ,Пусть дешевых, невысокой пробы,Камешек зеленый, словно граф,Изумлял свечением особым…
Он скрывал в себе живой огонь -Оберег от смерти и обмана,Звал владельца: “Только пальцем тронь,Будущее выйдет из тумана…”Зазвучит бетховенский мотивТретьей части “Аппасионаты”,И слова: “Люблю, доколи жив!” –
Источник: https://ist.na5bal.ru/doc/5073/index.html
Анализ рассказа “Гранатовый браслет”
Произведение “Гранатовый браслет”, анализ которого мы сейчас приведем в этой статье, читают все – и учащиеся, и взрослые, давным давно окончившие школу.
А всё потому, что Александр Иванович Куприн является большим мастером короткой прозы, его рассказы, так ярко описывающие самые светлые чувства, имеют свой неповторимый стиль и помогают разобраться в тонких нотках души русского человека.
Именно поэтому сейчас мы рассмотрим анализ рассказа “Гранатовый браслет”.
О чем рассказ
Основанием для сюжета рассказа стала настоящая история, которую узнал Куприн. Любовь одного телеграфного чиновника к замужней даме привела к тому, что он больше не мог скрывать свои чувства и решил сделать ей подарок.
Итак, главной героине, которую зовут Шеина Вера Николаевна, преподносят в подарок очень интересное украшение. Мало того, что судя по записке, подарок сделал тайный поклонник, там сказано о свойствах зеленого граната. А подарок – это гранатовый браслет.
Подаривший уверен, что обладательница этого камня получает возможность предвидеть.
В анализе рассказа “Гранатовый браслет” важно отметить, что зеленый гранат становится, как символ страстной любви и пылких чувств. Княгиня Шеина, получившая подарок, решает рассказать супругу о том, что она получила такой подарок и даже дает прочесть ему приложенную записку.
Читатель вскоре узнает, что тайным воздыхателем является герой рассказа Желтков. Он служит мелким чиновником и давно влюблен в княгиню.
Хотя после того, как о нем становится известно, Желтков получает угрозы от брата Шеиной и другие обидные слова, благодаря своей любви он всё терпит.
В конце концов, чтобы отвести позор от любимой, Желтков сводит счёты с жизнью. Даже не делая глубокого анализа рассказа “Гранатовый браслет”, видно, что княгиня только после этих печальных событий понимает, насколько глубоки и чисты были чувства бедного чиновника Желткова. Но она понимает не только это, но ещё кое-что важное.
Куприн раскрывает тему любви
Образ Желткова, который красной нитью проходит через всё повествование, показывает, какая беззаветная и самопожертвованная любовь может быть в сердце человека. Не предавая своих чувств, Желтков решает проститься с жизнью.
Однако происходят изменения и в княгине Шеиной, и это благодаря любви Желткова. Теперь Вера снова хочет почувствовать, что любят её и хочет любить сама, и это становится центральной темой рассказа “Гранатовый браслет”, анализ которого мы сейчас проводим.
Ведь за то время, что главная героиня замужем, она практически забывает о чувствах и плывет по течению.
Какой смысл Куприн вложил в символ гранатового браслета? Во-первых, благодаря этому браслету княгиня Вера поняла, что страсть и любовь снова можно испытать, а во-вторых, получив такой подарок, она расцвела и вновь полюбила жизнь, вновь ее дни наполнились красками и эмоциями.
Александр Куприн в своих произведениях огромное значение придавал теме любви, и как раз в “Гранатовом браслете” это хорошо видно. Любовь, как чистое чувство, должна быть в сердце человека. Хотя финал в рассказе печален, главная героиня осталась счастливой, потому что поняла, на какие чувства способна ее душа.
В этой статье мы познакомили вас с кратким анализом рассказа “Гранатовый браслет”, обязательно прочитайте также краткое содержание этого произведения, и ознакомьтесь с биографией Александра Куприна.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-granatovyy-braslet
Художественный мир рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа
Подобный материал:
- А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) Учитель 1кк гончарова Татьяна Михайловна моу песковская, 230.86kb.
- Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна, 16.61kb.
- Литература (урок развития речи) Тема : Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна, 15.33kb.
- О повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», 48.7kb.
- «Серебряные нити», эфир от 11., 122.55kb.
- Microsoft Power Point. Ход урок, 174.47kb.
- «Тема любви в повести А. И. Куприна Гранатовый браслет», 52.81kb.
- Лекция по литературе в 11 классе Талант любви в рассказе А. И.
Куприна «Гранатовый, 124.39kb.
- А. И. Куприна “гранатовый браслет” Александр Иванович Куприн талантливый писатель., 27.81kb.
- Любви в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет», 20.97kb.
Министерство образования и науки РБ
Заиграевский отдел районного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ново-Онохойская средняя общеобразовательная школа
671300 РБ, Заиграевский район, п. Онохой, ул.Школьная 33
Разработка открытого урока литературы, проведённого на базе Онохойской средней общеобразовательной школы №1 в 11-ом классе учителем русского языка и литературы Ново-Онохойской средней школы высшей категории Закаменных В. Ф.
п. Онохой
2009 – 2010 уч. год
Тема урока. Художественный мир рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа.
Цели урока: 1. – углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна.
– познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет». – на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов. 2. – совершенствовать навыки учащихся по анализу художественногопроизведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеипроизведения, делать самостоятельные выводы. – работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения. – развивать навыки исследования художественного текста. 3. – на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества. – воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока.
- Орг. момент. Объяснение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна. На прошедшем уроке вы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах.
На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно….
Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, «заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою».
- Литературная пятиминутка, поэтический настрой.
Почти каждый урок литературы мы с ребятами начинаем с проведения поэтической минутки.
Сегодня я попросила провести такую «минутку» для вас ___________________ Он прочтёт стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил…». (Выразительное прочтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина)
III. Переход к теме урока.
- Вступительное слово учителя.
Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный – тему любви в литературе считают «вечной», к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе «Гранатовый браслет»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова- Рогачевского: «В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни». Убедиться в достоверности слов В. Львова- Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.
2. Ознакомление учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет». Сообщение ученика «История создания рассказа А. И. Куприна» (индивидуальная домашняя работа учащегося).
«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L.
van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Соната Бетховена «Аппассионата”, одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».
(Прослушивание фрагмента «Аппассионаты») В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:
«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения… Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.
– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни). – Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?
4. Работа аналитического характера по тексту произведения.
а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения.
Беседы с учащимися по вопросам:
- Жанр своего произведения А. И. Куприн определил как рассказ. Скажите,пожалуйста, что называется рассказом? (Рассказом называется небольшоеповествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).
- Что вы знаете о композиции рассказа? (В композиции рассказа можно выделитьследующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
– Объясните, что представляют собою вышеназванные части. (Экспозиция -вступительная, исходная часть сюжета, где автор даёт первоначальное представление овремени, месте действия и герое. Завязка – событие, с которого начинается действие и откоторого зависит развитие последующих событий. Кульминация – момент наивысшегонапряжения в развитии действия. Развязка – событие, которым заканчивается действие).
б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.
(Далее совместно с учащимися работаем над сюжетно-композиционной схемой рассказа, при помощи которой и будет идти дальнейшая аналитическая работа. На доске и в тетрадях рисуем // чертим сюжетно-композиционную схему рассказа, определяя какому пункту схемы соответствует тот или иной эпизод произведения. В момент построения схемы обсуждается каждый пункт, соответствующий тому или иному эпизоду).
- Есть ли в рассказе «Гранатовый браслет» экспозиция?
- Какова роль экспозиции в рассказе? (Она «погружает» читателя в художественноевремя и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, оместе действия, о герое).
– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её? – Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа? – Как развиваются события дальше? Какие моменты в развитии действия можновыделить особо?
- В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?
- Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?
– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему? – Чем заканчивается рассказ? Что является развязкой? – Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова). – Какие особенности в композиции рассказа «Гранатовый браслет» можно отметить?
в) Аналитическая работа по тематике рассказа «Гранатовый браслет».
– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений: тема любви, тема дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме «маленького человека». Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В «Гранатовом браслете» нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни).
г) Определение авторской идеи как итог всей аналитической работе над рассказом.
– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился «показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви»).
IV. Заключение. Обобщение результатов работы. Подведение итогов. Выводы.
Источник: https://geum.ru/next/art-111412.php