Фамусов и чацкий в комедии “горе от ума”: столкновение и конфликт взглядов (чацкий и фамусовское общество)

Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

   Значительная 
часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой; первые издания и постановки были искажены многочисленными купюрами.

Читатели того времени знали полный текст «Горя от ума» в списках, которых сейчас известно несколько сот (а ходило в своё время, очевидно, гораздо больше).

Известно несколько фальсифицированных вставок в текст «Горя от ума», сочинённых переписчиками. 

Сюжет 

Обратите внимание

   Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года.

Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно. Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье.

Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца молодой Молчалин. Но он ничего подобного не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не может понять в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной.

Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Фамусов), добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии. В конце пьесы он решает покинуть Москву.

   В комедии 
соблюдены классические три единства: действие (в центре которого любовный треугольник Молчалин-Софья-Чацкий; впрочем, единство действия наиболее проблематично из-за нескольких конфликтов) происходит в одной комнате дома Фамусовых на протяжении 24 часов — начинается рано утром и кончается перед рассветом следующего дня.

   Основная 
идея трагикомедии: протест свободной 
личности “против гнусной российской действительности”. (А. С. Грибоедов).

   Проблемы, поднятые в произведении:

1.)Нравственно-этические;

2.)Культурно-просветительские;

3.)Социально-политические. 
 

Язык 
комедии
 

   «Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось 
предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок 
«Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П.

Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э.

Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»). 

Многие фразы 
из пьесы, включая ее название, стали 
крылатыми:

Счастливые часов 
не наблюдают;

Свежо предание, а верится с трудом;

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и 
барская любовь;

Чтоб иметь 
детей, кому ума не доставало?;

Чины людьми даются, а люди могут обмануться;

Подписано, так 
с плеч долой;

В деревню, к 
тетке, в глушь, в Саратов

И дым Отечества 
нам сладок и приятен;

Блажен, кто верует, тепло ему на свете;

Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом;

Дома новы, а предрассудки стары;

Ах, злые языки 
страшнее пистолета;

Всё врут календари;

Служить бы рад, прислуживаться тошно;

Не надобно 
другого образца, когда в глазах пример отца;

К военным людям 
так и льнут, а потому, что патриотки;

Шел в комнату, попал в другую;

Кто беден, тот 
тебе не пара;

Ей сна нет 
от французских книг, А мне от русских больно спится;

А судьи кто?

Карету мне! Карету!

Ученье – 
вот чума, ученость – вот причина;

Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.

(о Москве) По 
моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью;

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

Смешенье языков: французского с нижегородским

Читай не так, как 
пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой… 
  

Сценическая история

1825 — постановка 
учеников Петербургского театрального 
училища под наблюдением Грибоедова, запрещена петербургским генерал-губернатором 
М. А. Милорадовичем

Важно

1827 — отрывки 
из комедии исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в г. Эривань

1829, 2 декабря 
— сцены из 1-го акта в Большом 
театре Санкт-Петербурга

1830, 23 мая — 
3-й акт в Москве.

1831 год: 

26 января 1831 — 
первая полная постановка с 
цензурными правками в Александринском 
театре, Санкт-Петербург, в бенефис Я. Г. Брянского[2], в ролях В. А. Каратыгин (Чацкий), Е. С. Семёнова (Софья), И. И. Сосницкий (Репетилов).

25 февраля 1831 — 3-й и 4-й акты в Москве

26 февраля 1831 — Киевский театр (труппа И. 
Ф. Штейна).

27 ноября 1831 — 
полная постановка в Москве, Малый театр[3], в ролях М. С. Щепкин (Фамусов), П. С. Мочалов (Чацкий). Комедия стала неизменной гастрольной пьесой Щепкина.

1836 — Казань

1837 — Одесса

1838 — Тамбов

1886 — Театр 
Корша (Москва): художник А. С. 
Янов оформил «Горе от ума» по модным журналам 20-х гг. (до этого играли в современных времени постановки костюмах); в ролях В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П. Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблочкина (Софья)

1888 — Театр 
Корша (Москва)

1906 — Московский художественный театр, режиссёр В. И. Немирович-Данченко, в ролях В. И. Качалов (Чацкий), К. С. Станиславский (Фамусов), Л. М. Леонидов (Скалозуб)

1911 — Театр 
Корша (Москва)

1918 — Александринский 
театр

1919 — Саратовский 
театр им. К. Маркса, режиссёр А. И. Канин, Чацкий — И. А. Слонов.

1921 — 1) Московский 
Малый театр; 2) Александринский театр

1927 — Александринский 
театр

1928 — театр 
В. Э. Мейерхольда («Горе уму»), в ролях Э. П. Гарин (Чацкий), И. В. Ильинский (Фамусов), 3. Н. 
Райх (Софья)

1930 — Малый театр, режиссёр Н. О. Волконский, в роли Чацкого В. Э. Мейер.

1935 — 1) театр 
Мейерхольда, в ролях М. И. 
Царёв (Чацкий), П. И. Старковский 
(Фамусов); 2) Харьковский театр русской 
драмы, режиссёр Н. Н. Синельников

1937 — Ростов-на-Дону, режиссёр и исполнитель роли Чацкого — Ю. А. Завадский

Совет

1938 — 1) Малый 
театр, режиссёр П. М. Садовский, 
И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере; в ролях 
П. М. Садовский и М. М. 
Климов (Фамусов), М. И. Царёв (Чацкий), К. А. Зубов (Репетилов, а 
впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А. Яблочкина и В. О.

Массалитинова (Хлёстова); 2) МХАТ (постановка Немировича-Данченко, худ. В. Дмитриев), в ролях В. И. Качалов (Чацкий), М. М. Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова (Хлёстова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза); 3) Горький, режиссёр Н. И.

Соболыциков-Самарин; 4) Архангельск; 5) Рязань, режиссёр А. И. Канин

1939 — 1) Смоленск, режиссёр Н. А. Покровский; 2) Московский 
Госцентюз, режиссёр Б. Норд

1947 — Чебоксары, на чувашском языке

1948 — Ярославль

1950 — 1) Краснодар; 2) Театр драмы Латвийской ССР 
(на латышском языке)

1951 — 1) Центральный 
детский театр, режиссёр М. 
О. Кнебель; 2) Черновцы, на украинском 
языке

1959 — Казахский 
ТЮЗ в Алма-Ате  

  Развитие 
конфликта

  Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем 
немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.

  А.С.Грибоедов 
показывает широкую картину жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристки настроенными людьми, и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

  Люди этого 
круга – убеждённые сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины 
II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков.

В знаменитой «оде лакейству» Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который «не то на серебре, на золоте едал». Он добился почёта, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество.

Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Обратите внимание

  Представители фамусовского общества живут прошлым, свои «суждения черпают из забытых 
газет времён Очаковских и покоренья 
Крыма».

Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: «…у нас уж исстари ведётся, что по отцу и сыну честь».

Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнаёт, что он не камер-юнкер и не богат.

  Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших «и честь и жизнь его», обменял на «борзые три  
 

собаки». А  приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова «от скуки взяла

арапку – 
девку да собачку». Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: «Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку».

  Автор комедии 
отмечает, что для Фамусова и его 
друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Тёпленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы.

Для него все средства хороши, лишь «только бы досталось в генералы».

  Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество – все эти качества присущи 
чиновникам, изображённым в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «бессловесности» «три награжденья получил».

  Следует отметить, что Фамусов и его 
гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что всё зло идёт от него. Фамусов утверждает: 

        Ученье 
      – вот чума, учёность – вот 
      причина.
        Что ныне пуще, чем никогда,
        Безумных 
      развелось людей, и дел, и мнений… 

  Такого 
же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

  Консервативное 
общество дворян-помещиков, изображённое А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который 
угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проповедником «безумных дел и мнений».

   Своеобразие конфликта в комедии «Горе 
от ума» состоит в том, что в 
произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И.А.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» 
писал: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой – это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.

Важно

Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

  В пьесе 
«Горе от ума» А.С. Грибоедов переосмысливает 
традиции, связанные с эпохами 
классицизма и романтизма, что 
выражается как на уровне создания образов, характеров, языка, особой проблематики, так и на уровне самого конфликта.

  Традиционной 
для комедии классицизма является сюжетная схема, где на руку  благородной девицы претендуют сразу два молодых человека, образы которых противопоставлены, причём один из них уверен в своём превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами. И он в конце пьесы добивается её руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причём основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

Читайте также:  Критика о творчестве н. а. островского, отзывы современников

Источник: https://stud24.ru/literature/svoeobrazie-konflikta-chackogo-i-famusovskogo/81488-253756-page2.html

Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

– Вот то-то, все вы гордецы,

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя…

……………………………………

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово “раб”.

А. С. Грибоедов

Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка “со-” означает “вместе”. Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не всегда вместе – в комедии “Горе от ума” убедительно показано, что “век нынешний” и “век минувший” могут сойтись в одно время, в одном доме и объявить один другому беспощадную войну.

Представим себе московский барский особняк 20-х годов XIX века. Как свежий ветер, врывается в его затхлую атмосферу пылкий, влюбленный в дочь хозяина молодой человек – Александр Андреич Чацкий. С этим домом связаны его детские воспоминания (здесь он воспитывался), здесь живет любимая им и, как он полагает, любящая его девушка.

Он предчувствует счастливые минуты встречи, нового узнавания дорогих ему людей.

Но, увы, “мильон терзаний” ожидает его здесь, и связаны эти терзания не только с крушением любви, но и с идейным противостоянием: на одном полюсе он, Чацкий, – “умница”, “карбонари”, который “властей не признает”, “вольность хочет проповедать”, а на другом – хозяин дома, Фамусов, московский туз, гонитель всего нового, прогрессивного.

Чтобы понять, чем вызван их конфликт и в чем его суть, познакомимся поближе с хозяином дома и его неожиданным гостем, ставшим причиной переполоха и разрушившим мир притворного спокойствия и благополучия.

Фамусов обрисован в комедии очень подробно.

Это типичный барин-крепостник, рьяно защищающий старый уклад жизни и дворянские традиции прошлого: он считает незыблемым крепостное право, не видит в слугах людей (называет их Петрушками, Фильками, Гришками; рассердившись грозит: “В работу вас, на поселенье вас!”); идеал человека для него шут и ничтожество Максим Петрович; работа – надоевшее бремя, а поэтому его “обычай”, как он сам признается, такой: “подписано – так с плеч долой”. Фамусов – враг просвещения, в котором он видит “зло”; его мечта – “забрать все книги бы да сжечь”. Ему кажется справедливым, что “по отцу и сыну честь”, а сам по себе человек ничего не значит: “будь плохонький, а если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Самые опасные враги для Фамусова – это передовые люди, чьи взгляды он считает разрушительными, опасными для его благополучия и спокойствия. Таких людей он ненавидит и боится: ведь они стремятся служить “делу, а не лицам”, не хотят жить, “на старших глядя”. Вот почему приезд Чацкого – для него катастрофа. Если вначале Павел Афанасьевич, притворяясь добродушным наставником, ворчит и поучает, то вскоре, выведенный из себя вольнодумными речами Чацкого с возмущением нападает на него. По его мнению, надо запретить таким господам, как его гость, “на выстрел подъезжать к столицам”.

Причины беспокойства Фамусова ясны: Чацкий уже не тот благонравный юноша, который покинул этот дом три года назад. Теперь это зрелый человек с твердыми убеждениями, его речи направлены против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия фамусовского общества.

Прежде всего он выступает как противник крепостного права, гневно обличает неправый суд, его возмущают служба лицам, а не делу, чинопочитание и угодничество, рабская мораль.

Совет

Он не понимает, как можно не сметь “свое суждение иметь”, пресмыкаться перед власть имущими, с пренебрежением относиться к национальной культуре, языку.

Естественно, что убеждения Фамусова и Чацкого непримиримы. Ведь причина их конфликта не личная антипатия, не взаимные обиды или недовольство – они антагонисты по своим общественно-политическим взглядам, и каждый выступает от имени своих единомышленников.

Лагерь Фамусова многочислен и многолик, Чацкий же на сцене один, но упоминаются люди, разделяющие его взгляды, и у фамусовского общества нет оснований торжествовать: его победа, как и поражение Чацкого, кажущиеся. Очень точно сказал об этом в статье “Мильон терзаний” И. А.

Гончаров: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”.

Действительно, если Чацкий покидает дом Фамусова, не изменив ни на йоту своих убеждений, ни в чем не отступив и ничего не уступив своим противникам, то Фамусов и его сторонники утратили былую самоуверенность, почва под их ногами колеблется.

“Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” – этим трагикомическим восклицанием Фамусова заканчивается комедия. Так автор подчеркивает, что у “века минувшего” нет перспектив, его время безвозвратно ушло, изжив себя. “Что станет говорить кто бы то ни было – разве в этом дело?! Важно другое: противостояние Фамусова и Чацкого – знамение времени.

Не могут и никогда не смогут современники-антиподы договориться: ведь нельзя остановить прогресс. “Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь ум”, – подчеркивает И. А. Гончаров.

Многочисленным Фамусовым пришлось отступить: законы истории неумолимы, и гениальный автор “Горя от ума” пророчески предсказал, как разрешится показанный им конфликт: старому миру нанесен удар, от которого он уже не оправится. Новое обязательно победит.

Источник: https://www.sochuroki.com/chackij-i-famusov-prichiny-i-smysl-ix-konflikta-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий и фамусовское общество в комедии Горе от ума

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов.

Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого.

Александр Андреевич Чацкий показан А. С. Грибоедовым как передовой человек “века нынешнего”. Он зло высмеивает пороки московского общества, характерным представителем которого является Фамусов.

Обратите внимание

Приехав в Москву, Чацкий открывает для себя, что люди живут по старым законам “матушки Екатерины” и являются ярыми сторонниками существующего режима. Он категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, и превосходно понимает свою несовместимость с этим миром, “веком минувшим”.

Он независим, имеет свою точку зрения на все, что его окружает, а также, в отличие от фамусовского общества, негативно относится к крепостному праву, которое калечит судьбы и души людей. Из-за этих убеждений его холодно и неприязненно встречают в Москве, “дичатся, как чужого”.

На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контраст во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, “век нынешний”, “век минувший”, иностранцев, просвещение, народ, нравы.

Александр Андреевич — умный, серьезный, образованный человек (“он славно пишет, славно переводит”, “он малый с головой”). Он презирает низкопоклонство, лживость, притворство. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает защитником прошлого, вызывают гнев и ярость у Чацкого.

Рассказывая о своем идеале, воплощенном в Максиме Петровиче (вельможе времени Екатерины), который не видел ничего зазорного и постыдного в лести и низкопоклонстве, Фамусов убеждает Чацкого учиться на этом примере. Это возмущает Чацкого, так как он стремится служить делу, а не лицам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

В ответ Фамусову и всему его окружению звучит страстный монолог, в котором грибоедовский герой сопоставляет “век нынешний” и “век минувший”, старается говорить конкретно и в то же время твердо отстаивает свои жизненные принципы.

Эпоха Екатерины, которая так по сердцу Фамусову, в глазах Чацкого является “веком покорности и страха”. Он утверждает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих “смешить народ, отважно жертвовать затылком”, а причину объясняет следующим:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;

Недаром жалуют их скупо государи.

Приводя примеры жестокого обращения дворян с крепостными, Александр Андреевич протестует против царящего в стране беззакония, осуждает помещиков-крепостников, один из которых обменивает своих верных слуг на “борзые три собаки”, а они “в часы вина и драки и честь и жизнь его не раз спасали”. А другой барин продает актеров своего театра, крепостных “Амуров и Зефиров”, поодиночке из-за того, что “должников не согласил к отсрочке”.

Важно

Уже в этом обнаруживается несовместимость взглядов Чацкого с взглядами не только Фамусова, но и всего представленного в комедии московского дворянства. Для примера можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, “созвездие маневров и мазурки”. Этот человек глуп, он “слова умного не выговорил сроду”, рассуждает только о “фрунте и рядах”. А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:

Не знаю-с, виноват;

Мы с нею не служили.

Все окружающие относятся к нему с иронией. Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”.

Мечта этого человека — стать генералом, что очень возможно, так как “вакансии как раз открыты”:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Молчалин, еще один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а когда погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением.

Читайте также:  Критика о романе "евгений онегин" пушкина, отзывы современников

“Вот он на цыпочках и небогат словами”, — говорит о нем Чацкий. Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, — лишь маска, которая служит для достижения жизненной цели, а именно, — блестящей карьеры, чинов, богатства.

Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”. Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. “Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”, — презрительно бросает Чацкий.

Молча-лин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя —

Хозяйку, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Низкопоклонство и угодничество вышестоящим — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. “С тех пор как числюсь по архивам, три награжденья получил”, — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: “умеренность и аккуратность”.

Внутренний мир Чацкого, его взгляды на жизнь вступают в противоречие с сутью фамусовского общества. Этот человек не вписывается в него, поэтому неудивительно, что его в конце комедии объявляют сумасшедшим.

И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему “веку минувшему”:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет…

Главный герой покидает дом Фамусова. В этом обществе ему нет места.

Гончаров в статье “Мильон терзаний” так сказал об этом: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Совет

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.

Источник: https://globuss24.ru/doc/cackii-i-famusovskoe-obsestvo-v-komedii-gore-ot-uma

Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта » Сочинение на EraInfo.ru

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит».

Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий.

Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери.

Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье.

Обратите внимание

Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим.

Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту.

Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Источник: https://erainfo.ru/chackij-i-famusov-v-komedii-gore-ot-uma-ix-otnosheniya-i-spor-xarakteristka-dlya-sochineniya-po-teme-konflikta/

Чацкий против фамусовского общества

Комедия «Горе от ума» дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.

Чацкий в литературе 20-х годов XIX века – это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого – человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого – крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.

В монологе «А судьи кто» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Важно

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха – века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как Источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя:

Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник».

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.

Читайте также:  Краткое содержание "куст сирени" куприна: пересказ сюжета, рассказ в сокращении

Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы» Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Совет

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении Фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека.

По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

«Горе от ума» политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм «Горя от ума» выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Персонажи «Горя от ума» не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее умай здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем «фамусовским». Фамусов типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности.

В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами.

Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен.

Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь и потому оно особенно пугает.

Обратите внимание

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя.

Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: «Иные, смотришь, перебиты».

Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. «Молодые» либеральные идеи дают возможность этой части дворянства «пошуметь» в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире. Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно.

Это не только многие основные герои, но и Второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. «Лгунишка он, картежник, вор… /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить…

» говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог «А судьи кто» звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества.

Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников.

Важно

Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года. Чацкий это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия «Горе от ума» произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня.

Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут 'приходить другие, и он всегда будет «начинать новый век».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Чацкий против фамусовского общества. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: https://www.studbirga.info/chackij-protiv-famusovskogo-obshhestva/

Готовые школьные сочинения

июля
29 2016

ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА

ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым.

В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями.

Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество.

В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению.

Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего. Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.

Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием.

Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы.

Совет

Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую…» Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским.

» Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! На все советовать и перестать блажить и служить.

Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин.

Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных.» Молчалин готов на все, лишь Данный текст предназначен только для частного использования 2005 бы продвинуться вверх по служебной лестнице.

Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем. Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. Карьера любыми средствами – девиз Молчалина.

Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами.

Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца: … уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих он вкривь и вкось не рубит – Вот я за что его люблю.

Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью.

Она способна оценить своего избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивеет… Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.

Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете!

» А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону. Хочется надеяться, что когда-нибудь на земле станет побольше Чацких, которые смогут воплотить свои идеи в реальную жизнь. Комедия “Горе от ума” Грибоедова никогда не состарится и, я думаю, будет актуальной еще долгое время.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo-v-komedii-griboedova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]