Генерал аносов в повести “гранатовый браслет”: характеристика и образ, внешность и характер

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому.

Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

“Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья”эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Обратите внимание

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал “Гранатовый браслет” прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.

В рассказе “Гранатовый браслет” Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черному моря” начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение.

Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле.

” Где эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “…

Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах.

” Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, “святой” любви.

Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Ему принадлежат пророческие слова: “…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины.” Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение.

Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям.

Важно

За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, гранатовый браслет.

Он ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убъет себя.

” Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна княгиня.

Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “…Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.” К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство.

“И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”.

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумашествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца.

Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам.

” И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека гранатовый браслет…

Источник: http://MirZnanii.com/a/353765/rol-simvolicheskikh-obrazov-v-rasskaze-ai-kuprina-granatovyy-braslet

Характеристика Генерала Аносова (Гранатовый браслет)

Драматичная история любви чиновника к замужней женщине, основанная на реальных событиях, никого не оставит равнодушным. Любой человек мечтает встретить свою любовь, но далеко не каждому удается испытать на себе это чувство. Чиновнику Желткову повезло, он влюбился и смог пронести любовь через всю жизнь. Даже умирая, все его мысли были о ней, о Вере.

Образ и характеристика генерала Аносова в повести «Гранатовый браслет» является второстепенным. Куприн в лице данного героя хотел показать представителя старшего поколения с богатым жизненным опытом, готового всегда прийти на помощь молодежи, дав мудрый совет и подсказку, как и в каком направлении, двигаться дальше.

Яков Михайлович Аносов – близкий друг семьи. Генерал.

Второстепенный персонаж.

Образ

Внешность этого мужчины располагала к общению с первого взгляда. Непроизвольно возникала симпатия, и желание доверить самые сокровенные тайны. Генерал был в годах. Роста мужчина был высокого. «Тучный, высокий, серебряный старец.

У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухшими полукругами…».Одевался генерал старомодно. По сюртуку было видно, что ему столько же лет, сколько его хозяину.

Читайте также:  Иллюстрации к поэме "песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова" лермонтова (картинки, рисунки)

Голову украшала фуражка с большими полями. Ее громадный, прямой козырек закрывал глаза. В правой руке всегда была палка, украшением которой был резиновый наконечник. В левой руке генерал носил слуховой рожок.

Разговаривал Аносов с хрипотцой.«…на весь театр раздался его решительный бас…».

Походка тяжелая, грузная. Генерал страдал одышкой. Его мучил давний ревматизм, нажитый за годы службы.

Характеристика

Личного счастья генерал не испытал. Состоял в браке, но уже не помнит, что это такое. Жена предпочла ему заезжего актеришку. Детей в браке не нажили.Аносов искренне привязан к сестрам Вере и Анне. Его связывала крепкая дружба с их отцом.

После смерти товарища, генерал окружил сестер заботой и любовью, став для них дедушкой. Так они называли его между собой, хотя родственником он им не был.

Мужественный, храбрый. Не боялся смотреть смерти в лицо.

В бою всегда проявлял мужество и хладнокровие.

Добрый, человечный. За годы службы ни разу не поднял руку на солдат. Не побоялся дать отказ, когда ему был дан приказ расстрелять пленных.

Любит животных. Держит двух мопсов. Собаки всегда и везде его сопровождают.

Заядлый театрал. Постоянно посещает оперу, не пропуская ни одного представления.

Не образован. Университетов генерал не оканчивал. По его словам за его плечами только «медвежья академия».

Верит в любовь, хотя самому испытать это чувство не вышло. Его сильно расстраивает то, что современная молодежь выходит замуж только из корыстных соображений. По расчету, по симпатии, из-за бытовых потребностей.

Безжалостен в высказываниях по поводу светского общества, находящегося на грани безнравственности и пошлости. Именно Аносов просит Веру отнестись серьезней к любви загадочного поклонника. Он уверен, что настоящая любовь приходит раз в жизни.

«Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2053-harakteristika-generala-anosova-granatovyy-braslet.html

О повести а. и. куприна «гранатовый браслет»

В 10-ые гг. 20 века в обществе все более значительное место занимают декадентские представления о мире и жизни. Отличительной особенностью декадентского мировосприятия становится отрицание простых человеческих чувств, недоверие к человеку как таковому.

Мистика, уход в ирреальное в различных формах, таинственная символика, не доступная непосвященному в такие тайны, игра с чувствами – все это вытесняло ясность и человечность прежней культуры.

Образцом такой литературы может служить замечательное само по себе стихотворение Игоря Северянина «Это было у моря», созданное в тот же год, когда А. И. Куприн написал свою повесть «Гранатовый браслет».

Поэма-миньонет

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж…

Королева играла – в башне замка – Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:

Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,

До восхода рабыней проспала госпожа…

Это было у моря, где волна бирюзова,

Где ажурная пена и соната пажа.

Февраль 1910

Попробуйте найти точки соприкосновения и основные различия между этим произведением и повестью Куприна.

Совет

Куприн писал о реальных прототипах своего произведения: «Сейчас я занят тем, что номерую «Гранатовый браслет», это печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно влюблен в жену Любимова».

Верный теме всепоглощающей любви, именно Куприн в десятые годы выступил защитником этого чувства. Но для этого ему пришлось создать не совсем обычную историю.

Пейзаж

Начало повести наполнено бурными порывами ветра, внезапно налетевшим из степи ураганом, но вдруг все успокаивается. Так внезапно захватывающая человека страсть затихает и может обрести форму ровного и ничем не омраченного чувства. К 17 сентября наступили ясные и теплые дни.

Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеиной. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер.

«Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения».

Княгиня Вера

Внешний облик Веры напоминает холодный мрамор скульптуры. Ничто ее не привлекает в этой жизни страстно, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой…».

Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что-то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки.

Вера была бездетна и мечтала о детях.

День именин

День ее именин не предвещал ей ничего особенного. Она получила подарок от своей сестры. Автор несколькими штрихами нарисовал изящную безделушку, преподнесенную Вере. Вещь подобрана со вкусом. Чувствуется, что в этом мире – мире аристократов – занют толк в красивых вещах.

По контрасту с этим подарком гранатовый браслет кажется вульгарным и безвкусным. Но в письме, которое приложено к этому подарку, сказано, что браслет обладает способностью наделять того, кому она принадлежит, даром предвиденья.

“Точно кровь!” – подумала с неожиданной тревогой Вера, уже наделенная этим даром. Так в повести «Олеся» героиня предсказывала несчастную судьбу их с Иваном Тимофеевичем любви.

Обратите внимание

Письмо Желткова не вульгарно, но вслед за получением подарка Вера идет к гостям, и там ее муж веселит собравшихся весьма остроумными записями в альбоме, объединенными одной темой – насмешкой над сильной любовью. Достается от него и некому Пе Пе Ж е– так князь Василий называет таинственного поклонника своей жены, о котором он осведомлен.

Князь просто не может поверить, что человек из столь невысокого круга – телеграфист – способен на безупречное рыцарское чувство.

Интересно отметить, что когда судьба столкнет его лицом к лицу с этим человеком, он будет в него пристально вглядываться, пытаясь понять, что же за сила движет этим человеком. Ведь сам князь на подобную любовь не способен.

Признается ей в любви, она почувствовала, что нарастающему волнению нет предела.

Но читателя не оставляет вопрос: чем было чувство Желткова – истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным? Чем была смерть героя – слабостью, малодушием, пропитанным страхом или силой, желанием не досаждать и оставить любимую?

Читайте также:  Герои рассказа "в дурном обществе" короленко: главные и второстепенные персонажи (таблица с описанием, список)

Роль генерала Аносова в повести

Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала

Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она

“…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов».

Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.

И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано –

«сильна, как смерть». Истории, рассказанные генералом Аносовым, все про сильную, порой безумную любовь.

Еще большую силу им придает то, что Аносов был человеком, про которого легендарный Скобелев сказал:” Я знаю одного офицера, который гораздо храбрее меня, – это майор Аносов”.

Жизнь, смерть и любовь – главные темы искусства переплетаются в рассказах Аносова. И именно он произносит те слова, которые и хотела, и боялась услышать Вера.

Найдите эти слова

Важно

Принадлежность к высшему кругу заставляет родных Веры принять меры против возможной компрометации.

Брат и муж княгини находят ее таинственного приверженца, молодого служащего Желткова. В начале неприятного визита он конфузиться. Смущен. Но вдруг после нескольких слов князя Тугановского Желтков меняется.

Какие это слова? Что с ним произошло?

Куприн изображает противоречие между духовным миром героя и его социальным положением. Любовь – единое, ради чего живет герой. Это не болезнь, не «маниакальная идея», а самоотверженное, безграничное чувство. Трагедия героя в том, что он понял: Вера не способна постигнуть беспредельность его любви.

Ее просьба «закончить эту историю» означает умереть, так как перестать любить ее он не может. Желтков верит, что его смерть раскроет любимой силу его чувств: он предусматривает, что гордая княгиня догадается о причинах его самоубийства и придет проститься с ним.

В своем последнем письме к Вере Желтков прощает ее, прощает именно потому, что она ощутила силу его любви.

Завершающая часть рассказа пронизана высокой символикой рыцарского служения Прекрасной Даме, может напомнить знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный».

Гуманистическая позиция автора заключается, в первую очередь, в противопоставлении благородных человеческих чувств банальности. Куприн показывает, что благородство чувств не дается человеку от рождения, самоотверженность – такое же редчайшее явление среди людей, как зеленый гранат среди красных.

Источник: http://www.slavkrug.org/o-povesti-a-i-kuprina-granatovyj-braslet/

Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн — удивительный человек. За свою жизнь он сменил множество профессий, но, в конце концов, остановился на писательской деятельности — и не ошибся. Теперь мы знаем Куприна как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей.

Он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придёт время, когда все люди будут счастливы. Мечты о счастье, о прекрасной любви — вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, в том числе и в произведениях А. И. Куприна.

В повести «Гранатовый браслет» мы видим, как изображается любовь в высшем свете. В самом ' начале произведения перед нашими глазами предстаёт семья Шейных — Вера Николаевна, которая «пошла в мать, красавицу англичанку», и Василий Львович, крупный помещик, занимающий «видное положение в обществе».

Совет

Вроде бы супруги счастливы в семейной жизни, и, на первый взгляд, всё у них замечательно, но писатель сразу же делает оговорку, что у княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Далее мы видим сестру Веры Николаевны —Анну, которая «была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении». Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей — мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела».

Анна Николаевна не была счастлива в семейной жизни, не испытывала к мужу нежного, подлинного чувства, более того, она «презрительно высмеивала и в глаза и за глаза своего любимого». Читатель понимает, что, наверное, Куприн не случайно показывает отсутствие чистой, крепкой любви в семьях двух сестёр, принадлежащих к высшему обществу.

А может, этой самой любви вообще нет в высшем свете? Это кажется ужасным, невероятным, но на дне рождения Веры Николаевны мы убеждаемся в этом. В этот день все самые известные и уважаемые люди города собрались в доме Шейных. Но серьёзных, умных разговоров мы от них не слышим.

Анна Николаевна флиртует с гусаром, мужчины играют в карты, а Василий Львович потешает всех своими шуточными рассказами про любовь. Из них мы узнаём о неудавшейся женитьбе Николая Николаевича, брата Анны и Веры, о том, что Вере Николаевне уже семь лет пишет любовные письма какой-то ненормальный «телеграфист», безумно любящий её, но не получавший ответа на свои признания.

Эти рассказы вызывают улыбку и хохот слушателей. И мы понимаем ужасную вещь — что в высшем свете даже о самом прекрасном и светлом чувстве на земле серьёзно не могут поговорить. А знают ли они вообще, что такое любовь? Мы убеждаемся, что нет, ей просто нет места в этом лживом, дешёвом мире. В свете этих событий роль Аносова приобретает особое значение.

Сама внешность генерала внушает нам симпатии и доверие к этому человеку. Это был «тучный, высокий, серебряный старец.

У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухшими полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть».

Обратите внимание

В семейной жизни он тоже не нашёл счастья: «ещё до войны жена сбежала от него с приезжим актером, пленясь его бархатной курткой и кружевными манжетами».

Он многое повидал, знает жизнь глубинно и оценивает её объективно.

Аносов единственный из этой толпы, кто видит, что моральные устои общества расшатаны до предела, что из чистого, возвышенного чувства любовь превратилась в пошловатенькое слово, которым кидаются налево и направо молодые люди, не задумываясь об истинном его значении: «А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви.

Да и в моё время не видел!» С сожалением и болью говорит он о том, что люди женятся из-за бытовых потребностей, по необходимости или из-за минутных слабостей, поддавшись соблазну. «А где же любовь-то? Любовь, бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость», — восклицает он.

Читайте также:  Анна михайловна попельская в повести "слепой музыкант" короленко

Аносов безжалостно разоблачает и критикует светское общество, понимая, что оно стоит на грани полного безнравствия, неизменности, что истинная любовь может быть потеряна навсегда. Генерал говорит Вере Николаевне об этом прекрасном чувстве, каким оно должно быть: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства и компромиссы не должны её касаться». Автор доверяет ему один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне. Именно ему «поручено» заставить Веру отнестись к любви таинственного незнакомца более серьёзно: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение, которое призвано помочь молодым людям, направить их на путь истинный, рассказать им многое, поделиться опытом, в том числе и в вопросах любви. Только благодаря таким людям ещё есть надежда, что общество не погрязнет окончательно во лжи.

Источник: https://myessay.ru/2014-11-27-17-18-17/80—-q-q/3691——–l-r.html

Символические образы в рассказе а. и. куприна “гранатовый браслет”

Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая.

Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю.

Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Важно

Автор замечательных повестей Куприн был признанным мастером короткого рассказа. Б них дана широкая, многообразная картина русской жизни конца XIX – начала XX века. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы.

I Мечта о счастье, о прекрасной любви – эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел их и Куприн.

С присущим ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психологии своих героев, он писал о любви.

Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал “Гранатовый браслет” – прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.

В этом рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые воплощают в себе весь идейный смысл рассказа.

“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря” – начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение.

Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой – всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина.

“Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно-спокойную, холодную красавицу. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, “святой” любви.

Немалую роль отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” – генералу Аносову. Именно ему предстоит задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно.

Совет

Размышления генерала о любви способствуют тому, что его внучка смогла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Генералу принадлежат пророческие слова о том, что, может быть, ее жизненный путь пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение.

Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю свою жизнь сам Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки любовной истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне.

В роли подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, – гранатовый браслет.

Он ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти.

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает, что этот человек убьет себя. Куприн сравнивает пять камней браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким земным законам и правилам.

Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков – всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна – княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не сможет погасить его прекрасное чувство: “Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”.

Обратите внимание

К сожалению, истинное значение браслета-символа Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “Все ее мысли были неотвратимо прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит”. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье.

И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!”.

И остается ей только символ этой прекрасной любви прекрасного человека – гранатовый браслет…

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/simvolicheskie-obrazy-v-rasskaze-a-i-kuprina-granatovyj-braslet/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector