Катя Локтева в романе “Отцы и дети”: образ, характеристика, описание (сестра Одинцовой)
Аркадий и Катя. Художник Д. Боровский |
Катя является молодой дворянкой, младшей сестрой помещицы Анны Сергеевны Одинцовой.
Полное имя героини – Катерина Сергеевна Локтева:
“…У Катерины Сергеевны…”
Иногда читатели ошибочно называют героиню Катей Одинцовой, но ее настоящая фамилия – Локтева (это девичья фамилия и Кати, и ее сестрыАнны Одинцовой):
“…Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева…” (об отце Кати и Анны)
Возраст Кати – около 20 лет:
“…Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет…” (8 лет назад Кате было 12 лет)
Катя – небогатая дворянка. Родители не оставили наследства ни ей, ни ее сестре Анне Одинцовой:
“…Да ведь я не богатая…”
“…оставив крошечное состояние…”
Девушка осталась сиротой в 12 лет:
“…Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей Х……, скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе…”
После смерти родителей Катю воспитывает ее сестра Анна Сергеевна Одинцова:
“…запугана воспитавшею ее сестрой…”
О внешности Кати Локтевой известно следующее:
“…вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами…” (Кате на вид 18 лет, но на самом деле ей около 20)
“…Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух…”
“…маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь…”
“…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна…”
“…Но чудо – не она, а ее сестра Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь…”
“…Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика… Он узнал Катю,..”
“…темные глаза выражали недоумение…”
“…прелестные ножки, говорите вы… Ну, он и будет у них…”
“…Он схватил ее большие прекрасные руки…”
“…а у тебя еще такие прелестные ножки! И руки твои хороши… только велики; так надо ножками брать…”
Катя является милой девушкой:
“…Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно сурово, снизу вверх.
Она – умная девушка:
“…Вы одинаково умны…”
Катя – добрая девушка:
“…А вот доброе существо меня не отвергает…”
При этом Катя – девушка с характером:
“…у вас столько же, если не больше, характера, как у ней…”
“…Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет, – ну, да это так и следует…”
Судя по всему, Катя является спокойным человеком:
“…Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя…”
Она любит музыку и играет на фортепиано:
“…А ты, Катя, – прибавила она, – сыграй что нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…”
“…Катя достала це-мольную сонату фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо…”
Она также любит природу:
“…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил…”
Катя является упрямой девушкой:
“…О! я знаю: вы очень упрямы.
– Упряма…”
Она – наблюдательная девушка:
“…И наблюдательны…”
“…Я думаю о том, откуда могла прийти вам эта наблюдательность, которая действительно есть в вас…”
Катя пуглива и недоверчива, она избегает посторонних людей:
“…Вы так пугливы, недоверчивы; всех чуждаетесь…”
Юная Катя боится своей старшей сестры Анны Сергеевны Одинцовой:
“…Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала…”
“…Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры…”
Иногда Катя уходит в себя:
“…Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое…”
Она много размышляет:
“…Я много жила одна; поневоле размышлять станешь…”
Катя не любит “рисоваться” и не является кокеткой:
“…Сказали хорошо; просто, не стыдясь и не рисуясь…”
Она – самостоятельная девушка:
“…вы недаром одной крови с Анной Сергеевной; вы так же самостоятельны, как она; но вы более скрытны…”
В конце романа юный Аркадий Кирсанов влюбляется в милую Катю, которая отвечает ему взаимностью. Герои женятся, у них рождается сын Николай:
“…я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас…”
“…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…”
“…У Катерины Сергеевны родился сын Коля…”
Это была цитатная характеристика Кати Локтевой (сестры Анны Сергеевны Одинцовой) в романе “Отцы и дети” Тургенева: образ в цитатах, описание внешности и характера героини.
Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”
Источник: https://literaturus.ru/2015/08/katja-otcy-i-deti-katerina-sergeevna-lokteva.html
Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева
Екатерина Локтева – сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе “Отцы и дети” Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов.
Изначально девушка кажется милой, хрупкой особой, но на протяжении всего романа мы видим, как она раскрывает свой стойкий характер. Катерина очень юная, ей всего лишь двадцать лет. Несмотря на юность, она любит музыку и очень хорошо владеет музыкальным инструментом под названием фортепиано.
Когда её попросили сыграть, она выбрала сонату Моцарта. Играла она очень хорошо, но немного строго и сухо.
Катерина из семьи небогатых дворян. Её родители погибли, когда ей было всего двенадцать лет. С того времени её воспитывала старшая сестра – Анна Сергеевна. Катя постоянно находилась в тени Анны. Под взглядом сестры она чувствовала себя неуютно. Катерина боялась свою сестру, хотя та даже не догадывалась об этом.
Катерина Сергеевна больше любит читать книги и размышлять о жизни, чем кокетничать с мужчинами и танцевать на балах. Из-за того, что девушка часто оставалась одна, она часто размышляла обо всем:”…Я много жила одна; поневоле размышлять станешь…”.
Катерина Сергеевна робкая, молчаливая, часто краснеет по пустякам. Также она очень добрая, наблюдательная, общительная, но при это она прекрасно демонстрирует упертость и самостоятельность, которые только красят девушку. Автор показывает читателям различия между сестрами не только внутренние, но и внешнее.
Анна – красавица со стройной фигурой и идеальной осанкой. Екатерина не обладала такой красотой, как её сестра, но она была очень милой и настоящей. Анна кокетлива, любит балы, опытно флиртует с мужчинами. Катерине же это всё чуждо, книги и размышления – вот её балы, еще она любит природу.
Описывая Катерину, автор невольно показывает своё отношение к героине – теплое и хорошее. Читатель чувствует ту любовь, с которой автор пытается нам её показать. Неудивительно, что Екатерина обладает невероятной силой духа в сочетании с нежностью, ведь именно это присуще “Тургеневским женщинам”.
В романе Иван Сергеевич показал 3 основных женских образа, но больше всего читателям впала в душу именно Екатерина.
Изначально Аркадий был влюблен в Анну, а точнее в её красоту. Общаясь с Катей всё больше и больше, Аркадий понял, что по-настоящему он любит Катерину, а не Анну, ведь Катерина настоящая с богатым внутренним миром.
Сочинение Екатерина Локтева
Катерина Сергеевна Локтева – одна из трех основных женских образов, которые представил Тургенев в своем романе “Отцы и дети” 1862-го года. Автор пытался передать проблему отношений старшего и молодого поколения.
Катя Локтева – приходится младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. По внешнему виду, можно сказать, что ей около восемнадцати лет, но на самом деле ей двадцать полных лет. Она смуглая, имеет черные волосы и небольшие темные глаза. Появлялась в романе одетой в розовое платьице, сразу кажется очень милой и застенчивой девушкой, но после в ней раскрывается самостоятельность.
Катерина молчаливая, но очень добрая и умная, любит читать книги, размышлять о них, чтение предпочитает больше чем танцы на балах. С Катей просто разговаривать на самые разные темы, она чуткая, натуральная и естественная.
Хоть Анна Одинцова и Катерина являются сестрами и относятся к дворянскому сословию, они очень отличаются друг от друга, в том числе и по темпераменту. Даже, скорее всего, являются противоположностями, ведь Катя не кокетлива, чего нельзя сказать об Анне. Тем более Локтева побаивалась Анну Одинцову.
Катя не обладала сильной красотой, много улыбалась. Она любила природу и музыку, умела хорошо играть на фортепиано. Анна же напротив была очень красивой и стройной, если начать делить всех героев произведения на “отцов” и “детей”, то Анна примкнет к последнему варианту.
Одинцова была высокомерной, вела себя очень гордой, рядом с ней некомфортно находиться, она имеет очень сильный характер. Именно поэтому, когда Аркадий был влюблен в Анну, он в итоге предпочел Катерину Локтеву, она естественна и главное проста.
И именно благодаря Катерине они с Аркадием переживают те чувства, которые делают их счастливыми. Так же в романе есть следующие женские образы: Фенечка, Авдотья Никитична. Фенечка является молодой девушкой и простой крестьянкой около двадцати трех лет, у нее темные волосы и глаза.
Она очень стеснительна и напоминает Катерину своим внутренним миром.
У меня хорошие впечатления от такого просто и естественного женского образа Катерины Сергеевной Локтевой.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/obraz-i-harakteristika-kati-loktevoj-v-romane-otcy-i-deti
Сочинение Катя Локтева в романе Отцы и дети Тургенева
Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.
Она была девушкой восемнадцати лет с черными волосами и красивой, смуглой кожей. В ее чертах читалась открытость и доброжелательность. Когда она общалась с людьми, то мило улыбалась, располагая к себе человека.
В ее взгляде были необычайные черты, она смотрела одновременно и застенчиво, и в тоже временя откровенно. Глядя на нее, сразу можно было понять, что Катя – нераспустившийся цветок.
Об этом говорило всё: по-детски розоватая кожа, небольшой пушок на лице, маленькие, аккуратные ручки и слегка скованные плечи. В общении с молодыми людьми она часто краснела и постоянно отводила глаза.
Катя умела играть на фортепиано, чем развлекала гостей сестры. Базаров отмечал про себя. Что играет Екатерина хорошо, но всё же немного суховато и будто бы строго.
Было заметно, что она явно старалась, потому что плотно сжимала губы и сосредоточенно переводила взгляд с нот на клавиши.
Возвращаясь к мыслям Базарова, он, глядя на Катю, думал лишь одно: «Она недурно играет, и сама она не дурна собой». К сожалению, других эмоций младшая сестра Анна не вызывала.
Автор неоднократно отмечает, что Катя словно была запугана Анной Сергеевной, хотя обе не отдавали себе в этом отчет. Интересна мысль Тургенева о том, что из двух сестер, этой можно было всерьез заняться.
Ведь из нее можно было сделать то, что хочешь. На сестру она однозначно походила умом и сообразительностью. Главное же качество, отличающее ее от Анны Сергеевны – не кокетливость.
Этого она не любила и не умела.
Кажется, будто Катя была создана для Аркадия: она была мила и добра, как и он, любила природу. Это читатель отмечает в самом начале и наблюдает за этой парой на протяжении всего повествования. В конце романа Аркадий окончательно влюбляется в девушку и женится на ней. У них рождается прекрасный сын Николай.
Вот такая интересная, счастливая судьба сложилась у второстепенной героини, на которую было обращено меньшее внимание читателя, нежели на старшую сестру. В этом романе Тургенев будто хотел показать, как важно вести себя с людьми. Судьба двух сестер различна: одна снова вышла замуж по нужде и по расчету, а вторая обрела настоящее счастье.
Образ и характеристика Кати Локтевой
Екатерина Сергеевна Локтева, молодая девушка, лет двадцати, со смуглым круглым лицом и тёмными глазами. Изначально, Тургенев представляет нам очень робкую, часто краснеющую девушку, которая абсолютно не любит балы, а предпочитает читать книги. Она послушна по отношению к своей старшей сестре Анне Одинцовой, в которую по началу был влюблён Аркадий.
Когда ей было 12 лет, её родители погибли, и воспитывалась она своей сестрой Анной. Сравнивая их, автор показывает нам надменность Анны, её великолепие в грации красоту, то, как она легко играет мужчинами. А Катерину он показывает напротив, очень милой, сообразительной, общительной, настоящей девушкой. Читателю заметно то, с какой нежностью и теплотой описывает нам Тургенев Катю.
Екатерина сама по себе очень спокойная, любит и хорошо играет на фортепиано, любит природу, и сама по себе очень добрая. Также, она весьма пуглива, но и вместе с этим у неё очень решительный характер. Она часто уходит в себя, любит раздумывать о жизни, она очень самостоятельная и её совсем нельзя назвать кокеткой. Лучше она поразмышляет о жизни, чем пофлиртует с каким-нибудь мужчиной.
Так, возвращаясь к представителю молодого поколения, Аркадию, читатель видит, что он влюблён в Анну. В её красоту и грацию. Но, чем больше он общался с Екатериной Локтевой, тем больше он понимал то, что в ней больше настоящего, естественного, живого.
Так Аркадий понял, что предпочитает Катю Анне. Катя освобождается от власти старшей сестры над собой и помогает Аркадию освободиться от деспотии Базарова. Именно Екатерина Локтева воплотила в себе любовь к живому, естественному.
Как раз то, что и хотел показать нам Иван Сергеевич.
Отцы и дети – это роман, который написал Иван Сергеевич Тургенев во второй половине 19 века. В своём романе он затрагивает множество различных тем, которые связаны между собой прошлым и будущим. Так, например, затрагивается тема разных взглядов на жизнь, религию, мироощущение и тому подобное, младшего и взрослого поколения.
Главный герой, Базаров, высмеивает и даже презирает устаревшие взгляды родителей, грубо общается со своим отцом, но всё равно питает к родителям родственные чувства.
Также, связанная с этим, затрагивается тема того, что нынешнее поколение чувствует превосходство над старшим, думает, что оно лучше и превосходит людей, чьи года уже почти прожиты. Об искоренении старого и размышлял Базаров. У Базарова был друг Аркадий, который был полностью под его властью.
Аркадий представляет молодое поколение в данном романе. И здесь очень важна роль Екатерины Локтевой, так как именно она впоследствии выведет Аркадия из-под влияния Базарова.
← Образ и характеристика Муму
← Характеристика Татьяны в рассказе Муму↑ ТургеневОтец Базарова – Василий в романе Отцы и дети →
Арина Власьевна мать Базарова в романе Отцы и отцы →
- Иуда в романе Мастер и Маргарита Булгакова образ и характеристика
Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа. - Сочинение Автомобиль в нашей жизни
Сейчас мы уже и не мыслим жизни без автомобиля. Машины везде и всюду. Выйди на любую улицу, где снуют автомобили. И каких только видов нет. Легковые, маленькие, большие, автобусы, грузовые автомобили. Вот пролетела пожарная - Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс
Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., я вижу школьницу – девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные - Сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьева
Герой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий - Анализ рассказа Шукшина Охота жить
В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/katya-lokteva-v-romane-otczyi-i-deti
Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе “Отцы и дети”: внешность и характер в цитатах
Меню статьи:
Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети» очень противоречивый. С одной стороны у читателя к ней возникает чувство жалости и сострадания, с другой стороны, ее неумение и нежелание идти по зову сердца и мечты обескураживает.
Внешность Одинцовой
Анна Сергеевна Одинцова обладает необычно красивой внешностью. На момент повествования ей 28 лет. Этот возраст сама Одинцова считает уже немолодым и поэтому причисляет себя к старухам.
Однако ее внешность говорит об обратном. Женщина выглядела молодо и свежо. Тело ее было очень стройное и привлекательное». Она поразила его достоинством своей осанки.
Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана».
Предлагаем ознакомиться с образом Николая Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”
Роста она была высокого, что придавало ей дополнительный шарм. Черты ее лица были прелестны, правда, нос был немного толстоват, что было характерно для всех русских, но остальные черты были идеальны. Кожа ее лица была светлой и чистой.
Глаза ее были светлого цвета, в них проглядывалось что-то нежное и в то же время умное: «ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». Волосы ее были, напротив, темного цвета. Длинные волосы красиво обрамляли ее лицо: «гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».
Гардероб ее также отличается утонченностью и изысканностью. Одинцова умеет красиво носить одежду – даже самые простые наряды смотрятся на ней необычно и очень красиво.
Анна Сергеевна умеет пленить человека с первых минут знакомства, ее внешность располагает к себе, по мнению Базарова, ее можно изучать в качестве анатомического пособия. Мужчины без ума от нее, а женщины ей завидуют.
Биография Одинцовой
О детстве Одинцовой, в девичестве Локтевой, и ее прошлом мало что известно. Родители ее давно умерли. Мать ушла из жизни еще в то время, когда они жили в Петербурге, а их семья процветала и была богатой и зажиточной.
Она принадлежала к обедневшей семья знатных аристократов Х…Отец ее был хорошим человеком, но имел пагубное пристрастие к карточным играм, поэтому вскоре спустил все сбережения семьи за карточным столом, и тоже умер, оставив свои двум дочкам крошечное наследство.
На момент его смерти старшей – Анне, было 20, а младшей – Катерине – 12 лет.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Базарова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”
После смерти родителей Анна берет на себя воспитание младшей сестры и справляется с этим вполне успешно – Катя обучается всему необходимому в жизни аристократки, однако особенности характера ее сестры действуют на девушку губительно, она была практически запугана сестрой и подавлена ее авторитетом.
Жизнь Одинцовой была полна сложностей. Ей довелось преодолеть немало трудностей. «Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы».
Первый брак Одинцовой
Спустя некоторое время Анна Сергеевна выходит замуж. Ее мужем стал некто Одинцов – он был немолодым человеком, но очень богатым и поэтому Анна согласилась стать его женой. Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести».
Анна не любила своего мужа, в некоторой мере, он даже вызывал у нее отвращение: «Покойного Одинцова она едва выносила». Окружающие считали такой ее брак очень странным, но сама Анна не видела в этом ничего плохого и думала, что это вполне нормальное явление.
После смерти мужа Анна становится богатой женщиной. Она хоть и не любила своего мужа, но после его смерти соблюдала все приличия и требования как вдовы: «Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу».
Жизнь в деревне
После заграничной поездки Анна Сергеевна вместе с сестрой возвращаются в деревню – Никольское – «Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями» – и дальше живут в глуши и уединении.
Время, проведенное в деревне Анна не тратит зря, она обучается ведению хозяйства и осваивает навыки управления имением, чего раньше не умела, хотя ее образование были исключительным.
Также в деревне Анна читает книги и изучает русский язык – в результате она становится умной и проницательной женщиной, а ее знания русского языка удивляют и поражают.
Одинцова редко выбирается из Никольского – исключительно по делам и практически все время проводит в деревне.
Характеристика личности
Анна Сергеевна Одинцов обладает необычным типом личности. В первую очередь ее отличает от большинства представительниц женского пола равнодушие и даже определенная нелюбовь к светским обществам. У Одинцовой такие мероприятия вызывают усталость и, если и выполняются ней, то с чувством долга и необходимости.
Второй ее отличительной чертой является исключительный ум – Одинцова читает книги не из-за модных веяний, заучивая определенные фрагменты текста, чтобы казаться умнее, а действительно изучает определенные вопросы и материал, предоставленный в литературе. Она понимает и осознает тему обсуждения. «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги».
Следующей ее отличительной и между тем необычной чертой является независимость. Анна Сергеевна не стремится никому угодить, она в некоторых моментах поступает по-мужски, определяя таким образом свое место в обществе.
По своему темпераменту она спокойная и уравновешенная личность. Анна Сергеевна во всем ценит прежде всего спокойствие, поэтому не стремиться менять что-либо в своей жизни – ей нравится такая обыденность и предсказуемость ее бытия, но между тем, одна и решительная личность – если этого требует ситуация, она умеет действовать четко и резко.
Несмотря на свои знания, Анна Сергеевна не является разговорчивой личностью, в обществе она предпочитает молчать и слушать разговоры других людей. По отношению к другим людям она всегда любезна и приветлива. У окружающих создается впечатление о ней как о милой и прелестной женщине во всех смыслах этого слова.
Образ Одинцовой лишен терпения и уравновешенности – она слишком нетерпелива и не может выполнять работу, требующую усидчивости.
Анна Сергеевна очень требовательная и настойчивая женщина, она часто придерживается своего мнения и готова его отстоять.
Однако эта идеальная женщина не остается без изъяна. В ее случае это проявляется в особой любви к роскоши и комфорту. Именно эти два критерия она ценит превыше всего, и именно они являются ключевыми двигательными силами в ее жизни.
Анна Сергеевна считает, что во всем следует придерживаться порядка – в ее доме все происходит по определенному графику, благодаря такому четкому режиму дня ее жизнь в деревне не наскучивает ей.
В доме Одинцовой царит исключительная чистота, она не любит, когда что-то лежит на своем месте или в доме неубрано: «все было чисто, всюду пахло каким – то приличным запахом, точно в министерских приемных».
Анна Сергеевна никогда никого по настоящему не любила, некоторые люди вызывают у нее чувство симпатии и даже мимолетной страсти, как, например, в случае с Евгением Базаровым. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно». В глубине души женщина очень несчастна, но не знает как ей исправить ее положение.
Одинцова и Аркадий Кирсанов
Правильней было бы сказать, что отношения Анны Сергеевны Одинцовой и Аркадия Кирсанова закончились не начавшись.
Когда Аркадий впервые увидел Одинцову, то не смог скрыть свое восхищение молодой женщиной – ее красота и ум напрочь пленили ум и сердце молодого человека.
После их встречи, он все дни напролет мечтал о ней, поэтому ее приглашение в Никольское Аркадий воспринял как праздник – это была прекрасная возможность улучшить отношения с Одинцовой и, вполне вероятно, развить их.
Однако со стороны Одинцовой все выглядело совсем в ином свете – она прекрасно понимала, какие чувства испытывает Кирсанов, но, к сожалению, не испытывала к нему ничего кроме легкой симпатии – в ее понимании Аркадий был милым человеком, способным поддержать с ней разговор, но в качестве возлюбленного она его не воспринимала.
В Никольском Аркадий все больше и больше осознает этот факт и постепенно сближается с сестрой Анны – Катериной. Катерина оказывается ближе по характеру и мировоззрению Аркадию – постепенно горечь разочарования и отторжения сменяется у Аркадия истиной любовью к Катерине.
Анна Одинцова и Евгений Базаров
В то время, как мысли Аркадия Кирсанова были заняты Анной Сергеевной, сама Анна Сергеевна была пленена другом Кирсанова – Евгением Базаровым.
Этот прагматичный и в некой мере грубый человек сумел заинтересовать женщину, его видение определенных моментов в жизни общества настолько отличалось от общепринятого, что невозможно было не обратить внимание на этого человека.
К тому же Базаров обладал естественным шармом и обаянием, что также располагало к его личности.
В Никольском Анна Сергеевна все больше и больше начинает сближаться с Базаровым отдаляя себя от общения с Кирсановым.
Базаров, привыкший часто быть в центре внимания на этот раз чувствует себя не в своей тарелке – он впервые влюбился, и это чувство заставляло его совершать поступки и мысленно принадлежать только одному – своей влюбленности.
Базаров всегда высмеивал привязанность к романтическим чувствам и любви в целом, но теперь сам оказался сам заложником любви и это еще больше обескураживало его.
Анна Сергеевна, которая, по сути никогда не любила никого, а подобно Базарову, всегда руководствовалась умом, а не чувствами также была в смятении – она испытывала тягу к этому человеку и страсть, но поддаться этому чувству не решалась.
В результате, когда их отношения достигли эмоционального пика, Базаров решается на первый шаг, но Одинцова, которая всегда остерегалась перемен в личной жизни не торопилась ответить возлюбленному взаимностью, в результате, в их отношениях случился коллапс – зашедшие отношения в тупик требовали срочного решения, но совершать что либо в этом направлении не торопился никто. Одинцова фактически мечтала, чтобы эта ситуация решилась как-то сама собой – Евгений определенно вызывал у нее значительно большие чувства, чем симпатия, но его положение в обществе ее не устраивало – связь с Базаровым была бы причиной дисбаланса в ее стабильности и системности жизни, и, даже, возможно, стала бы причиной расставания с некоторыми элементами комфорта роскоши, к которым Одинцова так привыкла, усиливало эту ситуацию его и тот факт, что Базаров был простым человеком.
В конце концов, их отношения прекратились – несмотря на то, что персонажи не хотели окончания их отношений конфликтным способом, мирных и дружеских отношений в результате разрыва у них не получилось.
Жизнь Одинцовой после разрыва отношений с Базаровым
После того, как отношения Евгения и Анны Сергеевны прекратились, Одинцова осталась в Никольском и детали того, как она пережила расставание, были читателю не известны.
Можно предположить, что она не сильно переживала разрыв, ведь, по сути, именно из-за ее желания и поступков развития отношений с Базаровым стали невозможны.
Базаров же, сильно обжегшись, возвращается в родительский дом – ситуация с его влюбленностью стала причиной ухода из жизни Базарова сразу двух людей – Одинцовой и Кирсанова. В то время как о Кирсанове и раздоре с ним Базаров переживал мало, то личность Одинцовой его существенно занимала.
Ни Базаров, ни Одинцова после расставания не искали встречи друг с другом – их встречу определил случай – Базаров был болен и находился в шаге от смерти. Его последним желанием было увидеть Анну Сергееву и Одинцова, как бы она не была прагматична и горда – приехала к Базарову. Помочь ему она уже ничем не могла, но фактически облегчила последние минуты Базарова своим присутствием.
Смерть Базарова не лучшим образом повлияла на Одинцову, но не балованная судьбой женщина вскоре смогла оправиться от этой трагедии и вышла замуж. Ее мужем стал вновь-таки не любимый ею человек, судя по всему, Одинцова в этом браке по расчету не стала счастливой.
Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова в романе Тургенева является носителем холодной красоты и ума – она не стремится сделать счастливыми других людей, даже самых родных и близких – так как женщина никогда не испытывала счастья и любви, она не знает как подарить эти чувства другим людям. Ее жесткость и грубость становятся причиной отсутствия симпатии с родной сестрой, которую она запугала и подавила своей принципиальностью и авторитетом.
Неопределенность в чувствах не дает ей возможности стать счастливой в отношениях с Евгением Базаровым – человеком, который испытывал к ней искренние чувства. Анна Сергеевна так и не смогла обрести счастье – ней все восхищались и хотели быть похожи, но на самом деле не знали, как тяжело и печально быть Анной Одинцовой.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-anna-odincova.html
Литературные сиблинги: две сестры (Тургенев “Отцы и дети”)
Мария Лосева,филолог, писатель, психолог МААП
(Сиблинги – термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры.)
Их – двое. Вечные враги и союзники, готовые оттолкнуть и тут же поддержать. Две близкородственные сущности, два человека, имеющие общих родителей, общее детство, общее пространство, общие воспоминания.
Любовь и ненависть: сходство, обусловленное родством, и им же обусловленное неприятие.
На старшего падают все родительские амбиции и он больше подвержен опасности стать носителем «семейного симптома». Часто он присоединяется к родителям в деле опеки над младшим, а порой расширяет свои спасательские возможности до того, что занимается спасением всех, берет на свои плечи проблемы рода.
Это позволяет благополучно пристроить свою агрессивную энергию, направленную на младшего оккупанта. Младшие при этом имеют более благополучную среду для вырастания, но меньше возможностей для развития. Может быть, именно поэтому в русской литературе в качестве героинь преобладают старшие сестры, младшие предстают их тенями, спутницами.
Сестры Локтевы: Анна (Одинцова) и Катя (И.
Тургенев «Отцы и дети»)
Одинцова – фамилия Анны по мужу, настоящая фамилия сестер – Локтевы.
Одной фразой сказано о жизни их отца – «красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям».
Кроме состояния, отец оставил сестрам и дурную славу – Анне пришлось иметь дело с бедностью и отвержением соседей. Единственным выходом из этих жизненных тягот показалось ей замужество. Оставшись сиротой с сестрой на руках, она вышла за человека намного старше, после смерти оставившего ей немалое состояние, чем было скомпенсировано ее отвращение к мужу.
Старшая сестра в романе Тургенева платит суровую дань жизни; за счет ее практичности и самоотверженности младшей открыт свободный путь к нормальному замужеству.
Особенности властного и холодного характера Анны объясняются Тургеневым тем, что она в браке с Одинцовым «получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами». Добавим сюда и отца, оставившего дочерям плохое моральное наследство.
Анна вынуждена самой своей жизнью противостоять тому мужскому, с чем она успела повстречаться к своим почти двадцати девяти годам. Ее реакция – отказ от своих чувств, чтобы выжить. Потому и проваливается попытка Базарова: он имеет дело с женщиной, чьи примитивные защиты – изоляция и отрицание – всегда на страже ее покоя. Ужас перед собственными чувствами не исчезнет чудесным образом под воздействием базаровской влюбленности. Тем более своим тотальным отрицанием всего, что составляет опору культуры, в которой возросла Анна, он тоже в какой-то мере «аферист и игрок».
Она страдает от своего нарциссизма – хочет всего и одновременно ничего конкретного. Привычная бесчувственность дает ей силы переносить те страдания, которые выпали на ее долю.
Заморожены не только ее чувства к мужчинам – вообще к людям: ее «богатое тело», которое Базаров жаждет отправить в анатомический театр, предназначенное природой для деторождения, в полном подчинении у скованного обязанностью жертвовать духа.
И едва ли новому человеку Базарову под силу расшевелить эту снежную королеву – он со своим запалом ниспровергателя смешон и мелок перед огромностью женщины, выполняющей свой долг.
Анна Одинцова несет ответственность за младшую сестру, контролирует ее до деспотизма, играет по отношению к ней роль строгой холодной матери: «Тебе из города привезли ботинки, поди примерь их: я уже вчера заметила, что твои прежние совсем износились. Вообще ты не довольно этим занимаешься, а у тебя еще такие прелестные ножки! И руки твои хороши… только велики; так надо ножками брать. Но ты у меня не кокетка».
Сестры осиротели, когда Анне было уже двадцать, а Кате лишь двенадцать лет. Они так и остались в отношениях взрослого и ребенка, между ними не проскальзывает ничего сестринского. Соответственно, Катя – тихая и запуганная: «Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя.
Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала»; «Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры».
В конце романа сообщается, что после счастливого замужества Кати Анна Сергеевна тоже вышла замуж «не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, — человека еще молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев предполагает, что они «доживутся до любви» , и очень может быть: ключевое слово для Анны – «законник» (уж точно не «аферист и игрок»).
Читать статью полностью
Источник: https://4ukokala2013.blogspot.com/2013/08/blog-post_8474.html
Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети»: внешность и характер в цитатах
Анна Сергеевна Одинцова была красивой высокой женщиной с королевской осанкой и блестящими волосами. Ее светлые глаза смотрели спокойно и умно.
«…именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба».
От ее лица веяло мягкостью и лаской. На момент рассказа Анне Сергеевне было двадцать восемь лет.
«Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист».
Двигалась она плавно, грациозно и естественно.
Ее отец – Сергей Николаевич Локтев был известным красавцем, игроком и аферистом. Однажды, проиграв все свои сбережения, он переехал жить в деревню, где и умер вскоре, оставив маленькое наследство своим дочерям. Мать Анны Сергеевны была из обедневшего рода князей и умерла, когда муж ее еще был жив.
После смерти родителей Анна вынуждена была жить в деревне и вести хозяйство и дом, в котором она знала мало толка. Ее воспитание, полученное в Петербурге, не предполагало подготовки ее к ведению хозяйства в глухой деревне. При жизни ее отец избегал общения с соседями, тихо презирая их, а они его, и теперь девушке не было даже с кем посоветоваться.
«Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем».
Анна жила с младшей сестрой Катей и теткой, старой княгиней Авдотьей Степановной, и уже было смирилась со своим положением, но однажды, ее увидел Одинцов. Это был очень богатый мужчина, толстый и кислый, но совсем не глупый и не злой. Ему было сорок шесть лет, и он безумно влюбился в Анну Сергеевну. Вскоре девушка вышла за него замуж.
«Она согласилась быть его женой, – а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние».
Спустя год после смерти мужа, Анна Сергеевна переехала жить в Никольское, где у нее был чудесный дом с садом и оранжереями.
Так как ее недолюбливали в губернии, в город она выезжала крайнее редко. Женщины завидовали ее молодости и красоте и придумывали про нее всякие сплетни, приплетая так же и ее отца.
«…что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия».
Но характер у Одинцовой был решительный и свободный, поэтому она пропускала все эти небылицы мимо ушей, не обращая на них никакого внимания.
Среди мужчин Анна Сергеевна пользовалась уважением и тайным восхищением, но они остерегались ее, видя силу ее характера и свободу суждений. Наверное, на фоне Одинцовой мужчины боялись выглядеть нелепо.
Познакомившись с Базаровым, Анна Сергеевна увидела в нем человека, такого же сильного и независимого от суждений и таких же свободных взглядов как сама. Проведя с ним некоторое время, она полюбила его, но оставила этот факт в тайне, боясь каких-либо перемен в своей размеренной жизни.
И лишь потеряв любимого навсегда, она поняла, что потеряла свой шанс на счастье.
Спустя некоторое время после смерти Базарова, Одинцова все же решилась выйти замуж. Она не любила своего мужа, но увидела в нем человека очень умного и интересного.
«…человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного как лед».
Они отлично поладили и нашли общий язык. Возможно даже, со временем, Анна Сергеевна сможет полюбить его и быть счастливой.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2370
Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети сочинение
Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор наибольшее внимание и особую тщательность ,в написании, уделяет, созданию образа Анны Одинцовой.
Она прекрасно образованная аристократка, молодая вдова, которая очень хороша собой. Была за границей. У нее свежее, милое лицо. Одевается она со вкусом, но не вычурно. У нее великолепная осанка, которая привлекает к ней, внимание мужчин.
Анна Сергеевна обладает сильным характером и твердой натурой. Она прекрасно разбирается в людях. Но больше всего в жизни она ценит покой и независимость.
Когда, в юности Ани, ее отец проиграл все, даже их имение, а у нее на руках оставалась маленькая сестра, их мать рано умерла.
Девушка, не только смогла удачно выйти замуж, за старого богатого помещика, чем обеспечила не только себя, но и сестру Катю.
Через время ее муж умер, и она осталась хозяйкой приличного состояния и имения, которое она прекрасно содержала.
Анна всему знает цену, пройдя сложный жизненный путь, она научилась не робеть и держать себя в руках, в какую бы ситуацию она не попадала. Ее невозможно обмануть. Она умна и в меру прогрессивна, но ее все чаще одолевает скука.
Она достаточно демократична и свободна в суждениях. Но нет в ее в жизни, ни мечты не желания. Анна Сергеевна, говорит, что она устала от жизни. Она никогда и никого не любила. Чувства, интересны ей были лишь со стороны, как объект наблюдений, и не более. Она безразлична ко всему.
Ее общение с Базаровым и Кирсановым, которые оба влюбились в нее, было лишь «занятием от скуки». Они были для нее, что «игрушки». Вызвав в Евгении « бурю страсти» она испугалась, что лишится своего, так любимого ею, покоя.
И она, постаралась сделать все, чтобы закончить, не начиная, эти отношения.
Позднее, она вновь, выходит замуж «по убеждению», то есть по расчету. Создавая, а вернее не нарушая свою благополучную, спокойную жизнь.
Вот, такой «холодной» и неприступной, предстает перед нами, Анна Одинцова. И не зря автор дал ей эту «говорящую» фамилию. Она всегда идет по жизни одна, и никто ей не нужен.
Иначе нарушится ее размеренное и спокойное существование, которое, она выстраивала так долго.
Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети
Сейчас читают:
- Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
Лев Николаевич Толстой – величайший классик второй половины 19 века. И, несомненно, лучшим его произведением является роман-эпопея «Война и мир». Особенностью Толстого, как литератора, является тот аспект, что всех своих персонажей - Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 класс описание
Эта картина завораживает сразу. Утро. У большого окна с неокрашенной рамой стоит мальчик. Сразу становится понятно, что он только проснулся, справа виден край постели, а густые волосы ребенка спутаны после сна на затылке - Сочинение на тему Планета Земля
Живая и богатая планета, своей уникальностью занимает первое место в солнечной системе, ведь на ней есть жизнь. Это обуславливается наличием уникальной атмосферы — воздушной оболочки вокруг Земли. - Сочинение на тему Родина человека
Стоит ли спорить с утверждением, что Родина начинается с малого. Она начинается дома, с твоих родных, близких и друзей. Это теплый уголок, где ты чувствуешь себя и уютно, в безопасности, в гармонии. - Герои романа Преступление и наказание сочинение
Изначально Достоевский хотел сделать Родиона классическим деспотом, он обладал непомерной гордость, был высокомерен и презирал общество. Но во время написания романа, образ Раскольникова усложнился. Его университетский товарищ Дмитрий сетует - Сочинение на тему Дружба
Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте. Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obroz-anny-odincovoj-iz-romana-turgeneva-otcy-i-deti
Женские образы в романе “Отцы и дети”
Тургеневская девушка—литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей.
Это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье, чистая, скромная и образованная. Она плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой тургеневская девушка не отличается.
Её черты — огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью». Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.
К примеру можно привести Асю из одноименной повести Тургенева, Лизу Калитину из романа «Дворянское гнездо», Наталью Ласунскую из романа «Рудин».
В романе “Отцы
и дети” представлена целая галерея
женских образов — от простой
крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой. Женские образы в романе играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа.
Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя — практичность, уравновешенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззрение Базарова; мать Базарова становится символом материнской любви и преданности; образ Анны Сергеевны Одинцовой – богатой, самостоятельной и умной женщины.
Нелегкий жизненный
путь, который пришлось пройти Анне Сергеевне Одинцовой, сформировал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком — рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь игрока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с маленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы острым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гармонично развитой личностью. Ее сложно обмануть — она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают присущие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна — это не тот человек, который дает свободу чувствам, более того — она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие — вот вещи, которые имеют для нее настоящую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.
Первое появление
Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками”.
Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста – она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся.
Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею.
Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Катя Одинцова первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию Кирсанову свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова.
Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Катя Одинцова наглядно воплощает в романе Тургенева правду и красоту обыкновенности.
Псевдонигилистка Кукшина Авдотья Никитишна очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах.
Она интересуется положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У Кукшиной несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом».
В романе этот образ дан в сатирических тонах.
мать Базарова, Арина
Власьевна – женщина очень чувствительная и набожная; ей бы «следовало жить лет за двести в старо-московские времена».
Она «очень добра, и по – своему, вовсе не глупа», но все ее образование исчерпывалось одним, в молодости прочитанным романом, клавикордами и поверхностно усвоенным французским языком. «Сына она любила и боялась несказанно…»
Хотелось бы в этом сочинении немного уделить внимания княгине Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате.
Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице. История любви Павла Петровича и княгини Р.
перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь. Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева.
После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.
Произведения И. С. Тургенева
— одни из самых лиричных и поэтичных
произведений в русской
литературе. Особенное очарование им придают женские образы. Все женские образы в «Отцах и детях» выписаны мастерски и с любовью. Каждый из них по- своему неповторим, жизненно верен и притягателен.
Источник: https://student.zoomru.ru/lit/zhenskie-obrazy-v-romane-otcy/184417.1503409.s1.html
Образ Одинцовой в романе
Искусство и развлечения 16 марта 2015
Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя.
Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется.
Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».
Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.
Биография
Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный.
Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь.
Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.
Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она – рано повзрослевшая дочь – смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.
Далее молодая девушка вышла замуж по расчету за старика-ипохондрика, оставившего ее после смерти богатой вдовой.
Внешность и характер Анны Одинцовой
Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе “Отцы и дети” (фото художественных репродукций это подтверждают).
Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.
Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.
Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.
Видео по теме
Разум и хозяйственность
Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.
Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.
В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе.
Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами.
Словом, она предпочитает «синицу в руке».
Одинцова и ее духовный вакуум
В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести…
Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины – опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом.
Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети».
С цитатами из этого произведения Тургенева, характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.
Особенность персонажа
Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.
Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум.
Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.
Цитатная характеристика
Иван Сергеевич Тургенев со свойственным ему талантом преподносит читателям образ Одинцовой в романе “Отцы и дети”. Таблица, представленная ниже, познакомит с цитатной характеристикой этой героини.
Ирония Тургенева
И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.
Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь – как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды – не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?).
Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе “Отцы и дети”? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.
Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.
Заключение
Тургенев-классик известен в литературе своими удивительными женскими образами. Общеизвестен даже любимый им типаж представительниц прекрасного пола, который называют тургеневскими девушками. Среди них – Наталья Ласунская, Лиза Калитина. Эти образы считаются одними из самых изящных в мировой литературе.
Вовсе не таким выступает в романе «Отцы и дети» образ Одинцовой Анны. Она при всей своей красоте пуста изнутри, поэтому и не относится к ним. Эта героиня романа Тургенева выступает как иллюстрация человека, теряющего человеческое. Впрочем, не секрет, что подобные дамы таки существуют. И их нигилизм души, в отличие от Базаровского, отнюдь не несет созидательного начала.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/128621/