Говорящие фамилии в рассказе а. п. чехова «хамелеон»
1 вариант
Чехов — мастер маленького рассказа. В маленьком рассказе писатель научился передавать всю жизнь человека.
Одна точная и меткая деталь, короткий диалог, мелкие подробности, как будто незначительные реплики — и перед читателем предстают не названные автором, но ясна видимые глубины жизни. Такую же роль в рассказах А. П.
Чехова выполняют «говорящие» фамилии, являющиеся слагаемой стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ.
Рассмотрим, какую функцию «говорящие» фамилии выполняют в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Фамилий в рассказе встречается не много; но все они так или иначе способствуют более эффективной характеристике персонажа: полицейский надзиратель Очу-мелов, рыжий го родовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.
Сразу же обращает на себя внимание название произведения — «Хамелеон». В прямом значении хамелеон — это порода ящериц, кожа которых способна быстро менять цвет, приспособляясь к окраске окружающих предметов. О каком же хамелеоне рассказывает нам автор?
Завязка сюжета: полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке идет через базарную площадь. В руках у его помощника, городового Елдырина, решето с конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На базарной площади нет даже нищих.
Счастливый случай дает возможность Очумелову предстать перед народом во всей красе. Золотых дел мастера Хрюкина укусила собака, подтверждением чему служит его окровавленный палец. Хрюкин призывает стража порядка строго наказать виновника его беды.
Только не совсем понятно, чего в действительности хотел Хрюкин, для чего пытался определить хозяина пса: то ли наказать нерадивого владельца, то ли подзаработать деньжат. Теперь вернемся к самому виновнику происшествия.
Это не огромный злобный пес: «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».
Суд над псом оказывается недолгим. Мера наказания полностью зависит от того, кто в действительности является владельцем щенка. Если пес бродячий, нечего долго размышлять. Другое дело, ежели его владелец кто-то из высокопоставленных особ.
Если владелец — генерал, даже окровавленный палец не служит достаточным доказательством вины пса. В таком случае сам Хрюкин поцарапал себе палец гвоздиком, решив подзаработать на жизнь.
В данном случае фамилия полицейского полностью оправданна. Вряд ли такое решение проблемы можно назвать справедливым. Очу-мелов руководствуется только ему подходящим правилом. Он должен подобострастно относиться к тем, кто стоит на ступеньку выше на социальной лестнице.
Очумелов — настоящий хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от обстоятельств.
Сколько раз меняет свое мнение «справедливый судья» Очумелов, узнавая все новые и новые подробности! И уже подписан смертный приговор собачке: «Истребить, вот и все», но тут всплывает новая подробность: собачка-то принадлежит брату генерала, Владимиру Ивановичу, а значит, Очумелов снова меняет гнев на милость.
Хрюкин — фамилия также удачная для персонажа, который «цигаркой ей (собаке) в харю для смеха». Его короткие реплики не по звучанию, а по смыслу напоминают хрюканье поросенка.
И хотя Хрюкин — золотых дел мастер, настоящее его место не среди людей.
Эту мысль автор выражает словами полицейского надзирателя Очу-мелова, обращенными к Хрюкину: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить».
Недаром в финальной сцене толпа хохочет над Хрюкиным, выражая тем свое презрение.
Городовой Елдырин. Его фамилия у меня ассоциируется со словом «лодырь». В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки».
Еще одна деталь обращает на себя внимание: все персонажи, представляющие правящие круги, носят фамилии или « говорящие », или просто забавные, в то время как генеральского повара, человека, который поставил точку в «судебном разбирательстве», автор именует просто Прохором.
2 вариант
Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению
Пороков современного ему общества — общества лжи, лицемерия, произвола, пошлости и обывательщины.
Один из оригинальных приемов, который неоднократно использовался автором для осмеяния отрицательных сторон жизни, — художественная деталь, которая заменяет многословные описания. Например, «говорящие» фамилии персонажей.
Такие фамилии позволяют читателю сразу нее составить некоторое представление о героях произведения.
Именно этот прием Чехов использовал в рассказе «Хамелеон», где перед нами предстает целый ряд героев, фамилии которых «говорят».
Так, с самых первых строк произведения мы знакомимся с полицейским надзирателем Очумеловым, важно шествующим через пустынную и тихую базарную площадь. И уже в этот момент мы представляем себе пустого человека. Наше первое впечатление подтверждается дальнейшим поведением надзирателя: по ходу повествования мы убеждаемся, что в мыслях и поступках Очумелова нет разумного начала.
Тем временем на площади появляются другие участники действия. Из дровяного склада, «прыгая на трех ногах и оглядываясь», выбегает собака, за которой крича и ругаясь бежит человек в расстегнутой жилетке. Это золотых дел мастер Хрюкин. Он гонится за животным.
На площади стоит визг и крик, Хрюкин, потрясая, словно победным знаменем, выставленным вперед пальцем, продолжает угрожать бедному щенку, в слезящихся глазах которого застыло «выражение тоски, и ужаса ». Собака укусила его за палец, и теперь Хрюкин требует «истребить» пса.
Не правда ли, фамилия Хрюкин тоже очень метко отражает главное в характере этого героя?
Чья собака — неизвестно.
Очумелов возмущается, что собак так распустили, грозится не только расправиться с собачонкой, но и к хозяину применить штрафные санкции: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Очумелов собирается уничтожить собаку, думает, что она бешеная. Он вообще не стесняется в выражениях, ведет себя по-хамски.
Услышав же, что собака эта «кажись, генерала Жигалова», надзиратель моментально меняет свое решение. «Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?.. Нетто она достанет до пальца?..» — обращается он к Хрюкину. При этом городовой Елдырин угодливо поддакивает Очумелову.
События принимают новый оборот, когда на площади появляется генеральский повар и уверенно заявляет, что собака не генеральская. «И спрашивать тут долго нечего, — снова меняет свое мнение надзиратель. — Она бродячая!..
Истребить, вот и все!» Когда же оказывается, что пес в действительности принадлежит не генералу, а его брату, то Очумелов тут же заявляет: «Так это ихняя собачка?.. Собачонка ничего себе… Шустрая такая.. .» И надзиратель отдает щенка повару.
Мы понимаем, что полицейский надзиратель Очумелов, которого бросает то в жар, то в холод от одной мысли о том, что может статься с его карьерой, прими он неправильное решение, словно «очумевший» будет столько раз менять свой приговор, сколько будут меняться сведения о хозяине щенка.
Мы можем составить свое мнение и о других участниках действия, наделенных Чеховым «говорящими» фамилиями: вздорном, визгливом Хрюкине, который поднял невероятный шум и крик из-за пальца; городовом Елдырине, прислуживающем надзирателю и выполняющем любое его распоряжение, тоно так же подстраиваясь под обстоятельства; генералеЖигалове, вероятно ведущем праздную жизнь, прожигающем ее, тратя деньги на увеселительные мероприятия.
В этом коротеньком рассказе А. П. Чехов показал, как принимаются решения в обществе льстецов, угодников и деспотов. Асоздать правильное представление о характерах персонажей ему помогло умелое использование «говорящих» фамилий.
Источник: https://testsoch.info/govoryashhie-familii-v-rasskaze-a-
Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
Сочинения по литературе: Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова Хамелеон
А. П.
Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае.
Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия.
Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму.
Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).
В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора.
В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина.
Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее.
Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло…»
Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо.
Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — «хамелеон»,воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…
А собаку истребить надо…». А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: «Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета.
Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя.
Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.
«Краткость — сестра таланта», — писал в своей записной книжке Антон Павлович Чехов. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального писателя.
Как же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей? На помощь автору здесь приходит художественная деталь, направленная на подчеркивание особо важных моментов в произведении.
Насыщен художественными деталями и рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», в котором писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь здесь играет на раскрытие образов. Герои рассказа имеют такие фамилии, которые говорят сами за себя и зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.
Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового — решето с конфискованным крыжовником, а Хрюкин с «полупьяным лицом» пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец. Эти нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы.
Призывая на помощь художественную деталь, а не углубляясь в сложную психологию, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Он так боится «промахнуться» со своим решением, что его бросает то в жар, то в холод.
Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы сменяет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации.
Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в юмористических журналах автор научился в небольшой объем вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны обширные, подробные описания, длинные монологи. Именно поэтому в произведениях Чехова на первый план выступает художественная деталь, несущая огромную смысловую нагрузку.
Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Хамелеон». Речь идет о том, как полицейский надзиратель, рассматривая случай со щенком, укусившим мастера ювелирных дел, несколько раз меняет свое мнение об исходе дела.
Причем мнение его напрямую зависит от того, кому принадлежит собачонка — богатому генералу или бедному человеку. Лишь услышав фамилии персонажей, мы уже можем представить себе персонажей рассказа. Полицейский Очумелов, мастер Хрюкин, городовой Елдырин — фамилии соответствуют характерам, внешности героев.
О внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя при расследовании случая, говорят короткие фразы «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» и «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…». Постепенно мы чувствуем, как унижается Очумелов, даже не перед генералом, хозяином щенка, а перед самим животным.
Надзиратель преклоняется перед сильными мира сего, всеми силами стремится им угодить, наплевав на свое человеческое достоинство. Ведь от них зависит его карьера.
О характере же другого героя рассказа, Хрюкина, мы можем узнать из одной маленькой фразы, что он собаке «цигаркой в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…». Развлечения Хрюкина, немолодого уже мужчины, совсем не подобают его возрасту. От скуки он издевается над беззащитным животным, за что и поплатился — Щенок его укусил.
Название «Хамелеон» также передает основную мысль рассказа. Мнение Очумелова меняется так быстро и часто в зависимости от обстоятельств, как ящерица хамелеон меняет цвет кожи, соответствуя природным условиям.
Именно благодаря мастерскому использованию Чеховым в своих произведениях художественных деталей, творчество писателя понятно и доступно каждому человеку.
Источник: https://ruslit.biz/rol-xudozhestvennoj-detali-v-rasskaze-a-p-chexova-xameleon/
характеристика очумелова из рассказа хамелеон — Характеристика Очумелова из рассказа Чехова «Хамелеон» — 22 ответа
В разделе Литература на вопрос Характеристика Очумелова из рассказа Чехова “Хамелеон” заданный автором Пятрович петр лучший ответ это Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутыехарактеристики имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. “Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”-это и есть его полное, создающее комический эффект имя, потому что без шинели (символа власти) он невозможен,как и без “узелка в руке (символа его корыстолюбия). И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.Главное средство характеристики героя это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, Очумелов мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз!!! меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.Момент, когда Очумелов узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. “Да разве братец ихний приехали?” заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и “все лицо его заливается улыбкой умиления”. Очумелов, кажется, даже в росте уменьшился, стал совсем маленький и уже смотрит на собаку снизу вверх. Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской.Он буквально сюсюкает: “собачка, собачонка ничего себе… Шустрая такая… цуцик этакий”.
Ответ от Павел лукашкин[новичек]Какова манера общения очумелова из рассказа хамелион
Ответ от Малосольный[новичек]ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа.
Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О.
, полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала.
Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?..
Кто кричал?»
Ответ от Невропатолог[новичек]ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице.
Главное средство характеристики героя – это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О.
мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен.
«Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
кричал? »
Ответ от Проспект[новичек]ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О.
мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен.
«Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
кричал? »
Ответ от Plochich[гуру]Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице.
Ответ от Ђатьяна Якимова[гуру]был готов развернуть свою оценку чего-то на 180 градусов
Ответ от Гастиниц[новичек]ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О.
, полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала.
Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
Ответ от Мария Гребеник[новичек]Помогите! Пожалуйста с заданием !
Мне нужно сравнить Очумелова из рассказа А. Чехов Хамелеон с Тонким из рассказа Толстый и Тонкий
Ответ от Main Userr[новичек]ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О.
мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен.
«Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Ктокричал? »
Источник:
Очумелов на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Очумелов
Источник: https://22oa.ru/kharakteristika-ochumelova-iz-rasskaza-khameleon/
Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Прочтите экспозицию рассказа.
Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде деятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспозиции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок.
Следом за ним городовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – практически портрет мелкого взяточника, в изображении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фамилия, которая не предполагает разумных решений.
Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мелкий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Речь Очумелова подчеркивает удовлетворенность своим положением.
Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем
произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавершенными репликами: “По какому это случаю тут?..”; “Почему тут? Это ты зачем палец?..”; “Кто кричал?”. С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасторопности Очумелова и его нежелании заняться делом.
Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар особого чиновничьего красноречия: “Чья собака? Я этого так не оставлю…”; “…как она могла тебя укусить?”; “У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.”
Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.
Решения Очумелова стремительно сменяют друг друга, и название рассказа напрямую связано с этим калейдоскопом.
Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
Самая первая деталь, на которую обращает внимание читатель, – новая шинель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конечно, не ягоды или овощи – такие предметы носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шествует по базарной площади.
Далее, на протяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…”; “- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…”; “- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…”; “…запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади “.
Так шинель (пальто) четыре раза включается в события на базарной площади.
Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
Первое решение – “А собаку истребить надо”.
Второе (“собака генерала Жигалова”) – “…как она могла тебя укусить?”.
Третье (“нет, не генеральская”) – “Надо проучить!”.
Четвертое (“может быть, и генеральская…”) – “Ты отведешь ее к генералу…”.
Пятое (генеральский повар говорит: “Этаких у нас отродясь не бывало!”) – “Истребить, вот и все”.
Шестое (повар продолжает: “Брат ихний охоч…”) – “Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…”.
Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими переменами, мы еще раз убеждаемся в том, что автор не случайно дал рассказу название “Хамелеон”.
Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ним.
Рассказ “Хамелеон” описывает эту встречу. Сцена развертывается на базарной площади, и все передвижения участников происходят только в ее границах.
На Хрюкине ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачонка его укусила: Хрюкин решил поразвлечься. Кто-то из толпы говорит, что он “…цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни…”.
Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
В рассказе много как безымянных участников, так и действующих лиц, которых мы так и не увидим на базарной площади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу.
Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадлежит дровяной склад… Хотя они и не появляются на базарной площади, происходящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит.
Так что спор происходит не столько между реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и определяет развитие сюжета.
Какую роль в рассказе играют городовой, генеральский повар Прохор, толпа?
Это свидетели событий и отчасти источники необходимой информации. “Голос из толпы” говорит Очумелову, кто все-таки хозяин собачки. Эти герои одновременно являются фоном событий и участниками того, что происходит на базарной площади.
Сколько хамелеонов видите вы в этом рассказе? В одном из классов ученики выдвинули три решения: хамелеон – Очумелов; хамелеоны – Очумелов и Хрюкин; хамелеоны – Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяетесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы найдете четвертое решение?
В большинстве классов ученики выбирают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к “победителю”. Четвертое решение предполагает назвать хамелионами тех героев, которые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.
Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти.
Все на площади боятся полицейского надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступеней – генерал, который так и не появился на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.
Глоссарий:
- характеристика очумелова из рассказа хамелеон
- характеристика очумелова
- сколько раз очумелов меняет свое решение
- описание очумелова из рассказа хамелеон
- Речевая характеристика Очумелова
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/chexov-xameleon-kak-oblik-ochumelova-dopolnyaet-ego-rechevaya-xarakteristika/
Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» как средство характеристики героев
Чехов Антон Павлович – Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» как средство характеристики героев
Чехов — мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом.
Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки.
Один из рассказов автор назвал «Хамелеон». Читаем в словаре: «Хамелеон относится к пресмыкающимся. Окраска тела может очень изменяться в зависимости от освещения, температуры окружающей среды. В переносном значении — беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки».
Таким образом, сразу становится понятно: речь пойдет о пресмыкающихся, беспринципных людях. Но Чехов идет дальше, он награждает своих героев еще и фамилиями, которые говорят об их обладателях лучше любых характеристик: Очумелов, Хрюкин, Елдырин.
Случай, описанный Чеховым, происходит на базарной площади. Возле дровяного склада собралась толпа, которая наблюдает за поимкой собачонки, у которой «ни шерсти, ни вида…». Наконец собака поймана. Начинается выяснение обстоятельств: что случилось, кому принадлежит собака.
Очумелов, полицейский надзиратель, выслушивает золотых дел мастера Хрю-кина, который говорит, что «эта подлая ни с того, ни с сего» схватила его за палец. Демонстрирует укушенный палец и требует наказать хозяина собаки. Но ведь Хрюкин не говорит, что он по-свински отнесся к собачонке, ткнув «цигаркой в харю для смеха».
Очумелов принимает решение истребить собаку и наказать хозяина.
ВажноНо тут выясняется, что это, кажется, генеральская собака. Кто-то из толпы выражает сомнение, кто-то утверждает, что собачонка принадлежит генеральскому брату. Бедный полицейский надзиратель, как очумелый, бросается от одного решения к другому.
Очумелов в растерянности: как бы не обжечься, ведь все-таки генерал… Он не присутствует здесь, но его чин и фамилия (Жигалов) определяют очередной вердикт: виновен Хрюкин.
Разве может Очумелов принять правильное решение? Его решения зависят от обстоятельств, места, они у него переменчивы, как окраска у хамелеона. Очумелов легко меняет свои взгляды, он словно флюгер, зависит от направления и силы ветра. Чем выше авторитет, тем больше он будет отстаивать его интересы.
Казалось бы смешная история. «Толпа смеется над Хрюкиным», но не смеет смеяться над Очумеловым и Елдыриным. Герои рассказа оставляют у нас гнетущее впечатление, неприятие, жалость. Кто управляет городом? Кому доверена защита людей?
Закрывая томик Чехова, мы мысленно обращаемся к автору со словами благодарности за то, что он предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди вас хамелеонов, справедлив ли ты в жизни, от чего зависит твое собственное решение?
govoryashhie-familii-v-rasskaze-a.-p.-chehova-hameleon-kak-sredstvo-harakteristiki-geroevговорящие фамилии в рассказе а. п. чехова «хамелеон» как средство характеристики героев
Чехов — мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом.
Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки.
Один из рассказов автор назвал «Хамелеон». Читаем в словаре: «Хамелеон относится к пресмыкающимся. Окраска тела может очень изменяться в зависимости от освещения, температуры окружающей среды. В переносном значении — беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки».
Таким образом, сразу становится понятно: речь пойдет о пресмыкающихся, беспринципных людях. Но Чехов идет дальше, он награждает своих героев еще и фамилиями, которые говорят об их обладателях лучше любых характеристик: Очумелов, Хрюкин, Елдырин.
Случай, описанный Чеховым, происходит на базарной площади. Возле дровяного склада собралась толпа, которая наблюдает за поимкой собачонки, у которой «ни шерсти, ни вида…». Наконец собака поймана. Начинается выяснение обстоятельств: что случилось, кому принадлежит собака.
Очумелов, полицейский надзиратель, выслушивает золотых дел мастера Хрю-кина, который говорит, что «эта подлая ни с того, ни с сего» схватила его за палец. Демонстрирует укушенный палец и требует наказать хозяина собаки. Но ведь Хрюкин не говорит, что он по-свински отнесся к собачонке, ткнув «цигаркой в харю для смеха».
Очумелов принимает решение истребить собаку и наказать хозяина.
ВажноНо тут выясняется, что это, кажется, генеральская собака. Кто-то из толпы выражает сомнение, кто-то утверждает, что собачонка принадлежит генеральскому брату. Бедный полицейский надзиратель, как очумелый, бросается от одного решения к другому.
Очумелов в растерянности: как бы не обжечься, ведь все-таки генерал… Он не присутствует здесь, но его чин и фамилия (Жигалов) определяют очередной вердикт: виновен Хрюкин.
Разве может Очумелов принять правильное решение? Его решения зависят от обстоятельств, места, они у него переменчивы, как окраска у хамелеона. Очумелов легко меняет свои взгляды, он словно флюгер, зависит от направления и силы ветра. Чем выше авторитет, тем больше он будет отстаивать его интересы.
Казалось бы смешная история. «Толпа смеется над Хрюкиным», но не смеет смеяться над Очумеловым и Елдыриным. Герои рассказа оставляют у нас гнетущее впечатление, неприятие, жалость. Кто управляет городом? Кому доверена защита людей?
Закрывая томик Чехова, мы мысленно обращаемся к автору со словами благодарности за то, что он предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди вас хамелеонов, справедлив ли ты в жизни, от чего зависит твое собственное решение?
Источник: https://school-essays.info/govoryashhie-familii-v-rasskaze-a-p-chexova-xameleon-kak-sredstvo-xarakteristiki-geroev/
Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»
- Прочтите экспозицию рассказа.
Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде деятельности полицейского надзирателя Очумелова?
- Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
- Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
- Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
- Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ним.
- Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
- Какую роль в рассказе играют городовой, генеральский повар Прохор, толпа?
- Сколько хамелеонов видите вы в этом рассказе? В одном из классов ученики выдвинули три решения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очумелов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяетесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы найдете четвертое решение?
- Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
- Найдите в рассказе «Хамелеон» такие события, которые дали бы возможность охарактеризовать участников, наблюдая за их поступками.
- Как люди, окружающие Очумелова и Хрюкина, помогают нам оценить поведение этих героев?
В самом начале рассказа, в его экспозиции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь.
У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним городовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практически портрет мелкого взяточника, в изображении которого налицо приметы его постыдного стяжательства.
Можно даже не заметить, что у него значащая фамилия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мелкий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.
Речь Очумелова подчеркивает удовлетворенность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово.
Проследим за его оборванными и незавершенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?».
С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасторопности Очумелова и его нежелании заняться делом.
Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар особого чиновничьего красноречия: «Чья собака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.»
Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.
Решения Очумелова стремительно сменяют друг друга, и название рассказа напрямую связано с этим калейдоскопом.
Самая первая деталь, на которую обращает внимание читатель, — новая шинель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конечно, не ягоды или овощи — такие предметы носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шествует по базарной площади.
Далее, на протяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади ».
Так шинель (пальто) четыре раза включается в события на базарной площади.
Первое решение — «А собаку истребить надо».
Второе («собака генерала Жигалова») — «…как она могла тебя укусить?».
Третье («нет, не генеральская») — «Надо проучить!».
Четвертое («может быть, и генеральская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».
Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».
Шестое (повар продолжает: «Брат ихний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».
Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими переменами, мы еще раз убеждаемся в том, что автор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».
Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базарной площади, и все передвижения участников происходят только в ее границах.
На Хрюкине ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачонка его укусила: Хрюкин решил поразвлечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».
В рассказе много как безымянных участников, так и действующих лиц, которых мы так и не увидим на базарной площади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу.
Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадлежит дровяной склад… Хотя они и не появляются на базарной площади, происходящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит.
Так что спор происходит не столько между реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и определяет развитие сюжета.
Это свидетели событий и отчасти источники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-таки хозяин собачки. Эти герои одновременно являются фоном событий и участниками того, что происходит на базарной площади.
В большинстве классов ученики выбирают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «победителю».
Четвертое решение предполагает назвать хамелионами тех героев, которые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта //iEssay.
ru
В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти.
Все на площади боятся полицейского надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступеней — генерал, который так и не появился на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.
Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и подробно охарактеризовать и оценить всех ее участников.
Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова.
В этой сценке суждения и решения, которые принимает Очумелов, демонстрируют его «хамелеонство».
Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее событие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающими. Толпа не только наблюдает за происходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды определяет решение Очумелова.
Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять решение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/ch/chehov/kontrolnye-voprosy/hameleon/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-rasskazu-a.-p.-chehova-hameleon
Главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»
Главный герой рассказа Чехова «Хамелеон» — Очумелов, полицейский надзиратель.
Главный герой «Хамелеона» Очумелов постоянно меняет свои взгляды не из беспринципности. Напротив, в основе его поведения лежит очень устойчивый принцип, заключающийся в превосходстве «генеральского» над «прочим».
ОЧУМЕЛОВ — главный герой Чехова «Хамелеон». Образ Очумелова представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет.
Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О.
мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен.
«Да разве братец ихний приехали?» — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»
Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя.
Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!». Здесь снимаемое пальто — символ нервозности героя.
Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает её: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес.
И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов.
В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем.
Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа. Художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.
Рассказ «Хамелеон» поначалу кажется очень забавным. Очумелов хочет создать видимость добросовестной службы, когда идет через базарную площадь. «За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Полицейский надзиратель пытается разобраться в «запутанном деле Хрюкина».
«Он сотрясает» воздух, грозит «мерзавцам» штрафом, но вскоре узнает, что возмутитель спокойствия — жалкая собачонка •— принадлежит генералу Жигалову. Тут же Очумелов меняет тон, обвиняя полупьяного Хрюкина во всех грехах.
Очумелов ещё не раз поменяет свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя, по короткой фразе: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» или: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…» Рассказ держится на живой речи, преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер.
Постепенно чувствуешь, что смех заменяется грустью: как же унижен человек, если он лебезит даже не перед генералом, а перед его собачонкой! Заканчивается рассказ, как и начинается: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади, только теперь он грозит не неизвестному хозяину собачонки, а Хрюкину: «Я ещё доберусь до тебя!» Кольцевая композиция рассказа помогает автору подчеркнуть основную мысль рассказа — для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. Но и Хрюкин не вызывает симпатии и сочувствия читателя. Развлечение этого полупьяного человека совершенно не подходящее к его возрасту. Скуки ради он издевается над беззащитным щенком. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!»
Источник: https://ktoikak.com/glavnyiy-geroy-rasskaza-chehova-hameleon/
Характеристика Очумелова из рассказа Чехова “Хамелеон”
ГАЛИНА Высший разум (1545605) 1 год назад Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутыехарактеристики имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь.
“Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”-это и есть его полное, создающее комический эффект имя, потому что без шинели (символа власти) он невозможен,как и без “узелка в руке (символа его корыстолюбия).
И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.Главное средство характеристики героя это сюжет.
Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка.
Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, Очумелов мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?).
Шесть раз!!! меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.Момент, когда Очумелов узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. “Да разве братец ихний приехали?” заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и “все лицо его заливается улыбкой умиления”. Очумелов, кажется, даже в росте уменьшился, стал совсем маленький и уже смотрит на собаку снизу вверх. Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской.Он буквально сюсюкает: “собачка, собачонка ничего себе… Шустрая такая…
Main Userr Ученик (143) 4 года назад ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто кричал? »
Источник: www.litra.ru/characters/get/chid/00812121244711626631/
Гастиниц Ученик (195) 2 года назад ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
кричал? »
Дарья Смирнова Ученик (222) 2 года назад ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен. «Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
кричал? »
сергей молчанов Ученик (134) 1 год назад ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен. «Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
кричал? »
Лиханов Владимир Ученик (239) 1 год назад ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Настя Луговая Ученик (111) 1 год назад ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто
кричал? »
Источник: https://otvet.mail.ru/question/171823443