Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов) | Литерагуру
Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях.
Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя.
И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».
История создания
Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель.
Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь.
История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии.
Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.
Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.
О чем произведение?
Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка.
Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь.
Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.
Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.
Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.
Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.
В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.
Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.
Жанр и направление
Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.
Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.
Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.
Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.
Главные герои и их характеристика
Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.
Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал.
Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля.
Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.
Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.
Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении.
В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.
Темы
- Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
- Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
- Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
- Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.
Проблематика
Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании.
Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может.
Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства.
Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.
Идея произведения
Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты.
Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов.
Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.
Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года.
Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла.
В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.
Чему учит?
Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.
Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.
Критика
Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н.
Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т.
Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.
Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-mtsyri-m-lermontov/
Критика «Мцыри» Лермонтов
Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет.
Когда в 1837 году Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, изучая местные сказания и легенды, в Мцхете он наткнулся на одинокого монаха, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински.
Тот рассказал поэту свою историю о том, как когда-то, будучи горцем, в семилетнем возрасте был пленен русским генералом Ермоловым, но из-за болезни его оставили в стенах монастыря, где мальчик и вырос.
Сперва он не мог свыкнуться с жизнью в обители, неоднократно пытался бежать в горы, но едва не погиб во время одной такой попытки.
Излечившись, он привязался к старику-монаху, да так и остался в монастыре, приняв сан.
Рассказ героя произвел огромное впечатление на Лермонтова: он решил написать об этом поэму, но первоначальное имя героя «бэри», что означает «монах», заменил на Мцыри — то есть «неслужащий монах».
Однако это слово на грузинском означало еще и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.
Так появилась романтическая поэма, главным героем которой стал юноша, не просто бросивший вызов своему прежнему существованию, но и расставшийся из-за этого с жизнью.
Сюжет поэмы прост: пленный мальчик был воспитан в грузинском монастыре и уже готовится к посвящению в монахи. Но во время страшной бури он оказался за стенами своей вечной обители. Три дня он пропадал, когда же его нашли на четвертый день слабым и почти умирающим и перенесли вновь в монастырь, он не смог жить по-прежнему и умер.
По сути, вся поэма представляет из себя исповедь, в которой мальчик рассказывает, что же происходило с ним в эти три дня. Однако назвать монолог Мцыри исповедью язык не поворачивается: страстный рассказ юноши совсем не проникнут чувством покаяния, и герой не намерен говорить о греховности своих помыслов и вымаливать за них прощение у всевышнего.
Скорее, это больше напоминает проповедь, ведь защищая свое право на свободу и связанное с ней счастье, Мцыри отрицает основы религиозной морали: «кельи душные и молитвы», «сумрачные стены», в которых вырос герой — «душой дитя, судьбой — монах».
Он понимает, что был лишен всего: отчизны, дома, друзей, родных — словом, того, что есть у обычных людей, выросших вне стен монастыря.
Он бросил вызов судьбе и в грозовую ночь без содроганья отважился на побег. Мцыри бесстрашен и даже перед лицом смерти говорит:
Меня могила не страшит…
Такое бесстрашие рождено силой его желаний. Желание свободы подсказано гордой грядой кавказских гор, ведущих разговор с небом.
Потребность «пройти в родимую страну» обострена одиночеством, желанием «хотя б на миг прижать пылающую грудь» к груди родной. Три дня, проведенные Мцыри на воле, переродили его. За этот короткий отрезок жизни он познал и счастье любви, и цену человеческой жизни, и ощущение свободы. Теперь у него есть силы вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать исповедь.
Очевидно, центральная часть поэмы должна была представлять некий спор: с одной стороны, смирение монаха, отказ от земных радостей и упование на мифическую другую жизнь, а с другой — жажда борьбы, стремление к свободе, протест против церковного рабства, мятеж против порядков, освященных именем Бога.
Только спора не получается, ведь говорит один Мцыри.
Он постоянно обращается к своему собеседнику, призывает его отвечать на вопросы, но словно и не слушает его, ведь способен слышать в этот момент только то, что творится в его душе. Юноша настолько полон открытий, что не в силах выразить все чувства. Там, за стеной, мир открылся для Мцыри как сплетение испытаний.
Восторг объятья с грозой сменяется тишиной, в которой слышен и крик шакала, и шуршание змеи. Но герой лишен страха перед природой, ведь он в этот миг — сам часть природы.
Не случайно кульминацией поэмы становится бой с барсом.
Один против хищника, безоружный, Мцыри оказывается сильнее зверя, потому что им управляет не просто инстинкт самосохранения — встреча с барсом воодушевляет героя.
Он отдает все свои силы, побеждает, но в душе признает силу поверженного зверя:
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! …
Возвращение в монастырь разрушает веру Мцыри в то, что он найдет путь к свободе и родине. Свои желания он называет «игрой мечты, болезнью ума». А потеря веры зовет героя к смерти. В этой идее и заключается трагизм авторского восприятия: Лермонтов был уверен, что герои, преданные свободе, гибнут в борьбе за нее, так как не могут без нее жить.
Это и является главным признаком романтического героя — без свободы он гибнет. Поэтому подобного романтического героя называют исключительным, а действует он, согласно все той же формуле романтизма, в исключительных обстоятельствах. Исключительность проявляется и в том, что Мцыри перед смертью обвиняет только себя в невозможности добиться желанной свободы для себя. Но мысль о небесном рае, который он мог бы получить, если бы расстался со своей идеей, его не прельщает:
Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность поменял…
Мцыри умирает безвестным, но не побежденным. Его имя, даже спустя полтора века, восхищает миллионы почитателей таланта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Источник: https://libaid.ru/katalog/l/lermontov-mikhail/3638-kritika-mtsyri-lermontov
Анализ “Мцыри” Лермонтова
Писатели XIX века всегда тянулись к Кавказу – их манила природа и кавказская чарующая атмосфера, однако Лермонтов, пожалуй, был впечатлен Кавказом больше других.
Возможно, в этом сыграло роль его пребывание на юге в детстве, когда он лечился кавказскими водами и воздухом. Лермонтов был пленен горами, реками и укладом жизни гордых горцев, и став поэтом, он много писал о Кавказе.
Самой популярной поэмой Лермонтова о Кавказе стала “Мцыри”, анализ которой мы сейчас проведем.
Сюжетная линия поэмы
В 1837 году поэт отправился в Грузию, чтобы больше узнать о местных обычаях и сказах. Находясь там, Лермонтов повстречал одного сына горца, который когда-то давно попал в плен к русским. Теперь этот человек состарился и был монахом в старом монастыре.
Но интересна история, как он туда попал и стал монахом. Оказывается, пока русские во главе с генералом Ермоловым вели мальчика, на них напала болезнь, поэтому плененного сына горца генерал решил отпустить, а рядом был монастырь.
Мальчик остался жить при монастыре и всю жизнь провел в его стенах.
Монах рассказал Лермонтову, что ему не нравилась жизнь в монастыре, он предпринимал несколько попыток бежать, а один раз побег чуть не стоил ему жизни, поэтому вернувшись, юноша принял сан и смирился со своей судьбой.
Эта история очень важна при анализе “Мцыри” Лермонтова, потому что именно ее поэт взял за основу произведения. Изначально поэма называлась “Бэри”, поскольку на грузинском языке так переводится слово “монах”, но прижилось второе название – “Мцыри”, которое также подходит по значению.
Краткий анализ “Мцыри”
В поэме Лермонтова герой Мцыри является романтическим персонажем. Этот мальчик становится затворником в монастыре насильно, и теперь ему предстоит нелегкая судьба. То, как описан Мцыри, прекрасно подходит для классического образа романтического героя.
Еще будучи совсем маленьким, Мцыри отличался от своих сверстников, не ладил с ними. Причина в том, что у него другие интересы, он взрослее, он более серьезен. Попав в монастырь, мальчик жаждет свободы, его душат стены и он хочет бежать в другой мир, искать другой жизни.
Мцыри понимает, что есть лучшее, и этого лучшего нужно добиться.
Получается, делая анализ “Мцыри”, мы четко видим, что Лермонтов в своей поэме реализовал основные принципы, относящиеся к романтизму – исключительный герой и исключительные обстоятельства, в которые он попал, а кроме того изображение двух миров. Причем, проявление романтизма видно на любом уровне поэмы.
Например, в ключе романтизма показана природа Кавказа – читатель не встретит серых, обычных и будничных картин. Наоборот, большое впечатление внушает яркое представление южных гор, стремительных рек и непроходимых зарослей. Мцыри пробирается сквозь преграды нетронутой рукой человека природы, когда бушует ветер и воют дикие шакалы. На сказку похожа речная вода, чистая и прозрачная.
Другие детали анализа
Опираясь на текст поэмы, можно выделить еще некоторые важные детали анализа “Мцыри”. Лермонтов написал великолепную поэмы с удивительно тонким слогом, выразительную и красивую с точки зрения сюжета. Как построена рифма в поэме? Учтем, что стихотворный размер, который применил автор – это ямб, рифмована поэма парным способом.
Когда будете делать самостоятельный анализ “Мцыри”, старайтесь брать завершенные эпизоды, и уже в них находить средства выражения, ведь поэма наполнена эпитетами, метафорами, сравнениями и т. д.
Хотя часто “Мцыри” называют исповедью, и частично так оно и есть, все-таки, главный герой не изливает всю свою душу, делясь пригрешениями и сожалея о них. Скорее, он винит в своих страданиях других, монах виноват в том, что герой влачит такую жизнь.
Судя по концовке поэмы, Лермонтов использует характерный для себя финал, ведь для его романтических персонажей не присуще становиться счастливыми.
После борьбы с барсом, израненый, главный герой возвращается в монастырь – он лишен свободы, его мечта не сбылась, вера разрушена. Другого счастья он не видит и не знает.
Лермонтов ярко показывает, какую жажду жизни и свободы может испытывать человек, какие страсти души претерпевать.
Вы познакомились с кратким анализом “Мцыри” и прочитали характеристику главного персонажа. Вашему вниманию предлагаем также краткое содержание “Мцыри”.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-mcyri-lermontova
Оценка русской критикой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Образ Мцыри вызвал неподдельный интерес в русской критике. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности.
В.Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму…
Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..
Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.
Д. Е. Максимов: Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.
Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри— высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви…
В. И. Коровин: Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.
Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного.
Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви.
Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.
Нравственная красота Маши Мироновой (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова.
Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка» . И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.
Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно.
И в награду ей достается заслуженное счастье.
А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.
Прочитайте наизусть стихотворение А.А.Блока «Россия». Как вы понимаете концовку в этом стихотворении? Раскройте понятие «антитеза».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
В конце стихотворения звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно».
Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.
Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза: «спицы росписные» – «расхлябанные колеи».
Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
Антитеза (от греч.
antithesis – противоположение) – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.
Билет No 16
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s12447t7.html
Анализ поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов наиболее предпочитал писать в жанре поэмы. Им написано достаточно много поэм, но одним из самых любимых его творений было произведение «Мцыри». Именно эту поэму он с удовольствием декламировал по случаю именин Гоголя, да и просто читал для удовольствия вслух. Произведение одно из немногих удостоилось быть опубликованным лично автором.
Название произведения «Мцыри» с грузинского переводится как монах, который не служит. Вдохновением для создания была поездка по Грузии. Любознательный Михаил изучал местные традиции, сказания и легенды в Мцхете.
Один из местных, уже на то время старых монахов, поведал ему историю своей нелегкой жизни, о том как он попал маленьким в плен и о том как всю жизнь провел служа монахом мечтая о свободе. Конечно же тонкая натура Михаила Юрьевича была под впечатлением, что и натолкнуло его на создание своего одного из лучших творений.
Позже рассказ был положен за основу произведения с изменением настоящего имени «бери», что означает служащий монах на «Мцыри».
Поэма «Мцыри» романтического жанра и написана в виде страстной исповеди одного героя. В ней описано противостояние идеала и суровой действительности с множеством символов и образов в сюжете.
Сам Мцыри также наделен романтизмом и его исповедь дает возможность точно понять психологическое состояние и внутренний мир героя.
Определения темы произведения различны, однако любая из версий рациональна и все они лишь дополняют поэтическую задумку Михаила Лермонтова.
По сути Лермонтов хотел в нём передать желание к свободе, борьбу за моральные ценности и судьбу своих молодых современников в ходе войны на Кавказе.
Главный герой поэмы не может смириться с участью одиночества, он понимает, что нужно выбрать одну из несовместимых между собой жизней – это либо свобода и смерть, либо принять монашество и обречь себя на одиночество.
В идею произведения заложен дух и чувства противоречия и бунтарство самого поэта. Современникам поэма ценна своим философским замыслом. Когда-то естественна среда для юноши, зовет его сердце, но она совершенно противоречит его монашескому воспитанию.
Не так просто разорвать эту жизненную ленту событий, ведь он больше не приспособлен к жизни на воле. Он не знает, как добыть ему пищу и все необходимые для жизни ресурсы. Поэтому его бегство превращается просто в бесцельное передвижение по кругу.
Верность своим идеалам и борьба человека за свою свободу пронизывают художественную идею и смысл произведения.
Романтический конфликт поэмы задан главным героем, его порывам естественным для человека желаниям. Мцыри это самый обычный и естественный молодой человек, которому по стечению обстоятельств навязали жизнь в монастыре и монашество.
Юноша понимает, что окружающие его не враги ему и он не может вступить в борьбу с ними. Он их не приемлет, поэтому герой бежит. Он бежит по зову своего сердца, по зову природы, чувствует в себе силу первобытного человека именно поэтому в поэме так много описания окружающей его природы.
Он жаждет вернуться к своим первоначальным истокам на свою Родину. Проведя всего три дня на свободе, он понимает многие важные вещи, такие как цена жизни и познание счастья любви.
Вернувшись в монастырь Мцыри, понимает, что он потерял веру, он не сможет жить в облике монаха, для него это рабство и монастырь становится не прибежищем, а тюрьмой. Поразмыслив, герой решает умереть.
Творение М.Ю.Лермонтова «Мцыри» являет собой яркое достижение русской и мировой романтической поэзии. В нем до конца раскрыт его талан, стилистика и внутренние переживания поэта.
8 класскратко о главном
Анализ произведения Лермонтова «Мцыри»
Идея написать рассказ о рвущемся на свободу молодом человеке появилась у М.Ю. Лермонтова давно. Но лишь в 1837 году великий писатель воплотил в жизнь этот замысел.
В поэме «Мцыри» сочетаются все особенности романтикой поэмы, а именно противоречие реальности и идеального мира, символические образы. Так же поэма написана в форме исповеди. Это помогает читателю еще больше проникнуться чувствами и переживаниями главного героя.
В поэме явно виден мотив одиночества. Присутствуют образы символы, такие как образ Родины и свободы. Ради Родины и свободы Мцыри готов отказаться ото всего, что у него было, рискнуть всем этим. Главный герой стоит перед выбором или принять обет монаха или умереть, вкусив свободы. И конечно, романтический герой выбирает свободу.
Основой сюжета поэмы послужило классическое бегство из неволи. В данном случае бегство – это яростный протест, жажда свободы.
Мцыри – это герой бунтарь, «огненная душа», исключительная личность и «могучий дух». Так же Мцыри — цельная и завершенная личность. Он — герой-символ, пленник, который стремится к свободе, готовый вступить в борьбу с судьбой даже ради пары дней свободы.
Так же в поэме как действующее лицо выступает природа. Именно взаимодействуя с природой, раскрывается характер и внутренние переживания главного героя. Пейзаж в поэме помогает точнее раскрыть характер романтического образа. Так же о характере Мцыри можно судить через его восприятие природы.
В поэме богата различными средствами художественной выразительности. Чаще всего в поэме встречаются тропы и сравнительные обороты.
Как говорил критик Белинский: «В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант М. Ю. Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова».
8 класскратко о главном
Анализ поэмы Мцыри Лермонтова
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс
Этот известный русский художник, является непревзойденным мастером портретного жанра, так как большинство его работ выполнено в этом стиле. Данная работа показывает весь талант этого мастера, так как портрет главного героя выполнен очень четко и правдиво. - Сочинение Собака – друг человека
Собака – друг человека. Это высказывание знает каждый. Его используют в книгах, фильмах, повседневной жизни. Отношение к этим животным уже давно уравнивается к отношениям между людьми. Когда всё началось, точно неизвестно. - Сочинение на тему 9 мая День победы
День Победы – это праздник, которые связывает все поколения. Уже много лет прошло со времен той разрушительной войны, которая разделила мир на «до» и «после». Говорят, что война продолжается до тех пор, пока не похоронен последний солдат. - Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс
Картина Николая Ромадина “Вербы в половодье” написана в тусклых и темных тонах, пасмурное небо, затянутое густыми и тяжелыми облаками, озеро еще не прогретое лучами солнца, от того такое темное и холодное, темная старая лодочка, - Сочинение Весна лучшее время года 6 класс
Времена года… Их всего 4. У каждого свои преимущества и недостатки. Осень одевает все деревья и кусты в разноцветные одежды: желтые, красные, коричневые листья. Зимой все засыпается снегом и природа засыпает, отдыхает так сказать. - Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза сочинение
Великий русский писатель Островский всегда обладал умением создавать интересных, непохожих на других персонажей для своих произведений. Стоит отметить, что создавая своих героев, он старался показать в них то, что люди порой бояться
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/analiz-poemy-mcyri-lermontova
отзыв о поэме Лермонтова Мцыри
10-11 класс
Странно, но был разочарован. Несмотря на имя поэта, читать было сложно. Постоянные сбивки ритма, нечеткие рифмы, непонятные переносы ударений… Ну да кто я, чтобы судить стиль великого поэта?Рассказано о человеке, с детства сломленном, лишенном дома. И тут я ожидал героического возвращения на родную землю.
Ну или хотя бы не менее героическую гибель во имя этой цели. Но нет, внезапно сбежав из монастыря, проскитавшись три дня, он попадает обратно, где и погибает от ран, нанесенных барсом. Эти три дня стали чуть ли не самыми насыщенными в его жизни. Тут и природа, и влюбленность, и смертельная опасность.
Но несмотря на это, от природы ничего взять он не смог, девушку только проводил взглядом, а барса хоть и убил, но это была Пиррова победа, раны оказались несовместимы с жизнью.Что я понял из этой поэмы, так это то, что спешка в принятии серьезных решений идет во вред. К своей цели нужно идти планомерно, понять как ее нужно достичь и что для этого нужно.
Если бы возвращение на родину и обретение свободы было целью всей его жизни, а не спонтанным решением, то побег был бы подготовлен. А имея на руках начальные запасы еды и оружие, зная куда идти, он протянул бы гораздо дольше. И может быть достиг своей цели. Дорогу осилит идущий.
В своем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает историю из жизни одного мальчика. Имя его нам неизвесто, но мы можем называть его Мцыри (как пишет Лермонтов, “на грузанском языке значит , нечто вроде “). Место, использованное автором в эпиграфе (1 Книга Царств, 14:43) в русском синодальном переводе Библии звучит так: “…
И рассказал ему Ионафан, и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть”. Когда я читала поэму “Мцыри”, мне стало интересно: почему Лермонтов использовал именно этот стих? Передо мной стоит задача найти взаимосвязь между этими двумя историями.
Автор начинает свое повествование с описания местности, где все будет происходить.
Особенно он привлекает внимание к развалинам, оставшимся от монастыря, куда он позже возвращает нас. В самом начале истории мы оказываемся в далеком прошлом. И тут впервые видим главного героя: русский генерал везет “из гор к Тифлису” пленного мальчика. Ребенок
Ответить
Kefik1 / 01 марта 2016 г., 19:13:34
сочинение Праздник моего народа
Kinkesha / 16 дек. 2015 г., 17:33:18
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную1; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди2, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: “Гляди!
Вы находитесь на странице вопроса “отзыв о поэме Лермонтова Мцыри“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “10-11” классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/4202077_otzyv-o-poeme-lermontova-mcyri/
В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ «МЦЫРИ», «МЦЫРИ» И УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ГРУЗИНСКОГО НАРОДА И. АНДРОНИКОВ
- О, я как брат
- Обняться с бурей был бы рад!
- Глазами тучи я следил,
- Рукою молнию ловил…
- Скажи мне, что средь этих стен
- Могли бы дать вы мне взамен
- Той дружбы краткой, но живой,
- Меж бурным сердцем и грозой?..
Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной
Идеал – высшая цель стремлений, самый совершенный образец. Здесь: герой, воплощающий мечты и стремления поэта. личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…
Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров?- что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму Этот четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву.
Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы.
А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..
Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.
«Стихотворения М. Лермонтова»
«МЦЫРИ» И УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ГРУЗИНСКОГО НАРОДА ИРАКЛИЙ АНДРОНИКОВ)
На создание центрального эпизода поэмы «Мцыри» – битвы с барсом – Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии:
- Молвил юноша удалый:
- «Стадо туров я следил,
- По тропам, обвившим скалы,
- День и ночь с ружьем ходил.
- ………………………………..
- Тигр напал на раздорожье
- Черной ночью на меня.
- Взор, страшнее гнева Божья,
- Полон желтого огня…»
- Тигр и юноша сцепились
- Средь полночной темноты.
- Камни в пропасть покатились,
- Обломалися кусты.
- Щит свой юноша отбросил.
- Щит в бою не помогал.
- Был стремителен и грозен
- Тигр горячий – житель скал,
- Он на юноше кольчугу
- Разорвал до самых плеч.
- Вспомнил юноша о друге,
- В руки взял свой франкский меч.
- Взял обеими руками,
- Тигру челюсть разрубил.
- Тигр, вцепясь в утес когтями,
- Кровью крутизну облил…
Не только битва с барсом – каждый день пребывания Мцыри на свободе невольно вызывает в памяти образы богатырей и великанов, воспетых грузинской народной поэзией
Круг тем и образов поэзии Лермонтова обогащался от соприкосновения с народной поэзией.
Он не подражал народным песням, но, вдохновленный ими, создал такие замечательные произведения, как «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Казачья колыбельная песня», горская легенда «Беглец», «Дары Терека», «Тамара», «Демон», «Мцыри», «Ашик-Ке-риб».
Проникновение в дух и характер русских народных песен помогло Лермонтову постигнуть красоту и грузинской народной поэзии.
Ираклий Андроников. Лермонтов в Грузии
Источник: https://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/128-lermontov-m-yu-analiz-tvorchestva/841-v-g-belinskij-o-poeme-lmczyrir-lmczyrir-i-ustnoe-tvorchestvo-gruzinskogo-naroda.html
Анализ поэмы “Мцыри” Лермонтова
Введение История создания Тема и идея произведения Жанр произведения, композиция и характер конфликта Художественные средства Заключение
Введение
“…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…” – так отзывался о поэме “Мцыри” известный русский критик Белинский.
Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ “Мцыри” Лермонтова.
История создания
История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха.
Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша
заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ.
Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!
Произведение “Мцыри” написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, “с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны”.
Первоначально поэма носила название “Бэри”, по-грузински “монах”. Затем Лермонтов изменил это название на “Мцыри”, тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь “мцыри” переводится и как “послушник”, и как “чужак”.
Тема и идея произведения
Тему “Мцыри” можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.
Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.
Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о “Мцыри” как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом.
Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним.
“Родина бывает только одна” – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи “Мцыри” вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.
Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении “Мцыри” как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы.
“Мцыри” становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: “Боярин Орша”, “Исповедь”. Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу.
Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в “Мцыри”.
Однако в современной критике при анализе поэмы “Мцыри” Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд.
Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. “Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы”, – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в “Мцыри” звучит ответ на упрек “Бородино”. Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма.
Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: “Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов”.
В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.
Жанр произведения, композиция и характер конфликта
Произведение “Мцыри” относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально.
Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору.
Соответственно, тип повествования в “Мцыри” субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре.
Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.
Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.
Художественные средства
Описание поэмы “Мцыри” будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. “Мцыри” Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы).
Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы).
Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.
Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб).
Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания.
Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.
Заключение
Дав подробную характеристику поэмы “Мцыри”, мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. “Мцыри” послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. “Мцыри” – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-poemy-mcyri-lermontova/
Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев
Меню статьи:
Поэма Лермонтова «Мцыри» стала тем произведением, которое смогло удачно соединить в себе культурные ценности разных времен и народов и при этом предоставить читателю широкую систему проблем и тем.
История создания
Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе, впечатленный природой и национальными особенностями региона, он решает написать поэму о Кавказе. Долгое время эта идея не была воплощена в реальность, так как Лермонтов не мог остановиться на определенном сюжете, и пребывал в творческом поиске относительно этого вопроса.
Затем в Мцехете Лермонтов познакомился с некоим монахом. Его еще ребенком забрал из родного поселения ( в то время это было обыденное явление в жизни горских народов) генерал Ермолов. По дороге ребенок заболел, поэтому Ермолов принял решение оставить мальчика на попечение монахов одного из монастырей.
Мальчик не умер, а превратился в сильного юношу, который все время тосковал по родине и однажды решился убежать, но сбился с пути и заболел.
Вскоре он был найден монахами и вылечен, после этого случая он решил принять постриг. По другой версии, на идею о создании «Мцыри» натолкнул жизненный путь единственного профессионального художника того времени чеченского происхождения П. Захарова. Его все тот же генерал Егоров забрал из отцовского дома, но судьба к этому человеку была более благосклонна и уготовила ему судьбу художника.
Вполне вероятно, что Лермонтов использовал обе истории, усилив их фольклором кавказских народов, что особенно ярко выделяется в таком эпизоде, как бой с барсом. Это событие детально описывается в некоторых песнях, как например в хевсурской поэзии, также подобные мотивы встречаются и в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Вопрос о названии поэмы
Первоначально Лермонтов хотел назвать свое произведение иначе. Первое название поэмы было более прозаично – «Бэри» в переводе с грузинского, это слово означает «монах». Однако спустя некоторое время Михаил Юрьевич решил назвать поэму более символично «Мцыри».
Это слово имеет две версии перевода. По первой из них, этим словом называют послушника, то есть человека, еще не принявшего постриг.
Вторая версия перевода заключена в рамках слова «чужак» и обозначает человека, не принадлежащего территориально к определенной местности и появившегося здесь по стечению обстоятельств.
Эпиграф поэмы и его значение
Во время работы Лермонтов не только поменял название поэмы, но и изменил эпиграф. Первоначально эпиграфом должна была стать фраза: «У каждого есть только одно отечество».
С ее помощью автор предполагал подчеркнуть привязанность человека к региону и культурному наследию того региона, в котором он родился.
Затем же планы Михаила Юрьевича изменились – эпиграфом стала фраза из Библии: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».
Чтобы понять суть этого изречения, необходимо прочитать библейскую историю, содержащую эту фразу, ибо вырванная из контекста она сама по себе мало информативна.
Однажды царь Саул преследовал врага – войско его уже устало и не желало продолжать погоню без отдыха.
Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Герой нашего времени”, которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.
Однако Саул был непоколебим – он запретил вкушать еду кому-либо до того момента, пока враг не будет настигнут. Сын же Саула Ионафан ничего не знал о решении отца и съел немного меда. Когда отец узнал о поступке сына, то велел его казнить. После этого Ионафан и оглашает фразу, ставшую эпиграфом к поэме Лермонтова.
Обозначает она абсурдность и нецелесообразность принятого решения. По сути, в ней воплотилось также и сожаление о несправедливо загубленной жизни и в связи с этим утраченных возможностях.
В библейском рассказе Ионафан остается жив – за него вступаются люди, Мцыри же гибнет от осознания безысходности и невозможности совершить желаемое.
Тема поэмы
Темой поэмы Лермонтова стало изображение внутреннего бунта и желание обрести былую свободу. Мцыри, несмотря ни на что, продолжает мечтать о том времени, когда он сможет вернуться в свой родной дом. Побег из монастыря, который стал для молодого юноши золотой клеткой, стал ключевым событием в жизни молодого человека – именно таким образом он смог бы обрести счастье и свободу.
Идея поэмы
Долгое время идея поэмы была заключена в возможности неотступно следовать своим принципам и идеалам – сколько бы времени ни провел Мцыри в монастыре, он не проникся новыми идеями – желание вернуться домой, чтобы стать свободным стало делом всей жизни молодого человека.
В образе Мцыри воплотился идеал революционера, который не сдается и не отрекается от своих убеждений.
Однако сам Лермонтов неоднократно утверждал, что это произведение о свободе. Такое утверждение подрывает определенный революционный дух произведения.
Исходя из позиции Лермонтова монастырь – это тюрьма, которая не только препятствует достижению свободы, но и разрушает жизнь человека.
Когда Мцыри все же удалось сбежать из монастыря, то оказалось, что ему некуда идти – его понятие дома оказалось лишь фрагментарной картинкой прошлой жизни, в которую Мцыри не знал пути.
Сюжет поэмы
Сюжет поэмы Лермонтова фактически повторяет историю жизни монаха из Мцехета: некий генерал в горах Кавказа забирает из родительского дома мальчика 8-ми лет.
В дороге мальчик заметно грустит и переживает разлуку с родным домом и в результате заболевает – генерал решает, что мальчику уже не суждено выжить – оставляет его на попечение монахов одного из монастыря, который встретился по дороге.
Стараниями монахов, мальчик выжил, однако так и не смог перенять культуру чужого ему региона.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с краткой биографией поэта и прозаика – Михаила Юрьевича Лермонтова.
Он все время смотрел на горы и мечтал о том времени, когда сможет вернуться в родной дом. Однажды была гроза – все монахи были очень напуганы этих событием, но Мцыри не боялся грозы – молодой человек решает, что это лучшая возможность убежать. Однако побег принес только мимолетное счастье в жизни Мцыри – юноша не знал дороги домой, поэтому решил идти наугад, ориентируясь на вид гор.
Сначала он увидел молодую девушку, которая наполняла кувшин водой, а затем бесстрашно сражается с барсом. Раненый Мцыри случайно выходит на тропу, ведущую к монастырю и приходит под стены своей тюрьмы. Мцыри теряет сознание.
Приходит в чувство он уже в монастыре – монахи старательно ухаживают за ним, но у Мцыри нет стимула к жизни, и он медленно умирает.
Старый чернец, крестивший Мцыри, совершает исповедь – молодой человек на ней рассказывает о том, что он не выполнил самую главную клятву своей жизни – когда-то давно Мцыри поклялся совершить побег из монастыря и вернуться домой. Молодой человек просит вынести его в сад, чтобы посмотреть в последний раз на горы, которые он так горячо любил всю жизнь.
Особенности поэмы
Поэма Лермонтова отличается рядом необычных элементов в композиции и структуре.
В первую очередь, в глаза бросается форма исповеди, используемая Лермонтовым – это усиливает драматический и трагический эффект поэмы.
Главным героем поэмы является исключительно романтический герой – Мцыри обладает рядом качеств, характерных только ему, он противостоит всем остальным персонажам поэмы, в его жизни случилась непоправимая трагедия, которая приводит Мцыри к гибели.
В поэме особое место занимает природа. Она действует не как фон для событий, а как один из героев.
Проблематика
Основной проблемой в поэме выступает проблема обретения свободы. В понимании Лермонтова именно это понятие является ключевым для гармоничного существования личности. В трактовке Лермонтова отсутствие свободы априори ведет к гибели.
Следующая проблема – непонимание окружающими. Монахи, живущие в монастыре даже не пытались понять причины тоски и уныния Мцыри – они доброжелательно относились к молодому человеку все время его пребывания в монастыре, но так и не осознали, что иногда этого недостаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
Из этой позиции выплывает следующая проблема – возможность обрести счастье. Для Мцыри стать счастливым – это означало вернуться в родной дом, в то время как окружающие монахи были вполне довольны своим положением в обществе.
Таким образом, поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – необычное явление в литературе, как современного Лермонтову времени, так и нынешнему. Большинство элементов и тем поэмы не были новшеством, однако необычность сюжета и принадлежность к другой, малоизвестной культуре сделала это произведение востребованным в читательских кругах.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/mcyri-analiz.html