Список “мертвых душ” собакевича: описание и характеристика крестьян

Образ Собакевича в романе Гоголя «Мертвые души»

Список

Образ Собакевича в романе Гоголя «Мертвые души»

«Прошу прощения». Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубоживотного, малоподвижного, тяжелого. Оно бесконечно усиливается в ходе дальнейшего знакомства с ним. Основными чертами характера Собакевича являются звериная жестокость и хищность.

Не случайно Гоголь сравнивает его со «средней величины медведем». Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть. Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем: укладе его жизни.

Еще подъезжая к имению, Чичиков обратил внимание на «большой деревянный дом с мезонином, красной крышей, темно-серыми, или лучше дикими стенами», на то, что «двор окружен был крепкой и непомерно толстою деревянной решеткой», чго конюшни, сараи и кухни были построены из полновесных и толстых бревен, «определенных на вековое стояние».

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от «пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах» и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: «Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича».

выдают и уродливость человеческой души. В чем же она проявляется? Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни.

В его глазах просвещение, культура – все только выдумки, никому не нужные и вредные.

«Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение – фук!» – заявляет он, непоколебимо уверенный в своей правоте.

– не важно) всегда стоит на первом плане.

Исключительно ярко раскрывается кулацко-медвежья хватка Собакевича в сцене купли-продажи «мертвых душ» (в ходе анализа ее желательно прочитать в классе).

Обратите внимание

Прежде всего здесь обращает внимание поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым, выдающая его звериную хватку хищника: «Собакевич все слушал, наклонивши голову», далее опять: «Собакевич все слушал, наклонивши голову», затем снова: «Собакевич слушал, все по-прежнему нагнувши голову».

И, наконец, первая фраза, которую он произносит: «Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать»,- сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову». Все это напоминает внимательное выслеживание добычи хищником и стремительный бросок из засады ей навстречу, когда она оказывается в пределах досягаемости.

Слушая витиеватые подступы Чичикова к интересующей его теме, расчетливый и хитрый Собакевич прекрасно понимает, что все это еще далеко от сути дела, но едва только эта суть стала ему ясна, он деловито обрывает красноречие Чичикова, и это выразительно оттеняет писатель изменением его позы.

В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу «по сту рублей за штуку».

Причем, прекрасно понимая всю незаконность предлагаемой гостем сделки, он пытается даже его шантажировать: «Но знаете ли, что такого рода покупки… не всегда позволительны, и расскажи я или кто иной…

» – и г. д.

Весь нравственно-психологический облик Собакевича не оставляет сомнений относительно положения его крестьян, но помещик этот понимает, что разорять их невыгодно ему самому. Вот почему деревянные избы его мужиков были срублены так же надежно и прочно, как и дом их хозяина.

Расчетливый, хитрый, прижимистый, «человек-кулак», Собакевич по-своему не менее типичен, нежели тупая Коробочка или прожектер Манилов, и Гоголь подчеркивает эту типичность, сравнивая его с крупным петербургским чиновником, грабящим казну.

Собакевич страшен своей звериной сущностью, желанием прижать, сломить, подчинить себе других, зажать в кулак, «показать себя», наступить всем и каждому на ногу. Однако наиболее ярко и последовательно Гоголь использует в пятой главе прием гиперболизации.

Важно

Описание обстановки, внешности Собакевича, его аппетита – все это дано Б яркой гиперболической манере. Исключительное многообразие стилевых приемов свидетельствует о замечательном мастерстве писателя. Каждый из них глубоко им продуман и помогает более емко показать действительность этой эпохи.

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/3/2800.htm

Сцена продажи мёртвых душ у Собакевича (по поэме «Мертвые души» Николая Гоголя)

Помещику Собакевичу присущи такие качества, как тунеядство, пассивность и лень. Однако не стоит винить его самого в таком характере, возможно, эти качества обусловлены временем крепостного права и его местом в обществе.

Если сравнить Собакевича с другими помещиками из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», смело можно сказать, что именно он самый хитрый и меркантильный. Он вовсе не добродушный, как Манилов, но и не скупой, как Коробочка, он не буйный, как Ноздрев, он жадный и неуступчивый, некий спекулянт или, как назвал его сам Гоголь «чёртов кулак».

Главным его достоинством является мёртвая хватка и при этом неважно к чему он её применяет. Когда читаешь описание образа Собакевича, этот персонаж сразу же становится неприятным, души, кажется, и вовсе у него нет. Собакевич для читателя становится каким-то нелюдом и чудовищем.

Главной целью и мечтой Собакевича является желание обогатиться любой ценой, поэтому ему и приходится выкручиваться и придумывать для этого различные способы прибыли. Живёт Собакевич по такому принципу: все можно купить или продать. А правильно извлечь выгоду он всегда сможет! Ещё никому не удалось его обмануть!

Наверно по этим причинам его вовсе не удивляет тот факт, что Чичиков продаёт и покупает мёртвые души,  его волнует только то, какую цену Чичиков сможет за них выложить. Так он и выворачивает из Чичикова по максимуму.

Собакевич человек уверенный и властный, поэтому оказавшись с Чичиковым наедине, он сразу начинает немного давит на него и даёт понять, что ничего из своего имущество он даром никому не отдаст, даже если сам он этим никогда не пользовался.

В их разговоре Чичикову едва удаётся изредка вставить пару слов, он деликатно пытается достучаться до его совести, но тщетно. Создаётся впечатление, что Чичиков даже немного растерялся и не ожидал такого напора со стороны Собакевича. Собакевич уже мысленно все продал и пополнил своё состояние.

Читайте также:  Образ и характеристика ассоль в повести-феерии "алые паруса" а. грина: описание внешности и характера

Чтобы сделка состоялась, он начинает расхваливать свой товар, при этом, кажется, что он забыл, что товаром являются мёртвые души, однако Собакевич расхваливает их как живых людей, говорит про их трудоспособность и отличную работу.

Совет

Так, Собакевич просит за душу столько, сколько в те времена плотили за живого человека.

Чичикову приходится сдаться и заплатить столько, сколько Собакевич с него и требует. Очень сомневаюсь в том, что совесть, когда – ни будь, замучает Собакевича за этот поступок.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/scena-prodazhi-myortvyx-dush-u-sobakevicha-po-poeme-mertvye-dushi-nikolaya-gogolya.html

Собакевич

Собакевич – помещик, которому Чичиков предлагает выгодную сделку по продаже «мертвых» душ. Персонаж дополняет галерею образов, созданную Николаем Васильевичем Гоголем.

Первоначально писатель планировал создать три тома произведения, отталкиваясь от композиции «Ад – Чистилище – Рай», но позднее отказался от этого замысла.

Литературоведы до сих пор анализируют и разбирают характеристики и описания персонажей с целью анализа поэмы.

История создания

Николай Гоголь

Книга «Мертвые души» появилась на свет благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. В мемуарах Гоголь писал, что Пушкин мотивировал его на создание произведения и даже подарил идею сюжета для него.

Поэт пересказал приятелю забавную историю, которую услышал, будучи в ссылке в Кишиневе. Пересказ анекдота дошел до Гоголя спустя 15 лет после произошедшего события.

Речь шла о прохвосте, скупавшем у помещиков мертвые души, чтобы получить банковскую ссуду.

В ту эпоху подобные происшествия не были редкостью, и идея, присвоенная Чичиковым, использовалась не одним мошенником. Сюжет и образы героев прописаны подробно и детально, а реальность той эпохи позволяла читателю проникнуться повествованием.

Работа над поэмой началась в 1835 году, незадолго до написания «Ревизора». Идея не казалась писателю увлекательной, поэтому работа давалась с трудом.

Закончив пьесу и вернувшись из путешествия по Европе, Гоголь предпринял попытку дописать произведение. Главы неоднократно переписывались, и работа затягивалась. Книга была закончена в 1841 году.

Прибыв из-за границы в Россию, автор представил творение на рассмотрение цензурному комитету.

Николай Гоголь и Пушкин

В Москве книгу восприняли с недоверием, поэтому Гоголь обратился за помощью к Александру Белинскому. Критик посодействовал автору, и «Мертвые души» были изданы в Петербурге в 1842 году.

Биография

«Мертвенность» души героя схожа с той, что проявляют Манилов, Плюшкин и другие. Образ жизни героев удобен, и менять его они не намерены. У них нет жизненных целей, а души черствы и неподвижны. У героев нет родственников, или же они не принимают участия в жизни семьи. Возникает ощущение, будто помещики появились из ниоткуда.

Значение имени и фамилии каждого помещика, описанного в произведении немаловажно. Портрет Собакевича выстаивается на ассоциациях с животными. Автор сравнивает Михайло Семеновича с большим неуклюжим медведем и даже награждает героя фраком подобного оттенка. Восприятие внутреннего мира героя начинается со знакомства с его внешностью.

Чичиков и Собакевич

Собакевич ко всем вопросам подходил основательно, чем отличался от своих соседей и вызывал уважение публики. Описание усадьбы, интерьера и отношения персонажа к хозяйству говорит о том, что он не бедствует.

Помещик хочет, чтобы крестьяне имели материальные основы, понимая, что судьба его усадьбы во многом зависит от благосостояния крепостных. В этом вопросе благородство смешано с жадностью. При всех недостатках Собакевича нельзя назвать его скупым человеком. Это отличает его от Плюшкина, который живет впроголодь.

Трапеза для чревоугодника Собакевича – удовольствие, а для автора – еще один способ подчеркнуть животное начало в герое.

Мужчина крепкого телосложения, твердо стоящий на ногах, Собакевич во всем придерживается максимализма, отдавая предпочтение большим объемам еды. Автор называет своего героя «человек-кулак».

Обратите внимание

Он – человек, отдающий предпочтение плотскому, мирскому. Этот персонаж обладает физической силой, но предстает грубым, неповоротливым существом.

У него крепкое здоровье, крупное телосложение и внешность, напоминающая типаж былинных богатырей.

Внешность Собакевича

Фамилия Собакевич как будто указывает на животное происхождение. Мужчина имеет крепкую хватку, груб с окружающими людьми, имеет «собачий» нрав.

При этом помещик хитер и во всем ищет собственную выгоду и удобство. Его прямолинейность и грубость поражают. Собакевич ни во что не верит и склонен осуждать окружающих.

Говорящая фамилия и описание внешности гиперболизируют его образ.

Собакевич порицает чиновников, но выстраивает с ними взаимовыгодные отношения. Учиться барин не любит и ненавидит тех, кто пропагандирует умственные интересы и увлечение получением новых знаний. В образовании Собакевич видит возможности, которые способны пошатнуть комфортные для его существования условия.

«Мертвые души»

Михайло Семенович Собакевич заслуживает отдельного внимания читателей. Читатель знакомится с ним задолго до завязки сюжета. Автор описывает дом героя, поместье в целом и только после этого раскрывает особенности его характера.

Имение и господский дом отличаются добротностью, и Чичиков первым делом замечает надежность построек, въехав в деревню Собакевича. Усадьба помещика была практична без лишних украшательств и полностью совпадала с его образом.

Каждая деталь, сопровождавшая Собакевича в доме, похожа на него.

Усадьба Собакевича

Крестьянам спокойно жилось под покровительством такого хозяина. Сытость и благополучие представляли его смысл жизни. Собакевич в беседе с Чичиковым демонстрирует свою хватку и талант дельца. Он быстро уходит от намеков, называя вещи своими именами, и даже умудряется обвести Чичикова вокруг пальца.

Список усопших крестьян помещик писал собственноручно, подробно объясняя, кто кем был при жизни. Расчет, смекалка и цинизм двигали им. Результат сделки оставил довольными обоих участников.

Экранизации

Режиссеры, вдохновлявшиеся классическими литературными произведениями, экранизировали произведение Гоголя. Первая кинокартина вышла в свет в 1909 году. Это была черно-белая немая лента Петра Чардынина, в которой Собакевича сыграл Василий Степанов.

Алексей Грибов в роли Собакевича

Спустя несколько десятилетий, в 1960 году, Леонид Трауберг поставил фильм-спектакль по сюжету поэмы. В работе над проектом использовали инсценировку произведения, принадлежавшую перу Михаила Булгакова и написанную в 1930 году. В образе Собакевича выступил Алексей Грибов.

Режиссер Александр Белинский в 1969 году тоже снял телеспектакль по мотивам книги. Собакевича в постановке сыграл Юрий Толубеев.

Читайте также:  Анализ рассказа "ионыч" чехова: тема, идея, суть, смысл произведения

Премьера следующей экранизации состоялась в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Собакевича предстал Вячеслав Невинный.

Вячеслав Невинный в образе Собакевича

Первый телесериал по произведениям Гоголя вышел в 2005 году. Павел Лунгин выпустил проект под названием «Дело о «Мертвых душах». Роль Собакевича досталась Александру Семчеву.

Цитаты

Умелый делец, Собакевич не желал сплоховать с выгодной сделкой. Демонстрируя размах, он бахвалился перед Чичиковым, используя свои любимые выражения:

«У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!».

Герой не стеснялся в выражениях, описывая свое мировоззрение и пытаясь доказать, что его образ жизни имеет свои преимущества и гораздо честнее, чем у остальных:«Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Честные рассказы о своей точке зрения не мешали Собакевичу плутовать, дерзко окручивая гостя вокруг пальца и набивая цену погибшим крепостным:«Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня – что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5634-sobakevich.html

Собакевич

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на его могучесть его натуры.

С самого начала образ С.

связывается с темой денег, хозяйственности, расчета (в момент въезда в деревню С. Чичиков мечтает о 200-тысячном приданом). Беседуя с Чичиковым С., не обращая внимания на уклончивость Чичикова, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное для С. – цена, все остальное его не интересует. Со знанием дела С.

торгуется, расхваливает свой товар (все души «что ядреный орех») и даже успевает надуть Чичикова (подсовывает ему «женскую душу» – Елизавету Воробей). Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений. В доме С.

на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно.

То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. С. живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи С. видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «…что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников. С.

занимает одно из самых высоких мест в духовной «иерархии» героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Их реализация их будет показана во втором томе поэмы – в образе помещика Костанжогло.

СОБАКЕВИЧ — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Фольклорные источники образа С.— былинные и сказочные богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т.п.). Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д.

Фонвизииа «Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М.Загоскина «Юрий Милославский». Богатырская мощь С. (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье С.

(«пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей. Фамилия С. формально не связана с его внешним обликом: С. похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя.

Важно

Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у С. «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес (ср. иронически обыгранные Гоголем слова С. после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему»). Грубость и неуклюжесть — суть портрета С.

Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Бездушность С. подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног — чугунными тумбами. Вещи вокруг С.

повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров; пузатое ореховое бюро — совершенный медведь; стол, кресло, стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Даже дрозд похож на С. С.

привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая ни о смерти, ни о душе; С. бездетен (ср. евангельскую притчу о богаче, настроившем новые житницы: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому ж достанется то, что ты заготовил?» (Ев. от Луки, 12:20)). С.— хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах».

Гипертрофированная практичность С. контрастна слащавым «эмпиреям» Манилова, так же как привычка ругать все подряд, видеть во всех мерзавцев и мошенников противопоставлена восторженной идеализации людей, присущей Манилову. Губернатор у С.— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет .

Читайте также:  Критика о поэме "мцыри" лермонтова (отзывы, анализ)

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению С., «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире». С.— русофил и ненавидит все западное. Он готов перевешать немцев и французов, так как те придумали диету, воображая, «что и с русским желудком сладят». С.

не детализирует, он сторонник целого, гигантского. В этом, согласно С., проявляется истинно русская натура: «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» У полицмейстера, пока гости беседовали, С. «доехал» осетра. Душа С.

погребена под тяжестью плоти или, по словам Гоголя, где-то за горами закрыта «толстою скорлупою», «как у бессмертного Кощея». О душе С. вспоминает только торгуясь с Чичиковым, сводя ее неуловимую сущность к сугубо вещественной оболочке, к пище: «У вас душа человеческая все равно что пареная репа» (ср. «редька, варенная в меду»).

Совет

Нереализованные героические потенции «омертвелой» души С. пародийно представлены портретами героев греческого национально-освободительного движения 1821-1829 гг. (Маврокордато, Миау-ли, Канари), впрочем, их героизм, исключительно лубочного толка, вырождается у С.

в пустую внешнюю грандиозность («толстые ляжки и неслыханные усы»), подчеркнутую алогизмом портрета Багратиона, «тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками», «в самых узеньких рамках». С.— «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе С.,— страсть к тяжелому, земному, плотскому.

Это — стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова; напротив, оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у С. не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу С. «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья». Сила и воля С. («Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!») лишены идеала, сердцевины, души, по сути, они так же мертвы, как мечтательность Манилова или скупость Плюшкина, в конечном счете они тормозят движение «птицы-тройки» Руси.

Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души» В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. “Он был похож на средней величины медведя”,- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:” Просвещение – вредная выдумка”. В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей.В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич – это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди – разбойники, негодяи, дураки.( в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:”И я тоже Собакевич”. Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”. Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник. В своих суждениях о где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем, Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности.

Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”.

В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец.

Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами.

А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”.

Источник: https://sochrulit.ru/character_sheet/sobakevich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]