Критика о повести “наталья, боярская дочь” карамзина: отзывы, анализ, суть, смысл, идея

Наталья — боярская дочь

Ах!
18 век и ярко-выраженный сентиментализм по отношению ко мне – вещи немного разные, но вполне существующие вместе. Литература той или иной страны, того или иного периода – есть её душа, её образ, её сущность. А русская душа есть в каждом русском, у которого есть национальная гордость.

Помня о «Бедной Лизе», я совсем забыла о том, что хотела прочитать произведение «Наталья – боярская дочь». Образ российской души, российской девушки, российского мужчины, российских идеалов. Прекрасно, конечно. Хотя и тяжело осознаваемо с высоты жизни в 21 веке. Любовь – прозрачная и настоящая, а ещё это любовь с первого взгляда. Я не говорю: хорошо это или плохо.

Большинство писателей русской литературы описывают такую любовь вот. Увидел – полюбил. И не то, чтобы я не верю в неё, ведь и в моей жизни была такая же история любви. Я просто не называла это любовью в тот момент, хотя не скрою, человека так же хотелось видеть, постоянно просыпаясь, думала лишь о том, как он прекрасен, как красив.

Приятная и милая сердцу влюблённость – это так превосходно!

А ведь раньше не выбирали партнёра по совместимости в быту, не считали копейки в чужих карманах, не искали себе «идеального партнёра», а просто влюблялись со всей силой, на которую способна душа русского человека. И вот это удивительно для нас, живущих в 21 веке. И мы иногда называем это «примитивностью», но нет.

Обратите внимание

Конечно, это отчасти немного предсказуемо, когда дело касается русской литературы, но точно не примитивно. Безусловно, мы наблюдаем схожие сюжетные ходы, схожий стиль, манеру, зачастую – обожествление избитых, банальных истин… Но, с другой стороны, это же так прекрасно. Таких девушек, как Наталья, в наше время и не сыскать с огнём в век феминистического процветания.

Разве это грех – испытывать такие чувства и быть настолько самоотверженной, чтобы так легко согласиться обвенчаться в церкви? Удивительно – не иначе.

Ко всему прочему, мне очень понравилась социальная и патриотическая направленность произведения: я считаю, что искусство предназначено и для того, чтобы пропагандировать какие-то взгляды и идеалы, и так же для того, чтобы вызывать у людей чувство эстетического наслаждения. От некоторых описаний захватывало дух, а в душе было удивление и изумление.

Мне импонирует чистота и верность собственным идеалам, свойственная Наталье. Эти личностные качества я действительно очень сильно ценю в людях. Наталья – это настоящий луч света в тёмном российском царстве. Да и вообще Наталья гораздо более лёгкая и понятная, нежели Лиза из «Бедной Лизы».

Что-то нежное, чувственное, грустное.

Интересно да оригинально описанная, история жизни одной девушки и её избранника. Похоже, конечно, на сказку, но почему бы и нет? Таких историй множество, что тогда, что сейчас. Разница только в общей нравственности, наверное. Вот и Карамзин рассказал типичную историю из разряда «..и жили они долго, и счастливо» особым способом через призму любви и верности Натальи и Алексея.

Насколько однобоко и даже несколько примитивно-спойлерно название «Бедная Лиза» и насколько прекрасно и велико название «Наталья – боярская дочь»! Немного жаль, что в школе не проходили этого произведения, думаю, что в школьные годы понравилось бы куда больше. Хотя и повесть «Бедная Лиза» тоже пришлась по душе, хотя перечитывать нет желания, о чём ровно два года назад я поведала в отзыве на ту книгу…
Ах! Завершим-с.

P.S. “Ах!” тут тоже на каждой страничке, как и в “Бедной Лизе”.

Источник: https://www.livelib.ru/work/1000497736/reviews-natalya-boyarskaya-doch-nikolaj-karamzin

Анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина: суть, смысл, идея и мысль

Выдающегося писателя Николая Михайловича Карамзина принято считать новатором русской литературы, поскольку именно он в своих произведениях обращался к чувственному миру каждого человека, не обращая внимания на социальный статус и материальное положение.

Перу основателя русского сентиментализма принадлежит множество произведений.

Это и «Сиерра-Морена», и «Марфа-посадница, или покорение Новгорода», и «Евгений и Юлия», и «Наталья, боярская дочь», и «Рыцарь нашего времени».

Однако вершиной его творчества, по моему мнению, следует считать повесть «Бедная Лиза», поскольку именно она заложила основы сентиментальной эстетической направленности в России

Важно

В центре повести – любовь простой крестьянской девушки Лизы к дворянину Эрасту. Невинная и целомудренная девушка олицетворяет собой тихую и спокойную деревню, в то время как прагматичный, но и достаточно слабохарактерный Эраст символизирует город. Противопоставление главных героев проходит красной нитью через все произведение.

Николай Карамзин хотел показать читателю, что простые крестьянские девушки умеют любить так же сильно, как и барышни из дворянского сословия. Чувства Лизы крепкие и искренние, однако именно они и являются причиной ее трагической гибели.

Если образ кроткой и нежной Лизы полностью положителен, то Эраста нельзя охарактеризовать однозначно. Он не является полностью отрицательным персонажем, ведь изначально показывает себя лишь с положительной стороны: неглупый, добрый, проявляющий искреннюю любовь к своей избраннице, герой не может вызывать антипатию.

Скорее это ветреный и легкомысленный персонаж, не привыкший бороться за свое счастье, поскольку с самого детства привык к тому, что все само шло в руки.

Его любовь с появлением интимных отношений быстро проходит, ведь он понимает, что брак с Лизой ввиду социального неравенства попросту невозможен, а дружеские отношения ему ни к чему.

Эраст проигрывает свое состояние в карты и поэтому вынужден жениться на богатой вдове. При этом он даже не подозревает, какой удар наносит Лизе своими поступками. Несчастная же девушка не видит смысла дальнейшей жизни без любимого человека и накладывает на себя руки.

Основной идеей повести является мысль о том, что общество на первый план выносит не настоящие человеческие чувства, а акцентирует внимание на условностях, ведь браку двух влюбленных мешало лишь социальное неравенство, которое затмило чистую и искреннюю любовь.

С помощью повести «Бедная Лиза» Карамзин активно развивает распространенный в русской литературе образ «лишнего человека», который ввиду своей слабохарактерности не может выдержать всех испытаний, которые уготовила ему жизнь. Кроме этого, в образе Лизы автор отображает несомненно новую тему для русской литературы – тему «маленького человека».

Темы и идеи, поднятые писателем в повести, получили в дальнейшем свое развитие в творчестве Федора Михайловича Достоевского, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1447

«Наталья, боярская дочь» Карамзина: особенности обрисовки персонажей, авторская позиция

Экзамен: Русская литература 18 века

Карамзинский рассказчик в “Наталье, боярской дочери” не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен.

Соотнесённость с жанровым каноном оды вновь возвращается в первой, и основной, характеристике, предваряющей появление добродетельного боярина Матвея, отца Натальи.

Его главные умения – способность быть “другом человечества”, принимать удары судьбы и без боязни идти навстречу смерти; как легко представить портрет такого человека, читая строки философских од поэтов – предшественников Карамзина: А. П. “Сумарокова, М. М. “Хераскова или В. И. “Майкова.

“Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества.

Совет

Уже минуло ему шестьдесят лет, уже и кровь медленнее обращалась в жилах его но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? Он идёт вперёд, бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным – хотя тёмным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность”.

Своеобразие первой исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести Наталья – единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева. Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы вместе с соседками-подругами.

Главное содержание повести – любовные переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то под присмотром мамки.

Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании повести послужил “брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева”.

Но от этой исторической основы в повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII в.

В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева(воспитатель матери Петра I боярин Артамон Сергеевич Матвеев) поделены между двумя героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для образа отца Натальи – боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С.

Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он выступает как посредник между народом и верховной властью.

Не боясь опалы, говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина надежной опорой для общественных.

Обратите внимание

Боярин Матвей – идеальный отец и столь же идеальный гражданин. Алексей Любославский – нежный сын, образцовый супруг и вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений XVII в.

Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в., перенесшего на прошлое свое представление об идеальном сословно-монархическом государстве и противопоставившего этот идеал общественным отношениям своего времени.

Источник: http://www.testsoch.info/natalya-boyarskaya-doch-karamzina-osobennosti-obrisovki-personazhej-avtorskaya-poziciya/

История в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского».

Читайте также:  История любви мастера и маргариты в романе булгакова: краткое описание знакомства и отношений героев

В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней».

Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее.

Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое.

Хотя исторические приметы довольно‑таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения.

Важно

Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит‑рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце».

И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М.

иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно‑определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать».

История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто‑насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж.

Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях‑хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного.

Совет

Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича.

Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/istoriya-v-povesti-karamzina-natalya-boyarskaya-doch.html

Отзыв по рассказу Н.М.Карамзин наталья боярская дочь. ПЛИЗ ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ НУЖЕН=)

5-9 класс

Я считаю, что жизнь Наталии взаперти от всего мира была большой ошибкой со стороны ее отца,который держал ее в черезмерной строгости и позволял общаться только с подругами.Ведь дети должны учиться способом проб и ошибок.Но тем не менее я восхищаюсь ей.В таких условиях продолжать любить и радоваться жизни наверное невероятно трудно.

Присутствует также уважение к строгой няне.Та понимала Наталию, поэтому и отпустила на свидание.Конечно то, что она, со своим возлюбленным Алексеем сбежали было безрассудно, но по другому наверное нельзя было, поэтому их поступок мне тоже понятен.Наталья свой выбор сделала обвенчавшись с Алексеем,но тревожилась за отца,который не знал где она.

Очень смело было с ее стороны пойти на войну за своим мужем Алексеем, ради любви к нему и  прощения отца.И она все-таки получила это прощение!

И думаю что Карамзин именно так подчеркнул суть и характер героини,котрая испытывала  безграничное счастье в любви к своему мужу,то есть женщина которая 

построила счастье своими руками. 

Ответить

тигра15 / 31 окт. 2013 г., 6:05:04

Напишите ответы на вопросы по повести Н. К. Карамзина “Наталья, боярская дочь”.

1. Когда происходят события повести “Наталья, боярская дочь”?2. Чем было вызвано обращение Карамзина к историческому прошлому русского народа? 1)_____ 2)_____ 3.

Что показывала картина государственной гуманности императрице Екатерине Второй?4. Как Карамзин раскрывает психологию главной героини?5. В чем заключается новаторство Карамзина?6.

Какие художественные приемы использовал писатель в повести?

Пожалуйста! Завтра сдавать…( Зарание спасибо!

Ksusha312 / 02 дек. 2014 г., 10:47:51

Напишите отзыв по рассказу ” Васюткино озеро ” . Кто не спишит с интернета , апридумает сам , начначу как лучший ответ . Прошу , прошу , я вообще

курица , не логики , не фантазии , прошу , я надей , что вы мне поможете .

___________________________________________________________________

Напишите отзыв по рассказу ” Васюткино озеро ” .

December / 28 апр. 2013 г., 0:47:19

Помогите ответить на вопросы ! по повести “Натальяи, боярская дочь ”

1) Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести ” Наталья , боярская дочь ” ? 2)Какова главная мысль повести ? Кто ее герой ? Кто из них вызвал ваши симпатии почему ? 3) Какую тайну доверил Алекссей Наталье ? Что помогло влюбленным ? Расскажите о героях .

Обратите внимание

4)Какую роль выполняют в произведении картины природы ? Как относится автор к героям ? По каким приметам Вы это определили ? Какое значение в повести имеет описание Москвы ? 5)Прочитайте о гостеприимном дома боярина Матвея .

Какие литературные примеры используют автор , рассказывая о внешнем облике героев ? 6)Какие бытовые черты , свойственные тому времени , удалось воспроизвести писателю ? 7)Как изображается автор внутренний мир героев ? Почему это можно считать новаторством и заслугой Карамзина ? 8)Каковы особенности использования эпитетов , сравнений ,перефраз у Карамзина ?

9)Приведите примеры признаков сентиментализма и романтизма в повести .

Вы находитесь на странице вопроса “Отзыв по рассказу Н.М.Карамзин наталья боярская дочь. ПЛИЗ ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ НУЖЕН=)“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://drugoi.neznaka.ru/answer/4087836_otzyv-po-rasskazu-nmkaramzin-natala-boarskaa-doc-pliz-pomogite-ocen-nuzen/

Композиция повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый «сказочный» царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой.

Повесть «Наталья, боярская дочь» сравнительно невелика и не очень богата событиями «внешнего» характера, так как основной интерес автора сосредоточивается на событиях «внутренних», психологических.

Однако повесть, как бы сама собой, делится на две части, отличающиеся характером содержания и в особенности темпом развертывания в них действия.

Важно

Создавая «Наталью, боярскую дочь» в новом жанре «сентиментальной повести», Карамзин вместе с тем не порывает связей с предшествующей и современной ему литературной традицией. В некоторых случаях писатель еще остается в пределах традиции, чаще преодолевает ее, Но именно поэтому повесть так органично вписывается в общую картину историко-литературного процесса.

Карамзин набрасывает яркую картину опустевшей Москвы, где, после выступления русских воинов против врага, остались лишь слабые старцы да женщины: «Увы! какая пустота в столице российской. Все тихо, все печально.

На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские».

Но уже в «Письмах русского путешественника» встречаются картины такого же характера (хотя и не на русском материале), а в «Бедной Лизе» имеются попытки исторической живописи на материале отечественной истории.

Описывая Симонов монастырь, Карамзин представляет взору читателя «изображение чудес, в сем монастыре случившихся,- там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества – печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях».

Какую бы драму, основанную на борьбе «долга» с «чувством», создали бы писатели-классицисты, окажись их герои в подобном же положении.

Тем не менее, отдельные нити, связывающие «Наталью, боярскую дочь» с волшебно-авантюрными романами, можно найти во многих местах повести. Карамзин не только пародирует их и иронизирует над ними, но иногда попадает под влияние этих романов. Известно утверждение писателя о пользе чтения такого рода произведений.

Со стороны стиля повесть Карамзина также представляет несомненный интерес. «Наталья, боярская дочь» – повесть сентиментальная, но в ней имеется ряд характерных особенностей, свойственных новому зарождающемуся литературному направлению – романтизму. Ряд ситуаций повести подан Карамзиным явно в духе предромантизма.

Совет

В этом отношении примечательна сцена венчания Натальи с Алексеем. Обряд венчания совершался в таинственной, мрачной обстановке престарелым священником, «согбенным бременем лет»; только внук его – послушник и Натальина мамка были свидетелями; роль церковных певчих исполняли порывы ветра, «который шумел в худое окно церкви».

Читайте также:  "левша" лескова - сказ, повесть, рассказ? вопрос о жанре

Не зная, кто были врачующиеся, священник закончил венчание проповедью, в которой сказал, что «любовь супружеская есть любовь святая, божеству приятная», и обещал новобрачным «благополучие в жизни», если они будут всегда любить друг друга; и это, несмотря на то, что брак был совершен без родительского «благословения».

Устами священника автор как бы сам «благословляет» искреннее и настоящее человеческое чувство, ставя его выше вековых предрассудков и этим сам становясь выше их.

Началом второй «части» следует считать побег Натальи с Алексеем. С того момента, как Наталья с Алексеем поселились в лесу, Карамзин начинает вести рассказ в двух планах, создавая контрастные картины: то, описывая жизнь новобрачных, то возвращая внимание читателей к Москве.

Этим композиционным приемом автор пользуется весьма искусно.

С одной стороны, рисуется нежная идиллия двух влюбленных, поселившихся в густом лесу, вдали от шумного мира, на лоне живописной природы наслаждающихся счастьем, которое и «описать-то возможно ли»; даже дикие звери «не приближались к жилищу супругов и ревели только в отдалении».

С другой стороны, описывается Москва, смятение ее жителей, которым угрожали «свирепые литовцы», «восставшие на русское государство»; далее рисуется патриотический порыв «толп народных», восклицавших в один голос: «Умрем за царя государя! умрем за отечество или победим литовцев!»

Медлительной, эпически спокойной, с вставными рассуждениями автора, первой части противопоставляется вторая часть, более лаконичная, несколько более убыстренная, с привнесением элементов фантастики, сродной любовно-авантюрному роману XVIII века.

Проследим теперь соотносительность повести «Наталья, боярская дочь» с любовно-авантюрными романами. После венчания Алексея и Натальи, спустя некоторое время, «свадебный» поезд очутился около «маленького домика, обнесенного забором».

Обратите внимание

Подъехав к дому Алексея, находившемуся в густом лесу, мамка Натальи увидела несколько человек, вооруженных длинными ножами, и с ужасом воскликнула: «Ахти! мы погибли! мы в руках у разбойников!» Следующее за тем замечание автора устанавливает его, отчасти ироническое, отношение «к общим местам» авантюрных романов.

В коротком отрывке Карамзин как бы пародирует, удачно схватывая самую «суть» содержания этих романов: «Теперь мог бы я представить страшную картину глазам читателей – прельщенную невинность, обманутую любовь, несчастную красавицу во власти варваров, убийц – женою атамана разбойников, свидетельницею ужасных злодейств и, наконец, после мучительной жизни, издыхающую на эшафоте под секирою правосудия, в глазах несчастного родителя; мог бы представить все сие вероятным, естественным, и чувствительный человек пролил бы слезы горести и скорби, но в таком случае я удалился бы от исторической истины, на которой основано мое повествование».

Источник: http://www.getsoch.net/kompoziciya-povesti-karamzina-natalya-boyarskaya-doch/

24. Сентиментализм в русской литературе 18 века и н.М. Карамзин как её представитель. Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»: система образов, своеобразие языка и стиля

На смену классицизму приходит
сентиментализм. Сентиментализм –
явление общеевропейское. Возникло в
Англии. Потом появляется в других
странах. Считается, что в России истоки
сентиментализма относятся к 1760-ым годам.
1770 годы оформляется как литературное
направление, 1780-90е годы – время расцвета
сентиментализма.

Если в классицизме
главной категорией была категория
разума, то в сентиментализме провозглашаются
чувства, возникает интерес к человеку.
Сентименталисты исходят из естественного
права людей. Им присуще признание
человеческой природы, как доброй. Основу
составляет сенсуализм. Главный постулат
этого учения – истина в чувстве.

Поэтому
в центре сентиментализма – человек
чувствующий. Категория чувствительности
– определяющая категория сентиментализма.
Назначение человека в теории сентиментализма
– служить испытанию сердца. Положительные
герои сострадательны, отзывчивы, способны
на бескорыстную любовь. Отрицательные
герои эгоистичны и жестокосердны.

В
западноевропейской литературе
сентименталисты представлены Ричардсоном
«Клариса Гарло» 1748 год. О трагической
любви молодой девицы к аристократу
Лавласу. Во франции – Руссо – «Юлия или
новая Элаиза» 1761 году, он стал знаменем
сентиментализма. Гёте – «страдание
юного Вертера».

Идеи нравственного
равенства между людьми, идеи простоты,
органической связи с природой. Расстаются
люди осенью. Все тенденции сентиментальной
прозы – демократизация литературы.

Любимыми жанрами сентименталистов
становятся мемуары, элегические послания.
Очень часто пишут от первого лица. Всё
это придаёт прозе сентименталистов
лиризм. В русской литературе более
последовательно проявилось в рассказах
Карамзина , молодого Жуковского («сельское
кладбище»).

Карамзин.

Журналист, филолог, писатель. Родился
1 декабря 1766 года. Многие пейзажи в
произведениях взял из родных Симбирских
мест. Читал Шекспира, знал древние языки.
Первый перевод – «Евгений и Юлия». Он
переводчик. В 1789-1790 – путешествует по
Европе.

Итогами поездки явились «письма
русского путешественника».

Важно

У Карамзина присутствует руссоистский
мотив. В 1792 году выходит «Бедная Лиза»,
«Наталья, боярская дочь».

Карамзину принадлежит реформа русского
языка.

В основе сближение письменности
с дворянским словом.

В «Вестнике Европы» Карамзин опубликовал
«Рыцарь нашего времени».

С 1801 года Карамзин – историк. «История
государства Российского». Создал жанр
психологической повести.

«Бедная Лиза»

В основе повести трагическая любовь
Лизы и Эраста. История об обманутой
девице. Писатель умел показать, как
умеют любить крестьянки.

Образ Лизы – положительный, а Эраста –
отрицательный.

В советском литературоведении
причины виделись в социальном неравенстве,
но Карамзин не на этом акцентирует
внимание, он отмечает то, что Эраст
женится по расчёту. В финале повести
Эраст раскаивается.

Гуманизм Карамзина выражается в мысли
о внесословности личности. Автор с
сочувствием к раскаянию. Быт не интересует
Карамзина. Природа в повести торжественна.
Повесть от первого лица.

Характерен подбор сентиментальной
лексики. Повесть оказала большое влияние
на литературу 19 века.

Место, описанное Карамзиным, стало
местом паломничества молодёжи.

«Наталья, боярская дочь»

Сентиментально-психологической является
и повесть «Наталья, боярская дочь»,
действие которой происходит во времена
царя Алексея Михайловича.

Обращение к
историческому прошлому русского парода
было вызвано, во-первых, патриотическим
стремлением писателя бороться с
галломанией, получившей в то время в
среде русского дворянства достаточно
широкое распространение.

Совет

Об этом
свидетельствует вступление к повести:
«Кто из нас не любит тех времен, когда
русские были русскими, когда они в
собственное платье свое наряжались,
ходили своею походкой, жили по своему
обычаю, говорили… как думали.

По крайней
мере, я люблю сии времена, люблю на
быстрых крылах воображения летать в их
мрачность, под сенью давно истлевших
вязов искать бородатых моих предков,
беседовать с ними о приключениях
древности, о характере славного народа
русского… Всегда отдаю преимущества
их подкапкам и шубейкам перед нынешними
и всеми галло-албионскими нарядами».
Во-вторых, в «Наталье, боярской дочери»
нарисована картина «идеальной» монархии,
где царь радел единственно о благополучии
своих подданных, был милостив и
снисходителен, где привлекательная
простота нравов выгодно отличалась от
распущенности и развращенности
екатерининского двора, а приближенный
государя был верным и полезным ему
советчиком, не пользовался своим
положением для корыстного интриганства,
не разворовывал государственной казны,
был покровителем, и «заступником бедных
соседей». Карамзин тем самым доставлял
читателю материал для сравнения
идеализированного прошлого с мрачной
современностью, помогал ему увидеть
глубоко порочную реакционность
екатерининского самодержавия.

Картина государственной гуманности и
справедливости в «Наталье, боярской
дочери», быть может, несколько робко,
но довольно недвусмысленно показывала
Екатерине II и ее фаворитам, какими должны
быть монархия, сама императрица и их
приближенные.

Однако и здесь писателя
в большей степени занимает жизнь сердца,
история любви Натальи, дочери первого
боярина государства, и Алексея, сына
вельможи.

Пытаясь создать внутренний
облик Натальи как характерный для
москвитянки XVII века, Карамзин отмечает
только то, что «прелестная Наталья»
имела и «прелестную душу», «была нежна
как горлица, невинна, как агнец», одним
словом, была «благовоспитанной девушкой»,
хотя и не читала сочинений Руссо, Локка,
Кампе, Вейса, Морица» (но их читал сам
автор, что и наложило весьма ощутимый
отпечаток на образ героини повести).
Отметим, что хотя психологию девушки
XVII века Карамзин и не раскрыл, то некоторые
бытовые черты, свойственные тому времени,
ему все же удалось воспроизвести
достаточно верно. В повести правдоподобно
описана теремная жизнь русской девушки.
Изредка у Натальи собиралось «общество»
молодых девушек, и сам боярин забавлял
их рассказами о «приключениях
благочестивого князя Владимира и могучих
богатырей Российских». Иногда Наталья
сама отправлялась на вечеринки, где
«мамы» и «няни» выдумывали для своих
барышень разные забавы. Увидев как-то
в церкви прекрасного юношу, Наталья
почувствовала, что это и есть ее избранник.
«Помолившись с усердием, она не нарочно
обратила глаза свои к левому крылосу,-
и что же увидела? Прекрасный молодой
человек, в голубом кафтане с золотыми
пуговицами, стоял там, как царь, среди
всех прочих людей, и блестящий
проницательный взор его встретился с
ее взором. Наталья в одну секунду вся
закраснелась, и сердце ее, затрепетав
сильно, сказало ей: вот он!..» Автор
пытался вникнуть в ее душевные переживания,
разобраться в возникшем чувстве любви,
восхищения и одновременно удивления,
живописать своеобразную «борьбу»
застенчивости Натальи и ее желания
взглянуть еще раз на прелестного юношу.
«Она потупила глаза свои, но не надолго;
снова взглянула на красавца, снова
запылала в лице своем и снова затрепетала
в своем сердце». «Любезный призрак»,
прельщавший ее воображение и днем и
ночью, представился ей, наконец, образом
«сего молодого человека». Изображение
внутреннего мира героев в развитии, в
динамике было большой заслугой писателя
и его новаторством. Но настойчивое
стремление Карамзина раскрыть перед
читателем внутренний облик действующих
лиц его повести ведет к модернизации
их в психологическом отношении. Так,
совсем в духе сентиментализма описаны
любовные отношения Алексея с Натальей:
при встречах «любовники» бледнеют,
доходят почти до обморочного состояния,
а из глаз их беспрестанно льются слезы.
Наталья оказывается персонажем,
наделенным всеми атрибутами героинь
сентиментальных повестей конца XVIII
зека, а не москвитянкой допетровской
Руси. И не удивительно, что Наталья-
почти двойник «бедной Лизы». В этом
нетрудно убедиться, сопоставив между
собой обе повести. Сходству Лизы и
Натальи не мешает даже большое различие
в их социальном положении.
Языково-стилистические особенности
«Натальи, боярской дочери» находятся
в неразрывной связи с ее содержанием,
идейной направленностью, с ее системой
образов и жанровым своеобразием. В
произведении отражены характерные
черты стиля, свойственные беллетрической
прозе Карамзина в целом. Субъективизм
творческого метода Карамзина, повышенный
интерес писателя к эмоциональному
воздействию на читателя обусловливают
в его произведении изобилие перифразов,
сравнений, уподоблений и т. п. Из различных
художественных приемов прежде всего
тропы (ив первую очередь сравнения) дают
автору большие возможности высказать
свое личное отношение к предмету, явлению
(т. е. показать, какое впечатление автор
испытывает или с чем может быть сравнимо
впечатление, производимое на него
каким-либо предметом, явлением). Вот как
описывается в повести появление «призрака
прапрабабушки» автора: «Очи твои сияют,
как солнца; уста твои алеют, как заря
утренняя, как вершина снежных гор при
восходе дневного светила ты улыбаешься,
как юное творение в первый день бытия
своего улыбалось». Здесь каждый
упоминаемый предмет непременно
сопровождается сравнением. Употребительны
в «Наталье, боярской дочери» и перефразы,
вообще характерные для поэтики
сентименталистов. Так, вместо того чтобы
сказать, что боярин Матвей был стар,
близок к смерти,- Карамзин пишет: «Уже
тихое трепетание сердца возвещало
наступление жизненного вечера и
приближение ночи»; жена боярина Матвея
не умерла, а «заснула вечным сном».
Встречаются в повести субстантивированные
прилагательные, не являющиеся таковыми
в обычной речи: «Что ты делаешь,
безрассудная!»; «Не сватается ли за
прекрасную какой-нибудь жених, богатый
и знатный?». В использовании эпитетов
Карамзин идет по преимуществу двумя
путями. С одной стороны, он ищет такие
эпитеты, которые должны оттенить
внутреннюю, «психологическую» сторону
предмета, с учетом того впечатления,
которое предмет производит непосредственно
на сердце автора (и, стало быть, на сердце
читателя). Эпитеты этого ряда как бы
лишены реального содержания. Такие
эпитеты – характерное явление в системе
изобразительных средств
писателей-сентименталистов. В повести
встречаются «вершины нежных гор»,
«любезный призрак», «чувствительные
души, имеющие сию сладкую перу», «сладкие
слезы»; у боярина Матвея -«чистая рука
и чистое сердце»; Наталья «становится
пасмурнее». Любопытно, что Карамзин
одни и те же эпитеты прилагает к различным
предметам и понятиям. «Жестокий! (думала
она) жестокий!» этот эпитет относится
к Алексею, а в следующем эпизоде Карамзин
называет жестоким мороз. Другим рядом
эпитетов Карамзин пользуется для того,
чтобы оживить создаваемые им картины,
воздействовать на зрительное восприятие
читателя, заставить заблистать,
загореться, засиять описываемое. Так
создается им декоративная живопись.
Вот портрет Натальи, озаренной лучами
восходящего солнца: «Юная кровь,
разгоряченная ночными сновидениями,
красила нежные щеки ее алейшим румянцем;
солнечные лучи играли на белом лице ее
и, проникая сквозь черные, пушистые
ресницы, сияли в глазах ее светлее,
нежели на золоте. Волосы, как темно-кофейный
бархат, лежали на плечах и на белой,
полуоткрытой груди». Здесь все подано
в ярких, контрастных красках: «темно-кофейные
волосы» и «белая грудь», «черные ресницы»
и «алейший румянец на белом лице». В
глазах Натальи «бриллиантовая слеза»,
а солнце рассыпает по снегу «миллионы
блестящих диамантов». Читатель вместе
с автором любуется «пестрою гвоздичкою
или беленьким ясмином». Многократно
встречаются в «Наталье, боярской дочери»
обращения, характерные для многих
произведений Карамзина. Их функция –
придать повести более эмоциональный
характер и внести в рассказ элементы
интимности, более тесного общения автора
с читателем, что обязывает читателя с
большим доверием отнестись к событиям,
изображаемым в произведении. Надо ведь
иметь в виду, что почти всем событиям в
рассказах Карамзин стремился придать
наиболее полную иллюзию реальности и
уверить читателя в истине происходящего.
Так, в «Наталье, боярской дочери»,.встречаем:
«Милостивые государи! я рассказываю,
как происходило самое дело: не сомневайтесь
в истине, не сомневайтесь в силе того
взаимного влечения, которое чувствуют
два сердца, друг для друга сотворенные».

51

Читайте также:  Эзопов язык в сказках салтыкова-щедрина, примеры из произведений

Источник: https://StudFiles.net/preview/4351693/page:20/

Сочинение на тему «сюжет и проблематика повести н. м.карамзина «наталья, боярская дочь»

Повесть «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого.

Позднее критик Резанов будет описывать «карамзинское течение» как «тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической».

Действие повести «Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, «русские были русскими». Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми.

Обратите внимание

Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского. Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы.

Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: «много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых, но нет подобного розе…». Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, «волосы, как темно-кофейный бархат» и т. д.

Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала «некоторую томность, некоторую грусть в душе своей». Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца.

И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи. Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом.

Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение.

Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение. В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея.

Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему «сюжет и проблематика повести н. м.карамзина «наталья, боярская дочь»

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-syuzhet-i-problematika-povesti-n-mkaramzina-natalya-boyarskaya-doch/

«Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»

«Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» написаны Карамзиным в одно время, но при этом объединяет сюжеты только сентиментализм, превосходство чувств над разумом, который провозглашал Карамзин в каждом своём произведении.

Герои повестей – Наталья и Лиза – наделены индивидуальными способностями чутко сопереживать и откликаться своими чувствами на происходящее вокруг. При этом отклик в душе девушек может найти не только значительное событие, но и восход солнца, трепетание цветов, дуновение ветра.

Наталья – единственная дочь боярина Матвея, которая росла в исключительных условиях полной любви достойного и доброго отца, невинности и радости, в свои семнадцать лет стала настоящей красавицей, которой не было равных во всей белокаменной Москве. При этом девушка сохранила удивительное целомудрие мыслей и поступков, имела добрый нрав и отзывчивое сердце.

Никаких иных развлечений, кроме бесед с подружками и посещения церкви, Наталья не знала.Любовь в юном сердце возникла еще до того, как сама Наталья поняла, что это за чувство. Точнее возникла не любовь, а потребность в ней. Возможно, это было обусловлено возрастом, а возможно сердце ее чувствовало, что рядом появился тот, кто начертан ей судьбой.

Важно

Прекрасный молодой человек возникает внезапно и с первого взгляда пленит сердце Натальи.Любовь требует за свои наслаждения жертвы. Так было всегда и эта участь неизбежна и для Натальи. Но, как сказал сам автор – Николай Михайлович Карамзин: «Преданные в сердце своем будут награждены».

Сможет ли молодая девушка сделать выбор между любовью отца и любовью юноши, голос которого слышит несколько минут? Сможет ли Наталья принять роковое решение и к чему приведет ее голос сердца?Повесть «Наталья, боярская дочь» показана к прослушиванию всем, кто испытывает душевный трепет от красивых любовных историй, кого захватывают отвага, преданность и прочие доблести человеческой души.Сентиментальная повесть «Бедная Лиза» — это не столько история о любви, сколько печальная быль о наивной девушке, которая открыла свою душу и сердце мужчине, значительно уступающему ей по силе любви.Лиза – крестьянская девушка, жившая довольно скромно со своей матерью-старушкой. Вынужденная содержать больную мать, Лиза не покладая рук трудилась для того, чтобы иметь пропитание и минимальные блага для своей маленькой семьи. Летом она продавала цветы и ягоды, зимой плела кружева, чулки, вела хозяйство. При всей простоте жизни, Лиза имела уникальную особенность радоваться каждому дню, огромному куполу неба, густому ковру трав и успокаивающей песне реки.Все поменялось, когда в городе Лиза встретила молодого барина, который сразу заставил девушку опустить глаза из-за новых, ранее неведанных ей чувств. Молодой человек, Эраст – добрый, но довольно слабохарактерный повеса. Первые его чувства к Лизе были настолько же чисты и невинны, как сама прекрасная Лиза. Но жестокая судьба не дала счастью длиться долго.

Обе повести Николай Михайлович Карамзин ведет от своего имени, пересказывая истории, услышанные от других людей. Диктор Станислав Иванов, благодаря своему профессионализму и таланту, полностью создал эффект присутствия автора. Почувствовать, что Николай Михайлович стоит рядом и рассказывает историю любви именно Вам, достаточно просто. При этом вся многогранность чувств и эмоций передана диктором максимально.

Пароль к архиву: bibe.ru


Информация взята с сайта bibe.ru

Источник: http://b4u.ucoz.ru/news/bednaja_liza_natalja_bojarskaja_doch_n_m_karamzin/2013-01-10-383

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector