Мораль басни “колос” крылова (анализ, суть, смысл)

Презентация на тему “В мире басен”

Орг.момент

Вводная часть

Основанная часть

Заключительная часть

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Именно сегодня мы попадем с вами в удивительный и увлекательный мир басен. На протяжении долгого времени вы читали и изучали бани различных авторов.

(Класс заранее делится на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз)

Ребята! Я знаю, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию. Попрошу команды представиться друг другу.

Но перед тем, как нам отправится в басенный мир.

Нам нужно вспомнить, что же такое басня?

Вставьте вместо пропусков нужные слова.

Басня-это краткое нравоучительное _____, написанное ______ или _______. В басне высмеиваются _____и ________ людей. В басне обязательно есть ______.

Мораль басни – это ______или ________ строки басни с нравоучительным ______ .

-А чем басня отличается от других литературных жанров: от рассказа, сказки, стихотворения? (Ответы учащихся)

Вы все правильно сказали. Действительно, в басне обязательно должно быть поучение – мораль, на примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

Обратите внимание

А теперь мы с вами проверим, насколько хорошо вы запомнили басни, с которыми мы работали на уроках.

Конкурс № 1. «Назови баснописца»

– Перед вами портреты баснописцев. Назовите их.

1 команда

(Портреты Эзопа и Л.Н. Толстого)

2 команда

(Портреты Жана де Лафонтена и К.Д. Ушинского)

3 команда

(Портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова)

Конкурс № 2. «Назови героя»

– Кто сказал такие слова?

1 команда

1) «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

(Лисица из басни Крылова «Ворона и лисица»)

2) «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

(Крестьянин из басни Эзопа «Крестьянин и его сыновья»)

2 команда

3) «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка из басни Крылова «Квартет»)

4) «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей». (Мужик из басни Толстого «Как мужик убрал камень»)

3 команда

5) «Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу?»

(Носорог из басни Михалкова «Зеркало»)

6) «Который колос полон, тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху».

(Отец из басни Ушинского «Кто дерет нос кверху»)

Конкурс № 3. «Потерянные слова»

– Вставьте пропущенное слово в название басни. Кто автор каждой басни?

1 команда

Крестьянин и … (его сыновья) Эзоп

Зеркало и… (обезьяна) И.А. Крылов

Слон и … (Моська) И.А. Крылов

2 команда

Гусь и … (журавль) К.Д. Ушинский

Ворона и ….(лисица) И.А. Крылов

Лебедь, Щука и… (рак) И.А. Крылов

3 команда

Ворон и … (лисица) Эзоп, Лафонтен

Стрекоза и …(муравей) И.А. Крылов

Мартышка и …(очки) И.А. Крылов

Конкурс № 4. «Узнай басню»

– Перед вами иллюстрации к различным басням. Вам нужно узнать к какой басне, какая иллюстрации я относится.

1 команда

Иллюстрация к басне «Квартет»

2 команда

Иллюстрация к басне « Крестьянин и его сыновья»

3 команда

Иллюстрация к басне «Зеркало и обезьяна»

Конкурс № 5. «Мораль сей басни такова»

– В какой басне была такая мораль? И кто автор басни?

1 команда

1) «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо».

(К.Д. Ушинский «Гусь и журавль»)

2) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука»

(Лебедь, Щука и Рак»)

2 команда

3) «А вы, друзья, как ни садитесь,� Всё в музыканты не годитесь».

(И.А. Крылов «Квартет»

4) «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

(Зеркало и обезьяна)

3 команда

5) «Сударь,

Запомните, всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает» (Жан де Лафонтен «Ворон и лисица»)

6) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

(И.А. Крылов «Мартышка и очки»)

Конкурс № 6. «Басня- путаница».

– Из каких произведений собрана эта басня?

(Карточки раздаются каждой команде)

К кому-то принесли от мастера «Ларец»

Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза «Осел и Соловей»

Кидался.

На тысячу ладов тянул, переливался.

Увидевши Слона, ну на него

метаться,

И лаять, и визжать, и рваться. «Слон и Моська»

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки! «Зеркало и обезьяна»

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была

Похожа.

Мартышка тут с досады и печали «Мартышка и очки»

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали,

Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»

А сейчас, жюри подсчитает баллы и скажет, какая из команд победила. (Награждение победителей)

Ребята, прошло уже очень много веков с того момента, как была сочинена первая в мире басня. Но до сих пор жанр басни не утратил своей актуальности! И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Слайд 1,2

Цель: эмоциональный настрой на мероприятие

Цель: представление и знакомство с командами.

Слайд 3

Слайд 4

Цель: соревнование между командами, закрепление полученных знаний.

Слайды

5, 6, 7, 8

Слайды 9,10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Цель: подвести итоги, наградить команду-победителя

Слайд 26

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/v-mire-basen

Басни крылова – Педагог

20.10.2018

Все басни русского баснописца Ивана Андреевича Крылова с иллюстрациями. Полный список произведений.  

Алкид

Апеллес и ОсленокБезбожникБедный БогачБумажный ЗмейБочкаБогач и поэтБритваБулыжник и АлмазБулатВельможа и ФилософВоспитание ЛьваВоронаВороненокВорона и лисицаВолк и ягнёнокВолк на псарнеВолк и КукушкаВолк и ЛисицаВолк и ЖуравльВолк и ВолчонокВорона и КурицаВолк и ПастухиВолк и МышонокВодолазыДва МужикаГребеньГоспожа и две СлужанкиГоликГусиДемьянова ухаДеревоДве собакиДве БочкиДва ГолубяДикие КозыДобрая ЛисицаДуб и ТростьЗаяц на ловлеЗеркало и обезьянаЗмея и ОвцаКамень и ЧервякКот и поварКвартетКошка и соловейКолосКомар и ПастухКотенок и СкворецКотел и ГоршокКлеветник и ЗмеяКрестьянин в бедеКрестьянин и РаботникКрестьянин и ОвцаКрестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)Крестьяне и РекаКрестьянин и СмертьКрестьянин и ТопорКрестьянин и лошадьКукушка и ОрелКукушка и ГорлинкаКупецЛань и ДервишЛарчикЛев и комарЛев на ловлеЛев и ВолкЛев и БарсЛев и ЛисицаЛев состаревшийсяЛев, Серна и ЛисаЛебедь, Щука и РакЛжецЛисица и виноградЛисица и СурокЛисица и ОселЛиса-строительЛисты и КорниЛягушка и ВолЛягушки, просящие ЦаряЛягушка и волкЛягушка и ЮпитерЛюбопытныйМартышка и очкиМальчик и ЗмеяМальчик и ЧервякМешокМеханикМельникМедведь у ПчелМедведь в сетяхМирская сходкаМор зверейМот и ЛасточкаМуравейМузыкантыМуха и ДорожныеМуха и ПчелаМышь и КрысаНапраслинаОбозОбезьянаОвцы и СобакиОгородник и ФилософОсёл и соловейОсёл и МужикОрел и пчелаОрел и КурыОрел и ПаукОхотникОрел и КротОракулОбезьяныОткупщик и СапожникОсел (Когда вселенную Юпитер населял…)ПарнасПаук и ПчелаПастух и МореПетух и Жемчужное зерноПестрые ОвцыПловец и МореПлотичкаПрохожие и СобакиПруд и РекаПожар и АлмазПодагра и ПаукПохороныПрихожанинПчела и МухиПустынник и МедведьРазделРазборчивая НевестаРоща и ОгоньРучейРыцарьРыбья пляскаСлон на воеводствеСиницаСкворецСкупойСкупой и КурицаСобачья дружбаСовет МышейСтрекоза и муравейСлон и МоськаСлон в случаеСвинья под дубомСвиньяСобака, Человек, Кошка и СоколСобакаСоловьиСочинитель и разбойникСокол и ЧервякСтарик и трое МолодыхТроеженецТришкин кафтанТрудолюбивый МедведьТень и ЧеловекТучаФортуна и НищийФортуна в гостяхХмельХозяин и МышиЦветыЧервонецЧиж и ежЧиж и ГолубьЩукаЩука и кот

Читайте также:  Цитаты из повести "белый бим черное ухо" г. троепольского: мудрые мысли о собаках и людях

Ягненок  

Читать все басни Крылова.Список произведений.
Перейти в раздел «Стихи и басни»

Для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне,

В 1808 году вышло первое издание его “Басен”, Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. В это время он был милостиво принят при царском дворе.

Важно

Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа. Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельны.

Басен на заимствованные сюжеты только 30, остальные принадлежат собственно ему и по вымыслу, и по рассказу.

И. А. Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил сам Державин. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены на разные европейские языки. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 году.

Император Николай в числе своих подарков на Новый год прислал сыну (впоследствии императору Александру I) бюст Крылова. . . Наверное, высшая награда для человека пишущего — полное принятие его произведений народом, когда его «литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.

Басня — это небольшой аллегорический рассказ, чаще стихотворный, имеющий целью нравоучение.

Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова-баснописца, конечно, состоит не в подражании этой традиции.

Как классицист, Крылов считал, что искоренять пороки человечества следует смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова»имеют не только бытовой характер, у него есть басни на исторические темы (“Волк на псарне”, “Щука и кот”) и социальные басни (“Воспитание Льва”).

Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ‘ и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество.

Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.

Совет

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента:   Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет,..

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.   Действительно, что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если во главе его поставлены столь разные животные.

Эту же тему продолжает Крылов в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему — это совсем небольшое произведение, но это не умаляет его достоинств. Мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, высказанные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта:

  Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из колеи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка. Да Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.  

Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу басни.

Для обрисовки русского национального характера Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных разговорную речь разных сословий того времени.

В крыловских баснях слышится яркая живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала одним из необходимейших источников русского литературного языка.

Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим тон рассказчика с присущими ему одному формами и оборотами речи. Постараемся его себе представить. “Лебедь, Рак да Щука”, взявшись за дело, “из кожи лезут вон”. “Механик пуще рвется”, чтобы открыть ларец.

Лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала “топорщиться, пыхтеть”, а затем “с натуги лопнула и — околела”. Бедняк, увидев Смерть, “оторопел”. Моська появляется “отколе ни возьмись”. “Свинья на барский двор когда-то затесалась”. Другая свинья, выспавшись под дубом, “продирает глаза”.

Обратите внимание

Встречаются в баснях такие обороты: “зима катит в глаза”, “с ним была плутовка такова”. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них как о знакомых, дает им прозвища: попрыгунья Стрекоза, проказница Мартышка, Повар-грамотей, Механик-мудрец.

Лягушку, захотевшую сравняться с Волом, он называет “моя затейница”, музыкантов, горланящих вздор,— “молодцами”. Иногда в самих обращениях выражено отношение рассказчика: “мой бедный соловей”, “бедный Фока мой”, “мой хитрец” (“Волк на псарне”). Но такое приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: “Избави Бог и нас от этаких судей”.

Читайте также:  Краткое содержание повести "станционный смотритель" пушкина: краткий пересказ сюжета

  Юно про свои дела кричит всем без умолку. В том, верно, мало толку…   Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка:   Кто виноват из них, кто прав — судить не нам, Да только воз и ныне там.   Это как раз и есть то “веселое лукавство ума”, о котором писал Пушкин.

Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки: “Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова” (“Музыканты”).

Источник: http://pedagogtop.ru/sovety/basni-krylova.html

Басня Крылова Колос читать онлайн бесплатно | Русская сказка

(1 оценки 5,00/5)
Загрузка…

  • Осел и Заяц, басня Крылова
  • Булат, басня Крылова

На ниве, зыблемый погодой, Колосок,

Увидя за стеклом в теплице

И в неге, и в добре взлелеянный цветок,

Меж тем, как он и мошек веренице,

И бурям, и жарам, и холоду открыт,

Хозяину с досадой говорит:

«За что вы, люди, так всегда несправедливы,

Что кто умеет ваш утешить вкус иль глаз,

Тому ни в чем отказа нет у вас,

А кто полезен вам, к тому вы нерадивы?

Не главный ли доход твой с нивы:

А посмотри, в какой небрежности она!

С тех пор, как бросил ты здесь в землю семена,

Укрыл ли под стеклом когда нас от ненастья?

Велел ли нас полоть иль согревать

И приходил ли нас в засуху поливать?

Нет: мы совсем расти оставлены на счастье,

Тогда как у тебя цветы,

Которыми ни сыт, ни богатеешь ты,

Не так, как мы, закинуты здесь в поле, —

За стеклами растут в приюте, в неге, в холе.

Что если бы о нас ты столько клал забот?

Ведь в будущий бы год

Ты собрал бы сам-сот,

И с хлебом караван отправил бы в столицу.

Подумай, выстрой-ка пошире нам теплицу». —

«Мой друг, — хозяин отвечал, —

Я вижу, ты моих трудов не примечал.

Поверь, что главные мои о вас заботы.

Когда б ты знал, какой мне стоило работы

Расчистить лес, удобрить землю вам:

И не было конца моим трудам.

Но толковать теперь ни время, ни охоты,

Ни пользы нет.

Дождя ж и ветру ты проси себе у неба;

А если б умный твой исполнил я совет,

То был бы без цветов и был бы я без хлеба».

Так часто добрый селянин,

Простой солдат иль гражданин,

Кой с кем свое сличая состоянье,

Приходят иногда в роптанье.

Им можно то ж почти сказать и в оправданье.

ВСЕ БАСНИ КРЫЛОВА

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Иван-царевич и серый волк

Старик Хоттабыч, аудиосказка (1958)

Сказка про лягушку, аудиосказка (1988)

Тигрёнок, который говорил «Р-р-р!», аудиосказка (1980)

Три поросенка, аудиосказка (1973)

Пушкин А.С, Созвездие сказок, Часть 1

Регентруда, фильм сказка (1976)

На златом крыльце сидели, фильм сказка (1986)

Новые похождения Кота в сапогах, фильм сказка (1958)

Приключения в городе, которого нет, фильм сказка (1974)

Красные башмачки, фильм сказка (1986)

Молодильные яблоки, мультфильм (1974)

Ёлочка для всех, мультфильм (2001)

Дядя Степа-милиционер, мультфильм (1964)

Что такое хорошо и что такое плохо, мультфильм (1969)

Чудесный остров, мультфильм (1974)

Источник: https://russkaja-skazka.ru/kolos-basnya-kryilova/

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Презентация. И.А. Крылов. Басня “Два мальчика”

Слайд 1

Басня И.А. Крылова. “Два мальчика”

Слайд 3

Цели урока: – Расширить представления о баснописце и жанре басни; – развивать способность размышлять над нравственными вопросами; – развивать навыки анализа текста, описывания иллюстрации; составления тезисов; – воспитывать интерес к басне, способствовать воспитанию в учениках чувство справедливости, жалости к слабому и беззащитному.

Слайд 4

Родился в Москве в семье бедного капитана. Образование получил скудное. Но обладал исключительными способностями, много читал с детства Настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени Крылов Иван Андреевич

Слайд 5

Учился с детьми помещика, у которого прислуживал лакеем. Сам овладел французским, немецким, итальянским языками. Увлекался математикой и литературой, рисовал и играл на скрипке. В 11 лет написал первую басню. Но баснописцем стал позже… К 20 годам Иван Крылов был известен как драматург . С 1789 г. издает сатирические журналы, пишет трагедии и комедии

Слайд 6

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами.

Слайд 7

Интересные факты Как-то Крылов, дома, съев восемь пирожков, был поражён их дурным вкусом. Открыв кастрюлю, увидел, что она вся зелёная от плесени. Но решил, коли жив — можно доесть ещё и оставшиеся восемь пирожков в кастрюле. Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая картина.

Друзья просили его вбить ещё пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет. Однажды, на обеде у царицы, Крылов сел за стол, и, не здороваясь, начал есть.

Жуковский, удивлённо закричал: «Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует.» «А вдруг не попотчует?» — испугался Крылов.

Важно

Однажды на прогулке Иван Андреевич встретил молодёжь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя ( он его, скорее всего не знал) и сказал: «Смотрите! Какая туча идёт!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».

Слайд 8

Последние годы В конце жизни Крылов был обласкан властью. Имел чин статского советника, шеститысячный пансион. Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. В конце концов сжился с ролью добродушного чудака и обжоры.

Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Все считали, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания, а на самом деле — от двухстороннего воспаления лёгких. Похороны были пышными.

Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог.

Читайте также:  Владимир в повести "метель" пушкина: образ, характеристика, описание

Слайд 9

БАСНИ И. А. КРЫЛОВА «Басни Крылова … мудрость самого народа» (Н. В. Гоголь)

Слайд 10

Увековечение имени Монета ЦБ РФ В Санкт-Петербурге есть переулок Крылова В Липецке есть улица Крылова В г. Нижний Новгород есть улица Крылова В г. Тверь есть улица Крылова В г. Бобруйске есть улица Крылова В г. Йошкар-Ола есть улица Крылова В г.

Харьков(Украина) есть улица Крылова В г. Саранск есть улица Крылова В г. Сургут (ХМАО-Югра)есть улица Крылова В г. Караганда есть улица Крылова В г. Гуково есть улица Крылова В г. Усть-Каменогорск есть улица Крылова В г.

Казань есть улица Крылова

Слайд 11

В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был возведён на деньги, которые собрали по всей России.

Слайд 12

ЗАПОМНИ памятник И. А. Крылову и его героям!

Слайд 13

Беседа – Какова основная цель басни? – Какие способы используют авторы басен для достижения своей цели? – Вспомните признаки, которые характерны для басни как жанра эпоса. – Какие из басен вам знакомы?

Слайд 14

Совет

Проверим себя!!! – Какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, рассказать о своих переживаниях, указать на пороки людей) – Какие способы используют авторы басен для достижения своей цели? (Обобщённые образы, которые являются носителями определённых пороков, недостатков ) – Признаки, которые характерны для басни как жанра эпоса ( Нравоучительное или сатирическое содержание , аллегория, чаще в стихотворной форме, часто диалог, зачин и повторы, мораль) – Какие из басен вам знакомы?

Слайд 15

БАСНЯ – короткий, рассказ в стихах или прозе, с моральным выводом. ГЕРОИ люди животные растения предметы «Лжец» «Свинья» «Колос» «Мешок» ОСОБЕННОСТИ иносказание нравоучение сравнение (аллегория)

Слайд 16

ПОРОК – тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство человека. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» РЕШИТЕ ЗАДАЧУ№1 РЕШИТЕ ЗАДАЧУ№2

Слайд 17

Выразительное чтение басни «Два мальчика» и её анализ – О чём говорится в этой басне? – Почему Сеня решил, что им не удастся добыть каштанов? – Кто из мальчиков придумал, как добыть каштаны? – Какое решение приняли мальчики? Прав ли был Федя? – Как повёл себя Федя, оказавшись на дереве? – Почему Федя не вспомнил о своём приятеле, оказавшись на дереве?

Слайд 18

О чём говорится в этой басне? Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе каштанов. Придумал эту затею Федя. Мы видим, что он изобретателен и находчив, решителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меняется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе.

Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен товарищ, без которого он не смог бы получить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками. Сеня пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем.

Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.

Слайд 19

Выполним задания – Какими показывает автор своих героев? – Есть ли в басне авторская оценка мальчиков? Чтобы ответить на этот вопрос ещё раз прочитаем басню.

Слайд 21

Обратите внимание

Проверим себя!!! – Какими показывает автор своих героев? (Мальчики разные. Федя не очень-то любит учиться. Он бойкий, решительный, изобретательный, ловкий. Сеня робкий, рассудительный, нерешительный, доверчивый, наивный, он помогает товарищу). – Есть ли в басне авторская оценка м альчиков? (Она в морали, см. конец басни.)

Слайд 22

3. Придумайте рассказы о том, как мальчики собирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши.

Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать? Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так : «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каштанов. Для этого нужно было залезть на дерево.

Я это сделал и наелся каштанов вволю». Рассказ от лица Сени может выглядеть так: Сене было обидно, что не удалось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

Слайд 23

4. Как вы думаете, какой диалог мог бы произойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана? Можно выбрать один из вариантов ответа.

В первом случае : Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант : Сеня высказал однокласснику свою обиду.

«Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те каштаны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

Слайд 24

Подумаем!!! Как вы поняли мораль басни? Имеет ли она отношение к вашей школьной жизни?

Слайд 25

Проверь себя!!! Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, осуждает жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.

Важно

Сенюша пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.

МОРАЛЬ – помог человеку, не жди ,что он тебя отблагодарит. Есть люди, которые думаю только о себе.

Слайд 26

– Как вы думаете, это мораль относится только к детям?

Слайд 27

Проверь себя!!! – Как вы понимаете мораль басни? (Баснописец осуждает таких мальчиков, как Федя, которые эгоистически пользуются дружеской помощью. – Как вы думаете, это мораль относится только к детям? (Мораль относится ко всем людям .

Это подчеркивается множественным числом имени, которое приобретает нарицательный смысл – Федюши.

Может быть, мораль относится в первую очередь к детям, чтобы передать опыт, предостеречь их от излишней доверчивости, показать нелепость подчинения чужой воле)

Слайд 28

Описание иллюстрации Е.М. Бёма 6. Описание иллюстрации Е.М. Бёма к басне И.А. Крылова «Два мальчика» (цветная вклейка, стр. 160).

Слайд 29

Домашнее задание 1.Выразитльное чтение басни «Волк и Ягнёнок». Ответы на вопросы стр. 61.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/07/19/prezentatsiya-i-a-krylov-basnya-dva-malchika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector