Главные герои «Тихого Дона» — сочинения для 11 класса
- Вступление
- Характеристика Главных героев романа «Тихий Дон»
- Аксинья Астахова
- Степан Астахов
- Григорий Мелехов
- Наталья Мелехова
- Пётр Мелехов
- Пантелей Прокофьевич Мелехов
- Заключение
В романе Шолохова «Тихий Дон», по подсчётам исследователей творчества писателя, встречается более 880 действующих лиц. Около 30 из них играют значительную роль в повествовании. Среди главных героев «Тихого Дона» Шолохова, можно выделить: Григория Мелехова, Аксинью Астахову, Наталью Мелехову, Петра Мелехова, Степана Астахова, Пантелея Прокофьевича Мелехова. Этот список можно продолжать. Но мы решили рассмотреть только судьбу героев, которых перечислили выше.
Характеристика Главных героев романа «Тихий Дон»
Аксинья Астахова
– одна из главных героинь «Тихого Дона», соседка и возлюбленная Григория Мелехова. В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья.
Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине.
Рождение малыша, казалось бы, должно было изменить отношение Степана к Аксинье, но ребёнок вскоре умирает, и мучения героини продолжаются.
Аксинью начинает преследовать сосед, Григорий Мелехов.
Вначале женщина не принимает ухаживаний парня, но постепенно тоже проникается к нему нежными чувствами. Герои романа «Тихий Дон» вступают в любовную связь, которая, с перерывами, продолжается на протяжении всего произведения. Жизнь Аксиньи заканчивается трагично. По пути на Кубань, её настигает случайная пуля, и героиня погибает.
Степан Астахов
– муж Аксиньи, сосед Мелеховых. Положительным этого героя назвать никак нельзя. Хотя он сам постоянно пьянствует и ходит по «желмеркам», Степан регулярно бьёт свою жену за то, что она досталась ему «порченой».
Узнав о связи Аксиньи с Григорием, Степан проникается ненавистью ко всем Мелеховым.
Ссора с Петром во время поездки из лагеря перерастает в настоящую вражду после спасения братьями Мелеховыми Аксиньи, которую Степан избивает на улице.
Во время первой Мировой войны Астахова спасает от смерти Григорий, которого Степан поклялся убить. Впоследствии Степан разговаривает с Григорием, даже сидит с ним за одним столом. Но Астахов и Мелехов в душе никогда не примиряются друг с другом. Не найдя своего места на хуторе при новой власти, Степан уезжает в Крым.
Григорий Мелехов
– центральное действующее лицо «Тихого Дона» и самый сложный персонаж романа. Именно его судьба приковывает внимание читателя. Вначале произведения Григорий ведёт обычную жизнь хуторского парня. Днём он помогает отцу по хозяйству, а вечером ходит на «игрища». Единственное, что нарушает размеренное течение его жизни – любовь к Аксинье Астаховой.
Всё меняет сначала служба в армии, а затем первая Мировая война. Попадая на фронт, Григорий сталкивается с насилием и несправедливостью, которые не может принять его душа.
Героя привлекают идеи Гаранжи, а затем Чубатого, и он переходит на сторону красных. Но и здесь его постигает разочарование.
Последней каплей становится расстрел молодых офицеров во главе с Чернецовым.
Григорий уходит от красных и участвует в казачьем восстании, а затем оказывается в банде Фомина.
До конца произведения Григорий Мелехов находится в поиске своего пути. Устав от войны, он стремится к спокойной жизни. Но судьба не даёт ему шансов на счастье. Аксинья, возлюбленная Григория, погибает, и герой, полностью опустошённый, не дожидаясь амнистии, возвращается в родной хутор к сестре и сыну.
Наталья Мелехова
– дочь зажиточного казака Мирона Григорьевича Коршунова, выданная замуж за Григория Мелехова. Наталья полюбила мужа всей душой, только он не отвечает ей взаимностью.
В «Тихом Доне» герои несколько раз пытаются наладить свою жизнь, но безрезультатно. Григорий, женившийся на Наталье не по любви, а по требованию отца, не может забыть Аксинью.
Наталья даже пытается покончить с собой, не выдержав позора и душевных мук.
Только рождение детей даёт героине силы и наполняет её жизнь новым смыслом. Судьба Натальи, как и многих других персонажей романа, трагична. Узнав от Дарьи, что Григорий вновь встречается с Аксиньей, она решает избавиться от беременности и умирает от потери крови.
Пётр Мелехов
– старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны, брат Григория. В мирные годы Пётр проявляет себя как человек мягкий, любящий своих родных, особенно младшего брата. Так, Пётр не задумываясь, помогает ему спасать Аксинью от озверевшего Степана Астахова, предупреждает его о последствиях связи с Аксиньей.
Резко меняется Пётр, попадая на войну. В отличие от Григория, для него нет сомнений, на чьей он стороне. Герой становится жестоким и жадным.
Легко убивает врагов, не брезгует мародёрством, отправляя в хутор целые возы с награбленным добром.
Жизнь Петра обрывается около оврага, недалеко от хутора, где он с другими односельчанами вступает в бой с красными. Петра, захваченного в плен, расстреливает Михаил Кошевой.
Пантелей Прокофьевич Мелехов
– глава семьи Мелеховых, отец Григория и Петра. Властный и часто несдержанный, он не терпит никаких возражений со стороны домашних, нередко «уча» их не только словом, но и делом.
Старший Мелехов всю жизнь живёт интересами семьи. Именно его усилиями дом Мелеховых становится одним из самых зажиточных в хуторе. Он удачно, как ему кажется, женит сыновей, радуется их успехам на военной службе.Только переживания за детей подкашивают его силы, лишают былой власти в доме. И умирает он «уйдя в отступы» на чужбине, вдали от всего, что было дорого ему при жизни.
Заключение
Как видим, в романе «Тихий Дон» персонажи, играющие основную роль в повествовании, в большинстве своём, заканчивают жизнь трагически. Исторические события, происходящие в стране, коренным образом меняют судьбу людей, зачастую ломая её. Герои Шолохова, попавшие в водоворот истории, также не могут остаться в стороне.
Главные герои «Тихого Дона» – описание персонажей романа Шолохова | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/glavnye-geroi-tixogo-dona-sochineniya-dlya-11-klassa.html
Характер и судьба Аксиньи Астаховой
Характер и судьба Аксиньи Астаховой, наиболее трагического после Григория Мелехова персонажа «Тихого Дона», — одно из наивысших художественных открытий Шолохова.
Если смысл любви, всегда таинственной, могучей силы, состоит в беспредельном самопожертвовании, утрате эгоизма, в перенесении центра своей жизни в другого человека, «в способности жить не только в себе, но и в другом» (В. С. Соловьев), то в Аксинье именно это чувство живет в особенно глубоком, страстном виде.
Это чувство Аксиньи не переносится, как у Натальи, на детей, на родню. Как раз дети — это роковое несчастье для Аксиньи — вблизи ее не выживают. О родне она почти не помнит. «У тебя хоть дети есть, а он у меня, — голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, —- один на всем белом свете! Первый и последний…
» Так говорит эта героиня в последнем диалоге с Натальей, искренне откинув как нечто малозначительное ее упрек: «Ты с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят — так не делают…»
Безусловно, противопоставление Аксиньи и Натальи как носительниц двух женских правд играет в романе огромную роль. Ведь и ту и другую любит — и опять без тени раздвоенности! — Григорий. Наталья порой поражает его одним: «Сияющая какой-то чистой внутренней красотой…
» Она вся в стихии семьи, дома, где ей и родные стены помогают, вся в традициях казачьего быта, возле нее уютно, тепло и спасительно и ее детям. Она и живет, и любит Григория, и умирает в родном, еще устойчивом доме, обнимая детей. Об Аксинье многие в романе говорят иначе — и это восприятие передается Григорию: «какая порочная красота», «вызывающая красота».
Ее встречи с Григорием — тайные, вызывающие — почти всегда вне дома, вне обычаев.
И Григорий, и Листницкий почти одинаково занижение воспринимают демоническое воздействие этой порочной красоты: «глаза ласкали ее тяжко и исступленно» (о Григории), «желал ее исступленно» (о Листницком).
О грубой страсти Степана Астахова, когда-то не простившего ей — не вины, а ее же девичьего горя, «пихнувшего» ее к Григорию, — и говорить не приходится: он и бьет ее, и люто рубит платья, кофты Аксиньи в слепом отчаянии грубо-чувственной страсти.
Путь Аксиньи в романе (а он начат почти с первых страниц и доведен до трагического финала в 4-й книге, до роковой погони за Григорием и Аксиньей разъезда красных) преисполнен множеством конфликтов. Красота отрицает серость равенства, она свободна. На первых порах Аксинья столкнулась со страшной повелительной силой рода, традиций, тиранией обычаев.
«Кинем все, уйдем!» — зовет она Григория, еще юношу, во многом уступающему ей в тонкости, глубине чувств. Ей не нужна уравниловка, несвобода. Впрочем, его воли хватило не на уход, а на полууход: за пределы хутора, но не очень далеко, в имение Листницких.
Лишь позднее он станет эмоционально равен Аксинье, сказав удивительную фразу со смещенным порядком слов: «Здравствуй, Аксинья, дорогая!»
Как писать о любви? Да еще деревенской, в среде непросвещенной, природной, даже полудикой?
Не следует забывать, что «Тихий Дон» писался в 20-е гг., когда женские образы в прозе, особенно в крестьянской, посвященной Гражданской войне, часто бывали огрублены, упрощены.
Под воздействием этой традиции возник и в «Тихом Доне» определенный слой грубых красок, снижавших Аксинью: «рывком кинул ее (Аксинью. —В. Ч.) Григорий на руки — так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу», «березово-белые, бесстыдно раскинутые ноги» и т. п.
Да и сама Аксинья готова еще защищать свое счастье по-волчьи, «кривляясь и скаля зубы», грубо насмехаясь над Натальей. Она обвиняет и Григория, «напаскудившего как кобель», и т.п. Позднее все эти краски будут «положены» на образ Лушки Нагульновой в «Поднятой целине».
Михаил Шолохов свел в характере и судьбе Аксиньи как эпической героини земное и идеальное. Ее «коснулись», исковеркали многие житейские удары. В том числе и догмы нового мироустройства, вносимые в мир Кошевым: увы, в его мире Аксинье, как и Григорию, нет места.
Можно отметить, что к трагическому финалу Аксинья уже оставила и упоение демонической властью своей красоты, забыла и вкус соперничества (это проявилось в ее расчетливо-горделивом торжестве над женой Листницкого, «тургеневской девушкой» Ольгой Николаевной), и былого лукавства. Она живет молитвой за Григория, роднящей ее даже с Ильиничной.
Она почти узнала и счастье материнства, дома, когда после смерти Натальи и Ильиничны обнимала «прижавшихся к ней с обеих сторон притихших детишек родного ей человека».
Последний уход с Григорием: «А я все боюсь — не во сне ли?» — это последнее счастливое сновидение героини, напомнившее и ей, и Григорию, что рассвет любви открывал им великие горизонты счастья, рождал божественные ожидания. Не сладились, не сбылись эти сны в дурной действительности.
И не случайно все происшедшее с Григорием после смерти Аксиньи, преображения солнца в черный и мертвый диск — это уже эпилог. Остановилось время, остановилась жизнь. Но то светлое сочувствие, та возвышенная надежда — пусть бы ускакали Григорий и Аксинья, ведь мы знаем этих людей лучше преследователей! — остаются в миллионах читателей «Тихого Дона» как бессмертная музыка.
Если вам понравилась статься судьба Аксиньи, то, пожалуйста, оставьте свой отзыв.
Источник: https://vsedli.ucoz.ru/blog/kharakter_i_sudba_aksini_astakhovoj/2012-11-19-325
Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Категория: Сочинения по роману “Тихий Дон” Шолохов М.А. Actionteaser.ru – тизерная реклама
Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова.
Он женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к столь печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию.
Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт. Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.
Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья – женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают.
А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…» Она человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки.
Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. Аксинья же с самого начала «решила отнять Гришку у Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью», владеть им, как раньше, до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет. Из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом.
«Ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый наше-пот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой». Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами.
Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.
Наталья же задолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью: Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, «мудрая и мужественная старуха», делать ей это категорически запрещает: «Смолоду и я так думала, — со вздохом сказала Ильинична. – Мой-то тоже был кобелем не из последних.
Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом — сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!» Тут «все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий.
Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». В исступлении Наталья осыпает самыми страшными проклятиями неверного мужа: «Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..» И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка.
Ильинична собиралась с помощью Панте-лея Прокофьевича отговорить от неразумного поступка «взбесившуюся с горя сноху», но не успела. Наталья именно «с горя взбесилась». Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочери. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков.
Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней.
Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи — активное участие в вешенском восстании. Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: «Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания.
Видно, солоно жилось ей эти месяцы…» Тем не менее, Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности. «Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни.
Лучше убей, но не бросай опять!..» Она, разумеется, не подозревает, что быть ей вместе с Григорием суждено очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий воспринимает как трагедию смерть обеих женщин.
Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий «из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…» Понимая, что он виноват в смерти жены, Григорий представил себе, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах. Как замечает автор, Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты и, уж наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем… Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье. Ведь это она «выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть». Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как «кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…» Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает, что «расстаются они ненадолго…»
Достоєвського «Злочин і кара» — один із найскладніших творів в історії світової літератури. Навіть виходячи з того, як роман сприймається читачем, він чи не єдиний твір такого плану. Особисто на мене твір спочатку справив враження цілковито зрозумілого: ніяких натяків, ніяких загадок, ніяких таємничих подій. Насправді ж, злочин Рас- кольникова щільно пов'язаний із його теорією, а ця теорія — злочинна. Вже з перших сторінок роману «Злочин і кара» головний герой пригнічений власною філософією
Комедия — непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения.
Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны.
Они вызывают смех зрителя, но это смех во имя решения нравственных и социальных проблем огромной
Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционной, вечной, многократно использованной и, казалось бы, до конца отыгранной теме.
Наш класс…
Почти восемь лет мы проучились вместе, лишь некоторые перешли в другие школы, а некоторые пришли к нам, влились в наш большой разношерстный коллектив. Сорок пар любопытных глаз и ушей. Сорок пар быстрых ног. Сорок пар вечно занятых чем-то рук. Сорок вопросов, сорок ответов.
В очерках «глуповского» цикла начала 60-х годов и качестве правителей Глупова тоже фигурировали губернаторы.
Что же касается «Истории одного города», то и здесь Щедрин поначалу собирался вывести губернаторов: об этом свидетельствуют черновые варианты первых, вернее— ранее других написанных глав книги. Однако вскоре, еще до начала публикации этих глав в журнале, писатель заменил «губернаторов» па «градоначальников».
Что же произошло? Почему вдруг изменил сатирик «титул» своих героев? И что дала
Ф. М. Достоевский был настоящим писателем?гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа.
Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, нах
В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одновременно содержит утверждение: «я люблю».
Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения говорит о любви к конкретной женщине, но видит её в двух ипостасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе — юная девушка превратилась в опытную женщину. Лирический герой стихотворения испы
Ах, летоВ этом году я не училась последние дни учёбы. Я начала ходить в школьный лагерь. Мы ходили гулять. Смотрели кино. Там было очень интересно. В июле я поехала с сестрой в Москву. В Москве мы с сестрой ходили в Кремль, в Мавзолей.
Лето на дачеЧасть лета я провела на даче.
Почти каждый день к нам приходил обедать какой-то рыжий кот. Мы кормили его вкусно и досыта, но он никогда не подпускал нас близко. Однажды утром мы увидели кота возле крыльца. За ухом у него была большая рваная рана.
Творчий доробок Б.
Олійника позначений такими визначальними рисами, як громадянськість, посилена увага до морально-етичних проблем нашого часу, точність слова. Він поєднав у своїх творах кращі традиції попередників та елементи асоціативно-метафоричного мислення, потужний струмінь фольклорності. Б.
Олійник проповідує високі загальнолюдські цінності, зокрема він глибоко переконаний, що кожен повинен жити напруженим духовним життям, бути щирим і щедрим, розуміти красу, неповторність світу, ко
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-sholokhova-m-a/sochineniya-po-romanu-tikhij-don/15789-kharakteristika-obraza-aksini-astakhovoj-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don.html
Русский язык и литература. Литература
В 1925 году, после выхода “Донских рассказов”, Шолохова волнует замысел большого романа из жизни казачества, его роль в революции.
“Начал я писать роман в 1825 году, -рассказывал впоследствии писатель.
Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград.
Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса.!”2
Было написано около четырех листов романа, который получил название “Донщина”. Шолохова не удовлетворило написанное: он понимал, что рядовой читатель не поймет, почему донские казаки приняли участие в “подавлении революции”. Чтобы ввести читателя в дореволюционную жизнь казаков, Шолохов решил начать действие с 1912 года. Изменение замысла привело писателя к работе над более широким романом-эпопеей “Тихий Дон”, начатым в 1926 году и охватившим события десяти лет исторического развития- с 1912 по 1922 годы. Работа над романом заняла 15 лет. Он вышел в окончательном варианте в 1940 году.
Работа писателя над I и II книгами “Тихого Дона” протекала быстро, но напряженно. Много сил отдает писатель собиранию материала: это и воспоминания живых участников исторических событий, это и кропотливое изучение специальной военной литературы, разборка военных операций, мемуаров, ознакомление с зарубежными, даже белогвардейскими источниками”.1
Первая книга “Тихого Дона” была закончена в 1927 году. События в этой книге доведены до ноября 1914 года и печатались в журнале “Октябрь”. Вторая книга была написана в 1928 году и тоже печаталась в “Октябре” (май-октябрь). Во вторую книгу писатель включил главы из “Донщины”, где изображалось участие казачества в походе Корнилова на Петроград. Здесь охвачены события с октября 1916 года по май 1918 года. Отзывы на публикацию первых двух книг были в основном положительные. Рапповская критика, высказывая высокое мнение о “Тихом Доне” как произведении искусства, была более сдержанной в политической оценке. Наклеивались такие ярлыки, как “колеблющийся середняк”, “проводник кулацкой идеологии”. Недостаток I- й книги критика видела в идеализации жизни реакционных и зажиточных казаков, проводилась прямая параллель между писателем и его героем. Рапповская критика отказывалась отнести “Тихий Дон” в разряд пролетарской литературы, называя его произведением крестьянской литературы. Печатание III-й книги шло с большим трудом. Журналы отказывались печатать книгу, ссылаясь на то, что Шолохов якобы исказил картину Вешенского восстания. Писателя обвинили в прокулацких настроениях.
В письме к Горькому писатель сообщал, что некоторые из “ортодоксальных” руководителей Раппа обвинили его в оправдании Верхнедонского восстания, так как он написал об ущемлении казаков красными. Он утверждал, что в его описании репрессивных действий красных нет преувеличения.
Наоборот, он сознательно упустил некоторые факты, послужившие непосредственной причиной восстания: это бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков, расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков в течение 6 дней достигло солидной цифры – 400 с лишним человек”1.
Только вмешательство таких писателей, как Горький, Серафимович решило судьбу III-й книги. Четвертая книга “Тихого Дона” создавалась в течение длительного времени: она была завершена в 1939 году, а в 1940- опубликована. Трудности в завершении романа были связаны с тем, что писатель искал правдивый для своего героя конец. В отличие от критиков, требовавших благополучного исхода судьбы Григория Мелехова, писатель предупреждал, что финал будет трагическим. Уже в эпиграфе, предпосланном роману, -“Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами. А засеяна славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами”, – раскрыт весь драматизм судьбы народной в истории.
Новизна романа “Тихий Дон”, сразу по выходе вызвавшем широкую дискуссию, состояла в масштабности и глубине показа судьбы казачества, жизнь которого оказалась взломанной и перепаханной необратимыми революционными переворотами.
Источник: https://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/book/view.php?id=12103&chapterid=98