Кузнец архип в романе “дубровский”: образ, характеристика, описание

Архип в романе Дубровский Пушкина сочинение

Архип – это кузнец, один из второстепенных героев романа А.С. Пушкина “Дубровский”. Он хоть и является простым слугой в доме хозяина, но обладает таким свойством характера, как самостоятельность. Он мог спокойно ослушаться своего барина и сделать так, как считал правильным. У него.

Он целеустремленный, справедливый и хитрый человек, при этом немногословен. Пожалуй, главным его поступком в романе было массовое убийство приказных. В ночь, слуги устроили поджог барского дома, по приказу Владимира, который углубился в сомнения. Ему показалось, что он запер дверь в той комнате, где находились сами приказные, а значит, они не смогут выбраться из дома самостоятельно.

Дубровский просит Архипа сходить и проверить, а если дверь действительно закрыта, то открыть её. Однако кузнец считает по-другому. Он говорит, что люди, которые принести плохую весть, сами виноваты в этом, поэтому запирает дверь. Теперь приказные обречены на верную погибель.

Обратите внимание

Это то действие, которое показывает, как может быть бездушен к людям Архип. Но в эту же ночь, узнав о том, что в доме находится простая кошка, что обезумела от страха, он не побоялся залезть в дом и спасти её. Причем полез за ней кузнец через крышу дома. В этот момент, мальчишки со двора смеялись над тем, что горит эта “божья тварь”.

После их смешка, Архип начинает укорять мальчишек за такой смех.

Этот персонаж одинаково жесток и мягкосердечен. Он вроде, как и против зла и насилия, но когда люди не понимают мирных, гуманных путей, которые могут привести к положительной цели, то другой дороги нет.

Остается лишь та дорога, которая сочетает в себе убийство и смерть повинных в этом происшествии людей, ведь они действительно заслужили это. Поэтому, его поступок можно считать как справедливым, ведь те приказчики были злыми и нечестными людьми.

Он защищал слабых и беззащитных, убирая тех, кто плохо обращался с людьми, младше себя по сословию и принесших дурную весть. Люди, что обладают чувством свободы и справедливости уезжают вместе с Дубровским подальше отсюда – в лес.

Архип же, после пожара, куда-то ушёл с кошкой, сказав о том, что делать ему тут больше нечего и чтоб не вспоминали о нём. Не все люди решатся на такой поступок, тем более довести дело до конца.

Этот человек сделал с какой-то стороны правильный поступок, но так как он не имел достаточного образования, то не до конца понимал всю суть и серьезность сделанного, хотя он был сильным человеком. Ведь после этого пожара, смерть городских чиновников легла виной на плечи Владимира Дубровского.

Сочинение Образ Архипа

Архип – второстепенный герой романа. По своей профессии он кузнец. Архип хоть и обычный слуга, однако, обладает таким качеством, как самостоятельность. Он мог ослушаться барина и сделать так, как считает нужным.

Архипа можно охарактеризовать как человека справедливого, целеустремленного и хитрого. Главным поступкам Архипа являлось массовое убийство приказных. Этот поступок как никакой другой показывает истинное лицо кузнеца Архипа.

Кузнец с одной стороны мягко, а с другой довольно жесток. Эти качества одинаково провялятся в разных ситуациях. Можно сказать, что он против зла и прочего насилия, однако, люди не всегда понимают мирных путей.

Важно

Они не понимают, что именно эти мирные пути могут привести к положительной и заветной цели. Архип очень справедливый, он считает, что смерть настигает того, кто заслужил этого. Он может убить плохого человека, но хорошего не тронет. Как он говорит, каждый получает то, что заслужил.

Можно сказать, что поступок с убийством людей был справедливым. Ведь эти приказчики были все злые, несправедливые и отвратительные люди. Архип, в свою очередь, защищал тех, кто слабее их. Защищал  беззащитных, помогал им справиться с бедой.

Люди, которые обладали чувством справедливости, после пожара уехали с Дубровским. Архип же просто ушел в лес. Просил не вспомнить его и не думать о нем.

Архип поступил правильно, он сделала то, что обязан был. К сожалению, он не имел достаточных знаний и пониманию, чтобы понять, что он сделал. Что он поступил не плохо, он поступил по совести. Архипу тяжело было это пережить, хоть был он и человеком сильным, которого тяжело сломать.

После пожала смерть этих чиновников легла на плечи Владимира Дубровского.

Архип хоть и герой второго плана, но очень важный и нужный произведению. Без него не было бы такого эффекта, которого хотел добиться автор. Он показал, как в одном человеку могут быть совмещены совершенно противоположные качества.

В одном человеке уживались жёсткость и мягкость, чувство справедливости и угрызения совести.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/arhip-v-romane-dubrovskij

Образ Владимира Дубровского в романе: характер и описание внешности

Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича Дубровского. С ранних лет был отправлен в Петербург, где воспитывался в кадетском корпусе. Из корпуса был выпущен корнетом в гвардию.

Отец не жалел денег, чтобы его сын мог жить достойно своего дворянского звания, и почти все средства отправлял в Петербург сыну. Владимир не осознавал, как и откуда берутся деньги, жил расточительно.

Позволял себе карточные игры, роскошные обеды и совсем не заботился о будущем, надеясь, что в будущем женится на девушке с богатым приданным.

Совет

Письмо его няни Орины Егоровны (кстати, имя созвучно с пушкинской няней Ариной Родионовной) заставило молодого человека серьезно задуматься о своей жизни и собственном будущем. Он принял решение, если потребуется, выйти в отставку.

В делах помещичьих Владимир Андреевич не смыслил, не знал, с какой стороны подойти к ним. Попробовал разобрать бумаги, нашел письма по тяжбе, но ничего в них не понял. А между тем время шло, и момент для подачи апелляции был упущен.

Конечно же, Владимир не собирался становиться разбойником. Он предполагал, что обратится в Петербурге в вышестоящие инстанции и постарается отстоять родительское имение. Но, как бывает часто, люди с мягкими характерами оказываются не в силах переломить ход событий и становятся жертвами обстоятельств. В сложившейся ситуации обстоятельства взяли вверх над Владимиром.

Вначале ночью, когда приказные явились в имение и остались в нем ночевать, он, пересмотрев письма матери к отцу, решил, что не готов оставить чужим людям дом, в котором были счастливы его родители. Дом был старенький, ветхий и требовал перестройки, ремонта.

Сжигая дом, он все-таки, не хотел гибели приказным и заставил Архипа проверить двери. Но тут он немного смалодушничал, оставив судьбу приказных на совесть разъяренного мужика. Должен был понять, что не просто так сидел Архип в сенях перед дверью в гостиную с топором. Следовало бы самому проверить двери.

Владимир вынужден был стать предводителем разбойников потому, чтобы

  • во-первых, поддержать своих мужиков, помочь им собрать некую сумму денег, которая поможет им стать свободными, самостоятельными людьми;
  • во-вторых, деньги нужны были самому Дубровскому, так как он понимал, что не может остаться в России, так как уже был объявлен вне закона. Спалив приказных, пусть даже невольно, он уже стал преступником;
  • В-третьих, отказавшись от мести Троекурову, он не отказался от мысли проучить тех, кто помогал Троекурову.

И наконец, он в глубине души мечтал жениться на Маше. Он понимал, что если женится против воли ее отца, то ему не придется рассчитывать на ее наследство. Деньги ему нужны были, чтобы содержать в будущем семью. Но когда Маша все-таки стала женой князя Верейского, он отправился за границу.

Дубровский не был прирожденным разбойником. В нем текла благородная кровь. И она все-таки взяла вверх. Дубровский даже в разбоях проявлял благородство. Разоряли и жгли по его приказу самых зарвавшихся помещиков. Простых людей на большой дороге его мужики не трогали по его приказу.

Когда разбойники встретили приказчика помещицы Глобовой Анны Савишны, они отпустили того на почту с деньгами. Но Дубровский догадался, что приказчик может воспользоваться ситуацией и утаить деньги. Послал к помещице своего переодетого мужика под видом проезжего генерала, и действительно, оказалось, что приказчик деньги прикарманил.

Обратите внимание

Любовь к Маше Троекуровой смягчила сердце молодого дворянина. Он не стал сжигать имение Троекурова и мстить ему из опасения причинить любимой девушке боль. А вот Мишку, который был жестокой забавой Троекурова, он пристрелил.

Услышав, что Антон Пафнутьич тоже повинен в его несчастьях, он решил того наказать. Владимир догадался, что не случайно Антон Пафнутьич боится разбойников и темноты, и ночью обыскал его.

Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина показывает нам, что человек с мягким характером может быть, вместе с тем, смелым и решительным человеком. Герой быстро принимал решения. Знание военной тактики и стратегии помогали уводить своих мужиков от полицейских.

Правда, и полицейские были недостаточно расторопны, и не особенно старались изловить разбойников. Исправник возил с собой в кармане словесный портрет Дубровского, но сидя рядом с Дубровским, не мог не только узнать его, но и даже предположить, что за одним столом с ним сидит сам предводитель кистеневских разбойников.

По описанию внешности, Дубровский был светловолосым, молодым человеком 23 лет, привлекательным,  высоким, как и его отец.

Таким образом, Владимир был человеком образованным. Он прекрасно знал военную тактику и стратегию, знал французский язык, разбирался в музыке, прекрасно танцевал. Он был человеком благородным, но мягкосердечным, порядочным и честным.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/dubrovskij/obraz-i-harakteristika-vladimira-dubrovskogo.html

А. С. Пушкин. Дубровский. Групповая характеристика дворовых Дубровского

В романе дворовые господ Дубровских представлены как в общей массе, так и от­дельными образами кузнеца Архипа, ку­чера Антона, няни Егоровны, мальчика Мити.

При всем том, что каждый из них обладает своей индивидуальностью, в иск­лючительных обстоятельствах их объеди­няли преданность сначала старому, а по­том и молодому барину и нежелание при­знавать над собой власть Троекурова.

Они остро ощущают несправедливость и жес­токость Троекурова, боятся его власти, жалеют покойного Андрея Гавриловича и сочувствуют Владимиру. Их объединя­ют ненависть к приказным и готовность расправиться с ними.

Важно

И хотя Архип спо­койно запирает их в горящей избе, что вызвано озлоблением теми бесчинства­ми, которые творят над крестьянами и справедливыми господами эти так на­зываемые служители закона, мы не мо­жем говорить о его внутренней жестокос­ти. В это же самое время Архип, рискуя жизнью, спасает мечущуюся в огне кош­ку и называет ее Божьей тварью.

Как единая протестующая масса кисте­невские крестьяне проявили себя, когда приказные приехали объявлять о переходе имения под власть Троекурова

Читайте также:  Иллюстрации к рассказу "после бала" толстого (картинки, рисунки)

после похо­рон Андрея Гавриловича.

Готовые вязать непрошеных гостей, они тут же подчиня­ются требованию Владимира разойтись по домам.

Преданность крестьян проявилась и в том, что пойманный в имении Троеку­рова мальчик Митя, прибежавший за кольцом, представляется дворовым чело­веком господ Дубровских.

Слаженно действуют крестьяне в разбой­ничьем отряде. Они усвоили правила, про­диктованные их предводителем: грабить только богатых и тех, кто прославился своей жестокостью. Они хорошо овладели приемами военного дела и в сражении по­беждают правительственные отряды, на­правленные на их поимку.

Однако, как мы слышим из уст Дубровского, не только цели мести за своих обиженных господ держат их на дорогах. Грабежами они на­жили себе и капитал, и виды на жительст­во. Владимир даже предполагает, что пос­ле его ухода из отряда большинство дворо­вых не захотят покончить со своим ремеслом, так как они мошенники.

Одна­ко он не задумывается о том, кто их сде­лал таковыми”.

Глоссарий:

  • сравнительная характеристика дубровского и троекурова
  • дубровский
  • характеристика Дубровского
  • дубровский и троекуров сравнительная характеристика
  • характеристика дубровского и троекурова

(Пока оценок нет)
Loading…

Сочинение огэ 15.3 материнская любовь по агееву.

А. С. Пушкин. Дубровский. Групповая характеристика дворовых Дубровского

Categories: Сочинения по литературе

Источник: https://ege-essay.ru/a-s-pushkin-dubrovskij-gruppovaya-xarakteristika-dvorovyx-dubrovskogo/

Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

  Скачать сочинение

    Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести “Дубровский” А.С.Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия — крестьян. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетенности крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение “Деревня”).

То, что крестьяне после окончания войны не получили никакого облегчения, а скорее наоборот — их жизнь стала еще несносней, — вызывало у автора недоумение, возмущение и негодование.
    Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству.

    Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.

Совет

    Кроме того, портреты некоторых персонажей повести легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского — Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину — Арину Родионовну, няню самого поэта.

Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины. Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в совершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и далеко неглупой женщиной.

Своим женским и материнским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации. И оказалась права: еще несколько дней — и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам.

Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему.

    Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину. Обиду, которую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского воспринимают как свою личную.

Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: “Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком”. Хорошо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить.

Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип. Рука у Архипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но зато с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: “Чему смеетеся, бесенята…

Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь”. И ни минуты более не раздумывая, кузнец кинулся спасать бедное животное.

Обратите внимание

Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедливость и бесчеловечное отношение большинства представителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнетатели казались не “божьими тварями”, а, скорее, порождением дьявола.

    Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем попасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и справедливость.

    Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам — улучшить жизнь крестьян правильнее всего не вооруженными восстаниями, а мирным путем — реформами. Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: “Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло”.

8934 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

Смотрите также по произведению “Дубровский”:

  • Краткое содержание

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00034801184864020616

Русский бунт в повести «Дубровский»

В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского.

Дубровский воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди это не рабы, не животные, а личности.

Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.

Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина.

Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда.

Совет

Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное.

Важно

Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечиеЯ думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать.

Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского.

Дубровский воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди это не рабы, не животные, а личности.

Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.

Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина.

Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда.

Совет

Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное.

Важно

Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечиеЯ думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать.

Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести Дубровский А. С. Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия крестьян. Это не случайно.

Тема обездоленности, угнетенности крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение Деревня).

То, что крестьяне после окончания войны не получили никакого облегчения, а скорее наоборот их жизнь стала еще несносней, вызывало у автора недоумение, возмущение и негодование.

Обратите внимание

Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству.

Читайте также:  Краткое содержание повести "станционный смотритель" пушкина: краткий пересказ сюжета

Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.

Кроме того, портреты некоторых персонажей повести легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину Арину Родионовну, няню самого поэта.

Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины.

Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в совершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и далеко неглупой женщиной. Своим женским и материн – ским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации.

И оказалась права: еще несколько дней и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем.

Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему.

Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину.

Важно

Обиду, которую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского воспринимают как свою личную. Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком.

Хорошо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить. Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип.

Рука у Архипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но зато с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: Чему смеетеся, бесенята… Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь.

И ни минуты более не раздумывая, кузнец кинулся спасать бедное животное. Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедливость и бесчеловечное отношение большинства представителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнетатели казались не божьими тварями, а, скорее, порождением дьявола.

Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем попасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и справедливость.

Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам улучшить жизнь крестьян правильнее всего не вооруженными восстаниями, а мирным путем реформами.

Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Русский бунт в повести «Дубровский». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: https://www.studbirga.info/russkij-bunt-v-povesti-dubrovskij/

Проблема добра и зла в романе А. С. Пушкина “Дубровский”

Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд.

Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг. ) усложняет эту проблему.

И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором.

Совет

И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.

На первый взгляд, в романе «злодеем» является помещик Кирилла Петрович Троекуров. В том, что Троекуров – олицетворение всех пороков, какое ж может быть сомнение: обжорство, пьянство и блуд, безделье, гордыня и гнев, злопамятство и упрямство основательно развратили его душу.

Он затеял низкое и тёмное дело: решил отнять имение у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского за то, что тот потребовал извинения от псаря Парамошки за оскорбление, за то что не выполнил приказ Троекурова немедленно вернуться. Троекуров посчитал сам себя оскорблённым тем, что от него требуют извинения.

«В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвкуразорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе – таковые подвиги были ему не в диковинку» Но затем он избирает самый низкий способ. Почему он это делает? Не корыстные цели преследовал он, пожелав завладеть Кистенёвкой.

Он хотел создать своему бывшему другу такие условия, чтобы тот оказался от него в зависимости, унижался перед ним, он хотел сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство. К слову надо отметить, что и крепостные крестьяне были под стать своему помещику.

«Троекуров с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Достаточно вспомнить, что именно псарь Парамошка оказался виновником ссоры Троекурова и Дубровского.

Когда суд вынес решение в пользу Троекурова, «злодей» должен был только радоваться победе, но происходит обратное: «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество».

Почему так реагирует Троекуров? Проанализировав его образ, мы находим в нем задатки благородства и великодушия.

Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Таким образом, мы видим, что ему свойственны человеческие порывы.

Пушкин пишет: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца». В душе Троекурова происходит борьба между низкими и более благородными чувствами.

«Удовлетворённое мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние. К сожалению, сделать он это не успел. Больной Дубровский умер при виде своего друга.

Обратите внимание

Мы видим, что у Троекурова были хорошие задатки, но все они гибнут в той атмосфере, в которой он живёт: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления.

«Избалованный всем, что только окружало его, – говорит Пушкин, – он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Эту власть над людьми он приобрёл, благодаря своему богатству.

И эта безграничная власть над принадлежащими ему людьми превращает его в деспота, самодура.

Пушкин стремится показать, что богатство не делает людей лучше. Безнаказанность делает Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы.

Он губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по своей прихоти отдает её замуж за старого князя Верейского.

Троекуров – типичный барин-крепостник, порочный и невежественный.

Много зла на нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он.

Антиподом Троекурову в романе является «добрый» помещик старик Дубровский. В нем сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно относительная) не только не уменьшает, но ещё и обостряет дворянскую гордость.

Однако, мы видим, что в столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» своего богатого соседа и сказал ему колкость.

Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым “они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях”. Нисколько не обольщаясь относительно своего героя сам, Пушкин и перед читателем предельно откровенен в мотивировке его поведения.

Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник, и потому он “не мог удержаться от некоторой зависти” при виде псарни Троекурова.

Важно

Его “суровый” ответ продиктован отнюдь не прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а банальной завистью и желанием хоть чем-нибудь принизить превосходство Троекурова над собой.

Вот как описана эта сцена в романе. «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или псарня моя тебе не нравится?» – «Нет, – отвечал он сурово, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам».

Пушкин неоднократно подчёркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, а это значит, что Андрей Гаврилович хорошо знал своего товарища, знал его своенравный характер, мог предположить, к чему это приведёт, но, тем не менее, не мог удержаться от резких слов.

Тем самым именно он спровоцировал ссору.

Читайте также:  Жанр произведения "евгений онегин" пушкина: определение жанра

Окончательный разрыв между друзьями последовал тогда, когда именно Дубровский, верный своим твёрдым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ («Мы на свое житьё, благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»).

Возникшая из пустяков ссора растёт и приводит, в конце концов, к тяжёлым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев повести – Владимира и Маши.

Но, при всем сострадании к его положению обездоленного и ограбленного человека, все же нельзя не отметить, что не отчаяние и горе помрачили его разум, а неудержимая злоба. Достаточно вспомнить его поведение на суде.

: он “топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя”.

Да и сам главный герой произведения Владимир Дубровский является личностью неоднозначной, сложной.

В Петербурге он жил, как жило большинство его товарищей-офицеров: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не задумывался о том, как удаётся отцу посылать ему денег больше, чем он мог ожидать.

Совет

Но вместе с тем Владимир любит отца («мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце»). Получив известие о болезни отца, он, не задумываясь, спешит в Кистенёвку.

Из-за Троекурова Владимир потерял отца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк. Тогда Дубровский замыслил отомстить своему врагу (а месть никогда не была положительной чертой характера).

Он стал атаманом крестьян, которые боялись произвола нового барина: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Он осуществлял военное руководство, поддерживал дисциплину.

И крестьяне поддержали молодого барина, потому что только в нём надеялись найти хоть какую-нибудь защиту. «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».

Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

Они становятся разбойниками, но именно такими разбойниками, о которых поётся в народных песнях: они никого не убивают, а грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят ещё иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

По описанию лагеря разбойников понимаешь, что обычность их занятий и мирного быта свидетельствуют о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя.

Единомышленники Дубровского сочувствовали и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь.

Обратите внимание

Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно.

Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста».

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, неоднократно оказался способным на благородный поступок: из-за любви к Маше Троекуровой отказался от мести, великодушие проявил, когда приказал своим сообщникам не трогать Верейского.

Очень важное место занимает в романе предпоследняя глава. Благодаря этой главе торжество добра над злом, не свершившись в сюжете, свершается в душах читателей. Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью.

Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. “Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса”.

И в его обещании отражение ее нравственной высоты: “Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях”.

Но Владимир Дубровский – дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках, поэтому в отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение.

Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя.

Важно

Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому, поэтому поступят так, как он им говорит, о чем говорят нам последние строки повести.

Таким образом, мы видим, что и Владимир не является идеально «злым» или идеально «добрым» персонажем.

Сложность и глубину темы добра и зла в романе можно также проследить, анализируя отдельные образы крестьян. Одним из самых живых образов среди крестьян является кузнец Архип.

В нем первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира, не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда и он же первым берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине.

Эта жестокость порождена давно копившейся обидой народа.

И, характерно, что уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей крыше: « Чему смеётеся, бесенята, – сказал мальчишкам сердито кузнец. – Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», – и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Заключение.

Проанализировав черты характеров основных героев романа с точки зрения проявления добра и зла в их поступках, мы определили, что все персонажи очень сложные личности.

Каждое из действующих лиц носит признаки своей социальной принадлежности и изображено в романе с величайшим художественным совершенством.

Благодаря этому повесть даёт широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Совет

Таким образом, из всего сказанного выше можно заключить, что проблема добра и зла, поставленная и решённая в романе «Дубровский», является художественным приёмом в изображении персонажей романа, который помогает представить жизнь России середины ХIХ века во всем её многообразии.

Источник: https://www.hintfox.com/article/problema-dobra-i-zla-v-romane-a-s-pyshkina-dybrovskij.html

Крестьянство в повести «Дубровский»

Наряду с персонажами дворян, которым Пушкин уделил основное внимание, описывая их быт, характеры, взаимоотношения, мы знакомимся в повести и с представителями крестьянства — бесправными, неграмотными и в то же время добрыми, отзывчивыми и преданными людьми.

Интерес к теме крестьянства у Пушкина не случаен: воспевая мужество и отвагу, которые проявил русский народ в борьбе с Наполеоном за независимость родины, поэт был возмущен несправедливым отношением к народу-победителю, жестокостью властных и сытых крепостников. Еще в стихотворении «Деревня» Пушкин пишет про «барство дикое, без чувства, без закона».

Эту же тему он продолжает и в «Дубровском», только народ в повести показан непокорным, готовым к восстанию.

В том, что простые люди Пушкину симпатичны, мы убеждаемся не раз. Взять хоть бы Егоровну, няню Владимира Дубровского, — с какой любовью описывает ее автор и как восхищается ею! Никогда не учившаяся никаким наукам, однако прекрасно чувствующая богатство русского языка, старая крестьянка видится нам хоть и наивной, но посвоему умной- женщиной.

Тут же смекнув, чем может закончиться ссора ее барина с Троекуровым, Егоровна, употребив все свое «дипломатическое» мастерство, просит Владимира приехать: своим материнским и женским чутьем крестьянка угадала, что принесет сейчас ее барину наибольшую радость и покой.

Беспокоилась она и о душе юного Владимира,- не хотела, чтоб всю оставшуюся жизнь ее воспитанник укорял себя в эгоизме по отношению к отцу. Егоровне присуще чувство благодарности. Всю жизнь с преданностью служившая одному барину, растившая чужого сына, как своего, старая крестьянка не покидает своих благодетелей в трудные для них времена.

Воспитанная в духе любви к ближним, Егоровна призывает не причинять зла никому, какими бы плохими ни были люди. Она настоящая христианка.

Обратите внимание

Пушкину, без сомнения, легко было рисовать портрет Егоровны. Читая строки, посвященные этой женщине, вряд ли кто усомнится в существовании реального прототипа — Арины Родионовны, няни поэта и друга его детства.

То, что Андрей Гаврилович Дубровский с благодарностью относился к Егоровне, несомненно. Но он установил теплые отношения и с другими крестьянами, иначе они не восприняли бы беду своего барина как свою личную, а смерть его — как утрату близкого и родного человека: на похоронах старого Дубровского «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».

Зная жестокость и суровость, с которыми относился к своим крестьянам Троекуров, люди Дубровского напрочь отказываются подчиниться ему, они готовы лучше умереть, чем попасть под власть деспота и тирана. Чиновники, исполняющие волю Кирилы Петровича, для них тоже враги.

Потому-то с такой злобой отнеслись к ним кистеневцы, потому не дрогнула рука Архипа, кузнеца, когда он запирал дверь. Сказать, что Архип — человек бездушный, жаждущий крови, нельзя: слезы умиления вызывает эпизод со спасением кошки.

«Чему смеетеся, бесенята… Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — говорит человек, который еще недавно с таким равнодушием отправил на тот свет людей.

И объяснение этому есть: несправедливость и бесчеловечное отношение большинства помещиков к простым крестьянам привели к тому, что крестьяне перестали воспринимать их как «божиих тварей».

Крестьяне идут за молодым Дубровским, они увидели в нем наличие тех добродетелей, которыми отличался и его отец. Они готовы мстить всем, кто станет у них на пути. Они — бунтари. Этого ли хотел для крестьян и для свой страны Пушкин? Нет.

Он мечтал об отмене крепостного права, унижающего человека, но без крови, путем мирных реформ.

Поэтому-то и скажет он устами главного героя Владимира Дубровского: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии».

Источник: https://www.rlspace.com/krestyanstvo-v-povesti-dubrovskij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]