Сумасшествие чацкого в комедии “горе от ума” грибоедова

Сочинение на тему Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») ( : ЕГЭ по литературе)

Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» прост. Молодая девушка предпочитает умному человеку глупца. Действие пьесы происходит в доме московского барина Фамусова в течение суток, и здесь Грибоедов не нарушает канонов классицизма – единства места и времени.

Но, начиная со второго действия, сюжетная пружина комедии начинает расщепляться, раздваиваться, и обнаруживаются два конфликта: общественный и любовный.

Любовная драма главного героя комедии Александра Андреевича Чацкого начинается сразу же, как только происходит его первая встреча с Софьей после трёхлетней разлуки.

Обратите внимание

Чацкий бьётся над загадкой Софьи, пытается понять причины её холодности. Он недоумевает, почему у неё «лицо святейшей богомолки», почему она уже не смеётся, как прежде, над его остротами. Чацкий мучается над вопросом: не влюблена ли Софья? Все силы молодого человека уходят на решение этих вопросов.

Во втором действии он оскорблён заискивающим поведением Фамусова перед Скалозубом, которого московский барин прочит в мужья своей дочери. Раздражение Чацкого выливается в страстные монологи, направленные против «века минувшего», века «покорности и страха», в защиту «века нынешнего», в который «вольнее всякий дышит».

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Не случайна одна важная деталь: Фамусов, не желая слушать «крамольны» речи «франта – приятеля», затыкает уши. Мотив глухоты как символ взаимного непонимания людей пронизывает всю пьесу. Чацкий и Фамусов – антиподы, которые никогда не придут к согласию.

Эпизоды, связанные с распространением сплетни о сумасшествии Чацкого, можно считать кульминацией всего действия, так как общественный и любовный конфликты сливаются воедино и достигают наивысшей точки своего напряжения. Любимая девушка предаёт Чацкого и становится источником распространения клеветы.

Разберёмся, почему происходит это предательство и почему сплетня с огромной скоростью распространяется среди гостей Фамусова.

Софья оскорблена резким отзывом Чацкого о предмете своей любви Молчалине. Три года назад она была уязвлена внезапным отъездом Чацкого, не написавшего за это время ни одной строчки.

Разочаровавшись в Чацком, Софья создаёт новый идеал возлюбленного, прямо противоположный прежнему представлению. Чацкий остроумен, красноречив – её возлюбленный молчалив, скромен, обладает умом, способным «осчастливить семейство». Чацкий «в друзьях особенно счастлив», «об себе задумал… высоко» – Молчалин застенчивый, несмелый, «враг дерзости». Софья увидела в Молчалине праведника.

Юная девушка, начитавшаяся французских романов, не могла и предполагать, как коварен герой её романа.

Может быть, где-то в глубине души она и понимает, что Молчалин «не дотягивает» до её идеала, но – «блажен, кто верует, тепло ему на свете». Софья защищает от Чацкого не только своего «кроткого, безгрешного» любимого, но и свой хрупкий идеал – мечту о настоящей любви.

Софья Павловна сначала не хотела объявлять Чацкого сумасшедшим, всё произошло случайно. Расстроенная колким и метким сравнением Молчалина со всем известным мошенником Загорецким, она лишь обмолвилась: «Он не в своём уме». Но Г. Н. понимает это высказывание слишком прямолинейно:

Ужли с ума сошёл?

Важно

Софья. «помолчавши» и «пристально» посмотрев на Г. Н., подтверждает мысль о сумасшествии Чацкого. Она хочет, чтобы «друг детства» оказался на месте тех людей, которых он высмеивал, и «примерил» на себе «наряды шута».

Сплетня распространилась стремительно: никто в неё не поверил, но все повторяют, давая простор своей фантазии. Клевета обрастает всё более и более фантастическими подробностями: «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», «схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили».

Почему это происходит? Во-первых, Чацкий успел своими колкими замечаниями и остротами задеть каждого из гостей и восстановить против себя. Во-вторых, гости Фамусова сразу же почувствовали в молодом человеке чужого.

В – третьих, скучающие на балу гости вдруг оживились, забегали, словно нашли какую-то цель в жизни. Клевета объединила их в борьбе против Чацкого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=16643

Образ Чацкого Горе от ума Грибоедов А. С

Образ Чацкого
Роль Чацкого – главная роль,

без которой не было бы комедии,

а была бы, пожалуй, картина нравов.

Гончаров

Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи……- столкновение консервативных сил общества с

новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.

В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В.

Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.

Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.

После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…

” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии.

Основные занятия обитателей фамусовского' дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.

Совет

Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.

В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека.

Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”.

И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.

Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.

Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей,

найдется — враг исканий.

Не требуя ни мест, ни повышения в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр.

Как Александр Андреич Чацкий!

Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.

Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.

А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:

Не эти ли. грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…

Обратите внимание

Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:

…Суждения черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма…

Поют всё песнь одну и ту лее.

Что старее, то хуже.

Чацкий задает вопросы:

Где, укажите нам, отечества отцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.

, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам /

На выстрел подъезжать к столицам.

Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света.

На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим.

Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:

Вы правы, из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами час побыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в ком рассудок уцелеет.

Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,

Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.

“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.

Читайте также:  Описание сада плюшкина в поэме "мертвые души": текст эпизода, анализ образа сада

Источник: http://ruslit.biz/obraz-chackogo-gore-ot-uma-griboedov-a-s/

Прототипы персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – Чацкий

Чацкий Александр Андреевич

роблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого – меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный “герой времени”.

И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова – П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846).

Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия “Чацкий”, несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева.

Важно

Дело в том, что в черновых вариантах “Горя от ума” Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: “Чадский”. Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним “а”: “Чадаев”. Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении “С морского берега Тавриды…”: “Чадаев, помнишь ли былое?..


Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями.

После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: “Философические письма”.

Взгляды, идеи, суждения – словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора “Философических писем” постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Пушкин писал П. А. Вяземскому из Одессы в декабре 1823 г.: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны».

Слух об осмеянии Чаадаева оказался вздорным, в чем Пушкин убедился, как только прослушал «Горе от ума» в чтении И. И. Пущина в Михайловском в январе 1825 г. Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции. И. Д.

Гарусов поместил даже в своем издании «Горя от ума» (1875) особое рассуждение «Прототип Чацкого – Чаадаев», но не привел в доказательство этой мысли никаких фактических данных. Позднее Гарусова на сходстве Чацкого с Чаадаевым настаивал А. И. Кирпичников, ссылаясь на то, что в стихотворении Ф. Н. Глинки о Чаадаеве сказано, что он «пил из чаши жизни муку и выпил горе от ума», а также на то, что в пьесе Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву» Чацкий изображен плешивым. Ему возражал А. И. Маркевич (Филологические записки, 1897, № 2).

Совет

Ряд новых наблюдений о Чаадаеве как прототипе Чацкого сделал Ю. Н. Тынянов в статье «Сюжет “Горя от ума”». Там же развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера.

О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого – для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю.Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера».

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал.

Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова.

Любопытно, что в жизни Грибоедов говорил словами Чацкого; когда в следственной комиссии по делу декабристов его спросили, почему он «неравнодушно желал русского платья», Грибоедов отвечал письменно: «Русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и мундиров, а вместе с этим полагал, что оно бы снова сблизило нас с простотою отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных»

По рассказу некоей Новосильцевой, Грибоедов сам однажды попал в ситуацию, сходную с изображенной им в пьесе,– когда по Москве распространился слух, будто он сошел с ума, и встревоженные друзья спешили его навестить, чтобы проверить справедливость слуха. Одному из этих друзей, Ф. Я. Эвансу, Грибоедов «рассказал, тревожно ходя взад и вперед по комнате, что дня за два перед тем был на вечере, где его сильно возмутили выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна. Негодование Грибоедова постепенно возрастало и, наконец, его нервная, желчная природа высказалась в порывистой речи, которой все были оскорблены. У кого-то сорвалось с языка, что «этот умник» сошел с ума, слово подхватили, и те же Загорецкие, Хлестовы, гг. N. и D. разнесли его по всей Москве.

Кликните по картинке, чтобы смотреть видео.

– Я им докажу, что я в своем уме, – продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. – Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша»
Наконец, если не прототипом, то типом для Чацкого могли служить многие декабристы.

I. Главные персонажи и их прототипы

II. Второстепенные персонажи и их прототипы

III. Прототипы героев-масок и внесценических персонажей

Источник: http://griboedov-goreotuma.narod.ru/prototypes_1_chackiy.html

Сплетня о сумасшествии Чацкого (Анализ явлений 14-21 третьего действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), вариант 2

«Горе от ума»)

«Горе уму» хорошо отражало главное социальное противоречие, характерное для России первой четверти XIX века и выведенное драматургом в своем произведении: противостояние консервативной, неразвитой и невежественной части дворянства людям молодым, умным, образованным, но малочисленным.

«века минувшего», изображенные в комедии А. С. Грибоедова, не в восторге от общения с вернувшимся в столицу Александром Андреевичем Чацким, который поговорил с каждым из них и успел сказать что то, расходящееся с их взглядами.

Анализируемые явления третьего действия, которые посвящены истории возникновения сплетни о безумии главного героя комедии, как раз и должны показать, как, не сговариваясь, представители фамусовского общества объединяются против Чацкого и подобных ему вольнодумцев. Чацкий и его единомышленники угрожают их благополучию, их издавна заведенному порядку жизни.

Естественный способ борьбы – объединиться, сформировать против вольнодумца «общественное мнение» и сделать его жизнь невыносимой.

«по возвращеньи» герой показался ей «не в своем уме». Понятая буквально идиома (на самом деле героиня, видимо, имела в виду, что Чацкий сильно изменился и не похож на того, кого она помнила прежде), используется Софьей как возможность отомстить Чацкому за его злые и несправедливые, как ей кажется, слова о Молчалине: «А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?»

Искра сплетни брошена, она начинает разгораться, переходя от одного человека к другому, обрастая совершенно немыслимыми подробностями. Г. Н. передает весть о безумии Чацкого Г. Д.

, который хоть и сомневается в ее правдивости, в свою очередь, делится ею с героем, обладающим «говорящей» фамилией Загорецкий.

Обратите внимание

Загорецкий, демонстрируя свою осведомленность, сочиняет первые подробности: «Его в безумные упрятал дядя плут; Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили».

Злобный характер младшей графини Хрюминой, радующейся, что в дом позвали умалишенного, а это скандал, а также глухота и глупость ее бабушки, фантазирующей о недослышанном, заставляют сплетню обрастать новыми деталями: Чацкого, оказывается, «свел в тюрьму» полицмейстер за то, что он «переменил закон» (то есть веру) и «к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы!».

Но кульминацией этого обсуждения является последнее из анализируемых двадцать первое явление третьего действия, в котором теперь уже все члены фамусовского общества собираются вместе и мы видим сам процесс вырабатывания ими единого взгляда на произошедшее с Чацким.

Единственный, кто сомневается в правдивости вести о безумии друга, это Платон Михайлович Горич, хорошо знающий Чацкого (они вместе служили с ним в полку): «Ну, все, так верить поневоле, А мне сомнительно». Остальные же в полной уверенности, что беседовали с умалишенным. Интересно, что каждый из них по своему перетолковывает слова, сказанные Чацким один на один.

Фамусов говорит: «Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!» Хлестова обижена, что Чацкий рассмеялся в ответ на ее нравоученье («Туда же из смешливых»). Молчалин жалуется, что Чацкий отсоветовал ему служить в архивах, графиня внучка обижена сравнением с модисткой, Наталья Михайловна Горич – советом жить в деревне.

Смешно то, что абсолютно здравые рассуждения Чацкого звучат в устах этих людей извращенно, осталась лишь тема, а смысл его слов искажен совершенно, что заставляет читателей сомневаться уже в уме собравшихся, а не Чацкого.

Значение этого явления еще и в том, что в процессе обсуждения причин безумия героя члены фамусовского общества раскрывают перед нами свои представления об образовании и воспитании.

Первоначально названные причины безумия Чацкого: наследственность («По матери пошел, по Анне Алексеевне; Покойница с ума сходила восемь раз») и алкоголизм («чай пил не по летам») – отвергнуты собравшимися как несерьезные и не стоящие внимания («Ну вот! Великая беда, Что выпьет лишнее мужчина»).

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений»)! Данное предположение (совершенно абсурдное по сути) никем не подвергается сомнению. Напротив, каждый из собравшихся спешит привести свой пример возможного безумия от учения.

Важно

Хлестовой не нравятся все как один учебные заведения, существующие в России: пансионы, школы, лицеи. Достается даже ланкарточной системе взаимного обучения! Княгиня Тугоуховская приводит в пример Педагогический институт в Петербурге, где «упражняются в расколах и безверьи, Профессоры!!».

Загорецкий рекомендует «приналечь на басни», чтобы не смущать незрелые умы насмешками над царями животного мира. Крайнюю точку зрения выражает Скалозуб.

Он «радует» всех присутствующих информацией о новом проекте реформы системы образования: в учебных заведениях будут учить в основном строевому шагу, а книги сохранят «так: для больших оказий», то есть для особенных случаев. Подводит итог сказанному Фамусов:

Читайте также:  Сравнительная характеристика александра и петра ивановича адуевых из романа "обыкновенная история": сходство и различия (таблицы)

«Уж коли зло пресечь:

».

«саморазоблачения героев». Не надо ничего объяснять, достаточно дать им самим высказать свою точку зрения, чтобы читатель и зритель понял, кто перед ним. Их собственные слова весомее, чем монологи Чацкого, убеждают в их консервативности, отсталости, глупости.

Убеждают они нас и в том, что любой образованный и умный человек вызывает ненависть фамусовского общества. Это судьба не только Чацкого.

Внесценический персонаж, племянник Тугоуховской, историю которого она рассказывает всем присутствующим, подтверждает эту мысль.

Он учился в том самом Педагогическом институте, который вызывает такое раздражение у его тетушки, «И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник».

Очень интересен и еще один прием, применяемый А. С. Грибоедовым, чтобы подчеркнуть ограниченность и меркантильность всех собравшихся. Хлестова, на правах самой старшей по возрасту, берется по христиански пожалеть безумного молодого человека: «А Чацкого мне жаль.

По христиански так, он жалости достоин, Был острый человек…». Это ее заявление очень похоже на эпитафию. По сути, это прощание с репутацией Чацкого, которого теперь вряд ли примут хоть в одной гостиной Москвы.

Совет

Но этот торжественный тон старуха Хлестова так и не смогла выдержать до конца. Она тут же вступает в совершенно недостойную перепалку с Фамусовым. Они горячо ссорятся, выясняя, сколько душ у Чацкого: триста или четыреста.

Причем в пылу спора Хлестова произносит совершенно анекдотическую фразу, выдающую ее с головой: «Уж чужих имений мне не знать!».

Чем больше мы узнаем об их взглядах, тем яснее становится нам, что это действительно «век минувший», что Чацкий правильно скажет в конце комедии:

«Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

».

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/9/8005.htm

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса

  1. Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
  2. Противоречия в характере Чацкого
  3. Своеобразие мировоззрения героя
  4. Чувства и особенности внутренних переживаний героя
  5. Значение образа Чацкого

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе.

Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим.

Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника.

Обратите внимание

Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу».

Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С.

Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным.

В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами.

Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример.

Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

Важно

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться.

А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати.

Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму.

Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении.

К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством.

Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде.

Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило.

Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Совет

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика героя для сочинения по теме | источник

А.С. Грибоедов Горе от ума

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Коллекция сочинений: Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума»

“Безумным вы меня прославили всем хором…»

И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бы­вает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастли­вой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жиз­ни не было бы.

Хотя человеческими отношения меж­ду героями “Горя от ума» назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершен­но разные люди.

Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.

Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андрее­вич Чацкий. Он единственный, кто достоин ува­жения среди тех, кто его окружает.

Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить изде­вательств, “обзывательств», предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые пони­мали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека.

Именно так отозвалась о поклоннике сво­ей хозяйки Лиза:

Читайте также:  Тряпичкин в комедии "ревизор" гоголя (друг хлестакова)

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанес­ла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрени­ем, для нее он был “не человек, змея».

Знала бы она, как этот “ненавистный» человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глу­бине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить.

Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в спи­сок врагов!

Если уж София, “подруга детства», так относи­лась к Чацкому, то что уж говорить о других. На­пример, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и “карбонари», и “опасным человеком», и са­мым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Обратите внимание

Может, Чацкий и был “мотом, сорванцом», но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лже­цах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту прав­ду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?

Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в су­масшествии. И вот здесь София показала себя, свою “благодарность» Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, кото­рую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И пра­вильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жес­токих людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.

…С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа…

Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Гла­за их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть…

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-chackogo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Образ Чацкого в комедии А. С, Грибоедова «Горе от ума»

Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горя­чим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чац­кий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием.

У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. При­мерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой.

Наконец, подобного мнения придержи­вался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одно­го здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».

Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профа­нирующий все святое, о котором говорит. …

Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов.

А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколь­ко времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечания­ми. Все, что говорит он, очень умно.

Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.

Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.

Важно

Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина позна­ний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры.

Однако Алек­сандр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не ли­цам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».

Бюрокра­тизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий критикует закоснелость взглядов московского об­щества, его умственную неподвижность.

Выступает он и про­тив крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами во­енных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету».

Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему ино­странному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.

Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он от­кровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.

Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сла­док и приятен», не видит ровным счетом ничего положитель­ного в современной ему Москве, в «веке минувшем», нако­нец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность.

Совет

Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афа­насьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фа­мусовых, здесь же он испытал чувство первой любви…

Одна­ко с первой минуты своего присутствия практически все ре­акции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.

Что же удерживает героя в обществе, которое он так не­навидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фоми­чев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую ве­ру.

Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-но­вому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жа­ждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.

Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не после­дователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с люби­мой женщиной лишь вчера.

Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как заме­чает И. Ф.

Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по от­ношению к Софье, по старой привычке считая ее мировос­приятие близким своему.

В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность зву­чат в его словах:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!

Обратите внимание

Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувст­вах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

Высокий идеал московских всех мужей.

Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степе­ни мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он со­вершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».

Таким образом, герой терпит крах как «на любовном по­прище», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологи­ческого и бытового облика Чацкого.

В литературной критике уже давно отмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой.

Наконец, прелестный диа­лог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдержива­ет в тоне флирта…».

Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жиз­ненного уклада московского барства 20-х годов XIX века со­держит в себе много верного и жизненно правдивого.

Но весь свой «пыл» Чацкий растрачивает на декларирование граж­данских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доб­роты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей.

И это самое главное противоречие в характере героя.

Григорьев А. По поводу издания старой вещи «Горе от ума». — В кн: А. Григорьев. Литературная критика. М., 1967. С. 503.

Важно

Грибоедов А. С. Письмо к П. А. Катенину. — В кн: Грибоедов А. С. Поли. собр. соч. Пг., 1917, т. 3. С. 167.

Белинский В. Г. Горе от ума. — В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 244.

Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. — В кн: А. С. Гри­боедов в русской критике. М., 1958. С. 40.

Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Ком­ментарий. Книга для учителя. М., 1983. С. 193.

Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.

Источник: http://5litra.ru/soch/639-obraz-chackogo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector