Смысл названия комедии “горе от ума” грибоедова

Смысл названия комедии «Горе от ума»

Новаторство Александра Грибоедова в том, что он создал комедию, в которой ярко проявилось только зарождающееся направление в литературе – реализм. Драматург еще не полностью отступает от законов классицизма, но уже во многом использует реалистичный метод. Во-первых, произведение строится на нескольких конфликтах: любовном и социальном.

Во-вторых, классификация героев выходит за рамки однозначно положительных и отрицательных. В-третьих, в комедии нет счастливой развязки. В классицистической комедии авторы в финале разрешают конфликт, показывая торжество положительных героев и позор негативных. Классицизм давал готовые ответы читателям.

Грибоедов в комедии «Горе от ума» конфликт оставляет неразрешенным, заставляя читателя задуматься над его возможным решением.

Название как ключ к смыслу комедии

В первом издании комедия имела название «Горе уму». Этот вариант подводил к мысли, что в основе конфликта находится умный человек, который противостоит глупому обществу. Но «один в поле не воин», поэтому побеждают глупцы, которых большинство, а умного человека считают безумцем.

Такой смысл названия не совсем подходил для реализации замысла автора, поэтому он изменяет название на «Горе от ума». Теперь проблема ума в комедии становится шире и не ограничивается образом главного героя.

Автор подталкивает нас к выводу, что не всегда идеи, рожденные великим умом, приводят к счастью.

Умен ли главный герой Чацкий?

Александр Чацкий – главный герой комедии, ключевая фигура, которая противостоит невежественному аморальному обществу. Он повидал мир, впитал в себя дух вольнодумства, поэтому, вернувшись в Москву, видит ограниченность мышления «отцов».

Герой остроумен, подмечает малейшие слабости представителей фамусовского общества. Чацкий знает, что умен и всячески это демонстрирует другим, пытаясь образумить своими разумными речами.

Обратите внимание

Однако так ли умен герой, как думает? Например, Александр Пушкин, прочитав комедию, не счел Чацкого по-настоящему умным человеком, потому что умные люди понимают, когда и перед кем высказывать свои идеи.

Герой говорит прекрасно, но фамусовское общество глухо к его речам, оно просто не способно его понять, потому что мыслит иначе. Поэтому Чацкий просто «мечет бисер» перед недостойными людьми – и это не признак великого ума, по мнению Пушкина.

Причина «горя от ума» Чацкого

Сам Грибоедов симпатизирует своему герою, считая его одним здравомыслящим человеком среди двадцати пяти глупцов. В таком неравном противостоянии угадываются романтические мотивы. Но автор не показывает нам чуда в финале, напротив, единственного здравомыслящего человека объявляют сумасшедшим.

В чем же причина его поражения? Чацкий умен, но его идеи хороши только в теории. Герой не учитывает реалии жизни фамусовского общества, поэтому его размышления для них – это пустой звук.

Не добившись любви и понимания, Чацкий разочаровывается, так и не осознав, что его «горе» от ума, который порождает идеи, далекие от реальной жизни.

Источник: https://spadilo.ru/smysl-nazvaniya-gore-ot-uma/

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов — создатель гениальной комедии «Горе от ума», разлетевшейся на сотни «крылатых» фраз и внражений, ставшей как бы сборником афоризмов.

Автор первоначально назвал комедию «Горе уму», обозначив главную причину неблагополучия человека в современном ему °бществе. Это страшно, когда глупец слывет образом для под-но еще страшнее, когда «гонят» ум, индивидуаль-талант. то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: мы, например, или покойник дядя…

Чацкий — умный человек, пылкая и страстная натура, щая настоящего дела, но не находящая себе применения, му что хочет служить «делу, а не лицам»… Служить бы рад, прислуживаться тошно. Но в обществе, где он вынужден жить, ценится обратное -^ гордость, а вернее — спесь, почитание лиц только богатых, и не-важно, как достигалось благополучие — все средства хороши в добывании денег.

А дядя! что твой князь? что граф? Суръезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… Здесь все завидуют не уму, а удаче, чинам; не заслугам перед отечеством — главное: надо быть «у кормушки», «самому быть с ключом и сыну ключ доставить». Устами Фамусова автор расскажет об идеале этих людей.

На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых,— Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Какое-то «очень изощренное» чувство собственного достоинства, если его оценивают деньгами. Это продажное общество, все здесь покупается и продается, всему определена цена, только прикрывается этот торг красивыми и высокими фразами, а суть одна.

Когда же находится человек, называющий все своими именами, желающий быть искренним и бескорыстным, ценящим науку, дружбу, любовь, то его вмиг окрестят сумасшедшим. А почему бы нет?! Ведь он не похож на окружающих. У него в голове «завиральные идеи», все кругом ополчаются на одного.

Важно

Он отличается от них, значит, он опасен, так как может изменить тот порядок, к какому они притерпелись, обвыкли. Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! — у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастеръи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.

Князь Федор, мой племянник. тах этих людей тяга к наукам звучит как самое страш-тельство, а желание учиться — крамола, смертный грех. Н° а человек подличает, лжет, изворачивается — это в порядке и если же начинает вести разумный образ жизни, читает вв! Ц^ ' « ги то, по мнению окружающих, он сумасшедший. Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать… Идеал этих людей — Скалозуб, который двух слов кряду сказать не может, но ловко движется по служебной лестнице. Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Лукавые, лицемерные, низкопоклонники в чести у общества. Молчалины блаженствуют на свете! А вот Чацкому и подобным ему нет места среди них. Невелика потеря скажут иные, но ведь человек не может жить один, изгоем.

Он должен любить кого-то и быть любим, иметь друзей и заниматься нужным и интересным делом, а его «травят», гонят, как зверя, только за то, что он умнее всех, не разделяет со всеми их «завиральных идей». Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Таким людям нет места в этом обществе и остается одно: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! ж! Время идет, а человеческое общество не меняется: не Кюят слишком умных, удачливых, неординарных. Оттого и по-А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и в время.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума.

Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С.

Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В “Горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии.

Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”.

Совет

Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, — резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например).

Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И. А.

Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.

“Горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум.

Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко” и т. д.), но это высказывания разного ряда.

У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.

“Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”. Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остер”, как говорит Лиза).

Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..

” Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!”, т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя.

“Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. “Горе от ума” Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством (“У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”), как говорит И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний”, он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

»crosslinked«

Источник: https://ruslit.biz/smysl-nazvaniya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Смысл названия комедии “Горе от ума”

Сочинения по литературе: Смысл названия комедии “Горе от ума”.

Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А. С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.

Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит:

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами.

Обратите внимание

Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей.

Читайте также:  Анализ пьесы "бесприданница" островского: суть, смысл, тема и идея произведения

Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов.

Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание.

Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А. С.

Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А. С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.

Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий – борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.

Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии – борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.

В самом заглавии пьесы поставлена важнейшая проблема комедии – проблема ума. Чацкий у Грибоедова выступает в роли умника и в роли глупца одновременно. Он далеко не всегда является серьезным героем, часто попадает в комические ситуации.

Чацкий в комедии противопоставлен врагам свободомыслия и просвещения.

Важно

Почему так случилось, что Чацкий – единственный отличающийся от фамусовского общества человек? Может быть, этому человеку следовало родиться чуточку позже? Может, он родился не в свое время? Чацкий со своими новыми, передовыми идеями и мировоззрением не понят в фамусовском обществе. Он подло оскорблен, уничтожен.

Но несмотря на это, главный герой высмеивает пороки этого низкого общества: низкопоклонничество перед вышестоящими, угодничество и раболепство. В его монологе “А судьи кто?..” звучит протест против крепостного права, в нем Чацкий говорит, что все люди должны быть гуманистами, защитниками свободы.

Взгляды Чацкого – взгляды передового человека. Он болеет душой за недостатки родной страны. Жанр этого произведения – комедия. Такие комедии принято называть “высокими”. Автор с иронией назвал это произведение комедией. Здесь нет ничего комедийного. Чацкий не терпит унижения и оскорбления, он говорит:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

В сторону фамусовского общества он произносит такую фразу:

Дома новы, но предрассудки стары.

За то малое время, которое провел в Москве, он испытал “мильон терзаний”. Чацкий разочаровался в своей любви к Софии, у него открылись глаза на людей, стремившихся к повышению по чину, и именно тогда была произнесена фраза “служить бы делу, а не лицам”.

Кем же все-таки остался Чацкий – победителем или побежденным? Я считаю, что он – победитель. Он во всех случаях остался выше фамусовского общества, он превзошел всех героев своим умом, порядочностью.

Но если взглянуть с другой стороны, Чацкий сломлен количеством “старой силы”.

Если бы на свете не было таких людей, как Чацкий, то люди были бы злыми, жестокими подхалимами. Я советую всему миру прочесть это произведение и сделать свои выводы.

Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт – столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством.

Совет

Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных. В своем произведении Грибоедов делит героев на два совершенно противоположных лагеря, тем самым желая нам показать, какие люди нас могут окружать.

Фамусовское общество – это страшный, примитивный, полный лжи и обмана мир. Ему же противостоит добрый, справедливый и светлый мир Чацкого.

К фамусовскому обществу можно отнести людей, которые живут по тем же принципам, что и Фамусов. Это глупые, необразованные люди. Для них не существует таких понятий, как честь, благородство, справедливость.

Они живут в своем мире, где двуличие и лесть. Там, где уважают человека не за его личные достоинства, а лишь за его состояние и должность. Они живут в однообразии, и их это устраивает.

Однако все они, каждый по-своему, счастливы.

Ведь благодаря своей глупости они не задумываются о жизни, всем им противостоит образованный, полный решимости, с высокими морально-нравственными идеями Чацкий. Грибоедов показывает нам, что один действительно умный человек никогда не может доказать что-либо этим примитивным людям, не стоит тратить на это свои силы.

Даже название произведения может открыть нам гениальность главной идеи комедии. Ведь, действительно, умному человеку намного труднее жить. Эта комедия навсегда останется бессмертным произведением в русской литературе. Лично у меня она оставила глубокий след в душе.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Смысл названия комедии “Горе от ума”

Другие сочинения по теме:

  1. Неординарное объяснение названия комедии “Горе от ума” Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на…
  2. Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии “Горе от ума” “Горе от ума” – это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого…
  3. Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума”…
  4. Сочинение: Роль персонажей в комедии “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по…
  5. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные…
  6. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством…
  7. Значение комедии “Горе от ума”; Горе от ума Грибоедов А. С Значение комедии “Горе от ума” “Горе от ума” по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того…
  8. Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума” Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: “В Москве все не…
  9. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов писал : “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,…
  10. Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”; “Главная Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” “Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а,…
  11. Мастерство автора комедии “Горе от ума” В “Горе от ума” ярко появились важнейшие особенности реалистического искусства: реализм не только освобождает индивидуальность автора от мертвящих правил, канонов…
  12. Конфликт комедии “Горе от ума” и ее композиция Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную…
  13. Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась на…
  14. Патриотические идеи Чацкого в комедии “Горе от ума” Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин…
  15. Сочинение на тему: Традиции и новаторство комедии “Горе от ума” Началом расцвета реалистической драматургии в русской литературе считается комедия “Горе от ума”, которая была написана талантливейшим поэтом и драматургом Александром…
  16. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Горе от ума Грибоедов А. С “Горе от ума” – первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности….
  17. Конфликт и структура композиции комедии “Горе от ума” Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии…
  18. Критика и современники о комедии “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах. Наиболее интересными были отзывы…
  19. Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные…
  20. Драма Чадского в комедии “Горе от ума” Писатель не ограничивается показом нравов барского общества в комедии “Горе от ума”. В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского…

Источник: https://ege-russian.ru/smysl-nazvaniya-komedii-gore-ot-uma/

Смысл названия комедии «Горе от ума» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума.

Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма.

Критики по‑разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».

Обратите внимание

Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий.

Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости.

В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.

Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.

В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме.

Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя.

«Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по‑видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Совет

Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме“. (И. А. Гончаров)

Важно

Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание.

Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой.

Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.

Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Тема ума в комедии «Горе от ума» ЗДЕСЬ

Источник: https://resoch.ru/smysl-nazvaniya-komedii-gore-ot-uma/

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Читайте также:  Характер ильи обломова в романе "обломов" гончарова: положительные и отрицательные черты, стороны, особенности и качества

Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума.

Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма.

Критики по-разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».

Обратите внимание

Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий.

Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости.

В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.

Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.

В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме.

Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя.

«Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Совет

Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме“. (И. А. Гончаров)

Важно

Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание.

Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой.

Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.

Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/smysl-nazvania-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Смысл названия комедии “Горе от ума”

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”.

Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового.

Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал, Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал, Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум – “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, – ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”.

Обратите внимание

Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений – “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награж-денья брать, и весело пожить”.

Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами – пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам.

Все фаму-совское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу.

Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен.

Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль… ” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым.

Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем.

Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества – это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами: Спросили бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя. Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические – все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин – “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества – либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого – лишь плод больного воображения. “Умный человек, – замечал Гельвеции, – часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен – вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими. Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум. Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, – с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен. Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.

Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

(No Ratings Yet)
Loading…

У чому суперечливість образу дон кіхота.

Ви зараз читаєте: Смысл названия комедии “Горе от ума”« Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1)Василь Симоненко: життєвий та творчий шлях »

Источник: https://ukr-lit.com/smysl-nazvaniya-komedii-gore-ot-uma/

Как можно понимать смысл названия комедии

Работа сделанна в 2009 году

Как можно понимать смысл названия комедии “Горе от ума” А.С.Грибоедова – раздел Литература, – 2009 год – Как Можно Понимать Смысл Названия Комедии “горе От Ума” А.с.грибоедова.” Ниж…

Как можно понимать смысл названия комедии “Горе от ума” А.С.Грибоедова.” Нижняя Тура, 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Смысл названия комедии “Горе от ума”. 2. Что думал автор, называя свою комедию “Горе от ума” ? 3. Что скрывается за названием комедии “Горе от ума” ? 1.

Смысл названия комедии “Горе от ума". “Горе от ума” – первая реалистическая комедия в русской литературе.

Реалистический метод пьесы заключасется не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Читайте также:  Сравнительная характеристика "толстого" и "тонкого" в рассказе "толстый и тонкий" чехова

Название первой редакции комедии было другое – “Горе уму”.

Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать что в основе сюжета лежит романтический конфликт, а сам Чацкий – романтический герой.

Смысл названия комедии был бы так же ясен – горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умён Чацкий.Пушкин в своём письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть с кем он разговаривает.

Только неумный человек может “метать бисер перед репетиловыми и ему подобными”.

“Что такое Чацкий пишет Пушкин в своём письме к Вяземскому Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом”.

Важно

Если проанализировать поведение чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно.

часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает (“оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием.”) Чацкий смеётся над всеми, но над собой – никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным.

Он очень глупо ведёт себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит.

Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека , отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже произносит Молчалина, считая, что “она его не уважает”, “не ставит в грош”, “не любит”. Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к молчалину за иронию.

Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть Грибоедов понимает слово “ум” шире, не только как интелектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди.

И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи советскому обществу. У Молчалина цель жизни – медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице.

Он совсем не любил Софью, для него Софья – ещё одна возможность для осуществления его замыслов. Софья мечтает о робком тихом влюблённом. Её идеал – “муж-мальчик”, “муж слуга”.

У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга.В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.

Совет

Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправельных представлений о жизни.

Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызыватьосуждения, неодобрения света.И что же он получает в конце? Его опозорила собственная дочь.

Его волнует только один вопрос : “Ах! Боже мой! что станет говарить Княгиня Марья Алексеевна!” Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья – из-за того, что её предал любимый человек, что она разочаровалась в своём идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни.

Самый умный в комедии, он всё-таки не может со своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его.

Всё, во что он верил: в свой ум, передовые идеи не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло её от него.

И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим.Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни.

А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью.Может быть, А.С.

Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от раельной жизни. 2.

Что думал автор, называя свою комедию “Горе от ума” ? Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, проложенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором.

Название комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к руской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака.

Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очнь важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, предшественников А.С.Грибоедова .

Обратите внимание

Вспомним тех же Мольера и Бомарше, в их комедиях этот конфликт присутствует, он обозначен там довольно зримо.В “Горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, переосмысляется.

Современники не могли не почувствовать этого, поскольку возникло несколько мнений.

Например, мнение Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии.Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедовприписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме< >. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён.

Пцшкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что”умное действующее лицо” в комедии – Грибоедов, а Чацкий – это только “пылкий”, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.

Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум является теоретической добродетелью.

Для предшествовавших комедиографов он не был недостатком (Фимент, умный человек резонёр в “Мизантропе” Мольера; положительными героямигероями являются Стародум, Правдин в “Недоросле” Фонвизина и т.д.). Отклонениями, которые высмеивались авторами, были глупцы (Митрофан у Фонвизина, например).

Важно отметить, что только соблюдение меры считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным поражения).

Умом как чувством меры обладает Молчалин, Чацкому же его ум (а”речь его кипит умом, остроумием”, как говорит Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих.

Важно

Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости.

В пьесе Грибоедова нет глупцов, её конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” – комедия, перешагнувшая классицизм. Категория ума имеет отношение к филосовскомустрою пьесы, невозможному в комедии классицизма, ориентированному на уже заданные абсодютные истины.

В произведении Грибоедова задаётся вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего, кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остёр, умён, красноречив”, “ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко”). У каждого героя есть своё представление об уме.

Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, потому нет в ней и победителя. ” Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”.

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остёр”, как говорит Лиза).

Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”); описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та ” Чувство оказывается выше ума светского (Чацкий в конце пьесы говорит: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок!” Он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесённых его чувству). Любовная драмма становится выражением идейного одиночества героя. “Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. “Горе от ума” Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума советского, а чувством (” У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен” как говорит Гончаров а “Мильоне терзаний”) он привязан к свету.

Заглавие пьесы Грибоедова “Горе от ума” содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова.

Ответа на этот вопрос автор не даёт. Назвав “умным” Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума и осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий “благоразумия”, которые в “Горе от ума” связываются с определённой социальной и политической программой.

Совет

Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глубцов”), стремящимся изменить неизменяемый мир. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию.

Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но всё же не достигает реализма во всей его полноте. 3.

Что скрывается за названием комедии “Горе от ума” ? Комедия А.С.

Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее по тем временам (а она писалась в двадцатые годы девятнадцатого столетия) заглавие.

На первый взгляд высказывание “горе от ума” – это парадокс, что сразу же и настораживает читателя, как бы подталкивает его к мысли о том, что за приевшимся словом “комедия” должно скрываться нечто большее, чем пьеска в духе Бомарше или Мольера, нечто свежее, ни на что не похожее, новаторское. Заглавие играет немалую роль и в осмыслении произведения, в понимании его конфликта.

В названии комедии прослеживается основная проблема – проблема ума.

Но нельзя забывать, что “Горе от ума”, написанная на рубеже эпох классицизма, романтизма и реализма, содержит черты этих эпох (соблюдено правило “трёх единств”, в то же время введён вольный ямб, показана личность, которая противостоит обществу).

Поэтому в отличие от комедий классицизма, где есть только противостояние ума и глупости, в “Горе от ума” Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России.

Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен.

В обществе закоснелых крепостников-Фамусовых ума боятся, как чумы. В таком обществе Чацкий не только не понят, но и осмеян, обьявлён сумасшедшим.

Обратите внимание

И всё-таки главный герой Грибоедова – не идеальный герой. Чацкий смешон из-за некой оторванности от живой жизни (говорит он книжными речами, а сердце у него с умом не в ладу), Репетилов же – это его снижающий двойник.

Главный герой Чацкий в идейном плане не согласен в “высшим светом”, но не боится высказывать своё мнение, пренебрегая общественным.Он открыто обличает нравственное убожество крепостников, их поклонение богатству, всему иностранному (“нам без немцев нет спасенья”).

Неглупая же Софья Фамусова уже подверглась влиянию общества, к которому принадлежит (она проявляет властность по отношению к служанке). Софья по-своему несчастна.

Её судьба заранее определена отцом (“Будь плохонький, да если наберётся душ тысячки две родовых Тот и жених”). В среде московского барства все панически боятся и сторонятся передовых людей: Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди. Эта фраза Фамусова показывает, что Чацкий не одинок.

Но несмотря на свои симпатии к Чацкому, Грибоедов допускает в финале поражение умного героя, как бы предопределяя этим поражение декабристов.

Показывая, что как в комедии Фамусовы повержены морально, но не физически, так и в России на тот момент ещё невозможно победить реакционное большинство одними словами.

Само название произведения “Горе от ума”, которое содержит даже какую-то нотку трагизма, и слово “комедия” создают ощущение некоторого несоответствия.

По-моему, этот диссонанс очень метко выражает суть общественных отношений в преддекабристкой России, когда застойное состояние крепостников настолько становится нелепым, что вызывает уже не только гневную критику, но и смех, который чем-то напоминает гоголевский “смех сквозь слёзы”. По словам Белинского, “Горе от ума” А.С.Грибоедова и “Евгений Онегин” А.С.Пушкина положили начало всей последущей литературе.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: https://allrefs.net/c16/34vnz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]