Сценарий общешкольного мероприятия “Мораль сей басни такова…”. (Конкурс инсценировок по басням И.А.Крылова)
ГБОУ РО «НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМ. 4-Й КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Мораль сей басни такова»
КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК БАСЕН И.А.КРЫЛОВА
РАЗРАБОТАЛ:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА Н.Ф.
ТАГАНРОГ
2016
Люблю, где случай есть, пороки пощипать
И. А. Крылов
Дата проведения: ___________ февраля 2016г.
Место проведения: актовый зал школы
Цели:
- Воспитание патриотизма: поддержание устойчивого интереса к родному языку и литературе, истории своей страны;
- Выявление и поддержка одарённых детей;
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников (актёрского мастерства, выразительного чтения, декламации, художественного пересказа);
- Формирование чувства прекрасного, любви к чтению
Оформление зала:
- Художественно оформленные цитаты – «морали » басен И.А.Крылова, цитата-эпиграф;
- Портрет баснописца;
- Мультимедийная установка;
- Презентация «Басни дедушки Крылова»;
- Презентации для художественных номеров (по классам);
- Видеоролик «Лётная школа читает Крылова»;
- Стол жюри; протоколы подведения итогов; сценарий мероприятия.
Оформление сцены:
- Кресло и стол под старину; в кресле с пером в руке и листом бумаги – артист в облике баснописца Крылова; на столе свеча.
Участники: воспитанники I, II курсов, педагоги школы.
Оргкомитет смотра-конкурса
Учителя русского языка и литературы
Жюри конкурса
Представители администрации школы, воспитатели взводов.
Критерии оценки и требования к выступлениям:
- Уровень декламации: внятность и слышимость речи; правильность ударений;
- Уровень исполнительского мастерства, артистичность и сценическая культура;
- Уровень художественного вкуса в подборе костюма, декораций, реквизита;
- Оригинальность интерпретации басни;
Регламент выступления:
Время выступления не ограничено
Подведение итогов конкурса
Победители и призёры конкурса в каждой возрастной группе награждаются грамотами.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На экран сцены выведена презентация «В гостях у И.А. Крылова». Звучит музыкальный фрагмент «Бабочки» Франсуа Куперена, французского композитора, органиста и клавесинистаXVIII века.
Зрители проходят в зал, занимают свои места.
Под музыку Преображенского марша в форме офицеров 1812 года выходят ведущие.
– Господа, вы слышали? Баснописец Крылов написал новую басню «Волк на псарне» и прислал её лично фельдмаршалу.
-Да-да! Говорят, сам Кутузовуказал на себя, как на ловчего, и, снявши шапку, провел рукой по седым волосам, читая слова: «А я, приятель, сед».
– А Волк – это, конечно, вероломный Наполеон.
-Настоящий патриот, господа, настоящий патриот наш дедушка Крылов.
ВЕДУЩИЙ 1. (В образе поэта XIX века)
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя.
Укреплял державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Тот эскадру вёл отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую связь.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
ВЕДУЩИЙ 2. (В образе поэта XIX века)
Любя Отечество, люблю я тех душою,
Которы общею не страждут слепотою.
На моды не смотря, привыкли тем гордиться,
Что привела судьба их русскими родиться.
В числе их ты, Крылов!..
ВЕДУЩИЙ 3. (В образе поэта XIX века)
Где нужно, он навесть умеет
Своё волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея,
Все звери дань ему несут.
Но дудке нашего Орфея
Все звери пляшут и поют.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил.
И слава эта – наша быль.
ВЕДУЩИЙ 4. (В образе поэта XIX века)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессметные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ведущий-Крылов (растроганно; с пером и бумагой):
Спасибо, спасибо, друзья поэты! Спасибо, друзья!
(В раздумье, обращаясь к залу, назидательно):
Как часто я слыхал такое рассужденье:
«По мне пускай что хочешь говорят,
Лишь был бы я в душе не виноват!»
Нет; надобно ЕЩЁ уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль доброю наружность сохранить.
Друзья, вам знать всего нужнее,
Что слава добрая вам лучше всех прикрас
И что она у вас
Весеннего цветка нежнее.
Как часто и душа и совесть в вас чиста,
Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность
Язвить злословью вас дает возможность –
И ваша слава уж не та.
Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:
Не то я говорю; но только всякий шаг
Вы свой должны обдумать ТАК,
Чтоб было НЕ к чему злословью и придраться.
(Садится в кресло у стола под старину; на столе свеча, чернильница, перо, бумага).
(Качая головой):
Уж сколько раз твердили миру,
Что в баснях есть мораль, но только все не впрок.
Невеждам, неучам, лентяям и невежам
Хочу сегодня я преподнести урок.
Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,
Их мудрая мораль жива века.
Быть может, кто-то в них узнает друга,
Иль словно в зеркале, увидит он себя.
Вот лучший мне подарок в День Рожденья!
Друзья мои, порадуйте меня!
На сцене пусть царит сегодня вдохновенье,
И дружба, и веселье пусть царят!
Воспитанников лётной школы славный, дружный,
Литературно одарённый коллектив!
Под руководством педагогов ваших
Скорее в путь! Пусть лучший победит!
Ведущий.
Позвольте вам, друзья, представить
Тех, кто судьбами сегодня правит.
Представление жюри конкурса.
Баснописец.
Сегодня, в век борьбы с коррупцией и казнокрадством
Инсценировка басни «Щука» особо актуальна, Вам признаться.
Плутовку-Лисоньку покажет без прикрас
11 «Б» класс.
Инсценировка басни «ЩУКА»
Баснописец.
Министры сколько раз твердили миру:
«Пора образование менять!».
Какие же всех ждут нас перемены,
Покажет 10 «Б» − наш просвещённый класс.
Инсценировка басни «ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА»
Баснописец.
Как счастливы в друзьях бываем мы!
Тот нас ушицей угостит, а этот – добрым словом.
Насколько лучше было б, скажем мы,
Порой помочь нам ДЕЛОМ, а не разговором!
Об этом басня, что покажет всем
Наш артистичный класс 11 «Ж».
Инсценировка басни «КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕ»
Баснописец.
О взяточниках скажут тут,
Что рыльце у него в пуху.
По этой актуальнейшей проблеме
10 «Е» представит рассужденье.
Инсценировка басни «ЛИСИЦА И СУРОК»
Баснописец.
А следующий сюжет нам с детства всем знаком:
Когда в товарищах нет пониманья цели, согласья нет и нет к работе страсти,
То дело – нам 10 «Ж» поведает о том –
Не сдвинется, как воз из всем известной басни.
Инсценировка басни «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
Баснописец.
Ну, до чего же трудно нам, мужчинам,
Бывает девушек понять, разборчивых, спесивых.
11 «Е» на этой сцене, здесь
Девицам всем урок сумеет преподнесть.
Инсценировка басни «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА»
***********************************************
ВЕДУЩИЙ.
Друзья! Позвольте конкурса лиричное теченье
Прервать смиренной прозой тут.
Дадим жюри немного поработать.
А зрителям … не то, чтоб отдохнуть,
А эрудицией блеснуть!
Задание: Продолжите афоризмы – крылатые слова из басен Ивана Андреевича Крылова.
- А ларчик ….. просто открывался.
- Хоть видит око, …….. да зуб неймёт.
- Слона – то …. я и не приметил.
- От радости ……… в зобу дыханье спёрло.
- А Васька слушает……. да ест.
- Да только воз …….. и ныне там.
- Кукушка хвалит Петуха за то ,………..Что хвалит он Кукушку.
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать ……..пирожник.
- Чем кумушек считать трудиться, ………..Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
- Кто про свои дела кричит всем без умолку, ………В том, верно, мало толку.
- У сильного ………… всегда бессильный виноват.
- Как под каждым ей листком ……. Был готов и стол и дом.
- Ты всё пела? Это дело. ……………… Так пойди же попляши.
******************************************************
Баснописец.
Талантов в нашей школе и не счесть:
Певцы, танцоры, музыканты есть.
10 «Г» собрал в квартете,
В ком тяга ко всему прекрасному на свете.
Инсценировка басни «КВАРТЕТ»
Баснописец.
В наш век самопиара и пиара
Любая шавка, моська, обезьяна
Себе дорогу к звёздам расчищает
И славу о себе преумножает
За счёт других людей, достойных и прекрасных.
10 «А» научит разбираться
В особенностях современного пиара.
Инсценировка басни «СЛОН И МОСЬКА»
Баснописец.
Мораль из следующей басни
Понять способен далеко не каждый:
Намёк здесь на вопрос национальный,
А может, политических намёк.
11 «А» у нас один из лучших.
Порядок, дисциплина здесь царят.
Не испугать их баснею с подтекстом,
На сцене тоже не впервой им выступать.
Инсценировка басни «ВОЛК И ЯГНЁНОК»
Баснописец.
Итак, 11 «Г», экзамен скоро!
Учитель вам передаёт привет.
Всё танцевали, пели – это дело.
Теперь, как говорится, попляши!
Для постановки басню выбрали с намёком.
Её мы с детства помним хорошо.
Послужит пусть она серьёзным ВАМ уроком,
А зрителям пусть будет всем смешно!
Инсценировка басни «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»
Баснописец.
10 «З» представит «Кот и Повар».
Хоть в басне политический намёк,
Но показалось нашим фантазёрам,
Что в басне современный есть урок.
Инсценировка басни «КОТ И ПОВАР»
Баснописец.
Друзья! Сегодня о друзьях мы много говорили.
И вновь поговорим о дружбе тут.
11 «Е» сейчас расскажет нам басню про Демьяна и Фоку.
Инсценировка басни «ДЕМЬЯНОВА УХА»
************************************************
ВЕДУЩИЙ.
И вновь мы объявляем перерыв!
Вновь зрителей услышать мы хотим
И новый конкурс объявляем!
Задание: Узнайте героя басни.
-
Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья).
-
Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок).
-
Она хотела сжечь море. (Синица).
-
Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).
-
Она попала “в большие забияки”. (Моська).
-
Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина. (Кот Васька).
-
Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
-
У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
-
Её служба – ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).
-
Он решил “с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. (Ловчий).
-
Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).
-
Он был перекормлен рыбным супом. (сосед Фока).
-
У него всё вокруг только “моё”. (Волк).
*******************************************
Баснописец.
Да, любознательный народ Вы, школяры!
И до всего вам дело.
Смотрите только, чтоб в потоке новостей
Деревня между глаз да не сгорела.
10 «И» сейчас представит нам
Ещё один сюжет Крылова.
Инсценировка басни «ТРИ МУЖИКА»
Баснописец.
Среди приятелей своих, возможно, вы встречали
Таких, что всё других бы обсуждали.
10 «Д» покажет их.
А вы, надеюсь я, не из таких?
Инсценировка басни «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»
Баснописец.
Не будьте падкими на лесть, мы говорим.
Ведь это признак глупости и чванства.
Надеюсь, что 11 «З» вас в этом убедит.
А мы актёрской их игрой здесь будем наслаждаться.
Инсценировка басни «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Баснописец.
Пусть ЭТА басня дедушки Крылова
Научит честь иметь,
Ведь что важней
Для будущего офицера,
Чем быть достойным ей.
С 10 «В» мы басню вспоминаем,
И слушаем, и словно бы читаем.
Инсценировка басни «ДВЕ СОБАКИ»
Баснописец.
У наших исполнителей Крылова
Могли бы мы с тобой кой-что и перенять:
Любовь к литературе, уваженье к Слову.
Актёрскую игру и к сцене страсть.
О том, что перенять, бывает и не худо,
А что перенимать не стоило совсем,
Расскажет нам 11 «Д».
Инсценировка басни «ОБЕЗЬЯНЫ»
.
ВЕДУЩИЙ.
Наш конкурс близится к концу.
И скоро огласят нам результаты.
Ребята!
Кто б ни победил,
Вы все − артисты и таланты!
Для вас, воспитанники, и для вас, учителя,
Ещё один сюрприз, друзья!
Его создание держалось долго втайне.
Читают басню «Волк на псарне»
Влюблённые в литературу офицеры школы!
Ну что это, как не признание в любви Крылову!
************************************************************
ВЕДУЩИЙ.
Итак, для подведения итогов
Даём мы слово представителям жюри.
Спасибо мне и дедушке Крылову –
Ведущим, что сей конкурс провели!
Жюри оглашает результаты.
Награждение победителей.
Слово директора.
Фотографирование участников, учителей.
Источник: https://infourok.ru/scenariy-obscheshkolnogo-meropriyatiya-moral-sey-basni-takova-konkurs-inscenirovok-po-basnyam-iakrilova-1124816.html
Жанровое своеобразие басен Крылова
Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет («Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Щука»), многие — рассказы в стихах («Три Мужика», «Мот и Ласточка»), есть басни — бытовые сцены («Два Мужика», «Купец»), есть и басни-аллегории («Лев, Серна и Лиса», «Дикие Козы») и т. д.
Поразительно широк тематический охват басен Крылова — вся Россия, от мужика до царя, представлена в них. Острие сатиры направлено против дворян-тунеядцев, вельмож, бюрократов и взяточников, чиновников и судей. Крылову очевидно, что безнаказанность мошенников — следствие негодности системы управления государством.
Больше того, басни «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы» возлагают ответственность за безобразия в стране на царя зверей — льва, в образе которого выведен император Александр I. В баснях своих Крылов выступает от лица народа. Он знает, что в крепостнической России люди страдают от волчьего закона: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Крылов пишет о радости плодотворного труда на благо общества, славит скромных тружеников, тех, кто:
- За все труды, за весь потерянный покой,
- Ни славою, ни почестьми не льстится,
- И мыслью оживлен одной:
- Что к пользе общей он трудится.
- («Орел и Пчела»)
В басне «Листы и Корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия — верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами — о барах и мужиках, о крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:
- В прекрасный летний день,
- Бросая по долине тень,
- Листы на дереве с зефирами шептали…
Зефир в древнегреческой мифологии — легкий западный ветер, несущий прохладу в жаркий день, и с ним тихо переговаривались Листы. Они
- Хвалились густотой, зеленостью своей
- И вот как о себе зефирам толковали…
Роль, которую играют зеленые листья в круговороте природы, была еще неизвестна, и Крылов не мог упоминанием о ней усилить достоинства листьев, а потому и отметил только два внешних признака — густоту и зеленость. Этого было довольно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе:
- «Не правда ли, что мы краса долины всей?
- Что нами дерево так пышно и кудряво,
- Раскидисто и величаво?
- Чтоб было в нем без нас?
- Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха!»
И далее Листы с увлечением болтают о том, что им удается укрывать от зноя пастуха и странника, своей красивостью привлекать пастушек, что раннею и позднею зарей среди листвы насвистывает соловей, и, наконец, сами зефиры почти не расстаются с Листами.
- Это беспечное хвастовство не прошло незамеченным:
- «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,— Им голос отвечал из-под земли смиренно.
- Голос принадлежал Корням дерева, но даже «смиренно» сделанное ими замечание Листам представляется дерзостью, бунтом.
- Заметим, что в начальной редакции на месте этих резких строк была длинная фраза с вопросительной интонацией:
- «Кто смеет с нами так считаться дерзновенно?»
Сравнительно вежливую форму Крылов заменил сердитым окриком, снял слово «дерзновенно», в котором есть оттенок смелости поступка, благородности порыва, и поставил «дерзко», то есть неуважительно, нахально, что больше подходило настроению Листов.
- «Мы те,— Им снизу отвечали,— Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете». Работая над басней, Крылов изменил редакцию этих строк. Вначале было: «Тех голоса им отвечали».
«Тех»— значит, Корней — было не очень ловко сказано. Он усилил ответ Корней, указал, что речь идет снизу, из-под земли, чем постыдил их. Корни выражают удивление, что Листы не узнают кормильцев, вовсе не просят каких-то новых прав, они только рекомендуют Листам не слишком заноситься.
А если сказать о Крылове, то существовавший порядок вещей, монархическое правление, привилегии дворянства он полагал незыблемым основанием государства. И в этой басне он отмечает несомненные достоинства Листов — покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья.
Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно трудится, сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.
Басни Крылова утверждают демократическую мораль. Как определил Гоголь, «его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Жанровое своеобразие басен Крылова. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://studbirga.info/zhanrovoe-svoeobrazie-basen-krylova/
Русская басня, ее истоки и роль в формировании нравственного самосознания общества в конце XVIII – начале XIX века
Три басни, принесенные
Крыловым на суд Дмитриева, были «Дуб и Трость» (1805), «Разборчивая невеста» (1805) и «Старик и трое молодых» (1806). Две первые, рекомендованные Дмитриевым к печати, сразу же появились в №1 журнала «Московский зритель» за 1806 год.
С этого момента Крылов целиком отдается работе над баснями и уже в 1809 году выпускает первый их сборник в составе 23 басен. За ним последовали сборники «Новые басни» 1811 и 1816-х годов, издания басен 1819, 1825 и 1830-х годов.
Отдельные басни регулярно появляются в ведущих литературных журналах этого времени. Затем Крылов подготавливает к печати полное собрание своих басен в 9 книгах, вышедшее в год смерти писателя – в 1844 году.
Туда вошло почти все из написанного им в этом жанре, за исключением того, что не было в свое время пропущено в печать цензурой (например, «Пестрые овцы»), а также ранних опытов 1780-х годов.
Басни Крылова появились в годы, когда господствующим течением в русской литературе являлся сентиментализм и зарождался романтизм. И.И. Дмитриев, В.Л. Пушкин,38 молодой Батюшков,39 Жуковский,40 задавали тон в поэзии, их басни приняли камерный, элегический характер.
В поэтике сентиментализма басня отрывалась от народной почвы, лишалась сатирической направленности, превращаясь в салонный жанр.
Крылов же решительно нарушил камерность поэтики сентиментализма – подчинение басни требованиям салонного изящества и «чувствительности» – и вернул ее к народным истокам, к ее сатирической направленности.
Крылов отверг «грубость», натуралистический бурлеск сумароковской басни, достигнув высокого совершенства в искусстве басенного рассказа. Крыловские басни знаменовали уже рождение реализма, тесно были связаны с народной основой.
В то же время
он преодолел понимание басни
как «низкого» жанра, свойственное
эстетике классицизма, при этом
сохранил принцип жанровой структуры.
Новаторство Крылова,
своеобразие его творческого
метода не в том, что он отверг все бывшее до него, а в том, что он, использовав достижения своих предшественников, сумел сделать басню многообразным и полноправным литературным жанром, придать ей русский национальный характер.
Для мастера
Крылова-баснописца особенно важное значение имеет его великолепное владение языком.
Гоголь особо подчеркивал «величественное заключение» в баснях Крылова, которое соответствует в них народному характеру мудрости и по своей афористичности, что определяет переход многих заключений в народную речь в качестве пословиц и поговорок («У сильного всегда бессильный виноват», «А Васька слушает да ест», «А ларчик просто открывался» и другие).
Крыловская басня
далеко вышла за пределы традиционных
жанровых рамок.
Она включила
в себя и сюжетный рассказ-новеллу (такие басни как «Три мужика» (1830), «Мот и Ласточка» (1818)) и сатирический памфлет («Рыбья пляска»(1824), «Пестрые овцы» (1825), «Щука» (1830), «Мирон» (1830)), и бытовую жанровую сценку («Купец» (1830)), и классическую басню-аллегорию («Лев, Серна и Лиса» (1830), «Алкид» (1818)), и восточное иносказание-аполог («Пустынник и Медведь» (1808), «Водолазы» (1813)), и меткую, злую эпиграмму («Клеветник и Змея» (1814), «Свинья под дубом» (1825)).
Множество сюжетов
взято им из русской жизни, из самой действительности и передано в самобытной, яркой национальной форме («Ларчик» (1807), «Демьянова уха» (1813), «Квартет» (1811), «Кот и Повар» (1812), «Волк на псарне» (1812), «Обоз» (1812)), сочетающей реалистически правдивую картину быта и нравов с типическим изображением характеров в драматизированной сценке.
У Крылова почти
каждая басня имеет свой особый
характер. Но главное, что отличает
крыловские басни от басен
его предшественников и современников, – это реалистическая конкретность
образов.
В его баснях впервые в этом жанре появились живые люди и звери, птицы, рыбы, наделенные людскими характерами.
С небывалой для басни смелостью и реалистической силой Крылов показывает типические характеры, находит те жизненные, конкретные черты и краски, какие не знала до него литература XVIII века.
Реалистическая
основа басенного творчества
Крылова тесно связана с народностью
его басен, с тем, что на
явления окружавшей его действительности
баснописец смотрел глазами народа, расценивал их с демократических позиций.
Этот демократизм сказался в глубоком сродстве морали его басен, оценки сатирически изображаемым им басенных персонажей с взглядами народных масс.
Басня Крылова реалистична и потому, что она берет явление не в его общем, абстрактном виде, не как событие, изолированное от его исторической и социальной основы, а как рассказ, сообщающий «случай», взятый из гущи жизни, в его конкретных подробностях. Поэтому в крыловских баснях представлены не условно-аллегорические «маски» зверей, а типические персонажи.
Крылов исходит
не из отвлеченных моральных
схем и категорий, а из глубокого
проникновения во все противоречия
и социальные связи окружающей
его общественной жизни.
Крылов преодолел
условность и рационализм поэтики
классицизма.
Если для классицизма басня – это жанр, в котором «рассказ», то есть изображение событий, подчинен «разуму», ведется «по степеням», по правилам поэтики, продиктованным логическим разделением предметов по идеальной схеме классицизма.
Этой отвлеченной схеме, превращавшей в поэтике классицизма басню в сухую аллегорию, Крылов противопоставил басню, играющую и блещущую юмором, всеми красками жизни, решительно порвавшую с рационалистическим дидактизмом.
Заслуга Крылова
прежде всего в правдивом изображении
действительности, в понимании социального, конкретного характера тех недостатков и язв общественной жизни, которые баснописец изображает в обобщенно типической форме условных басенных персонажей.
Басня у Крылова
является не моральным нравоучением, а прежде всего жгучей сатирой.
В отличие от своих предшественников, у которых сатирические мотивы занимали весьма скромное место, а самая сатира ограничена была бытовыми темами, Крылов как сатирик широко охватил основные, существенные явления действительности, разоблачая и высмеивая в баснях самые разнообразные стороны современной ему жизни.
Но прежде всего его сатира направлена против антинародного характера всего бюрократического аппарата, против наиболее существенных социальных «зол». Это и придавало сатирическим образам его басен широкое обобщающее значение, позволяло в условные рамки басенной аллегории вложить новое, социально острое содержание.
В баснях Крылова
проходит вся Россия от правителей
до мужика, разнообразная и выразительная
галерея представителей различных
классов и сословий.
Он ядовито разоблачает нравственное убожество, честолюбие, алчность, вероломство, эгоизм тех, кто угнетает народ, всевозможные проявления произвола, лицемерия, как основного их свойства.
Честолюбивый Осел, украшенный звонком, принятым им как знак отличия («Осел» (1829)); надутая важностью Лягушка, стремящаяся превзойти Вола («Лягушка и Вол» (1808)); бесцеремонная Свинья, изрывшая своим рылом огород («Свинья под дубом» (1825)); представители чиновной, бюрократической среды, все это тупые и чванливые ничтожества, стремящиеся использовать свое положение во имя своих эгоистических интересов, чуждые народу, цинично пользующиеся его трудом для своего собственного благополучия.
Басня являлась той формой
сатиры, которая позволяла Крылову
выступать по поводу самых острых вопросов общественной жизни и социальной несправедливости, пользуясь иносказательностью басенных образов, «эзоповским языком». Именно этот «эзоповский язык», аллегоризм басни давал возможность даже в условиях цензурного гнета высказывать свое независимое мнение, высмеивать вопиющие безнравственные явления современной жизни.
В крыловских баснях сатира
сочетается с моралистическим
началом, неотделима от него. Баснописец
не только казнит своей сатирой
общественные пороки и недостатки, но и провозглашает вместе с тем тот положительный идеал, те общественные, моральные и нравственные принципы, во имя которых он подвергал осмеянию эти пороки и недостатки.
Первая книга басен, вышедшая
в 1809 году, имела ошеломляющий
успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми.
За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Большинство басен поэта – оригинальные произведения, только 67 из них – переводные и заимствованные.
Более других Крылов переводил из Лафонтена и Эзопа.
Реалистические басни Крылова
появляются в самом начале
XIX века. Это такие басни, как «Дуб и Трость»(1805), «Музыканты» (1808), «Стрекоза и Муравей» (1808), «Слон на воеводстве» (1808), «Хозяин и Мыши» (1809), «Мешок» (1809), переводы из Лафонтена: «Старик и трое молодых» (1806), «Лягушка и Вол» (1808), «Ворона и Лисица» (1808), «Петух и жемчужное зерно» (1809), «Лев и Комар» (1809).
В этих баснях Крылов
делает акцент на таких нравственных
проблемах, как: невежество, лживость, лесть, зависть, лень, высокомерие,
зазнайство.
Особенно ярко в 1800-е
годы 19 века проявляется тема
лицемерия, лести.
Так, в басне
«Музыканты» (1808) Крылов не «обличает», не осуждает, а лишь рисует картину такой благонамеренной идиллии, которая на поверку оказывается надувательством.
Ведь трезвость и «прекрасное поведенье» певцов еще не означают, что они музыкально одарены. Умиление хозяина перед своими непьющими, но бездарными певцами показано с уничтожающей иронией:
«…Они немножечко дерут;
Зато уж в рот хмельного
не берут,
И все с прекрасным поведеньем».
Крылов завершает басню моралью:
А я скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей.41
Басня «Ворона и Лисица» (1808) изобличает хитрость, льстивость и изворотливость Лисы, которая выманивает сыр у глупой Вороны. Моралью басни («Уж сколько раз твердили миру…») Крылов настраивает на традиционную мудрость, идущую от Эзопа, – «лесть гнусна, вредна».
Но чтобы эта мораль стала поучительным уроком, нужно высмеять Лисицу. Если бы Лисица подавилась сыром или съела отравленный сыр, то льстец был бы наказан. (Именно так поступил Лессинг в басне «Ворона и Лиса»). У Крылова сатирический смех направлен на Ворону. Лисица же добившись своего, ускользает безнаказанной.
Следовательно, льстец торжествует победу над глупой Вороной, и мораль басни как будто не вполне сбывается. Напротив, лесть приносит пользу самому льстецу. Крылов перенес осуждение с Лисы на Ворону – не тот виноват, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не может распознать хитреца.
Поэтому глупость Вороны заключается в ее преувеличенном мнении о самой себе. Она оказалась падкой на сладкую лесть:
Вещуньина с похвал вскружилась
голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все
воронье горло:
Сыр выпал – с ним
была плутовка такова.
Верить лести, учит Крылов, нельзя – это никогда не приводит к
выгоде того, кто наслаждается умильными
похвалами. Однако в том-то и
дело, что лесть привлекательна, и ей невозможно не поверить.
Басня будто бы опровергает первую часть морали и как бы поддерживает вторую: в реальной жизни льстец всегда добивается удовлетворения, хотя нравственная норма противоречит действительности.
Поэтому столь игриво и подробно описывает Крылов сцену лести:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка, что
за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой
носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и
петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас
была царь-птица! (113)
Смысл басни состоит не в том, чтобы научить умно, ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной, а для этого необходимо не впадать в иллюзии относительно своих возможностей, способностей и твердо оценивать их.
К вопросу художественного
осуждения таких безнравственных
качеств, как лживость, лесть, Крылов обращается и в поздних своих баснях. Это басни: «Лжец» (1811), «Напраслина» (1816), «Мирон» (1830), «Кукушка и Петух» (1835).
В басне «Лжец» (1811) порицая
общечеловеческий порок – ложь, Крылов придал своему Лжецу
черты социальные. Его Лжец – дворянин, князь, чернящий свою страну:
…Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц
без счету прилыгал.
«Нет, – говорит, – что я
видал,
Того уж не увижу боле.
Что здесь у вас
за край?
То холодно, то очень
жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
Вот там-то прямо рай!…» (124)
В то же время этот Князь труслив
и быстро сбавляет свой тон, когда
узнает от приятеля, что ему предстоит
перейти через мост, не выдерживающий
тяжести лжецов.
Он сам разоблачает
свою ложь, призывая приятеля поискать брод.
Эти оттенки лжи, постепенное превращение наглого враля в трусливого лицемера придают образу крыловского Лжеца психологическую убедительность и заостряют его типические социальные черты.
Источник: https://yaneuch.ru/cat_09/russkaya-basnya-ee-istoki-i/123157.1775102.page5.html