Образ ольги ильинской в романе “обломов” гончарова: портрет в цитатах

Цитатная характеристика Ильинской в романе «Обломов»

Образ Ольги Ильинской в романе

Ольга Ильинская — героиня книги И. Гончарова «Обломов», одно время — возлюбленная главного героя Ильи Ильича.

Первое, что бросается в глаза Обломову при встрече с Ольгой, это отсутствие наигранности в ее поведении:

«В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…

Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!»

Ольга Ильинская не является образцом классической красоты. Эталонам и стандартам красавицы, принятым в то время, она не соответствует. Гончаров смотрит на свою героиню, как скульптор бы глядел на созданную им скульптуру:

«Но если бы обратить ее в статую, она была бы статуей грации и гармонии.

Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами…»

Походка Ольги демонстрирует ее живой и бодрый характер, она ровна, легка и изящна. Автор И. Гончаров говорит об Ольге так: «Строго и обдуманно, артистически созданное существо…

»

Ильинская — прекрасная музыкантша, играет на фортепиано и поет. Голос ее чист и силен, «с мягкой нервной дрожью».

Гончаров описывает Ольгу в момент исполнения ею музыкальных произведений:

«Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице у нее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо…

»

Обратите внимание

Ольга очаровательна как девушка. Влюбленный Обломов сравнивает ее нежную головку с цветком: «Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!… Эта белизна, эти глаза, где как в пучине, темно, и вместе с тем блестит что-то… душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и голова…

как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок.. дышит ароматом…»

Пообщавшись с Ольгой некоторое время, невозможно не заметить ее острый ум, яркость и живость мыслей. «Благоухающей свежестью ума и чувств» называет ее особенности Штольц. Взгляд Ольги не пропускает ничего вокруг себя, непрерывный поток мыслей горит в ее взгляде.

С людьми она сближается не очень активно, другие часто так и не узнают ее характера полностью: «Одни считали ее недалекой, так как не срывались с ее языка мудрые сентенции…»

Ольга способна на большие чувства и переживания. Любовь к Обломову, что не закончилась браком, оставила в ее душе рану, которая залечивалась годами. Счастье тонкая натура Ольги находит в тихой замужней жизни с Андреем Штольцем, в ее безграничном доверии к этому человеку.

Тема России в романе «Обломов» с цитатами

Отношение Обломова к к учебе, науке, хозяйству

Главная тема романа «Обломов» И. Гончарова

Сочинение на тему «Образ жизни Обломова»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=329

Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов”

Гончаров Умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов. Ольга Ильинская – главная героиня романа ” Обломов ” – один из самых замечательных персонажей в русской классической литературе. Гончаров очень доброжелателен к своей героине. Ольга наделена проницательностью, уравновешенностью, гордостью.

Автора Восхищает чувство долга, которым, прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе.

Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: “Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые – признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.

Важно

То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…” Походку героини автор описывает как “легкую, почти неуловимую”. В личности Ольги – особая одухотворенность, призванная быть ангелом-хранителем Обломова и разбудить его уснувшую душу.

В личности Ильинской критик Писарев справедливо находил “естественность и присутствие сознания – что отличает Ольгу от обыкновенных женщин.

Из этих двух качеств вытекает правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, умение Любить просто и серьезно, без хитростей и уловок… Ольга растет вместе со своим чувством…” Ольга не способна покорно подчиняться своей судьбе.

Она мечтает спасти Обломова, заставить его “жить, действовать, благословлять жизнь”, спасти его погибающие ум и душу.

Но когда Ольга убеждается в тщетности своих усилий, видит, что любимый человек не соответствует ее высокому представлению об идеале, она порывает с ним.

Ольга, как она сама говорила, полюбила образ Обломова, который она себе создала. Она хотела сделать из Обломова человека с большой буквы, и у него были все качества для этого. Душу, Ольги грела мысль о том, что она сможет вернуть человека к жизни, заставить его делать то, чем он никогда не занимался, заинтересовать тем, что его никогда не интересовало.

Ольга делала это ради себя и ради Обломова. Ильинская живет богатой духовной жизнью, она полна стремления к деятельности. Она мечтает о герое, который соединил бы в себе высокий ум и страстное чувство с энергией, волей и большой целью в жизни. Ей кажется, что Штольц соответствует ее идеалу, но жизнь с ним не полностью удовлетворяет Ольгу: “Мне грустно бывает иногда.

Все тянет меня куда-то еще…” Тихое счастье со Штольцем не могло удовлетворить Ольгу. Если бы Гончаров продолжил рассказ об Ольге и Штольце, ее сильный характер и постоянная потребность в деятельности обязательно привели бы Ольгу к разрыву со Штольцем.

Совет

Добролюбов видел в героине романа передовую русскую женщину и подчеркивал в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а не эгоистических целей: “Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы – принять их как новую стихию жизни и склонить голову.

Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, по всеми масками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнесет над нею суд беспощадный…”

По мнению героини, только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека. Ольга стремится к чему-то невероятному и никому не известному.

Она мчится в другой мир, ввысь, в неведомые просторы, и за ней не успеть ни Штольцу, ни тем более Обломову. Ольга не могла любить Штольца.

Она полюбила бы человека выше ее по разуму, у которого она ежедневно могла бы находить что-то новое, неизведанное. А Штольц предпочитал спокойную, размеренную и уравновешенную жизнь.

Агафья Матвеевна в романе противопоставлена Ольге. Агафья подарила Обломову рай. Ее любовь ничего не требует от Обломова и идет на жертвы сама.

Это любовь от природы: “она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и без музыки нерв… Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”.

Читайте также:  Анализ повести "невский проспект" гоголя: суть, смысл, идея

Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, “он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес… и содрогался, когда вспоминал о ней”.

Обратите внимание

В любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считал, что любовь должна быть яркая, пылкая, а сердце его стремилось к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов. А Агафья Матвеевна нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.

Анисья – жена Захара – тоже очень интересный образ. Это “живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками”.

Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, умом. При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку.

Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.

В семье Захара – непростые отношения. Я думаю, это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между не очень горячо любящими друг друга мужем и женой. Гончаров говорит: “Страсть надо утопить в женитьбе “. Анисья и Захар – одни из многих, которые утопили страсть в женитьбе или у которых страсти не было вообще. Захар делает вид, что не прислушивается к советам жены, а потом следует им.

Анисья – мудрая женщина, она видит и знает странное свойство Захара, как и других мужчин, ни в коем случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее их. На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как ему советовала жена.

Захар не переносил, когда Анисья умудрялась подхватить на лету упущенную им тарелку, а жена, поставив тарелку на стол, под залпы упреков с усмешкой выходила из комнаты. Такие отношения с Захаром Анисья воспринимала как должное и чувствовала себя вполне счастливой. Без этих интересных женских образов роман “Обломов” был бы неполным, неярким.

Женские образы дополняют как образ главного героя, так и образы остальных персонажей романа и помогают понять позицию автора.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/obraz-olgi-ilinskoj-v-romane-goncharova-oblomov/

Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”

Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова «Обломов»

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Важно

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Читайте также:  Образ и характеристика катерины в пьесе "гроза" островского: описание характера, жизнь и смерть катерины кабановой

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Источник: https://globuss24.ru/doc/obraz-olgi-ilinskoi-v-romane-i-a-goncarova-oblomov

28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе и.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17) Вариант 1

Женские образы в
романе «Обломов» даны автором с целью
рас­крыть характер главного героя.
Одной из центральных тем романа становится
тема любви. Прежде всего, она раскрывается
через взаи­моотношения Ильи Обломова
и Ольги Ильинской.

Для Обломова Ольга
– путеводная звезда, ангел-хранитель.

Какая
же она Ольга Ильинская? Ольга – умная,
гордая, самолю­бивая и деятельная
натура. По словам А. Н. Добролюбова, она
гар­монично совмещает в себе «сердце
и волю», сознательность взгляда на
жизнь, настойчивость в борьбе за
постоянную цель, пытливость ума.

Глубина
чувств и женственность сделала Ольгу
одним из са­мых гармонических и светлых
образов в русской литературе XIX
века. Ольга может любить безоглядно и
безумно. Для нее любовь – один из способов
двигаться вперед. Она ждет, что и ее
избранник, Обломов, тоже будет преодолевать
любые препятствия для дости­жения
счастья.

Но герой стремится к покою,
который Ольга воспри­нимает как
проявление его лени и апатии.

Автор испытывает
героиню любовью. Пройдя через это
испы­тание, она становится проницательнее,
взрослее. Штольц, встретив ее за границей,
не понимает: «Где она брала уроки жизни?».

Оба героя, Ольга и
Обломов, проходят все стадии любви:
зарож­дение, развитие, высшее напряжение
и затухание. Любовь превра­тилась в
долг, «делалась строже, взыскательней».

В том, что любовь не сложилась счастливо,
есть вина обоих героев. С одной стороны,
бездействие Обломова.

Совет

Хотя герой и любит
искренне, он испытыва­ет глубокие
сомнения по поводу своих возможностей
сделать Ольгу счастливой.

С другой стороны,
нельзя не видеть, что Ольга относится
к люб­ви, как к некому долгу, она
стремится пронести это чувство через
всю жизнь. Отсюда складывается ощущение,
что любовь для Ольги становится «миссией»
– спасти Обломова от апатии и лени.

Героиня сравнивает себя с врачом,
призванным спасти тяжелобольного.
Об­ломов интуитивно понимает, что
материнскую любовь, нежность, которые
составляли его идеал, в чувствах Ольги
нет.

Героиня требу­ет от него
самопожертвования, на которое Обломов
не способен.

Полной противоположностью
Ольги Ильинской является Ага­фья
Матвеевна Пшеницына. Эта героиня берет
на себя все заботы об Обломове. Ее чувства
к Обломову представляют собой своеоб­разное
самоотречение во имя любимого человека.

В сравнений двух
женских образов, в их понимании любви
есть глубокий смысл. Умная Ольга и
патриархальная Пшеницына каж­дая
по-своему помогают раскрыть идею романа,
обнажая сущность Обломова.

Вариант 2

“Разбирать
женские образы, созданные И. А. Гончаровым,
значит предъявлять претензию быть
великим знатоком женского сердца”,
– заметил один из наиболее проницательных
русских критиков – Н. А. Добролюбов.
Действительно, образ Ольги Ильинской
можно назвать несомненной удачей
Гончарова-психолога. В нем воплотились
не только лучшие черты русской женщины,
но и все лучшее, что видел писатель в
русском человеке вообще.

“Ольга в
строгом смысле не была красавица, то
есть не было ни белизны в ней, ни яркого
колорита щек и губ, и глаза не горели
лучами внутреннего огня… Но если б ее
обратить в статую, она была бы статуя
грации и гармонии” – именно так, всего
в нескольких деталях дает И. А. Гончаров
портрет своей героини. И уже в нем мы
видим те черты, которые всегда привлекали
русских писателей в любой женщине:
отсутствие искусственности, красоту
не застывшую, а живую. “В редкой девице,
– подчеркивает автор, – встретишь такую
простоту и естественную свободу взгляда,
слова, поступка… Ни жеманства, ни
кокетства, никакой лжи, никакой мишуры,
ни умысла”.

Ольга чужая в
своей среде. Но она не жертва, потому
что в ней есть и ум, и решительность,
чтобы отстаивать право на свою жизненную
позицию, на поведение, не ориентированное
на общепринятые нормы. Не случайно
Обломов воспринял Ольгу как воплощение
того идеала, о котором он грезил. Едва
Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал”
ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу,
но и она его. Любовь для Ольги становится
не только испытанием. “Где она брала
уроки жизни?” – с восхищением думает
о ней Штольц, который любит Ольгу именно
такую, преображенную любовью.

Именно отношения
главного героя романа с Ольгой позволяют
нам глубже понять характер Ильи Обломова.
Именно Ольгин взгляд на своего
возлюбленного помогает читателю
посмотреть на него так, как того хотел
автор.

Что же видит
Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость,
отсутствие всех тех светских условностей,
которые также чужды ей. Она чувствует,
что в Илье нет цинизма, но есть постоянное
стремление к сомнению и сочувствию. Но
Ольге и Обломову не суждено быть
счастливыми.

Обратите внимание

Обломов
предчувствует, что их с Ольгой отношения
не могут всегда быть их личным делом;
они непременно обернутся множеством
условностей, обязанностей. Надо будет
“соответствовать”, заниматься
делами, стать членом общества и главой
семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают
Обломова в бездеятельности, а он в ответ
лишь дает несбыточные обещания или
улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо,
как нищий, которого упрекнули его
наготой”.

Ольга постоянно
размышляет не только о своем чувстве,
но и о влиянии на Обломова, о своей
“миссии”: “И все это чудо сделает
она, такая робкая, молчаливая, которой
до сих пор никто не слушался, которая
еще не начала жить!” И любовь становится
для Ольги долгом, а потому уже не может
быть безоглядной, стихийной. Больше
того, Ольга не готова пожертвовать ради
любви всем. “Тебе хотелось бы узнать,
пожертвовала ли бы я тебе своим
спокойствием, пошла ли бы я с тобой по
этому пути?.. Никогда, ни за что!” –
решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга
ждут друг от друга невозможного. Она от
него – деятельности, воли, энергии; в ее
представлении он должен стать похожим
на Штольца, но только сохранив при этом
лучшее, что есть в его душе. Он от нее –
безоглядной, самоотверженной любви. И
оба они обманываются, убеждая себя, что
это возможно, а потому неизбежен конец
их любви. Ольга любит того Обломова,
которого создала она сама в своем
воображении, которого она искренне
хотела создать в жизни. “Я думала, что
оживлю тебя, что ты можешь еще жить для
меня, – а ты уж давно умер”, – с трудом
выговаривает Ольга суровый приговор и
задает горький вопрос: “Кто проклял
тебя, Илья? Что ты сделал? Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу…”
“Есть, – отвечает Илья. – Обломовщина!”
Трагедия Ольги и Обломова становится
окончательным приговором тому явлению,
которое изобразил Гончаров.

Читайте также:  Образ евгения онегина в романе "евгений онегин" пушкина: описание в цитатах

Ольга выходит
замуж за Штольца. Именно он сумел добиться
того, что в душе Ольги здравый смысл,
рассудок окончательно победили терзавшее
ее чувство. Ее жизнь можно назвать
счастливой. Она верит в своего мужа, а
потому любит его. Но Ольга начинает
чувствовать необъяснимую тоску.
Механическая, деятельная жизнь Штольца
не дает тех возможностей для движения
души, которые были в ее чувстве к Обломову.
И даже Штольц угадывает: “Узнав раз,
его разлюбить невозможно”. С любовью
к Обломову умирает часть души Ольги,
она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по
своему развитию, представляет высший
идеал, какой только может теперь русский
художник вызвать из теперешней русской
жизни, живое лицо, только такое,
каких мы еще не встречали”, – писал
Добролюбов. Мы можем уверенно сказать,
что Ольга Ильинская продолжает ту
галерею прекрасных женских типов,
которую открыла Татьяна Ларина и которыми
будет восхищаться не одно поколение
читателей.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3494090/page:39/

Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Коллекция сочинений: Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова “Обломов»

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаро­вым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца», — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов.

Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога.

В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писа­тель в русском человеке вообще.

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее об­ратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини.

И уже в нем мы видим те черты, ко­торые всегда привлекали русских писателей в любой женщи­не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встре­тишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…

Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, ни­какой мишуры, ни умысла».

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориен­тированное на общепринятые нормы.

Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела ” Casta diva », он сразу “узнал» ее. Не только Обломов “узнал» Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием.

“Где она брала уроки жизни?» — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображен­ную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой по­зволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Имен­но Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читате­лю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчи­вость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Важно

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обер­нутся множеством условностей, обязанностей.

Надо будет “соответствовать», заниматься делами, стать членом общест­ва и главой семьи и так далее.

Штольц и Ольга упрекают Об­ломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточ­ные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой».

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии»: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!» И лю­бовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» — реши­тельно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безогляд­ной, самоотверженной любви.

И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела со­здать в жизни.

“Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер», — с трудом вы­говаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» “Есть, — отвечает Илья.

— Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окон­чательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел до­биться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а пото­му любит его.

Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно».

С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из те­перешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали», — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Та­тьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поко­ление читателей.

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-olgi-ilinskoj-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector