Мораль басни “волк и лисица” крылова (анализ, суть, смысл)

Лев, Волк и Лисица. Басня Толстого

Басня «Лев, Волк и Лисица» высмеивает лживость доносчиков, поплатившихся своим же словом. Она отражает суть любого рода клеветы и показывает, к чему та может привести. Данное произведение – урок для тех, кто любит зарабатывать «галочку» перед вышестоящим за счет унижения в его глазах другого.

Басня «Лев, Волк и Лисица»

Старый больной лев лежал в пещере. Приходили все звери проведывать царя, только лисица не бывала. Вот волк обрадовался случаю и стал пред львом оговаривать лисицу.

– Она, – говорит, – тебя ни во что считает, ни разу не зашла царя проведать.

На эти слова и прибеги лисица. Она услыхала, что волк говорит, и думает: “Погоди ж, волк, я тебе вымещу”. Вот лев зарычал на лисицу, а она и говорит:

– Не вели казнить, вели слово вымолвить. Я оттого не бывала, что недосуг было. А недосуг было оттого, что по всему свету бегала, у лекарей для тебя лекарства спрашивала. Только теперь нашла, вот и прибежала.

Лев и говорит:

– Какое лекарство?

– А вот какое: если живого волка обдерёшь, да шкуру его тёпленькую наденешь…

Как растянул лев волка, лисица засмеялась и говорит:

– Так-то, брат; господ не на зло, а на добро наводить надо.

Мораль басни Толстого «Лев, Волк и Лисица»

Мораль басни «Лев, Волк и Лисица», наверняка, сумел разглядеть каждый: никогда не пытайся показать себя с лучшей стороны, оклеветав кого-либо, ведь ложь еще никому не отплатила добром. Не старайся выглядеть более достойным и ценным на фоне лживо оговоренного тобою человека, которого нет рядом и который не может избавить себя от несправедливо навешанных ему ярлыков.

С другой же стороны автор заложил в баню еще и другой подтекст: неважно, как ведет себя твое окружение, не ткни в их ошибки пальцем, показывая никчемность их поведения всем подряд, дабы не оказаться крайним в сложившейся ситуации.

Анализ басни «Лев, Волк и Лисица»

Автор знакомит своего читателя с историей трех героев: Льва, Волка и Лисицы. Лев – старый и больной царь зверей, который принимал к себе в пещеру всех желающих справиться о его здоровье.

Среди них был и Волк, который решил из сложившейся ситуации выжать максимум пользы для своей персоны – с помощью клеветы свести давние счеты с соперником и врагом – Лисицей, которая еще ни разу не показалась у «постели» больного. Однако разрешение ситуации не заставило себя долго ждать.

Тут же объявилась хитрая и умная Лиса, которая, переиграв в свою сторону все рассказанное Волком, подставила своего обидчика.

Обратите внимание

Результат: Волк наказан за вранье, Лиса осталась безнаказанной, Лев, несмотря на то, что все еще остается царем зверей, обманут дважды.

Басня «Лев, Волк и Лисица» не подводит нас к состраданию или разбирательствам, кто прав, а кто нет. По своей сути, в ней нет как такового положительного героя, а вот в этом то и часть жизненных реалий: идеальных нет среди нас, но и не стоит кого-то судить либо осуждать, оставайся честным самому себе и не берись за чужие судьбы и их выбор в отношении жизненных приоритетов.

Читать все басни Толстого

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/lev-volk-i-lisitsa-basnya-tolstogo/

Исследовательский проект Образ волка в баснях Крылова.doc – Исследовательский проект по литературе на тему “Образ волка в баснях И.А. Крылова”

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

2017ОглавлениеВведение с.2­3Глава I.

Аллегория как средство выразительности в басне с.4Глава II. Образ волка в баснях И.А. Крылова с.5­8Заключение с.9 Источники с.10Приложение с.11­21Полное название темы работы«Образы Волка в баснях И. А.

Крылова»Название направлениялитератураТип работыисследовательская работаФИО (полностью) автораМавлютова АзизаМесто учебыКлассРуководитель МКОУ «Лозовская СОШ» 5Пахомова Валентина Васильевна

2

ВведениеАктуальность (слайд№2). Еще в Древней Греции жанр басни прославилостроумный Эзоп. В России в 18 веке басня стала одним из самых любимых жанров влитературе. Крылатые выражения из басен расходились в народе. Мораль басни всегданенавязчиво поучала, передавала мудрость от старших поколений младшим.Прославленным баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

Из большинства детскихсказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память ивозникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками.

Часто людимогут сказать, что Крылов писал совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсемне понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крыловачитать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок. В наши дни нередко баснииспользуют сатирики для высмеивания каких­либо пороков в обществе, своихполитических соперников.

Цель работы (слайд № 3) – показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней. Гипотеза (слайд № 4).

Волк в баснях Крылова ­ олицетворение жадности, глупости,несправедливости и других пороков людей.Задачи (слайд№ 5):1) Прочитать не менее 15 басен Крылова, отобрать те из них, в которых есть персонаж ­волк,2) проанализировать выбранные басни,3)Методы (слайд № 6): изучение, анализ, обобщение.

Важно

обобщить аллегорические образы, сделать выводы,Объект изучения (слайд № 7): – басни И.А.Крылова.Предмет изучения – образ Волка в баснях Крылова.Основные результаты научного исследования (научные, практические): проведеносравнение нескольких басен, на основе которого выявлены разные характеры и образыаллегорического персонажа – Волка.

3

Глава I. Аллегория как, средство выразительности в басне.Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятсяразличные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютноразных жизненных ситуациях, и, обращаясь к ним, мы не перестаем удивлятьсяталанту Крылова.

Что же такое басня? Согласно толковому словарю, это “краткий, в основномстихотворный, нравоучительный текст”, то есть сказка, содержащая в себе поучение,имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности,основанным на таких моральных идеалах, как добро, отзывчивость, долг, справедливостьи другие.

Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметыили растения, которые наделяются различными человеческими качествами. Все басни строятся на аллегории. Что же это такое? Аллег рияоо (от др.греч.

ἀλληγορία — Сказание) (слайд № 8) — художественное сравнение идей (понятий)посредством конкретного художественного образа или диалога. Так в образе животныхможно представить какие­либо качества людей.Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, баснях.

Основным способомизображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представленияраскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочныхперсонажей, неживых предметах и обретают переносное значение.

4

Глава II. Образ волка в баснях И. А. Крылова.Рассмотрим индивидуально­авторское понимание аллегорического образа Волка,представленное в баснях И.А. Крылова. Вот их список (слайд№9):1. «Волк и Ягненок»2. «Волк на псарне» 3. «Волк и журавль» 4. «Волк и овцы» 5. «Волк и лисица»Выберем для анализа несколько наиболее известных басен.1.

Басня Крылова «Волк и Ягненок» (слайд №10), на первый взгляд, представляетсобой достаточно традиционное толкование известного сюжета. В басне два главныхгероя, образы, которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Совет

Есливспомнить сюжет произведения, то уже в его элементах можно увидеть отчетливовыраженное авторское начало: “голодный Волк” рыщет возле ручья, рассчитывая каким­то образом утолить свой голод, и в это время к тому же самому ручью приходит Ягненок,который хочет напиться…

“Голодный” хищник просто не может отказаться отпоявившейся пищи! Не идти же, в самом деле, ему искать еще какую­нибудь “еду”, еслиона уже появилась? Самое страшное в его поведении, по мнению Крылова, не это.

Автор,вероятно, не нашел бы, за что ему следовало бы осудить Волка, если бы хищник сразу жесъел несчастного Ягненка? Тогда, собственно говоря, и басни бы не было.

Для показа жене просто силы, а силы безнравственной, лицемерной и этим особенно страшной вморальном плане, Крылов изображает Волка, который настойчиво стремится оправдатьсвое отношение к беззащитному Ягненку какими­то, если и не моральными, то хотя бы”законными” основаниями. Именно с помощью использования эпитета “законный” ираскрывается нравственно­эстетическая позиция Крылова. сама “законность”Само значение этого слова,подразумевает, что Волк хочет с помощью высоких мотивовоправдать свое поведение в глазах… того же самого

5

Ягненка. Ведь никто и никогда не узнает, что же именно произошло между Волком иЯгненком, никому и дела не будет до того, что Волк съел последнего ­ еще одна жертвасвирепого хищника… А если бы кто и узнал, разве кто­либо из той среды, в которой живутгерои басни, посмел бы осудить. Персонаж Волка: ­ Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своимположением.

­ Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственнойбезнаказанности.­ Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом инечистым рылом.­ Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват ужтем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.

Мораль басни «Волк и Ягненок»«У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редкихбасен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь.Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе.

Ну насамом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив,стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда онзаговорит? Как Ягненок?Какие можно сделать выводы?Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправиепростого народа.

Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить изобщества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ейзаблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кемоправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановлениесправедливости.2.

Читайте также:  Вася в рассказе "в дурном обществе" короленко: образ, характеристика, описание характера, портрет

В басне “Волк на псарне” (слайд №11) уже можно говорить не столько обаллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумеваетсяНаполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер,ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться кситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал”на псарню” вместо “овчарни”…

6

Обратите внимание

Мораль басни «Волк на псарне»Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительныхисторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но дажеподробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей непокрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин инастроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких иобразных выражений: “псы рвутся на драку”… Причем особенно четко описана опаснаяхитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”.

Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушиваетволка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляяволка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началомпоявляющейся морали: “Ты сер, а я, приятель, сед”.

Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываемв нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображенияконкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своейценности и вне контекста эпохи.3.В басне ” Волк и журавль “ два главных героя. Волк в этой басне хитрый иковарный.

А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость. Мораль басни:Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не онидолжны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при другихобстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказываяпомощь таким людям, рассчитывать на их благодарность.

Мораль кроется гораздоглубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и своюглупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, чтосталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь,рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства ижестокости.4.

В басне “Волк и овцы” говорится о том, что правительство зверей решилозащитить овец и приняли закон: Как скоро Волк у стада забуянит,

7

И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца, Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор.Но волки всё­таки овец таскали.Мораль басни: Во времена Крылова было много законов, которые защищали правалишь сильного сословия, а те, кто находился в крепостной зависимости, были абсолютнобесправны.

Важно

В этой басне высмеивается такой закон, который невозможно исполнить, икаждому понятно, что он не защитит бесправного. Сильные, т.е. волки могут поступать,как им вздумается, несмотря на то, что по закону слабым, т.е. овцам можно было самимрасправляться с обидчиками. В реальной жизни это невозможно осуществить, т.е. такойзакон – лишь лицемерие.

Волк в этой басне – образ помещика, вельможи, которыйпонимает, что ему все дозволено.5.В басне «Волк и лисица» говорится о том, как лиса, насытившись вкурятнике, еще и прихватила про запас. Вдруг к ней приходит волк голодный, лисичкахитрая ему ни слова про запас, но предложила ему поесть сена.

Сбитый с толкуласковыми словами лисы, Волк ушел одураченный и голодный. Мораль: Охотно мы дарим,Что нам не надобно самим.Мы это басней поясним,Затем что истина сноснее полуоткрыта.Волк в этой басне – олицетворение неудачника, наивного и глупого человека,которого легко одурачить. Он купится на любое ласковое слово или лесть.

” Волк и журавль “ (слайд 12) “Волк и овцы” (слайд 13) «Волк и лисица» (слайд 14)

8

ЗаключениеУ писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов.Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была тактесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий,живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого (слайд №15).

Стихи Крылова, легко запоминаясь, сделались пословицами, вошли в золотой фонднародной речи.

Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много:«А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мнекушать» («Волк и Ягненок»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Аи, Моська!Знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает да ест»(«Кот и Повар») и много­много других, не менее замечательных и выразительных.Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние егона русскую литературу было глубоким и положительным.В баснях Крылова ненавязчиво через образы животных высмеиваются порокилюдей. В народных сказках Волк чаще всего – олицетворение зла. Следуя традициифольклора, Крылов также приписывает Волку разные злодеяния, коварство, жестокость.Но у Крылова Волк еще и глупый, наивный. Итак, в баснях Крылова встречается образ Волка – жадного, коварного, хитрого,жестокого, наивного, глупого, и даже есть Волк в образе Наполеона.

9

Источники (слайд №16)1.И.А.Крылов. Басни. ­ Ростов­на­Дону: Торговая издательская компания«Антураж» , 2014.2.3.Википедия.Интернет. Сайт «Детям»

10

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/issledovatelskij_proekt_po_literature_na_temu_obraz_volka_v_basnyah_ia_krylova-37354/45273

Книга четвертая – Басни Ивана Андреевича Крылова

Анализ басни Тришкин кафтан

Таких людей как Тришка очень много. Решая дела, они умудряются их так запутать своими же недоделками и переделками, что разобраться потом бывает сложно.

Тришке, вместо того, чтобы резать старый кафтан по кускам, нужно было всего лишь взять пару лоскутов из сундука. И заплатки бы на локтях были, и кафтан был бы цел. А так получилось то, что получилось.

И кафтан не кафтан, и люди смеются.

Если посмотреть глубже, то в Тришке легко можно увидеть нерадивого чиновника, который неправильно «режет» местный бюджет. Не замечая главных проблем, он направляет средства туда, где они нужны меньше всего.

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

“Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, праве

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами”.

“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”, –

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

“Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?” –

Листы, по дереву шумя, залепетали.

“Мы те, –

Им снизу отвечали, –

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, –

Не станет дерева, ни вас”.

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!”

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

“Постойте ж, я сыскал секрет! –

Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем”.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

“Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!”

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей, –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь”.

Источник: https://basni-krylova.ru/kniga-chetvertaya/page/2/

Крылов басня волк и лиса – Басня Волк и Лисица — Басня Крылова Ивана Андреевича — Басни Крылова И. А. скачать бесплатно или читать онлайн

Прослушать басню «Волк и лисица»

Охотно мы дарим,Что́ нам не надобно самим.Мы это басней поясним,

Затем, что истина сноснее вполоткрыта.

Лиса, курятинки накушавшись до-сыта,
И добрый ворошок[1] припрятавши в запас,Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.

«Что, кумушка[2], беды!» он говорит:

«Неужли?» – «Право так». – «Бедняжка-куманек[3]!

Пошел без ужина домой.[4] [1] Ворошо́к – уменьшительное от «ворох» – куча, груда чего-нибудь, сваленного в беспорядке.

[2] Кума́ – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.

Читайте также:  Саша троекуров в романе "дубровский": образ, характеристика, описание
[3] Кум – крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[4] В основе басни – мотивы русских народных сказок о волке и лисе.
 

Время написания: не позднее февраля 1816 г.Первая публикация: «Новые басни», ч. IV, 1816 г.

Крылатое выражение: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. Употребляется в прямом смысле.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга четвертая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Что нам не надобно самим.

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Лиса, курятинки накушавшись досыта

И добрый ворошок припрятавши в запас,

Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.

Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.

«Что, кумушка, беды! — он говорит. —

Ни косточкой не мог нигде я поживиться;

Собаки злы, пастух не спит,

«Неужли?» — «Право, так». — «Бедняжка куманек?

А куму не сенца, хотелось бы мяснова —

Да про запас Лиса ни слова.

Охотно мы дарим,Что нам не надобно самим.Мы это басней поясним,

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Совет

Лиса, курятинки накушавшись досытаИ добрый ворошок припрятавши в запас,Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится,«Что, кумушка, беды!- он говорит.

-Ни косточкой не мог нигде я поживиться;Меня так голод и морит;Собаки злы, пастух не спит,Пришло хоть удавиться!»-«Неужли?»- «Право так».- «Бедняжка куманек!Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог;Я куму услужить готова».

А куму не сенца, хотелось бы мяснова —Да про запас Лиса ни слова.И серый рыцарь мой,Обласкан по уши кумой,

Анато́лий Дми́триевич Папа́нов (30 октября[1][2] 1922, Вязьма — 5 августа 1987, Москва) — советский актёр театра и кино[3]. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Обратите внимание

Иван Андреевич Крылов (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Басня «Волк и Лисица» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Волк и Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Волк и Лисица» заключается в том, что некоторые люди с радостью делятся тем, что им самим не нужно, но при этом не хотят делиться чем-то дорогим и ценным, даже когда это может помочь близкому (то есть предлагают «сено» вместо «припрятанного мяса»).

В этой басне Крылов осуждает такие качества, как жадность, лживость, лицемерие, безразличие, эгоизм. 

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:

«Охотно мы дарим, 

Что́ нам не надобно самим.»

Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:

«На тебе, Боже, что нам не гоже.» 

«Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты.» 

«Всякий «Ах!» да руками мах!»  

«Без беды друга не узнаешь.» 

«Дружба дружбе розь — иную хоть брось!»

«Друг познается в беде.» 

Поэт И. И. Хемницер комментирует мораль басни следующим образом:

«Здесь под волком надо разуметь человека не алчного, не злого, а просто в чем-нибудь нуждающегося; лисица же изображает скупого лицемера, который примет тебя и невесть как ласково: обнимает, целует, готов плакать с тобой, помочь же ничем не поможет, ниточкой не поделится, а укажет, пожалуй, на чье-нибудь чужое добро, да и то на такое, что ни для его самого, ни для просящего ни к чему не годится.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» поясняет суть и смысл басни так:

«…Крылов рисует содружество людское в баснях: «Крестьянин в беде», «Волк и Лисица», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Мальчик и Червяк». …Гадка лисица, когда, лежа на ворохе мясных запасов, предлагает куму «сенца», которого он не ест («Волк и Лисица»)…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни заключается в следующем:

«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. Быть другом на словах легко. Иной в нужде теюя и пожалеет, и обласкает, охотно предложит как будто и помощь, но «охотно мы дарим, что нам не надобно самим» («Волк и Лисица»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Это были материалы о морали басни «Волк и Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

www.literaturus.ru

Крылов И — Волк и лисица (чит. А.Папанов)

ВОЛК И ЛИСИЦА

Охотно мы дарим,Что нам не надобно самим.Мы это басней поясним,

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Совет

Лиса, курятинки накушавшись досытаИ добрый ворошок припрятавши в запас,Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится,«Что, кумушка, беды!- он говорит.

-Ни косточкой не мог нигде я поживиться;Меня так голод и морит;Собаки злы, пастух не спит,Пришло хоть удавиться!»-«Неужли?»- «Право так».- «Бедняжка куманек!Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог;Я куму услужить готова».

А куму не сенца, хотелось бы мяснова —Да про запас Лиса ни слова.И серый рыцарь мой,Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

1816

читает А.Папанов

Анато́лий Дми́триевич Папа́нов (30 октября[1][2] 1922, Вязьма — 5 августа 1987, Москва) — советский актёр театра и кино[3]. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Обратите внимание

Иван Андреевич Крылов (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

https://ru.wikipedia.org

www.staroeradio.ru

Басня Крылова Волк и Волчонок

О том, как старый опытный Волк учил молодого Волчонка охотиться, расскажет басня «Волк и Волчонок» Крылова.

Читать текст басни:

Волчонка Волк, начав помалу приучатьОтцовским промыслом питаться,Послал его опушкой прогуляться;А между тем велел прилежней примечать,Нельзя ль где счастья им отведать:Хоть, захватя греха,На счёт бы пастуха

Позавтракать иль пообедать!

Приходит ученик домойИ говорит: «Пойдём скорей со мной!Обед готов; ничто не может быть вернее:Там под горойПасут овец, одна другой жирнее;Любую стоит лишь унесть,И съесть;

А стадо таково, что трудно перечесть».

«Постой-ка, – Волк сказал, – сперва мне ведать надо,Каков пастух у стада?»«Хоть говорят, что онНе плох, заботлив и умён,Однако стадо я обшел со всех сторонИ высмотрел собак: они совсем не жирны,

И плохи, кажется, и смирны».

«Меня так этот слух, –Волк старый говорит, – не очень к стаду манит;Коль подлинно не плох пастух,Так он плохих собак держать не станет.Тут тотчас попадёшь в беду!Пойдём-ка, я тебя на стадо наведу,Где сбережём верней мы наши шкуры:Хотя при стаде том и множество собак,Да сам пастух дурак;

А где пастух дурак, там и собаки дуры».

Мораль басни Волк и Волчонок:

Мораль басни – о подчиненных судят по начальству. Аналог идеи, заложенной в произведении – «каков поп, таков и приход». Волчонок, разведав информацию о стаде, сделал ошибку.

Он не учел, что если пастух умен, он не станет держать при стаде глупых, слабых собак. Старый Волк ответил, что покажет ему удобное стадо, у которого пастух – глупец.

Иносказательно баснописец говорит нам о взаимосвязи явлений: деятельность руководителя напрямую зависит от его личности. Начальник определяет облик организации.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…

frigato.ru

Басня Крылова Волк и Ягненок

О том, как Волк воспользовался своим превосходством и утащил бедного ягненка, устав от попыток оправдать свой голод, расскажет детям басня «Волк и Ягненок» Крылова.

Читать текст басни:

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышимНо мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: »Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье МоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву».

—»Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу».

—»Поэтому я лгу!Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил;Я этого, приятель, не забыл!» —»Помилуй, мне еще и от роду нет году». —Ягненок говорит. — »Так это был твой брат». —»Нет братьев у меня». — »Так это кум иль сват.И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите;Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —»Ах, я чем виноват?» — »Молчи! Устал я слушать.Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок:

Мораль басни можно прочитать еще в первой ее строке – «У сильного всегда бессильный виноват».

В этом коротком произведении, которое может показаться просто развлекательным, в действительности таится глубокий смысл.

Некоторые называют эти слова «формулой на все времена» — ведь всегда найдется богатый человек, который злоупотребит своими полномочиями, и притеснит малоимущего человека или простого обывателя.

Основной жизненный принцип Волка – «побеждает сильнейший». Ягненок привел в свою защиту немало аргументов, но все они были попросту бесполезны. Ведь истинная цель хищника состояла в том, что бы поглотить свою добычу.

В жизни, увы, такие ситуации – отнюдь не редкость. Тот, кто не может похвастать высоким социальным положением, нередко вынужден терпеть произвол вышестоящих.

Такова грустная истина, которую доносит до нас с помощью своего произведения великий русский баснописец.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…

frigato.ru

Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/krylov-basnya-volk-i-lisa-basnya-volk-i-lisica-basnya-krylova-ivana-andreevicha-basni-krylova-i-a-skachat-besplatno-ili-chitat-onlajn.html

Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок»

Наша кнопка

Читайте также:  Монолог фамусова "вкус, батюшка, отменная манера..." в комедии "горе от ума" (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Скачать материал

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема урока: «И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок»

урока в теме: 1-й из 2 по басням И.А.Крылова; 4-й из 6 в разделе «Из басен народов мира»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок развития речи

Общедидактическая цель урока: формирование универсальных учебных действий через создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Задачи урока:

  1. образовательные – знакомство с биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками его басен

  2. развивающие – развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; развитие речи обучающихся

  3. воспитательные – воспитание внимательного отношения к художественному слову; осознание учениками ценности совместной работы в малых группах

Оборудование: карточки для групповой работы, работы в парах; иллюстрации к басням И.А.Крылова

Эпиграф (на доске): «Люблю, где случай есть, пороки пощипать, всё лучше-таки их немножко унимать» (И.А.Крылов)

Словарная работа: баснописец, аллегория, мораль, афоризм

Этапы урока

Содержание учебного материала

Методы

Приемы, формы обучения

Результат

1

Активизация начала урока

Чтение слов М.Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Цель:создание ситуации успеха, психологического настроя на урок

-Чему будет посвящен наш урок?

-Согласны ли вы со словами русского поэта?

-Почему крыловские слова названы крылатыми?

Словесный.

Проблемный

Привлекательная цель

Постановка проблемного вопроса

Готовность класса к уроку.

Активизация умственной деятельности

2

Проверка знаний

Пересказ статьи о И.А.Крылове (из учебника) – предварительное д/з

Цель: обучение связному устному выказыванию на заданную тему

Словесный

Рассказ

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной

устной речи

3

Словарная работа

Объяснение лексического значения слов=литературоведческих терминов

Цель: закрепление ранее изученного

Репродуктивный, словесный

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

4

Работа в парах

Викторина по басням И.А.Крылова

Цель: систематизация ранее изученного

Проблемный

Работа по карточкам

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

5

Работа с эпиграфом

Объяснение слов И.А.Крылова, записанных на доске

Цель: понимание учениками цели творчества русского баснописца

Проблемный

Беседа.

Связное высказывание по проблеме

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

6

Физминутка

(1 мин)

Цель: здоровьесбережение

Смена деятельности, отдых

7

Беседа

Вопросы и задания:

-Какие человеческие слабости высмеивает Крылов в известных вам баснях (+ в новых, прочитанных дома)?

-Давайте назовем аллегории:

Лисица – хитрый человек

Заяц – трусливый человек

Ягненок – ? Мартышка – ?

Моська – ? Свинья – ?

-Как вы думаете, почему крылатые выражения из басен, написанных в 18-19 веках, живут в языке и сейчас? (пороки)

Цель: учить анализировать текст, понимать идею, авторский замысел

Словесный

Эвристический

Проблемный

Учебная дискуссия

Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной

устной речи, логического мышления

8

Работа в группах

(творческая работа)

Мини-сочинение (по 1 афоризму из предложенных)

-Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.

Цель: развитие связной письменной речи обучающихся на заданную тему

Практический

Создание связных письменных высказываний по афоризму

9

Выразительное чтение басен

Чтение басен «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок» подготовленными учениками

Цель: развитие творческих способностей учеников при исполнении басни

-Найдите мораль каждой басни.

-О каких пороках идет речь в этих баснях? Существуют ли они сейчас?

Словесный

Частично поисковый.

Проблемный

Инсценированное чтение

Учебная дискуссия

Развитие исполнитель-ского мастерства при чтении. Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных навыков

10

Итоги урока

Выставка рисунков

Цель: стимулирование интереса к учению, создание ситуации успеха

Наглядный

Словесный

Беседа

Развитие объективности, самокритичности обучающихся

11

Домашнее задание

Выучить наизусть басню «Свинья под дубом», ответить на вопросы к басням «Волк на псарне», «Свинья под Дубом».

Получение инструкций по выполнению д/з

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Викторина по басням И.А.Крылова

5 класс

вопрос

ответ

1

Важно

Из какой басни эта мораль: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

2

Какими словами начинается басня «Волк и Ягнёнок»?

3

В чём на самом деле оказался виноват Ягнёнок?

4

Каким предметом пользовалась Мартышка: «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет»?

5

Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»?

6

Кто сказал Стрекозе: «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши»?

7

Из какой басни афоризм: «А Васька слушает да ест»?

8

Назовите участников «Квартета»

9

Кто так и не смог втроём сдвинуть с места воз?

10

Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»?

11

Из какой басни афоризм: «Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученья, И все учёные труды. Не чувствуя, что он вкушает их плоды»?

12

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха»?

13

Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размеров Вола из басни «Лягушка и Вол»?

14

Вставьте пропущенное слово: «Быть сильным хорошо, быть … лучше вдвое».

15

Какими словами успокаивала себя Лисица, когда не смогла достать виноград?

Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.

1 вариант

  1. «А ларчик просто открывался» (Ларчик»)

  1. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк и Ягнёнок»)

  1. «Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)

  1. «Услужливый дурак опаснее врага» («Пустынник и Медведь»)

  1. «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»)

  1. «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)

  1. «Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса»)

  1. «Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)

  1. ««Рыльце в пуху» («Лисица и Сурок»)

  1. «Великий зверь на малые дела» («Воспитание Льва»)

Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.

2 вариант

  1. «Хоть видит око, да зуб неймёт» («Лиса и виноград»)

  1. «Если голова пуста, то голове ума не придадут места» (Парнас»)

  1. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)

  1. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» («Зеркало и Обезьяна»)

  1. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица»)

  1. «Охотно мы дарим, что нам не надобно самим» («Волк и Лисица»)

  1. «Медвежья услуга» («Пустынник и Медведь»)

  1. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

  1. «Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться» («Орёл и куры»)

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-literaturi-v-klasse-iakrilov-kratkie-svedeniya-o-.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]