Мораль басни “ворона и лисица” крылова, краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл

И.А. Крылов: Ворона и Лисица краткое содержание

Крылов — удивительный писатель, а его басни разоблачают и показывают человеческие пороки, заставляя задуматься над собой и своей жизнью. Среди его работ одной из самых популярных является басня Ворона и лисица.

Наверное каждый встречал рисунки и разнообразные иллюстрации к Вороне и лисице, позволяющие понять суть произведения.

Но каково краткое содержание басни Ворона и лисица? Давайте познакомимся с сюжетом и главными героями нетленной басни, что написал Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов: Ворона и лисица

Как в полном, так и в кратком варианте для читательского дневника, басня Крылова начинается с морали, где автор говорит о лести и о том, какой она несет вред. Но, несмотря на предупреждения, льстецы всегда найдут уголок в человеческих душах, которые поверят им и тут же окажутся в роли пострадавших.

Согласно сюжету ворона находит сыр. Решив позавтракать, чтобы никто не помешал птичьей трапезе, она садится высоко на дереве. Но мимо проходила лисица. Своим острым нюхом она учуяла аромат сыра, который и привел ее к дереву. Там она увидела ворону, что держала в клюве сыр. Не долго думая, лисица придумала план.

Она стала нахваливать красоту вороны, ее перья, красивый хвост, и тут же предположила, что такая прекрасная птица, наверное, очень красиво поет. Лисица просит спеть ворону. Та же, наслушавшись комплиментов, начинает петь, выронив сыр на землю. Лиса тут же его подобрала и убежала.

Обратите внимание

Этим и завершается басня Ворона и лисица, которую теперь изучают на уроках школьники.

Как мы уже сказали, мораль басни видна в самом начале произведения. Суть ее в том, чтобы показать и напомнить всем, насколько опасной может быть лесть, перед которой сложно устоять. Басня Крылова, не обвиняет льстецов.

Она показывает их сущность и подсказывает людям, как не попадать под их влияние. Для этого просто нужно уметь реально оценить себя, свои силы и навыки. А уже зная свои возможности, никакая лесть не будет иметь силы.

Ведь вы всегда поймете, где вам делают комплимент, а где присутствует наглая и лживая лесть.

Главные герои

В басне Ворона и лисица Крылов в качестве своих героев использует лесных жителей. Это Лиса, которая была хитрой, льстивой и при этом находчивой плутовкой. Второй персонаж — это ворона, которой помешало насытиться доверчивое отношение и глупость. Она поверила Лисе, заслушалась ее, позабыв свои истинные способности и умения. Вот и осталась с носом.

Ворона и лисица: послушать басню онлайн

Источник: http://sochinyshka.ru/i-a-krylov-vorona-i-lisica-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание басни ворона и лисица крылова точный пересказ сюжета за 5 минут

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:»Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать.

А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы.

Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение.

Важно

В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком.

Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
  • Ворона каркнула во все воронье горло.

Источник:

Анализ басни Ивана Крылова «Ворона и лисица»

Перу Крылова принадлежит великое множество оригинальных басен. Примерно в 1807 году была написана знаменитая история «Ворона и лисица». Впервые она вышла в свет в 1808 году. Сюжет этой басни не является оригинальным.

Подобный сюжет появлялся в произведениях греческого поэта Эзопа и французского баснописца Лафонтена. У немецкого драматурга и поэта Лессинга и у прославленных русских литераторов Сумарокова и Тредиаковского.

В этих сюжетах есть некоторые расхождения: то главным героем является ворон и лис, то ворона и лис, то ворон и лисица. Крылов же избирает героями ворону и лисицу.

Для образности и простоты восприятия автор использует излюбленные образы животных. Они играют именно те роли, которые и должны играть, ссылаясь на портретное сходство. Лиса всегда представляется хитрой и коварной.

Точно такой она предстает у Крылова: ловкая, коварная, льстивая, изворотливая. Ворона — склочная, недальновидная, примитивно глупая. Оба ключевых образа являются отрицательными.

Рыжая плутовка мастерски льстит и очаровывает, а ворона поддается на это, показывая свою слабость.

Состоит басня из двух частей. Первая часть – это четверостишие. В нем заключена мораль басни. Лесть никогда не исчезнет из человеческой жизни.

Совет

И пусть это не самое страшное преступление, но порой, оно может существенно навредить. Скорее всего, автор осуждает даже не лесть, а глупость тех, кто на нее поддается.

Вторая часть представляет собой повествование. Описание и монолог. Состоит из двадцати трех строк.

Автор показывает, насколько льстивы речи лисицы, добавляя в ее речь такие слова, которые никак нельзя связать с вороной: что за шейка, что за глазки! Ангельский голосок! Царь-птица! Речь лисицы эмоциональная, в конце каждой фразы стоит восклицательный знак.

Лисица предстает перед читателем как упорный герой, который в итоге добивается своей цели. У кого-то она может вызвать даже симпатию и уважение. Но ее нельзя считать положительной, потому что она использует для достижения своих целей не очень хорошие методы.

Она руководствуется исключительно собственными интересами.

Ворона же предстает перед читателем как исключительно глупое создание. Прекрасно осознавая, кто она такая, ворона все же поддается на уговоры, забывается и попадает в хитро расставленные сети. Наказание постигает ослепшую от лести ворону. Она теряет свой сыр, который так мечтала съесть.

Развязка басни стремительная, заключается буквально в последней строке второй части. Льстецы, добившись цели исчезают, забывают об обещаниях.

(No Ratings Yet)

Источник:

Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»?

Главная > Литература > Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения

Иван Андреевич Крылов сотворил большое количество нравоучительных произведений. Знаменитая басня под названием «Ворона и лисица» увидела свет в 1808 году.

Обратите внимание

Фабула творения не является оригинальной, тему лести раскрывали: древнегреческий поэт Эзоп и популярный писатель из Франции Жан де Лафонтен.

Подобный сюжет встречается в творениях немецкого драматурга Лессинга, а также у поэтов Сумарокова и Тредиаковского. Расхождения касаются главных героев, но суть всегда остаётся той же.

Фабула

С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира. Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе.

Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа.

Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.

Судьба преподнесла пернатой героине вкуснейший сыр. Она уже была готова отведать небесное послание, но задумалась о каких-то важных делах.

Никто не знает, о чём мечтает глупое и горделивое создание в моменты относительного блаженства. Вскоре пред нами предстаёт другой герой басни – хитрая лиса. Её нос учуял прекрасное угощение.

Зная, что простые уговоры не заставят ворону поделиться даже половиной сыра, она выдумывает ложь.

На заметку!

Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.

Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра.

Важно

«Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса.

Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.

Мораль басни «Ворона и лисица» — проблематика

В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни.

Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения.

Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.

  • Детям следует рассказывать о похвале. Она позволяет трезво оценивать собственные поступки и решения.
  • Встреча же с лестью затуманивает неокрепший ум и провоцирует его мнить себя выше других.
  • Похвала делает человека лучше, придаёт умеренной веры в собственные силы, укрепляет связь с окружением.
  • Крылов же показывает, как испорченная натура легко поддаётся провокационным заявлениям, которые потенциально всегда хочет слышать горделивая ворона.
  • Правильно воспитанная личность имеет меньше шансов встретиться с грубой и лживой лестью.

Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.

Анализ басни «Ворона и лисица»

В произведении имеются две стороны, разворачивающие действие вокруг одного прельщающего предмета. Лиса чаще всех других представителей фауны упоминается в произведениях И.А. Крылова. Этот зверь олицетворяет хитрость, лицемерие, эгоизм и умение сладостно льстить. Лисица остаётся глухой к чужим несчастьям, не знает большей радости, чем увидеть неудачу другого.

Ворона в басне представляется наивным, тщеславным и глупым созданием. Она обладает вкусным лакомством, драгоценной вкусностью. Птица понимает, как дорог этот объект в её клюве и думает, что никто неспособен отобрать небесный дар.

Однако хитрый враг видит ворону насквозь. Большие пороки пернатого создания становятся аргументом в пользу потери благоухающего сыра. Крылов высмеивает глупость и низость характера, который так легко поддался льстивой провокации.

Тема представляется актуальной и для теперешнего мира.

Читайте также:  Мораль басни "парнас" крылова (анализ, суть, смысл)

Отличия небылицы Крылова и басни Лафонтена

  • Авторы привносят в собственные произведения уникальную подачу и национальный колорит. Это прослеживается при обстоятельном анализе. Однако мораль басни Крылова «Ворона и лисица» остаётся такой же, как и у Лафонтена.
  • Стихи французского автора имеют более прозаическую структуру. Крылов старательно выстраивает перед читателем живое и поэтичное представление.
  • Лисица Лафонтена говорит не так красноречиво, как в творении русского баснописца.
  • Финальная быстрота ухода рыжей воровки резко отличает произведение Иван Андреевича.

Заключение

Короткая и живая басня долгие годы предстаёт мерилом общества XIX века. Она преподаёт уроки, высмеивает порочность и учит не попадаться в ловушку неприкрытой лести.

Всякая испорченность должна исправляться и не ступать по той дороге, что приводит к позору. Смысл басни определяет предрасположенность глупости к большому обману. Птицу не жалеют, её учат.

Лисицей не восхищаются, её исправляют.

Источник:

Ворона и Лисица

ворона и лисица, ворона и лисица мультфильм
басня

Источник: http://marketvirkutske.ru/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie-basni-vorona-i-lisitsa-krylova-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Почему ворона каркнула? Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Почему ворона каркнула?

Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Урок литературы в 5 классе

Методическая разработка

План урока

Цели урока: продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, карточки с неполным текстом басни, карточки с заданиями для групповой работы, на книжной полке выставка книг Крылова, портрет баснописца, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица»

Ход урока:

1.Организационный момент. (На перемене на экране слайд № 1, за несколько минут до звонка звучит песенка из мультфильма «Пластилиновая ворона»).

2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока с опорой на опыт учащихся.

– Ребята, известно ли вам, сколько ступенек на школьном крыльце? А ведь сколько раз вы поднимались по нему и спускались. Не страшно, что вы до сих пор не посчитали ступеньки, это ещё не поздно сделать.

И это прекрасно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.

Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

Вы, наверное, уже догадались о какой басне идёт речь?

– Почему подумали именно о басне «Ворона и Лисица»? (музыкальное сопровождение, картинка на экране проектора, выставка иллюстраций).

– Содержание этой басни вам знакомо, но что именно там происходит? Почему ворона каркнула? Вот вопрос, над которым я предлагаю вам подумать сегодня на уроке. (Смена слайда, слайд № 2).

3. Работа с текстом.

– У вас на партах лежат листы с текстом басни, прочитайте, её, пожалуйста, про себя. (Самостоятельное чтение басни без морали.)

– Назовите героев басни. Давайте понаблюдаем за ними. Для этого разобьёмся на группы, и каждая группа выполнит небольшое задание. (Дети быстро разбиваются на группы, состав которых заранее определён учителем, рассаживаются по местам и получают задания на карточках. Время работы в группе – 5-7 минут).

– Давайте послушаем 1 группу и познакомимся с результатами их труда.

Карточка № 1.

1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?

Проворонить – значит _________________________________________.

2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________

______________________________________________________________

3. Сравните свои догадки с мнением В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).

4. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.

Пугана ворона и куста боится.

Не летать вороне в высокие хоромы.

– Ребята представили нам народную интерпретацию образа вороны. Интересна позиция баснописца по этому поводу. Прочитаем отрывок из книги Б.Челышева «В поисках пропавших рукописей».

Ночь приглушила звуки. Стены комнаты сдвинулись к столу. Он полулежал в кресле, прислушиваясь к чему-то за окном. В тишине и покое кабинета живым было лишь дыхание свечи с колышущимся бликом на листах бумаги. … Стал набивать трубку. Долго следил за струйкой дыма… Из десятков строк, сменявшихся за день, выбрал одну. И теперь-то, наконец, записал:

Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

Именно «бог послал», – как говорит простой народ.

А дальше?.. Он написал строчку, другую. Перечеркнул. И сидел, прищурившись на пламя свечи. Новые слова сходились в строчки, просились на лист бумаги. Рука же была скупа. Она записала лишь две строки:

На дерево повыше взгромоздясь,

За сыр было уже Ворона принялась.

Часы в углу отбили полночь, и мерный звук разошёлся по комнате. Поэт раскурил потухшую трубку и неуверенно зачеркнул вторую строчку. Подумал. Зачеркнул и первую. Отодвигая лист в сторону, вздохнул: из зачёркнутого жаль было одного слова – «взгромоздясь». О вороне лучше не скажешь!

На чистом листе появилось новое начало:

Ворона, сидя на суку…

Этот стих понравился ему больше. Но он снова пожалел о «взгромоздясь». Подумал: как бы пристроить это слово – «взгро-моз-дясь»? «На сук повыше взгромоздясь»?

Одно слово сменяло другое. Некоторые были удачны, выразительны, иные – случайны. И, наконец, уставший, он мысленно подвёл итог: нет, всё не так!

Иван Андреевич устало поднялся. Шаркая войлочными туфлями, прошёлся из угла в угол. Постоял перед окном и снова вернулся к столу. Записал:

На дерево повыше взгромоздясь,

За завтрак уж было ворона принялась…

Вздохнул тяжело: неритмично, и это «за завтрак» – плохо, ненужное повторенье звуков. Он шёпотом продекламировал написанное и снова мысленно повторил: да, плохо!

Сколько времени прошло, он не знал, да и не интересовался – время замерло. Черновики усеяли пол… И вот отяжелевшим взглядом смотрит на плоды ночного труда – четыре строчки новой басни:

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…

– Всего лишь четыре строчки! Как вы думаете, почему Крылову было так дорого слово «взгромоздясь»? (Выступление 2 и 3 групп. Слайд с изображением вороны.)

Карточка №2.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

Задание:

1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________

______________________________________________________________

2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения словавзлететь? ___________________________________

_______________________________________________________________

Карточка №3.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

Задание:

  1. Проанализируйте звуковой состав слова взгромоздясь.

  • Гласных или согласных звуков больше в слове? ________________

______________________________________________________________

  • Среди согласных звуков звонких или глухих больше, твёрдых или мягких? __________________________________________________

2. Какие слова по звучанию вам напоминает слово взгромоздясь?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?____________________________________________

_______________________________________________________________

Получается, как у Успенского: «На ель она взлетела, а, может, не взлетела, а, может быть, на пальму с разбегу взобралась». Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова? (Совместными усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая, огромная, неуклюжая, громкоголосая. Схема приведена в презентации урока.)

– Согласитесь, характеристика Вороны была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица. Ребята из 4 группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и прокомментируют его.

Карточка № 4.

– Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь-птица!

1. Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону, и разберите их по составу. ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Какую роль играют такие части слов, как -ушк-, -к-, -ок-, -ик-, -иц-? ____________________________________________

Совет

3. Какие звуки отчётливо слышатся, повторяются в словах, которые вы выписали? ________________________________________________

4. Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь? __________________

_______________________________________________________________

Дополним схему (записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица). Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной).

– Насмешка, притворство в литературе получило название иронии. Ирония рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от удара грозовых туч (в схеме появляется изображение молнии с надписью – ирония, в тетради записывается новое понятие).

– Вернёмся к 4 группе (слайд с изображением лисы). Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её представляем?

– Вы отметили неоднократно повторяющийся в речи Лисицы звук /с/, в старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с.

Подобной манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие либо лукавые, стремящиеся к личной выгоде, в русском языке даже слово новое появилось – обсударить, т.е. обмануть.

Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова: она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

– Образ Лисы прочно укрепился в народном сознании по сказкам и пословицам. Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка? (Выступление 5 группы.)

Карточка № 5.

Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.

Прочитайте их и объясните, что они значат?

Лисить – ______________________________________________________

Он облисит кого угодно – _______________________________________

Налисил и напел сладко – _______________________________________

Лису петь – ___________________________________________________

Проверьте себя.Переносное значение слова лисица В.И.Даль объясняет так:

Лисица – хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

– Сформулируем черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка, проныра, льстец.)

– Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий.

Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы.

Значит, Лисица не так плоха или не так проста? Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная, находчивая.)

– Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.) А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».

) Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».

Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему.)

– После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

– Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

– Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

– Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица. Может, мы ошиблись. Обратимся к опыту других читателей этой басни. Один из них художник-иллюстратор Евгений Рачёв. Иллюстрация к басне явилась результатом осмысления прочитанного.

Читайте также:  Образ и характеристика степана астахова в романе "тихий дон" шолохова: описание внешности и характера, портрет, судьба

Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника?

(С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое.

Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное.

Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)

– Выражаясь словами одного из героев радиопередачи, «если в начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею, что из сего заключить можно? Только то, что ему не удалось свести концы с концами и, стало быть, согласить мораль свою с самой рассказанной историей». Другими словами, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод.)

– Давайте обратимся за помощью к выдающемуся русскому психологу, исследователю литературы Л.С.Выготскому, который писал: «Мораль превращается в один из поэтических приёмов. Она играет роль литературной маски. Баснописец никогда не говорит от своего имени, а всегда от имени назидательного и поучающего старика».

– Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике.

Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рожается ирония автора.

Обратите внимание

Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы.

– Ребята, посмотрите на данное изображение. (Изображение, в котором каждый видит своё: кто-то вазу, кто-то человеческий профиль.

) Может быть, здесь кроется ещё одна загадка басни: каждый читатель выводит свою мораль, формирует свой нравственный вывод, основываясь на собственном жизненном опыте? Ведь, наверное, не случайно И.А.

Крылов, присутствуя при одном утомительном чтении чьей-то бездарной пьесы, вдруг (прямо здесь же) переписал мораль к своей басне «Демьянова уха» и прочитал её в новом виде сразу после окончания чтения скучной пьесы. Такой басня «Демьянова уха» остаётся и до сих пор.

Секрет крыловских басен, наверное, в том, чтобы создавать множество интерпретаций, множество вариантов прочтения. Давайте послушаем ещё одну интерпретацию басни «Ворона и Лисица», на этот раз актёрскую и поучимся у Лии Ахеджаковой выразительному чтению басен (звучит аудиозапись.)

– Почему же ворона каркнула? Вот вопрос, над которым я предлагаю вам дома ещё раз поразмыслить, но уже в письменной форме. (Слайд с домашним заданием.)

Использованная литература:

  1. Л.С. Выготский. Психология искусства.

  2. С. Рассадин. Новые приключения в стране литературных героев.

  3. Б. Челышев. В поисках пропавших рукописей.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/pochiemu-vorona-karknula-analiz-basni-i-a-krylova-vorona-i-lisitsa.html

Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и лисица». Обличение человеческих пороков в басне

Жизнь бас­но­пис­ца Ивана Ан­дре­еви­ча Кры­ло­ва (рис. 1) была очень слож­ной. Она и не может быть лёг­кой у че­ло­ве­ка, по­сто­ян­но ука­зы­ва­ю­ще­го на че­ло­ве­че­ские недо­стат­ки и по­ро­ки.

Рис. 1. И.А. Кры­лов

Пер­вое своё ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние ма­лень­кий Ваня Кры­лов на­пи­сал, когда ему было 10 лет. Оно на­зы­ва­лось «Про­ше­ние».

Дело в том, что отец Вани и его млад­ше­го брата Лё­вуш­ки был ар­мей­ским офи­це­ром, он участ­во­вал в вос­ста­нии про­тив Еме­лья­на Пу­га­чё­ва и погиб, когда Ивану Ан­дре­еви­чу было 10 лет.

Ма­туш­ка ма­лень­ко­го Ивана Кры­ло­ва ре­ши­ла об­ра­тить­ся к им­пе­ра­три­це Ека­те­рине II (рис. 2) с про­ше­ни­ем. Про­чи­тай­те от­ры­вок из этого про­ше­ния, ко­то­рое было на­пи­са­но Ива­ном Кры­ло­вым:

«…воз­зри­те ми­ло­сти­во на наше несчаст­ное со­сто­я­ние и, при­няв во ува­же­ние два­дца­ти­се­ми­лет­нюю мужа моего бес­по­роч­ную и рев­ност­ную служ­бу, по­ве­ли­те на про­пи­та­ние наше и вос­пи­та­ние детей опре­де­лить, что Ва­ше­му ве­ли­че­ству все­выш­ний Бог на серд­це по­ло­жит…».

Рис. 2. Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II

К со­жа­ле­нию, про­ше­ние не дошло до им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны, она на него не от­ве­ти­ла. А Ваня очень на­де­ял­ся на него. Он на­де­ял­ся также на то, что они с Лё­вуш­кой смо­гут про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние, мама пе­ре­ста­нет хо­дить по домам и ра­бо­тать на чужих людей, а ба­буш­ка будет печь вкус­ные пи­ро­ги.

По­сколь­ку от­ве­та на про­ше­ние семья Кры­ло­вых так и не до­жда­лась, Ване при­ш­лось ра­бо­тать. Де­ся­ти­лет­ним маль­чи­ком он устро­ил­ся на служ­бу в кан­це­ля­рию го­ро­да Твери. Ма­лень­кий маль­чик дол­жен был ак­ку­рат­но пе­ре­пи­сы­вать бу­ма­ги, не до­пус­кая по­ма­рок.

Но при этом он видел неспра­вед­ли­вость, ко­то­рая окру­жа­ет его: про­ше­ния про­стых людей про­сто вы­бра­сы­ва­ют­ся в му­сор­ную кор­зи­ну.

Важно

По ве­че­рам ма­лень­кий Ваня под­хо­дил к за­вет­но­му сун­ду­ку, ко­то­рый остал­ся ему от отца. В этом сун­ду­ке хра­ни­лось мно­же­ство книг. И среди них был фран­цуз­ский бук­варь, а в нём – басня Жана де Ла­фон­те­на (рис. 3) «Во­ро­на и Ли­си­ца».

Рис. 3. Жан де Ла­фон­тен

Это была лю­би­мая басня Кры­ло­ва. По ве­че­рам ма­лень­кий Ваня Кры­лов за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми с фран­цуз­ско­го языка на рус­ский имен­но этой басни. Это очень его успо­ка­и­ва­ло.

Но вско­ре семья ре­ша­ет пе­ре­ехать в Пе­тер­бург. Мама Кры­ло­ва на­де­я­лась на то, что там они смо­гут об­ра­тить­ся опять к им­пе­ра­три­це Ека­те­рине и на по­мощь со­слу­жив­цев отца Ивана Ан­дре­еви­ча Кры­ло­ва.

Семья при­ез­жа­ет в Пе­тер­бург. В это время на Се­нат­ской пло­ща­ди был от­крыт па­мят­ник Петру I, так на­зы­ва­е­мый «Мед­ный всад­ник» (рис. 4).

Рис. 4. От­кры­тие па­мят­ни­ка «Мед­ный всад­ник». Скуль­птор Этьен Морис Фаль­коне

Во­круг па­мят­ни­ка ско­пи­лось очень много людей. Окру­жён­ная охра­ной, сто­я­ла и Ека­те­ри­на, но к ней нель­зя было об­ра­тить­ся с про­ше­ни­ем, нель­зя было к ней по­дой­ти.

В те­че­ние несколь­ких ме­ся­цев Иван Кры­лов искал ра­бо­ту. Он устро­ил­ся на служ­бу в кан­це­ля­рию. Там он видел то же самое: до­но­сы, жа­ло­бы. Он понял, что жизнь в Пе­тер­бур­ге ничем не от­ли­ча­ет­ся от жизни в Твери.

Совет

Когда Кры­ло­ву было 14 лет, он слу­чай­но попал в театр и влю­бил­ся в него. Нужно ска­зать, что перу Ивана Ан­дре­еви­ча Кры­ло­ва при­над­ле­жит опера, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Ко­фей­ни­ца». Эта опера имела боль­шой успех, но не при­нес­ла же­ла­е­мо­го го­но­ра­ра семье. Един­ствен­ным го­но­ра­ром, ко­то­рый за­слу­жил Иван Кры­лов, был бес­плат­ный про­ход в театр.

Кры­ло­ва стали при­гла­шать в из­вест­ные дома, но он вы­зы­вал толь­ко усмеш­ку: беден, плохо об­ра­зо­ван, небреж­но одет.

 Из детских впечатлений Крылова

Иван Ан­дре­евич Кры­лов про­вёл своё дет­ство в Орен­бур­ге. Его дет­ские годы сов­па­ли с важ­ным ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ем – вос­ста­ни­ем Пу­га­чё­ва (рис. 5).

Рис. 5. Пу­га­чёв­ский суд

Отец Ивана Ан­дре­еви­ча Кры­ло­ва был офи­це­ром, ко­то­рый обо­ро­нял Орен­бург­скую кре­пость от ка­за­ков Пу­га­чё­ва.

На­мно­го позже, когда Иван Ан­дре­евич Кры­лов изу­чал ма­те­ри­а­лы пу­га­чёв­ско­го вос­ста­ния, он узнал, что его семья долж­на была быть по­ве­ше­на, если бы Пу­га­чёв за­хва­тил кре­пость.

Об этом Кры­лов рас­ска­зы­вал Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу Пуш­ки­ну (рис. 6).

Рис. 6. А.С. Пуш­кин

Этот сюжет лёг в ос­но­ву по­ве­сти Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка». Про­то­ти­пом ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва в «Ка­пи­тан­ской дочке» был Ан­дрей Про­хо­ро­вич Кры­лов.

 Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

В 1809 году вы­хо­дит пер­вый сбор­ник басен Ивана Ан­дре­еви­ча Кры­ло­ва. Путь к бас­ням был очень тру­ден и очень долог. Имен­но в этом пер­вом сбор­ни­ке есть басня «Во­ро­на и Ли­си­ца», ко­то­рая была на­пи­са­на не позд­нее 1807 года.

Про­чи­тай­те басню.

ВО­РО­НА И ЛИ­СИ­ЦА

Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру,

Что лесть гнус­на, вред­на; но толь­ко всё не впрок,

И в серд­це льстец все­гда оты­щет уго­лок.

Во­роне где-то бог по­слал ку­со­чек сыру;

На ель Во­ро­на взгро­моз­дясь,

По­зав­тра­кать было со­всем уж со­бра­лась,

Да по­за­ду­ма­лась, а сыр во рту дер­жа­ла.

На ту беду, Лиса бли­зё­хонь­ко бе­жа­ла;

Вдруг сыр­ный дух Лису оста­но­вил:

Ли­си­ца видит сыр, –

Ли­си­цу сыр пле­нил,

Плу­тов­ка к де­ре­ву на цы­поч­ках под­хо­дит;

Вер­тит хво­стом, с Во­ро­ны глаз не сво­дит

И го­во­рит так слад­ко, чуть дыша:

“Го­лу­буш­ка, как хо­ро­ша!

Ну что за шейка, что за глаз­ки!

Рас­ска­зы­вать, так, прямо, сказ­ки!

Какие пё­рыш­ки! какой носок!

И, верно, ан­гель­ский быть дол­жен го­ло­сок!

Спой, све­тик, не сты­дись!

Что ежели, сест­ри­ца,

При кра­со­те такой и петь ты ма­сте­ри­ца,

Ведь ты б у нас была царь-пти­ца!”

Ве­щу­ньи­на с по­хвал вскру­жи­лась го­ло­ва,

От ра­до­сти в зобу ды­ха­нье спёр­ло, –

И на при­вет­ли­вы Ли­си­цы­ны слова

Во­ро­на карк­ну­ла во всё во­ро­ньё горло:

Сыр выпал – с ним была плу­тов­ка та­ко­ва (рис. 7).

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к басне «Во­ро­на и Ли­си­ца»

 Басня Эзопа и басня Крылова

В ос­но­ве басни «Во­ро­на и Ли­си­ца» лежит сюжет басни Эзопа с таким же на­зва­ни­ем (рис. 8).

Рис. 8. Эзоп

Про­чи­тай­те басню Эзопа:

«Ворон и Лиса»

«Ворон унес кусок мяса и усел­ся на де­ре­ве. Ли­си­ца уви­де­ла, и за­хо­те­лось ей за­по­лу­чить это мясо. Стала она перед во­ро­ном и при­ня­лась его рас­хва­ли­вать: уж и велик он, и кра­сив, и мог бы по­луч­ше дру­гих стать царем над пти­ца­ми, да и стал бы, ко­неч­но, будь у него еще и голос.

Во­ро­ну и за­хо­те­лось по­ка­зать ей, что есть у него голос; вы­пу­стил он мясо и за­кар­кал гром­ким го­ло­сом. А ли­си­ца под­бе­жа­ла, ухва­ти­ла мясо и го­во­рит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в го­ло­ве, – ни­че­го бы тебе боль­ше не тре­бо­ва­лось, чтобы цар­ство­вать”.

Басня умест­на про­тив че­ло­ве­ка нера­зум­но­го».

Обратите внимание

Срав­ним басню Кры­ло­ва и басню Эзопа. У Эзопа – ворон, а у Кры­ло­ва – во­ро­на. Ворон все­гда счи­тал­ся сим­во­лом муд­ро­сти, а во­ро­на – без­ала­бер­но­сти.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на лису. Лиса у Эзопа про­сто хитра, а у Кры­ло­ва – это целый че­ло­ве­че­ский ха­рак­тер: плу­тов­ка, хитра, шеп­чет, го­во­рит так слад­ко, чуть дыша. Иван Ан­дре­евич со­зда­ёт целый че­ло­ве­че­ский ха­рак­тер в от­ли­чие от Эзопа.

Анализ басни «Ворона и Лисица»

Ге­ро­я­ми басни яв­ля­ют­ся Во­ро­на и Ли­си­ца, но это не про­сто жи­вот­ные – это че­ло­ве­че­ские ха­рак­те­ры, че­ло­ве­че­ские ти­па­жи. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, как автор ха­рак­те­ри­зу­ет своих ге­ро­ев.

Во­ро­на (рис. 9):

«…Во­роне где-то бог по­слал…

… Взгро­моз­дясь…

… Со­бра­лась, да под­за­ду­ма­лась…

… Вскру­жи­лась го­ло­ва…

… От ра­до­сти в зобу ды­ха­нье спёр­ло…

… Во­ро­на карк­ну­ла».

Рис. 9. Во­ро­на. Ил­лю­стра­ция к басне Кры­ло­ва

Сыр Во­роне по­слал бог. Ей оста­ва­лось толь­ко найти место, где этот сыр съесть. Во­ро­на не спра­ви­лась с таким про­стым за­да­ни­ем.

Всё это видит Лиса. По­смот­ри­те, как автор изоб­ра­жа­ет Лису (рис. 10):

«…Вдруг сыр­ный дух Лису оста­но­вил:

Ли­си­ца видит сыр, –

Ли­си­цу сыр пле­нил,

Плу­тов­ка к де­ре­ву на цы­поч­ках под­хо­дит;

Вер­тит хво­стом, с Во­ро­ны глаз не сво­дит

И го­во­рит так слад­ко, чуть дыша…»

Рис. 10. Ли­си­ца. Ил­лю­стра­ция к басне Кры­ло­ва

Ли­си­ца со­став­ля­ет про­ти­во­по­лож­ность Во­роне. Она – де­я­тель. Автор упо­треб­ля­ет очень много гла­го­лов, ко­то­рые обо­зна­ча­ют дей­ствия Лисы. Лиса видит сыр, но она не может его до­стать: она не может взо­брать­ся на ель. По­это­му она долж­на при­бег­нуть к хит­ро­сти и за­вла­деть ла­ко­мым кус­ком сыра.

Уди­ви­тель­но, что мо­раль этой басни осуж­да­ет лесть. Вот как она зву­чит:

«Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру,

Что лесть гнус­на, вред­на; но толь­ко всё не впрок,

И в серд­це льстец все­гда оты­щет уго­лок…»

Сле­до­ва­тель­но, чи­та­тель, вслед за ав­то­ром, дол­жен осу­дить лесть.

Что же про­ис­хо­дит на самом деле? Кто нам более сим­па­ти­чен: Во­ро­на или Ли­си­ца? В этом споре с Во­ро­ной по­беж­да­ет Ли­си­ца, по­то­му что она де­я­тель­ная, ак­тив­ная, хит­рая, а Во­ро­на ока­зы­ва­ет­ся раз­зя­вой, ко­то­рая не может даже сыр удер­жать.

По­лу­ча­ет­ся, что на­сто­я­щий герой этой басни – Ли­си­ца. Од­на­ко басня на­зы­ва­ет­ся «Во­ро­на и Ли­си­ца». Сле­до­ва­тель­но, Ли­си­ца на вто­ром месте, автор ста­вит её во вто­рой ряд. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на эпи­тет, ко­то­рым на­граж­да­ет Во­ро­ну автор:

«…Ве­щу­ньи­на с по­хвал вскру­жи­лась го­ло­ва…»

Дей­стви­тель­но, Во­ро­на при­вык­ла ве­щать, го­во­рить что-то с вы­со­ты сво­е­го по­ло­же­ния, а Лиса все­гда ока­зы­ва­ет­ся внизу.

Мо­раль в бас­нях Кры­ло­ва – это некая дань ба­сен­ной моде. Кры­лов не вос­хи­ща­ет­ся ле­стью Лисы. Он го­во­рит лишь о том, что рядом с че­ло­ве­ком, ко­то­рый льстит тебе, вос­хи­ща­ет­ся тобой, нужно не ока­зать­ся Во­ро­ной.

 Об иллюстраторах басен Крылова

Мно­гие из­вест­ные ху­дож­ни­ки пы­та­лись ил­лю­стри­ро­вать басни Кры­ло­ва. Среди них были Вик­тор Вас­не­цов (рис. 11) и Ва­лен­тин Серов (рис. 12).

Рис. 11. Вик­тор Вас­не­цов

Ва­лен­тин Серов очень долго ра­бо­тал над ил­лю­стра­ци­я­ми к бас­ням Ивана Ан­дре­еви­ча Кры­ло­ва.

Рис. 12. Ва­лен­тин Серов

Он делал на­брос­ки жи­вот­ных и ино­гда даже ходил в зоо­ло­ги­че­ский сад, для того чтобы де­лать на­брос­ки с на­ту­ры (рис. 13). Вот как об этом пишет дру­гой из­вест­ный рус­ский ху­дож­ник Игорь Гра­барь, ко­то­рый был сви­де­те­лем этого:

«… Недо­ста­ю­щие он тут же брал с на­ту­ры, за­пол­няя новый «зве­ри­ный» аль­бом. Бы­ва­ли слу­чаи, когда, ис­пы­ты­вая нужду в том или дру­гом по­во­ро­те и дви­же­ни­ях оче­ред­но­го зверя, он бро­сал всё и уез­жал в зоо­ло­ги­че­ский сад».

И. Гра­барь. «Се­ров-ри­со­валь­щик»

Важно

Рис. 13. Ил­лю­стра­ция В.А. Се­ро­ва к басне И.А. Кры­ло­ва «Во­ро­на и Ли­си­ца»

Со­зда­ние ил­лю­стра­ций к бас­ням Кры­ло­ва – это тема, ко­то­рая ин­те­ре­су­ет и со­вре­мен­ных ху­дож­ни­ков.

Вопросы к конспектам

Со­ста­вить ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов Во­ро­ны и Ли­си­цы.

Про­ци­ти­ро­вать мо­раль басни и объ­яс­нить её сво­и­ми сло­ва­ми.

Вы­учить басню «Во­ро­на и Ли­си­ца» на­и­зусть.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3293

Анализ басни Эзопа и И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Анализ басни Эзопа и
И.А. Крылова

«Ворона и лисица»

Цели урока:

                      –продолжить обучение
вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

                      -продемонстрировать
сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;

                      -дать образец
выразительного чтения басни, тренироваться в сопоставительном анализе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки
с заданиями для групповой работы, на  

                            стенде басня «Ворона
и лисица» разных авторов, портрет баснописца,                

                            иллюстрации к басне
«Ворона и Лисица», аудиозапись басни в

                            исполнении Лии Ахеджаковой,
запись песни Г.Гладкова из мультфильма

                            «Пластилиновая
ворона».

Ход урока

1.Организационный момент. (Звучит
песенка из мультфильма «Пластилиновая ворона»)

2. Вступительное слово учителя.  

             – Ребята, с баснями вы уже знакомились в
начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве
И.А.

Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней,
перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и
художественных законах этого жанра вообще.

                                             (слайд)

            – Считается, что первым сочинителем
басен был Эзоп, живший в  Древней Греции
в VI веке до нашей эры.
Прочитаем одну из его басен «Ворон и Лисица».  

            – Почему именно басню «Ворона и
Лисица»?

            – Итак, вернёмся к басне Эзопа. (слайд)
Прочитайте её с выражением.                                

            – На что похожа эта басня? (Рассказ,
сказка) Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку?

            – И все-таки
басня- это не рассказ, не сказка. А что тогда? Давайте прочитаем определение
этого термина в учебнике.                                             (слайд)

            -Какова задача басни? ( На ярком
живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.)

            -Басня не только поучает, она
высмеивает. Поэтому басня не только эпический, но и сатирический жанр. Она
показывает недостатки людей, смеётся над ними.

 – Написать басню – очень нелегкое дело. Многие
писатели брались за этот жанр. (слайды)

            -Но прославился лишь один.
Догадались кто?                  

                                                                            
      (слайд)

            – Давайте прочитаем басню
И.А.Крылова « Ворона и Лисица» и ответим на вопрос: почему же ворона  каркнула?

3. Работа с текстом.

            – Итак, на доске текст басни,
прочитайте, её, пожалуйста, про себя. (Чтение басни без морали)                                                               (слайд)                

            – Назовите героев басни. Давайте
понаблюдаем за ними. Для этого разобьёмся 
на группы, и каждая группа выполнит небольшое задание. Время работы в
группе – 5-7 минут).

            – Давайте послушаем 1 группу и
познакомимся с результатами их труда.

Карточка № 1.

1. Всем известно
слово проворонить. Что оно обозначает?

2. Человека,
который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной.
Как ещё можно назвать такого человека? (Сравните свои догадки с мнением
В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».)

Ворона
– нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).

3. Познакомьтесь с
пословицами. Какие черты вороны народ 
подметил в пословицах?

Ворона за
море летала, да вороной и вернулась.

Зачем вороне
большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.

Пугана ворона
и куста боится.

Не летать
вороне в высокие хоромы.                 
(слайд)

Карточка №2.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

Задание:

1. Выпишите из
словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздитьс.

2. Подумайте,
чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова  взлететь?

            –
Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова? (Совместными
усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая,
огромная, неуклюжая, громкоголосая. )

            – Согласитесь, характеристика Вороны
была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица. Ребята из 4
группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и
прокомментируют его.

Карточка № 3.

– Голубушка, как хороша!

  Ну
что за шейка, что за глазки!

 
Рассказывать, так, право, сказки!

  Какие
пёрышки! Какой носок!

 И,
верно, ангельский быть должен голосок!

 Спой,
светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

 При
красоте такой и петь ты мастерица, –

  Ведь ты б у нас была царь-птица!

1.
Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону.                         

2.
Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь?

Дополним схему
(записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица).                 (слайд)                   

Как же так? Почему
характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается,
издевается над Вороной).

            – Насмешка, притворство в литературе
получило название иронии. Ирония
рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от
удара грозовых туч (в тетради записывается новое понятие).                                

                                                                              
(слайд)

– Вернёмся к 3 группе                              (слайд)

Совет

Речь
Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её
представляем?

            – Какой звук повторяется в речи
Лисицы? (звук /с/) В старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова
упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с».

Подобной
манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие либо лукавые,
стремящиеся к личной выгоде. Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова:
она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей
цели.

            – 
Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка?
(Выступление 3 группы.)

Карточка № 4.

Русский
народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.

Прочитайте
их и объясните, что они значат?

Лисить

Он
облисит кого угодно –

Налисил
и напел сладко –

Лису
петь –

Проверьте
себя.Переносное значение слова лисица В.И.Даль
объясняет так:

 Лисица – хвастуха, лукавый, хитрый
человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

– Сформулируем
черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка,
проныра, льстец.)

– Ребята, Лисица у
нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Какие ещё черты можно у неё
обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная,
находчивая.)


Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё
воронье горло».
Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком
громко петь.) А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».) Автор дважды
использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя
внимание читателей на невозможности вороньего пения.

Где же ангельский голосок?
Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка
такова».
Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему.)             (слайд)

            – После того, как мы
проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с
читательскими симпатиями.

На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы?
Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

            – Давайте откроем учебник и
прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. Такой ли текст вам был
предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было
морали, с которой начинается басня.)

            – Против кого направлена мораль
басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

            – Значит, Лиса – обманщица, а не
победительница?  Давайте рассмотрим
иллюстрацию к басне художника Евгения Рачёва.    

                                                                        
       (слайд)

            – Какими мы видим Ворону и Лисицу в его
изображении? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она
смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое
положение, об этом же говорит и наряд вороны.

Лисица же смотрит снизу вверх,
как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к
выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения
– лиса. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра,
притворство, но какое остроумное, язвительное.

Ворону «обсударили», обманули –
и виной тому её собственная глупость.)

            – То есть, если в начале басни автор
называет деяния Лисицы гнусными и вредными, то после же смеётся  над Вороною, нежели над Лисицею. Как же так?
Выходит, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в
самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод.

)

            – Давайте обратимся за помощью к
выдающемуся русскому психологу, исследователю литературы Л.С.Выготскому,
который писал: «Мораль превращается в один из поэтических приёмов. Она играет
роль литературной маски.

Баснописец никогда не говорит от своего имени, а
всегда от имени назидательного и поучающего старика».

            – Следовательно, в нашем случае
мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический
эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя
бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и
игривое искусство льстеца.

И как раз данное противоречие есть то самое
столкновение, где рождается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто
прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы.

Обратите внимание

Здесь кроется ещё одна
загадка басни: каждый читатель выводит свою мораль, формирует свой нравственный
вывод, основываясь на собственном жизненном опыте.

            Секрет крыловских басен, наверное, в
том, чтобы создавать множество интерпретаций, множество вариантов прочтения.

Давайте послушаем ещё одну интерпретацию басни «Ворона и Лисица», на этот раз
актёрскую и поучимся у Лии Ахеджаковой выразительному чтению басен (звучит
аудиозапись.)

  4.
Сравнительный анализ басен.

            -Теперьсравним басню Крылова с басней Эзопа. А
для этого ответим на вопросы.

 – Что общего у этих басен?

 – Чем они различаются?

– Сразу видно, что
басня Эзопа – прозаическая и короткая. Басня Крылова – стихотворная и более
длинная. Почему она длиннее? Другой сюжет? Другие герои? Нет. Почему же она
длиннее?

 – Где стоит поучительная часть?

 – Сравните поучительные части. Одинаков ли
смысл басен у Эзопа и Крылова?

 – Как вы понимаете слово « лесть»?

 5.
Домашнее задание.
Дома попробуйте сочинить басню в стихах или в прозе, как у Эзопа. А
для поучительной части используйте любую народную пословицу.

Источник: http://dla73.ucoz.com/load/analiz_basni_ehzopa_i_i_a_krylova_vorona_i_lisica/1-1-0-7

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector