Подвал мастера в романе “мастер и маргарита” булгакова: описание квартиры

Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 7. Нехорошая квартира – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Степа Лиходеев, директор театра Варьете, утром просыпается с сильного перепоя у себя дома, в одной из квартир большого шестиэтажного дома на Садовой улице. О том, что было вчера, он помнит смутно: в памяти встаёт лишь какая-то дама, которую он пытался целовать и напроситься к ней в гости, а та отказывалась.

Мастер и Маргарита. Фильм. 2-я серия

У стёпиной квартиры плохая репутация. Недавно ею владела вдова ювелира Анна Францевна де Фужере. Три комнаты из пяти она сдавала жильцам. Но вдруг одного жильца пригласил пройти с ним на минуту в отделение милиции пришедший милиционер. Жилец вышел – и уже никогда не вернулся. Через два дня пропал второй жилец, а потом и его жена. Двери их комнат Анна Францевна нашла запечатанными.

Потом пропала служанка Анфиса, а за нею и сама Анна Францевна (ходили слухи, что у неё где-то спрятаны бриллианты и золотые деньги царской чеканки). Квартиру опечатали всю, но вскоре в неё вселили Берлиоза и Стёпу…

Обратите внимание

С трудом усевшись на кровать, Стёпа сейчас разглядывает в трюмо свою помятую физиономию. Вдруг он замечает рядом с зеркалом неизвестного человека в чёрном берете! «Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович! – приветствует тот Лиходеева. – Вы назначили мне быть у вас в десять. Я жду вашего пробуждения час – ведь уже одиннадцать».

Стёпа страшно потрясён. Гражданина этого не помнит. Незнакомец ухмыляется над его похмельными муками, но с сочувственным видом отъезжает на кресле в сторону и выдвигает из-за спины маленький столик, где сервированы хлеб, икра, грибы, кастрюлька ещё с чем-то и немного водки. Подносит Стёпе полстопки, наливает и себе.

«Я надеюсь, вы вспомнили мою фамилию?»

Стёпа только стыдливо разводит руками.

«Я – профессор черной магии Воланд».

Незнакомец рассказывает: приехав из-за границы, он вчера договорился со Стёпой о своих гастролях в Варьете. Они подписали контракт на семь выступлений. Придя сегодня сюда, он был встречен домработницей Груней, которая впустила его. Увидев состояние Стёпы, профессор тут же послал Груню в гастроном за водкой и закуской.

Стёпа ничего о Воланде не помнит, но тот показывает контракт с его подписью, где даже значится, что финдиректор Варьете Римский выдал 10 тысяч рублей вперёд за выступления.

Взглянув в коридор, Стёпа вдруг со страхом видит огромную печать на двери Берлиоза. Он тут же с ужасом вспоминает, что недавно имел с Берлиозом личный разговор на одну сомнительную тему… И что же теперь делать?!..

По телефону в передней Стёпа звонит Римскому. Тот подтверждает: да, договор с Воландом и правда заключался. Сейчас печатаются афиши выступления.

Вернувшись к Воланду в комнату, Лиходеев неожиданно видит: там с ним уже сидит какой-то длинный субъект в клетчатом костюме и пенсне, а на стуле лежит огромный чёрный кот с рюмкой водкой в одной лапе и маринованным грибом на вилке – в другой.

Степа начинает оседать на пол. Воланд: «Не удивляйтесь, это – моя свита. И мне кажется, что теперь вы в этой квартире лишний!»

Важно

Клетчатый и кот начинают корить Лиходеева за то, что он в последнее время на работе ни черта не делает и совсем в ней не смыслит, а только пьёт и вступает в связи с женщинами.

Из зеркала трюмо выходит ещё один – маленький, широкоплечий, огненно-рыжий, изо рта торчит огромный клык (кот называет его Азазелло). «Я вообще не понимаю, как он попал в директора. Он такой же директор, как я архиерей! – заявляет рыжий.

– Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?»

У Стёпы всё кружится в глазах. Он приходит в себя на берегу моря, сидя на молу. Рядом красивый город. Стёпа, шатаясь, встаёт. Первый же встречный объясняет ему, что этот город – Ялта.

Стёпа валится в обмороке.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 7-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5123-bulgakov-master-i-margarita-glava-7-nekhoroshaya-kvartira-kratkoe-soderzhanie

Семь реальных мест из романа «Мастер и Маргарита»

Фото:
Кадр из фильма “Мастер и Маргарита”

15 мая, у знаменитого советского писателя Михаила Булгакова день рождения. В честь этой даты мы вспоминаем самые интересные места Москвы, которые имеют отношение к его творчеству.

Самый известный роман Михаила Булгакова, который принес ему мировую славу — «Мастер и Маргарита». Даже спустя 78 лет после его публикации в столице до сих пор проводят экскурсии по описанным в нем местам.

«Нехорошая квартира»

Культовым местом для всех поклонников Булгакова, которое стоит посетить в первую очередь, остается «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, в котором и проживал Воланд.

Прообразом для нее стала квартира по адресу: Большая Садовая улица, дом 10, где одно время жил и трудился писатель.

Сейчас квартира стала музеем, там можно найти много вещей, имеющих отношение к роману — в том числе знаменитый примус, который починял кот Бегемот.

Патриаршие пруды

Одним из самых популярных мест, о котором вспоминает большинство людей при упоминании «Мастера и Маргариты», по праву можно считать Патриаршие пруды. Именно здесь начинается действие романа.

Это одно из самых красивых мест центра Москвы, где поэт Иван Бездомный и литератор Михаил Берлиоз встречают Воланда и его приближенных. Недалеко отсюда находится то самое место, где Аннушка раз «не только купила, но даже разлила» подсолнечное масло, а Берлиоз лишился своей головы.

Это перекресток улицы Малая Бронная и Ермолаевского переулка. Когда-то давно здесь проходили трамвайные пути и был тот самый турникет, у которого поскользнулся литератор.

Подвал Мастера

Есть много мнений, какой именно дом послужил Булгакову основой для описания жилья Мастера. По самой популярной версии, писатель поселил своего героя в подвале дома №9, что в Мансуровском переулке.

Это не просто случайное строение, Михаил Афанасьевич часто бывал в этом доме в гостях у своих друзей братьев Топленивновых и работал над романом. Здесь действительно есть подвал, вернее полуподвальный этаж, обустроенный под жилое помещение.

Во времена писателя у дома пышными кустами росла сирень.

Большой Гнездниковский переулок

Считается, что в этом самом переулке Мастер впервые встретил Маргариту. Примечательно, что именно здесь, в доме Нирнзее (Большой Гнездниковский, 10), где располагалось московское отделение газеты «Накануне», работал Михаил Булгаков. Этот же дом у писателя встречается в сборнике «Дьяволиада» и очерке «Сорок сороков».

Дом Грибоедова

В этом доме находилось объединение литераторов МАССОЛИТ, возглавляемое Михаилом Берлиозом. Прообразом для него стал Дом Герцена на Тверском бульваре, 25.

В 1920-х годах здесь заседали сразу несколько литературных организаций — Московская ассоциация пролетарских писателей и Российская ассоциация пролетарских писателей.

Сегодня здесь расположен Литературный институт имени Максима Горького.

Особняк Маргариты

Исследователи до сих пор спорят, какой столичный особняк послужил прообразом дома, где жила Маргарита. По одной из версий, это реально существующий особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17). Но даже если это не так, в погоне за Воландом именно этот дом пробегал писатель поэт Иван Бездомный.

А в эпилоге романа тот же Бездомный «через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки».

Самая популярная и логичная версия — дом по адресу Малый Ржевский переулок, 6. Расположенный в тех самых арбатских переулках, но при этом близко к Патриаршим прудам, он напоминает готический особняк.

К сожалению, сад у этого дома, даже если он и был раньше, не сохранился — со всех сторон он окружен другими строениями.

Театр Варьете

Вымышленный эстрадно-цирковой театр у Булгакова находился в здании нынешнего Театра сатиры на Большой Садовой, 18. В годы писателя здесь располагался Московский мюзик-холл.

Именно в этом театре Воланд устроил сеанс черной магии, на котором на зрителей изливался «денежный дождь», а конферансье то терял свою голову, то получал ее на место.

Любопытно, что сеансы массового гипноза, описанные в этой сцене, Булгаков почерпнул из выступлений артистам оригинального жанра Николая Орландо (Смирнов), который был большим мастером иллюзии.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/39845567-sem-realnyh-mest-iz-romana-master-i-margarita/

Нехорошая коммунальная квартира (мастер и маргарита анализ) – сочинение

НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА

Квартира — совсем не случайный образ для Михаила Булгакова. Именно квартира становится тем художе­ственным пространством, в котором разворачиваются основные события, обнажаются конфликты, выносятся приговоры, свершаются возмездия и даруются награды.

Вспомните квартиру профессора Преображенского — мастерская демиурга, создателя, на которую поднимает лапу неблагодарное его создание. Перечитайте «Зойкину квартиру» — уже в названии Булгаков очерчивает гра­ницы художественного мира стенами и дверями клетки, в которой томятся человеческие души.

Наконец, взгляни­те на пространство «Мастера и Маргариты»: нехорошая квартира № 50, в которой разворачивается бескрайний космос сатанинского бала, комнатушка в подвале, кото­рая становится пристанищем большой настоящей люб­ви, помпезное жилище Латунского, разгромленное Мар­гаритой в приступе святой мести, безупречная комната образцовой жены советского чиновника, из окна которой скоро вылетит на метле самая обаятельная ведьма ми­ровой литературы.

Образ масштабен.

Старинные дворянские квартиры, просторные, функциональные, строившиеся для больших семейств и больших планов, с библиотеками, рабочими кабинетами, комнатами для прислуги, кухнями и столовы­ми — и подвалы (помните собрания Швондера? им все еще уютно именно в подвале!), домишки, клетушки, в которых росла и зрела страшная революция. Впрочем, разве только в них? Операционная Филиппа Филипповича — не оттуда ли вышел товарищ Шариков? Одна родина, один дом, одна крыша над головой — и непримиримое противоречие.

Главный конфликт булгаковских произведений раз­ворачивается именно на этом узком пространстве, стены которого способны раздвигаться до границ стран и миро­зданий.

И это в первую очередь конфликт интеллигента (Преображенский, Борменталь, Турбины, Мастер) и толпы (швондеры и шариковы, латунские и никаноры Иванови­чи).

Традиционная модернистская «чужесть», чуждость личности и мира трансформируется у Булгакова в про­тивостояние едва ли не социальное: человек, вкусивший от щедрот культуры, и вчерашний зверь с ошпаренным боком.

Совет

Однако гений Булгакова с умопомрачительной вир­туозностью оставляет в стороне историческую конкретику, которой, казалось бы, слишком много в его прозе, обнажая не социальную, а мировоззренческую суть конфликта. Так предельно правдивы исторически Понтий Пилат и Левий Матвей, и так же «всечеловечны» и независимы от истори­ческой конкретики вопросы, которые решаются писателем в рамках их образов.

Мир, в который Булгаков помещает своих Героев — мир коммунальной квартиры, некогда роскошной и богатой, а сегодня — вывернутой наизнанку, в том числе и мечтами прежних хозяев. И пока стекла в этом мире не будут выби­ты и растоптаны в прах бушующей ведьмой, не вырваться человеку на свободу.

Согласитесь, совсем по-другому теперь звучит знамени­тый «квартирный вопрос», испортивший москвичей…

Здесь искали:

  • анализ 7 главы мастер и маргарита
  • анализ главы 7 мастер и маршарита

Источник: http://Sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/

Символика домов и квартир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Всё это свидетельствует об актуальности проблемы. Изучение символики домов и квартир в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Материал может быть использован учителем русского языка и литературы при изучении творчества Булгакова в школе, а также на факультативных занятиях.

Таким образом, объектом исследования становится проза М. А. Булгакова. Предметом исследования – роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели и задачи курсовой работы.

В соответствии с этим цель моей работы: исследовать роман «Мастер и Маргарита», и конкретно символику домов и квартир в романе.

В связи с целью формулирую свои задачи:

  1. Проанализировать литературу о творчестве М. А. Булгакова.
  2. Рассмотреть символику дома с учетом тройственного построения романа.

Глава 1. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

Булгаков один из самых читаемых писателей XX века, теперь его смело называют великим, гением, о чем раньше нельзя было и помыслить.

Сейчас это 
имя окружено читательским вниманием 
и в нашей стране, и за ее пределами, увенчано заслуженной славой.

А было время, когда замечательного художника 
слова лишали главного для него права 
– живого и непосредственного 
общения с читателем, зрителем, слушателем, следили за каждым его шагом.

Каждую его новую вещь встречали подозрительно 
и часто видели в ней то, чего там вовсе не было, но что хотели увидеть там его критики и 
оппоненты – «неистовые ревнители» партийной идеологии.  Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в семье преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны.

В поисках лучшего жилья семья меняла квартиры почти ежегодно. Последним городским адресом для полной семьи оказался впоследствии знаменитый – Андреевский спуск, 13 (строение 1, кв. 2, будущий «Дом Турбиных») [9, 35 – 37].

В 1900 году Михаил был зачислен в приготовительный класс Киевской Второй гимназии, который закончил «с наградой второй степени». А 22 августа 1901 г. он начинает учебу в знаменитой Первой мужской Александровской гимназии и в мае 1909 года ее оканчивает, получив аттестат зрелости 8 июня того же года.

Каким был гимназист 
Миша Булгаков? Писатель К.Г.

Паустовский, учившийся вместе с ним, дал такой 
портрет будущего автора «Мастера и 
Маргариты»: «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все 
это шло свободно, легко, возникало 
не любому поводу.

Обратите внимание

В этом были удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора… Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев – его творческое юношеское воображение» [30, 43].

Читайте также:  Краткое содержание рассказа "тихое утро" юрия казакова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

В марте 1930 г.

первая редакция будущего «Мастера и Маргариты» (вместе с «черновиком романа о 
театре» и «черновиком комедии») была Булгаковым уничтожена (сохранена 
лишь часть черновиков). По свидетельству 
Л.Е.Белозерской, рукопись уже существовала в виде машинописи, хотя Любовь Евгеньевна не могла точно сказать, был ли роман в этой редакции фабульно завершен или нет.

Образ типа будущей Маргариты 
в романе, как ей помнилось, присутствовал 
уже тогда. Главной же побудительной 
причиной создать Маргариту была сугубо биографическая – третья женитьба писателя. Ведь именно в Елене Сергеевне 
Булгаков, наконец, обрел возлюбленную, для которой в жизни главным 
было его творчество [12, 56].

 

Елена Сергеевна 
печатала под диктовку почти все 
произведения Булгакова 1930-х гг.

Умер Булгаков 10 марта 1940 года. Через 20 лет Елена 
Сергеевна писала Н.А.Булгакову о 
Михаиле Афанасьевиче: «Он умирал так же мужественно, как и жил… не всякий выбрал бы такой путь.

Он мог 
бы, со своим невероятным талантом, жить абсолютно легкой жизнью, заслужить 
общее признание. Пользоваться всеми 
благами жизни. Но он был настоящий 
художник – правдивый, честный. Писать он мог только о том, что знал, во что верил. Уважение к нему всех знавших его или хотя бы только его творчество – безмерно. Для 
многих он был совестью. Утрата его 
для каждого, кто соприкасался с 
ним, – невозвратима» [11, 44].

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 г., через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.

Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Важно

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г.

В первой редакции роман имел варианты названий «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабалы святош».

Осенью 1932 г. М. А.

Булгаков снова возвращается к своему замыслу. В романе появляются новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. В 1933 – 1934 гг. Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает «разметку глав романа», затем «окончательную разметку глав романа».

При этом писатель знает, что его роман вряд ли будет опубликован, но продолжает работать. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название «Мастер и Маргарита».

Писатель продолжил делать правку романа вплоть до самых последних дней жизни. Поправки в текст вносились Еленой Сергеевной Булгаковой. Порой, перед самой кончиной, почти ослепший писатель сам брал в руки карандаш и правил текст.

Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940 г. Он так и не увидел своего творения в печати. Публикацией романа занялась Елена Сергеевна Булгакова, которая перепечатывала роман дважды – в 1940 и в 1963 гг. Она же была и его первым редактором [39, 2 – 7].

Композиция, время и пространство в романе

 
Хронология событий, как в московской, так и в ершалаимской части «Мастера и Маргариты» играет ключевую роль в идейном замысле и композиции. Однако в тексте романа точное время не указано.

Все события в романе (в его основном повествовании) разворачиваются в Москве 30-х годов, в мае, с вечера среды до ночи на воскресенье, причём на эти дни приходилось полнолуние.

Совет

Год, в котором происходило действие, установить трудно, так как в тексте имеются противоречивые указания на время – возможно, сознательные, а, возможно, как следствие незаконченной авторской правки.

В ранних редакциях романа (1929 – 1931 годы) действие романа отодвинуто в будущее, упоминаются 1933, 1934 и даже 1943 и 1945 годы, события происходят в различные периоды года – от начала мая до начала июля. Изначально автор относил действие на летний период.

Однако, скорее всего, чтобы соблюсти своеобразную канву повествования, время было перенесено с лета на весну. Это доказывает 1 глава романа, начинающаяся со слов «Однажды весной…» [7, 3].

В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно – православная Пасха.

Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году [10, 81 – 82].

Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:

1 мая – это день международной солидарности трудящихся, широко отмечавшийся в то время (притом, что совпал в 1929 году со страстной неделей, то есть с днями строгого поста). Усматривается некая горькая ирония в том, что Сатана прибывает в Москву именно в этот день.

К тому же ночь на 1 мая – Вальпургиева ночь, время проведения ежегодного шабаша ведьм на горе Брокен, откуда, значит, Сатана непосредственно и прибыл. Мастер в романе – «человек лет примерно тридцати восьми».

Булгакову исполнилось тридцать восемь 15 мая 1929 года [34, 355].

Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время: в романе упоминается троллейбус, пущенный по Арбату в 1934 году, а по Садовому кольцу – в 1936 [28, 151].


Обратите внимание

Архитекторский съезд, упомянутый в романе, состоялся в июне 1937 года (I съезд архитекторов СССР).

Очень тёплая погода установилась в Москве в начале мая 1935 года (весенние полнолуния тогда пришлись на середину апреля и середину мая).

В 1935 году происходит действие в экранизации 2005 года (Экранизация Бойко).

События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14 – 15 нисана по еврейскому календарю.

Таким образом, время действия – предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э. [34, 356]

Пространственно-временная характеристика «Мастера и Маргариты» необычайна сложна. «Мастер и Маргарита» – произведение многослойное, допускающее несколько уровней читательского восприятия.

Да и по самому замыслу художника, композиция романа трёхслойна, состоит из трёх основных пластов: исторического, реального и фантастического. На первый взгляд, эти пласты мало взаимосвязаны.

Герои перемещаются из одного плана повествования в другой (Воланд, Мастер, Маргарита).

Мастер – герой московских глав, автор романа о Пилате, рассказывает главы из своего романа. Воланд может свободно перемещаться в любом измерении и оказывается очевидцем и участником всех событий в романе. Маргарита – героиня реальных глав – становится ведьмой, через её чтение мы знакомимся с романом о Понтии Пилате.

Важно

Каждому из трех основных пространственных миров булгаковского романа соответствует и своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается, как и предписано классическим каноном, в течение одного дня с воспоминаниями о предшествующих событиях и с предсказанием будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа [34, 358 – 359].

Жанр романа. Споры о жанре

Жанровая уникальность «Мастера и Маргариты» не позволяет как-то однозначно определить булгаковский роман. Очень хорошо это подметил американский литературовед М.

Крепе в своей книге «Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго» (1984): «Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки.

Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулезную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду» [22, 33 – 37].

Если добавить ещё, что действие ершалаимских сцен «Мастера и Маргариты» – романа Мастера о Понтии Пилате происходит в течение одного дня, что удовлетворяет требованиям классицизма, то можно с уверенностью сказать, что в булгаковском романе соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления.

Тем более, что достаточно распространены определения «Мастера и Маргариты» как романа символистского, постсимволистского или неоромантического. Кроме того, его вполне можно назвать и постреалистическим романом.

С модернистской и постмодернистской, авангардистской литературой «Мастера и Маргариту» роднит то, что романную действительность, не исключая и современных московских глав, Булгаков строит почти исключительно на основе литературных источников, а инфернальная фантастика глубоко проникает в советский быт [35, 78 – 81].

Видный русский мыслитель Михаил Михайлович Бахтин, впервые ознакомившись с текстом булгаковского романа осенью 1966 г., отозвался о нем в письме Е. С. Булгаковой 14 сентября 1966 г.: «Я сейчас под впечатлением от «Мастера и Маргариты». Это – огромное произведение исключительной художественной силы и глубины.

Мне лично оно очень близко по своему духу» [11, 70]. Действительно, роман «Мастер и Маргарита» во многом соответствовал признакам Менипповой сатиры (основатель жанра – древнегреческий поэт 3 в. до н. э. Менипп), столь близкой исследовательским интересам «Мастера и Маргариты» Бахтина. Булгаковский роман – мениппея постольку, постольку он сочетает смешное и серьезное, философию и сатиру, пародию и волшебную инфернальную фантастику, а столь ценимая Бахтиным карнавализация достигает своей кульминации в сеансе черной магии в Театре Варьете.

Совет

В. Боборыкин пишет: «Есть основания назвать его бытовым романом. Благо в нем широко развернута картина московского быта 30-х годов. Но не меньше оснований считать его фантастическим. И философским. И любовно-лирическим. И, само собой разумеется, – сатирическим» [34, 360].

Б. В.

Соколов полагает, что в «Мастере и Маргарите» писатель проявил себя и как драматург. «Многие эпизоды – в первую очередь – ершалаимские – построены по законам театральной сцены. Не случайно роман инсценировался много раз во всем мире.

«Мастер и Маргарита» – это и своеобразный киносценарий, где кадры величественной Иудеи сменяются суетой московских глав, чтобы в свою очередь уступить место мистически-торжественной кульминации – балу у Сатаны» [34, 360 – 361].

Писатель кинематографически чередует общие и крупные планы, и читатель воспринимает все образы романа, как объёмные, пространственные, чрезвычайно рельефные.

Многие исследователи обращают внимание на то, насколько сильны в романе традиции средневековой литературы. «Мастер и Маргарита» буквально пропитана поэтикой средневековья.

Исходя из этого, про определении жанра указывают на черты поэтического романа, романа-путешествия.

Последнее определение обусловлено проходящим сквозь всю канву произведения, мотивом движения, дороги, который придает повествованию динамику.

Итак, остановимся на том, что жанр романа «Мастер и Маргарита» – меннипея.

Сюжет

Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов – место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Правда, в Москве живет один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иисуса и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело в том числе трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов.

Роман он сжёг.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/simvolika-domov-i-kvartir-v/127697.1002972.s2.html

Подвал и садик булгаковского Мастера. Одна правдоподобная и две экзотические версии

В отличие от адреса особняка Маргариты, местоположение квартирки булгаковского Мастера не является предметов ожесточенных споров.

Согласно общепринятой версии – это дом Топлениновых, расположенный по адресу Мансуровский переулок, 9.

Только вот дом этот сейчас находится в частном владении и взглянуть на “маленькие оконца над самым тротуарчиком” большинству удается только в щель ворот.

 Но при должной сноровке можно заглянуть немного дальше…

Обратите внимание

Чтобы не быть голословной, напомню, почему именно дом в Мансуровском переулке считается местом, где жил Мастер. Вот те указания, которые оставил на него Булгаков.

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике.

Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.Мансуровский переулок. Дом мастера слева.

В пользу дома в Мансуровском переулке говорят следующие факты:

– В времена Булгакова дом принадлежал артисту Малого театра С. Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Булгакова, а С.А. Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову.

Читайте также:  Критика о романе "война и мир" толстого: отзывы современников, анализ

А когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка).

Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита».

– В это же время развивались его отношения с будущей третье женой – Еленой Сергеевной Шиловской, согласно канонической версии ставшей прототипом Маргариты. 

– В импровизированном кафе, устроенном в саду дома Топлениновых, Булгаков читал главы из нового романа. И на вопрос жены Ермолинского ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».Мансуровский пер., 9. Особняк Топлениновых.

Мансуровский переулок, 9 – не единственный дом, который претендует на лавры дома Мастера. Однако эти версии – скорее экзотика, чем реальные конкуренты дому Топлениновых. И все же, для полноты картины, остановлюсь и на них.

Плотников переулок, 10/28

Pro:
За этот дом в качестве прототипа дома мастера выступала вторая жена Булгакова Л. Е. Белозерская. В нем одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов.Contra:Но по роману (не только по тексту, но и по духу, по образу) подвал был в маленьком уединенном домике, а дом 10/28 – многоэтажный добротный каменный дом.

Чистый переулок, 4.

Pro:- Недалеко от этого дома некоторое время жил сам Булгаков.- Рядом с ним находится один из предполагаемых особняков Маргариты (Чистый пер., 4)Contra:- Это все же не “маленький домик в садике”, а целый особняк.- Булгаков очень не любил “голубятню” в которой жил на этом переулке. Вряд ли он сделал бы это место “райком” Мастера.

И хотя лично я придерживаюсь мнения большинства и считаю, что прототипом дома Мастера был дом в Мансуровском переулке, есть одна вещь, которая все же сильно говорит в пользу Чистого переулка, 4. Сейчас прямо напротив этого дома располагается секретариат Московской Патриархии. Уж очень это по-булгаковски…

Использованная литература:
http://onfoot.ru/articles/8.html
http://moskva.kotoroy.net/histories/60.html
http://www.bulgakov.ru/moscow/excursion/exc8/

Другие заметки о Булгаковской Москве в моем ЖЖ:
Особняки Маргариты
Маршрут полета Маргариты

Источник: https://alienordis.livejournal.com/23021.html

Тема Дома в творчестве М.А.Булгакова

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Тема Дома – одна из главных в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью интерьера.

Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно.

Потеря Дома – трагедия.

Тема Дома и бездомья является общей для его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» – первый роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете.

В доме его детства царили тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка» создают ощущение уюта и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.

Лотмана, «история проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…» В свершившейся революции видит писатель величайшую катастрофу.

Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.

Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер. Путь Мастера в романе длится из комнаты в подвале – к вечному дому. Писатель противопоставляет Дому антидом: коммунальную квартиру, дом Грибоедова, сумасшедший дом.

Важно

Стержневая идея романа «Мастер и Маргарита» – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. А самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. У Мастера есть такой последователь.

В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Покидая этот мир, мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию (вспомним клятву в «Доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил.

Фамилия молодого поэта – Бездомный – символична, она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа.

Именно он может нести слово истины дальше в мир. Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме».

Ю.М.Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».

А.И.Бида

Неразрывная связь судьбы дома и человека в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Одной из главных тем русской литературы является тема Дома и бездомья. Для А.С.Пушкина любовь к «родному пепелищу», домашнему очагу – основа самостояния человека. Счастливый, идеальный мир Дома открывает нам И.С. Шмелёв в повести «Лето Господне»: «Счастлив тот дом, где пребывает мир.

Где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня». Горе тому, кто потерял свой Дом. В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» утрата дома для его владельцев – это прощание с прошлым и ничего взамен. Герои на распутье, впереди – бездомье. Образ Дома – сквозной, символический в романе Б.Л.

Пастернака «Доктор Живаго». Неразрывна

связь судьбы дома и человека. Широкому миру лжи и несправедливости противопоставлен дом и двор Матрёны в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Совет

Гибель её дома приобретает символический смысл: это потеря особого мира, центром которого она была, влекущая за собой гибель хозяйки. Не общий, а свой, родной дом есть и у Дарьи Пинегиной, героини повести В.Г.

Распутина «Прощание с Матёрой». И с ним ей приходиться расставаться навсегда.

Дом – это основа родовой укоренённости человека через память о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья, вещи – не только вещи. Это одушевлённая предками часть их жизни.

«Оказина -сундук», «не приспособленный для дорог, изготовленный в старину на веки вечные стоять без движения на одном месте», – образ-символ оседлой жизни. Писатель обращает наше внимание на то, что является неотъемлемой частью дома: «Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар.

К ним подлаживались, их уважали, без них, как правило, не раскрывали белого дня, с их наказа и почина делались все остальные дела». Покидая свой дом навсегда, Настасья берёт с собою самовар, несёт его на руках. Не будучи хозяином в собственном доме, другой герой повести, Петруха, запалив его, сам осознаёт безнравственность, подлость своего поступка.

И из огня он вытаскивает не самовар – символ семейной жизни, а гармошку. Этот поджог – лишь последняя точка в разрушении Петрухой собственного дома.

Дом – это незыблемые нравственные позиции и заповеди. «Совесть раньше на виду была», – говорит Дарья Васильевна Пинегина. В заботах о доме, о семье прожила свою жизнь эта героиня. И прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая его в последний путь.

Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свой уже обречённый назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, – точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывание покойника и погребение его. И символичен финал повести: погибает дом, погибает остров Матёра, всё окутывает туман, из-за которого невозможно найти путь к спасению. И «…как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина».

Дом, наконец, – это открытость миру, причастность к общей жизни. В «Прощании с Матёрой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Утрата Дома, по мысли писателя, трагедия национальная.

Обратите внимание

Этому посвящена и его следующая повесть «Пожар», герой которой осознаёт, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьёй, работа, люди и земля, на которой стоит этот дом. И все четыре – одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон». Прочитав повести В.П.

Распутина, их уже никогда не забудешь

Романова Е.Н.

Патриот и патриотизм.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

М.Ю. Лермонтов.

В последнее время в связи с событиями на Украине проблема патриотизма стала наиболее актуальной. Все средства массовой информации (да и окружающие) нам твердят: нужно быть патриотами, нужно любит свою страну. Но тут же возникают вопросы: а кто такой патриот? Какая она – любовь патриота? Давайте порассуждаем об этом.

В Малом академическом словаре читаем: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» и «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». Еще со школьной скамьи мы знаем эти слова. Но, на мой взгляд, они нуждаются в небольшом дополнении. Патриотизм – это не просто любовь к своей Родине и преданность ей.

Это любовь бескорыстная, а также готовность отстаивать интересыстраны при любых обстоятельствах, готовность отдать жизнь за нее. Соответственно, патриот – это бескорыстно любящий Родину человек, готовый защищать свое Отечество в любых условиях; это человек, способный пожертвовать своей жизнью ради блага страны.

Но нужно также обратить внимание на то, что в многонациональном государстве все нации равны. И это тоже должно учитываться при определении понятий «патриот» и «патриотизм». К сожалению, как мне кажется, сейчас многие люди это забывают, они способны просто на любовь к своей стране.

Большинство людей, если что-то случится, не готово пожертвовать всем, что у них есть, ради благополучия своей Родины.

Но просто любить свою страну мало, это нужно делать с умом. Иначе в итоге мы получим такую же ситуацию, которая сейчас наблюдается в Украине. В строке из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова – «Люблю отчизну я, но странною любовью!» – мы видим, что любовь к своей стране у поэта «странная».

Связано это с тем, что любовь эта двоякая: с одной стороны, поэт горячо любит свое Отечество, но в то же время презирает свой дом как «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Бородино» старый воин рассказывает молодым солдатам о грозных событиях Отечественной войны 1812 года.

Важно

Людей того времени он называет богатырями, потому что в грозный час они не предали Родину, не нарушили клятву верности, пожертвовали собою ради спасения Отчизны. Жертвенный героизм воинов в этом произведении обусловлен, разумеется, беззаветной любовью к Родине.И даже в изгнании люди продолжают любить свою Родину. Пример тому – Сергей Довлатов.

В произведении «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») пишет: «Родина — это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки… Нелепые, ужасающие стихи… Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка…

Косо перечеркнутые строки… Рукописи, милиция, ОВИР… Все, что с нами было, — родина. И все, что было, — останется навсегда…». Писатель уверен, что осуждение Родины – дело неблагородное, ведь ее, как и родителей, не выбирают.

Таким образом, патриотизм – одно из лучших качеств человека. Оно говорит о том, что человек способен здраво мыслить в таких ситуациях, когда стране требуется помощь и поддержка своего народа, своих граждан.

Читайте также:  Образ и характеристика хрюкина в рассказе "хамелеон" чехова

Возможно, я повторюсь, но все же скажу: чувство патриотизма нужно воспитывать не только в себе, но и в окружающих людях, оно не появляется из ниоткуда. И, конечно, же, как и многое другое, патриотизм хорош в меру.

Несмотря на то, что любовь к Родине может быть «странной», она все равно непобедима. Об этом нужно помнить всегда.

Романова Е.А.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x1af.html

«Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит.

«Собачье сердце» построено на кризисе; в «Дьяволиаде» упоминается коммунальная квартира; в «Театральном романе» – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. «Роковые яйца»: «В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3.

Тогда он заявил Марье Степановне: – Если они не прекратят эти безобразия, Марья Степановна, я уеду за границу».

Уже в начале 20-х годов Булгаков понимал, что жилищный кризис – «безобразие». Но в тот момент писатель считал безобразие временным и надеялся, что через самое короткое время оно кончится.

«…Ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила… в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый из 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919–1925» .

«Страшный и смешной»… Спустя 15 лет, когда Булгаков писал «Мастера», его скромный план постройки шести-семи тысяч квартир был давно перекрыт, но терзания москвичей продолжались, и это через 20 лет после начала кризиса!

Совет

Достаточный срок, чтобы испортить людей, как и сказал Воланд. Смешно было лишь вначале, когда бедствие казалось преходящим. В какой-то момент стало страшно. «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире» – это уже в «Мастере».

Не надо считать «ужасы» преувеличением.

Даже те сравнительно немногие люди, которые обитали душа в душу с соседями по коммунальной квартире, жили неестественно, хотя бы они сами ничего дурного не замечали. А плохие отношения под собственным кровом воистину ужасны. Вспомним карикатурное изображение «коммуналки» в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова – поротого розгами Васисуалия Лоханкина.

Пороли его за рассеянность, он не гасил свет в уборной. Булгаков повторяет сюжет с полнейшей серьезностью, без тени сатирического нажима: «Свет надо тушить за собой в уборной… а то мы на выселение на вас подадим!» (651).

Все-таки на «вы», вежливо… Булгаков на то и был писатель Божьей милостью, чтобы чувствовать за людей уродливость жизни в общей квартире; на то и мыслитель, чтобы понять, до какой степени жители Москвы испорчены «квартирным вопросом», даже те, кто не хамят друг другу в открытую. «Обе вы хороши…» – заметила по этому поводу Маргарита (и погасила вежливым склочницам примусы).

На Мастера написали донос, желая «переехать в его комнаты», – крайнее проявление «испорченности», и заметим: Воланд никак практически не покарал доносчика Алоизия Могарыча!

Диагноз уже поставлен: «квартирный вопрос испортил их…», чего теперь с них спрашивать?

В «Мастере» жилищный кризис не просто упоминается; это лейтмотив. Первая картина – квартира в переулке у Остоженки, с ванной комнатой, где ванна «в черных страшных пятнах от сбитой эмали» и почему-то нет электрического освещения.

(Комментарий – в «Собачьем сердце»: «Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее» (с. 142).) Там же «на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно…».

Опять примус, знаменитый примус, орущий и воняющий керосином прибор – в столице, почему-то лишенной газовых и электрических кухонь.

«Около десятка» – значит, никак не менее пяти семей жили в квартире… Картина! Да, и еще деталь – из-за вынужденных контактов между семьями раздолье развратникам – Бездомный сунулся в ванную и «голая гражданка, вся в мыле» приняла его за соседа-любовника. Еще рисунок с натуры: в МАССОЛИТе длиннейшая очередь, начинающаяся «уже внизу в швейцарской», в комнату с надписью на двери: «Квартирный вопрос», «в которую ежесекундно ломился народ».

Следующая картина – через 20 страниц, глава «Нехорошая квартира».

Обратите внимание

В ней реальнейший «квартирный вопрос» соединяется с не менее реальными «исчезновениями» и все вместе мистифицируется; здесь есть и второй тип исчезновений – связанный с «квартирным вопросом»: «директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился» добыть комнату своей бывшей жене – поэтому она и смогла исчезнуть… И на фоне всего этого Воланд, как заурядный квартирный склочник тех лет, «подает на выселение» Лиходеева: «…Так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!».

Замечательно, что Коровьев тут же это «выселение» обосновывает на стандартном языке квартирной склоки: «жутко свинячат», «пьянствуют», «начальству втирают очки» – пусть так, но почему из дому-то выселять? Нисколько не лучше, чем пресловутый свет в уборной…

Полная энциклопедия квартирных страстей дается еще через главу, эдак неприметно, скороговоркой, в одном длинном периоде. Едва успел погибнуть Берлиоз, как к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. Заявлений было «тридцать две штуки».

«В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы… указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности». Не надо улыбаться, читатель. Сатира сатирой, но все здесь истинно – в чем свидетель каждый москвич, помнящий ситуацию до 1960 года.

Истинно и то, что доносы из-за жилья были явлением не исключительным.

Еще заметка: выиграв сто тысяч, главный герой «бросил свою комнату на Мясницкой… – Уу, проклятая дыра! – прорычал гость». И затем горделивое описание жалкой квартирки в подвале: одна комната «совсем малюсенькая», зато другая – «громадная комната, четырнадцать метров», и почему-то особо упоминается водопровод… Таково качество хорошего жилища во время кризиса!

Еще картинка: киевский экономист Поплавский получает телеграмму о гибели племянника-москвича. Идет авторская ремарка: «Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. …Нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой». Такие ситуации потрясают людей и сегодня.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/kvartirnyj-vopros-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

«Нехорошая квартира» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – Школьный географический клуб «РАЙМАНТАУ»

Цель урока:

        1) Развить умение анализировать факты, материалы исторического характера.

        2) Научить определить функции разных творческих профессий.

        3) Привить любовь к художественному чтению.

Тип урока: Урок-телепередача

Оборудование: портрет писателя, проект по теме, музыка.

План:

I. Организационный момент

    1) Класс работает по трем группам:

        а) Социологи (бейджики зеленого цвета)

        б) Историки (бейджики серого цвета)

        в) Журналисты (бейджики желтого цвета)

    2) Голос народа (Сидят дальше и участвуют в беседе “Актуальный микрофон”)

    3) На доске подписана:

        а) Тема урока: “Нехорошая квартира” в романе “Мастер и Маргарита” М.Булгакова;

        б) Ключевые слова и выражения;

                социальные условия

                историческая обстановка

                порядочность

                доверие

                вера

                надежда

                любовь.

        в) Эпиграф к уроку:

                “Возлюби ближнего как себя самого…”

                                                                             Библия.

        г) Выставка по творчеству Булгакова

II. Слова учителя:

      – Добрый день всем! У нас сегодня необычная обстановка на уроке, потому что мы урок подготовили в форме телепередачи (комментирует  все, что есть на доске). Класс разделен на три группы и будем говорить о “нехорошей квартире”, исходя из того, как может определить наука понятие “нехорошая квартира”. В конце беседы нас дополнит голос народа.

Итак, слово социологам!  Руководитель группы, пожалуйста:

– Мы, специалисты об общественных отношениях в обществе. Поэтому наше мнение такое, что “нехорошая квартира” это межличностные отношения в обществе, когда невозможно спокойной общаться с кем-то.

– Я думаю, что если в обществе есть напряженность, боязнь терять самые главные – свободы, это страшно…

– Сеанс в Варьете доказывает о том, что общество боялось высказывать свое мнение, и как к ним на помощь приходить Черная сила…

– Об этом и говорит взаимоотношение Бездомного и Берлиозы, которые боялись в открытую говорить и том, что их беспокоит. (Возможные варианты ответов…)

Учитель: Спасибо Вам за ответы, теперь скажите, почему ваши бейджики зеленые.

Ответ:

– Цвет веры, надежды, что подсказывает о том, что не все так плохо может быть в “квартире”.

– Ведь невзирая ни на что автор верит, что каждый найдет то, что ищет.

Учитель:  А как видят наши историки проблему “нехорошей квартиры”? (возможные ответы…)

– Мы расследуем действительность в движении, в развитии…

Важно

Москва в 30-е годы – это прежде всего власть Сталина, где никто не мог сказать ничего лишнего.

– Это Гулаг, где находились лучшие умы тогдашнего ССР.

– Я думаю, еще одна историческая действительность это герои второй сюжетной линии Иешуа и Понтий Пилат, о которых нам рассказывает Библия.

– И все-таки в любой исторический период для развития общества должно быть основополагающими такие понятия:

Надежда

Вера

Любовь.

– Я хочу напомнить о другом периоде развития общества, т.е. история 19-го века. Это произведение “Палата №6” А.П.Чехова, юбилей которого мы недавно отметили. Точно так же в обществе были разногласия, люди жили как в “Палате №6”. А у Булгакова только в психиатрической больнице люди могли спокойной высказывать свое мировоззрение. Вот и связь поколений.

– И в нашем понятии “нехорошая квартира”, это серя власть, мы исследовали всю серость того периода, поэтому наши бейджики серого цвета.

Учитель:  Спасибо за ответ. Слово нашим журналистам: (Музыка звучит…)

Руководитель группы:  Так как мы занимаемся больше литературным расследованием, поэтому решили начать с музыки… в исполнение самого автора Фридмана Виктора… Наша тема стара как мир. “Нехорошая квартира” – это духовность между людьми, которой не было. Давайте вспомним биографию М.Булгакова. Ведь поддержку он нашел только в Елене Сергеевне.

– В проекте о Булгакове мы видим автобиографические строки…

– Я думаю, что главной героине Маргарите не хватило духовности, взаимопонимания, и она искала “хорошую квартиру”, которым оказался ОН – МАСТЕР.

– Мне кажется, что автор с надеждой думает о том, что каждый найдет обязательно свою “хорошую квартиру”,  где не ни зла, ни подлости.

– Ведь он сказал, что сам ценит в человеке его человеческие качества, а потом все остальное…

– И наше расследование это доказало, что в любое время, при любых условиях люди должны ценить то духовное, что вокруг себя имеют.

– Наши бейджики желтого цвета, потому что у Маргариты были такие цветы, и мы надеемся, что в “хорошей квартире” будут жить всегда хорошие люди, которые будут понимать и поддерживать друг друга.

Учитель:  Спасибо! А теперь голос народа… (возможные ответы).

1. Проблема серьезная и актуальная сегодня тоже. Каждый из нас в подсознании ищет и веру, и надежду, и любовь.

2. Я затрудняюсь ответить, думаю, еще много времени  надо будет, чтобы полностью понимать М.Булгакова.

3. Думаю, что поддерживаю позицию автора.

4. Мне кажется, от мало до велика должны прочувствовать эту проблему.

5. Нужно было иметь такую силу воли и желание выжить, чтобы написать это произведение…

Учитель:  Всем спасибо за ответ, а теперь мое мнение… Вы, ребята, молодцы… И я думаю, что то, что мы сегодня обсуждаем, высказываем свою точку зрения – не пустые слова! Вы на пороге выпускного бала. Будущее еще впереди! И я желаю, чтобы вы все нашли ту “хорошую квартиру”, которую мы пытались сегодня понять…

Источник: http://raimantau.narod.ru/load/literatura/nekhoroshaja_kvartira_v_romane_m_bulgakova_master_i_margarita/9-1-0-543

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector