Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» – Русская историческая библиотека
(Отрывок из главы 5 «Евгения Онегина»)
X
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я – при мысли о Светлане
Мне стало страшно – так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.
XI
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток:
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
XII
Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла – и что ж? медведь за ней!
XIII
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.
XIV
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он всё вослед,
И сил уже бежать ей нет.
XV
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом всё глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик, и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идет,
И на порог ее кладет.
XVI
Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах, с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полу-журавль и полу-кот.
XVII
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.
XVIII
Он знак подаст – и все хлопочут;
Он пьет – все пьют и все кричат;
Он засмеется – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат;
Так, он хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И любопытная теперь
Немного растворила дверь…
Вдруг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола гремя встает;
Все встали: он к дверям идет.
XIX
И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений,
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!
XX
Мое! – сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул,
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
XXI
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…
Глядит, уж в комнате светло;
В окне сквозь мерзлое стекло
Зари багряный луч играет;
Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;
«Ну, – говорит, – скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?»
Источник: https://rushist.com/index.php/rus-literature/5976-son-tatyany-v-romane-evgenij-onegin
Сон Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”: краткое содержание и анализ
Образ Татьяны Лариной занимает центральное место в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. Эта страстная и цельная натура служит ярким примером добродетели и целомудрия современным девушкам и замужним женщинам.
Татьяна, подобно кокону, превратившемуся в яркую бабочку, из романтически настроенной деревенской угловатой девочки превратилась в сдержанную, полную чувства собственного достоинства, светскую даму.
Но прежде чем произошло такое превращение, она должна была пережить внутреннюю трагедию, изменившую ее духовно.
Предвестником этих перемен и тяжелых душевных переживаний стал вещий сон Татьяны Лариной, который приснился ей в крещенскую ночь.
По старинной русской традиции накануне крещения Татьяна собиралась гадать на свое будущее. Но в мыслях, конечно, был Евгений.
Она попросила свою няню приготовить все для обряда, но в последний момент испугалась чего-то и ушла в свою комнату спать.
Впечатления вечера, размышления, переживания переплелись в ее сознании в причудливый клубок и превратились в этот, немного странный, но пророческий сон.
И если ее дорогу по лесу и поляне, тонкий мосток рассматривать как жизненный путь Татьяны, а медведя, как ее будущего мужа, то следует обратить внимание, на то, что события хронологически перевернуты. Сон начинается ее встречей с медведем, и заканчивается гибелью Ленского, в жизни все происходит наоборот.
Во сне Татьяна сначала бредет по заснеженной поляне, которая символизирует ее жизненный путь. Она набредает на мосток, настолько хрупкий и шаткий, что страшно становится на него. Но тут появляется медведь, который берет ее за руку и переводит через поток.
Во сне она попадает в лесную избушку, где веселится нечистая сила. Пушкин проводит параллель между нечистью, бесновавшейся в лесу и гостями, которые приехали в дом Лариных на следующий день. Эта параллель усиливает пророческое значение сна Татьяны в романе «Евгений Онегин».
И в то же время, подчеркивается связь далеко не ангельской души Онегина со всей присутствующей в лесу, нечистой силой. Более того, Евгений управляет нечистью. Известно, что бесы боятся только дьявола и подчиняются ему. Стоило только Онегину грозно повести очами, как вся нечисть тут же исчезла.
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо;
Во времена написания поэмы сам факт пребывания юной девушки наедине с мужчиной, тем более в лесу, компрометировал ее. Какие мысли могли родиться у героя сна, можно только себе представить. Но в этот момент входят Ольга и Ленский. Жених младшей сестры вступился за честь старшей, вспыхнул конфликт, в котором разъяренный Онегин убивает Ленского, помешавшего ему.
В письме, написанном Онегину, после первой встречи с ним, Татьяна спрашивает:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
В крещенском сне юная барышня получает ответ на свой вопрос.
Верующая Татьяна не могла не обратить внимания на то, что все поступки Онегина прямо или косвенно связаны с князем Тьмы. Онегин словно был движим Падшим Ангелом, или сам перевоплотился в него.
Это и смущало больше всего Татьяну, когда она проснулась. Подтверждение своим догадкам она пыталась найти в соннике Задеки. Сон Татьяны Лариной не давал ей покоя все последующие дни до ее именин, которые праздновались в доме Лариных с большим размахом. Трудно не заметить связи между уездными помещиками, съехавшимися на праздник и лесной нечистью из сна Татьяны.
Евгений не на шутку разозлился на своего юного друга, за то, что тот, зная нелюбовь Онегина к многолюдным сборищам, обманул его, сказав, что праздник пройдет в узком семейном кругу. На празднике Онегин добился своего – он разозлил Ленского, выставил Ольгу в неприглядном свете в глазах жениха. В результате, Ленский вызвал Онегина на дуэль, в которой сам же и погиб.
Встреча Татьяны с Онегиным в Петербурге – это и есть тот самый шаткий мосток, на который должна была ступить Татьяна. Но рядом с ней оказывается ее муж, который переводит ее из отрочества в новую жизнь, но не дает ей совершить нравственное падение. Не случайно после объяснения Татьяны с Онегиным в коридоре дома все услышали звон генеральских шпор вернувшегося князя.
Пушкин вещим сном Татьяны не только предваряет все последующие события, но и раскрывает внутреннюю сущность Онегина. В этом и заключается композиционное значение сна Татьяны.
Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/son-tatyany-kratkoe-soderzhanie-i-analiz.html
Сон Татьяны Лариной
prostoson_jj
1000 и 1 факт о сне: Некоторые исследования показывают, что женщины имеют потребность в дополнительном часе сна по сравнению с мужчинами, что вызвано их склонностью к депрессии и психозам.
Сны в литературе используют, чтобы показать внутренний мир героев, их терзания, переживания. Иногда описания сновидений нужны, чтобы дать подсказку читателю о том, что происходит в окружающем мире героя, что его ждет.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже использовал этот прием, описав сон Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”. Он прибег к нему в середине романа, уже после рокового письма, которое Татьяна Ларина написала Евгению Онегину.
Сквозь слезы выслушан отказ Онегина; девушка страдает, “бледнеет, гаснет и молчит!” Соседи перешептываются, Ленский по-прежнему ухаживает за Ольгой, а Онегин продолжает вести жизнь в “беспечной неге”: катается на лошади, пьет хорошее вино, наслаждается вкусной едой и погожими летними деньками.
Так и шло время, а Татьяна никак не могла забыть Евгения. Вот уж промелькнула осень, пришла зима и наступило Рождество. На Рождество и Святки в доме Лариных служанки гадали на барышень, предсказывая им мужей.
Как и любая девушка того времени Татьяна тоже увлекалась святочными гаданиями. Охваченная смятеньем, немного страшась заглянуть в свое будущее, Татьяна гадает вместе с ними, пробуя то одно гадание, то другое.
Няня посоветовала ей нагадать сон на жениха, и Татьяна кладет перед сном под подушку свое зеркальце.
Татьяна поясок шелковыйСняла, разделась и в постельЛегла. Над нею вьется Лель,А под подушкою пуховойДевичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.
И ей “снится чудный сон”, словно она ночью идет по поляне, занесенной снегом, заходит в лес и набредает на ручей, среди сугробов. Он не скован льдом, через него перекинуты две хилые жердочки, ручей бурлит, и Татьяне нужно через него перебраться.
Вдруг из сугроба, раскидывая снег, вылез медведь. Он протянул ей лапу, чтобы помочь пройти по “гибельному” мостику, и девушке ничего не остается, как принять его помощь.
Но медведь продолжает идти за ней, и в страхе Татьяна пытается убежать от него через зимний лес.
Снег промочил ее башмачки, сучья цепляются за шею, уши, выдергивая сережки, бежать в снегу по колено уже невозможно. Татьяна выбивается из сил, падает на снег. Медведь подхватывает ее и несет к шалашу, в котором живет его кум. Очнувшись, Татьяна слышит звон стаканов, видит стол, вокруг которого сидят страшные чудовища:
Один в рогах, с собачьей мордой,Другой с петушьей головой,Здесь ведьма с козьей бородой,Тут остов чопорный и гордый,Там карла с хвостиком, а вот
Полу-журавль и полу-кот.
XVII
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
И вдруг Татьяна видит, что в главе стола сидит не кто-нибудь, а ее возлюбленный – Евгений Онегин. По всей видимости, он хозяин этого шалаша и кум медведя. Внезапно все эти монстры вместе с Онегиным идут в сени, где лежит Татьяна. Увидев ее, они окружают ее с криком “Мое!” Онегин говорит им грозно: “Мое!”
Чудовища уходят, но едва Евгений и Татьяна остаются наедине, открывается дверь и входят Ленский с Ольгой. Онегин сердится на незваных гостей и в порыве гнева убивает Ленского ножом.
Тут “Таня в ужасе проснулась”, в комнату вбегает Ольга и тормошит сестру:
«Ну, – говорит, – скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?»
Но Татьяна молчит. Ее тревожит зловещий сон, она хочет понять его значенье и листает сонник. Однако в нем она не может найти ключа к загадочному видению.
Зная, чем кончится роман, понятно, что сон Татьяны Лариной – вещий.
Он отразил судьбу Ленского и глубокие переживания Татьяны. Но обратим внимание на детали сна.
Например, те две жердочки, по которым Татьяна пыталась перейти ручей во сне, словно символизируют две сосенки над ручьем, где находится могила Ленского:
И слышен говор ключевой, —Там виден камень гробовойВ тени двух сосен устарелых.Пришельцу надпись говорит:«Владимир Ленской здесь лежит,Погибший рано смертью смелых,В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»
А когда Татьяна лежала в сенях, то первое, что она услышала, был “крик и звон стакана, как на больших похоронах…”
Согласно святочным гаданиям девушки кладут прутики на зеркальце (жердочки и ручей) перед сном и приговаривают: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост”.
“Перейти ручей” означает “выйти замуж”. Медведь, который перевел Татьяну через ручей, это символ ее будущего жениха.
Генерал, за которого Татьяна вышла замуж впоследствии, описывается Пушкиным как “важный” и “толстый”.
Во сне Татьяна, скрепя сердце, приняла помощь медведя, в жизни она тоже выходит за генерала замуж без особой любви. Она признается Евгению, что все еще любит его, но “другому отдана” и будет “век ему верна”.
Во сне Татьяна лежит в сенях, и через приоткрытую дверь заглядывает в комнату, где за столом сидит Онегин. Она словно заглядывает во внутренний мир возлюбленного. И что она там видит? Демонов, чудовищ – по всей видимости, они символизируют пороки, присущие Евгению.
Значит, в глубине души она видит недостатки Онегина, но любит его. “Мое!” – восклицает Евгений.
Впоследствии, после замужества, Онегин встречает Татьяну на балу и ему вновь хочется крикнуть “Мое!” Татьяна подтверждает, что былые чувства никуда не делись, но теперь настает ее очередь отказать Евгению.
Вот так маленький эпизод, описывающий сон Татьяны Лариной, несет в себе куда более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.
Источник: https://prostoson-jj.livejournal.com/14239.html
Что увидела во сне Татьяна Ларина?
Поэма «Евгений Онегин» известна абсолютно всем, и уже не одно поколение литературоведов анализирует ее содержание. Уделяется большое внимание и знаменитому сну Татьяны. Общепринятым на сегодняшний день мнением является то, что сюжеты этого сновидения являются отражением последующих эпизодов романа, описывающих будущую жизнь пушкинской героини.
Однако не следует забывать, что гениальный поэт очень серьезно относился к мистике, сыгравшей немалую роль в его жизни. Он посещал предсказателей и гадалок, сам занимался предсказаниями, увидел в зеркале второго мужа своей жены.
Его сестра Ольга серьезно изучала хиромантию, и по воспоминаниям, довольно точно предсказала обстоятельства смерти поэта. Не вызывает сомнения, что Пушкин был хорошо знаком и с сонником, упомянутым в «Евгении Онегине», и с народными толкованиями снов.
Так как бы растолковали увиденный Татьяной сон авторы классических снотолкований? Попробуем провести такой анализ, не претендуя при этом на истину в последней инстанции.
Основные эпизоды сновидения Татьяны
Татьяна гадает на святки – пору вещих снов. Особую важность святочным снам и гаданиям приписывали девушки, поскольку именно в это время они могли получить предсказание о будущем муже.
Итак, выполнив все положенные ритуалы, Татьяна ложиться спать, и видит очень яркий и содержательный сон со множеством образов, который подробно и поэтически изложен в пятой главе гениального произведения.
Не цитируя здесь дословно известные образованным людям пушкинские строки, приведем в кратком изложении основное содержание ее сновидения и наиболее яркие символы, входящие в него.
- Девушка идет во тьме по снегу, видит бурный поток и ненадежный мостик, по которому не решается идти.
- Из снега появляется медведь, и Татьяна переходит поток, держась за его когтистую лапу. Далее она пытается скрыться от него, бежит по темному заснеженному лесу, теряет серьги, башмачок, платок, не решается приподнять подол и падает в снег.
- Медведь относит ее в шалаш со светящимся окном к «куму» и исчезает.
- Татьяна наблюдает за обитателями шалаша из сеней. Они кажутся ей омерзительными и шумными, среди них Евгений, который верховодит этим обществом. Евгений подходит к двери, и девушка оказывается у всех на виду.
- Евгений заявляет на нее свои права, чудовища исчезают, сон приобретает эротическую окраску. Однако тут появляются Ольга и Ленский, которого Евгений убивает ножом.
После пробуждения Татьяна ищет в соннике Задеки основные символы своего сна. Следует сразу же уточнить, что в дошедших до нас текстах многие слова, перечисленные в «Евгении Онегине» (бор, ведьма и т.д.) отсутствуют, а некоторые имеют трактовку, не соответствующую современным снотолкованиям.
В частности, в данном соннике блуждания по лесу предсказывают благополучие, а медведь – прибыль, чего в ближайшей судьбе героини не происходило. Попробуем разобрать этот сон с точки зрения наиболее распространенный толкований.
Истолкование основных частей сна
Итак, в начале сновидения девушка идет по снегу (замораживание чувств, обида, крушение идеалов) в темноте (страх, неизвестность, необходимость поддержки) и видит бурное течение – стремительные события. Через них ей нужно перейти – но мост ненадежен.
Этот переход ее страшит, точно так же, как страшит и нежданный помощник – внезапно поднявшийся из-под снега медведь. Традиционное толкование медведя как жениха очень подходит облику будущего мужа Татьяны – боевого генерала крупного телосложения.
Однако переход к новой жизни (или же замужеству) снова пугает пушкинскую героиню – она пытается скрыться от медведя, теряя при этом серьги (символ обоюдной любви), башмак (еще один знак пары), платок (защищенность, уверенность в мыслях и чувствах).
Эти потери о можно толковать и как надежды на ответные чувства Онегина к ней, и как решительное неприятие мысли о браке. Последние предположение подтверждается словами Татьяны, где она, объясняясь с Онегиным, признается, что вышла замуж, не устояв перед слезами матери.
Медведь приносит ее на порог шалаша, в котором светится окно (знак надежды), предлагая обогреться « у кума». Нередко трактовку этого эпизода связывают со сценой именин у Лариных и с намеком на отдаленное родство генерала с Онегиным.
Однако вряд ли девушка воспринимала своих соседей в демоническом аспекте, да и никакого влияния на них Евгений не имел. Точно также маловероятно, что генерал предлагал бы Татьяне «обогреваться» у своего соперника.
Скорее всего, в описании обитателей шалаша речь идет о высшем свете, куда Татьяна попадает после брака (недаром некоторые пушкиноведы увидели в описаниях чудовищ портреты представителей правящей династии).
Итак, в присутствии всего света Евгений заявляет на нее свои права – чудовища исчезают, Татьяна как будто готова принять его любовь (а в своей любви к нему она еще раз признается в последней главе).
Появление Ленского и Ольги нарушает хронологию эпизодов сна, однако такие нарушения не такая уж и редкость в сновидениях.
Также логично предположить, что увиденная сцена убийства, в которой фигурирует не дуэльный пистолет, а нож, говорит не столько о реальной гибели Ленского, сколько об утрате чувств, разрыве, душевных ранах – именно так толкуется нож во многих сонниках.
Так что же предсказал сон?
Трудно сказать, какие эпизоды сна Татьяны навеяны творческим воображением поэта, а в каких именно образах он опирался на известные ему традиции расшифровки сновидений. Исходя из приведенного выше толкования, сон Татьяны предсказал ей не только появление сильного во всех смыслах мужа и разрыв с Онегиным, но и эволюцию ее собственных чувств.
Девушке придется пережить отчаяние, стремительное развитие событий , трудный переход к новому этапу жизни, не радующее ее знакомство с будущим мужем, вход в общество, которое ее пугает. Что же касается Онегина – похоже, сердце Татьяны принадлежит ему.
Более того, за то, чтобы остаться с ним, она готова отказаться от всего (медведь исчезает из сна сразу же, общество чудовищ – после признания Евгения, что она принадлежит ему). Но между ними стоит смерть Ленского.
Во сне она показана в условном образе ножа, «отрезавшего» возможности проявления любви и дружеских чувств – именно это, а не супружеский долг или боязнь утраты репутации, скорее всего, и было причиной решительного отказа все еще любящей Евгения Татьяны.
Источник: https://www.sonarium.ru/sonarts/chto-uvidela-vo-sne-tatyana-larina/
Сны в произведениях А.С.Пушкина
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главной героине,
девушке необычной, романтической, проводящей в одиночестве большую часть своей
жизни, снится столь же необычный сон, который представляет для нас определённый
интерес.
Девушке
снится заснеженная поляна, тёмная река, ещё не скованная льдом. Через реку
перекинут старый, хлипкий, полуразрушенный мостик:
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток.
Автор не зря употребляет здесь слово «гибельный», так как
после переправы события, описанные в сне Татьяны, несут пророческий роковой
смысл для героев романа.
После того как юная девушка окажется на
противоположном берегу, ничего уже нельзя будет изменить. «Мост», ведущий из
счастливой и мирной жизни, рухнет.
Евгений Онегин и Владимир Ленский навсегда
разойдутся. Впрочем, об этом чуть позже.
Переправиться
через реку девушке помогает медведь. После переправы начинается погоня:
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг,
Но от косматого лакея
Не может убежать никак.
В итоге силы Татьяны иссякают, и она падает в снег:
Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несёт;
Она бесчувственно-покорна
Не шевельнётся, не дохнёт.
Сцена очень
показательна: Татьяна боится медведя, но, несмотря на это, доверяет страшному зверю, потому что Татьяна, уверена
в том, что животное символизирует Евгения Онегина. Кто ещё может «преследовать»
девушку, ведь это его образ ни на минуту не покидает её мысли и чувства.
Безусловно, образ большого русского животного носит в романе символический
характер.
Зверь
приносит Татьяну Ларину в «шалаш убогой». За дверью слышны крики и звон посуды,
«как на больших похоронах». За столом сидят чудовища. Всё это отдалённо
напоминает именины Лариной.
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый…
Гости на празднике Татьяны ничуть не лучше этих чудовищ. Они
нисколько не искренны. Их цель – показать себя, ещё и на других посмотреть,
чтобы потом обсуждать новые истории, постепенно превращающиеся в сплетни и
обрастающие новыми неправдоподобными деталями.
Тем временем
существа на балу веселятся: смеются, пьют, гремят посудой. Вдруг они замечают
несчастную Татьяну. Среди ужасных чудовищ оказывается предводитель. Это не кто
иной, как наш Евгений! Онегин закрывает девушку от отвратительных существ.
Когда появляется Ольга и Владимир Ленский, разгорается решающий спор:
Спор громче, громче: вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Так писатель
«предупреждает» читателя о грядущих страшный событиях, подогревая необычайный
читательский интерес к свершившемуся во сне убийству (произойдёт оно, или это
сон-пустышка?), ведь роман во времена Александра Сергеевича печатается
отдельными главами, и читатели не скоро узнают о настоящей дуэли.
Сон – это раскрытая книга, в которой мы читаем и понимаем
душевное состояние Татьяны, полное тревоги и предчувствия чего-то неизбежного и
трагического. Вещий сон показывает привязанность девушки к русскому,
настоящему, а не к французским романам, в которых рассказывается об идеальной
любви. Здесь сон – это зеркало,
отражающее до мельчайших деталей происходящее в реальном мире.
Источник: https://pushkin-sny.ucoz.ru/publ/analizy_snov/analiz_sna_tatjany_v_romane_v_stikhakh_evgenij_onegin/2-1-0-4
Сон Татьяны. (Анализ эпизода из 5 главы романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)
И снится чудный сон Татьяне. Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяна одержима мыслью о Евгении, его холодность страшит героиню, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон. Любя, Татьяна и во сне видит… – будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена… Сон героини очень логичен и последователен, встречающиея трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь, но в страхе ощущает а блаженство.
Упала в снег; Меведъ проворно Ее хватает и несет; Она бесчувствецно покорна Не шевельнется, не дохнет.
Увидев Онегина «предводителем» страшной шайки, Татьяна пытается успококиться, но драматизм ситуации сохраняется.
Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петуший головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорныи и гордый, Там карла с хвостиком, А вот полужуравль и полукот.
Ну чем ни нянюшкина сказка, но та обычно заканчивалась благополучно. Здесь же читатель ждет трагической развязки, и она незамедлительно наступает. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим «дружбу» Ленского.
Спор громче, громче; Вдруг Евгений Хватает длинный нож, И вмиг повержен Ленский…
Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье. Татьяна верила преданиям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой — логическая цепь, за которой последует катастрофа — дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь — это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде счастъе было так возможно, так близко!..
Вы должны, Я вас прошу, меня оставить… я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.
Источник: https://evonegin.ru/writing5.php
Сон Татьяны (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
Живая нить, связывающая Татьяну с народом, проходит через весь роман. Не случайно автором отдельно выделен в композиции сон Татьяны, который становится знаком близости к народному сознанию, к народным верованиям и, если угодно, даже к народным суевериям, сформировавшимся задолго до эпохи христианства. Сну Татьяны предшествуют описания святок:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы…
Интерес к приметам, обрядам, гаданиям для Пушкина, наряду с народной поэзией, характеризует склад народной души. Вера Пушкина в приметы соприкасалась, с одной стороны, с убеждением в том, что случайные события повторяются, а с другой — с сознательным стремлением усвоить черты народной психологии.
Выразителем этой черты характера поэта явилась Татьяна, чья поэтическая вера в приметы отличается от суеверия Германна из «Пиковой дамы», который, «имея мало истинной веры… имел множество предрассудков».
Приметы, в которые верила Татьяна, — это своего рода результат вековых наблюдений над протеканием случайных процессов.
Более того, эпоха романтизма, поставив вопрос о специфике народного сознания, усматривая в традиции вековой опыт и отражение национального склада мысли, увидела в народных «суевериях» поэзию и выражение народной души. Из этого следует, что Татьяна — героиня исключительно романтическая, что и доказывает ее сон.
Пушкин целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини. Во время святок различали «святые вечера» и «страшные вечера». Не случайно гадания Татьяны проходили именно в «страшные вечера», в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины.
Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу.
Сон прочитывается и по языческому, и по христианскому символическому словарю, но неодинаково. С позиции язычества сон, сновидение — это всегда перемещение в иной мир.
В таком смысле для язычника сны не менее реальны, чем повседневная явь, — скорее, даже более, ибо они обязательно вещие, пророческие — как раз потому, что они переносят героев в повышенно значимое пространство.
По всем законам языческой пространственной символики иной мир во сне Татьяны представлен дремучим лесом, его центр, (средоточие его сил) — лесной избушкой, его граница — ручьем (река как граница двух миров). «Проводник» Татьяны в это иномирие, медведь, — тоже традиционный хозяин лесного царства не только в славянской, но и во всей индоевропейской мифологии.
Для христианства в высшем, абсолютном понимании нет иномирия зла, нет и людей из этого иномирия зла. По-христиански это лишь духовная пустота, зона отсутствия света и добра, его вселенская «тень».
У зла нет и быть не может своего, законного, постоянного места в мироздании: оно коренится в мире духовном, в душе человека. При этом ни один человек не имеет «злой души» (как скажет Пушкин даже о старухе графине из «Пиковой дамы»).
Но человек может исказить, извратить природу своей души, если сделает из нее «игралище» страстей.
Темный лес Татьяниного сна и делается символическим «пейзажем души» Онегина: ее потаенных «мрачных бездн», ее нравственного хаоса с демоническими чудовищами-страстями, ее эгоистического холода. Внешне в быту, в жизни Онегин, светский щеголь, скучающий в деревне столичный житель, может казаться «очень мил».
Духовные опасности, подстерегающие героя, на бытовом языке невыразимы, обычным зрением невидимы. И эротическое наваждение, «тоска ночная», которая вторгается через Онегина в жизнь Татьяны, тоже есть не простая девическая влюбленность, но смертельно опасное искушение духа. И этого тоже нельзя покамест ни увидеть, ни прямо «реалистически», житейски выразить.
Лишь сон Татьяны делает возможным «сошествие во ад» онегинского духа; лишь сон выводит вовне внутреннюю чудовищность этого состояния, предвещает угрозу не только для героя, не только для его друга, но и для героини. В старорусской литературе был такой популярный жанр: прижизненные «хождения по мукам», путешествия в загробный мир.
Сон Татьяны именно и вводит в новоевропейский, вполне «цивилизованный» роман в стихах старинный полуфольклорный жанр, а тем самым и христианскую духовную традицию, этот жанр породившую.
Композиционно иномирие попадает в литературные тексты чаще всего на сильных, особо отмеченных позициях — в завязке действия или его кульминации.
Как бы затейливо ни складывалась фабула произведения, ее настоящая цель и смысл, предназначение всех событий, суть и расстановка всех основных ее участников проявляются именно там, в иномирии, — месте встречи с судьбой, которое определено вековыми символическими традициями и «изменить» которое воистину «нельзя».
Сон Татьяны, являясь центральным для психологической характеристики «русской душою» героини романа, также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.
Сон прежде всего мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после «странного», не укладывающегося ни в какие романные стереотипы поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферы святок — времени, когда девушки в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой. Однако сон характеризует и другую сторону сознания Татьяны — ее связь с народной жизнью, фольклором. Подобно тому как в третьей главе внутренний мир героини романа определен был тем, что она «воображалась» «героиней своих возлюбленных творцов», теперь ключом к ее сознанию делается народная поэзия. Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демоническому» образу Онегина-вампира и Мельмота, который возник под воздействием романтических «небылиц» «британской музы».
Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является еще и символом смерти. Это объясняет двойную природу сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.
В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе «провел перед нами образ женщины, твердость души которая черпает из народа».
Главная красота этой женщины в ее правде, бесспорной и осязаемой, и отрицать эту правду уже нельзя. Татьяна — это свидетельство того мощного духа народной жизни, который может выделить образ такой неоспоримой правды.
Образ этот дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он выдумка, или фантазия, или идеализация поэта.
Единство с природой, Россией, народом, культурой делает Татьяну существом неземным, но одновременно бесконечно влюбленным в жизнь и во все ее проявления.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/son-tatyany-po-romanu-pushkina-evgenij-onegin.html
Сон Татьяны и его значение в романе “Евгений Онегин”Пушкина А. С
Сон героя, введенный в повествование, – излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, “пророческий” сон видит Гринев в “Капитанской дочке”.
Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе “Евгений Онегин”.
Содержание сна необычно.
В этом сне героиня видит “большого, взъерошенного медведя”, который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок… В бессилии Татьяна падает в снег, медведь “проворно Ее хватает и несет” в избушку, полную демонических чудовищ:
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Вдруг Татьяна узнает среди них Онегина, который здесь “хозяин”. Героиня наблюдает
за всем происходящим из сеней, из-за дверей, не осмеливаясь войти в комнату.
Любопытствуя, она немного отворяет дверь, и ветер задувает “огонь светильников ночных”. Пытаясь понять, в чем дело, Онегин отворяет дверь, и Татьяна предстает “взорам адских привидений”.
Затем она остается с Онегиным наедине, но уединение это неожиданно нарушают Ольга и Ленский. Онегин в гневе:
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский… Сон этот весьма многозначителен. Стоит отметить, что он вызывает у нас различные литературные ассоциации. Сам сюжет его – путешествие в лес, тайное подглядывание в маленькой избушке, убийство – напоминает нам пушкинскую сказку “Жених”, в которой героиня выдает за свой сон происшедшие с ней события.
Со сказкой перекликаются и отдельные сцены сна Татьяны. В сказке “Жених” героиня слышит в лесной избушке “крик, хохот, песни, шум и звон”, видит “разгульное похмелье”. Татьяна тоже слышит “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людскую молвь и конский топ”. Однако сходство здесь, пожалуй, этим и исчерпывается.
Сон Татьяны напоминает нам и другой “волшебный” сон – сон Софьи в комедии Грибоедова “Горе от ума”: Тут с громом распахнули двери Какие-то не люди и не звери Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ! Однако Софья у Грибоедова придумывает этот сон, его не было в действительности. Стоит отметить, что сюжеты обоих снов – настоящего и выдуманного – отсылают нас к балладе Жуковского “Светлана”.
Как и Светлана, Татьяна гадает на святки. Она наводит зеркальце на месяц, спрашивает имя у встречного прохожего. Ложась спать, героиня снимает оберег, “поясок шелковый”, собираясь гадать “на сон”. Характерно, что Жуковский в своей балладе не обговаривает того, что все происходящее со Светланой, – ужасный сон.
Об этом мы узнаем в конце произведения, когда наступает счастливое пробуждение. Пушкин же говорит открыто: “И снится чудный сон Татьяне”. В романтической балладе Жуковского присутствуют все “атрибуты жанра”: “черный гроб”, “черный вран”, “темна даль”, тусклый свет луны, метель и вьюга, мертвец-жених.
Светлана смущена и расстроена увиденным сном, думает, что он вещает ей “горькую судьбину”, однако в реальности все заканчивается хорошо – жених ее, цел и невредим, появляется у ее ворот. Тон поэта в финале становится бодрым и жизнеутверждающим:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье. Совсем иные интонации слышатся в пушкинских стихах:
Но сон зловещий ей сулит
Печальных много приключений.
Сон Татьяны является “вещим”. Он предвещает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество). Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.
Во сне Татьяна, встав на “дрожащий гибельный мосток”, переходит через бурлящий, “кипучий, темный и седой”, “не скованный зимой” поток – это тоже в символической форме открывает ее будущее. Героиню ждет перевод в новое жизненное состояние, в новое качество.
Шумящий, клубящийся волной поток, “не скованный зимой”, символизирует в этом сне юность героини, ее девические мечтания и забавы, любовь к Онегину. Юность – лучшая пора в человеческой жизни, она действительно свободна и беззаботна, подобна сильному, бурному потоку, над которым не властны ограничения, рамки и правила зрелого, “зимнего” возраста.
Сон этот как будто показывает, как героиня проходит сквозь один из периодов своей жизни. Сон этот предваряет и будущие именины в доме Лариных. Д. Д. Благой считал, что “застольные” картины из сна героини перекликаются с описанием именин Татьяны. Характерно, что Онегин появляется в этом сне в качестве “хозяина” демонических чудовищ, пирующих в избушке.
В этой причудливой ипостаси обозначен “демонизм” героя, возведенный в N-ную степень. Кроме того, Онегин, реакции которого совершенно непредсказуемы, пока еще для Татьяны загадка, он окружен неким романтическим ореолом. И в этом смысле он не только “чудовище”, он – “чудо”. Еще и поэтому герой в этом сне окружен причудливыми существами.
Известно, что сон являет собой скрытое желание человека. И в этом отношении сон Татьяны знаменателен. Она видит в Онегине своего спасителя, избавителя от пошлости и серости окружающего враждебного мира. Во сне Татьяна остается с героем наедине:
Мое! – сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг… Далее сон в символической форме снова рисует будущие события: ссору Онегина с Ленским, их поединок, исходом которого стала смерть юного поэта (“…Евгений Хватает длинный нож И вмиг повержен Ленский…”).
Стоит отметить, что сон героини в романе – не просто предваряет будущие события. Этот эпизод смещает в романе сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского. Сон Татьяны открывает нам ее внутренний мир, сущность ее натуры.
Миросозерцание Татьяны поэтично, исполнено народного духа, она обладает ярким, “мятежным” воображением, память ее хранит обычаи и предания старины. Она верит в приметы, любит слушать рассказы няни, в романе ее сопровождают фольклорные мотивы.
Поэтому вполне естественно, что во сне героиня видит образы русских народных сказок: большого медведя, лес, избушку, чудовищ. Н. Л. Бродский отмечает, что источником сна Татьяны могли служить “Русские сказки” Чулкова, которые были известны Пушкину.
Однако в воображение Татьяны наряду с русским фольклором прочно вошли и европейские литературные традиции, среди которых – готические романы, “британской музы небылицы”, с их фантастическими картинами:
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет. Сон Татьяны в романе имеет собственную композицию. Здесь мы можем выделить две части. Первая часть – это пребывание Татьяны в зимнем лесу, ее преследование медведем. Вторая часть начинается там, где медведь настигает ее, это посещение героиней избушки.
Каждая из строф данного отрывка (и всего романа) построена по единому принципу: “тема – развитие – кульминация – и афористичная концовка”.
В этом эпизоде Пушкин использует эмоциональные эпитеты (“чудный сон”, “печальной мглой”, “дрожащий, гибельный мосток”, “на досадную разлуку”, “боязливыми шагами”, “в нахмуренной красе”, “нестерпимый крик”); сравнения (“Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей”, “За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах”), перифразу (“от косматого лакея”), инверсии (“И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она”), эллипсис (“Татьяна в лес; медведь за нею”), анафору и параллелизм (“Он знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут”), прямую речь. Лексика данного отрывка разнообразна Здесь есть элементы разговорно-бытового стиля (“кряхтя”, “мордой”), “высокого”, книжного стиля (“дева”, “светил ночных”, “меж дерев”, “очи”), славянизмы (“младая”). Мы находим в данном эпизоде аллитерации (“Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки”, “Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке”) и ассонансы (“Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ”).
Таким образом, сон Татьяны выступает как средство ее характеристики, как композиционная вставка, как “пророчество”, как отражение потаенных желаний героини и потоков ее душевной жизни, как отражение ее взглядов на мир.
Источник: https://ege-essay.ru/son-tatyany-i-ego-znachenie-v-romane-evgenij-onegin-pushkina-a-s/
«Роль сна в романе А. С. Пушкина ” Евгений Онегин “»
Владимирская область
Ковровский район
МОУ «Большевсегодическая средняя общеобразовательная школа»
Тел. 8(49232)-7-66-91
Реферат на тему:
«Роль сна
в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»
Участник: Мельникова Юлия
учащаяся 11 класса
Учитель русского языка
и литературы:
Мошнина Антонина
Александровна
с.Большие Всегодичи
2009
Содержание
- Введение……………………………………………………………………………….3
1) О роли снов и сновидений в жизни человека…………………………3 2) Сон в литературе…………………………………………………………..4
- Роль сна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ………………………….6
- Двойной смысл сна Татьяны Лариной………………………………….6
- Сон главного героя как элемент «зеркальной» композиции романа «Евгений Онегин»………………………………………………..13
- Сопоставление снов Марьи Гавриловны (повесть «Метель» ) и Татьяны Лариной…………………………………………………………15
- Заключение……………………………………………………………………………18
- Список литературы………………………………………………………………….19
- Приложение……………………………………………………………………………20
I. Введение
О роли снов и сновидений в жизни человека
Сон.…Издавна сны волнуют человека: каждый их видит, пытается уловить определенный смысл. В толковом словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Сон – это состоянье спящего; отдых тела в забытье чувств». Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов – для отдыха мозга. Сон – защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность. Прежде всего, сон имеет охранительное значение для нервной системы. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство – радости, тревоги, страха, – и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения – снов нет. Когда человек все-таки уснет, очаг порой остается связанным с начатой днем мыслительной работой, он продолжает функционировать и во сне, причем, поскольку мозгу в это время не мешают посторонние раздражения, работа эта может быть более эффективной. Как выяснили ученые, сон – вовсе не “уход от жизни”, а особая форма работы мозга. Даже в состоянии глубокого сна мозг может отвечать на внешние воздействия. Иногда они органично “вплетаются в сюжет” сновидения. Порой во сне люди находят ответы на вопросы, мучившие их наяву. Бывают сны, предсказывающие человеку события, которые произойдут в его жизни в ближайшие дни, месяцы. Это вещие сны, сны – предсказатели.
Ещё Гиппократ говорил, что сон есть продолжение бодрствования и наши духовные способности во время сна действуют с такой же, если не с большей силой, чем во время бодрствования.
Он утверждал, что во время сна духи переносят нас повсюду, куда могло бы перенестись тело, если бы оно бодрствовало и соприкасалось со всем, с чем могло соприкасаться.
1 Сон со сновидениями – это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. В. И.
Даль объясняет сновидение как «видение во сне, сон в лицах, в действии,…игра воображения во сне». Сновидения принадлежат к интимному опыту человека и являются одной из загадочных и до сих пор изучаемых проблем.
Изучение механизмов сна и природы сновидений дает в руки исследователей ключ к познанию законов работы духовной жизни человека2.
Ускользающая реальность сновидений, которую стремится удержать сознание проснувшегося, в искусстве слова настоящего писателя обретает филигранную воплощенность.
Сон в литературе
Писатель А. Ремизов в книге «Огонь вещей. Сны и предсонье» рассмотрел сновидения в русской литературе, начиная с А.Пушкина. Он называет сны в литературе «снами в рассказах» и дает интересные характеристики «сонному дару» русских писателей, отмечая, что «большим искусством описания снов владел Л.Толстой, подмечавший закон «беззакония снов», «То же большое искусство у Пушкина…» Особенный интерес при описании сна в художественном произведении вызывают символы, которые рассказывают об истинном состоянии души героя не только в настоящем, но и в будущем. Большинство символов корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в произведениях устного народного творчества. Особенность сна литературного героя заключается в том, что, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можно угадать логику автора и раскрыть значения символов. Именно эту цель я преследовала при написании своего реферата. Особый интерес для меня представляет роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому именно сон «любимой героини Пушкина» я решила выбрать как предмет своего исследования. Для реализации этой цели мне пришлось решать следующие задачи:
- ещё раз прочитать роман и обратить особое внимание на эпизод «Сон Татьяны Лариной»;
- изучив литературоведческий материал, определить роль сна в романе А. С. Пушкина;
- выявить своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи;
- сравнить сон Татьяны Лариной и Евгения Онегина;
- сопоставить сон Татьяны и героини другого произведения Пушкина – Марьи Гавриловны (повесть «Метель»).
Источник: https://do.gendocs.ru/docs/index-10252.html