Система образов в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя
Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутствует авторский голос и создается образ автора.
Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России.
Последовательность появления этих образов также не случайна: от помещика к помещику все глубже оскудение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или бессмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением «душами» других, богатством, землей, так и с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.
Эти персонажи даны как бы в двойном освещении — такими, как они сами себе кажутся, и такими, каковы они на самом деле. Подобный контраст вызывает комический эффект и одновременно горькую усмешку читателя. Манилов кажется сам себе носителем высокой культуры. В армии он считался образованным офицером.
Но на самом деле главная его особенность — праздная мечтательность, рождающая нелепые прожекты, духовная немощь. Манилову даже в разговоре не хватает слов, речь его отягощена бессмысленными словосочетаниями: «в некотором роде», «какую-нибудь этакую».
Коробочка противоположна Манилову, она хлопотлива, но необыкновенно глупа. Чичиков называет ее «дубинноголовой». В отличие от Манилова, Коробочка хлопочет по хозяйству, но суетливо, почти бесцельно. Нелепа и ее боязнь продать Чичикову «мертвые души».
Ее не пугает сам предмет торговли, а более волнует, вдруг «мертвые души» зачем-нибудь пригодятся в хозяйстве.
Характеры помещиков в чем-то противоположны, но и чем-то неуловимо схожи между собой. Таким противопоставлением и сопоставлением Гоголь добивается дополнительной глубины повествования. Ноздрев — тоже человек деятельный, однако, деятельность его иногда оборачивается против окружающих и всегда при этом бесцельна.
Он решителен, мошенничает в карты, вечно попадает в истории, покупает, меняет, продает, проигрывает. Он не мелочен, как Коробочка, но легкомыслен, как Манилов, и по-хлестаковски врет по всякому поводу и хвастает без меры.
Сущность характера Собакевича становится ясна еще до встречи с ним Чичикова — все у него добротно, неуклюже, каждая вещь из его хозяйства как бы кричит: «И я — Собакевич!». Собакевич, в отличие от других помещиков, в хозяйстве расчетлив, он прижимист и сообразителен, это помещик-кулак, как называет его автор.
Плюшкин, портрет которого нарисован в конце этой своеобразной галереи, — представляется заключительной стадией падения человека. Он жаден, переморил своих людей голодом (количество мертвых душ и привлекло к нему Чичикова). Прежде опытный, трудолюбивый хозяин, теперь он «какая-то прореха на человечестве».
Близких у него нет, дети покинули его из-за жадности отца, и он проклял собственных детей. В любом человеке видит Плюшкин разорителя, огромные запасы, накопленные им, портятся, а сам он и его дворовые голодают. Плюшкин стал рабом вещей.
Таким образом, у каждого из помещиков есть свои отрицательные качества, хотя есть и свои преимущества, но в одном они едины, сохраняя при этом особенности характера, — это отношение к «мертвым душам».
Предприятие Чичикова они оценивают по- разному: Манилов смущен и удивлен, Коробочка озадачена, Ноздрев проявляет любопытство — а вдруг выйдет какая-нибудь очередная «история», — Собакевич спокоен и деловит. Но судьба людей, крепостных, стоящих за казенным названием «мертвые души», их не интересует.
Эта бесчеловечность и делает самих помещиков «мертвыми душами», они сами несут омертвение и смерть.
Та же «мертвая бесчувственность жизни» воплощена в образах чиновников из губернского города. Они представляют собой собирательный портрет, в котором выделяется несколько образов, нарисованных более подробно. Чиновничество, как показывает Гоголь, роднят с помещиками нравы паразитического существования, жажда наживы и бездуховность.
Всех их автор подразделяет на «толстых» и «тонких», но это деление абсурдно, поскольку попадая на солидное место, «тонкий» тут же приобретает черты «толстого». А «толстый», в свою очередь, оказавшись перед лицом старшего по чину, начинает чувствовать себя «тонким». Очевидно, что сущность у них одинакова.
Губернская знать черства, а чиновники равнодушны и к людям, с которыми они имеют дело как представители государственной власти, и к своему долгу.
Таков, например, нарисованный беглыми штрихами чиновник Иван Антонович, по прозвищу кувшинное рыло. За взятку он готов продать собственную душу, если, конечно, предположить, что душа у него имеется. Вот почему, несмотря на комическое прозвище, он выглядит отнюдь не смешно, а, скорее, страшно.
Подобные чиновники — не исключительное явление, а отражение всей системы российской бюрократии. Как и в «Ревизоре», Гоголь показывает «корпорацию воров и мошенников». Всюду царит бюрократизм и продажность чиновников.
В судебной палате, в которую читатель попадает вместе с Чичиковым, законами откровенно пренебрегают, делом никто заниматься не собирается, а чиновники, «жрецы» этой своеобразной Фемиды, озабочены только тем, как собрать дань с посетителей — то есть взятки.
Взятка здесь настолько обязательна, что только самые близкие друзья высокопоставленных чиновников могут быть освобождены от нее. Так, например, председатель палаты по-дружески освобождает Чичикова от дани: «Приятели мои не должны платить».
Но еще ужаснее то, что за праздной и сытой жизнью чиновники не только забывают о своем служебном долге, но и полностью утрачивают духовные запросы, теряют «живую душу». Среди галереи чиновничества в поэме выделяется образ прокурора.
Все чиновники, узнав о странной покупке Чичикова, впадают в панику, а прокурор испугался настолько, что придя домой, умер. И только тогда, когда он превратился в «бездушное тело», вспомнили, что «у него была душа».
За острой социальной сатирой вновь встает философский вопрос: зачем жил человек? Что осталось после него? «А ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови», — так заканчивает автор рассказ о прокуроре.
Но может быть, уже появился тот герой, который противостоит всей этой галерее «мертвых душ» российской действительности?
Гоголь мечтает о его появлении, и в 1-м томе он рисует действительно новое лицо русской жизни, но отнюдь не в положительном свете.
На самом деле Чичиков — новый герой, особый тип русского человека, появившийся в ту эпоху, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатством».
Именно тогда, когда в России деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было только опираясь на капитал, появился этот «подлец-приобретатель».
В этой авторской характеристике героя сразу расставлены все акценты: дитя своего времени, Чичиков в погоне за капиталом утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Но в обществе, где мерилом ценности человека является капитал, это не имеет значения: Чичикова считают «мильонщиком», а потому принимают как «порядочного человека».
В образе Чичикова, получили художественное воплощение такие черты, как стремление к успеху любой ценой, предприимчивость, практицизм, способность «разумной волей» усмирять свои желания, то есть качества, свойственные нарождающейся русской буржуазии, сочетающиеся с беспринципностью и эгоизмом.
Не такого героя ждет Гоголь: ведь жажда приобретательства убивает в Чичикове лучшие человеческие чувства, не оставляет места «живой» душе. Чичиков обладает знанием людей, но это ему нужно для Удачного совершения своего жуткого «дела» — покупки «мертвых душ». Он — сила, но «страшная и подлая». Материал с сайта //iEssay.
ru
Особенности этого образа связаны с замыслом автора провести Чичикова через путь очищения и возрождения души. Таким способом писатель хотел показать для всех путь от самых глубин падения — «ада» — через «чистилище» к преобразованию и одухотворению. Вот почему так важна роль Чичикова в общей структуре писательского замысла.
Именно потому он наделен биографией (как и Плюшкин), но дается она только в самом конце 1-го тома. До этого его характер не вполне определен: в общении со всеми он старается угодить собеседнику, подлаживается под него. Порой в его облике проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами — исконное занятие черта.
Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведение чиновников проглядывает что-то апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора. Так гоголевский реализм опять сближается с фантасмагорией.
Но в образе Чичикова проглядывают и совсем иные черты — те, которые позволили бы автору провести его через путь очищения. Не случайно авторские размышления часто перекликаются с мыслями Чичикова (об умерших крестьянах Собакевича, о молоденькой пансионерке).
Основа трагизма и одновременно комизма этого образа в том, что все человеческие чувства в Чичикове спрятаны глубоко внутри, а смысл жизни он видит в приобретательстве.
Совесть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, создавая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступление. Это путь деградации, от которого предостерегает своего героя автор.
Он призывает своего героя, а вместе с ним и читателей, вступить на «прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине», это путь спасения, возрождения живой души в каждом.
«Птица-тройка» и ее стремительный полет — прямая антитеза бричке Чичикова, ее монотонному кружению по губернскому бездорожью от одного помещика к другому. Но «птица-тройка» — это и та же самая бричка Чичикова, только выбравшаяся из своих блужданий на прямой путь. Куда он ведет, не ясно пока и самому автору.
Но это чудесное превращение обнажает символическую многозначность всей художественной структуры поэмы и грандиозность авторского замысла, задумавшего создать «эпопею национального духа».
Гоголь закончил лишь первый том этой эпопеи, но над ее продолжением упорно работала вся последующая русская литература XIX века.
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gogol/stati/mertvye-dushi/sistema-obrazov-v-poeme-mertvye-dushi-n.-v.-gogolya
Образ города в поэме “Мертвые души”
Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов – помещики, город, жизнеописание Чичикова, – объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.
Но среднее звено – жизнь города – само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии.
Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в “храме Фемиды”. И это естественно для административно-бюрократической России.
Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.
Описание присутствия – апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства – сердце города, единственный его “живой нерв”.
Вспомним еще раз взаимосвязь “Мертвых душ” и “Божественной комедии” Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий – великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему – нехристианину – нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче – его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости.
В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов “Божественной комедии”. В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада – хоть и опошленного, комического – но истинно русского Ада.
Возникает и своеобразный Вергилий – им оказывается “мелкий бес” – палатский чиновник: “…
один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу…” Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель – “солнце” гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное – как и самое трагичное, самое страшное! – то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя – солнцем, его кабинет – Раем, его гостей – святыми Ангелами…
Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях – Рай, Ад, Душа!..
Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что “у покойника была, точно, душа”, окружающие догадались, лишь когда он умер и стал “одно только бездушное тело”. Для них душа – понятие физиологическое. И в этом – духовная катастрофа современной Гоголю России.
В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет.
Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: “Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь.
“Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами”. Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному “врознь и кучами””.
Очевидно, что жизнь эта – призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове.
Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к “Мертвым душам”: “Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени… Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни”.
Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование.
Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок “И вот заведение”, “Иностранец Иван Федоров”… Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова “Меткое московское слово” целая глава посвящена текстам вывесок.
Приводятся такие: “Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон”, “Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти”. А вот совершенно “гоголевские”: “Парикмахер мусью Жорис-Панкратов”, “Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка”. Куда до них бедному “Иностранцу Ивану Федорову”! А ведь Е.
Иванов собирал курьезы в начале XX века – то есть более 50-ти лет прошло после создания “Мертвых душ”! И “парижский парикмахер из Лондона” и “мусью Жорис Панкратов” – духовные наследники гоголевских героев.
Во многом образ губернского города в “Мертвых душах” напоминает образ города в “Ревизоре”. Но – обратим внимание! – укрупнен масштаб.
Вместо затерянного в глуши городишки, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”, город центральный – “невдалеке от обеих столиц”. Вместо мелкой сошки городничего – губернатор.
А жизнь та же – пустая, бессмысленная, алогичная – “мертвая жизнь”.
Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир “реальный” и мир “идеальный”. “Реальный” мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя.
Д.С. Лихачев подчеркнул, что “все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века”.
По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать “хотя бы с одного боку, но всю Россию”.
Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда – и поэтому одновременно отвратительны и смешны, – Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни.
Глава “Рыцарь копейки”, вынесенная в конец первого тома, композиционно становится “вставной новеллой”. Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: “копи копейку”?
“Комизм кроется везде, – говорил Н. В. Гоголь. – Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”. Этот принцип художественного творчества воплотил он в “Мертвых душах”.
Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро.
Эпическая абстрагированность автора от происходящего в “реальном” мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи “показать всю Русь”, дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.
Мир “идеальный” строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит “реальный” мир так объемно именно потому, что существует в “иной системе координат”, живет по законам “идеального” мира, судит себя и жизнь по высшим критериям – по устремленности к Идеалу, по близости к нему.
В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души – бессмыслица, сочетание несочетаемого – оксюморон, ибо душа – бессмертна. Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она – воплощение Божественного начала в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника.
В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”. Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная.
Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.
Мир “идеальный” – мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души.
Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы – лирика.
Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав “Мертвые души” поэмой.
Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости.
Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа – чудесную “птицу-тройку”.
Бессмертие души – вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев – и всей жизни, следовательно, всей Руси.
Список литературы
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. – М., 1994
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.gramma.ru
Источник: https://diplomba.ru/work/96644
Образы чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса – ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
В “Мертвых душах” тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе “Мертвых душ”.
Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: “Наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу …. и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…” Это злая сатира на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар.
Как владельцы усадеб, так и губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. У Манилова, как помним, уже два года одна и та же книга раскрыта на четырнадцатой странице. Чиновники “тоже были более или менее людьми просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”.
Помещики и чиновники не обременяют себя заботами о государственных делах. Тем и другим чуждо понятие гражданского долга. Те и другие живут праздно. В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы… Все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени…
” При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собакевич, – он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…
” В обществе чиновников процветает “подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость”. Ссорятся дамы, ссорятся и их мужья: “Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли”.
Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, как на его столе появляются балычки и отменные вина.
Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: “… чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить”. Исключение лишь для приятелей (но Чичиков все-таки на всякий случай не нарушил неписанный закон и дал взятку Ивану Антоновичу). Полиция держит город в постоянном страхе.
Когда в обществе стали говорить о возможном бунте мужиков Чичикова, полицмейстер заметил, что “в отвращении его (бунта) существует власть капитан-исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, но один картуз погонит крестьян до самого места их жительства”.
В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает как бы групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой. Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись, и всё “вдруг отыскали в себе… грехи”.
Отсюда их нерешительность: такой ли Чичиков человек, “которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Трагическое положение, в котором оказались “хозяева города”, создалось в результате их преступной деятельности. Гоголь смеется, смеется зло и беспощадно.
Люди, облеченные властью, помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его. Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но и высшие чиновники, само правительство. “Повестью о капитане Копейкине” Гоголь коснулся и этой, весьма опасной, темы. Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года капитан Копейкин отправляется в столицу просить помощи.
Его поражает роскошь Петербурга, великолепие палат и холодное равнодушие сановника к усадьбе инвалида. Настойчивые законные просьбы капитана о помощи не имели успеха. Разгневанный вельможа выслал его из Петербурга. Образом бездушного сановника, выведенного в “Повести о капитане Копейкине”, Гоголь завершает характеристику мира чиновников.
Все они, начиная от Ивана Антоновича “кувшинное рыло”, мелкого чиновника губернского города, и кончая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди. Многозначительна концовка “Повести…” Капитан Копейкин не смирился с жестокостью и оскорблением.
В рязанских лесах появилась “шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой…”, как капитан Копейкин. “Повестью о капитане Копейкине” Гоголь напоминал сановникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против властей.
«Ах, – скажете вы, прочитав про жизнь города NN ,- неужели мы сами не знаем, что есть много презренного и глупого в жизни! Зачем автор показывает нам это в очередной раз?» Однако я думаю, Гоголь хотел показать это «презренное и глупое» не с целью раздражить читателя. Он хотел исправить человека, сделать жизнь лучше. И полагал, что, только отразив, как в зеркале, все социальные и человеческие пороки, с ними можно бороться. Я считаю, что гениальная поэма «Мертвые души» – лучшее тому подтверждение.
Источник: https://megapredmet.ru/1-32344.html
Школьные сочинения
Анализ беседы Чичикова СЃ Р�ваном Антоновичем «кувшинное рыло. Рто замечательный РїРѕ своей лаконичности СЌРїРёР·РѕРґ.
�ван Антонович не просто взяточник, а многоопытный артист в этом ремесле.
Нужно быть настоящим виртуозом, чтобы совершенно «не заметить» положенные перед ним деньги, но тут же накрыть их книгой.
Р’ этом жесте – весь характер Р�вана Антоновича, мельчайшего винтика РІ системе чиновничьего аппарата.
 Можно убедиться в круговой системе взяточничества, настоящим «поэтом» которого предстает �ван Антонович.
Он «как будто и не слыхал» обращенного к нему вопроса Чичикова, несмотря на то, что уже издали его заметил.
Уже сама РїРѕР·Р° Р�вана Антоновича красноречиво свидетельствует, что только взяткой можно привлечь его внимание. Получив ее, чиновник мгновенно начинает разговаривать СЃ Чичиковым «поласковее», обещая РЅРµ затягивать оформление дела. Так автор создает отчетливое представление Рѕ том, что РІСЃРµ чиновники РѕС‚ мала РґРѕ велика берут взятки – берут РЅРµ только для себя, РЅРѕ Рё для СЃРІРѕРёС… начальников (упоминание Р�вана Антоновича Рѕ «других»). Р� это является для РЅРёС… РЅРѕСЂРјРѕР№, РЅР° этом держится весь чиновничий аппарат.
Анализу фрагмента РїРѕСЌРјС‹ – авторской характеристике чиновников, предлагаем учащимся следующие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться Рє полицмейстеру? Как характеризует его Гоголь? Чем РѕРЅ заслужил «всеобщую любовь» РіРѕСЂРѕРґР° Рё купцов? Как характеризует писатель остальных чиновников? Что РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± РёС… взаимоотношениях между СЃРѕР±РѕСЋ? СЃ вышестоящим начальством? Р’ каких эпизодах раскрывается РїСЂРѕРёР·РІРѕР» чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей? Что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Гоголь РѕР± РёС… духовных интересах, запросах?
Помогая осмыслить характеристику полицмейстера, необходимо обратить внимание РЅР° то, что его образ продолжает тему взяточничества, столь выразительно прозвучавшую РІ сцене разговора Чичикова СЃ Р�ваном Антоновичем. Р’ искусстве взяточничества полицмейстер едва ли РЅРµ превосходит его. «Ему стоит только мигнуть, РїСЂРѕС…РѕРґСЏ РјРёРјРѕ рыбного ряда», чтобы РЅР° его столе тотчас явились всевозможные закуски: «В лавки Рё РІ гостиный РґРІРѕСЂ РѕРЅ наведывается как РІ СЃРІРѕСЋ собственную кладовую». Размах его аппетита таков, что РѕРЅ, РїРѕ словам Гоголя, получает «вдвое больше РґРѕС…РѕРґСѓ противу СЃРІРѕРёС… предшественников». Рто, однако, РЅРё Сѓ РєРѕРіРѕ РЅРµ вызывает нареканий, РІ том числе Рё Сѓ тех, РєРѕРіРѕ РѕРЅ обдирает поборами. «Купцы первые очень любили его». Чем же удалось завоевать полицмейстеру «всеобщую любовь» Рё популярность РІ РіРѕСЂРѕРґРµ? Отчасти – СЃРІРѕРёРј панибратским отношением СЃ подчиненными: РѕРЅ кумился СЃ купцами (крестил Сѓ РЅРёС… детей) Рё С‚. Рї., РЅРѕ главным образом тем, что, используя СЃРІРѕРµ служебное положение, покрывал всевозможные аферы, умножавшие РёС… прибыли.
Взяточничество – главный, РЅРѕ далеко РЅРµ единственный РїРѕСЂРѕРє чиновников.
Не менее страшным является полнейший произвол в делах, открытое игнорирование своих прямых служебных обязанностей.
Так, собираясь совершать купчую, Чичиков не боится опоздать в палату, ибо знакомый председатель может «продлить и укоротить присутствие по своему желанию».
Тот же председатель после совершения купчей дает своим подчиненным распоряжение взять с Чичикова только половину пошлинных денег, а остальные отнести на счет другого просителя.
В собирательном портрете губернских управителей важная роль принадлежит авторской характеристике, в которой раскрываются их взаимоотношения друг с другом, с начальством.
Рто – внешняя благожелательность Рё семейственность РІ РёС… общении между СЃРѕР±РѕР№, Рё чинопочитание, подобострастие – перед вышестоящим начальством’, каждое слово, РјРёРјРёРєР°, жест которого ловятся РЅР° лету. Лихоимцы, взяточники, бездельники, лицемеры, льстецы, карьеристы, эти чиновники- люди крайне невысокой РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры. Так, РІСЃРµ увлечение поэзией Сѓ председателя палаты сводится Рє чтению наизусть единственной баллады Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ «Людмила»; почтмейстер зачитывается произведениями преимущественно религиозно-мистического характера. Узость духовных запросов чиновничества выразительно оттеняет Гоголь, используя прием алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже Рё совсем ничего РЅРµ читал».
Завершая анализ, рассматриваем сцену «Совет у полицмейстера».
Обратим  внимание РЅР° то, что сцена Сѓ полицмейстера обнаруживает РЅРµ только внутреннюю никчемность чиновников, РЅРѕ Рё главное – неспособность РёС… (людей, решающих государственные дела!) мыслить, анализировать, принимать самостоятельные решения. Р’ СЃРІРѕРёС… догадках, кто такой Чичиков Рё зачем ему «мертвые души», чиновники РґРѕС…РѕРґСЏС‚ РґРѕ полного абсурда, предполагая РІ нем фальшивомонетчика, ревизора (чиновника генерал-губернаторской канцелярии), переодетого разбойника, капитана Копейкина Рё даже Наполеона, бежавшего СЃ острова СЃРІ. Елены.
В этом деле управителей города больше всего волнует не столько, кто такой Чичиков, преступны или нет его действия, а то, какое место занимает он на иерархической лестнице, является ли «таким человеком, которого нужно задержать и схватить, как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных».
Волнение чиновников усугубилось известием о назначении нового генерал-губернатора.
РћРЅРѕ поразило РёС…, как РіСЂРѕРј, заставляя теряться РІ догадках: чем вызвано это назначение? Рє чему придерется РЅРѕРІРѕРµ начальство? СЃ чего начнет СЃРІРѕРё «переборки, распекания, взбутетенивания, должностные похлебки»? Р·Р° какой РёР· «грехов» придется отвечать? Р—Р° то ли, что против повальной горячки РЅРµ было принято надлежащих мер Рё РѕС‚ нее погибло РјРЅРѕРіРѕ людей РІ лазаретах, больницах? Р—Р° то ли, что РІ РїСЊСЏРЅРѕР№ драке сольвычегодские купцы совершили убийство, РЅРѕ, откупившись Р·Р° РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ взятку, остались без наказания? Р�ли Р·Р° то, что убитый казенными крестьянами блудливый заседатель Дробяжкин был объявлен умершим РѕС‚ апоплексического удара, потому что человеку мертвому «не РјРЅРѕРіРѕ РІ том РїСЂРѕРєСѓ, если Р±С‹ даже РѕРЅ Рё выиграл дело, Р° мужики были еще живы, стало быть, для РЅРёС… весьма важно решение РІ РёС… пользу»? Каждое РёР· этих предположений заставляло губернских управителей терять голову Рё трястись РѕС‚ страха перед возмездием. Страх – пружина всех последующих действий, предпринятых РёРјРё СЃ целью предотвратить грозящую опасность, начиная РѕС‚ переговоров СЃ помещиками, РІ том числе Рё Ноздревым, хотя РІСЃРµ знали, что ему нельзя верить, Рё кончая совещанием Сѓ полицмейстера. Страх же станет РІ конечном итоге Рё причиной смерти РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°. РџРѕРґРІРѕРґСЏ итоги СѓСЂРѕРєСѓ, учитель еще раз подчеркнет критический пафос изображения чиновничества РІ РїРѕСЌРјРµ, Р° также отметит, что РїРѕ своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј напоминают уездных чиновников РёР· «Ревизора», хотя Рё РЅРµ повторяют РёС….
Р’ «Мертвых душах» писатель показал уже РЅРµ СѓР·РєРѕ замкнутый РєСЂСѓРі провинциальных управителей уезда, РЅРѕ обратился Рє изображению губернского РіРѕСЂРѕРґР° – РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ административно-территориальной единицы царской Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ отличие РѕС‚ «Ревизора», чиновничья среда РІ «Мертвых душах» показана, РєСЂРѕРјРµ того, РІ тесных контактах Рё СЃ поместноусадебным РјРёСЂРѕРј, Рё СЃ жизнью обеих столиц, неподалеку РѕС‚ которых- РїРѕ словам Гоголя, находился изображаемый РёРј РіРѕСЂРѕРґ. Тема Петербурга присутствует почти РІРѕ всех главах РїРѕСЌРјС‹. Рто значительно расширяет пространственное изображение Рё тем самым выразительно оттеняет повсеместный характер служебного произвола. Таким образом, чиновничий РјРёСЂ РїРѕСЌРјС‹ – это тот же РјРёСЂ «мертвых душ», что Рё помещичья среда, РЅРѕ РІРѕ власть ему отданы РЅРµ только крепостные крестьяне, РЅРѕ весь народ, РІСЃРµ государство.
В
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Собирательный портрет губернских управителей РІ романе «Мертвые души» . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-2247.htm
Оформление купчей в гражданской палате в поэме «Мертвые души»
Ах, если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; Пусть истину сокроет ложь: Что ж делать? — Все мы человека! М. Ю.
Лермонтов Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», появившаяся в 40-е годы XIX века, раскрыла сатирический талант писателя, поднимающегося в разящем смехе до сарказма Гоголь одним из первых писателей понял великую силу сатиры и использовал ее, критикуя помещичье-крепостнический строй России.
Поэма появилась в тот момент, когда крепостное право «расписалось» в своей несостоятельности, губительности не только для зависимых от него крестьян, но в еще большей степени для помещиков, теряющих человеческий облик и достоинство личности.
Создав незабываемую и правдивую галерею портретов и характеров крепостников, Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком…
» Поэма написана в форме путешествия главного героя Павла Ивановича Чичикова по югу России с целью «сколачивания» капитала мошенническим методом.
Тема путешествия в русской литературе не нова, она позволяет автору показать всю Россию, сделать нужные ему выводы и обобщения.
Причем это «знакомство» идет в определенном порядке, автору надо показать постепенную деградацию помещика-крепостника от прекраснодушного бездельника Манилова через «собирателей-кулаков» Коробочки и Собакевича, пьяницы и картежника Ноздрева к «прорехе на человечестве» — Плюшкину.
Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманилову», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.
Дом господский стоял одиночкой на крытом всем ветрам… покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций! пять-шесть берез небольшими купами… Под двумя из них была беседка… с надписью: “Храм уединенного размышления”…
влили две бабы, которые, картинно подобравши платья… колени в влача… бредень». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до приторти навязчиво.
О нем автор говорит, что Манилова можно охарактеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…»
Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны.
В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика.
Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое.
Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова.
Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души.
Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование».
Чичиков озадачивает Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость.
Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова».
Гоголь задумывал «мертвые души» как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным.
Замысел «изъездить вмести с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей России.
А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем», в поэме встает вся картина русской действительности со всеми ее экономическими и социальными изъяснениями.
Однако в «Мертвых душах» описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставленные светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представление о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.
Таким образом, картина жизни и быта губернии, в которой, как и во всей стране, основой социального строя является эксплуатация труда, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города НН. И поскольку Гоголь видел основной источник бедствия России в несправедливых и бесчеловечных общественных отношениях, то внимание он уделил в первую очередь помещикам, главным угнетателям крестьян.
Автор описывает имение помещиков, их времяпрепровождения, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепким хозяйством Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны.
Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и моральное опустошения помещичьего класса. Углубляя тему духовного разложения дворянства, писатель располагает главы с описанием помещиков в определенном порядке.
Он ведет читателя от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» скопидомке Коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиных, «прорехой на человечестве».
Наиболее полно характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже душ, «в некотором роде окончивших свое существование». Каждый помещик по-своему реагирует на эту просьбу. Манилов со свойственной ему «широтой души» отдает мертвые души даром.
Коробочка, привыкшая к тому, что все можно продать и купить, заботится лишь о том, не прогадать, не продешевить. Собакевич в очередной раз проявляет качества «человека кулака», заламывая цену «сто рублей за штуку».
Но какими бы ни были оттенки реакции разных помещиков, все они приходят к одному: если «негоция» не принесет вреда государству и не будет в убыток, они согласны.
Рисуя широкую картину дворянской – помещичьей России, Гоголь не ограничивается изображением поместных дворян. На примере города Н.Н. он показывает и мир чиновничества, в котором «плодились из безделья» злоупотребление властью, интриги, сплетни.
Все чиновники города, начиная с губернатора, положительным единственным качеством которого являлось вышивание «разных домашних узоров», и кончая самым мелким чиновникам, берут взятки, грабят казну, ходят на балы и играют в карты. Такой образ жизни становится нормой для них.
Они даже не опасаются карты за свои грехи. Ведь устоявшийся «порядок» охраняется полицмейстером, главным взяточником и казнокрадом. Кроме того, все чиновники повязаны круговой порукой. Каждый из них не чист на руку, и поэтому никому ни приходит в голову доносить на другого.
Итак, Гоголь показал, что жизнь города управляют необразованные, пустые, бесчестные люди. Более того, введя в поэму о капитане Копейкине, автор подчеркнул, что такая картина характера не только для этой губернии, но и для всей страны, которой правили помещики и чиновники, в то время как простой народ терпел одни лишь лишения.
К миру «мертвых душ» в поэме, безусловно, относится и Чичиков. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение «припрячь» подлеца, Гоголь детально исследует истоки его личности.
Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком». Чтобы подняться по общественной лестнице, он воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость.
Гоголь тонко показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащение у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры, комфорта. При этом он прекрасно видит, каким путем создаются огромные состояние в окружающем его мире.
Гоголь очень точно определил одну из характерных черт поднимающейся буржуазии жизненную энергию, целеустремленность действий и в то же время ее определенную эгоистичность.
Страницы: 1 2
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Оформление купчей в гражданской палате в поэме «Мертвые души». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/oformlenie-kupchej-v-grazhdanskoj-palate-v-poeme-mertvye-dushi/