Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Скачать сочинение |
Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.
В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.
Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство – Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.
Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны.
Например Фамусов – он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец: Уж об твоем ли не радели Об воспитаньи! С колыбели!
Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:
Ведь экая шалунья ты, девчонка… Ой! Зелье, баловница.
К тому же он обладает чувством юмора:
Дался им голос мой, и как себе исправно Всем слышится и всех сзывает до зари!
Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость.
Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не
в своем уме!”
Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”).
Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.
С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий – Софья – Молчалин).
Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.
Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел!. дрожал! Вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов!
С другой стороны, Чацкий – герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.
Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи.
Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:
Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами, А при звездах не все богаты, между нами; Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…
Фамусов – не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.
Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша и Лиза – Фамусов – Петруша.
С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным.
Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.
Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:
Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня В приличьях скованы, не вырвемся из ига…
Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива.
Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов: Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:
Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся Другой вам услужить…
Загорецкий — истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.
С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).
Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов).
Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.
Свояченица Фамусова Хлестова – типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника.
Платон Михайлович Горич – “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.
Полковник Скалозуб – типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе.
Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.
Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества.
Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников.
Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.
В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.
К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.
Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние.
Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.
Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича.
К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”. В своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий выступает от имени целого поколения:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется — враг исканий…
Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.
Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.
Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.
11006 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00087801184864066316
Система образов комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции, «Горе от ума» стало первой русской реалистической комедией, отразившей наиболее существенные общественно-политические и нравственные проблемы эпохи.
Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — современников Грибоедова.
«Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому… Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь», — писал автор о своих героях. На этом принципе реалистической типизации основана система образов «Горе от ума».
В ней нет четкого деления персонажей на положительных и отрицательных, как в произведениях классицизма. По словам Гончарова, «вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц», в котором «и общее и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену».
В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером.
В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника — удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери и горничная, устраивающая свидания влюбленных — так называемая субретка.
Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.
Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной.
Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.
Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго — комического — «любовного треугольника» (Молчалин — Лиза).
Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника.
Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.
Грибоедов отказывается от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно.
С одной стороны, это незаурядная личность, сильный, крупный характер. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским.
Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное — воспитание.
Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многих других замечательных качествах, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях.
Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что потребовало немалого мужества и самостоятельности.
Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и подлинные интересы.
В то же время, этот выбор можно объяснить и стремлением повелевать, так роднящим Софью с ее отцом. «Муж-слуга», идеал московских дам, вполне мог бы устроить и Софью.
Во всяком случае, резкий и независимый характер Чацкого явно ей не по душе, и именно она начинает сплетню о сумасшествии Чацкого.
Так что образ Софьи получился очень многогранным, неоднозначным, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.
Также отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки — Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге.
Но при этом Грибоедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чертами, роднящими ее с героем-резонером: она дает четкие, даже афористичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» — о Скалозубе).
Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.
Ничего подобного в финале «Горе от ума» не происходит. О реальном положении вещей Фамусов так ничего и не знает до самого конца.
Но и там он все же остается в счастливом неведении об истинных пристрастиях своей дочери — он считает, что Софья влюблена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, прежде всего для Молчалина.
Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типичного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности — недаром же Молчалин так боится проявления к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосторожности девушки.
Все участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические образы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя совсем не так, как предусматривали правила классицизма.
С точки зрения общественного конфликта система образов комедии построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу.
Он является типичным представителем той части русского общества первой четверти XIX века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего» — как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян.
В дальнейшем этих людей часто соотносили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года. «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист» (А.И. Герцен).
В образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нравы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.
Прежде всего, Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества (монолог «А судьи кто?»). Как и декабристы, Чацкий говорит о необходимости службы делу, «а не лицам».
Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого — «судей решительных и строгих» — сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания.
Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова называют «мечтателями, опасными» людьми.
Наряду с этим Чацкий, как и декабристы, считает необходимым развивать просвещение. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье — вот беда», — говорит об этом Фамусов.
Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой национальной культуры.
Чацкого волнует «Смешенье языков: французского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе.
А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образованных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», — требует Чацкий.
В реальной жизни людей, подобных Чацкому, было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии. В сценическом действии присутствует лишь один его единомышленник — Репетилов, но и тот оказывается мнимым соратником Чацкого, только подчеркивающим одиночество главного героя. Это образ-пародия. Суть этого характера выражена в словах: «Шумим, братец, шумим».
Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяют князь Федор («химик и ботаник») и брат Скалозуба, который, оставив службу, занялся в деревне чтением книг. Они входят в состав внесценических персонажей комедии, которых даже больше, чем сценических.
Они необходимы для раскрытия всей истинной широты конфликта, а также помогают уточнить позиции сценических персонажей и могут относиться как к «веку нынешнему», так и к «веку минувшему».
Так почтенный камергер Кузьма Петрович или дядя Фамусова Максим Петрович — внесценические персонажи, наиболее успешно воплощающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: умение «подслужиться», чтобы занять высокое место в обществе и пользоваться всеми подобающими ему привилегиями. «Известная» Татьяна Юрьевна помогает составить представление о влиятельных дамах, имеющих «полезных» друзей и родных.
На сцене «век минувший» представляет фамусовское общество. Среди них выделяются отдельные фигуры: московский «туз», крупный начальник Фамусов; мелкий служащий из его ведомства Молчалин; полковник Скалозуб, представляющий армию.
Гости на балу у Фамусова составляют самостоятельную группу, без которых «галерея типов» фамусовской Москвы была бы неполной, но очерчены они не так подробно.
Здесь мы видим своеобразный «контингент невест» (шесть княжон и Графиня внучка) и «счастливую» семейную пару: »мужа-слугу» Платона Михайловича Горича и его супругу Наталью Дмитриевну; «остаток екатерининского века» — влиятельную московскую барыню Хлестову и плута и мошенника Загорецкого, презираемого всеми, но необходимого, поскольку он «мастер услужить». Каждый из этих персонажей — своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями. Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить их в одну группу.
Это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди. Их благополучие опирается на крепостное право — ведь благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить».
В фамусовской Москве принято не только поддерживать такой порядок вещей, но и оценивать в соответствии с ним других людей. «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених», — так говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери.
Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины, получить которые помогает родство и протекция. Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело — им никто здесь и не занимается, — а те выгоды, которые сулит служебное положение. Ради чина они готовы унижаться, прислуживаться, как это делает Молчалин.
Достигнув «степеней известных», как Фамусов, можно уже не утруждать себя делами — «подписано — так с плеч долой». Материал с сайта //iEssay.
ru
В армии существует такой же «порядок»: «каналы», благодаря которым полковник Скалозуб добился высокого чина, очевидно, аналогичны — ведь во время войны 1812 года он отсиживался в тылу, а подвиги совершали другие, которые погибали и тем самым помогали открыть «вакансии» для людей, подобных персонажу грибоедовской комедии.
История Скалозуба демонстрирует и подлинное лицо патриотизма фамусовского общества; истинному чувству здесь нет места, есть только показной порыв: «Кричали женщины ура! И в воздух чепчики бросали».
Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Это касается и мод на наряды, и стремления щегольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результате получается «Смешенье языков: французского с нижегородским».
Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже воспитание и образование детей доверено весьма сомнительным педагогам — «числом поболее, ценою подешевле».
Это не удивительно, ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует, а серьезно пугает.
Ее основные занятия и интересы — это «обеды, ужины, и танцы», вовремя которых можно не только приятно провести время, но и составить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для дочерей, протекцию для сыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых.
Но, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы течет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых Москва пережила наполеоновское нашествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких изменений: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два».
Энергия фамусовского общества собирается только для сохранения своих основ, борьбы с инакомыслием — ощутив в Чацком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие — сплетню. Силу ее понимают все.
Но как только враг повержен и изгнан, «стихия» возвращается в свои берега, а Чацкого готовы даже пожалеть — по крайне мере, на словах.
Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».
Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явлениям жизни.
И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случилось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».
На этой странице материал по темам:
- карикатур ненавижу в моей картине ни одной не найдешь
- образ михаила платоновича горича из горе от ума.
- сочинение ве нвнешный минувший из комедии горе от ума
- невзгода от ума
- развитие действия в горе от ума
Материал с сайта https://iEssay.ru
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/griboedov/stati/gore-ot-uma/sistema-obrazov-komedii-gore-ot-uma-a.-s.-griboedova
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества?
Прежде всего, следует сказать о безграничной власти женщин в обществе московских дворян:
Судьи всему, везде, над ними нет судей, –
говорит о дамах Фамусов. Когда же Павел Афанасьевич узнает о проступках Софьи, он восклицает: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» И не князь Петр, не Фома Фомич, а именно женщина!
Очень велика власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна Горич обращается с мужем, будто он маленький мальчик. Платон Михайлович только и слышит: «Мой милый, застегнись скорей» или «мой ангел, бога ради от двери дальше отойди».
Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит! –
произносит он. И все же продолжает подчиняться жене. Недаром Чацкий назвал мужа-мальчика, мужа-слугу «высоким идеалом московских всех мужей».
А что можно сказать об интересах дам высшего общества? Все, что привлекает их, – это балы, наряды, французские романы, а матерей – поиск женихов «с звездами да с чинами» для своих дочерей.
Даже такие старухи, как полуглухая графиня-бабушка и Хлестова, приехали на танцевальный вечер к Фамусову, несмотря на то, что Хлестова заявляет:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?.. – Мученье!
А графиня-бабушка после вечера признается:
Когда-нибудь я с пала да в могилу.
А вот разговор Натальи Дмитриевны с многочисленными княжнами Тугоуховскими: они, осмотрев друг друга с головы до ног, принимаются обсуждать «складочки», «фасон прекрасный», «тюрлюрлю атласный» и «эшарп», подаренный кузеном. Ну а мать шести дочерей занята подбором подходящей партии для своих дочерей. Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же хочет пригласить его в дом, но, узнав, что он небогат и нигде не служит, тут же меняет свое решение.
Из ряда постоянно кривляющихся дворянских дочек, льнущих к военным, «потому что патриотки», несколько выпадает Софья. В ней нет той «страсти к мундиру», о которой говорит Чацкий в своем монологе: девушка влюбилась в «безродного» Молчалина. Она не страшится сплетен, разговоров в свете.
«Что мне молва!» — восклицает она. Софье трудно скрывать свои чувства и притворяться: когда Молчалин упал с лошади, она готова была «в окошко… прыгнуть» к нему.
Однако Софья принадлежит все-таки к фамусовскому обществу, и все хорошее, что было заложено в ней природой, потеснила среда, в которой девушка жила и воспитывалась.
Более того, Софья совершает низкий поступок, ведь это именно она становится источником злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет девушку от таких людей, как Чацкий, от представителей «века нынешнего».
В комедии есть еще один женский персонаж – служанка Лиза. Она, конечно, существенно отличается от других женщин в пьесе, ведь она — девушка из народа.
Согласно классицистической системе амплуа, Лиза является субреткой, устраивающей барышне свидания с любовником. Сама Лиза отвергает приставания и Фамусова, и Молчалина.
Она страшится «барской любви», ее не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные «интересы», которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность.
Кроме того, Лиза играет очень важную роль в комедии, ведь она является вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора. Достаточно вспомнить, какие меткие характеристики она дает другим персонажам: Чацкому, Скалозубу, Молчалину.
Таким образом, женщины в комедии воплощают собой черты того общества, к которому они принадлежат, и делают «картину нравов» жизни московского дворянства, нарисованную в пьесе, более полной и красочной.
Источник: https://velib.com/sochinenie/zhenskie_obrazy_v_komedii_a_s_griboedova_gore_ot_uma/
Образ литературного героя в комедии «Горе от ума»
Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем.
Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо «оживить» не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами.
Комедия А. С.
Грибоедова «Горе от ума», стоящая на рубеже классицизма и реализма и лаконично соединившая в себе черты обоих стилей, является уникальным образцом для подражания, ибо только Грибоедов сумел собрать вместе столько ярких, самостоятельных героев, в которых легко узнаются самые разнообразные человеческие типы.
Безусловно, центральной фигурой в комедии является «человек новой формации» Александр Андреевич Чацкий. Рыцарь без страха и упрека, он наделен Грибоедовым всеми положительными, по мнению автора, чертами. Чацкий молод, умен, европейски образован, честен, благороден, придерживается прогрессивных, либеральных взглядов. Он остер на язык и не упускает случая на протяжении всего действия комедии отпустить колкую шутку или упрек в адрес тех или иных героев:
Ну что ваш батюшка? все
Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш батюшка отпрыгал ли свой век?..
А тетушка? все девушкой,
Минервой ? Все фрейлиной Екатерины
Первой? Воспитанниц и мосек полон дом?..
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
Чацкий крайне отрицательно относится ко всем устоям и обычаям «фамусовского общества» и не скрывает этого. Напротив, он всячески пытается продемонстрировать свою неприязнь, не гнушаясь даже «метанием бисера перед свиньями»:
Что нового покажет мне Москва ?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Ах! к воспитанъю перейдем.
Что нынче, также, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?..
…
Здесь нынче тон таков
На съездах на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешение языков:
При всей своей желчности Чацкий пылок и не лишен романтических настроений. Его чувства к Софье, несмотря на недружелюбно-повышенный тон всех бесед двух героев, на самом деле чисты и искренни:
Она! она сама!
Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.
Явилась!Нет ее!Неужели в виденъи?
Не впрямь ли я сошел с ума?..
Но основное назначение Чацкого — служить искрой, из которой возгорится пламя свободы. И. А. Гончаров определилподобный человеческий тип как «сеятель того, что пожинают другие», «провозвестник новой зари».
Герой не понят решительно никем, он фактически жертвует собой, но эта жертва суть фундамент, на котором достойные сыны отечества возведут здание истинной справедливости.
Главный оппонент Чацкого, имя которого уже стало нарицательным, обозначая недалекость и косность, застой и гипертрофированный консерватизм, «самый знаменитый москвич всей русской литературы», Павел Афанасьевич Фамусов, основной заботой считает всяческое укрепление своего статуса в социальных кругах Москвы. Для этого он наносит различные визиты вежливости:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели…
В четверг я зван на погребенье…
.А может, в пятницу, а может, и в субботу
Я должен у вдовы, у докторши, крестить…
старается прослыть радушным и гостеприимным:
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать — изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для всех ровнехонько, про всех готов обед.
дочь желает выдать замуж исключительно с материальной выгодой, даже вопреки ее собственному желанию:
Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара…
Фамусов олицетворяет собой тот тип людей, которые ко всему подходят с эгоистическим расчетом. Они свято верят в то, что, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца, весь окружающий мир существует для них и из-за них.
И подобное положение дел ни в коем случае не должно нарушаться. Всякие попытки привнести что-то новое воспринимаются негативно и подозрительно.
В устоявшихся барских традициях Фамусов видит основу своей стабильности; угроза же ей, по мнению героя, исходит от учения и книг:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина…
…Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь!
Дочь Фамусова Софья Павловна остается и по сей день наиболее спорной и неоднозначной фигурой в комедии. Она не менее умна, чем Чацкий, что и не удивительно, — ведь они росли и воспитывались вместе. Но Софья противостоит главному герою от начала и до конца.
Она, конечно, принадлежит к «фамусовскому обществу», но в ней нет той заразы, которая проникла в тела и души «страстных к чинам» обитателей Москвы.
Софья хитра и изворотлива (достаточно вспомнить, как ловко она обвела вокруг пальца своего папашу, заставшего ее с Молчаливым), однако ее обморок, причиною которого послужил упавший с лошади Молчалин, был обескураживающе правдоподобным:
Ах! Боже мой! упал, убился!
а нахлынувшую горечь и обиду от предательства Молчалина она изливала яростно и смело:
Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…
Отстаньте, говорю, сейчас
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас…
Софью Грибоедов наделил чертами настоящей женщины, совмещающей в себе несовместимое. Именно такие женщины способны принимать решения в моменты, по выражению Ю. Н. Тынянова, «мужского упадка» в общественной жизни.
Олицетворением подлости и беспринципности в комедии является, без сомнения, Алексей Степанович Молчалин. Главные его качества — «умеренность и аккуратность» — суть лишь благовидное внешнее прикрытие.
Истинная же начинка Мол-чалина — изворотливость, хитрость, умение найти ключ к каждому «нужному» человеку. Его ложная скромность крайне опасна. Он не довольствуется малым.
За три года отсутствия Чацкого Молчалин, безвестный, безродный тверской мещанин, стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи. Он незаменим в фа-мусовском доме, незаменим в «фамусовском обществе»:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
Молчалин заимел подобные жизненные ценности неслучайно. За несколько мгновений до финального разоблачения он дает важное признание:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятая:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Способным жертвовать собой во имя всеобщего блага и справедливости людям Грибоедов противопоставляет тип людей-карьеристов, для которых главная цель в жизни — забраться как можно выше по служебной лестнице. И эта цель, по мнению таких людей, оправдывает любые средства.
Второстепенные персонажи комедии ничуть не уступают главным героям в способности представлять разные человеческие типы. Скотодумство и тупая страсть к чинам соединились в образе полковника Сергея Сергеевича Скалозуба:
А форменные есть отлички:
В мундирах выпушки, погончики, петлички…
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.
Резкую перемену сильного телом, но слабого духом человека олицетворяет собой новоявленный «подкаблучник» Платон Михайлович Горич:
…Как видишь, брат:
Московский житель и женат…
На флейте я твержу дуэт
А-молъный…
Теперь, брат, я не тот…
Пустота и бесполезность мыльного пузыря с радужной оболочкой нашли отражение в фигуре Репетилова, старающегося завоевать уважение нелепым самобичеванием:
Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так, и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак…
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил…
Гости на балу — точнейший фотоснимок консервативного сборища лицемерных и алчных представителей высшего света. Без сомнения, главная идея «Горя от ума» — противопоставление двух антагонистических мировоззрений, старого и нового, «глупого» и «умного». Однако высказывание А. С.
Грибоедова о собственном произведении можно трактовать по-разному. Многие из героев обладают умом, каждый— своим собственным, уникальным, характерным для данного человеческого типа. Они же совершают и глупые поступки.
Ценность грибоедовской комедии заключается именно в противоречивости, в необходимости собственного переосмысления проблемы, поданной читателю под острым соусом социально-нравственного конфликта. Наверное, ближе всех к истине был А. С.
Пушкин, написавший, что единственным умным героем, на которого приходится двадцать пять глупцов, в «Горе от ума» является сам А. С. Грибоедов.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/obraz-literaturnogo-geroya-v-komedii-gore-ot-uma/
Сочинение: Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва.
Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия “Горе от ума” — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники.
Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью.
Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, Населяющие ее.
Вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. “На всех московских есть особый отпечаток”, — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики.
Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов.
В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к “московским”. Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов — “старинный, верный член” Английского клуба, который “весь свой век пропрыгал на балах”.
Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей “дом зеленью раскрашен в виде рощи”, но сам он “толст, его артисты тощи”. Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям “учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”.
Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое “смешение языков: французского с нижегородским”.
Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов.
Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: “Нет, свет уж нынче не таков”, — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное. В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд» тема огромной власти московских дам.
Еще Фамусов отмечает:
А дамы? — сунься кто, попробуй овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей.
Платон Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московская барыня Хлестова.
Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром последними словами комедии является его реплика: Ах! Более мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Да, женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем.
Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое святое дело. И, наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства.
Но его образ не только комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере: Довольно счастлив я в товарищах моих. Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Фамусов — олицетворение “века минувшего” во всей его красе.
Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг “степеней известных” и заботится разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти “на форели”, потому что, как он сам признается:
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, “в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков”, которую он увидел в Москве. Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии “Горе от ума” москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Источник: https://dodiplom.ru/ready/99587
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Автор: Грибоедов А.С.
“Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества?
Прежде всего следует сказать о безграничной власти женщин в обществе московских дворян:
Судьи всему, везде, над ними нет судей, –
говорит о дамах Фамусов.
Когда же Павел Афанасьевич узнает о проступках Софьи, он восклицает: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” И не князь Петр, не Фома Фомич, а именно женщина!
Очень велика власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна Горич обращается с мужем, будто он маленький мальчик. Платон Михайлович только и слышит: “Мой милый, застегнись скорей” или “мой ангел, бога ради от двери дальше отойди”.
Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит! –
произносит он. И все же продолжает подчиняться жене. Недаром Чацкий назвал мужа-мальчика, мужа-слугу “высоким идеалом московских всех мужей”.
А что можно сказать об интересах дам высшего общества? Все, что привлекает их, – это балы, наряды, французские романы, а матерей – поиск женихов “с звездами да с чинами” для своих дочерей.
Даже такие старухи, как полуглухая графиня-бабушка и Хлестова, приехали на танцевальный вечер к Фамусову, несмотря на то, что Хлестова заявляет:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?.. – Мученье!
А графиня-бабушка после вечера признается:
Когда-нибудь я с пала да в могилу.
А вот разговор Натальи Дмитриевны с многочисленными княжнами Тугоуховскими: они, осмотрев друг друга с головы до ног, принимаются обсуждать “складочки”, “фасон прекрасный”, “тюрлюрлю атласный” и “эшарп”, подаренный кузеном. Ну а мать шести дочерей занята подбором подходящей партии для своих дочерей.
Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же хочет пригласить его в дом, но узнав, что он небогат и нигде не служит, тут же меняет свое решение.
Из ряда постоянно кривляющихся дворянских дочек, льнущих к военным, “потому что патриотки”, несколько выпадает Софья.
В ней нет той “страсти к мундиру”, о которой говорит Чацкий в своем монологе: девушка влюбилась в “безродного” Молчалина. Она не страшится сплетен, разговоров в свете. “Что мне молва!” — восклицает она. Софье трудно скрывать свои чувства и притворяться: когда Молчалин упал с лошади, она готова была “в окошко… прыгнуть” к нему.
Однако Софья принадлежит все-таки к фамусовскому обществу, и все хорошее, что было заложено в ней природой, потеснила среда, в которой девушка жила и воспитывалась.
Более того, Софья совершает низкий поступок, ведь это именно она становится источником злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет девушку от таких людей, как Чацкий, от представителей “века нынешнего”.
В комедии есть еще один женский персонаж – служанка Лиза. Она, конечно, существенно отличается от других женщин в пьесе, ведь она — девушка из народа. Согласно классицистической системе амплуа, Лиза является субреткой, устраивающей барышне свидания с любовником. Сама Лиза отвергает приставания и Фамусова, и Молчалина.
Она страшится “барской любви”, ее не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные “интересы”, которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность.
Кроме того, Лиза играет очень важную роль в комедии, ведь она является вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора.
Достаточно вспомнить, какие меткие характеристики она дает другим персонажам: Чацкому, Скалозубу, Молчалину.
Таким образом, женщины в комедии воплощают собой черты того общества, к которому они принадлежат, и делают “картину нравов” жизни московского дворянства, нарисованную в пьесе, более полной и красочной.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/zhenskie-obrazi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-3.html