Образ Петра 1 в поэме Пушкина “Медный всадник”
«Медный всадник» — произведение, проникнутое символизмом. В своем творении А. С. Пушкин заключил глубокий смысл. Поэму пытаются расшифровать не только историки и литературоведы, но и обычные читатели. Неоднозначен и образ Петра 1.
Поэма «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта она так и не была опубликована.
Николай Первый противостоял выходу произведения в печать, поскольку посчитал, что Петр Первый неправомерно представлен в виде тирана и самодержца. Существует версия, что Пушкин противопоставил образ реформатора Петра правлению Николая Первого.
Но и в самом образе Петра автор видит противоречивость, он отмечает в нем и деспота и великого человека, сыгравшего значительную роль в истории Отечества.
С самых первых строк произведения перед читателями предстает образ великого реформатора, который повелевает «заложить град назло надменному соседу» среди сурового края болот и озер. Петербург, построенный Петром Первым, противопоставляется Москве.
Новый город был призван внести изменение в устоявшийся и устаревший образ жизни, который задавала на тот момент Москва. Пушкин воспевает построенный город: «Красуйся град Петра и стой неколебимо», по его словам, пред ним «померкла даже старая Москва».
Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, который взлетев на высокую скалу на своем бронзовом коне, возвышается над своим грандиозным творением. Пушкин смело называет его «властелином Судьбы», «державцем полумира».
Сверхчеловеческая мощь явно преувеличена, на ее фоне появляется скромная личность второго героя – Евгения, в котором представлен собирательный образ столичных граждан.
Покоритель стихий и заурядный представитель общества встретились на берегу Невы, олицетворяя собой две крайности: непомерную человеческую мощь и сведенный до ничтожества образ столичной безликой толпы. Город, который был создан по воле Петра, стал чуждым для людей, он иссушает их души.
Пушкин сочувствует бедному Евгению, пораженному мощью Петра Великого, но и цель деяний Петра ему понятна, его желание «стать твердой ногой при море», стихия смирилась под властью самодержца, столица утверждена, есть защита с моря, Россия становится великой державой. Но какой ценой все это достигнуто?
В этом противостоянии видится несоответствие интересов одного человека целям и задачам всего государства.
Должна ли воля одного, отдельного взятого человека из толпы покорится воле всего государства, действительно ли счастье каждого человека связано с благополучием всей страны? Такой вопрос был поставлен автором. Сам Пушкин не дает на него точного ответа, он предлагает читателю сделать выводы самостоятельно.
Истина, как это часто бывает, находится посередине, без человека государства нет, но и учесть интересы каждой отдельно взятой личности не представляется возможным. Возможно, в этом заключена дилемма произведения.
Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/obraz-petra-1-v-poeme-mednyj-vsadnik.html
Характеристика Петра I (Медный всадник)
В данном произведении автор попытался обратить внимание читателя на проблему, волнующую людей той эпохи – конфликт государства и личности человека.
Образ и характеристика Петра I в поэме «Медный всадник» будут представлены в двух обличьях.
С одной стороны Петр сильный и смелый человек, производящий реформы на благо народа, с другой самовластный самодур, заставляющий слушаться и слепо подчиняться.
Образ и характеристика
Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина олицетворяет собой государство и безграничную власть над народом. Петр I историческая личность. Именно он является основателем Петербурга, города на Неве. В противовес государю стоит обычный работяга Евгений, чьи надежды на счастливую жизнь оказались разбиты.
В самом начале поэмы Петр предстает в образе реформатора, в голове которого
Выбирая место для столицы, Петр в первую очередь думал о величии и богатстве государства, но никак не о людях, живущих в нем. Ему удалось осуществить мечту, построить город на Неве, ставшим одним из красивейших городов мира. “Красуйся град Петра и стой неколебимо”. “Поднявшийся из тьмы лесов, из топи блат”. Столица Российской империи оказалась чужой для народа. Ему не было места среди этих колонн и величественных памятников. “По оживленным берегам громады стройные теснятся…теснился кучами народ”.
Во вступлении к первой части имя Петра не упоминается. Пушкин называет создателя Петербурга «он».“На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полон”. Позже становится понятным, что идея построить город у берегов буйной реки была обречена на провал. Неуравновешенная река выражала свой протест в виде страшных наводнений, посылаемых на народ.
Петербург был идеальным городом для богатых и знатных людей. На судьбы простых смертных ему было плевать. Он просто растаптывал их, как ненужную вещь. Петр старался улучшить жизнь тех, у кого и так все было хорошо. От его реформ страдали обычные люди, бессильные что-либо изменить.Во второй части произведения Петр предстает в образе каменного истукана.
Памятник, расположен на Сенатской площади. Медный всадник словно взлетел на высокую скалу на бронзовом коне, чтобы сверху любоваться своим творением. Пушкин перенесет Петра Великого на сто лет вперед, превратив одушевленный образ любимого героя в его изваяние. Величие и мощь Медного всадника невольно внушают страх каждому, кто сталкивается с ним нос к носу.
Недаром автор награждает его возвышенными эпитетами «властелином Судьбы», «державцем полумира». Пушкин идеализировал Петра, сравнивая его с полубогом, параллельно давая понять насколько мелок и ничтожен Евгений в сравнении с ним. Они столкнулись на берегу реки, представляя собой две крайности. Одна из них мощь и сила, другая безличие и жалость.
В финальной части произведения Медный всадник ожил, пустившись в погоню за Евгением. Эта сцена еще раз дает понять, что простой человек, не в силах вести борьбу с государством в одиночку. Это как капля в море.
Отношение автора к Петру двояко. Он уважает его и критикует одновременно.
Император предстает символом русского государства, безразличного к интересам людей и обслуживающего только само себя.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2072-harakteristika-petra-i-mednyy-vsadnik.html
Образ Петра Великого в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина
В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин рассказывает и оценивает роль Петра Великого в истории, как всей страны, так и в судьбах конкретных людей. Но показан он автором по-особенному, двояко.
С одной стороны это некий символ того, что постоянно происходит движение жизни, ее обновление и изменение. Петр I — это власть в государстве, которая должна быть сильной и устойчивой.
Поэтому читатель видит этот образ в виде памятника, который возвышается над городом.
«Медный всадник» по праву считается самым сложным произведением Александра Сергеевича Пушкина.
В нем автор затрагивает огромнейшее количество проблем, которые носят исторический, социальный, фантастический и философский характер.
Петр Великий показывается в поэме писателем как исторический деятель, как образ-символ, как некое мифическое лицо. Автор проводит своего героя через разные воплощения.
Уже вступление к поэме Пушкин воспевает Петра, его гениальность, его чудесное творение-город. Но все вступление, которое полностью адресовано самодержавцу, имя царя не называется, так как автор использует слово «он».
Такой прием позволяет приблизить Петра Первого к богу. Имя этого царя вписано в историю, так как он создал город на болоте и среди лесов.
Имя такого правителя просто святое, так как он смог покорить бузующую реку и создать город, где есть ограды из чугуна, постоянно происходят пирушки, но и здесь много памятников Петру.
Автор постоянно упоминает о том, что он любит творение трудов Петра, даже, несмотря на то, что этот город имеет и положительные, и отрицательные стороны. И если внимательно вчитаться а поэму, то уже только во вступлении автор выражает свою любовь к этому прекрасному городу и пять раз повторяет слова любви к нему.
Пушкин выражает и свое отношение к деятелю Петру, восхищаясь его деяниями. Но, несмотря на это в поэме поэт показывает страшный облик царя, который обличен в бронзу и равнодушно взирает на людское бедствие. Поэтому памятник в поэме — это символ власти и силы.
Но из истории известно, что уже сам город на Неве есть символ «окна в Европу», как символ той власти, которая царила в стране, которая не заботиться о своем народе.
Город, созданный Петром Великим, оказался холодным и неуютным для простого человека. Но он густо заселен людьми, и автор поэмы тоже об этом говорит в своем тексте. Этот город был превращен в столицу России, но он стал чужим для простого человека.
И примером этого является Евгений, который теряет самое главное в жизни — свою невесту, поэтому его жизнь, его душа становится пустой. Кульминация поэмы состоит в том эпизоде, когда происходит погоня. Кумир из бронзы автором превращается во всадника из меди.
За главным героем гонится неживое существо, которое властвует в стране.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Для автора равнозначны переживания Евгения и деяния государя. Он понимает возведение города на Неве — это мечта Петра, которая великая и значимая. Но за торжество возведения города и покорения водной стихии приходится заплатить слишком высокую цену.
Поэтому поэма Пушкина показывает человечность и суровую правду. Но оба героя между собой связаны и постоянно тянутся друг к другу. Поэтому памятник и гонится в поэме за Евгением.
Поэма оказала огромное влияние на взгляды декабристов, которые потом организовали восстание против самодержавия.
По тексту поэмы грозный и властный царь, посмотрев на бедного и страдающего Евгения с высоты своего пьедестала, изменил выражение своего лица. Петр — это великий монарх и самодержавец, при котором народ оставался угнетенным и униженным, но он и грандиозная историческая личность, которая много сделала для развития этой страны.
Источник: https://sochinyalka.ru/2016/11/obraz-petra-velikogo-v-pojeme-mednyj-vsadnik-pushkin.html
Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей.
Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В.Г.
Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом…”.
Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение. И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, как миф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”.
Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным.
Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю.
Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов:
…юный град
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
…корабли
Толпой со всех концов земли
К богатой пристани стремятся.
И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово “люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем.
Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека.
“Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека.
Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках:
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся…
…Теснился кучами народ.
Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души.
В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”.
Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”…
Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности.
Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах.
Обратите вниманиеТрагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание.
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
“Добро, строитель чудотворный!” –
Шепнул он…
И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.
Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в “Медном всаднике” подлинную сложность политики этого самодержца. Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потом что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/obraz-petra-v-poeme-aleksandra-pushkina-mednyj-vsadnik.html
Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г.
Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом… “. Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение.
И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, как миф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”.
Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города.
Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным. Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю.
Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов: … юный град Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво. … корабли Толпой со всех концов земли К богатой пристани стремятся. И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями.
Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово “люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем. Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти.
Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека. “Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека.
Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках: По оживленным берегам Громады стройные теснятся… … Теснился кучами народ. Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души.
В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения.
Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”. Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы.
Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”… Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности.
Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах. Трагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание.
И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, “Добро, строитель чудотворный!” – Шепнул он… И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.
(No Ratings Yet)
Loading…
Публіцистичний твір.
Ви зараз читаєте: Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”« Пророк О. Пушкіна і М. Лермонтова
Источник: https://ukr-lit.com/obraz-petra-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/
Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
| Печать |
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей.
Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г.
Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом…”.
Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение. И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, как миф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”.
Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным.
Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю.
Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов:
…юный град Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво. …корабли Толпой со всех концов земли
К богатой пристани стремятся.
И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово “люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем.
Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека.
“Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека.
Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках:
По оживленным берегам Громады стройные теснятся…
…Теснился кучами народ.
Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души.
В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”.
Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”…
Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности.
Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах.
Обратите вниманиеТрагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание.
И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, “Добро, строитель чудотворный!” –
Шепнул он…
И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.
Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в “Медном всаднике” подлинную сложность политики этого самодержца. Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потом что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной.
Похожие сочинения:
Основной конфликт в трагедии Пушкина “Борис Годунов” Народ и его роль в трагедии Пушкина “Борис Годунов” Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник” Еще сочинения:
Конфликт личности и государства в поэме “Медный всадник” Образ Евгения в поэме Пушкина “Медный всадник” Рекомендуем:
Онегин и Ленский в романе “Евгений Онегин” Композиция романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”
евгений онегин””>Следующая страница
Источник: https://school-essays.info/obraz-petra-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/
Образ Петра в произведениях Пушкина / Пушкин А.С. – Литература 19 века
Отечественная история не знает ни одного лица, с именем которого было связано так много, как с именем Петра I.
Общая характеристика Петра
Гений, один из тех, кого в редкие столетия дарит нам жизнь как исключение, он ознаменовал своё вступление на общественно-политическую арену коренным переворотом во всех областях русской действительности XVII-XVIII столетий, прозрев, что Московской Руси, если она не желает ограничиться ролью второстепенной державы, остаётся лишь один выход из создавшегося веками запутанного положения – приобщиться к Западу и его культуре.
Сближения с Западом и приобщения к его культуре требовало не только расшатанное военное могущество страны, но и вся область гражданской жизни, как в её верхах, так и в её низах.
В сущности, одно от другого – военное и гражданское благополучие – было неотделимо, как необходимые звенья в одной и той же цепи, распавшейся под ударами внешних поражений и внутренних неурядиц.
И величайшая заслуга Преобразователя пред историей, пред своей родиной, что он узрел это, понял чуткостью гениальной натуры, что Московская Русь нуждается не в заплатах, а в полном обновлении своего азиатско-татарского наряда.
Центр тяжести деятельности Петра не только в его военных победах и в укреплении могущества страны против натиска воинственных соседей, но и в области культурной, в том, что Пётр, как говорил Белинский, стащил народ с тёплых полатей лени и невежества на труд живой и деятельный.
Отношение Пушкина к Петру
Отсюда понятно, что личность Петра неустанно интересовала историков и поэтов; последних не меньше, чем первых. Пушкин не представляет в этом отношении исключения, напротив, он больше и чаще других возвращался к Петру и посвятил ему целый ряд своих ценных произведений.
Здоровым чутьём гражданина и поэта Пушкин узрел неразрывную связь между собой и всей своей деятельностью в области литературы и реформаторством Петра, узрел, что призыв Преобразователя: «на Запад!» – вовсе не означал порабощения национального гения, напротив, обязывал к энергичному отстаиванию и защите всего родного и самобытного.
Защита родного не повелевала с презрением и самохвальством отвернуться от культурных завоеваний Европы, отстаивание национального русского было не равносильно староверчеству в области мысли и внешности.
Национальное и самобытное стонало под тяжёлой ношей азиатчины и татарщины, под гнётом невежества и поголовной безграмотности, национально-самобытное, в лучшем смысле этого слова, не имело простора для своего развития, ибо благодаря целому ряду причин было втиснуто в слишком узкие для себя рамки.
Ведь столетия татарского ига и последующее время великой российской разрухи меньше всего способствовали росту в культурном отношении, и в этом великом несчастье.
На помощь Московской Руси мог прийти только тот, кто сумел бы совместить преклонение пред Европой с преклонением пред всем истинно ценным в русской жизни. Такова была задача Петра, именно так он понял её, разрубая гордиев узел родной действительности, и такова, в сущности, была задача Пушкина в менее обширной области, в области русской литературы.
Уже одно это – одинаковость задач, хотя и в различном масштабе, должно было заставить поэта почувствовать живую симпатию к Петру.
Эта симпатия должна была оказаться тем сильнее, когда в расцвете своего поэтического таланта певец родной действительности увидел, что судьба русской поэзии тесно и неразрывно связана с судьбой великой петровской реформы, вне которой немыслимо было зарождение и дальнейшее развитие русской литературы.
Таким образом, личность Петра Великого не могла не вдохновить Пушкина на целый ряд поэтических произведений, и произведения эти с исчерпывающей полнотой обрисовывают могучую фигуру Преобразователя, который предстаёт пред нами в ореоле своего величия и гения, хотя и несколько опоэтизированный, так как поэт отказался воспроизвести этого большого человека со всеми его достоинствами и слабостями: не упомянув о последних, он поведал лишь о первых.
В Петре поэта поражает, прежде всего, одна черта, очевидно, доминирующая над всеми остальными: бескорыстный идеализм царя, для которого нет ничего более святого, как благо и польза его родины.
Благо родины – такова цель, которую поставил себе Пётр; во имя её он отказывается от личного благополучия, рискует жизнью, не щадит своего здоровья; эта цель для него превыше благополучия собственной семьи и каждого отдельного подданного.
Именно таким вырисовывается Пётр в «Полтаве» и в «Медном всаднике».
Петр в поэме “Медный всадник”
В «Полтаве» Пётр, беспрерывно рискуя собственной жизнью, появляется там, где может своим примером воодушевить солдат, потому что Полтавская битва важна с точки зрения судьбы отечества. Благо родины требовало, между прочим, перенесения столицы из Москвы, поближе к Балтийскому морю, и в результате на берегу Невы был построен Петербург.
Постройка новой столицы потребовала много жертв со стороны народа, но во имя высших интересов государства царь не остановился и перед этим. Далеко не все мыслили как государь, немало было и недовольных, которые с негодованием указывали на то, что перенесение столицы на берега Невы ознаменовало собой неуважение к старине и традициям Руси.
В «Медном всаднике» представлено одно из таких недовольных лиц, которые спустя целый век шлют свои проклятия основателю Петербурга.
Евгений, бедный чиновник, возненавидел царя Петра за то, что он построил город на берегах реки, которая время от времени выходит из своих берегов и затопляет город, разрушая жилища бедных, увлекая своим потоком много людей.
Личное горе – смерть невесты, погибшей во время наводнения, заслоняет пред Евгением задачи высшего порядка – благо общества, целого государства; но Евгений побеждён, ибо правда на стороне того, кому благодарное потомство воздвигло несокрушимый памятник на гигантской скале.
Пётр, этот всадник на бронзовом коне, недосягаемо велик, как один из тех немногих, которые выставляли на первый план благополучие государства, благо родины.
Наряду с уменьем отказаться от личного блага во имя высших интересов государства, Пётр мил поэту и тем, что он человек необычайного мужества и выдающейся энергии. Мужественным и энергичным представлен он в «Полтаве», где проявляет рыцарскую храбрость и недюжинную энергию, сумев в непродолжительный срок собрать под свои знамёна хорошо обученные и хорошо вооружённые полки.
Человек большого ума, Пётр в тоже время часто проявлял какую-то юношескую доверчивость к людям. Он, сумевший так удачно подобрать себе опытных и выдающихся помощников в своих многочисленных государственных начинаниях, часто ошибался в отдельных лицах, незаслуженно доверяясь им.
Таково было, например, отношение Петра к Мазепе, которому он настолько безгранично доверял, что отказался поверить доносу Кочубея, а ведь до слуха царя ранее уже доходили известия, что с гетманом украинским ведут переговоры враги. За свою доверчивость Пётр жестоко поплатился.
Отказываясь от помощи верных родине людей, таких, как Кочубей, Пётр с избытком искупил свою вину щедростью и милостью перед семьями невинно казнённых Кочубея и Искры.
Тут проявилось благородство Петра, который не боялся всенародно покаяться в своей ошибке и всенародно загладить свою вину.
Та же черта благородства проявляется и тогда, когда Пётр одерживает победу над врагом. Враг побеждён, и царь удовлетворён.
Но он не станет, подобно мелким натурам, вспоминать старые грехи, не станет мстить за причинённые ему обиды и неприятности, напротив, он окажется выше мелочных страстей, и к побеждённому врагу отнесётся тепло и великодушно. Так поступает Пётр с пленными шведами. Шведы побеждены, и царь удовлетворён, что избавил свою родину от злейшего врага.
И в такой радости тонут все ничтожные расчёты, нет места мести и издевательству.
Петру, человеку сурового нрава, в тоже время была свойственна простота в отношениях с людьми. Высоко ценя всякий полезный труд, Пётр умел уважать всех людей труда, простого мастерового не меньше, чем знатного иностранца.
Больше того, царь и сам не отказывался от труда, если считал его полезным и необходимым для себя. Ведь Пётр умел работать на верфи топором не хуже мастерового, любил труд столяра и плотника.
Совмещая разнообразные занятия, умственные и физические, неустанно думая о благе государства, Пётр не забывал о своих обязанностях по отношению к семье, к жене и детям. В кругу семьи он был любящим и заботливым мужем и отцом. Как много трогательного внимания проявлял он к жене и детям, будучи ласковым и мягким со своими близкими и родными, несмотря на недостаток в досуге. Таков был Пётр как семьянин.
Пётр умел и любил торжественно и пышно праздновать радостные для себя дни, те дни, когда он наслаждался отдыхом после удачной победы над врагами, или просто затевал празднество для увеселения придворных.
Во время таких празднеств, знаменитых ассамблей, Пётр давал волю своему веселью и гостеприимству, радушно угощая всех гостей, знатных и незнатных.
Во время этих празднеств Пётр был центром, рассеивающим вокруг себя веселье и шутки.
Царь, повелитель многих миллионов подданных, Пётр избегал всего того, что внушало бы к нему уважение исключительно благодаря внешним атрибутам.
Он избегал излишней пышности, любил простоту в обращении и в одежде, и не только потому, что был лишён всякой напыщенной гордости и чванства, но и потому, что считал непозволительным для себя тратить государственные деньги на свои личные прихоти.
Простая коляска, простой камзол, деревянная дубинка и потёртая треуголка – таким постоянно видели своего царя жители Петербурга.
Характеристика царя-труженика будет неполна, если не указать ещё на одну свойственную ему черту. Пётр, как известно, был человек сурового и деспотического нрава, царя никто не мог упрекнуть в излишней мягкости.
Но, человек выдающегося ума и самостоятельный в своих суждениях, далёких от какого бы то ни было шаблона, он умел уважать чужое мнение и всегда внимательно относился к суждениям других людей, даже если эти суждения шли вразрез с его собственными, поэтому его приближённые, не боясь царского гнева и царской немилости, открыто высказывали своё отношение ко всем мероприятиям своего повелителя. Известен случай, когда Яков Долгорукий разорвал царский указ, который он считал неправильным. Вспыльчивый царь разгневался, но вскоре, убедившись в правоте Долгорукова, протянул ему руку примирения, не считая для себя унизительным признать свою неправоту. Таково известное стихотворение поэта «Пир Петра Великого», рассказавшее о пиршестве царя, празднующего примирение со своим подданным, оказавшимся правым.
Таков был этот царь-труженик, работник на троне:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…
Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: “Грамотей”, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/obraz_petra_v_proizvedenijakh_pushkina/53-1-0-261
Сочинение на тему «Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»»
1. Роль исторического лица в художественном пространстве.
2. Контрастная картина жизни города и человека.
3. Монументальность и величественность кумира.
Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка.
В. О. Ключевский
Исторические события и различные великие личности не раз представали на страницах произведений А. С. Пушкина. И каждого из них писатель помещал в особое художественное полотно, показывая тем самым оттенки людей неоднозначных, но в то же время играющих большую роль в судьбах России.
Однако на страницах пушкинских произведений они не только являются отражением определенной исторической эпохи. Исторические личности играют существенную роль и в жизни главных героев, то есть являются не фоном, а активным действующим лицом.
Такова, например, одна из функций Пугачева в романе «Капитанская дочка». В этом произведение историческая фигура играет роль посаженого отца Гринева. Она помогает молодому человеку в водовороте событий, который закручивает и ломает судьбы людей.
Сов-решенно в другом ракурсе представлена фигура Петра I в петербургской поэме Пушкина «Медный всадник».
В этом произведении писатель создает многогранный образ исторической личности и его эпохи. Особенность текста состоит в том, что действие происходит не во время царствования Петра I, как например в поэме «Полтава».
Проходит уже много лет с той знаменательной исторической страницы России, но в настоящем сохранились атрибуты далекой эпохи. Во-первых, это город на Неве, ставший северной столицей нашей родины. Во-вторых, это памятник Петру I, такой же воинственный и величавый, каким был и сам государь.
Именно с этих двух образов и начинается произведение Пушкина «Медный всадник».
В начале поэмы Петр I представлен нам живым. Царь на берегу непокоренной еще реки размышляет о том, что это прекрасное место для закладки нового города. Именно он позволит грозить шведу, вести торговые дела и оберегать наши северные границы.
…Здесь будет город заложен На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…
Город на Неве становится своеобразным окном для новых отношений с Европой. Так, с первых строк произведения создается монументальный и величественный образ не только будущего города, но и самого Петра I.
И автор не может сдержать свое восхищение тем, что произошло с этим болотистым местом всего за 100 лет. Он признается в любви к этому прекрасному месту — городу на Неве. В этой картине перед нами предстает не только образ Петра I, но и мощь самой России.
Так историческое лицо становится своеобразным символом целого государства.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Но в дальнейшем повествовании образ Петра I приобретает совершенно другие оттенки. Его величие, решимость построить город на это топком речном побережье оказывается губительным для обыкновенного человека. Бедное житье Евгения становится контрастной картиной по отношению к тому великолепию, которое за столетие приобрел город.
Вся эта монументальность словно стирается на фоне жизни простого обывателя. Она ничего не может дать, кроме восхищения собой, тем более того душевного тепла, которого лишен Евгений в этот вечер. Неву сковали и обуздали мосты, но они будут разведены, так река неспокойна в непогоду.
Герой же в это тоскливое время и ноябрьскую непогоду останется один, вместо того, чтобы разделить свои горькие мысли с любимой девушкой Парашей.
Однако размышления о счастливой семейной жизни побеждают. Евгению удается заснуть. Но утром тревога за близких — девушку и ее мать — разгораются с новой силой.
Теперь перед нами предс*1 тает ветхое жилье тех, кто остался в это наводнение на острове.
Он отражает особый мирок, который все также, но уже в пределах великолепного грядя, говорит о том, что не все благополучно жи* вут в этом царственном месте.
Тогда на страницах произведения, словно в подтверждении нашей мысли, снова возникает образ Петра I в виде бронзовой статуи. И она приобретает в произведении двоякое наполнение. С одной стороны, спасает Евгения от воды.
С другой — остается всего лишь статуей, которой нет никакого дела до страдания людей. Так писатель открывает новый поворот для рассмотрения образа Петра I в данном произведении, которое отражается не только через образ города, но и с помощью монумента.
Памятник Петру I возвышается над водой и дает «приют» Евгению, в то же время он не теряет свое величие и спустя многие годы.
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Поэтому статуе не могла принести никакого вреда стихия, которая в скором времени утихла. Но вот на Евгении она оставила неизгладимый след на всю жизнь. Это не только боль от потери любимого человека, но и сумасшествие.
Главный герой словно замыкается в своем маленьком мире, в который не хочет никого впускать. Он создает в душе особую атмосферу, далекую от величия Петра I, и даже в какой-то степени противоречит ей.
Город же после стихии смог оправиться и вернуться к прежнему течению жизни.
В порядок прежний все вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ.
Но душа Евгения не может снова обрести спокойствие. В нем продолжает царить та стихия, которая унесла жизнь дорогих его сердцу людей. Герой не хочет смириться с этой потерей. В таком своем стремлении он чем-то на миг становится близок самому Петру I с его железной волей и могучим стремлением.
Недаром автор рассказывает о том, что Евгений словно слился с петербургскими улицами. Теперь они, а не служба, приносят ему пропитание, так как он кормится подаянием. Долгое время Евгений живет в таком состоянии, но в годовщину трагедии словно прозревает.
Герой считает, что виноватым в его бедах является именно император России или, вернее, бронзовый человек на коне. Так Петр I становится своеобразным врагом главному герою. Именно его город, построенный на «море», принес «маленькому человеку» намного больше горя, чем тот смог вынести.
Видя памятник, герой понимает, что и спустя столетия Петр I продолжает властвовать над судьбами людей. Он снова распоряжается их жизнями и диктует свою волю. А выражает ее город и данный постамент.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!..
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
В момент новой встречи Евгению не нужна помощь. Наоборот, в его сердце притаился пламень, которой не греет, а сжигает. Герой уже в своей душе восстал против этого человека в лице памятника. Поэтому в его глазах он является горделивым истуканом, а не величественной фигурой.
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился.
Евгений не принял той помощи, которую ему оказал Петр I, так как она пошла вразрез с его личной жизнью. Поэтому он находит в себе силы высказать всю свою боль и отчаяние скульптуре.
Но в воображении главного героя памятник с достоинством принял такой вызов и начал его преследовать, пролетая улицу за улицей «на звонко-скачущем коне». В таком состоянии Евгений провел всю ночь.
И после этого он стал со смирением относится ко всем деяниям Петра I. Проходя же мимо памятника, он снимал картуз и шел стороной.
Конец произведения строится так же на контрасте, как и само повествование. Открывается повесть величием такой исторической личности, как Петр I, а заканчивается гибелью обезумевшего от горя Евгения. Он не смог в своей душе найти место для этого города и памятника, который спас его, но в то же время отнял все его надежды.
В петербургской поэме «Медный всадник» образ Петра I является одной из ключевых фигур несмотря на то что он как человек появляется только на первых страницах произведения. Однако за свою жизнь Петр I смог сделать многое, что оставило о нем бессмертную память на многие времена.
Использование автором образа Евгения говорит о том, что не все могут благосклонно принимать деяния Петра I. Ведь построив город на Неве, он не только «прорубил окно в Европу», но и «обрек» людей из года в год сталкиваться с природной стихией, которую можно только заковать в гранит, но не обуздать. Однако величие Петра I сохранится на долгие времена.
И после каждого наводнения или природного катаклизма он будет оставаться таким же величественным и прекрасным.
На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Источник: https://schoolsochinenie.ru/obraz-petra-i-v-pome-a-s-pushkina-medny-vsadnik.html
Историческая роль Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Сочинения › Пушкин А.С. › Медный всадник
Готовые Домашние Задания
Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события той эпохи.
Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора. Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга:
«Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…»
Россия должна была утвердиться на берегах Балтики, это было необходимо для процветания страны, для выхода в Скандинавию.
Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:
«…юный град,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…»
Пушкин произносит гимн творению Петра и признается в любви к «юному граду», перед блеском которого «померкла даже старая Москва»:
«Красуйся, град Петра, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирятся же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!».
В начале первой части поэмы восторженное настроение автора перед событиями петровской эпохи уступает место чувству смятения, тревоги. Появляется ощущение надвигающегося хаоса, разбушевавшейся стихии.
Уже по-иному предстает перед нами и образ Петра:
«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
И образ красивого, блистающего города сменяется картиной страшного, разрушительного наводнения, сметающего все на своем пути.
Теперь уже Петр выступает как виновник случившейся стихии, ведь это он принял решение построить город «под морем»:
«Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…»
Может быть, не случайно, в безумстве стихии, принесшей огромное разрушение городу, памятник Петру устоял?
И вот теперь сама Россия как будто вздернута Петром над бездной. Автор задается вопросом – куда теперь поскачет взнузданный им конь государственности? Но, несмотря на все противоречия, приведенные автором, через всю поэму проходит образ Петра, «как мощного властелина судьбы», хотя его реформаторские начинания имели различные оттенки и исторические последствия.
Сочинения по теме:
- “На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…” в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник” сочинение
- «Да умирится же с тобой и побежденная стихия…» в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник” сочинение
- Основные части поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» сочинение
- “На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…” в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник” сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/mednyy-vsadnik/istoricheskaya-rol-petra-i-v-poeme