Доктор в романе “обломов”: образ, характеристика, описание в

Доктор в романе “Обломов”: образ, характеристика, описание в

Доктор в романе

Обломов на прогулке.
Художник Г. Мазурин

Доктор является одним из второстепенных персонажей романа “Обломов” Гончарова.

В начале романа к господину Обломову приходят посетители, его приятели.

Доктор является шестым гостем Обломова. Его визит описан в VIII-ой главе 1-ой части романа.

Смотрите: 
– Описание всех гостей Обломова
Краткое содержание романа
– Все материалы о романе “Обломов”

Доктор господина Обломова – это немолодой мужчина, внимательный и сдержанный человек. Судя по всему, доктор является опытным специалистом. Он занимается лечением состоятельных клиентов, таких как Обломов. Очевидно, доктор хорошо зарабатывает, потому что носит хорошую одежду и дорогой перстень. 

Доктор советует Обломову кардинально изменить образ жизни: меньше есть, больше двигаться, поехать за границу, бывать в театрах, общаться с женщинами и т.д. Он предупреждает Обломова о том, что ему грозит инсульт и ранняя смерть. 




О внешности доктора известно следующее:
“…Явился низенький человек, с умеренным брюшком, с белым лицом, румяными щеками и лысиной, которую с затылка, как бахрома, окружали черные густые волосы. Лысина была кругла, чиста и так лоснилась, как будто была выточена из слоновой кости…” 

“…Одет он был в покойный фрак, отворявшийся широко и удобно, как ворота, почти от одного прикосновения. Белье на нем так и блистало белизною, как будто под стать лысине. На указательном пальце правой руки надет был большой массивный перстень с каким-то темным камнем…”

Доктор Обломова, судя по всему, является заботливымы, внимательным человеком:

“…Лицо гостя отличалось заботливо-внимательным ко всему, на что он ни глядел, выражением…”
“…только берегитесь: теперь холера почти везде бродит, так надо осторожнее…” (предупреждает Обломова)

Доктор – сдержанный, скромный человек:

“…сдержанностью во взгляде, умеренностью в улыбке и скромно официальным приличием…”

Обломов жалуется доктору на свои болезни и просит совета:

“…Не знаю, что мне делать. Желудок почти не варит, под ложечкой тяжесть, изжога замучила, дыханье тяжело… – говорил Обломов с жалкой миной…”

Доктор дает Илье Обломову следующие советы:


  – полностью поменять образ жизни:  

“…мой долг сказать вам, что вы должны изменить образ жизни, место, воздух, занятие – все, все…”
  – ни о чем не думать и не заботиться:

“…Устраняйте заботы и огорчения…” 

“…Надо тоже избегать мыслей… […] умственного напряжения…”

  – ехать в путешествие за границу:

“…То же, что другие делают: ехать за границу!..” 

“…к зиме поезжайте в Париж и там, в вихре жизни, развлекайтесь, не задумывайтесь: из театра на бал, в маскарад, за город, с визитами, чтоб около вас друзья, шум, смех…” 
  – ехать лечиться на воды и пройти лечение виноградом:

“…Поезжайте в Киссинген или в Эмс, – начал доктор, – там проживете июнь и июль; пейте воды; потом отправляйтесь в Швейцарию или в Тироль: лечиться виноградом. Там проживете сентябрь и октябрь…”

  – заниматься верховой ездой, танцами, бывать в обществе:

“…Надо стараться развлекать себя верховой ездой, танцами, умеренными движениями на чистом воздухе, приятными разговорами, особенно с дамами, чтоб сердце билось слегка и только от приятных ощущений…” 

“…Потом от чтения, писанья – Боже вас сохрани! Наймите виллу, окнами на юг, побольше цветов, чтоб около были музыка да женщины…”

  – ходить пешком и заниматься охотой:

“…Ходить можете часов восемь в сутки. Заведите ружье…”

  – кушать легкий бульон, а не жирную, тяжелую пищу: 

“…Пищи мясной и вообще животной избегайте, мучнистой и студенистой тоже. Можете кушать легкий бульон, зелень…”

Илья Обломов обещает доктору исполнять его советы, но на деле не исполняет ничего:
“…Хорошо, хорошо, непременно исполню, – едко отвечал Обломов, провожая его…”

В конце концов неправильный, малоподвижный образ жизни губит Обломова. Илья Ильич умирает от инсульта (апоплексического удара) в возрасте около 40 лет:

“…Если вы еще года два-три проживете в этом климате да будете все лежать, есть жирное и тяжелое – вы умрете ударом…” Это был цитатный образ и характеристика доктора в романе “Обломов” Гончарова: описание, портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы о романе “Обломов”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/07/doktor-oblomov-goncharov.html

Образ и характеристика доктора в романе Обломов

Доктор является одним из персонажей второго плана, фигурирующих в произведении. Его образ служит для того, чтобы дать характеристику и главному герою романа и обществу того времени.

Врач, пришедший осмотреть Обломова и выслушать его жалобы, производит впечатление хорошего специалиста. Как медик предсказал главному герою скорую смерть, если тот не изменит своего пассивного образа жизни.

Доктор, судя по дорогому костюму и перстню, специализируется на лечении состоятельных клиентов, таких как помещик Обломов. Неудивительно, поэтому, что на его лице читается внимание к больному и забота о нем.

Обратите внимание

В данном случае, как видно из описания автора, имеет место лицемерие, по отношению к богатому клиенту, которого не хочется терять.

 О скромности и сдержанности доктора, также подчеркнутой Гончаровым, скорее всего, можно сказать то же самое.

Доктор честно исполняет свой долг по отношению к очередному клиенту. Он советует Обломову сменить образ жизни и заняться активными развлечениями: охотой, путешествиями, танцами и ездой верхом.

Главный герой романа не последовал рекомендациям врача. Действительно, то, что советовал доктор, не могло вылечить причину бесполезного лежания на диване. Обломов – это гротескный образ дворянства, ведущего паразитический образ жизни. Доктор предлагал просто, можно сказать сменить один диван на другой, сделать ничегонеделание более разнообразным и социально приемлимым.

Показательно, что автор, дал несколько намеков, подталкивая читателей к такому выводу. Доктор советует Обломову не заботиться  и не волноваться. Читать, писать и думать врач также посчитал вредным, и порекомендовал исключить это из жизни. Рекомендации, данные Обломову, были рассчитаны на богатых бездельников. Доктор исключали труд в любой форме.

Доктор, как и ряд других персонажей произведения, не предложил Обломову цели, ради которой стоит жить. Некоторые рекомендации доктора, действительно могли продлить Обломову жизнь, такие, как отказ от жирной пищи и активное времяпровождение на свежем воздухе, но от духовной смерти, уже постигшей главного героя романа это не могло спасти в любом случае.

Гончаров причиной бесполезного существования Обломова изобразил общественные условия, дающие возможность вести подобный образ жизни, поэтому доктор появляется в романе, с целью показать, что, в данном случае, бессильна и медицина.

Сочинение Доктор в романе Обломов

В произведении И. Гончарова «Обломов» главный герой чувствует недомогание, поэтому вызывает на дом эскулапа. Благодаря образу явившегося к молодому лежебоке врача как нельзя лучше описывается жизнь Ильи Обломова – молодого барина, любящего мечтать лежа на диване и характеризуется общество того времени в целом.

У доктора хороший костюм и перстень, а, значит, он лечит богатых клиентов, таких как помещик Обломов. Он внимателен и заботлив к Илье Ильичу, однако это не больше, чем лицемерие.

Все же доктор добросовестно отнесся к своему долгу по отношению к молодому барину. Он посоветовал Обломову такие развлечения, как: охота, путешествия, танцы и верховая езда. Доктор предупреждает главного героя о последствиях его праздного времяпрепровождения. Но Илья Обломов не прислушался к словам врача, который предупреждал его о неминуемом инсульте и возможной ранней кончине.

Важно

На самом деле советы доктора не могли привести ни к чему хорошему, ведь все сводилось к смене одного дивана на другой. Он предлагал Илье Ильичу другие формы безделья, считавшиеся более приемлемыми в обществе.

У доктора, лечащего состоятельного клиента, основная задача не потерять выгодного больного. На этот вывод автор наталкивает читателя по нескольким намекам, которые присутствуют в романе. Например, доктор прописывает Обломову отказаться от всякого рода печалей и переживаний.

Чтение, письмо и различные мысли врач рекомендовал пациенту исключить из своей жизни. Советы, предназначенные для главного героя, были актуальны для богатых бездельников того времени.

В рекомендациях доктора не было занятий  трудом, которые на самом деле пошли бы на пользу лежебоке.

Доктор вместе с другими персонажами произведения, как ни странно не предлагали Обломову обрести цель, как стимул к жизни. Однако были и рациональные предложения, способные вернуть Обломова к жизни.

Врач предлагал пациенту отказаться от жирной еды и заняться активными прогулками на свежем воздухе.

Но главного героя романа уже настигла духовная смерть, поэтому все наставления доктора ему были ни к чему.

Автор видит в бесполезном существовании Обломова следующую причину: это все общественные условия, в которых вынуждены выживать богатые помещики. Доктор фигурирует в романе для того, чтобы донести читателю то, что в данном случае медицина помочь не может.

← Семья, родители и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов
← Темы и проблемы комедии Горе от ума↑ ГончаровОбраз и характеристика Пенкина в романе Обломов →
Образ и характеристика Судьбинского в романе Обломов →

  • Сочинение по картине Репина Портрет Л.Н. Толстого
    Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет
  • Анализ произведения Байрона Паломничество Чайльд-Гарольда сочинение
    «Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье
  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс
    Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись
  • Сочинение Любовь к животным
    За свою жизнь я не раз задумывалась, что для меня значит «любовь к братьям нашим меньшим». И расставив все свои мысли по полочкам, пришла к одному правильному выводу.
  • Челкаш и Гаврила сравнительная характеристика в рассказе Челкаш Горького
    Ранние произведения Максима Горького, особенно рассказы, овеяны атмосферой романтизма. При этом в них присутствуют уже революционные нотки и идея Ницше о «сверхчеловеке»
Читайте также:  Образ и характеристика всеволода в "слове о полку игореве", описание в цитатах для сочинения (всеволод святославич буй-тур)

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/obraz-i-harakteristika-doktora-v-romane-oblomov

Доктор в романе Обломов Гончарова (характеристика и образ) сочинение

Доктор в романе Обломов был немолодым сдержанным мужчиной, низкого роста, с небольшим брюшком, румяными щеками и блестящей лысиной, которую на затылке окружали густые волосы черного цвета.

Он внимательно относился к пациентам и людям. Илья Ильич Обломов считает доктора хорошим специалистом с большим опытом работы в медицине. Они давно знакомы и доктор много лет следит за здоровьем главного героя.

Взгляд доктора всегда был заботливым и внимательным ко всему и всем. Сдержанность во взгляде и умеренность в улыбке была во всем на чтобы он не смотрел.

Совет

Доктор хорошо зарабатывал на консультациях и лечении состоятельных пациентов, поэтому всегда выглядел модно и элегантно. Он носил дорогой фрак, белоснежное белье и красивый большой перстень с темным камнем на пальце правой руки.

Илья Ильич Обломов был ленив и в романе описывается один день из его жизни. Он не ходит в гости, за то к нему в тот день пришло сразу шесть посетителей, в том числе и доктор заглянул к Обломову после посещения соседа. Целью посещения доктора является состояние здоровья главного героя.

Илья Обломов жалуется сдержанному и скромному доктору на болезни и просит дать совет. Выслушав все жалобы «наклонив лысину», доктор глубоко задумался, после чего решительно выдал диагноз – скоропостижный инсульт в раннем возрасте и множество советов и рекомендаций по правильному образу жизни. Все выслушав Обломов не намеревался их выполнять. Он не желает менять свой образ жизни.

Доктор, посещая Обломова советует ему вести активный образ жизни.

Меньше лежать, а больше двигаться, не есть жирную и тяжелую пищу, посещать театры, проводить время в движении на открытом воздухе, съездить отдохнуть и посмотреть заграницу, а также общаться с женщинами.

Он предупредил Обломова, что если вести такой образ жизни, то он может рано умереть от остановки сердца (инсульта). В этом доктор оказывается прав, Илья Ильич умер в возрасте 40 лет от инсульта.

Отношения Обломова и доктора не выходят за рамки пациента и лечащего врача. Их общение сдержано и спокойно, хоть и длиться многие годы.

Сочинение про Доктора (в произведении Обломов)

В известном романе Гончарова «Обломов» доктор – очень важный персонаж. Автор его описывает довольно-таки немолодым мужчиной, небольшого роста, имел брюшко, на щеках всегда был приятный розовый румянец, на голове выступили залысины. В целом, складывается довольно положительны образ.

Доктор всегда был снисходителен ко всем. К своим пациентам герой относился с уважением, внимательно, никого не оставлял без внимания. Илья Ильич Обломов был уверен в профессионализме доктора, считал его замечательным специалистом, который имел огромный опыт в медицине. Знакомы герои уже не первый год и только ему Обломов доверял свою жизнь, как никому другому.

Обломова притягивал взгляд доктора, который был пронизан добротой, заботой ко всем. Он часто улыбался, просто так, без повода, всегда старался найти во всем нечто-то положительное.

Обратите внимание

Естественно, доктор хорошо зарабатывал, ведь был замечательным специалистом. В постоянных клиентах героя числились довольно-таки состоятельные люди. Доктор всегда следил за собой и выглядел опрятно. Его повседневный наряд: красивый фрак, уложенные волосы, приятный аромат и восхитительный перстень, который он носил на правой руке.

В свою очередь, Илья Обломов был довольно-таки ленивым человеком. Гончаров описывал один день из жизни главного героя. Илья Ильич не ходит в гости, а если ходит, то редко. Чаще к нему приходит в день около 6 посетителей. Доктор тоже заглядывает к мужчине довольно часто. Главной целью таких визитов обычно является удостоверение в том, что с Обломовым все в порядке.

Обломов часто жалуется доктору на болезни, просит что-то посоветовать или как-нибудь помочь. Когда доктор выслушал все, что говорил Обломов, герой задумываемся. После молчаливой паузы доктор готов дать диагноз Обломову – инсульт в таком раннем возрасте.

Доктор снабжает Обломова всей необходимой информацией, дает огромное множество советов. Однако, Обломов не горел желанием выполнять предписания врача. Герой просто не хотел уходить от привычного ему образа жизни.

Когда доктор посещает главного героя, то советует ему больше двигаться и меньше нежиться в постели. Так же доктор говорил о том, что нужно есть полезную пищу, больше времени проводить в культурных заведениях, можно даже смотаться за границу.

Доктор, естественно, предупредил упрямого Обломова о том, что если ничего не измениться в его жизни, то тот может скончаться в раннем возрасте. К сожалению, доктор был прав. Обломов умер от инсульта, когда ему было 40 лет.

Можно сказать, что отношения между доктором и пациентом Обломовым не выходили за какие-то границы. Все их общение было спокойным и длилось не один год.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/doktor-v-romane-oblomov

Характеристика главных героев романа «Обломов»

Роман «Обломов» является одним из ярчайших произведений русской литературы 19 века, которое и в наши дни волнует читателей остротой поднятых автором вопросов.

Книга интересна, прежде всего, тем, что проблематика романа раскрывается через метод антитезы.

Противопоставление в «Обломове» главных героев позволяет подчеркнуть конфликт между разными мировоззрениями и характерами, а также лучше раскрыть внутренний мир каждого персонажа.

Действие произведения разворачивается вокруг судеб четырех главных героев книги: Ильи Ильича Обломова, Андрея Ивановича Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (некоторые исследователи дополняют этот список Захаром, однако по значимости в повествовании он все-таки относится к второстепенным действующим лицам). Через мужские и женские персонажи в романе автор анализирует разные аспекты социальной и личной жизни человека, раскрывает многие «вечные» темы.

Илья Обломов и Андрей Штольцглавные герои «Обломова» Гончарова. По сюжету романа мужчины познакомились еще в школьные годы и, сдружившись, продолжали поддерживать друг друга даже спустя десятилетия. Обломов и Штольц являются примером действительно крепкой, надежной и плодотворной для обоих мужчин дружбы.

Важно

Илья Ильич видел в Андрее Ивановиче человека, который всегда готов и, что самое важное, знает, как решить его проблемы с окружающими, с расходами и доходами поместья.

Для Штольца же Обломов являлся приятным собеседником, компания которого действовала на Андрея Ивановича умиротворяющее и помогала вернуться к душевному спокойствию, которое он нередко терял в погоне за новыми достижениями.

В «Обломове» персонажи представлены как антиподы – совершенно разные и практически ни в чем не похожие герои. Это ярко прослеживается в изображении судеб Обломова и Штольца.

Илья Ильич рос «тепличным», «комнатным» ребенком, которого с малых лет приучали к барскому образу жизни, лени и отношению к новым знаниям как к чему-то необязательному и не нужному.

Окончив «для галочки» школу и университет, Илья Ильич поступает на службу, где его ждет одно из первых разочарований в жизни – на работе нужно бороться за свое место, постоянно трудиться и быть лучше других.

Однако самым неприятным для Ильи Ильича становится то, что его сослуживцы так и остаются малознакомыми людьми, а не становятся для мужчины новой семьей. Не приученный к разочарованиям и ударам, Обломов после первой же неудачи на работе опускает руки и закрывается от общества, создав свой особый мир иллюзорной Обломовки.

На фоне деятельного, стремящегося вперед Штольца Илья Ильич выглядит ленивым, апатичным увальнем, который просто не хочет что-либо делать сам. Детство и юность Андрея Ивановича были наполнены новых впечатлений.

Читайте также:  Цитаты из рассказа "один день ивана денисовича" солженицына

Не страдая от чрезмерной опеки родителей, Штольц мог на несколько дней уйти из дому, сам выбирал себе дорогу вперед, много читал и практически всем интересовался. Любовь к знанию Андрей Иванович почерпнул у своей матери, тогда как практичный подход ко всему, упорство и умение трудиться – у своего отца-немца.

Совет

По окончанию университета Штольц покидает родное имение, самостоятельно строя свою судьбу, зарабатывая материальные блага и знакомясь с нужными людьми.

Мужские образы героев в романе «Обломов» – два способа реализации человека в обществе, два ведущих начала, которые не находят гармоничного соединения ни в одном из персонажей.

С другой стороны, Штольц и Обломов идеально дополняют друг друга, помогают друг другу в поиске самых важных вещей для достижения истинного, а не иллюзорного счастья.

Ведь Обломов в своих мечтах по отстройке Обломовки представал человеком не менее деятельным и общительным, чем его друг, тогда как Штольц на протяжении всего романа продолжает тянуться к тому душевному спокойствию, которое находил в Обломове.

В итоге, неосознанно для себя, Андрей Иванович создает некое подобие Обломовки в собственном поместье после брака с Ольгой, постепенно превращаясь в человека, привязанного к родному дому и ценящему однообразное, спокойное течение времени.

Несмотря на то, что характеристика героев «Обломова» построена на антитезе, ни Обломов ни Штольц не являются идеалами Гончарова, а скорее представлены в качестве крайнего проявления в человеке «обломовских» и «прогрессивных» особенностей. Автор показал, что без гармонии этих двух начал личность не будет чувствовать себя полноценной и счастливой, не сможет реализовать себя как в социальном, так и в духовном плане.

Главные героини романа «Обломов» также противопоставлены друг другу. Ольга Ильинская – барышня из состоятельной семьи, с детства обучалась грамоте, наукам и искусству пения, активная и целеустремленная девушка, которой нравится самостоятельно выбирать свою судьбу, не подстраиваясь под мужа или близких.

Ольга совсем не похожа на кроткую, домашнюю Агафью, готовую на все ради любимого человека, способную приспособиться к любому образу жизни, лишь бы Обломов был счастлив.

Обратите внимание

Ильинская не была готова пойти за желаниями Ильи Ильича, стать его идеалом «обломовской» женщины, основной сферой деятельности которой будет домашнее хозяйство – то есть предписанные «Домостроем» рамки.

В отличие от необразованной, простой, тихой – истинного прообраза русской женщины – Агафьи, Ольга является абсолютно новым для русского общества типом эмансипированной женщины, которая не согласна ограничивать себя четырьмя стенами и приготовлением пищи, а видит свое предназначение в непрерывном развитии, самообразовании и стремлении вперед.

Однако трагичность судьбы Ильинской состоит в том, что даже выйдя замуж за активного, деятельного Штольца, девушка все равно перенимает классическую для русского общества роль жены и матери, мало в чем отличающуюся от роли, описанной в «Домострое».

Несоответствие желаний и реального будущего приводит к постоянной грусти Ольги, ощущения, что она не прожила той жизни, о которой мечтала.

Главные герои романа «Обломов» – интересные, привлекающие личности, чьи истории и судьбы позволяют лучше понять идейный смысл произведения.

На примере мужских персонажей автор анализирует темы человеческого развития, становления в обществе, умения ставить цели и достигать их, а на примере женских – раскрывает тему любви, преданности, умения принять человека таким, каков он есть.

Обломов и Штольц – персонажи не только противопоставляемые, но и взаимодополняющие, как, впрочем, и Ольга с Агафьей.

Приняв либо выработав в себе черты и качества образа-антипода, герои могли бы стать абсолютно счастливы и гармоничны, ведь именно в непонимании пути к истинному счастью и кроется трагизм персонажей «Обломова». Именно поэтому их характеристики в романе Гончарова не имеют исключительно отрицательной или положительной окраски – автор не приводит читателя к готовым выводам, предлагая самому выбрать правильный путь.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/glavnye-geroi-harakteristika.html

Потрет как средство создания образа в романе «Обломов»

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Потрет как средство создания образа в романе «Обломов»

  Скачать сочинение

    Гончаров в чем-то продолжил гоголевские традиции. И этим «чем-то» являются описания. Автор романа тщательно вырисовывает словом, как художник кистью, пейзажи, детали и портреты. Именно о портрете мне бы хотелось порассуждать подробнее.     Для любого писателя портрет – это возможность ввести читателя во внутренний мир героя, раскрыть как можно полнее его характер.

Ярче всего сущность героя показывает лицо. Но Гончаров идет дальше: он предает особенности положений и движений героя.
    Вспомним, прежде всего, портрет Обломова, нарисованный в самом начале.

Помимо очень живописного описания его глаз, рта и выражения лица, Гончаров замечает: «Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенной своего грации ленью». (Хочется отметить, что именно в портрете впервые употребляется ключевое слова первой части – лень). И вот уже Обломов, будто живой предстает пред глазами читателя.

Важно

Кажется, что нет человека спокойнее, уравновешеннее, добрее этого скучающе-беспечного героя. Все его отношение к жизни сквозит через взгляд, выражение лица, бессмысленную задумчивость. Мы ещё не знаем его поступков, но уже почти знаем его характер.

    Далее следует не столь длинные, но тоже очень ёмкие, четкие, будто фотографии с характеристиками, портреты посетителей Обломова: жизнерадостный и изящный Волков; задумчивый, спокойный и сознательный Судьбинский; небрежный Пенкин; «неопределенный» и незаметный Алексеев; грубый и неопрятный Тарантьев.

Все это живые лица с определенными жизненными позициями, с разными судьбами, но они все же второстепенные герои и прослеживать их поступки Гончаров не собирается (за исключением Тарантьева). Однако здесь приходит на помощь портрет и можно вполне предугадать, что с этими людьми случиться в будущем.
    Во второй части романа на сцене появляется Штольц.

Антипод Обломова по характеру, он столь же противоположен ему по внешности. У Обломова – изнеженное тело, а Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов», у главного героя «пухлые руки», а его антипод – худощав. Даже белому, неестественному цвету лица Обломова Гончаров противопоставляет «ровный, смугловатый» цвет лица Штольца.

Портрет еще больше противоречий придал образам Штольца и Обломова.
    Портрет Ольги Ильинской – это воплощение грациозности, сосредоточенности, лёгкости. Сразу создается впечатление, что эта, казалось бы, далекая Обломову девушка, непременно будет общаться с ним, привяжется к нему (как противоположный Обломову Штольц стал ему лучшим другом).

И когда в VI главе автор описывает образ идеальной жены для Обломова, он как будто совпадает с портретом Ольги. Но в жизни героя все оказалось гораздо прозаичнее: встретив Агафью Матвеевну Пшеницыну с беспрестанно движущимися белыми локтями, он будто возвращается в Обломовку. Поэтому портрет Пшеницыной стал ознаменованием невозможности возрождения Обломова.

    Таким образом, портрет в романе «Обломов» усиливает противоречия между героями и помогает читателю глубже понять сущность и трагедию обломовщины.

15568 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Потрет как средство создания образа в романе «Обломов»

Смотрите также по произведению “Обломов”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00026101184864158716/woid/00012601184773069654/

Прием антитезы в романе «Обломов»

Прием антитезы в романе «Обломов»

Основной сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» был заложен еще в первом романе «Обыкновенная история» (1847 г.). Действительно, как заметил В. Г. Белинский, «Адуев (главный герой романа «Обыкновенная история») мог бы заглохнуть в деревенской дичи и апатии и лени».

Ну чем не сюжет будущего романа?
История создания и публикации романа «Обломов» была довольно долгой и трудной.

В общей сложности писатель создавал его в течение 10 лет: в 1849 году вышла в свет часть романа «Сон Обломова» и только в 1859 году в журнале «Отечественные записки» — весь роман целиком.

Совет

Этот роман доказал, что И. А. Гончаров — мастер слова. Он использует в своем творчестве различные художественные приемы: портретную характеристику, роль детали, интерьер, пейзаж. Все это помогает показать психологию и душевное состояние главных героев романа.
И. А.

Гончаров широко использует и Прием антитезы в романе «Обломов». Он противопоставляет героев друг другу, чувство и рассудок, покой и действие, жизнь и смерть.

Жизнь Обломова в детстве противопоставляется его существованию на Гороховой улице, когда герой уже разочаровался в суете столичной жизни, в службе и хлопотах, связанных с ней.

Использование Прием антитезы в романе «Обломов» помогает читателю понять замысел Гончарова, почувствовать душу героя. При помощи противопоставления писатель выделяет особенные, неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других персонажей романа. Образы, созданные автором, поражают живостью, яркостью и оригинальностью.

Сначала я хотела бы рассмотреть основное противопоставление в романе: Штольц и Обломов. Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством. Почему же эти герои столь различны? Автор пытается в этом разобраться, показывая родителей героев. Илья и Андрей учились вместе.

Но как же относились их родители к образованию? Хозяева Обломовки постоянно придумывали предлоги, чтобы освободить обожаемое чадо от занятий. Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности.

Читайте также:  Краткое содержание "путешествия из петербурга в москву" радищева по главам читать (краткий пересказ)

В Обломове эти черты просто-напросто отсутствуют. Он — ненужный для общества человек, «бременящий даром землю» (Н. В. Гоголь). Об этой пассивности Обломова как о национальной черте писал критик Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?».

Увлекшись этой идеей, критик совершенно забыл о положительных чертах героя: о его прекрасном добром сердце и «голубиной нежности». Пришвин писал так о главном герое романа: «Его покой — запрос на высшую ценность, которая достойна непокоя». И действительно, идеалы и запросы Штольца пошлы и суетны.

Обратите внимание

В нравственном отношении Илья Ильич превосходит своего друга. Ольга Ильинская способна полюбить лежебоку Обломова, а Штольца она всегда, даже после замужества, не перестает считать старшим братом и другом.

Обломов тоже любит Ольгу. Но его любовь чиста, бескорыстна, искренна. А Ольга привязана к Илье Ильичу, потому что ей интересно попробовать свои силы, «расшевелить», оживить героя.

Ольга эгоистична: она обижается и злится сначала на Штольца, потом на Обломова за признание Ильи Ильича, ведь оно не входило в замысел «эксперимента». Здесь мы также видим антитезу: противопоставляется Ильинская Обломову как самолюбивая героиня, сторонник деятель-•ного начала.

Обломов сам понимает, что не достоин Ольги: вспомним его жалкую улыбку в сцене, когда Ольга жестоко говорит о неспособности героя жить для нее. Я уверена, что Илья Ильич никогда бы не смог говорить так зло с любимым человеком. Обломов не был бы счастлив с Ольгой.

Она совсем не похожа на ту женщину, которую представлял себе герой в качестве жены. Ему нужна была безропотно любящая, мягкая, домовитая женщина, такая, как Агафья Пшеницына.

Агафья Пшеницына является, в свою очередь, антиподом Ольги Ильинской. Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже об образовании, чертах характера.

Она не способна ни понимать книги, которые читает Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни
Глубоко прочувствовать благородство души Ильи Ильича. Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней.

Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит свое человеческое счастье Обломов.

Важно

В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин.

Таким образом, Обломов уже и самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям. Так, Пенкин пишет обличительные статьи, направленные против падших людей. Обломов противостоит Пекину: он говорит о сострадании, гуманизме, о том, что нужно не обличать, а подать руку падшему человеку.

Прием антитезы в романе «Обломов» применяется не только по отношению к героям. Так, жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его жизни в Петербурге. В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком. Вспомним, как герой убегает от няни к оврагу («Сон Обломова»). Повзрослев, герой остается избалованным ребенком в душе, но он перестает интересоваться жизнью.

Любопытно было бы рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира во сне Обломова. То, что находилось «до оврага», называлось своим и считалось единственно хорошим и правильным. То, что «за оврагом»,— опасным и страшным. Обломов, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире. Поэтому для героя Петербург — место «за оврагом».

Петербург особенно контрастирует с Обломовкой: суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую, сонную, застойную жизнь родного гнезда. В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания, там навсегда заведен особый распорядок. В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные, люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то бумаги.

Все это не по душе Обломову.

Как мы увидели, весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный прием писателя. Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов, жизненностью ситуаций, писательским мастерством.

И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».

Источник: http://historylib.net/priem-antitezy-v-romane-oblomov/

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе.

Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына».

Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Совет

Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении.

Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова.

Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками.

Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова.

В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права.

Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.

Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.

Обратите внимание

Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе.

Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.

Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком‑то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.

Источник: http://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova-oblomov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector